Слово повелевает, чтобы учители Церкви трубили словом учения; трубили трубой, то есть мертвостью тела; в новомесячие, то есть в новолуние, ибо месяцем называется луна. А благознаменитый праздник – это праздник труб, совершавшийся у иудеев в седьмой месяц ( Лев. 23, 24 ). 521 На десятый же день этого месяца они соблюдали пост умилостивлени, 522 а на пятнадцатый совершали праздник Поставления Кущей. 523 Мы же совершаем эти празднества духовно. Так, мы [тоже] празднуем благознаменитый день Евангелия в седьмой месяц, то есть по седьмому закону – [закону] благодати. Ведь, [если считать] сначала, [Творец] всего Бог даровал человеческой природе семь законов: два закона Адаму – до преступления не вкушать плодов древа 524 , а после преступления есть хлеб в поте лица ( Быт. 3, 19 ); третий закон Ною; 525 четвертый – при Аврааме, то есть [закон] обрезания; 526 пятый – [закон] Моисеев; 527 шестой – пророческий; седьмой же – евангельский, по которому мы в начале [нашего] просвещения приносим Богу начатки плодов добродетели. Ведь и [служившие] Закону приносили Богу начатки плодов в первый день месяца. На десятый день месяца мы совершаем пост умилостивления, тайноводствуемые ради имени Господа нашего Иисуса, 528 ставшего нам умилостивлением, 529 постимся от всякого зла; на пятнадцатый же [день] совершаем праздник Кущей: ведь мы представляем таинству, согласно Господу нашему Иисусу, пять воспринимающих сил души, 530 чтоб они ничем чувственным не были заняты, но, соединенные с самим Господом, в Нем обретаем зрелость добродетелей. 93 . В нравственных [беседах] святого Василия, [а именно] в беседе о посте, есть неясное речение: Когда не стало надежды на совершенство, тогда дозволено наслаждение. 531 Надежды на совершенство не стало тогда, когда человек через преслушание извратил данные ему естественные способности. Было невозможно, чтобы естество, подверженное пристрастию к вещественному, возвратилось к совершенству, пока Творец естества, став человеком превыше естества, не возвратил естество в естественное состояние. То же, что наслаждение дозволено, 532 говорится вместо: предано самовластию обольщения. 533

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

2 . Ежедневно взыскуй общения со святыми 522 , дабы укрепиться словами их 523 . 3 . Не производи раздора, но примиряй враждующих. Суди справедливо; не взирай на лица, обличая прегрешения. 4 . Не сомневайся, будет ли [тебе что-либо] или нет 524 . 5 . Не протягивай рук, чтобы взять, и не сжимай их, чтобы дать ( Втор. 15:7 ). 6 . Если что имеешь от [трудов] рук своих, дай во искупление грехов своих 525 . 7 . Не колеблись давать и, давая, не ропщи; ибо ты узнаешь, Кто есть добрый Мздовоздаятель. 8 . Не отвращайся от нуждающегося, но делай все [свое] общим с братом твоим и не говори, что это – твоя собственность 526 . Ибо если вы общники в нетленном, то тем более [общники в вещах] тленных! 9 . Не отнимай руки своей от сына своего или от дочери своей 527 , но от младых лет учи их страху Божию. 10 . Не приказывай с раздражительностью рабу своему или рабыне своей, уповающим на того же Бога, дабы не перестали они бояться Бога, Который над [вами] обоими. Ибо Он не приходит призывать, [судя] по лицам, но [призывает] тех, в которых Он уготовал дух 528 . 11 . Вы же, рабы, повинуйтесь господам, как образу Божиему 529 , в почтении и страхе 530 . 12 . Возненавидь всякое нечестие 531 и все неугодное Богу. 13 . Не оставляй заповедей Господних, но сохраняй то, что получил, ничего не прибавляя и не убавляя ( Втор. 4:2; 13:1 ). 14 . В собрании исповедуй прегрешения свои 532 . Не приступай к молитве с лукавой совестью. Таков путь жизни. 5. 1. Путь же смерти таков: прежде всего, он – лукав и преисполнен проклятия. [Здесь] убийства, прелюбодеяния, похоти, разврат, воровство, идолослужение, колдовство, чародейство, разбои, лжесвидетельства, лицемерие, двойственность 533 , коварство, надменность, подлость, самодовольство, жадность, сквернословие, зависть, дерзость, высокомерие, хвастовство, отсутствие страха Божия 534 . 2 . [По этому пути идут] гонители [людей] благих, ненавистники истины, любители лжи, не ведающие воздаяния праведности, не прилепляющиеся ни к благу, ни к праведному суду, бодрствующие не ради добра, но ради зла; далекие от кротости и терпения, они любят суету, гоняются за [материальным] воздаянием, не сострадают нищему, не трудятся за утружденного и не ведают Создателя своего. [По этому пути идут] детоубийцы, растлеватели творения Божиего 535 , отвращающиеся от нуждающегося, притеснители угнетенного; защитники богатых и беззаконные судьи бедных, они суть закоренелые грешники 536 . Чада! Берегитесь всех таковых!

