Короче – должно жить в Единой, Святой, Соборной, Апостольской Церкви и той же Церковью. Старцы «пещер Богом зданных», когда говорят о Церкви, то свидетельствуют о ней не столько со стороны догматической, сколько со стороны нравственной. Для спасения это имеет не менее важное значение. Определяя, что такое Церковь , епископ Феодор (Текучев) († 1985), проживший в святой обители более 20 лет, говорит: « Церковь – лечебница всех наших недугов Духом Святым» (460). Церковь – спасительный корабль – «спасение души и мира». В ней очищаемся от грехов. «В Церкви – Сам Глава Христос... Раз я в Церкви, Глава её ведёт и меня». В Церкви мы имеем всё для спасения (митр. Вениамин (Федченков) . – 335). Мир занят земной работой. « Церковь , не обращая внимания, делает своё дело. Мир своими делами занимается, а Церковь поёт: «Верую во Единаго Бога Отца Вседержителя...» – и так всё до конца. Верует в иную истину и провозглашает её! Это – среди мира» (еп. Феодор (Текучев). – 461). И потому, что важнее всего прочего, что несравненно ценнее? «Быть в истинной Церкви Христовой» (митр. Вениамин (Федченков) . – 335). Пребывание в ней «важнее всякой «правды», «добродетельности», «святости» у раскольников... Истинно» (336). Уход из Церкви – «огромное зло... Раскол – во всяких формах! Раскольники – духовно испорченные, и несут постоянно в себе эту порчу. И лишь по воссоединении выправляются духовно... Они в порче. И других портят. Несомненно... Они искривлены и вредоносны. Они – разрушители Церкви, Тела Христова!.. Патриарх Тихон живоцерковников обозвал даже «антихристами» (335). Жизнь вне Церкви «есть выпадение с истинного пути» самих раскольников и соблазн многим другим. «Сам Господь сказал о непослушании Церкви: «Да будут тебе, яко язычник и мытарь!» Чужие!.. И вообще, власть (архиерейская, в частности) не имеет права самочинничать или мироволить вредителям... И отцы – нуждаются в твёрдой власти» (митр. Вениамин (Федченков) . – 336). Итак, «почитай Церковь – и Бог почтит тебя» («Старческие советы». – 527). 6. Сохранение неизменно Православной Веры

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

на чашку чая». После приветствия Владыка начинал благословлять братию… Под благословение подходит иеродиакон Корнилий, согнувшись, маленького роста. Митрополит Иоанн его благословляет и спрашивает:«Отец Корнилий, ты что так согнулся?» Иеродиакон что-то отвечает невнятно. Владыка наклоняется к нему, выслушивает его и на всю трапезную говорит: «Ну, понял, это сейчас модно». Такие были добрые шутки у митрополита Иоанна, никого не обижающие, а наоборот, поднимающие настроение братии и гостей… Бескровный мученик Наместник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрит Алипий (Воронов) управлял обителью с 1959 по 1975 год. Нами в книге «Врата Небесные» написано подробно о деятельности приснопамятного отца Алипия. Здесь же я только добавлю о том, что ему пришлось выдержать жестокое гонение на Русскую Православную Церковь в хрущевское время… Казалось бы, все работало на уничтожение Церкви… Архимандрит Алипий (Воронов) Отец Алипий молился, трудился, благотворил, собирал уникальные картины, которые перед своей кончиной передал в музеи страны. Одним словом – казалось, жил не унывая… Однако только Господу известно, как скорбело его сердце и душа, какие утешения и внутренние благодатные радости посещали его… Это было бескровное мученичество, подобно стоянию у Креста Господня апостола и евангелистаИоанна Богослова… Апостол Южной Америки ХХ века Епископ Феодор (Текучев Дмитрий Васильевич, †1983 г.) родился в 1908 году на Дону в семье служащего… Он разделил со многими судьбу врангелевского эмигранта… Невзирая на сложности эмигрантской жизни, Дмитрий получил хорошее светское образование. Его духовным наставником был митрополит Вениамин (Федченков) , по благословению которого Дмитрий Васильевич принял монашеский постриг и священный сан… Иеромонах Феодор (Текучев) сохранил каноническое послушание местоблюстителю Патриаршего Престола Высокопреосвященнейшему митрополиту Сергию (Страгородскому). В Северной Америке под омофором митрополита Вениамина (Федченкова) иеромонах Феодор служил с 1936 по 1937 год на Серафимовском и Иверском подворьях в Нью-Йорке.

