Библиография: 1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - Брюссель: Жизнь с Богом, 1983. 2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. - М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1956. 3. Краткий словарь по философии. - М.: Политиздат, 1979. 4. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1989. 5. Гегель. Дух христианства и его судьба//Гегель. Философия религии. В 2-х тт. Т. 1. - М.: Мысль, 1976. 6. Гегель. Лекции по философии религии//Гегель. Философия религии. В 2-х тт. Т. 1. - М.: Мысль, 1976. 7. Св. Ефрем Сирин. Толкование на книгу Исход//Творения. Т. 6. - М.: Отчий дом, 1995. 8. Иларион (Троицкий), архим. Христианства нет без Церкви. - М.: «Православная беседа», 1992. 9. Менстров М., свящ. Уроки по христианскому православному нравоучению. - СПб., 1914. 10. Олесницкий М. Нравственное богословие или Христианское учение о нравственности. - СПб., 1992. 11. Паскаль Блез. Мысли//Франсуа де Ларошфуко. Максимы. Блез Паскаль. Мысли. Жан де Лабрюйер. Характеры. - М.: Художественная литература, 1974. 12. Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия//Соловьев В.С. Соч. в 2-х тт. Т. 1. - Москва : Мысль, 1988. 13. Сочинения платоновской школы. Минос//Платон. Законы. - М.: Мысль, 1999 14. Фаворов Н., прот. О христианской нравственности. - Киев, 1879. Гегель. Лекции по философии религии//Гегель. Философия религии. В 2-х тт. - М.: Мысль, 1976. Т. 1, с. 402. Там же, с. 400. Там же, с. 401. Там же, с. 392. Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия//Соловьев В.С. Соч. в 2-х тт. - Москва: Мысль, 1988. Т. 1, с. 448. Там же, с. 189. Там же, с. 454. Иларион (Троицкий), архим. Христианства нет без Церкви. - М.: «Православная беседа», 1992. С. 17. Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия//Соловьев В.С. Соч. в 2-х тт. - Москва: Мысль, 1988. Т. 1, с. 452. Гегель. Дух христианства и его судьба//Гегель. Философия религии. В 2-х тт. - М.: Мысль, 1976. Т. 1, с. 124. Там же, с. 123.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

Итак, является ли православный Царь тем удерживающим, о котором писал апостол? Первоначально приведем сами слова Священного Писания: «День тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею... Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время; ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес. 2, 3-8). Итак, мы видим из рассмотрения самого текста, что удерживающий настолько мощен, что может сдерживать натиск мирового зла, а с другой стороны, заметим, что апостол не дает нам возможности втиснуть какое-либо значительное время между взятием удерживающего от среды и явлением антихриста. Если мы примем мнение, что удерживающий - именно православный Царь, тогда мы встаем перед рядом проблем. Как мог сдерживать разгул мирового зла царь Константинополя на закате Византии, когда его владения ограничивались лишь пределами города и окрестностей? Почему прошло уже более восьмидесяти лет со дня убийства последнего православного Императора, а антихрист еще не пришел? Где был удерживающий в первые три века христианства (а ведь именно тогда о нем упоминает апостол Павел)? Но посмотрим, как понимали эти стихи апостольского послания святые Отцы. Для начала развеем заблуждение, возникшее благодаря сочинениям архиепископа Аверкия (Таушева) и архимандрита Константина (Зайцева), что все святые Отцы якобы учили, что удерживающий - именно православный миропомазанный Царь. Напротив, нет ни одногоОтца Церкви, который учил бы так, и это толкование вовсе не известно Древней Церкви. Святые отцы дали три вида толкований этого места. Первое толкование говорит, что удерживающим является Римская империя, боязнь могущества которой не дает воцариться последнему узурпатору-антихристу. Это толкование восходит к видению пророка Даниила.

http://ruskline.ru/analitika/2015/12/20/...