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

§ 5. Старые приходские книги также должны сохраняться тщательным образом, согласно предписаниям партикулярного права. 536 § 1. Если по суждению диоцезального Епископа, выслушавшего мнение совета священников, это окажется полезным, в каждом приходе может быть образован пастырский совет, во главе которого стоит приходской настоятель и в котором верующие вместе с теми, кто причастен пастырскому попечению в силу своей должности в приходе, подают свою помощь, способствуя пастырской деятельности. § 2. Пастырский совет пользуется только правом совещательного голоса и управляется по нормам, установленным диоцезальным Епископом. 537 В каждом приходе должен существовать совет по экономическим делам, который, помимо универсального права, руководствуется нормами, определёнными диоцезальным Епископом, и в котором верующие, избранные по этим же нормам, помогают приходскому настоятелю в распоряжении имуществом прихода, причём предписание кан. 532 остаётся в силе. 538 § 1. Приходской настоятель теряет свою должность в силу смещения или перевода, осуществлённого Епископом по нормам права, отречения по справедливой причине со стороны самого настоятеля, для действенности которого требуется его принятие тем же Епископом, а также по истечении срока, если, согласно предписанию партикулярного права, о котором говорится в кан. 522, он был назначен на определённый срок. § 2. Приходской настоятель, являющийся членом института монашествующих или инкардинированный в общество апостольской жизни, смещается согласно положениям кан. 682, § 2. § 3. Приходскому настоятелю по достижении семидесятипятилетнего возраста рекомендуется подать отречение от должности диоцезальному Епископу, который, рассмотрев все личные и местные обстоятельства, решает, принять или отложить отречение; диоцезальному Епископу следует позаботиться о надлежащем содержании и жилище отрекающегося, приняв во внимание положения, установленные Конференцией Епископов. 539 Когда приход остается вакантным или в том случае, если приходскому настоятелю препятствуют исполнять пастырское служение в приходе пленение, ссылка или изгнание, недееспособность или болезнь либо другие причины, диоцезальному Епископу следует в кратчайший срок назначает приходского администратора, т.е. священника, который будет замещать приходского настоятеля согласно положению кан. 540.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