http://azbyka.ru/fiction/budte-sovershen...

Встреча с Православием Иеромонах Симеон (Томачинский) Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Протоиерей Андрей Филлипс Иеромонах Серафим (Старков) Схиигумен Савва (Остапенко) Протоиерей Андрей Ткачев Протоиерей Андрей Филлипс Святителя Альдгельма (память 25 мая/7 июня – преставление), жившего в «золотой век» английского Православия, бесспорно, можно назвать величайшим ученым не только Англии, но и всей Западной Европы VII столетия. Как писал о нем преподобный Беда Достопочтенный, «Альдгельм был известен как гладкостью своего стиля, так и эрудицией в церковных и общих науках». К сожалению, о нем сейчас знают мало, а его творения, включающие стихотворения, 13 писем и пространное поучение о целомудрии, были переведены на современный английский язык лишь во второй половине XX века. Иеромонах Арсений (Писарев) Епископ Феодор (Текучев) Когда мать рожает и не может разрешиться от бремени, она обращается к Церкви! Когда надо крестить младенца, мы обращаемся к Церкви. Надо миропомазывать — Церковь для нас совершает это Таинство. Надо причастить младенца — опять мы обращаемся к Церкви. Надо нам исповедоваться, каяться в своих грехах — мы обращаемся к Церкви. Заболеваем — обращаемся к Церкви. Посещает нас радость — обращаемся к Церкви, чтобы воздать благодарение Господу, благодеющему нам! Собираемся венчаться — обращаемся к Церкви. Думает ли кто принять монашество — Церковь облекает его в ангельский образ. Протоиерей Андрей Ткачев Иеромонах Иов (Гумеров) Сегодня знаменательный день, ибо закончился целый период церковного года. Он начался с покаяния мытаря – с приготовительной седмицы перед Великим постом. И мы помним то воскресенье, когда приносили мытарево покаяние. Прошли приготовительные седмицы, прошли Великий пост, Святую Четыредесятницу, затем молились во время Страстной седмицы. Встретили Святую Пасху, пережили с победоносной радостью Светлое Христово Воскресение и всю Светлую Седмицу были в праздничном победоносном настроении. Прошли святую Пятидесятницу, и вот, после дня Пресвятой Троицы, после сошествия Святаго Духа мы сегодня, в ближайшее воскресенье по Пятидесятнице, торжествуем всех святых, которые угодили Богу. (MP3 файл. Продолжительность 11:52 мин. Размер 5.7 Mb) Елена Лебедева Схиигумен Савва (Остапенко) Александр Богатырев Архиепископ Егорьевский Марк (Головков) В других разделах

http://pravoslavie.ru/put/page108_1078.h...

