Ин 11:51 ) и Саул (см. 1Цар 10:10; 18:10 ), ведь иногда могут пророчествовать даже те, о ком Священное Писание свидетельствует, что они достойны осуждения; от того, что не только знают Таинства, но и имеют их, подобно тому, как их имел Симон волхв (см. Деян 8:18 ); от того, что имеют веру, подобно тому, как бесы исповедали Христа – ведь они не могли не верить, говоря: «что Тебе до нас, Сын Божий? Знаем Кто, Ты есть» ( Мк 1:24 ) 55 , – от того, что раздают свое имущество 56 бедным, что делают многие не только в Кафолической Церкви (catholica), но и в различных еретических сообществах (haeresibus); от того, что во время каких-либо внезапно возникших гонений вместе с нами предают свое тело на сожжение за веру (см. 1Кор 13:3 ), которую они исповедают равным с нами образом? Однако поскольку они делают это будучи отделенными, не «терпя друг друга с любовью» (in dilectione) и не «стараясь сохранять единство духа в союзе мира» ( Еф 4:2–3 ) 57 , особенно же не имея любви (caritatem), они не могут достигнуть вечного спасения, даже несмотря на все это, ибо им ничего из этого не приносит пользы. Источники и литература Источники 1. Augustinus. De Baptismo contra donatistas//Patrologiae cursus completus (Series latina – PL)/ed. J.-P. Migne. Paris, 1865. T. 43. Col. 107–244. 2. Augustinus. De Baptismo contra donatistas//Sancti Aureli Augustini. Opera (Sect. VII Pars I). Scriptorum contra Donatistas pars I. Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum – CSEL/ed. M. Petschenig. Wien: Academiae Literarum Caesareae Vidobonensis, 1908. Vol. 51/2. P. 143–375. 3. Augustinus. De Civiate Dei, 15//Sancti Aureli Augustini. Opera (Sect. V Pars 2). De Civitate Dei libri XXII. Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum – CSEL/ed. E. Hoffmann. Wien: Academiae Literarum Caesareae Vidobonensis, 1900. Vol. 40/2. P. 58–122. 4. Concile d’Arles (314)//Conciles Gaulois du IVe siècle. Sources Chrétiennes/ed. J. Gaudemet. Paris, 1977. Vol. 241. P. 35–67. Литература 5. Афанасий (Букин), иером. Блаженный Августин Иппонийский.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

С. 35. Вечерня — вечерняя церковная служба. 30 С. 36. Ладанка (ладонка) — мешочек с ладаном или каким-либо талисманом, который носили на груди вместе с крестом. 31 С. 39. Всенощная — ночная церковная служба. 32 С. 48. Скриб Огюстен Эжен (1791–1861) — французский драматург, автор многочисленных водевилей и комедий. Достоевский видел в произведениях Скриба отражение идеалов и вкусов французской буржуазии. 33 С. 51. Я все еще писал тогда мой большой роман… — Возможно, здесь отразились воспоминания Достоевского о работе над незавершенным романом «Неточка Незванова», позднее превращенным в повесть (1847–1849). 34 С. 57. Да ведь он уже умер, в чахотке — оставил что-нибудь жене и детям? — В. Г. Белинский умер от туберкулеза 28 мая 1848 г.; семья его осталась без всяких средств к существованию (см.: В. Г. Белинский в воспоминаниях современников. М., 1977. С. 563). 35 С. 57. Мы выходили уж на площадь; перед нами во мраке вставал памятник… — Памятник Николаю I работы скульптора П. К. Клодта (1805–1867); установлен в Петербурге на Исаакиевской площади в 1859 г. 36 С. 62. Киот — застекленная створчатая рама или шкафчик для икон; божница. 37 С. 64. Хитрый человек! Масон! — Масон (франц. franc maçon; букв.: вольный каменщик) — член религиозно-этического общества с мистическими обрядами, возникшего в XVIII b. в Англии. Масонство получило широкое распространение в России уже в 70-80-х годах XVIII b. 38 С. 64. …Ихменевы-то, еще при Иване Васильевиче Грозном дворянами были — и в истории Карамзина упомянуто. — Сведения о древних дворянских родах Ихменевых и Шумиловых вымышлены; в «Истории государства Российского» H. M. Карамзина они не упоминаются. 39 С. 65. Иезуит (от латинской формы имени Иисус — Jesus) — член католического монашеского ордена, основанного в 1534 г. Игнатием Лойолой. Сознательное нарушение нравственных норм (по принципу: «цель оправдывает средства»), характерное для тактики и практики иезуитов, придало понятию «иезуитизм» нарицательное значение. 40 С. 68. Бонтон — умение держать себя в «высшем свете», светские манеры и этикет (франц. bon ton — хороший тон). 41

