Пастырь Церкви есть, прежде всего, совершитель таинств, и это – его главная обязанность. Но и на второй ступени пастырских обязанностей проповедь не стоит. Народ более всего обращается к своему пастырю со словами: «батюшка, помолитесь за нас». Народ почитает в священнике прежде всего не оратора, а молитвенника. Вот почему ему и дорог о. Иоанн Кронштадтский , как дороги и другие наиболее известные молитвенники перед Богом. Проповедь среди пастырских обязанностей в сознании народа стоит только на третьем месте. Где батюшка усердно молится и вообще хорош для народа, там последний и не требует от него ораторских речей. 382 О преимуществах истового совершения богослужения перед проповедью говорил и П.Б. Мансуров 383 : Мы, миряне, действительно всегда ожидаем найти в храме за богослужением прежде всего именно молитвы и тайнодействия. Дело же проповеди верующим представляется второстепенным, причем мы ищем от проповедника, чтобы его слово исходило от сердца, а если проповедь не имеет этого свойства, то она и не нужна. 384 С.А. Котляревский 385 не видел особого смысла в требовании проповедовать за каждой литургией. По его мнению, православие не придает учительству такого значения, какое ему придано протестантством. К тому же обязательность проповеди может привести к тому, что священники будут следовать этому правилу формально, и качество проповедей будет невысоким: Я думаю, что безмолвие нежелательно, но некоторые проповеди, которые мне приходилось слышать, таковы, что было бы лучше, если бы они не были произнесены: так они были неудачны. Говорю это не в обвинение: у нас проповедническая деятельность не развивалась, и я боюсь, что категорическое требование, обязывающее священника за каждой службой произносить проповедь, приведет к тому, что проповедь обратится во что-то внешнее, механическое и не будет отвечать запросам времени. Гораздо лучше, чтобы проповеди вовсе не произносились, чем водворился бы у нас такой тип проповеди, который довольно распространен в некоторых протестантских странах, где проповедь обратилась в механическую часть богослужения и где, в сущности, она выродилась. 386

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

382 Сведения о жизни его находятся: 1) у Арндта в его Лифляндской хронике, ч. II, Halle, 1753 г., стр. 2, 258; 2) у Гадебуша «Рассуждение о лифляндских историках» стр. 88–91; его же Лифляндская библиотека ч. II, стр. 298; 3) Гупель «Северная смееь», гл. XXVII, стр. 397–408; 4) Бротце «Взгляд на прошедшее», гл. V, стр. 12–14; 5) Рижские городские листки 1825 г. стр. 133–136 и 6) Лексикон писателей Рекке и Наниерского ч. III, Митава, 1831 г., стр. 333 и 334.Предисловие к летописи подписано: «писано в Зунцеле 1604 г.»; в нем Ниенштедт между прочим говорит, что он главным образом «хотел по возможности точно передать (в летописи) то, что я сам пережил в последние 50 лет». См. «Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края» (Рига, 1880 г.), т. III, стр. 360. В томах III (стр. 353–400) и IV (Рига, 1883 г., стр. 7–124) этого сборника напечатан русский перевод хроники Ниенштедта; здесь же сведения о ней и авторе. 383 В одних списках хроники говорится, что книги вел. князем получены из Константинополя, а в других из Рима. 384 Рассказ этот не во всех списках хроники передается одинаково; встречающиеся по местам различия отмечены Клоссиусом и повторены Н. Лихачевым. 386 См. Monumenta Livoniae antiquae, Riga und Leipzig, 1839 г., II. Издание летописи произведено: 1) по древней рукописи пастора д-ра Б. Бергмана из Руена, на 93 лл. in f-°, хотя и не имеющей в средине и конце нескольких листов, но заключающей в себе список летописи наиболее верный; 2) по рукописи собрания бургомистра И. К. Шварца в Рижской городской библиотеке, in f-°, на 140 стр., список с большими ошибками; 3) рукописи Бротце, in f-°, на 109 стр., содержащей сокращенный текст и 4) по трем новейшим спискам, имеющим различные сокращения и опущения. Русский перевод ее, как уже сказано, напечатан в 3 и 4 томах «Сборника материалов и статей по истории Прибалтийского