К. 1894. (Визант. Временник, 1894 г., т. I, вып. 1, стр. 207–213). Русские поминки по Цахариэ-фон-Лингенталь (там же, вып. 2, стр. 464–468). —346— Кому принадлежат канонические ответы, автором которых считался Иоанн, еп. китрский? (там же, вып. 3–4, стр. 493–502). О начале Галицкой и Литовской митрополии (Русск. Обозр. 1894 г., май, стр. 214–251). По поводу полемики против сенатского толкования о давности в применении к церковным землям (там же, декабрь, стр. 602–625). О каталоге греческих рукописей Иерусалимской патриархии (Древности, труды Императ. Моск. Археолог. Общ. 1894 г., т. XV, вып. 1, стр. 69–79). Неизданные памятники византийск. права: 1) Синодальное постановление п. Сисиния о невенчании второбрачных (Визант. Врем. 1895 г., 7, 11, вып. 1–2, стр. 152–159). 2) Канонические ответы Никиты, м-та Ираклийского (XI–XII в.) в их первоначальном виде и в позднейшей переработке Матвея Властаря (там же, стр. 160–176). 3) Канонические ответы Никиты, м-та Солунского (там же, т. II, вып. 3, стр. 278–387). 4) Синодальный акт конст. п-ха Михаила Анхиала 1171 г. о приводе архиереев к присяге на верность императору Михаилу Комнину и его новорожденному сыну Алексею, с формою самой присяги (там же, стр. 388–393). 5) Синодальное постановление конст. п-ха Харитона (1177–1178 г.) о третьем браке, редактированное Феодором Вальсамоном (там же, вып. 4, стр. 503–511). 6) Подложная дарственная грамота Константина Великого папе Сильвестру в полном греческом и славянском переводе (там же, 1896 г., т. III, вып. 1, стр. 18–82). К вопросу о хронологическом отношении между Аристином и Зонарою, как писателями толкований на церковные правила (Ж. М. Н. Пр. 1896, янв., стр. 172–199). Последним ученым трудом Ал. Ст-ча было «новое от начала до конца переработанное» издание его «Номоканона при Б. Требнике» (М. 1897; то же в Учен. Зап. Моск. унив., вып. 14. О научных качествах этого издания и отличиях его от первого издания той же книги см. —347— заметки проф. Н. А. Заозерского – в март. книжке «Богосл.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

PG 40, 604. 330 Амбигва; 91, 1077D; аналогично высказался о реальности Логоса против Павла Самосатского еще Антиохийский собор (260 г.): ς ζσαν νργειαν κα νυπστατον (Mansi I, 1036 В). Иоанн Скифопольский обозначает идеи в платоновском смысле как παραδεγματα νυπστατα «воипостасные парадигмы» (О Божественных именах 5, 4, 332 С), а ангелов — как νεργειαι νυποσταται «воипостасные энергии». (Там же 4, 4, 24 °C). 331 Амб, 91, 1036В. 332 Амб, 91, 1250D. 333 Немецкое Person мы контекстуально переводим либо как личность, либо как лицо. — Пер. 334 Ор. 91, 294АВ. 335 Там же, 205А. 336 Послания 15, 91, 557D–560A. 337 Почти то же самое сказано еще яснее в Творениях 91, 149ВС, ср. 91, 261–264. 338 О Божественных именах 1, 4, 189АВ (Иоанн Скифопольский). 339 Амбигва 91, 1228С. 340 Амбигва 91, 1245А и сл. 341 Там же, 1228D–1229A. 342 Там же, 1184ВС; ср. об этом: комм. Иоанна Скифопольского к «О Божественных именах»: 8; 4, 372В. 343 Амбигва 91, 1189А. 344 Послания, 15, 91, 560А. 345 Творение, 91, 204А. 346 Ταυττης στιν παραλλαξα καθ " ν του σημαινομνου λγος τ παντ κκτηται μοναδικν, μηδεν τρπω διαφορς γνωριζμενον (Послания, 15, 91, 561 А). 347 Вопросоответы…, Пролег.; 90, 245D. 348 Послания 2; 91, 404В. 349 Послания 13; 91, 521С. 350 Там же, В; Творения; 91, 61C. 351 Там же, 73С. 352 Гомилия 4 на кн. Еккл.; 4, 153А. 353 Мистагогия 13; 91, 692D. 354 Там же, 24; 91, 704D. 355 Амбигва; 91, 1312В. 356 Мистагогия 1; 91, 665А. 357 Переводчики благодарят Е. Шохину за помощь в работе. 