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

(МР 1980,5,9). 24 .4.1980 von Krasnodar und Kuban‘ (MP 1980,6,4). 12–14.4.1980 Teilnahme am internationalen Seminar der Christlichen Weltkonferenz in Budapest (mP 1980,9,7). Werke: Zasedanie komissi Vsemirnoj missii i evangelizacii Vsemirnogo Soveta Cerkvej (Mechiko, 8.–19.12.1963 g.) in: MP 1965, 2,66–67. Jubilejnye torestva posvjašennye prazdnovaniju 1400-letija osnovanija monastyrja sv. vkm. Ekateriny na Sinae, in: MP 1967,1,55. Dvadcatyj Medunarodnyj starokatolieskij Kongres, in: MP 1970, 11,55–56. Zasedanie Central‘nogo komiteta VSC, in: mP 1972,11,53–59. Zasedanie Central‘nogo komiteta VSC v eneve, in: MP 1974, 4,55–59. Na mirnoj konferencii v Indii, in: MP 1975,4,49–51. Vsemirnaia Ljuteranskaja Federacija nakaune estoj Assamblej, in: MP 1977,4,48–50. Uerdenie Afrikanskoj ChMK, in: MP 1978,4,42–43. Medunarodnaja konferencija za zaprešenie nejtronnoj bomby, in: МР 1978,6,46. Medunarodnaja konferencija nepravitel’stvennych organizacii po razorueniju, ebda 47. Na desjatoj, Specialnoj sessii 00N po razorueniju, in: mP 1978, 10,34–35. Special " naja sessija Vsemirnogo Soveta Mira, in: mP 1975,5, 49–50. Bogoslovskie sobesedovanija s Episkopal‘noj Cerkov " ju v SŠA, in: МР 1980,2,59–61. Konferencija nepravitelstvennych organizacii v Nju-Jorke, in: МР 1980,11,38–40. Weihnachtsbotschaften, in: StdO 1968,l,9f.; 1969,1,5; 1970,1,5. Osterbotschaften, in: StdO 1968,4,7; 1969,4,7; 1970,4,7. Jubiläumsfeier des hl. Katharinenklosters auf dem Sinai, in: StdO 1967,2,17–21. Zwanzigster Jahrestag der Inthronisation S. Seligkeit, Justinian, Patriarch von Rumänien, in: StdO 1968,9,46–55. Augustin Kardinal Bea, in: StdO 1969,1,44–46. Jubiläumsveranstaltungen der Bulgarischen Orthodoxen Kirche, in: StdO 1969,7,14–23. Zwanzigster Internationaler Altkatholiken-Kongreß in Bonn, in: StdO 1970,11,35–36. Tagung des Zentralausschusses des Weltrates der Kirchen in Addis Abeba, in: StdO 1971,5,39–46. Literatur: StdO 1967,11,12–13. StdO 1967,12,11. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 2. Боголеп (Анцух) – Гурий (Степанов). – 420 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