" тут представляться беспомощными " жертвами обмана " ? " Вы чего-то неправильно себе сами представили про беспомощных жертв, да еще обмана. Речь идет совсем не об обмане. Да, обманывать могут разве что учителя каких угодно танцев на каком-то отдельном приходе. Здесь масштаб другой, совсем не приходской, не заметили? Речь не о мухах, а о слонах и деяния квалифицируются не по равным меркам. Вадим К. Екатерине 20 октября 2021, 20:17 " Где Цензура?! " Где? Да там как раз, надо думать, где ставили те злополучные грифы. Помните знаменитое: " Важно не то, как голосуют, а то, кто и как считает " . Цензура - обоюдоострый меч и, как видим на примере пособия, далеко не всегда молодец. Спать под ним не получится, не надейтесь, Екатерина, вот так. Андрей 20 октября 2021, 20:07 Геннадию 20 октября 2021, 16:39. Согласен, здоровая основа должна быть. Но для этого нужно как минимум беседовать с детьми. Когда (в эпоху нулевых) я учился в десятом классе, школьный психолог спросила нас: " как вы думаете, когда можно вступать в интимную близость? " И выслушав ответы, грустно резюмировала: " Почему-то никто не ответил " только после свадьбы " . А ведь это очень важно " . И далее попыталась объяснить, почему. Вот что это было? Гримасы секспросвета или попытка заронить в души учеников капельку целомудрия? Я склонен считать, что второе. Выходит, не любой разговор с детьми о сексе однозначно плох? Или обходить вопрос благопристойным молчанием лучше? Алексей 20 октября 2021, 19:30 Как говорил протоиерей Димитрий Смирнов, от имени Церкви могут говорить лишь Патриарх и архиерейский собор. Налицо присвоение власти дьяконом, хоть и на словах... Жанна 20 октября 2021, 18:53 Многая лета Вам, Батюшка! Полностью согласна, что от Церкви ждут святости, заискивание они ненавидят. 18 лет назад разговаривала с семинаристом, который преподавал детям. Он обсуждал с ними книгу архиепископа Аверкия Таушева " Толкование на Новый завет " (могу неточно вспомнить название), где святитель собрал всех толкователей Евангелия и историков стройно, по порядку рассказал о жизни Господа нашего). Алексей делился, что детям было очень интересно, он сам этого не ожидал.

http://pravoslavie.ru/142435.html

Публикация каталогов архива Пантелеимонова монастыря также призвана привлечь внимание ученых к важнейшей задаче полного научного описания рукописного собрания монастыря и должна подготовить почву для такого рода исследований. Внимание благочестивых читателей, несомненно, должна заслужить «Летопись чудесных событий, происшедших в Русском Пантелеимоновом монастыре от основания до 1993 года». Здесь будет содержаться описание чудесных и духовно значимых событий, изложенных в хронологическом порядке на основании документов из архива Пантелеимонова монастыря. Чудесные события, расположенные в книге по годам, выявили и засвидетельствовали удивительный факт непрестанного попечения Божия об обители. Отдельный том предполагается посвятить духовному наследию старцев Пантелеимонова монастыря Иеронима (Соломенцова) и Макария (Сушкина). Книга будет содержать обширные жизнеописания этих выдающихся деятелей Русского Афона, а также публикацию их дневниковых записей, писем и других документов. Не сомневаюсь, что большой интерес у исследователей вызовет и публикация писем к старцам Русского Пантелеимонова монастыря известных церковных деятелей, религиозных философов и писателей, в том числе святителя Феофана Затворника (Говорова), святителя Московского Макария (Парвицкого-Невского), преподобных старцев Оптинских Амвросия (Гренкова) и Исаакия (Антимонова), святителя Николая Японского (Касаткина), священномученика Владимира (Богоявленского), священномученика Арсения (Стадницкого), священномученика Серафима (Чичагова), преподобной Анастасии (Великой княгини Александры Петровны), святителя Николая (Велимировича) Сербского, святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского (Максимовича), епископа Чигиринского Порфирия (Успенского), архимандрита Леонида (Кавелина), архимандрита Антонина (Капустина), митрополита Санкт-Петербургского Антония (Вадковского), митрополита Антония (Храповицкого), архиепископа Анастасия (Грибановского), митрополита Вениамина (Федченкова), архиепископа Аверкия (Таушева), протоиерея Георгия Флоровского, протоиерея Стефана Ляшевского, епископа Кассиана (Безобразова), митрополита Антония (Блума) Сурожского, Константина Николаевича Леонтьева, писателей Ивана Сергеевича Шмелева и Бориса Константиновича Зайцева и многих других.

http://patriarchia.ru/db/text/1991733.ht...