   Музак 259    Мурну Г. 463    Мутафчиев П. 556    Мухаммед, эмир 199, 387—389    Мухаммед, султан 609    Намбит 148, 150, 151, 209, 496    Неанц 221—223, 235    Нидерле Л. 604    Низам аль-Мульк 525    Никерит, см. Лев Никерит    Никита Кастамонит, Кастамонит 209, 218, 330    Никита Панукомит, Панукомит 146, 320    Никита Халинц 311    Никита Хониат 15, 16, 19, 471, 474, 500, 502, 513, 533, 550—552, 560, 626, 629    Никифор, внук Анны Комниной 19    Никифор, племянник Ирины Дукены 409    Никифор, сын Декана 340    Никифор III Вотаниат, Вотаниат, император 7, 9, 10, 55, 61, 62, 68, 69, 79, 80, 85, 86, 88—92, 98, 104, 108, 111—117, 119, 123, 134, 149, 153, 157, 180, 206, 220, 439, 444—446, 449—452, 462, 466, 467, 470, 474—477, 483, 487, 494, 500, 522, 539, 566    Никифор Вриенний, Вриенний, муж Анны Комниной, историк 11, 14, 16, 19, 28, 29, 36, 37, 42, 54, 285, 364, 397, 409—411, 439—444, 445—452, 455, 464, 467, 476, 477, 487, 493, 494, 532, 549, 553, 554, 556, 594, 602, 613, 627—630    Никифор Вриенний Старший, Вриенний 9, 38, 61, 63, 64, 66— 69, 104, 153, 205, 206, 268, 269, 439, 444, 445, 448, 450, 464, 469, 487    Никифор Диоген, Диоген 24, 148, 205, 209—211, 253—264, 479, 547, 549—551    Никифор Иалий Эксазин, Эксазин 330, 331, 337, 341, 590, 592    Никифор Катакалон 270, 448, 528, 546    Никифор Комнин, брат Алексея I 123, 463, 479    Никифор Мелиссин, Мелиссин 9, 24, 107, 108, 110—113, 122, 150, 167, 209, 213, 231, 232, 234, 238, 239, 242, 267, 470, 476, 478, 507, 508, 540    Никифор Палеолог 113, 114, 152, 441    Никифор Синадин 148, 152    Никифор Стравороман 467    Никифор II Фока, император 475, 590    Никифорица 8, 452, 455    Николай II, папа 454    Николай, писец 207    Николай Врана, Врана 145, 201, 202, 494, 621    Николай Врана, протоновелиссим 494    Николай III Грамматик, патриарх 265, 267, 420, 423, 552, 621    Николай Калликл, Калликл 426, 427, 550, 626    Николай Маврокатакалон, Маврокатакалон 203—205, 209, 227, 274, 279—281    Николай Мистик 461