10 A Select Library o/Nicene and Post-Nicene Fathers of the Christian Church, second series, vol. 4: St. Athanasius: Select Works and Letters (Grand Rapids: Eerdmans, 1978), p. 552. 11 A Select Library of Nicene and Post-Nicene Fathers of the Christian Church, second series, vol. 6: St. Jerome: Letters and Select Workds (Grand Rapids Eerdmans, 1954), pp. 489–490. 12 В Матфея 23:35 читаем: «Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником» (см. также Лк. 11:51 ). Смерть Авеля описана в Бытие 4:3–8 , смерть Захарии – во 2 Паралипоменон 24:19–22. В еврейской традиции канон начинается книгой Бытия и завершается 2 Паралипоменон. Возможно Иисус ссылается здесь на весь Ветхий Завет. 4 QMMT (С 9–10) – Кум- ранская рукопись, которую трудно прочитать из-за сильных повреждений, похоже, также ссылается на трехчастное деление Ветхого Завета: «книга Моисея, книги Пророков и Давида» (Mikle Wise, Martin Abegg, Jr. & Edward Cook, The Dead Sea Scrolls: A New Translation [San Francisco: HarperSanFrancisco, 1996], p. 363. 13 Bruce М. Metzger, ed., The Oxford Annotated Aporcypha (New York: Oxford University Press, 1977), p. 128. 17 Babylonian Talmud, p. 66. Следующие примеры также свидетельствуют о трехчастном делении писания. (1) «Элиша бен Абуйах (110–135) ссылается на рав. Елиезера (80–110), который сказал рав. Иешуа (80–110): Пусть они занимаются своими делами, а мы будем заниматься своими. Они сели и стали изучать Тору, после чего перешли к Пророкам, а потом к Агиографам. В это время огонь сошел с небес и окружил их» [/Hagigah 77Ь]. (2) Сектанты спросили у рав. Гаммалиила (80–110): Откуда нам знать, что Святой, благословенно имя Его, воскресит мертвых? Он ответил им из Торы, Пророков и Агиографов, но они не послушали» [Sanhedrin 90b. (3) Когда Бен Азай (110–135) изучал Писание, вокруг него зажглись огненные языки пламени. Они спросили его: Ты изучаешь часть Писания Меркабах [Колесница]. Он ответил, нет, но я соединяю отрывки из Торы с параллельными отрывками из Пророков, а отрывки из Пророков с параллельными от-рывками из Агиографов; и слова Торы сияют также ярко как в день, когда они были даны на горе Синай» [Vayyikra Rannah 16:4]. Эти и другие примеры можно найти в книге Leiman, Canonization, pp. 56–72.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

737 Жиров, Н.Ф. Атлантида. Основные проблемы атлантологии/Н.Ф. Жиров. – М.: Мысль, 1964. – 432 с.; Кондратов, А.М. Атланты моря Тетис/А.М. Кондратов. – СПб.: Гидрометеоиздат, 1986. – 168 с. 738 Куше, Л.Д. Бермудский треугольник: мифы и реальность/Л.Д. Куше. – М.: Прогресс, 1978. – 352 с. 739 Вронский, Б. Тропой кулика. Повесть о тунгусском метеорите/Б. Вронский. – М.: Мысль, 1977. – 222 с. 741 Например: Белов, А.В. Улыбка дракона. Очерки о суевериях/А.В. Белов. – М.: Молодая гвардия, 1979. – 112 с.; Васильев, Л.Л. Таинственные явления человеческой психики/Л.Л. Васильев. – М.: Изд-во политической литературы, 1964. – 180 с.; Шахнович, М.И. Приметы верные и суеверные. Атеистические очерки народного знания и бытового суеверия/М.И. Шахнович. – СПб.: Лениздат, 1984. – 190 с. 742 См. например: Дульнев, Г.Н. Исследование К-феномена/Г.Н. Дульнев [и др.]//Парапсихология и психофизика. – 1992. – – С. 35–51. 743 Китаев, Н.Н. «Криминалистический экстрасенс» Вольф Мессинг: правда и вымысел/Н.Н. Китаев//В защиту науки/под. ред. Э.П. Круглякова. – М.: Наука, 2008. – С. 102–143. 744 Слюсаренко, А. свящ. Иванов, ивановцы, ивановщина. О Паршеке и его «детках»/священник Алексей Слюсаренко. – Нижний Новгород: Христианская библиотека, 2009. – 176 с. 745 См., например, книги: Парнов, Е. Звездные знаки/Е. Парнов. – М.: Знание, 1978. – 144 с.; Ларичев, В.Е. Колесо времени. Солнце, Луна и древние люди/Е.В. Ларичев. – Новосибирск: Наука, 1986. – 176 с.; Краснодембская, Н.Г. Традиционное мировоззрение сингалов (обряды и верования)/Н.Г. Краснодембская. – М.: Наука, 1982. – 213 с.; Гэсо, П.-Д. Священный лес/П.-Д. Гэсо. – М.: Наука, 1979. – 192 с. и т.д. и т.п. Полный список включает более 100 наименований работ. 746 См. например: Дао и даосизм в Китае/отв. ред.: Васильев Л.С., Поршнева Е.Б. – М.: Наука, 1982. – 287 с. 747 См. например: Рабинович, В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры/В.Л. Рабинович. – М.: «Наука», 1979. – 391 с. 749 См. Глава 3. Раздел 3.3. Основные процессы системы воспроизводства нетрадиционной религиозности.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/netradit...

