Спасение наше – в терпеливом перенесении скорбей и страданий. Через них «мы прививаемся ко Кресту Христову и из него приемлем Силу Крестную – очищающую, освящающую и благословение Божие привлекающую. Нет иного пути ко спасению, как только через Голгофу и Крест. Как нельзя без воздуха дышать, без пищи – жить, без ног – ходить, так нельзя без скорбей войти в Царствие Небесное» (иеросхим. Симеон (Желнин). – 97). Конечно, переносить скорби нелегко, и потому люди не хотят их, но без них человек забывает Бога, перестаёт обращаться к Нему; «а в скорбях легче человеку вопить к Богу; тогда он всё оставит, а о Боге будет помнить. А без скорбей – едва ли» (еп. Феодор (Текучев). – 460). Чуждающийся скорбей подвергает сомнению своё вечное спасение «и за временную сладость этой жизни лишается вечного, присноблаженного покоя» (иеросхим. Симеон (Желнин). – 97). Без скорбей человеку трудно устоять против тяжелейших пороков – «гордости и самомнения» («Печерская тетрадь». – 525). Поэтому Псково-Печерские старцы сами – своим примером – являли терпение и призывали к терпению других. У схиархим. Агапия Борьба со злом (Агапова) всё тело было покрыто струпьями. Но от него слышали не жалобы на страдания, а утешения: «Терпи, терпи, видишь – я всё терплю» (177). Тех же, кто выражал неудовольствие по случаю скорбей, болезней, старцы вразумляли: «Хватит жаловаться! Терпи, терпи... Скорби да болезни – для души полезней» (иеросхим. Симеон (Желнин). – 95). «Терпи, и терпи всё – все злострадания, всю тяжесть труда, укорения, клевету, но больше всего бойся отчаяния – это самый тяжёлый грех» (иеросхим. Михаил (Питкевич). – 219). По наставлению старцев, верующий не должен не только жаловаться на свои телесные недуги, но даже и говорить о них, за исключением лишь тех случаев, когда скрыть их невозможно, но и в этом состоянии надо проявлять полнейшее терпение. «Ведь и вольные, и невольные страдания составляют как бы мученичество» (архим. Серафим (Розенберг) († 1994) – 482). 5. Послушание Послушание – это подчинение своей воли другому и даже полный отказ от своеволия. Насколько оно важно в духовной жизни – следует уже из того, что веление о нём старцы слышат из уст Самой Божией Матери. «Матерь Божия говорит, – свидетельствует схиархим. Агапий (Агапов), – «Послушание мы должны исполнять точно, без всяких отказов или уклонов. Послушание есть самое святое и высшее и приятное дело Спасителю нашему Иисусу Христу: на какую работу ни пошлют, туда и иди. И послушание есть вечная радость... Иди же к послушанию, Я там буду» (166).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Важнейшей задачей патриарха и Синода было замещение архиерейских кафедр. В послевоенные годы состоялись десятки архиерейских хиротоний. Так, в 1945 г. во епископа Воронежского был посвящен Иосиф (Орехов), впоследствии митрополит. В 1946 г. во епископа Ташкентского был хиротонисан ученик и почитатель патриарха Сергия Гурий (Егоров), позже занимавший Ленинградскую кафедру. В 1950 г. на Таллинскую кафедру был посвящен Роман (Танг). В 1953 г. на Ташкентскую кафедру хиротонисали Ермогена (Голубева), на Костромскую – Иоанна (Разумова), бывшего келейника патриарха Сергия; Михаила (Чуба) – во епископа Лужского. Великая Отечественная война вызвала глубокие перемены в умонастроении русской эмиграции: большая ее часть в победе нашей страны увидела победу русского оружия; массовое открытие церквей внушало надежду на то, что Россия становится на органичный для нее путь исторического развития, становится самой собой. Патриотизм и ностальгия побудили многих эмигрантов вернуться на родину; среди репатриантов были и священники, и архиереи. В 1947 г. из Соединенных Штатов вернулся митрополит Вениамин (Федченков) , назначенный сразу на Рижскую кафедру; из Америки вернулись также епископы Феодор (Текучев), Антоний (Васильев) и Алексий (Пантелеев); из Европы– митрополит Серафим (Лукьянов), архиепископ Иоанн (Лавриненко); из Китая – митрополит Нестор (Анисимов) , архиепископ Виктор (Святин), архиепископ Димитрий (Вознесенский), епископ Ювеналий (Килин), епископ Никандр (Викторов). 1948 г. принес с собой перемены к худшему в положении Православной Церкви в Советском государстве. Впрочем, первые признаки осложнения ситуации появились годом раньше в виде ужесточения антицерковной пропаганды, которая во время войны и в первые послевоенные годы несколько поутихла. В 1947 г. «Комсомольская правда» напомнила о том, что членство в комсомоле несовместимо с верой в Бога. Конечно, это подразумевалось и раньше, но в течение нескольких лет об этом не вспоминали официально. Правда, большая часть атеистических брошюр была направлена против Ватикана,