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

Иларий был первым христианским философом на Западе. К христианству он, как и св. Иустин, пришёл путём философии и потому ценил её и дорожил ею. 521 Он же является и апологетом риторики, призываемой ныне на защиту веры. 522 В деле богопознания св. Иларий, как и другие богословы, признаёт два источника: откровение и разум. Эти источники не стоят между собой в противоречии, поскольку сверхестественное откровение есть только восполнение того знания, которое человек приобретает, благодаря своему разуму. 523 В делах веры разум (sensus communis) имеет своё значение, но он никогда не может претендовать в этом случае на достоинство судьи, 524 – наоборот, покорная вера в Откровение является основной психологической формой богопознания, приобретающей к тому же нравственную ценность. 525 В своём богословии Иларий следует больше восточным, чем западным, церковным писателям. Так, в тринитарном учении и христологии он примыкает к св. Афанасию, за что и получает впоследствии эпитет «Афанасия Запада», 526 а в экзегезисе – подражает Оригену . 527 Илариевы толкования Библии важны, между прочим, в том отношении, что в них впервые на Западе так широко был применён аллегорический метод толкования, позаимствованный св. пиктавийцем у александрийцев. 528 Правда, св. Иларий не был чужд и исторического метода антиохийской школы, 529 однако в общем он чаще следует методу аллегористов. 530 Что касается богословских творений св. Илария вообще, то их значение для западного богословия заключается в том, что они привнесли в него восточную спекуляцию и, таким образом, дали ей новые плодоносные элементы, как выражается Ebert. 531 Св. Амвросий много напоминал св. Илария как вообще в своей жизни, характере и роде деятельности, так в частности и в своём богословии: оба они писали полемические трактаты против ариан, оба стали в своём богословии в зависимое отношение к восточным отцам и учителям церкви и оба, наконец, ввели в латинскую богословскую литературу аллегорический метод толкования. 532 Но всё же между ними есть и существенная разница.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Тоскующие по взлётам, вы рукоплещете и готовы послать привет. Вы даёте почётные интервью, извиняя великодушно частности, обязательно повторяя, что не ошибается только тот, кто... Ну, понятно. Ваши громкие имена, меченые счастливым роком, говорят всему миру, что всё в порядке вещей. Благосклонные речи ваши наполняют сердца дерзателей, выдают им похвальный лист. Невысока колокольня ваша: с неё не видно. Хорошо наблюдать грандиозный пожар с горы, бурю на океане— с берега. Величавое зрелище!» (1,530-532). Величавое— со стороны и: для неспособных вникнуть в сущностный смысл творящегося. Шмелёв вникает— и видит страшное: «Но теперь нет души и нет ничего святого. Содраны с душ человеческих покровы. Сорваны— пропиты кресты нательные. На клочки изорваны родимые глаза— лица, последние улыбки-благословения, нашаренные у сердца... последние слова-ласки втоптаны сапогами в ночную грязь, последний призыв из ямы треплется по дорогам...— носит его ветрами» (1,522). Этого не знают и не хотят узнать. А те, кто приезжает, старается лишь удачливее обобрать умирающих людей. «Говорю: есть у вас совесть?! «А что такое совесть?— говорит.— У нас простой коммерческий расчёт! это гораздо больше, чем ваша совесть!» (1,525). Этот краткий диалог раскрывает основную ценность того благополучного мира. « Не собирайте сокровищ на земле ...» Коммерческий расчёт велит как раз собирать. Шмелёв ужасается людям, которые принимают весь этот порядок и даже рады ему. Тот же скептик доктор рисует фантастическую картину блаженства болезнетворных бацилл, наслаждающихся гибелью мира, в котором они живут,— и с этими бациллами он отождествляет наживающихся на чужих страданиях мерзавцев-революционеров: «Ужас в том, что они-то никакого ужаса не ощущают! Ну, какой ужас у бациллы, когда она в человеческой крови плавает? Одно блаженство!.. И двоится, и четверится, ядом отравляет и в яде своём плодится! А прекрасное тело юного существа бьётся в последних судорогах от какого-то подлого менингита! Оно: «Папа, мама... умираю... темно... где же вы?!»— а она, бацилла-то, уж в сердце, в последнем очажке мозга-сознания канкан разделывает под «барыню»! На автомобилях в мозгу-то вывёртывает! У бациллы тоже, может быть, какие-нибудь свои авто имеются, с поправочками, понятно...» (1,599).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

XVI, 17–19 (II: 1299,474). XVI, 19 (I: 724,215). XVI, 21 сл. (I:855,532). XVI, 22–23 (I: 40). XVII, 9 (I: 628,504). XVII, 17 (I: 754).XVIII, 18 (I: 724,215). XIX, 8 (I: 198). XIX, 20 (I: 182).XIX, 28 (II: 629). XX, 1–16 (II: 1302). XXI, 25 (I: 269). XXII, 23 сл. (I: 631,512). XXII, 31 (I: 628,504). XXII, 32 (I: 546. 629,504). XXII, 41 сл. (II: 258,667). XXIII, 15 (I: 149). XXIII, 23 (I: 165). XXIV, 8 (I: 394). XXV, 34–41 (I: 838,480). XXVII, 9 (I: 836). XXVII, 12–13 (I: 26). XXVII, 13–15 (I: 177). XXVII, 40 сл. (I: 38,84). XXVII, 46 (I: 347). XXVII, 46 (I: 847). XXVII, 52–53 (I:27). XXVII, 64 (I: 28. 628,504). XXVIII, 7 (I: 628,504). XXVIII, 18 (II: 295). XXVIII, 19 (I: 725,215. 727,215. II: 999,73. 1172). Меир рав. 62 II: 413,1246. 831. Mechiza (жилище праведных на небесах) I: 770,301. 803,383 Мемра I: 664,75. 862,547. 870,551. II: 19. 331,900. 353. 354,987. 989. 990. 651,817. 823,104. Menachem di Recanati рав. 63 I: 698,164. Менандр поэт II: 1131. Менений Агриппа (его притча) II: 1132,1194–5. 1239,2038 μεστης II. 1207. 1208–9. Мессия (личный) в иудействе не необходим (I: 249–250. 297 сл; 389. 449. 450. 818,409. II: 763,1053. 765,1053. 1091–2. 1265–6)г национально-политический, для доставления окончательного торжества Израилю (I: XLVI. 298–301. 390–2. 408. 453–4. 467–8. 850,523. 851 сл. II: 585,522. 656,827.763–5,1055. 999,116 1094–5. 1266 сл. 1269); премирность его лишь идеальная (I: 247 сл. 875. II: 356); носившийся над первозданными водами дух это дух Мессии (I: 246,64. 863,538); он не Бог , а человек (I: 248. 275–7. 406,394. 862,537. 538. 867 сл. II: 258,669. 356,998. 357,1001. 1092–4. III: 14), хотя бы и «сын Божий» (I: 864,538. 867,545. 875,555); его мессианские скорби ( ) по иуд. (I: 393–4. 396–408. 410–411. 449. II: 1096) не суть искупительные страдания, каковые (с распятием и смертию) совсем не допускаются (I: XLVIII,367. 38–9. 44,86–87. 380–9. 409. 410. 411. 449. II: 374,1061. 1096–7. 1267–8). Мессия и Авраам и Ангелы (I: 862,537); Мессия и Адам (II: 998,116), Мессия и Давид (I: 854,530.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