1980/1981. Vol. 34/35. P. 225-238; idem. On the Titulature of the Emperor Heraclius//Byz. 1981. Vol. 51. P. 288-296; idem. Heraclius and the Theme System: New Light from the Arabic//Ibid. 1987. Vol. 57. P. 391-406; idem. Heraclius and the Theme System: Further Observations//Ibid. 1989. Vol. 59. P. 208-243; Sch ö nborn Chr., von. Sophrone de Jérusalem: Vie monastique et confession dogmatique. P., 1972; Van Dieten J. L. Geschichte der griechischen Patriarchen von Konstantinopel. Amst., 1972. T. 4: Geschichte der Patriarchen von Sergius I bis Johannes VI (610-715); Kaegi W. E. New Evidence on the Early Reign of Heraclius//BZ. 1973. Bd. 66. S. 308-330; idem. Challenges in Late Roman and Byzantine Military Operations in Iraq, IVth to IXth Centuries//Klio. B., 1991. Bd. 73. S. 586-594; idem. Byzantium and Early Islamic Conquest. Camb.; N. Y., 1992; idem. Egypt in the Eve of the Muslim Conquest//Cambridge History of Egypt. Camb., 1998. Vol. 1/Ed. C. Petry. P. 34-61; idem. Heraclius Emperor of Byzantium. Camb.; N. Y., 2003; Proudfoot A. S. The Sources of Theophanes for the Heraclian Dynasty//Byz. 1974. Vol. 44. P. 367-439; Foss C. The Persians in Asia Minor and the End of Antiquity//EHR. 1975. Vol. 90. P. 721-747; Brock S. Syriac Sources for VIIth Century History//BMGS. 1976. Vol. 2. P. 17-36; Lilie R.-J. Die byzantinische Reaktion auf die Ausbreitung der Araber. Münch., 1976; idem. Die zweihundertjährige Reform: Zu den Anfängen der Themenorganisation im 7. Und 8. Jh.//Bsl. 1984. Т. 45. S. 27-39, 190-201; idem. Kaiser Herakleios und die Ansiedlung der Serben//Südost Forschungen. Münch., 1985. Bd. 44. S. 17-43; Alexander S. S. Heraclius, Byzantine Imperial Ideology and the David Plates//Speculum. Camb., 1977. Vol. 52. N 2. P. 217-237; Чичуров И. С. О кавказском походе императора Ираклия//Восточная Европа в древности и средневековье. М., 1978. С. 261-266; Brown Th. S., Bryer A., Winfield D. Cities of Heraclius//BMGS. 1978. Vol. 4. P. 15-38; Butler A. J. The Arab Conquest of Egypt and the Last Thirty Years of the Roman Dominion.

