сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь РПЦ в 1945–1990 гг. 879. Католическая богословская печать о течениях в Русской Церкви//ВРЗЕПЭ. 1951. 6. С. 39–40. Мнение «Herder-Korrespondenz» о выступлениях в печати архиеп. Луки (Войно-Ясенецкого) по поводу негативных тенденций в приходской жизни. 880. Кожа А., прот. Миротворчество Русской Православной Церкви/Свящ. А. Кожа//БТ. 1987. Сб. 28. С. 181–191. 881. Питирим (Свиридов), митр. Крутицкий и Коломенский. Слово, произнесенное... 10 июля 1955 г. в русском патриаршем храме Успения Пресвятой Богородицы в Лондоне по случаю пребывания в Англии делегации РПЦ/Архиеп. Питирим//ВРЗЕПЭ. 1955. 24. С. 294–295. О совр. положении РПЦ. 882. Сергеенко А., прот. О положении Церкви в России: Докл. члена церковной делегации, побывавшей в Сов[етском] Союзе//ВРЗЕПЭ. 1947. 2. С. 7–21. 883. Филарет (Вахромеев), митр. Минский и Слуцкий. Интервью с руководителем передач первой программы французского телевидения архим. Иоанном (Ренето)//ВРЗЕПЭ. 1980/1981. 105/108. С. 132–136. Совр. жизнь РПЦ. 884. Шпиллер В. Д., прот. Письмо. архиеп. Брюссельскому и Бельгийскому Василию (Кривошеину) [от 02 янв. 1967 г.]//ВРЗЕПЭ. 1967. 58. С. 107–109. О трудностях совр. приходской жизни, процессе насильственной секуляризации и возникающем напряжении в церк. кругах. 885. Шпиллер В. Д., прот. Письмо [архиеп. Брюссельскому Василию (Кривошеину) ] от 30.12.1971//ВРЗЕПЭ. 1972. 77. С. 95–96. О совр. церк. жизни. 886. Шпиллер В. Д., прот. О современной организации и жизни наших православных церковных приходов: (К предстоящим собеседованиям с деятелями христианских церквей США во время ответного визита делегации РПЦ, февр. 1963 г.)//БСб. 1999. 4. С. 303–317. 887. Языкова И. К. «Отец Александр Мень и мать Мария (Скобцова) – свидетели для XXI века»: [Междунар. конф. Рига, 29–30 сент. 2000 г.]/И. Я.//Страницы. 2000. Т. 5. 3. С. 475–477. См. также 1372, 2813. Архиерейские и Поместные Соборы (1944–1990); постановления Священного Синода 888. Архиерейский Собор РПЦ. 1990, янв. Обращение. ко всем верным чадам Русской Православной Церкви/Предисл.: Кирилл (Гундяев), митр. Смоленский и Калининградский//ЦиВр. 1998. 1(4). С. 35–40.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сильна молитва в храме перед святыми иконами. Не менее сильна она и перед другой великой святыней – перед святыми мощами Божиих Угодников. «Призываемые с верой и усердием Святые, пред Мощами их, – свидетельствует святой Иоанн, – скоро являются на помощь, то в чудесных знамениях от Мощей... то самим лицом своим духовным, из невидимого делающегося видимым... то в даровании помощи, мира, радости, утешения духовного. Примеры бесчисленны» (М: 181). «Как благоухают кости Святых! – восклицает святой Пастырь. – Какие чудные ароматы Мощи Угодников Божиих! Сколь великое благо стяжать нетленную, благоухающую благодать Духа Святого и с ней жизнь вечную! Что мы гоняемся за тлением? Что возлюбили смрад грехов, страстей ядовитых?» (Д: 502). С благоговением подобает относиться ко всем священным предметам, хранимым во святом храме. К ним относятся: •      святая Чаша (лобызать её надо при отсутствии в сердце всякой страсти. Д: 696); •      свечи и лампады («Видя свечи горящие и лампады в церкви, восходи мыслью от огня вещественного к невещественному огню Духа Святого» Д: 475); •      кадило (его благоухание напоминает: «...наши нерукотворённые храмы – души и тела – должны благоухать непрестанно благодатью Святого Духа и добродетелями» М: 48); •      колокола (гласы их поведают «всю славу Божию, славу любви Его к роду человеческому». Д: 156); •      просфоры («.. .изъемля частицы... помни, какая тесная связь между нами и Святыми, и умершими во Христе, и всех возлюби...» М: 83); •      облачения священнослужителей («Епитрахиль... есть символ благодати Божией, вся покрывающей». М: 127; «Орарь... – знамение молитвы». М: 123). К священным предметам относятся и Богослужебные книги. О них святой Иоанн говорит: «Если вы хотите видеть во всём небесном свете образ православия нашей Церкви, прочитайте весь круг наших Богослужебных книг, и вы увидите, какое это чудное учреждение на земле, не человеческое, а Божественное!» (М: 94). Сюда относится, конечно, и Священное Писание – Новый Завет, закон Моисея, пророки и псалмы... Псалмы «как жилы и кости в теле... проходят во всём Богослужении, составляют его основу, связывают Ветхий Завет с Новым, ветхозаветное пение с новозаветным, пророческое с апостольским и святоотеческим» (М: 97).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