358 Начало см. (14) за 1997 г., (16) за 1998 г. и (19) за 1999 г. Перевод выполнен по изданию: Urs von Balthasar, Hans. Kosmische Liturgie. Das Weltbild Maximus " des Bekenners. Zweite, völlig veränderte Auflage. Johannes " Verlag, Einsiedeln, 1961. Переводчик выражает глубокую благодарность А. Р. Фокину за помощь в работе. © Перевод, примечания. М. С. Першин, 2000. 359 Straubinger H. Die Lehre des Patriarchen Sophronius. Bonn, 1906. S. 91. 360 K истории этой проблематичной аналогии: дальнейшие места в Grillmeier А., Bacht H. Das Konzil von Chalkedon. Geschichte und Gegenwart. 3 Bände. Würzburg, 1951–1954 (далее — Chalk. I). S. 133, 447–451, 473, 705 сл. [См. также прим. 5 в Урс фон Бальтазар X. Вселенская литургия. Преподобный Максим Исповедник.//Альфа и Омега. 1999. (19) С. 104.] В поздних проявлениях она является аполлинаристской. 361

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=829...

470. Там же, с.379. 471. Там же, с.351. 472. Таковыми были: св. Сергий Радонежский (XIV в.) и прп. Серафим Саровский (XIX в.), принимали медведя, как гостя. Св. Пахомий (IV в.) и св. Феодора преодолевали реку Нил на крокодиле. Сам Господь Христос " был со зверями " в пустыне (Мк.1:13). - П.А. Флоренский, op. cit., с.305. 473. " Идиот " , с.346. 474. " Дневник писателя " , т.Х, с.87. 475. " Братья Карамазовы " , с.383. В романе " Бесы " (с.140) одна старица, живущая в монастыре, говорит: " Всякая тоска земная и всякая слеза земная - радость нам есть; а как напоишь слезами своими под собой землю на поларшина в глубину, то тотчас же о всем и возрадуешься " 476. Там же, с.344. 477. Там же, с.343-344. 478. " Идиот " , m.VI, с.594. 479. " Братья Карамазовы " , с.380. 480. Там же, с.427-429. 481. Там же, с.430-431. 482. " Сон смешного человека " , " Дневник писателя " , m.XI, с.132-136. 483. Курсив Ф.М. Достоевского. 484. Там же, с.140-141. 485. " Идиот " , с.241. 486. " Братья Карамазовы " , с.366,368,587-588,700,712. 487. Там же, с.347. 488. Там же, с.93 и 339. Тайна Европы Все человеческие мысли, все ощущения, все человеческие дела в своем конечном выражении заканчиваются только двумя путями: или в человекобоге, или в Богочеловеке. Между этими полюсами протекает вся творческая жизнь рода людского как в духовном, так и в материальных планах. Хочет человек того или нет, но он служит или человекобогу, или Богочеловеку, содействуя тем самым преуспеванию в мире или человекобожества или Богочеловечества. Не только главное, но и единственное направление всякой человеческой жизни на земле - это направленность или к человекобожеству, или богочеловечеству. Все божества различных религий на нашей планете, в сущности, только разнородные виды и облики двух божеств: человекобога и Богочеловека. Люди всегда это ощущали, но в полноте сие открылось только верующим человеческим умам. Среди них на первом месте - Достоевский. Различные проблемы человеческого духа он свел к двум главным: к проблеме Бога и к проблеме человека. Но и эти две проблемы, по сути, одна. Это - " проклятая проблема " человеческой личности. Тот, кто решил эту проблему, решил тем самым и другие проблемы; это - главное убеждение Достоевского. Тысячелетиями человек решал " проклятую проблему " человеческой личности и не мог ее решить. Окончательно и в полноте решил ее только Богочеловек. Он решил ее Своим Богочеловечеством, человек же своим человекобожеством не смог разрешить эту проблему.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