http://pravenc.ru/text/673855.html

22. Боннар Ш. Греческая цивилизация. Т. I–III. М., 1958–1962 (М., 1992). 23. Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970. 24. Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М., 1970. 25. Вулли Л. Ур Халдеев. М., 1961. 26. Гегель Г. В. Ф. Философия религии. Т. 1–2. М., 1976–1977. 27. Геродот. История, в девяти книгах. Пер. Г. Стратановского. М., 1972 (М., 1993). 28. Гладков Б. И. Толкование Евангелия. М., 1991. 29. Гомер. Илиада. Одиссея. М., 1967. 30. Гораций. Оды. Эподы. Сатиры. Послания. М., 1970. 31. Де Бройль Л. По тропам науки. М., 1964. 32. Добльхофер Э. Знаки и чудеса. М., 1963. 33. Древнеиндийская философия. Начальный период. М., 1963. 34. Дьяконов И. Общественный и государственный строй Древнего Двуречья. Шумер. М., 1959. 35. Еврипид. Трагедии. Пер. И. Анненского. Т. I—II. М., 1969. 36. Зеньковскии В., прот.» Апологетика. Рига, 1992. 37. Его же. Основы христианской философии. Т. 1—2. М., 1992. 38. Златковский Т. У истоков европейской культуры. М., 1961. 39. Ильин Г. Ф. Религия Древней Индии. М., 1959. 40. Индийская культура и буддизм: Сб. статей. Под ред. Н. И. Конрада и Г. М. Бонгард–Левина. М., 1972. 41. Керам К. Боги, гробницы, ученые. М., 1960. 42. Кессиди Ф. X. От мифа к логосу. Становление греческой философии. М., 1972. 43. Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. М., 1976. 44. Косамби Д. Культура и цивилизация Древней Индии. М., 1968. 45. Кравчук А. Закат Птоломеев. М., 1973. 46. Крамер С. История начинается в Шумере. М., 1965. 47. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. М., 1957. 48. Лосев А. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957. 49. Его же. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М., 1979. 50. Его же. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М., 1980. 51. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви. М., 1991. 52. Маркин С. Гомер и его поэмы. М., 1962. 53. Матье М. Древнеегипетские мифы. М. — Л., 1956. 54. Ее же. Искусство Древнего Египта. М., 1964. 55. Ее же. Во времена Нефертити. М., 1965. 56. Матье М., Афанасьев В. К., Дьяконов И. М. Искусство Древнего Востока. М., 1958.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Лит.: Gassisi S. Innografi italo-greci: Poesie di S. Nilo Iuniore e di Paolo Monaco, abbati di Grottaferrata//Oriens Chr. 1905. Vol. 5. P. 26-82; Карабинов И. A. Постная Триодь: Ист. обзор ее плана, состава, редакций и слав. переводов. СПб., 1910; Maas P. Das Kontakion: (Mit einem Exkurs über Romanos und Basileios von Seleukeia)//BZ. 1910. Bd. 19. S. 285-306; Molitor J. Byzantinische Troparia und Kontakia in Syro-Melkitischer Überlieferung//Oriens Chr. Ser. 3. 1930. Vol. 3/4. P. 1-36, 179-199; Vol. 5. P. 191-201; 1931. Vol. 6. P. 43-59; 1933. Vol. 8. P. 72-85, 164-179; Fletcher R. A. Three Early Byzantine Hymns and Their Place in the Liturgy of the Church of Constantinople//BZ. 1958. Bd. 51. N 1. S. 53-65; Floros C. Das Kontakion//DVjS. 1960. Bd. 34. S. 84-106; idem. Das mittelbyzantinische Kontakienrepertoire: Untersuch. und krit. Ed.: Diss. Hamburg, 1961; Keller F. Das Kontakion aus der ersten Sluba für Boris und Gleb//Schweizerische Beiträge zum VII. Intern. Slavistenkongress in Warschau, August 1973. Luzern; Fr./M., 1973. S. 65-74. (Slavica Helvetica; 7); idem. Die russisch-kirchenslavische Fassung des Weihnachtskontakions und seiner Prosomoia. Bern, 1977. (Slavica Helvetica; 9); Husmann H. Eine alte orientalische christliche Liturgie: Altsyrisch-melkitisch//OCP. 1976. Vol. 42. P. 156-196; Grosdidier de Matons J. Romanos le Mélode et les origines de la poésie religieuse à Byzance. P., 1977; idem. Kontakion and Canon: Piété populaire et liturgie officielle à Byzance//Augustinianum. 1980. Vol. 20. P. 191-203; idem. Liturgie et hymnographie: Kontakion et canon//DOP. 1980/1981. Vol. 34/35. P. 31-43; idem. Aux origines de l " hymnographie byzantine: Romanos le Mélode et Kontakion//Liturgie und Dichtung: Ein interdisziplinäres Kompendium/Hrsg. H. Becker, R. Kaczynski. St. Ottilien, 1983. Bd. 1. S. 435-463; Halleux A., de. Hellénisme et syrianité de Romanos le Mélode//RHE. 1978. Vol. 73. N 3/4. P. 632-641; Follieri E. Poesia e innografia nell " Italia bizantina//La cultura in Italia fra Tardo Antico e Alto Medioevo: Atti del Convegno tenuto a Roma, dal 12 al 16 nov.