—521— и бытием или, что тоже, о реальности нашего познания, реальности внешнего мира отвечает учением о случайных причинах (causes occasionnelles). Как в мире духовном, так и в мире материальном всякое действие исходит только от Бога. События в веществе служат только поводами или случаями (occasionnes) к возбуждению в нас идей самим Богом. Идеи, возникающие в нашем сознании по поводу внешних впечатлений, своею причиною имеют не внешние объекты и не наше мышление (наше «я» по современной терминологии), но только Бога. Бог по поводу впечатлений, получаемых нашею душою, открывает нам свои собственные идеи внешних объектов. Существование внешнего мира мы, следовательно, должны принимать на веру, как божественное откровение. Такова вкратце логическая схема теории случайных причин. Обращаемся к деталям. Мальбранш настойчиво проводит ту основную мысль, что согласно бл. Августину, а также и разуму, всё, что может действовать на нас, как истинная и реальная причина, необходимо выше (au-dessus) нас. 531 Своею целью он ставит доказать в немногих словах (en peu de mots), что есть «только одна истинная причина, потому что есть только один истинный Бог; что природа или сила (la force) всякой вещи есть лишь воля Божия; что все естественные причины (causes naturelles) не есть действительные причины, но только причины случайные (causes occasionnelles), и еще некоторые истины, вытекающие из вышеназванных как следствия». 532 Прежде всего он устанавливает то положение, что на основании своего рассудочного познания мы должны заключать, что «нет такого сотворенного духа, который мог бы двигать какое-либо (quelque) тело и быть его истинной или главной (principal) причиной, равным образом как и вообще никакое тело не может двигаться само собою». 533 Вообще тела – совершенно бездеятельны (n’ont aucune action). Движущая сила тел не заключена в движущихся телах, потому что эта движущая сила (force) есть не что иное, как воля Божия. Когда, на- —522— пример, движущийся шар встречает другой и приводит его в движение, он не сообщает ему ничего, что есть в нём, потому что он сам-то не имеет в себе той силы, которую сообщает.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