3 февраля на Освященном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви был прославлен в лике Святителей Архиепископ Богучарский Серафим (Соболев), выдающийся подвижник Православной Церкви ХХ века, который на протяжении многих лет публично выступал против ереси ересей - экуменизма ( ). Нам не понятно, как можно одновременно прославлять Святого подвижника, противника экуменизма, и одобрять проект документа, который фактически должен соборно узаконить экуменическое движение на Всеправославном Соборе? Многие православные задаются вопросом: где же наша вера в Бога, во Святую Троицу, если можно спокойно соединять вещи несовместимые? Ведь то, о чем Владыка Серафим говорил в своем докладе «Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении», зачитанном на Московском Всеправославном совещании 1948 года, осталось неизменно верно сегодня и будет верно во веки веков! Также как и верны выступления против экуменистов Святителей Иоанна Шанхайского, Аверкия Таушева и других. В первой части известной обличительной Анафемы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей в 1983 году, осудившего ересь экуменизма, сформулировано: " Нападающим на Церковь Христову и учащим, яко она разделися на ветви, и утверждающим, яко Церковь видимо не существует, но от ветвей и расколов, инославия и иноверия соединитися имать во едино тело; и тем, иже не различают истиннаго священства и таинств Церкве от еретических, но учат, яко крещение и евхаристиа еретиков довлеет для спасения; и тем, иже имут общение с сими еретики, или пособствуют им, или защищают их новую ересь экуменизма, мняще ю братскую любовь и единение разрозненных христиан быти: Анафема " . Нельзя стремиться к единству с еретиками! Слова Господа Иисуса Христа из главы 17 Евангелия от Иоанна Богослова «да будут едино», на которой базируется проект главного экуменического документа Собора - относятся к Единой Святой Соборной Апостольской Церкви и к единству во Святой Троице: «И за них аз свящу себе, да и тии будутъ священи во истину. Не о сих же молю токмо, но и о верующихъ словесе их ради в мя, да вси едино будут: якоже ты, отче, во мне, и аз в тебе, да и тии в нас едино будут: да (и) мир веру имет, яко ты мя послал еси:

http://ruskline.ru/opp/2016/fevral/27/ob...

Не совсем ясно, чего так боялся о. Серафим именно в 80-е годы: антихрист не появился, третья мировая война не началась, ни с какой кометой планета Земля не столкнулась. Была Чернобыльская катастрофа, но для США это не стало чем-то более опасным, нежели цунами в Японии. Зато празднование 1000-летия Крещения Руси, имевшее место в СССР в 1988 году, ознаменовало начало возрождения Русской Православной Церкви после 70-летнего богоборческого плена. Таким образом, мрачные предчувствия явно обманули отца Серафима, на котором неожиданно исполнились псаломские слова: «тамо убояшася страха, идеже не бе страх» (Пс.13, 5). Вообще, эсхатологизм, несомненно, был одним из главных элементов миросозерцания о. Серафима. На первый взгляд может показаться, что в этом отношении он примыкает к традиции русской религиозной философии, но это впечатление обманчиво. Истоки его эсхатологизма были иными - как было уже замечено,они связаны с учением Рене Генона. Если мы и сравнили о. Серафима с Леонтьевым, то никак не в плане идейной преемственности, а только по сходству одного, хотя и яркого, штриха из общей картины  мировоззрения. Разумеется, позже, в процессе воцерковления, на этот формообразующий геноновский отпечаток наложились влияния святителя Игнатия (Брянчанинова) , архиепископа Феофана Полтавского , святителя Иоанна Сан-Францисского , архиепископа Аверкия (Таушева) и архимандрита Константина (Зайцева) , через призму которых о. Серафим воспринимал толкования эсхатологических библейских текстов древними Святыми Отцами. О. Серафим (Роуз), помимо широкой эрудиции, аналитического ума и бесценной для духовного писателя склонности к рефлексии, несомненно, имел подлинный вкус к слову. Его большой литературный талант бесспорен. Это удачное сочетание умственных и душевных качеств, при энергичной воле, феноменальной работоспособности и просветительской харизме, - а о. Серафим, несомненно, ощущал себя призванным к миссионерской деятельности , - вот совокупность слагаемых того чрезвычайного успеха, который сопутствовал и доныне сопутствует рецепции его сочинений в англоязычной и особенно в русскоязычной среде.