Здесь совершается молитва о усопших, которая называется Панихида… После кончины душа человеческая проходит «мытарства», то есть некий частный суд, где перед душой предстаёт вся жизнь: добрые дела и злые… Молитва Церкви, в том числе и Панихида, милостыня о усопших помогают душе пройти мытарства и получить упокоение… На сем месте погребены: архимандрит Мефодий (Холмский), Митрополит Вениамин (Федченков) , Архиепископ Владимир (Кобец) , убиенный схиепископ Макарий (Васильев) , Валаамские старцы, Архимандрит Серафим (Розенберг) , старец Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) . В храме Воскресение Словущее [ править править код ] Храм в честь Воскресения Христова построен в Богом зданных пещерах в знамение всеобщего воскресения рода человеческого. Здесь погребены: архиепископ Андрей (Сухенко) , епископ Иоанникий (Сперанский) , епископ Феодор (Текучев) , архимандрит Алипий (Воронов) , архимандрит Нафанаил (Поспелов), архимандрит Иероним (Тихомиров), схиигумен Савва (Остапенко) и многие другие. Храм Воскресение Словущее устроен в первой половине ХХ века на месте самого первого храма, где молились пустынники с первоначальником преподобным Марком Псково-Печерским. Устроители храма – семейство Соломенцевых. Завершить все работы по устройству храма помешала развязанная фашистами Вторая мировая война. В настоящее время благоустройство храма продолжается: устроен новый Престол из благородного камня, готовятся мозаичные иконы на стены… Покровский храм [ править править код ] Божия Матерь хранит Псково-Печерский монастырь. Знáком Ея милости является Покровский храм обители, построенный в благодарность Пресвятой Богородице за помощь и заступление. Строительство Покровского храма украсило фасад Успенского собора. Объединенная кровля храмов напоминает собой купола Успенского собора Киево-Печерской Лавры… Благословение Пресвятой Богородицы явно простирается и на Псково-Печерский монастырь. Божия Матерь молится к Сыну Своему и Богу о нас непрестанно, день и ночь. А мы должны жизнь свою проводить в духе Христовых Евангельских заповедей, получая духовную силу для этого в Таинствах Исповеди и Святого Причащения. Тогда молитвы о нас Пресвятой Богородицы будут для нас спасительны и действенны. Сретенский храм [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Фотопаломничес...

Вот имена, некоторых из них: А.В. Карташов прот. Сергий Булгаков В.В. Зеньковский С.С. Безобразов (будущий еп. Кассиан) прот. Георгий Флоровский. Сокурсниками отца Варсонофия по Богословскому институту были, будущие епископы Феодор (Текучев) и Дионисий (Лукин) Некоторое время отец Варсонофий служил при женской обители-приюте " Нечаянной Радости " в Гарган-Ливри, где игуменией была мать Евгения (Митрофанова). Митрополит Евлогий определил его туда своим Указом, от 5/18 ноября 1926 г. но ждало его другое поприще. В следующем 1927 г. иеромонах " был послан в Марокко ради основания православного прихода в Рабате " Русские люди в нуждались в священнике, " ...подбодренные временным пребыванием греческого архимандрита отца Василия (Левандоса), путешествовавшего в 1926 г. от Иерусалимского патриарха через Марокко в Америку, русские в Марокко создали временную комиссию по созданию прихода и подыскании средств на содержание священника. Комиссия уполномочила топографа А.Ф. Стефановского снестись с митрополитом Евлогием. Переписка Стефановского сначала с викарием митрополита Евлогия - епископом Вениамином (Федченковым), а позже и с самим митр. Евлогием, живущим в Париже, увенчалась успехом. 23 августа 1927 г. за последовал указ следующего содержания: " Иеромонаху Варсонофию, настоящим командируетесь Вы с 15 августа с.г. в Марокко для организации там прихода, о чем и посылается Вам настоящий указ " " Я внял призыву о помощи из далекого Марокко и послал туда своего человека - самоотверженного отца Варсонофия (Толстухина), иеромонаха Валаамского монастыря, " старостильника " , покинувшего родную обитель из-за разногласия со сторонниками нового стиля " , - пишет владыка Евлогий в своей книге " Путь моей жизни " В октябре 1927 г. священник прибыл к новому месту служения Вот какую характеристику своей русской пастве дал сам прибывший: " Русские элементы сложились из следующих составных частей: Во-первых, - эмигранты, отбывшие срок в Иностранном легионе и в его рядах участвовавшие в войнах по замирению Марокко, перешедшие потом по гражданской части...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/409/...