687 До издания Требника П. Могилы были следующие издания этой руководственной книги в Западной России: стрятинское и острожское, оба 1606 года; виленские 1618, 1624, 1628 и 1644 гг.; львовские 1637, 1644 и 1645 и могилевское 1646 г. 689 «Напрвклад есть и самая Библия письма святого, около которой исправления южно от немалого часу подвизатися зезволяешь, а для того и о особливом коште и накладе, або яко найрыхлей з’друку была выдана, промыслу чинити не занехиваешь» (Строева Опис. старопеч. книг Царского, стр. 187). 691 В братской школе, до соединения ее с могилянской, учителями были: Мелетий Смотрицкий, Иов Борецкий, Исаия Копинский. Из воспитанников ее известны: Богдан Хмельницкий, Захарий Копыстенский, Феодосий Сафонович и др. 692 Иезуитская коллегия в Киеве учреждена в 1620 г. бискупом Богуславом Родошевским; потом перенесена в Фастово, а в 30-х годах снова переведена в Киев. Лукашев. Historia szkol, IV, 87. 696 Гетманская грамота к патриарху напечатана в описании Киевософ. собора, прилож. 17 и в А. 3. Р. V, 48. 697 По исследованию Генн. Карпова означенная гетманская грамота к патриарху относится к 1654 г. Прав. Обозр. 1874 г. ч. I стр. 105. 701 Мефодий Филимонович, епископ мстиславский и оршанский, Г. Карпова, в Прав. Обозр. 1875 г. т. I, стр. 58–75. 207–241, 605–652. Т. II, 231–267. III, 475–504, 629–660. 704 Местечко Корсунь в Каневском уезде Киевской губернии при р. Роси. В 7-ми верстах от него Онуфриевский монастырь, в котором проводил последние дни митрополит Дионисий Балабан. 706 Смутам и безначалию, или чему иному, нужно прпиписать, что в то же время и львовский епископ Афанасий Желиборский именовал себя «администратором митрополии киевской, галицкой и всея России». Уставная грамота его свято-пятницкому братству во Львове от 23-го августа 1665 г. в «Наук. Сборн.» 1870 г. Преемник его, Иосиф Шумлявский, предъявлял те же права. 716 Лазарь Баранович. Из истории южно-русской митрополии. С. Соловьева, Прав. Обозр. 1862 г., ч. III, стр. 171–181. 717 Самойлович был сын священника с польской стороны Днепра, но во время смут перешел на восточную сторону; начиная с должности сотенного писаря был сотником, наказным полковником черниговским и при гетмане Многогрешном генеральным судьей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