http://bogoslov.ru/article/2811124

См.: Свт. Василий Великий . Беседа 22. К юношам о том, как получать пользу из языческих сочинений. Рекомендуем для начала сравнивать свое понимание Евангелия с пособием архиеп. Аверкия (Таушева) , Апостольских посланий – с толкованиями свт. Феофана Затворника (размещены на сайте www.predanie.ru , как и многие другие рекомендуемые здесь книги). В рамках курса мы знакомим участников с тем, как читать Св. Писание (подробности далее). См. подр.: Еп. Сергий Пражский. О подвиге общения//Духовная жизнь в миру (любое изд.); Ст. Паисий Святогорец . Сила доброго помысла//О духовной борьбе. (любое изд.). См. подробнее: Стрелов В.С. О изучении Писания в раннем монашестве (по материалам древних иноческих уставов и патериков)//Дорога вместе. 2011. (http://vladimir-xt.livejournal.com/31469.html) Самцова Ирина. Паисий Величковский как человек Писания. ) См.: О. Кирилл Каледа. Опыт малых групп в РСХД. Выступление на всероссийском молодежном лагере «Феодоровский городок»-2009. Сходные мысли можно прочесть у свт. Тихона Задонского , свт. Феофана Затворника , прпмч. Сергия Мечева , митр. Антония Сурожского . См.: Стрелов В.С. Евангельские чтения как форма работы со студенческой молодежью. М., 2009. С. 28–40. (http://predanie.ru/lib/book/67949/) Примерный список литературы см. там же, многое доступно для чтения и скачивания в библиотеке портала Предание ( http://predanie.ru/lib/, раздел «Священное Писание»). Подробнее форматы группы, метод подготовки ведущего и речь перед началом чтений см. там же. Перечислены в приложении к теме «Подготовка миссионерской беседы» Из беседы митр. Антония Сурожского , 11 марта 2000 г. (представлено на конференции памяти владыки в 2011 г.) Определение Св. Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2011 г. «Об организации миссионерской работы в Русской Православной Церкви». В дополнение к этой и последующим темам рекомендуем аудиолекции к.пс.н. Першиной Л.А. «Психолого-педагогические основы работы с аудиторией». Они были записаны специально для диска «Вера от слышания» (Материалы по катехизации), который вышел в качестве приложения к майскому номеру Журнала Московской Патриархии в 2011 г. http://predanie.ru/audio/lekcii/Ludmila-Pershina/

http://azbyka.ru/katehizacija/missija-vo...

Именно при поддержке или попустительстве той духовно разложившейся части российского общества получил широкое распространение с 1905 года пасквильный ярлык «Николай Кровавый», а вслед за ним и глумливая клевета о якобы супружеской нечистоплотности и сектантском изуверстве в Царской Семье. Священное Коронование - брак Царя с Россией Б о льшая часть книги «Царь и Россия» как раз и посвящена доказательному, фактологическому разоблачению этих и других нагромождений чудовищной сатанинской лжи вокруг Святого Царского Семейства и Государя Страстотерпца. Но главное достоинство данного сборника проявляется в многогранном раскрытии духовного содержания миссии и значения Святого Царя и Православного Самодержавия в современных и грядущих судьбах России, отображенном в эссе генерала Н.М.Тихменева «Духовный облик Императора Николая II», докладе Н.П.Кусакова «Памяти Императора», обширном очерке Архимандрита Константина (Зайцева) «Памяти последнего Царя», в духоподъемных проповедях Архиепископа Аверкия (Таушева), Святителя Иоанна (Максимовича), Митрополита Анастасия (Грибановского), Архиепископа Серафима (Иванова). Без духовного осмысления данных феноменов и явлений нашими православными современниками невозможно понять и меру нашей собственной гражданской ответственности, наше собственное место в современной жизни России и в колеблющемся вселенскими потрясениями окружающем нас мipe, который стоит на пороге новых - небывалых в истории человечества социальных, национальных, экономических, военных и глобальных природных катаклизмов. Материалы сборника «Царь и Россия» наглядно раскрывают причины, почему же Святой Государь отстаивал принципы Православного Царского Самодержавия даже тогда, когда вынужденно шел на политические компромиссы. Как и Его многомудрые и глубоко верующие Православные Державные Предки, Святой Государь Николай Александрович всею Своей физической, душевной и духовной природой предельно проникся смыслом и сакральным содержанием Чина Поставления Императора на Всероссийский Престол - Чина Священного Коронования, который в себя органически включает Шесть из Семи Таинств Православной Церкви.

http://ruskline.ru/analitika/2017/10/07/...