края». По словам Гаусмана хроники Ниенштедта ныне известно не менее 7 списков; текст Клоссиуса худший. В лучших списках читается не «unter drei Gewölben in seinem Gemach, a «unter drei Gewölben in einem Gemach». (Сообщение на Рижском археологич. съезде). – Арндт говорит о Веттермане следующее: «некоторым пленным царь дал свободу возвратиться назад, среди коих был почтенный магистр Иоган Веттерман, пастор церкви возлюбленной Владычицы нашей в Дерпте, и там и умер в 1564 году. Этот ученый муж был на отличном счету у царя и должен был привести в порядок превосходную царскую библиотеку, которая некогда пришла из Рима и, наверное, более ста лет (wol über 100 Jahr) лежала спрятанной за (hinter) тремя сводами. Он добровольно последовал за своей общиной в плен и посещал ее то на лошади, то пешком из города в город, утешал ее и повсюду поставлял учителей, которые должны были читать им из Свящ. Писания (Postille). По Neusmädm’oby счету этот Веттерман лишь в 1565 г. выехал из Дерпта за уведенными тогда гражданами и Бракель конечно ошибся в определении года его смерти». (Arndt, Liefländische Chronik, II, 258).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

2 . Итак, не подобает, как было сказано, сметь сказать что–либо или подумать об этой сверхсущественной и сокровенной божественности помимо того, что боговидно изъяснено нам священными Речениями. Ибо какое бы то ни было понимание 381 и созерцание ее – как она сама подобающим Добру образом сообщила о себе в Речениях – недоступно для всего сущего, так как она сверхсущественно запредельна для всего. И ты найдешь, что много богословов воспели ее не только как невидимую и необъемлемую, но и как недоступную для исследования и изучения, потому что нет никаких признаков того, чтобы кто–то проник в ее сокровенную безграничность 382 . Однако же Добро не совершенно непричастно 383 ничему из сущего, но, воздвигнув только в Себе Самом источник Своего сверхсущественного 384 света, Оно приличествующим Добру образом проявляется осияниями, соразмерными каждому из сущих, и возвышает до возможного созерцания, приобщения и уподобления Ему священные умы, насколько позволительно, подобающим священному образом устремляющиеся к Нему 385 , не дерзающие в самоуверенной расслабленности на высшее, чем следует, богоявление и не соскальзывающие немощно 386 вниз, к худшему, но крепко стоящие и неуклонно устремляющиеся к сияющему им свету, со священным благочестием целомудренно и божественно окрыляемые соизмеримой любовью допущенных осияний. 3 . Повинуясь этим богоначальным узам, управляющим всеми святыми порядками сверхнебесных сущностей, чтя превышающую ум 387 и сущность тайну Богоначалия 388 священным, не дерзающим на исследование умственным благочестием, неизреченное же – целомудренным молчанием, мы устремляемся навстречу лучам, сияющим нам в священных Речениях, их светом ведомые к богоначальным песнопениям, ими сверхмирно просвещаемые, вдохновляемые на священные песнословия, на созерцание соразмерно нам даруемых ими богоначальных светов, на воспевание благодатного Начала 389 всяческого священного светоявления так, как Оно Само выразило Себя в священных Речениях. Например, – что Оно Причина всего, Начало, Сущность и Жизнь; отпадающих от Него призвание и восстановление 390 ; соскользнувших к тому, что губит божественный образ, поновление и формирование заново; колеблющихся от какого–нибудь нечестивого потрясения священное утверждение; безопасность устоявших; руководство, помогающее восходящим взойти к Нему ввысь; просвещаемых осияние 391 ; посвящаемых священноначалие; обоживаемых Богоначалие; опрощаемых простота; объединямых единство; сверхначальное сверхсущностное начало всякого начала; добрый податель сокровенного, насколько это возможно; и просто сказать, Жизнь живущего 392 и Сущность сушествующего, всякой жизни и сущности Начало и Причина в силу Своей вводящей сущее в бытие и поддерживающей его там благости.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