    Иванов М. С. Святой Иоанн Лествичник и начертанный им путь духовного восхождения к совершенству. (Курсовое сочинение). Загорск, 1971. Машинопись (О молитве. С. 181—186).     Из рассказов странника о благодатном действии молитвы Иисусовой. Сергиев Посад, 1914. – 71 с.     И. М. Как научиться Иисусовой молитве? Одесса, 1913. – 56 с.     Иннокентий, епископ. Молитвослов (Краткое понятие о молитве). Пекин, бг. – 34 с.     Иосиф, иеромонах (составитель). Советы и наставления духовного отца монахиням Московского Скорбященского монастыря по руководству великих подвижников и учителей монашеской жизни. М., 1913 (Телесные подвиги инокини: пост, бдение и телесная молитва. Правило на выход из келии в церковь. Правило по входе в церковь. Правило на выход из церкви. О келейном правиле. Келейное правило. О поклонах. Пяточисленные молитвы святителя Димитрия Ростовского, читаемые во всякое время и при всяком случае. О трезвении и молитве. О молитве Иисусовой. О упражнении молитвой Иисусовой. С. 7—41 ...Молитва пред исповедью. Молитва исповедания к Богу повседневного от человека, полагающего спасения начало. С. 51—61).     Иринарх, архимандрит. Беседы о молитве, составленные на основании учения Священного Писания и подвижников в молитве для разумного упражнения и преуспеяния в молитве. В 10 томах. Т. 1. М., 1860. – 366 с. Т. 2. М., 1863. – 692 с.     Иустин (Полянский), епископ. О молитве или призывании Бога. Учение святителя Тихона Задонского. М., 1908. – 46 с.     Иустин, епископ Рязанский. Сочинения. Т. 2. М., 1895. (Молитва. С. 335—337 ...Молитва к Богу и призывание Его святого имени. С. 475—477).     Как научиться молиться? М., 1908. – 36 с.     Каменяка А., священник. Святоотеческое учение о страстях и борьбе с ними. (По Добротолюбию). Загорск, 1953. – 80 с. Машинопись.     Каррель А. О молитве. Брюссель, 1967. – С. 165—177.     Клеман Оливье. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви. Текст и комментарии. Пер. с франц. М., 1994. (О молитве. С. 179—210).     Климент (Зедергольм), иеромонах (составитель). Жизнеописание оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва). Одесса, 1890. – 182 с.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

— „Полтава. Из живописного путешествия по России“ — 181, 427 — „Светский быт“ — 188, 429 „Северная Пчела“ 218, 293, 430, 438, 444, 470, 474, 475, 476 „Северные Цветы“, альманах — 205 („Посылаю Вам книжку“), 217, 223, 248, 429, 434, 439, 444 „Северный Меркурий“ 203, 438 Северский конно-егерский полк — 100 Севрюгин, Федор Емельянович — 40 („учитель танцования и музыки“), 42, 85, 392, 406 Семенов, Василий Николаевич — 487 Семереньки, имение — 217, 433, 435, 472 Сенковский, Осип Иванович — 263 („прочти Брамбеуса“). 293, 308 („Брамбеус“), 314 („барона Брамбеуса“), 339, 355, 362 („приписали мне сочинения“), 461, 471, 478, 485, 493 — „Фантастические путешествия барона Брамбеуса“ 293, 471 Сенпри (St. Priest), Эммануил Карлович — 233, 448 Сербинович, Константин Степанович — 145, 294–296, 317–318, 340–341, 420, 479 Сиверс, А. А. — 430 Симон, слуга — 35, 67, 68, 105, 136, 215, 389 Синельникова, Марья Николаевна (ур. Ходаревская) — 266 („от кузины“), 363, 373 („сестрицей“), 497 Скалон, Василий Антонович — 460 Сковорода, Григорий Саввич — 480 Скотт (Scott), Вальтер — 412, 490 Смирдин, Александр Филиппович — 199, 257, 258, 263, 269, 272, 273, 278, 283, 293, 306, 319, 321, 331, 352, 353, 365, 434, 461, 466, 471, 482 Смирнов, Б. — 495 Смирнова, Александра Осиповна — 206 („Розетти“), 213 („Ласточка Розетти“), 440, 442 (А. О. Россет), 448, 485 Смольный институт — 210, 441 „Собрание образцовых русских сочинений и переводов в стихах и прозе“ 47, 48, 394 „Современник“ — 436, 471, 472 Соединенные Штаты Северной Америки — 157 Соколов, Иван Яковлевич — 494 Соколовский — 369 („отдать новому учителю“), 496 Соллогуб, Владимир Александрович — 435 Соловьев, Никита Федорович — 403 Сомов, Орест Михайлович — 199 („Сом“), 433, 434, 444, 455 Сорочинцы — 213, 418 Соути (Southey), Роберт — 443 Спасская 367 („супруги вашей“) Спасский — 387 Спасский, Григорий Иванович — 366–368, 495 Сперанский, М. — 407 Сребницкий, Иван Афанасьевич — 403, 407 Срезневская — 474 Срезневский, Измаил Иванович — 297–300, 320, 321, 368, 473, 474, 480, 482