Духовник Царской Семьи. Архиепископ Феофан Полтавский, Новый Затворник. – М.: Даниловский благовестник, 2010. – С.67-68). И здесь, как во многих других случаях, надо констатировать, что у святителя Иоанна о. Серафим мог найти и действительно находил самые глубокие и верные мысли: «Епископ Иоанн Шанхайский в своем докладе Архиерейскому Собору Зарубежья в 1938 г. говорил об апокалиптической миссии русского народа за рубежом: «Наказывая, Господь одновременно и указывает русскому народу путь к спасению, сделав его проповедником Православия по всей вселенной. Русское рассеяние ознакомило с Православием все концы мира, ибо русская беженская масса (в значительной части бессознательно) является проповедницей Православия. Русским за рубежом дано по всей вселенной светить светом Православия, дабы другие народы, видя добрые дела их, прославили Отца нашего, Иже есть на небесах, и тем снискали себе спасение... Зарубежье должно обратиться на путь покаяния и, измолив себе прощение, возродившись духовно, сделаться способным возродить и страдающую нашу Родину»» (Иером. Серафим (Роуз). Будущее России и конец мира// http://golden-ship.ru ). Иеромонах Дамаскин (Христенсен) пишет об о. Серафиме: «Тема Апокалипсиса была так важна для него, что он, видимо, начал бы сам писать комментарий на него, основанный на святоотеческом учении, если бы уже не было блестящего толкования на Апокалипсис архиепископа Аверкия» (Дамаскин (Христенсен), иером. Предисловие//Апокалипсис в учении древнего Христианства/Толк.архиеп. Аверкия (Таушева), ред., прим., вступ. ст. и жизнеопис. автора иером. Серафима (Роуза). – М.: Росс. Отд. Валаам. Об-ва Америки, 2001. – С.6). Поэтому о. Серафим поучаствовал в редактировании и издании толкования владыки Аверкия, снабдил его примечаниями и написал своё предисловие. Статья архим. Константина Зайцева «Православие и инославие перед лицом антихриста» помещена в приложении к толкованию Апокалипсиса архиепископаАверкияв вышеуказанном издании. В 1966 г., будучи ещё православным мирянином, Евгений Роуз записал в дневнике: «А каков же наш путь, куда он ведёт… Ясно, что он ведёт к образованию монастырского Братства и скита (как бы смело это ни звучало), и в дальнейшем к созданию миссионерского центра».

http://bogoslov.ru/article/2811124

Спасибо автору за статью, затронут очень интересный вопрос! Grigoriy 14 сентября 2013, 22:23 Честно говоря, у меня другое разделение народа русского и россиян. И никакой путаницы никогда не вызывало: русские это те люди,проживающие в Украине, Беларуси, России которые считают себя православными христианами (моск. патриархата), и не смотря на территориальную принадлежность, ощущают себя единым народом. Россияне же, это сугубо гражданская принадлежность. Гражданин России, Украины, республики Беларусь. Исходя из этого, всякий русский мне брат во Христе, но не всякий россиянин. Александр 13 сентября 2013, 19:58 Произнося слово россиянин и русский граждане нашей страны, любящие свое государство вкладывают разный смысл. Россияне это более аморфное, неконкретное обозначение всех людей территориально принадлежащих России, но не обязательно считающих ее своей Родиной. Русские это конкретизированное определение, носящее глубокий подтекст, включающие в себе принадлежность к историческому и культурному полю, объясняющему всех граждан нашей страны, любящих, либо свою Родину независимо от национальности. В этом и заключается цивилизационный ключ русского суперэтноса, формирование которого еще далеко не законченно. Восточнославянское ядро, начавшее свое формирование в глубокой древности в исторический период постепенно включала в себя различные этнические элементы( финские, угорские, литовские, германские, тюркские, семитские, монгольские), как правило всегда мирным путем. В период формирования Московской Руси началась следующая стадия формирование суперэтноса, в результате масштабного прироста территории новые народы входили в состав государства и посредством вовлечения в религиозную и языкобытовую среду гармонично входили в состав русского народа. Александр Сергеевич Наумцев 13 сентября 2013, 19:09 К сожалению, у автора, как и у многих наших собратьев сегодня, размыто живое чувство принадлежности к своему народу. Он не понимает, кто он - великий русский? Малый русский? Малый россиянин? Автора уже вряд ли переубедишь - он сам ученый. Да вразумит Господь. Лучше о национальном вопросе почитать у Ивана Алесандровича Ильина, у святителя Иоанна Сан-Францизского, у священномученика Иоанна Восторгова, у Иоанна Кронштадского, у архиепископа Аверкия Таушева. У них все понятно. Вот я, и моя жена, и наш сын - мы русские в узком смысле, не русские татары или чеченцы, а " русские русские " . Русичи-московиты, если угодно. И наше отличие от русских татар в том, что мы в ответе за наш народ и за нашу Богом данную землю Русскую. Бог спросит с каждого из нас - ЧТО ТЫ СДЕЛАЛ С ТЕМ ДАРОМ, КОТОРЫЙ Я ДАЛ ТЕБЕ И ТВОЕМУ НАРОДУ? Если мы, " русские русские " вновь не осознаем себя единым народом, вновь не присягнем на верность Христу - конец нам, растворимся в россиянах, в " русских чеченцах " , " русских армянах " , " русских евреях " и т.д. Такое бывает. Но мы еще посмотрим, Бог даст - " русский русский " организм еще выздоревеет.

http://pravoslavie.ru/63991.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010