850 После гибели императора Грациана, убитого 25 августа 383 г. Андрагафием, полководцем узурпатора Максима Магна, свт. Амвросий отправился к Максиму, чтобы договориться о мире и остановить его наступление. Первое посольство можно датировать поздней осенью, на что указывает выражение aspero hiemis в § 7. Ср. также: obit. V. 28. 851 Магн Максим – полководец, в 383 г. поднявший восстание в Британии против императора Грациана. Впоследствии был разбит императором Феодосием и убит в Аквилее 28 августа 388 г. 852 О втором посольстве см obit. V. 28. Второе посольство датируют различно: осенью 384 г., летом или осенью 386 г. Поскольку речь идет о передаче останков Грациана, первая датировка представляется более вероятной. 853 Perfectum praesens в письмах встречается у свт. Амвросия довольно часто, в этом же письме § 9. см. также: cpisi 41, 43, 47. – Примеч. ред. 856 Praepositus sacri cubiculi – Кувикуларий, придворная должность в поздней Римской империи. См. у Аммиана Марцеллина (res gest. 18 4. 2–7). 857 С onsistorium sacrum со времен императора Диоклетиана – консисторий, высший государственный совет при императоре. В него обязательно входили четверо придворных, занимавших ключевые должности: magismer officiorum, quaestor sacri palatii, comes sacrarum largitionum и comes rerum priuatarum, a также придворные, принадлежавшие к разряду uiri spectabiles и называемые comites consistoriani. 859 Бавтон – полководец, родом франк, занимавший при дворе Валентиниана должность magister peditum, консул в 385 г. Его дочь Евдоксия стала женой императора Аркадия. 866 Очевидно, императору Валентиниану пришлось заплатить гуннам, чтобы они ушли из завоеванных областей. 867 Имеется в виду брат Максима. Марцеллин (см.: Faller. Р. 212). Ср. у панегириста Паката Дрепания, paneg. TheocL 35. 1: Maicellinus... frater tyranni. 868 Валлион занимал должность comes militaris при императоре Грациане и был верен ему до конца. Ср. у Паката, paneg. Theod. 28. 4 (там он именуется Balio). 870 В это время в Тревирах шел процесс над ирисциллианами. Присциллиан был осужден весной 385 г. и казнен вместе со своими последователями.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Иссахару предсказал мирную и трудолюбивую жизнь (под образом сильного и работящего осла) в прекрасном участке, орошаемом протоками вод. (Ст. 14–15). Участок колена Иссахарова был действительно, как предсказывал Иаков, одним из лучших участков в Палестине. Между многими плодоносными долинами здесь была известная своею приятностию долина Иезреельская, простиравшаяся до Иордана 383 . Мирный же и спокойный характер Иссахарян виден из того, что все они как братья, как члены одной семьи, беспрекословно следовали слову своих старейшин, и из колена их происходили не воители, а люди разумные, которые знали, что когда надлежало делать Израилю 384 . Дану предсказал, что он будет иметь своих судей, и станет отличаться змеиною хитростию и коварством. (Ст. 16–18). Действительно, и из этого колена, как и из других, возникли впоследствии судьи. Таков был Самсон 385 . Оправдалось и то, что сыны Дановы отличались змеиною хитростию и коварством. Эти качества проявились, например, при завоевании Лаиса и похищении идолов из дома Михи 386 . Изрекая свои благословении Дану, Иаков восклицает: «на помощь твою надеюсь Господи!». Этим восклицанием патриарх Иаков выразил свою веру в истинного Спасателя Израильского народа 387 , которого Самсон был только прообразом. Гаду предсказал, что он будет тесним врагами, но отразит их нападения (Ст. 19). Что " толпа будет теснит Гада«, – это вполне оправдалось. Удел колена Гадова простирался от восточных берегов Иордана – далее к востоку до горы Ариона, и подвергался постоянным нападениям Аммонитян, Моавитян и других народов, обитавших около аравийских приделов. Некогда Аммонитяне овладели частию земель, принадлежавших Гаду 388 , и производили там страшные жестокости 389 ; а во времена судей с огромными силами они вторгнулись в Галаадскую страну, и утесняли жителей колена Гадова в продолжение 18-ти лет 390 . Ho и он (Гад) оттеснить ее (толпу) по пятам, пророчествовал Иаков. Сие также вполне оправдалось. Ибо Иеффай, судия из колена, Гадова, свергнул иго Аммонитского рабства 391 , и во времена позднейшие жители колени Гадова, в совокупности с Рувимлянами и Манассиннами, нанесли страшное поражение Агарянам и другим аравийским племенам, и жили на листах их до переселения ассирийского 392 . Посему и Моисей во Второзаконии сравнивает Гада со львом, сокрушающим мышцу и голову 393 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