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

RugCons V.Ruggieri, Consacrazione e dedicazione di chiesa. OCP 54 (1988) 79–118. RystMat A.V.Rystenko, Materialien zur Geschichte der byzantinisch-slavischen Literatur und Sprache. Odessa 1928. SabGot E.Follieri, Saba Goto e Saba Stratelata. AnBoll 80 (1962) 249–307. [s.IX] SabOmil S.Caruso, Un’omilia inedita di Saba da Misilmeri, in: Byzantino-Sicula II. Palermo 1975,139–164. [s.XII] SacerdChr G.Ziffer, Una versione greca del De sacerdotio Christi, in: Studi per R.Ribuoli. Roma 1986, 141–173. [s.VI?] SajdHist J.Sajdak, Historia critica scholiastarum et commentatorum Gregorii Nazianzeni. Krakau 1914. SajdLex I.Sajdak, Anonymi Oxoniensis lexicon in orationes Gregorii Nazianzeni, in: Symbolae grammaticae in honorem I.Rozwadowski I. Krakau 1927,153–177. SaintMaur F.Halkin, Saint Maur de Gallipoli. RSBN 25 (1988) 139–145. SaintsThrace H.Delehaye, Saints de Thrace et de Mésie. AnBoll 31 (1912) 161–300. SakSymb I.Sakkelion, Συμβλαιον τς ιδ´ κατονταετηρδος. ΔΙΕΕ 2 (1885) 468–475. [a.1359] SalConst A.Sala, Constantinople et Prague en 1452. Rozpravy eskoslovenské Akademie Vd 68 (1958) 16–18.28–60. SamMaur I.D.Polemes, νκδοτος κατηχητικς λγος το Σαμουλ το Μαυρποδος. Hell 45 (1995) 49–63. [s.XII] Samson F.Halkin, Saint Samson le Xénodoque de Constantinople (VIe siècle). RSBN N.S. 14–16 (1977/79) 5–17. [s.VII/VIII] Sang G.Sanguinatius, Gedicht über die Körperteile des Menschen, ed. Ch.Daremberg, Archives des missions scientifiques 3 (1852–1854) 1–16. [s.XV] SarPap P.Sarischouli, Berliner Griechische Papyri. Christliche literarische Texte und Urkunden aus dem 3.–8.Jh. n. Chr. Wiesbaden 1995. SathasMB C.Sathas, Μεσαιωνικ Βιβλιοθκη I–VII. Athen–Paris 1872–1894. SB Sammelbuch griechischer Urkunden aus Ägypten, hrsg. v. F.Preisigke [u.a.]. I– . 1913– . SbordFable F.Sbordone, Une rédaction inédite de la fable du paysan et du rossignol. BSl 9 (1947) 177–181. [s.XV] SceauxAnt J.-C.Cheynet, Sceaux byzantins des musées d’Antioche et de Tarse. TM 12 (1994) 391–478. SceauxSeyr Les sceaux byzantins de la collection Henri Seyrig, par J.-C.Cheynet – C.Morrisson – W.Seibt. Paris 1991.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