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Слово архимандрита Сергия (Булатникова) при наречении во епископа Клинцовского и Трубчевского 11 июня 2013 г. 19:49 11 июня 2013 года в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей и Синодальной резиденции в Свято-Даниловом ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил наречение архимандрита Сергия (Булатникова) , клирика Брянской епархии , во епископа Клинцовского и Трубчевского. При наречении архимандрит Сергий обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец! Преосвященные владыки и пастыри Церкви Христовой! Промыслом Божиим и изволением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода мне суждено быть епископом Церкви Христовой в ставшем для меня родным Брянском крае, где я пребываю уже около 20 лет. В юности я возжелал монашеского жития, стремясь поступать по послушанию. Благословение Святейшего Патриарха я воспринял как послушание Церкви. Ныне, предстоя перед вами в смущении и трепете сердечном, я с радостью свидетельствую, что жизнь моя с детства связана со Святой Церковью Христовой. Богу было отдано мое сердце, Ему служила моя воля, Ему радовалась душа моя. И если иногда согрешал я, как человек, всегда вспоминал слова молитвы: «Господи, аз же яко человек согреших, Ты же, яко Бог щедр, помилуй мя, видя немощь души моея» (молитва на сон грядущим 7-я, св. Иоанна Златоуста). Полагаю, что в минуты призвания на архиерейское служение пред каждым ставленником проносится вся его жизнь. Мне вспомнилась моя коленопреклоненно молящаяся дорогая мать, которая вложила в мое детское сердце семена веры и любви к Богу. Это чувство укрепляло и утешало меня в трудное для верующих время, когда Церковь наша задыхалась в тисках гонений, и наставляло быть твердым в своем исповедании. Мое духовное образование начиналось в стенах Свято-Троицкой Сергиевой лавры, где я окончил Московскую духовную семинарию, и завершилось в Ленинградской духовной академии. Однако подлинной академией Духа явилось для меня знакомство с праведными пастырями и святителями Церкви и духовное окормление у них. Это были епископ Феодор (Текучев), проживавший на покое в Псково-Печерском монастыре, архимандрит Алипий (Воронов), который принимал меня послушником в Псково-Печерский монастырь, архимандрит Серафим (Тяпочкин), благословивший меня на монашество, архимандрит Модест (Кожевников) и многие другие подвижники веры, которых я встретил на своем жизненном пути.

http://patriarchia.ru/db/text/3037729.ht...