http://pravenc.ru/text/1841894.html

278       Mathew G. Byzantine Aesthetics. London, 1963. P. 63, 67, 87–93; Бычков В. В. Византийская эстетика: Теоретические проблемы. М., 1977. С. 114–116; Он же. Малая история византийской эстетики. Киев, 1991. С. 145–147. 280       За исключением работы В. П. Зубова 1947–1954 гг., которая была опубликована посмерт­но в неоконченном виде: Зубов В. П. Византийский архитектор (по данным литературных источ­ников)//Зубов В. П. Труды по истории и теории архитектуры/отв. ред. А. И. Комеч. Μ., 2000. С. 20–148; см. особенно с. 96–114. 281       Conant К. J. The first dome...; Emerson W, Van Nice R. L. Hagia Sophia: The collapse...; Main­stone R. Hagia Sophia...; Idem. The reconstruction... P. 355–368; Mango C. Byzantine writers...; Taylor R. A literary and structural analysis...; Xydis S. G. The chancel barrier... и др. 282       Whitby Μ. The occasion of Paul Silentiary’s Ekphrasis of St. Sophia//Classical Quarterly. 1985. Vol. 35. P. 215–228; Whitby Μ. L. Procopius’ Buildings, Book I: a panegyrical perspective//Antiquité tar­dive. 2000. Vol. 8. P. 45–57; Macrides R., Magdalino P. The architecture of ekphrasis...; Fayant M.-C. De la description au panégyrique: Un art au service du pouvoir U Paul le Silentiaire. Description de Sainte-So­phie de Constantinople/trad. M.-Chr. Fayant, P. Chuvin. Die, 1997. P. 33–49; Webb R. Ekphrasis, ampli­fication and persuasion in Procopius’ Buildings H Antiquité tardive. 2000. Vol. 8. P. 67–71; Elsner J. The rhetoric of buildings in the De aedificiis of Procopius H Art and text in Byzantine culture/ed. by L. James. Cambridge; New-York, 2007. P. 33–57. 283       Procop. Bauten. Paulos Silentiarios. Beschreibung der Hagia Sophia/griechisch-deutsch ed. О. Veh, archäologischer Kommentar von W. Pülhom. München, 1977; Paul le Silentiaire. Description de Sainte-Sophie de Constantinople/trad. M.-Chr. Fayant, P. Chuvin. Die, 1997; Fobelli Μ. L. Un tempio per Giustiniano...; Egea J. Μ. Paulo...; Procopio di Cesarea. Santa Sofia... 285       Н. Шибил дает только очень краткое описание и анализ основных архитектурных осо­бенностей интерьера Св. Софии, см.: Ibid. Р. 51–56.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

107 Plat. Epist. 2 (sp.). 312e1–4 (пер. С. П. Кондратьева). Во времена Оригена это место из 2-го письма Платона – популярный текст, цитируемый как языческими (Celsus apud Orig. CC. 6. 18; Apul. Apol. 64; Alex. Aphr. In Met//P. 59. 31; 63. 24 Hayduck), так и христианскими авторами, находившими в нем предвосхищение собственного тринитаризма (Clem. Alex. Protr. 6, 68, 5; Idem. Str.V14. 103. 1;Athen. Suppl. 23. 7; ср.: Just. 1 Apol. 60. 6–7; Clem. Alex. Str. VII 2. 9. 3). Daniélou 1961. P. 106–107 предполагает, что уже во II в. этот текст входил в философские хрестоматии. О неоплатонической рецепции этого текста см.: Plot. Enn. I 8. 2. 27–32; V 1. 8. 1–8 Henry-Schwyzer (cp.:V5. 3; VI 7. 42); Porph. In Tim. 2. Fr. 51.65–69 Sodano; Fr. 15–16//Die Fragmente der Griechischen Historiker/Hrsg. v. F. Jacoby u.a. B., 1923–1958; Porph. Hist. Phil. Fr. 17 Nauck; ср.: Eus. Praep. Ev. 11.20. Впрочем, уже в аутентичных платоновских текстах метафора «царь» может использовать¬ся как обозначение божества, причем не нуждающееся в контекстуальном разъяснении, по крайней мере – в пределах одной фразы. Так, в Resp. 597е2, где о трагическом поэте говорится, что он «стоит на третьем месте от царя и от истины» (пер. А. Н. Егунова; ср. греч. τρτος τις π βασιλως κα τς ληθεας πεφυκς;), понять, что под «царем» имеется в виду Бог , можно только исходя из более широкого контекста (ср. также Plat. Leg. 904а6). Об использовании этой метафоры в платонизме см.: Dorrie 1976. S. 390–405. 110 Ср.: Beutel//RE. HBd. 35. Kol. 1034. 50 sq.; Weber 1962. P. 74, 90–91; Dörrie 1976. S. 341, 394–395; Schwyzer 1983. S. 76–77 и 1987. S. 47; Beatrice 1992. P. 361. 113 Ср.: PE. 27. 8, где Ориген сопоставляет два значения термина οσα – платоническое (духовная природа) и стоическое (материя), и точно так же, как в CJ. XX 18. 159, характеризует первое как «собственное» значение этого слова ( μντοι κυρως οσα). В этой связи Stead 1977. P. 139 замечает, что здесь имеет место «платоническое употребление οσα как собирательного термина, в противопоставлении γνεσις обозначающего “неизменную (подлинную и потому нематериальную) реальность”».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/k-vopro...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010