ПРИМЕЧАНИЯ Глава 22 522. См. его статью в «Пути», 1926, с. 141. 523. Иосиф выводит теократию из постановлений Моисея, что имеет под собой известные основания ( Иосиф Флавий. Против Апиона, 2, 16). 524. «Из всех древних народов, — пишет Я. Алексеев, —только одни евреи дошли до развенчания государства — и притом не с точки зрения светского ренессанса… но с точки зрения глубочайших религиозных верований. Можно даже сказать, что такое развенчание божественного авторитета государственной власти было историческим призванием еврейского народа» («Путь», 1926, с. 21). 525. 1 Цар 8, 7. 526. Предположение о позднем происхождении антимонархической тенденции библейского рассказа положено в основу многих исследований (см., непр.: Н. Никольский. Иудейские монархомахи VII b. — «Новый Восток», 1922, с. 514). 527. Суд 9, 8. Эта притча — один из древнейших библейских текстов. 528. 1 Цар 9-10.   529. 1 Цар 10, 6. 530. J. Bright. A History of Israel, p. 169. 531. 1 Цар 12, 25. 532. См. приложение 5. 533. 1 Цар 16, 16-23; 17, 34, 37. 534. Существует две версии о том, как Давид попал в дом Саула (1 Цар 16, 19 и гл. 17). Но они без труда могут быть совмещены. 535. 1 Цар 17, 45. 536. 1 Цар 21 и 22. 537. 1 Цар 26, 19. Из этого текста, как и из самих событий, никак не следует, что Давид думал, что в каждой стране нужно поклоняться только местным богам. 538. Пророк, который сопровождал Давида, назван в Библии Гадом. Во время скитаний Авиафара на его место был поставлен священник Садок. Вернувшись, Давид сохранил обоих в должности высших служителей Ягве. Но сын Давида Соломон отстранил Авиафара за то, что тот поддерживал его соперника — принца Адонию. С этого времени «династия» высшего духовенства ведет свое происхождение от Садока (отсюда «саддукеи»). 539. 2 Цар 1, 18. 540. 2 Цар 5. 541. Псалом сохранился в двух почти тождественных вариантах: 2 Цар 22 и Пс 17. Он, несомненно, написан от лица царя (см.: 2 Цар 22, 44 сл) и в то же время отражает очень древнюю ступень религиозного мышления. В нем есть параллели с древнесирийской поэзией (угаритские псалмы). См.: W. Albright. The Archaeology of Palestine, p. 233.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Ирмос Безумное веление мучителя злочестиваго люди поклеба, дышущее прещение и злохуление богомерзкое: обаче три отроки не устраши ярость зверская, ни огнь снедаяй, но противодышущу росоносному Духу, со огнем суще пояху: Препетый отцев и нас Боже, благослвен еси. Безумное 519 веление 520 нечестивого 521 властителя 522 , дышащее угрозой 523 и мерзкой 524 хулой 525 , смутило 526 народ; однако трех отроков не устрашили 527 ни зверская 528 ярость 529 , ни истребительный 530 огонь, но, находясь в пламени 531 , при веянии против него 532 росоносного 533 духа 534 , они пели: благословен Ты, препрславленный отцов и наш Боже 535 . Тропари От древа вкусив первый в человецех, в тление вселися: отвержением бо жизни безчестнейшим осудився, всему роду телотленен некий, яко вред недуга преподаде: но оретше земнороднии воззвание крестным древом, зовем: препетый отцев и нас, Боже, благословен еси. Первый из людей 536 , вкусив от дерева, впал 537 в тление, и, осужденный на бесславнейшее лишение 538 жизни, как некоторая телесная 539 порча 540 , сообщил 541 болезнь всему роду; но мы, земнродные 542 , обретя воззвание 543 через древо Креста, будем восклицать: благословен Ты, препрославленный отцов и наш Боже. Разруши повеление Божие преслушание, и древо прнесе смерть человеком, еже неблаговременно прчастно бывшее; во утверждение же зело честнаго оттуду жизни древо возбраняемо бе, еже разбойнику злумершу отверзе, благоразумно зовущу: препетый отцев и нас, Боже, благословен еси. Нарушило 544 непослушание заповедь 545 Божию и древо через неблаговременное вкушение 546 принесло людям смерть 547 ; потому 548 для безопасности 549 весьма ценного 550 древа жизни оно было воспрещено 551 , но его открыл Препрославленный казненному 552 рабойнику 553 , благоразумно 554 восклицавшему: благословен Ты, отцов и наш Боже. Жезла объемлет край Иосифова, будущая зря Израиль, царствия державное, яко возымуществит прславный Крест, проявляя: сей бо победоносная похвала и свет верою зовущим: препетый отцев и нас, Боже, блгословен еси.

http://predanie.ru/book/220856-vozdvizhe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010