Год со старцами Псково-Печерского монастыря. 12 июля Первоверховные апостолы Ныне мы вспоминаем память великих благовестников Христова учения — святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Много они потрудились для распространения слова Божия, для распространения христианства; многих привели они ко Христу, много основали поместных Церквей... Не жалея себя, не жалея своей жизни, подвизались они ради Христа. И ради благовестия Христова им много пришлось претерпеть не только трудов, но и скорбей. Неоднократно их избивали, заключали в темницы. Апостол Павел часто находился в опасности, три раза терпел кораблекрушение, пребывал, как пишет он в своем Послании к Коринфянам, в труде и в изнурении... в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе (2 Кор 11, 27). И, наконец, за Христа же они положили и свои жизни. Святой апостол Петр был распят на кресте вниз головой, и это сделали именно таким образом по его же собственной просьбе, ибо он считал себя недостойным быть распятым обычным способом — подобно Христу. Святой апостол Павел, как и Петр, был тоже убит в Риме: его усекли мечом. Несмотря на все преследования, они благовествовали ради Христа и, распространяя повсюду Его Божественное слово, трудились во славу Божию, даже до смерти. И учение Христово, благодаря их подвигу, их жертвенному служению, дошло через их преемников и до нас. Однако храним ли мы это учение, эту веру в себе и в своих детях? Передаем ли мы ее им, нашим преемникам? Увы, как часто мы по нашей хладности, небрежению и лени забываем о своей вере, порой оставляем на время, а то и забрасываем ее вовсе! Святые апостолы ради нее претерпевали великие страдания, скорби и смертные муки, а мы и без страданий не храним ее, а то и полностью отступаем от нее... Будем же молить Его о собирании всех нас в единое стадо Христово... по молитвам святых первоверховных апостолов Петра и Павла, этих учителей единения всех христиан. Аминь. Епископ Феодор (Текучев) 12 июля 2012 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/54797.html

5 марта 1967 года иеромонах Иоанн поступил в Псково-Печерский монастырь. 13 апреля 1970 года был возведен в сан игумена, а 7 апреля 1973 – в сан архимандрита Монашеству учили батюшку и монастырский устав жизни, и живые старцы, подвизавшиеся в Печерской обители: иеросхимонах Симеон (Желнин), схиархимандрит Пимен (Гавриленко), архимандрит Афиноген (Агапов), наместник архимандрит Алипий (Воронов); также последние Валаамские старцы: иеросхимонах Михаил (Питкевич), схиигумен Лука (Земсков), схимонах Николай (Монахов); жившие на покое в монастыре архиереи: епископ Феодор (Текучев) и митрополит Вениамин (Федченков). Не случайным является отшествие ко Господу отца Иоанна именно в день памяти новомучеников и исповедников Российских, потому что сам он пострадал за веру в годы гонений, пройдя тяжелое испытание в тюремном заключении. Верим, что, присоединившись к сонму своих сподвижников, он предстанет престолу Божию с горячей молитвой о нас. Отец Иоанн навсегда останется в памяти всех знавших его как мудрый, радостный и прозорливый священник, строгий монах, усердный постник и молитвенник, искренний послушник, как человек, щедро делившийся своим богатым жизненным опытом, согревавший своей любовью каждого, кто обращался за его советом, как достойный наследник традиций печерского старчества. Вечная ему память! Архимандрит Тихон (Шевкунов). Об отце Иоанне (Крестьянкине) 18 мая 2005. Недавно из Псково-Печерского монастыря позвонил мой духовник архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и сказал: «Вот, скоро я умру. Поэтому потрудись, напиши то, что ты помнишь и хочешь сказать обо мне. А то потом вы все равно будете писать и такого можете надумать, что будет как у бедного отца Николая, который и «котиков воскрешал», и другие небылицы. А тут я сам все просмотрю и буду покоен». Исполняя послушание духовника, приступаю к этим запискам в надежде на то, что батюшка сам отделит пшеницу от плевел, подскажет что-то мною забытое, как всегда, исправит допущенные ошибки. Не буду много писать о том, что значит для меня отец Иоанн. Вся моя монашеская жизнь неразрывно связана с ним. Он был и остается для меня идеалом православного христианина, монаха, любящего и взыскательного священника-отца.

http://pravmir.ru/ob-otce-ioanne-krestya...