– А какую память он оставил после себя как преподаватель Свято-Сергиевского института в Париже? – Там все непросто.Известно, что митрополит Евлогий (Георгиевский) был очень критично настроен по отношению к владыке Вениамину. Но отмечал, что благодаря инспектору епископу Вениамину институт приобрел характер полумонашеского учебного заведения, со своим особенным уставом. Это и трапеза, подрясники, и, конечно, это подготовка к пастырскому служению. И его парижские ученики – епископ Феодор (Текучев), архимандрит Стефан (Светозаров) – верно следовали за ним всю жизнь. Весьма показательны воспоминания митрополита Антония (Блума), в которых он рассказывает, почему выбрал для служения Московскую Патриархию. Он пришел на квартиру к епископу Вениамину в Париже (тогда митрополит Евлогий уже был в Константинопольской юрисдикции). Он увидел квартирку, где люди спали кто на полу, кто на столе, кто на кровати, а на входе у коврика – сам владыка. И тогда будущий митрополит Антоний твердо решил: это самая правильная юрисдикция. И принадлежал всегда только к Московской Патриархии, несмотря на все искушения, имевшиеся в эмигрантской среде. – Какие уроки из семинарской и академической жизни владыки Вениамина может почерпнуть для себя современный воспитанник духовной школы? – Здесь надо отметить, что для подавляющего большинства нынешних семинаристов и академистов их выбор является личным, свободным, а не вынужденным и сословно обусловленным. Поначалу у Ивана была одна задача – получить хорошее образование. Но ему нравилось учиться, он тянулся к знаниям, а самое важное – он хотел быть только в Церкви. Вот это и есть, наверное, самый главный урок для нынешних воспитанников духовных школ. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Вячеслав 5 октября 2012, 11:34 Очень интересны размышления владыки Вениамина о Литургии, двунадесятых праздниках, а также его мемуары " На рубеже двух эпох " . Многое уже опубликовано. Насколько я знаю, Псково-Печерский монастырь, где владыка проводил последние годы жизни на покое, собирает материалы для его канонизации. Владыка вел очень внимательную внутреннюю жизнь и оставил драгоценные для нас записи как о своих переживаниях, так и о церковно-государственном быте прошлых времен. Мне кажется, это был очень светлый, в чем-то по-детски наивный человек, с пасхальным мироощущением.

http://pravoslavie.ru/30001.html

Мы старались усердно трудиться, подражая взрослым. Особенно запомнились работы по выравниванию и мощению камнем подъезднойдороги к монастырю на участке от башни Нижних решеток до Варваринского храма. Вынутый грунт с дороги на тачках мы вывозили в овраг для отсыпки. Мастера выкладывали камнями дорогу и делали подпорную стенку, а мы подвозили на тачках строительные материалы. Ежедневно мы ездили на автомашине в карьер за песком, который грузили и разгружали вручную, а также объезжали близлежащие колхозные поля и хутора, где собирали на обочинах дорог природные валуны и камни. Иногда ездили на грузовике в эстонские хутора за дровами. Все это составляло наш труд. В трапезной, в будние и праздничные дни, мы во время обеда разносили к столам братии первые и вторые блюда, чай. Вечером на ужине в Братской трапезной мы также обслуживали братию и паломников. Затем, когда начинались вечерние молитвы, отец Иероним прикрывал дверь из раздаточной в трапезную, чтобы мы могли спокойно покушать. К чаю батюшка Келарь всегда давал нам какие-нибудь сладости. Человека четыре школьников и паломников обслуживали ужин, а во время обеда – человек пять-шесть, включая монахов и послушников. По воскресеньям у нас был обычай: после Богослужения и обеда мы брали акварельные краски и рисовали виды монастыря в саду или сидели на ступенях гульбища возле башни и читали книжки. Однажды в один из таких воскресных дней мы увидели группу молодых людей, человек пять, которые шли по гульбищу в нашу сторону. В это же время в саду на скамеечке сидел епископ Феодор (Текучев) и читал газету. Мы вспомнили благословение отца Алипия, что в башню никого нельзя пускать, и тут же закрылись в башне. Туристы подошли к башне и начали стучать в металлическую дверь: «Ребята, откройте, мы только хотим посмотреть». Чтобы послушание не нарушить, мы их не пустили. Они вернулись расстроенные в сад, подошли к епископу Феодору и сказали ему, что ребята в башне безобразничают, и еще кое-что тому подобное… Владыка их вы- слушал, позже при встрече сообщил папе. Мы объяснили папе ситуацию, и все стало ясно…