6 Перевод выполнен нами по изданию: Φεολπτου Φιλαδελφας του ομολογτου (1250–1322) βος και ργα. Βμρος. Κρτικο κμενο – σχλια, κδ. Ι. Κ. Γριγοροπολου. Κατερνι, 1996. Σ. 267–269. 7 Ростовщичество осуждается в наследии св. Феолипта, что вполне традиционно для христианства. (См. Пржегорлинский А.А., священник.  Византийская Церковь на рубеже XIII – XIV вв. Деятельность и наследие св. Феолипта, митрополита Филадельфийского. СПб., 2011. С. 180–181). Святитель сравнивает ростовщика с евангельским расслабленным. ( Ин. 5: 2–9 ) Подобно тому, как расслабленный не успевал получить исцеления потому, что иной ранее него входил в воду; так и ростовщик не получает исцеления, ибо скупость опережает его мысли о милостыне. (См.:Τ τετρτ Κυριακ, ξγησις ες τ θαμα το παραλτου//Φεολπτου Φιλαδελφεας του μολογητο (1250–1322) Βος κα ργα. Βμρος. Κριτικ κεμενο – Σχλια, κδ. Ι. Κ. Γριγοροπολου. Κατερνι: κδσεις «Τρτιος», 1996. Σ. 75–76. В рус. переводе: Феолипт Филадельфийский , святитель. Оглашения. Четвертому [после Пасхи] воскресному дню. Толкование чуда [исцеления] расслабленного (MD19) « пер. А.И. Сидорова //Альфа и Омега. 2005. (44). С. 85–86). 9 О дьяволе, как о заимодавце ср. «обличение самому себе и исповедь» св . Ефрема Сирина : «Диавол, злой заимодавец, не напоминает об отдаче; ссужает щедро, никак не хочет брать назад. Домогается только порабощения, а о долге не спорит; дает в долг, чтобы богатели мы страстями, и данного не взыскивает. Я хочу отдать, а он к прежнему еще прибавляет. Когда же принуждаю его взять, дает что-нибудь другое, чтобы видно было, что уплачиваю ему из его же ссуды. Обременяет меня новыми долгами, потому что прежние страсти истребляет другими, дотоле небывалыми. Старое, кажется, уплачено, а он вовлекает меня в новые обязательства страстей. Видит, что непрерывным пребыванием в долгу удостоверяет меня в том, что я грешен, и вводит в меня новые пожелания».  – Ефрем Сирин , преп. Творения. Т. 1. М., 1993. С 312. 10 Ср. слово Иоанна Златоуста против упивающихся и о воскресении: Христос «воскрес, расторгнув узы смерти. Адам согрешил – и умер; а Христос не согрешил, но также умер... Для чего? Для того, чтобы согрешивший и умерший мог чрез Несогрешившего и Умершего освободиться от уз смерти. Так бывает и в денежных делах: часто один бывает должником и, не имея возможности заплатить, содержится в узах, а другой, не будучи должником, но имея возможность заплатить, уплачивает и освобождает виновного. Так было и с Адамом; Адам сделался должником и был во власти диавола, но не имел возможности заплатить; Христос не был должником и не находился во власти диавола, но мог заплатить долг. Он пришел и заплатил смертью за того, кто был во власти диавола, чтобы избавить его» – Полное собрание творений святителя Иоанна Златоуста в двенадцати томах. Т. 2. Кн. 1. СПб., 1896. С. 475.