В 1947 г. в Аргентине появилась первая православная архиерейская кафедра, которую занял митрополит Федор (Текучев). С его прибытием был основан Благовещенский храм, ставший кафедральным. В 1948 г. глава общины РПЦЗ протоиерей Константин Изразцов организовал въезд в Аргентину 10 тысяч бывших советских граждан. Отношения между группами эмигрантов из России, как и между приходами Московского Патриархата и РПЦЗ на протяжении десятилетий оставались напряженными. В 1972 г. был рукоположен первый аргентинец — диакон Георгий Санчес. А в 1988 г., когда праздновалось тысячелетие Крещения Руси, одна из площадей Буэнос-Айреса (в одном квартале от храма Русской Православной Церкви) была названа в честь святого равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси, и на ней появился памятник святому князю. Копия монумента хранится в древнейшей обители Москвы — Свято-Даниловом монастыре . Ныне в Аргентине служат несколько священнослужителей Московского Патриархата, действует около десяти приходов: Благовещения в Буэнос-Айресе, Всех святых, в земле Российской просиявших, и преподобного Иова Почаевского в пригородах столицы, пять приходов в провинции Мисионес, строящийся храм в честь Царственных страстотерпцев в Мар-дель-Плата и еще две общины, пока не имеющие собственных храмов. Всего Аргентинская и Южноамериканская епархия насчитывает сегодня 18 приходов и 14 священников (в Аргентине, Панаме, Эквадоре, Боливии, Бразилии, Чили и на Кубе). В октябре-ноябре 2008 г. в Латинской Америке прошли Дни русской духовной культуры. Их программа охватила семь государств и 10 городов Латинской Америки: Кубу (Гавана), Коста-Рику (Сан-Хосе), Венесуэлу (Каракас), Бразилию (Рио-де-Жанейро, Бразилиа, Сан-Паулу), Аргентину (Буэнос-Айрес, Мар-дель-Плата), Чили (Сантьяго) и Парагвай (Асунсьон). В духовных и светских акциях программы приняли митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Патриарх Московский и всея Руси), митрополит Аргентинский и Южноамериканский Платон, первоиерарх РПЦЗ митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион , представители российских госструктур, общественности, архиереи Русской Православной Церкви в Отечестве и Заграницей. По всему маршруту проследовала чудотворная Державная икона Божией Матери, специально доставленная из Москвы для молитвенного поклонения верующих Латинской Америки.

http://patriarchia.ru/db/text/1132116.ht...

События второй мировой войны стали переломными в жизни русской православной общины Аргентины. После нападения Гитлера на СССР протоиерей Константин Изразцов высказал с амвона одобрение этой агрессии, полагая ее началом «освобождения России от большевизма». Из-за этого многие верующие покинули его общину и обратились к митрополиту Алеутскому и Североамериканскому Вениамину (Федченкову) с просьбой об организации в Аргентине приходов Московского Патриархата. В ответ на это прошение в 1943 г. было учреждено Аргентинское викариатство, но еще четыре года, до прибытия архиерея, община молилась в храме великомученика Георгия Победоносца в Буэнос-Айресе (Антиохийская Православная Церковь), где архимандрит Игнатий (Абуррус) с любовью принял русских прихожан и совершал для них богослужения на церковно-славянском языке. После второй мировой войны отец Константин Изразцов организовывал выезд в Южную Америку перемещенных русских лиц по линии американского Красного Креста. В 1948 г. по просьбе отца Константина президент Аргентины Хуан Доминго Перон издал указ о приеме в страну 10 000 бывших советских граждан. В 1947 г. в Аргентине появилась первая православная архиерейская кафедра, которую занял епископ Московского патриархата Феодор (Текучев), возглавив новосозданную Аргентинскую епархию. Двумя годами позже в Аргентине появился епископ Константинопольского патриархата, а в 1956 г. в Буэнос-Айресе разместились епископ Антиохийского патриархата, а также первый правящий архиерей Русской Православной Церкви за границей . По прибытии владыки Феодора в 1947 г. был учрежден Благовещенский приход и построен небольшой храм Благовещения Пресвятой Богородицы, ныне кафедральный храм Аргентинской епархии Русской Православной Церкви. В 1952 г. из-за враждебных действий общины отца Константина Изразцова аргентинское правительство выслало из страны владыку Феодора, закрыло Благовещенский храм и даже издало декрет о запрете Русской Православной Церкви Московского патриархата. Несколько месяцев спустя верующим удалось добиться отмены этих запретов, храм был снова открыт и зарегистрирован.