http://azbyka.ru/fiction/budte-sovershen...

При освобождении Украины от немцев, епископ Никодим (Гонтаренко) оставлен был на покое в Почаевской лавре; архиепископ Симон в 1945 г. получил назначение на Полтавскую, а епископ Иов в том же году на Измаильскую кафедру. Епископы Вениамин (Новицкий) и Панкратий (Гладков) были арестованы НКВД и отправлены в сибирские концентрационные лагеря, где владыка Панкратий вскоре погиб. В 1944 г. Красная Армия почти безостановочно продвигалась на запад; исход войны был уже предрешен. Пасхальное послание пастве Святейшего Патриарха Сергия 1944 г. заканчивалось выражением благодарности Богу за Его благодеяния и призывом к молитве за всех, несущих крест служения Богу и ближним 434 . Почти все дни Страстной и Пасхальной седмицы Патриарх Сергий совершал богослужения. На призывы поберечь свое здоровье он отвечал: «Поди-ка, дождись следующей Пасхи». Своим чередом шли и труды Святейшего по текущему управлению Русской Православной Церковью. 14 мая 1944 г. Патриарх Сергий совершил в Ризоположенском храме хиротонию во епископа Можайского архимандрита Макария (Даева). Вечером он обсуждал с управляющим делами Патриархии протоиереем Н. Ф. Колчицким вопросы, связанные с предстоящим заседанием Синода. Святейший проснулся 15 мая в 6 часов. Но когда в 6 часов 50 минут его келейник архимандрит Иоанн (Разумов) вошел в спальню, он застал Святейшего бездыханным. Врач определил смерть от кровоизлияния в мозг. 16 мая останки Патриарха Сергия были перенесены для погребения из Патриархии в кафедральный Богоявленский собор. У собора гроб ожидала несметная толпа православного верующего народа. В день кончины Патриарха Сергия было вскрыто его завещание, составленное в начале Великой Отечественной войны. В согласии с волей почившего первосвятителя Священный Синод утвердил Местоблюстителем патриаршего престола митрополита Ленинградского Алексия (Симанского). Телеграммы и письма с выражением соболезнования по случаю кончины Святейшего Патриарха Сергия прислали Патриархи Константинопольский Вениамин, Александрийский Христофор, Антиохийский Александр, Иерусалимский Тимофей, Грузинский Каллистрат, Коптский Макарий; иерархи Московской Патриархии, совершавшие свое служение за рубежом: митрополиты Вениамин (Федченков) , Сергий (Тихомиров) , епископ Феодор (Текучев); архиепископы Кентерберийский и Йоркский, Совнарком СССР, посольства Великобритании, Канады и Китая в Москве, начальник французской военной миссии в Москве Е.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Святой подвиг псково-печеркских старцев Аще сия весте, – учит Господь, – блажени есте, аще творите я ( Ин. 13, 17 ). Зная православную веру, должно её свято сохранять и по ней жить. Ничего нового, «противного святой православной вере» вводить нельзя (523). В тетради дневных записей схиигумена Луки (Земскова) († 1968) сохранились следующие многозначительные строки, повествующие о твёрдости стояния за Святое Православие преподобного Максима Исповедника († 662): «Восточная Церковь была заражена ересью, а западная нет. Когда был приведён святой Максим из заточения в царев дворец для допроса, и сказали ему: «Вчера пришли из Рима два апокрисария, и завтра, в день Воскресный, будут причащаться с Патриархом Пречистых Таин», Преподобный ответил: «Если и вся Вселенная начнёт причащаться с Патриархом, я не причащусь с ним. Ибо я знаю из писаний святого апостола Павла, что Дух Святый предаст анафеме даже Ангелов, если бы они стали благовествовать иначе, внося что-либо новое ( Гал. 1, 8 )» (243). Если ниспровергаются догматы – ниспровергается и сама Церковь . «От новшеств возникают обыкновенно различные ереси и расколы, от каковых да сохранит Христос всех православных (старец Паисий Величковский) († 1794)» (из «Печерской тетради». – 523). Но ниспровержение догматов может быть не только искажением истин веры, а и недостойной жизнью. «Знаете, почему Православие не имеет успеха? – вопрошает епископ Феодор (Текучев) и отвечает: – Потому, что мы живём плохо» (461). Как не вспомнить здесь размышление митрополита Вениамина (Федченкова) в день иноческого пострига, спустя после этого события 43 года (в 1950 г.): «Хранение именно святого Православия как основного сокровища нашей Церкви и Отечества – ... вот задача» (337). «Стой за чистоту Православия, – призывает своё духовное чадо иеросхимонах Михаил (Питкевич) († 1962), – много потерпеть тебе придётся, но крепко стой, хоть до смерти!» (195). Глава II. Борьба со злом «Спасение ещё заключается в борьбе с нашими страстями», – учит старец Симеон (Желнин) (98). Эта борьба сопряжена с немалыми трудностями, ибо зло пристаёт к человеку, «как заразная болезнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