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

   Сулейман, см. Мелик-Шах II    Сюзюмов М. 9    Танкред, племянник Боэмунда Тарентского 28, 299, 301, 309, 311, 313, 317—320, 322, 323, 336,    363, 367, 375—377, 379, 568, 570—572, 580, 582, 583, 586, 587, 596, 606—608    Танкред Готвилльский 453    Тапар, см. Мелик-Шах    Таронит, см. Григорий Таронит    Таронит, см. Иоанн    Таронит, см. Иоанн Таронит, куропалат    Таронит, см. Михаил Таронит    Тарониты 450, 479    Тарханиот Катакалон 63, 268. 447    Тарханиоты 447    Татикий 13, 28, 145, 192—195,202, 203, 209, 217, 254, 257, 261, 268, 296, 299—301, 312, 313, 315,383, 494, 525, 526, 574, 578, 583    Татран 224    Татуш, Хали 201, 208, 213, 529, 530    Тевкр 285, 286, 566    Телемах 113, 499    Тиверий, император 598    Тигран 265    Тимофей, флейтист 56, 253, 440    Тирах 484, 485    Тогортак (Тугоркан?) 233, 270, 541    Томашек В. 524, 556, 557    Томирида 326, 588    Торник, см. Георгий Торник    Торник, см. Лев Торник    Торник, см. Петр Торник    Торники 450    Торос 578    Тортарий 596    Травл 24, 180, 181, 201, 517, 528, 529    Траян, сын Ивана-Владыкова 534    Трейтингер О. 477    Тугоркан 541    Тугтегин, атабег Дамасский 308, 579, 608    Тутах 58, 59, 443    Тутуш 190, 191, 198, 199, 522, 523, 579    Тэнгри-Бэрмиш 302, 304, 575    Уза 13, 170, 209, 224, 236, 274, 411    Умберт 495    Умберт, сын Рауля 377    Умберт Готвилльский 466    Умбертопул, см. Константин Умбертопул    Унфред 486, 488    Урбан II, папа 541, 558, 559, 562, 584    Урес, см. Урош I Урош I, Урес, жупан Рашки 263, 551    Успенский Ф. 481—483, 551, 552, 623    Фатимиды 577, 608    Феано 19, 324, 588    Фекла, великомученица 132    Фемистокл 194    Феодор, антиохийский патриарх 613    Феодор, брат Аарона 341—343    Феодор, великомученик 550    Феодор Гавра 11, 24, 242—244, 306, 545, 576, 601    Феодор Далассин 538    Феодор Докиан, Докиан 61, 444    Феодор Продром, Продром 18, 33, 34, 437, 447, 450, 478, 538, 550, 590, 594, 595, 601    Феодор Рупений 369    Феодор Скутариот, Скутариот 20, 472, 475, 477, 516, 557, 589

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

38 E. Schwartz, Zur Geschichte des Athanasius, Mittheilung VIIII, Nachr. v. d. Kön. Ges. d. Wiss. Zu Göttingen, 1911, SS. 475–478 (статья эта очевидно осталась неизвестною Зеебергу). – Hilar. fr. 3. n. 13: Paulus vero Athanasii expositioni [=Absetzung] interfuit manuque propria sententiam scribens eum etiam ipse damnavit. 39 Athan. hist. arian. Ad mon. n. 7: κα γρ κατηγορσας ατν [=Παλον] Μακεδνιος νν πσκοπος ντ ατο γενμενος παρντων μν κατ τν κατηγοραν, κεκοιννηκεν ατ κα πρεσβτερος ν π ατν τν Παλον. 41       Ath. ep. ad ep. Aeg. et Lib. n. 19. Ep. ad Serap, de morte Arii, Bright, pp. 125, 178–181. 42 Valesii annotationes ad Socr. I, 33 p. 99, ad Sozom. II, 30 p. 88 Migne P.G. t. 67. coll. 165–166, 1021–1022. 43 Нельзя ли также предположить, что св. Павел в 335 году еще не был епископом, но присутствовал на тирском соборе в сане пресвитера, как заместитель своего епископа, престарелого Александра? 44 Цифра «23 года» для правления Александра константинопольского, конечно, взята Сократом не «от ветра главы своея», а по всей вероятности из какого-нибудь письменного источника, может быть из списка епископов константинопольских. И сама по себе эта цифра могла бы быть правильной и в том случае, если бы было ясно, как 2х2=4, что Сократ и Созомен совершенно ошибочно помещают кончину Александра в 388/9 г. Однако, если Александр действительно умер, как думает Швартц, до 332 года, то для начала правления Александра получается самое позднее 309-й год, когда императором востока был еще Галерий. Откуда же в таком случае идут известия о Митрофане константинопольском, как современнике Константина и никейского собора? – по-видимому, список епископов византийских, бывший под рукою у Сократа, был или недостоверен в начале, или же цифры в нем подвергались обычным в рукописях искажениям, и наличное КГ заменяет какую-то другую цифру, угадать которую – за отсутствием надежных сообщений о времени кончины Митрофана византийского – довольно трудно. Что выходит иногда с числами лет правления в списках епископов, показывает следующий, напр., отдел списка антиохийских епископов в Χρονογραφικν ν συντμ св. Никифора, патриарха константинопольского. Georginus Syncellus et Nicephorus CP. ex recensione Guilelmi Dindorfii. Volumen I (Corpus scriptorum historiae Byzantinae) pp. 782–783]:

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

3. Ответ на затруднение великого дуки Луки Нотары: как ап. Фома смог реально прикоснуться к боку Спасителя, хотя Тело Христа уже было прославленным ( Λμπρος. 1912. Σ. 147-150). Аскетические сочинения 1. «Увещание об исправлении жизни и о начале жития по Христу. К багрянородному деспоту Феодору, когда он возжелал монашеского образа» (Ibid. Σ. 67-111). 2. Сочинение о монашеской жизни, адресованное «брату Геннадию», т. е. Георгию Схоларию, к-рый принял монашество с именем Геннадий в 1450 г. (Paris. gr. 2075. Fol. 191-198). 3. «О том, каким должен быть духовный отец» ( Λμπρος. 1912. Σ. 191-193). Согласно И. Е., духовное руководство происходит от миссии, порученной Иисусом Христом апостолам; оно требует, чтобы духовный отец помимо способности различать духов вел аскетическую жизнь; пример такой жизни не могут дать те исповедники, к-рые страдают чревоугодием и упиваются со своими чадами. Т. о., количество богословских и аскетических сочинений у И. Е. невелико. В основном они написаны по конкретному случаю и адресованы конкретным лицам. Гомилии 1. «На Вознесение» (Paris. gr. 2075. Fol. 338-342); 2. «На Молитву Господню» (Ibid. Fol. 385-393v; копия в Paris. Suppl. gr. 475. Fol. 112-131; в ркп. Vindob. Phil. gr. 195. Fol. 181-190 гомилия надписана именем свт. Марка Евгеника); 3. «К наряжающимся женщинам» (изд. С. Евстратиадиса в: ΕΕΒΣ. 1931. Τ. 8. Σ. 42-46); 4. Панегирик вмч. Иакову Персянину (BHG, N 773e; изд.: Hannick. 1972), частицей мощей к-рого владел И. Е.; 5. «Славословие Богу за церковное исправление» ( Λμπρος. 1912. Σ. 184-187). Гомилия представляет собой многократное возглашение радости, каждое из к-рых начинается со слов «Благословен Бог», в связи с отвержением унии в Морейском деспотате и возвращением в Православие большого числа людей; в ней декларировалось отделение от общения с офиц. униат. Церковью в К-поле. «Славословие...» было произнесено в присутствии Димитрия Палеолога, стараниями к-рого состоялось это событие, и его жены Феодоры Асанины, «третьей и новой Феодоры», вероятно в Мистре между 1449 и 1453 гг. По словам И. Е., Димитрий исправил «братское падение», т. е. обращение в унию имп. Иоанна VIII или имп. Константина XI Палеологов (Ibid. Σ. 184). Гимнография

http://pravenc.ru/text/471171.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010