http://pravoslavie.ru/3223.html

Епископ Феодор (Текучев) С 1937 по 1943 год он служил Настоятелем Свято-Никольского собора в городе Сан-Франциско в сане игумена с палицей и был благочинным приходов Западной Америки. В 1943 году игумен Феодор служил Настоятелем Свято-Георгиевского собора в городе Чикаго и был хиротонисан во епископа Аргентинского и Южно-Американского. Но поскольку он не получил визы в Аргентину, с 1943 по 1947 год служил в г. Чикаго. С 1947 по 1953 год епископ Феодор служил в Аргентине в городе Буэнос-Айрес, где основал Свято-Благовещенский кафедральный собор. В 1953 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием I nepebeдeh на кафедру Сан-Францисского епископа и выехал в 1954 году в Уругвай в город Монтевидео… Епископ Феодор вернулся на Родину в марте 1956 года и жил на подворье в Переделкино под Москвой, затем в Свято-Успенском Одесском монастыре. Определением Священного Синода от 19 июля 1962 года епископ Феодор находился на покое в Псково-Печерском монастыре. Вспоминается, весной в 1976 году я удостоился с монахом Иннокентием иподиаконствовать у епископа Феодора (Текучева). Владыка был представительного вида, немного заикался, когда произносил возгласы. Но в его глазах светилась доброта, и мы с удовольствием иподиаконствовали у Владыки. Во время Богослужения он весь был в молитве, подобно митрополиту Вениамину (Федченкову) , автобиографию которого епископ Феодор дал мне прочитать. Когда я стал иеромонахом, помню свою проповедь при служении Божественной Литургии епископом Феодором в Неделю 4-ю Великого поста. Я говорил о житии преподобного Иоанна Лествичника и как духовно-нравственное приложение рассказал о видении одному великому монаху – подвижнику IV beka. В то время с духовными книгами было очень сложно, их практически не было, поэтому для подготовки к проповеди я взял у отца иеродиакона Анатолия книгу «Отечник». Видение, описанное в названной книге, было следующее (близко к тексту пишу по памяти)… Великий подвижник молился на берегу моря и в духовном восхищении увидел: его ученики – монахи, истинные аскеты, как молнии взлетали на огненных крыльях на небо. Старец продолжал молиться и увидел второе поколение монахов, которые уже имели ослабленные крылья, но также высоко парили в небе и перелетали житейское море. И, наконец, он видит подвижников последних времен, которые стояли на берегу, плакали и молили Господа о даровании им крыльев для перенесения через бушующее море житейское… Им даны были крылья слабые, и они летели, часто касаясь гребешков волн, того и гляди утонут в этом море, но достигали противоположного берега.

http://azbyka.ru/fiction/budte-sovershen...