В последние годы жизни интенсивность философской, научной и лит. работы М. значительно снизилась, гл. обр. из-за ухудшения здоровья. Однако он продолжал трудиться над рукописями 2-го и 3-го томов «Капитала», принимал активное участие в политической жизни Европы, самостоятельно и в сотрудничестве с Энгельсом откликался в публицистических статьях на привлекавшие его внимание события и книги, вел обширную и оживленную переписку. М. скоропостижно скончался в результате очередного рецидива хронического легочного заболевания (см.: Там же. Т. 35. С. 384-386). Он был похоронен на Хайгитском кладбище в Лондоне; в 1956 г. по инициативе англ. коммунистов простое надгробие было заменено на гранитный памятник, увенчанный бронзовым бюстом М. М. и Россия Отношение М. к России и русским в течение его жизни претерпевало изменения, при этом, за редкими исключениями, неизменной оставалась его отрицательная оценка внутренней и внешней политики Российской империи. В развиваемых М. планах мировой революции России отводилось место реакционной феодально-монархической страны, поддерживающей монархические режимы и представляющей опасность для революционных движений в Европе. В ст. «Разоблачение дипломатической истории XVIII века» (рус. перевод впервые опубл.: ВИ. 1989. 1. С. 3-23; 2. С. 3-16; 3. С. 3-17; 4. С. 4-19), написанной в 1856-1857 гг., М. давал крайне предвзятую оценку истории России, которую он специально никогда не изучал. Своими историческими и фактическими данными М. был обязан немецкому историку Ф. К. Шлоссеру (1776-1861), который опирался преимущественно на сведения, взятые из «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина (1766-1826). Не довольствуясь изложением исторических событий, связанных с освобождением Московского княжества от Золотой Орды, М. объяснял всю последующую многовековую политику России как вынесенный из «монгольского рабства» опыт превращения раба в господина, ставший традиц. приемом в борьбе России с Западом. Используя для исторического объяснения гегелевскую диалектику перехода в свою противоположность отношений господина и раба, разработанную в «Феноменологии духа», М., по-видимому, полагал, что он раскрыл коварную сущность России, которая, притворившись рабом и заимствуя технические плоды западной цивилизации, но не ее идеи, станет господином Запада.

http://pravenc.ru/text/2562374.html

373 Поступив в Глинскую пустынь, архимандрит Макарий написал игумену Филарету подробную исповедь своей жизни, начиная с 10-летнего возраста (ОР ГБЛ, ф. 178, ед. хр. 3003.1, л. 2. 25 об. — А.И. ). 374 Архимандрит Макарий... С, 22—23. (Следуя назиданиям и советам иеромонаха Филарета, о. Макарий, в сане архимандрита, проходил с терпением и смиренномудрием степени послушания (ОР ГБЛ, ф. 178, ед. хр. 3003.1, л. 25—25 об.). — А. И. ). 375 Архимандрит Макарий... С. 24. 376 Там же. С. 25. 377 Изданы в Москве в 1860 г., в 2-х частях. 378 Странник. 1861. Июль. Библиография. С. 9. 379 Это передавал иеромонах Амвросий. 380 Странник. 1884. Март. Потом Макарий перевел Священное Писание на наречие сибирских инородцев. 381 Архимандрит Макарий... С. 25—26. (По словам Дмитрия Дмитриевича Филимонова, известного исследователя жизни о. Макария, «Глинская пустынь была для о. Макария последней пристанью, где он наконец нашел все, что искал, чтобы приготовиться к высокому и трудному подвигу миссионера» (ОР ГБЛ, ф. 178, ед. хр. 3003.1, л. 25 об.). — А.И. ). 382 Стихотворение архимандрита Макария «Первая лепта». Томск, 1902. С. 127. 383 Русский паломник. 1892. Кн. XI, XII. Архимандрит Макарий... С. 14, 15. 