«Вместо живой плодотворной практической церковной работы, – продолжал митрополит Григорий, – М[итрополит] Вениамин без нужды увлекался посвящениями в епископы, архимандриты и игумены, избирая для этого, как нарочно, мало подходящих лиц: еп[ископа] Феодора [Текучева] – полубольного (психически), еп[ископа] Антония [Васильева] – почти слепого старца, которого при богослужении надо водить странное поведение М[итрополита] Вениамина в отношении сдачи Кафедрального собора феофиловцам, неправильное толкование на суде Патриаршей телеграммы и спокойное разрешение одинаково посещать верующим храмы и православные и раскольнические, и 3) не менее странное отсутствие всякого содействия мне при исполнении моей миссии в Америке. Не осталось безрезультатным и «упрощенность» богослужения митрополита Вениамина, «игнорирование им соответствующей обстановки богослужения, попущение банкетных собраний в церковных залах и пр[очее]» . К сказанному, можем только заметить, что все посвящения совершались с благословения и одобрения патриарха Сергия (Страгородского). Другим обвинителем митрополита Вениамина стал Л.Н. Парийский, написавший, по свидетельству А.А. Кострюкова, «доклад, полный слухов, грязных домыслов и прямой клеветы (автор доклада постарался обвинить митрополита Вениамина в чем только можно, даже в том, что он не знал названий нью-йоркских улиц, по которым проезжала делегация)» . Представляется, что понять причины появления и содержания этих докладов можно только с учетом глубокого изучения как вопросов личных взаимоотношений авторов с экзархом, так и внутренней церковной политики и методов достижения необходимых Московской Патриархии результатов в условиях жесткого контроля Церкви со стороны государства. Мы не знаем доподлинно, насколько эти доклады были искренними и не являлись ли они очередной попыткой ввести в заблуждение «органы» для того, чтобы митрополита Вениамина впустили в страну без излишнего опасения. Так или иначе, но и «полубольной (психически)» епископ Феодор (Текучев), и «слепой старец» Антоний (Васильев) смогли вернуться на Родину.

http://bogoslov.ru/article/2657431

  001     002    003    004    005