Потом совершается благословение брачного союза во имя Триединого Божества, во имя Пресвятой Троицы. Взяв в руки венец, священник благословляет им жениха и одевает на него (иногда венцы держат свидетели) со словами: «Венчается раб Божий (такой-то) рабе Божьей (такой-то) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь». То же самое совершается и в отношении невесты. Венцы символизируют славу союза Христа и Его Церкви. Венцы также служат символом увенчания невесты Христовой – человеческой души – за ее верность своему небесному Жениху, по слову Откровения святого Иоанна Богослова: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» ( Откр.2:10 ). Кроме того, венцы – это еще и символ царского достоинства, знак восстановления через Брак древнего, утраченного в грехопадении царственного достоинства Адама. И наконец, брачные венцы означают славу и честь мученичества, свидетельства о Христе. Как я уже сказал, Брак понимается Церковью еще и как подвиг, испытание, борьба с одолевающими супругов в их совместной жизни искушениями и прилогами. Далее священник произносит слова: «Господи Боже наш, славой и честью венчай я», то есть «их». Этот момент – важнейший в Таинстве, миг, когда Господь духовно соединяет мужчину и женщину в благодатном Брачном союзе. Священник призывает Господа, силу Духа Святого на вступающих в Брак, и Бог свободно отвечает на этот призыв даром Своей благодати, совершает Таинство. Затем звучит прокимен: «Положил еси на главах их венцы от каменей честных, живота просиша у тебе, и дал еси им» (ср. Пс.20:4–5 ). Перевод этого прокимна таков: «Ты, Господи, положил на главах их венцы, украшенные камнями кристальной чистоты. Они просили у Тебя совместной жизни, и Ты дал ее им». Потом читается отрывок из 5-й главы Послания апостола Павла к Ефесянам, где Брачный союз мужа и жены сравнивается с мистическим союзом Христа и Церкви; здесь же обозначаются главнейшие обязанности супругов по отношению друг ко другу. Вслед за Апостолом читается отрывок из 2-й главы Евангелия от Иоанна – о Браке в Кане Галилейской. О духовной связи этого евангельского повествования со смыслом происходящего в христианском Браке преображения венчающихся друг с другом мужчины и женщины церковными писателями, богословами сказано немало. Я приведу здесь лишь одно краткое толкование совершенного Христом на Браке в Кане претворения воды в вино – как образа той благодатной перемены, что происходит с мужчиной и женщиной в Таинстве Брака. Живший в XX веке епископ Феодор (Текучев) заметил как-то в своем «Духовном дневнике»: «До Брака жених и невеста – вода, а после Брака – вино». 201

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

С митрополитом Феофилом остались 4 человека: архиепископ Леонтий (Туркевич), Чикагский и Миннеаполисский, Иоанн (Злобин), епископ Аляскинский, Иоанн (Шаховской), епископ Бруклинский. С митр. Вениамином 5 человек: архиепископ Макарий (Ильинский) Нью-Йоркский, Адам (Филипповский), архиепископ Карпаторосский и Филадельфийский, Антоний (Васильев), епископ Сан-францисский и Феодор (Текучев), епископ Аргентинский». [xii] Кедровские – жена и дети обновленческого «епископа» Иоанна Кедровского (†1934); архиепископ Алексий (Сергеев) – предыдущий «посол» Московской Патриархии (прибыл в сентябре 1945 года и пробыл в Америке до марта 1946 года). [xiii] П.П. Зубов – один из авторов «Запискипяти профессоров», которые высказывались за признание Московского Патриарха каноническим главою Православной Русской Церкви в Америке. (Курков Н. В.Всеамериканский православный церковный собор 1946 г. ) [xv] В августе 1930 года Синод Константинопольской Патриархии с согласия Элладской Церкви избрал Афинагора архиепископом и экзархом Северной и Южной Америки. С 1948 до кончины в 1972 году Афинагор I (Спиру) – Константинопольский Патриарх. [xvi] Очевидно, Постановление Святейшего Патриарха, Свящ. Синода и Высшего Церковного Совета от 7/20 ноября 1920г. 362. [xvii] Евфимий (Офейш) – б. архиепископ Бруклинский, викарий Северо-Американской епархии. Сиро-араб по национальности, в 1933 году вступил в брак и был лишен сана церковной властью Американской митрополии и Русской Православной Церкви. Не признав действительным лишение архиерейского сана, продолжал совершение богослужений, в том числе вместе с о. Борисом Бурден в храме на 69 West Street в Нью-Йорке. Скончался только в 1966 году. [xix] Еп. Георгий Садковский – б. викарий митрополита по Псковской епархии; еп. Гавриил (Аблымов или Красновский). В 1947 году было закончено восстановление всех 5 поврежденных во время войны церквей подведомственного митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Псково-Печерского монастыря. Монастырь восстанавливали также еп. Владимир Кобец, а затем и будущий Патриарх, наместник монастыря архимандрит Пимен. Единственное в стране пристанище для больных престарелых архиереев, было устроено в монастыре в начале 1948 года, и через десять лет в нем смог провести на покое последние годы своей жизни митрополит Вениамин.

http://bogoslov.ru/article/2908919

   001    002   003     004    005