384 Письма архимандрита Макария. М., 1860. Ч. I. С. 212. (Отец Филарет вел переписку с о. Макарием и подарил ему на память требник с собственноручной надписью: «1829 г. июня 5 дня. Усердствует в любви о Господе требник сей о. архимандриту Макарию, в память о его любви к обители нашей. — Глинской Богородицкой пустыни строитель о. Филарет» (ОР ГБЛ, ф. 178, ед. хр. 3003.1, л. 21). — А.И. ). 385 Странник. 1864. Май. Современная хроника. С. 48—49. 386 Русский паломник. 1897. Кн. XI. С. 92. (О неразрывной духовной связи о. Макария с Глинской пустынью свидетельствуют его слова: «Всегда сохраняю утешительную память моего пребывания в его (Филарета. — А.И. ) обители, опытных наставлений его и отеческих блаштворений и собираюсь писать к нему» (ОР ГБЛ, ф. 178, ед. хр. 3003.1, л. 2 6). — А.И ). 387 Архимандрит Макарий... С. 34.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

379.  Тогда же, похвала 121. 380.  Вторник ваий, вечерня, на стиховне, крестобогородичен, гл. 1. о том же см. и Пятница ваий, утро, по втором стихослов. седален Господина Иосифа, крестобогородичен, гл. 4. 381.  6 декабря, великая вечерня, на Господи, воззвах, и ныне, гл. 6. 382.  Вторник, 1 седмица, вечерня, на стих. крестобогородичен, гл. 8. 383.  Четверток, 2 седмица, вечерня, на стиховне крестобогородичен, гл. 5. 384.  Пяток, 2 седмица, вечерня, на стиховне крестобогородичен, гл. 8. 385.  Понедельник, 4 седмица, утро, трипеснец господина Иосифа, гл. 8, п. 1, богородичен. 386.  О том же безболезненном рождении говорится и в других песнях, так например: среда, 3 седмица, утро, на стих. крестобогородичен, гл. 2; пяток, 2 седмица, утро, по 3 стихословии, седален, гл. 5; пяток, 4 седмица, утро, канон, гл. 8, п. 1. Канон о Распятии, п. 3; Великая Суббота, похвала 76 и другие. 387.  Среда, 1 седмица, утро, по 2 стихословии, седален, гл. 2, крестобогородичен. 388.  Тогда же, на стиховне, крестобогородичен, гл. 8. 389.  Понедельник, 4 седмица, утро, трипеснец господина Иосифа, гл. 8, п. 8. 390.  Вторник, 4 седмица, утро, трипеснец господина Феодора, гл. 8, п. 9. 391.  Среда, 4 седмица, утро, Канон Кресту, господина Феофана, гл. 4, п. 1. 392.  Тогда же, там же, п. 5. 393.  Тогда же, там же, п. 9. 394.  Пяток, 4 седмица, утро, по 3 стихословии, седален, гл. 4, крестобогородичен. 395.  Среда ваий, утро, по 3 стихословии, седален, господина Феодора, гл. 3. 396.  Святая и Великая Суббота, похвала 89. 397.  Тогда же, похвала 147. 398.  Среда, 4 седмица, утро, ексапостиларий, крестобогородичен. 399.  Канон о Распятии, п. 7. 400.  Вторник, сырная седмица, вечерня на стиховне, крестобогородичен, гл. 1. 401.  Среда, сырная седмица, утро, по 2 стихословии, крестобогородичен, гл. 2. 402.  Среда, 3 седмица, утро, на стиховне, крестобогородичен, гл. 2. 403.  Неделя, 3 седмица, утро, стихира самогласна на поклонение Кресту, слава, гл. 8. творение Льва Деспота, так же поется в среду 4 седмицы на вечерни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

21. Итак, если кто-то стал жителем этого вышнего града, 384 жителем, надо понимать, по образу жизни и по нравственным качествам, тогда не отступает от него, да не уходит, не уклоняет шаг, не оглядывается назад. 385 Позади роскошь, позади нечистота; так, Лот, взойдя на гору, позади оставил содомские преступления, 386 а та, которая оглянулась назад, уже не могла подняться выше. 387 Стало быть, не стопы твои, но нравственные качества пусть не обращаются вспять. Да не будут руки твои ослабевшими, а колени – расслабленными. 388 Да не будет воля твоя нетвердой и колеблющейся, да не будет возврата к преступлениям. Ты вступил – оставайся! Ты пришел – пребудь! Спасая, спасай душу свою ( Быт. 19. 17 )! 22. Восходя, прямее ступай! Оттуда никто не возвращается невредимым. Здесь путь, там падение, здесь восхождение, там бездна. Для восходящего это труд, для нисходящего – опасность. Но силен Господь, 389 Который хранит тебя, утвердившегося там, за оградой пророческих стен и апостольских башен. Поэтому тебе говорит Господь: Входите, топчите, ибо настало время сбора винограда ( Иоил. 1. 13 ). Да пребудем внутри, а не вне! И в Евангелии Сын Божий творит: Кто будет на кровле, тот да не сходит взять сосуды свои. 390 Но не об этой кровле говорит Он, а о той: Простер небо подобно своду. 391 23. Так пребывай же внутри, в стенах Иерусалима, внутри твоей души, мирной, 392 кроткой и спокойной. Не выходи из нее и не спускайся, чтобы поднять свой сосуд, тот, который с почестями или богатствами, или гордостью. Пребывай внутри, чтобы не проходили через тебя иноплеменники, 393 не проходили через твою душу грехи, суетные действия и пустые помышления. Они не пройдут, только если ты начнешь священную войну, 394 сражаясь за веру и благочестие, за стремление к истине против соблазнов страстей, и если поднимешь оружие Божие против духов злобы и козней дьявола, 395 который ополчается на наши чувства ложью и коварством, но которого легко ниспровергнет кроткий воитель ( Иоил. 4. 11 ), тот, кто не сеет раздора, но, как и подобает рабу Божию, с кротостью учит вере и наставляет противников. 396 О нем говорит Писание: Кроткий да будет воителем ( Иоил. 4. 11 ). И немощный говорит: Все могу в укрепляющем меня ( Флп. 4. 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

13) Прося того, что достойно Бога, не переставай просить, пока не получишь. На сие наводя мысль, Господь сказал притчу о выпросившем в полночь хлебы у друга своего неотступностию ( Лк. 11:5–7 ). Господь представляет нам пример сей, чтобы научить нас быть неослабными и неотступными в молитве с верою, не теряя надежды и не отчаиваясь, если не вдруг получим просимое. Хотя пройдет месяц, и год, и трехлетие, и большее число лет, пока не получишь, не отступай, но проси с верою, непрестанно делая добро (5, 384). 14) Итак проси неотступно Бога о всем касающемся спасения твоего и преуспеяния в добре, и непременно получишь. Но при сем ведай, что ты и с своей стороны должен делать все посильное; к Богу же вопиять о помощи, чтобы Он был тебе помощником. Ибо если кто по непостоянству сам предается похотениям (противным заповедям), то Бог не помогает ему и не слушает его молитв, потому что он предварительно сделал себя чуждым Бога чрез грех . Кто хочет иметь помощь от Бога, тот не изменяет обязанности: и кто не изменяет обязанности, тот никогда не бывает оставлен без Божия вспомоществования. Поэтому не должно доводить себя до того, чтоб его осуждала в чем-либо собственная совесть, и в таком состоянии призывать Божию помощь (5, 385). 15) Призывать же ее должно не с нерадением, не умом скитающимся там и здесь. Такой не только не получит просимого, но еще более преогорчит Владыку. Если и тот, кто стоит и ведет речь пред князем, стоит с великим страхом, не дозволяя блуждать, как внешнему своему оку, так и внутреннему душевному, чтобы не подвергнуться опасности; то не тем ли паче со страхом и трепетом надо стоять пред Богом, весь ум устремляя к Нему единому, а не к чему либо иному? Потому что Он не только подобно людям видит внешнего человека, но прозирает и во внутреннего. Посему, если будешь стоять пред Богом, как надобно, и с своей стороны все сделаешь, то не переставай просить просимого тобою, и несомненно получишь. (Там же). 16) Если будешь осуждаем совестию своею, как презритель заповедей Божиих, и если будешь стоять на молитве рассеянно, когда бы мог стоять и нерассеянно, то не дерзай стоять пред Богом, чтобы молитва твоя не обратилась в грех. Если же ты стараешься, но не успеваешь молиться без развлечения, то принуждай себя сколько станет сил, и продолжай стоять пред Богом, к Нему обращая ум и собирая его в себя самого, и Бог простит тебе; потому что не из пренебрежения, но по немощи не имел ты сил стоять пред Богом, как должно. Потому, если так будешь себя принуждать ко всякому делу благу, не переставай просить, пока не получишь просимого тобою, но терпеливо толкай в дверь Его, прося просимого. " Всяк бо, – сказано, – просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется» ( Лк. 11:10 ). Ибо чего иного желаешь ты сподобиться, как не единого спасения в Боге? (5, 386).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010