М., 1876. Кн.3. С.37-38. 60. Сборник Императорского Русского исторического общества. СПб., 1883. Кн.38. С.105. 61. Ю. Толстой. Первые сорок лет сношений между Россией и Англией. СПб., 1875. С.383. 62. См. русский перевод: Чтения в Императорском обществе истории и древностей при Московском университете. М., 1874. Кн.4. С.33-34. 63. Летопись занятий Археографической комиссии. СПб., 1862. Вып.2. С.64. 64. Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел. М., 1819. Ч.2, С.408,411,413,416,418,421. 65. Там же. С.421. 66. Там же. С.449-450. 67. Потребник мирской. 1639. Л.399 и далее. 68. Там же. Л.427 и далее. 69. Там же. Л.431. 70. Там же. Л.429. 71. Чтения в Императорском обществе истории и древностей при Московском университете. М., 1868. Ч.4. С.316-324. 72. Там же. С.323-324. 73. Там же. Ч.3. С.77-78. 74. О Соборе 1667 г. см.: Н.Ф. Каптерев. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Сергиев Посад, 1912. Т.2. С.209-255,366-420. С.394-406. 75. Деяния Московских Соборов 1666 и 1667 годов. М., 1881. Л.74. 76. Там же. Л.73. 77. Чтения в Императорском обществе истории и древностей при Московском университете. М., 1867. Кн.3. С.266-267. 78. Там же. 1873. Кн.2. С.5,30. 79. Там же. С.37. 80. Митрополит Петр Могила. Требник. Киев, 1646. С.164. 81. Там же. С.192. 82. . ε ε . T.5. .614-916. 83. История Греко-Восточной Церкви под властью турок. Сергиев Посад, 1896. Т.1. С.318-322. 84. Там же. 1902. T.2. С.561-563. 85. А.Н. Муравьев. Question religieuse d " Orient et d " Occident. P.176. - Труды КДА. Киев, 1864. Т.2. С.346-347. 86. Имея общее исповедание того, что именно Православная Церковь является единой и единственной Церковью Христовой, православные богословы имели различные суждения относительно действительности Таинств в отделившихся от Церкви обществах. Кроме приведенных священномучеником Иларионом цитат, говорящих о бездейственности таинств еретиков и раскольников, можно упомянуть, например, высказывание святителя Феофана Затворника: " Кажется, Святая Церковь наша снисходительна к католикам - и признает силу не только крещения католического и прочих Таинств, но и священства, что очень значительно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/227/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗВЕРИН В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Новгородской и Старорусской епархии), в г. Вел. Новгороде. Название обители происходит от микротопонима Зверинец, по одной из версий обозначавшего лес, в к-ром охотились новгородские князья. Время основания неизвестно, исследователи датировали возникновение З. м. периодом с кон. XI в. (В. Л. Янин) до 1-й трети XII в. ( Петров. 1999. С. 6). Впервые З. м. упоминается под 1148 г., когда в нем от удара молнии сгорела деревянная Богородицкая ц. (ПСРЛ. Т. 3. С. 28, 124; Т. 4. Ч. 1. С. 587). Под 1192 г. сообщается о поставлении в монастыре в Зверинце игум. Евфросинии (Там же. С. 231). В 1300 г. в З. м. была срублена деревянная Богородицкая ц. (Там же. С. 91). В 1335 г. архиеп. свт. Василием Каликой построена ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы (Там же. С. 346-347), к-рая в 1399 г., при архиеп. Иоанне II , была полностью перестроена на собранную новгородцами сумму и освящена архиепископом «с попы и с клиросом святеи Софии» 1 окт. того же года (Там же. С. 389, 394). 1 сент. 1465 г. Новгород поразила эпидемия, вероятно, чумы, позднее именовавшаяся Симеоновским мором (Там же. Т. 16. Стб. 219-221). Об этом известно из текста хранившейся в церкви З. м. и впосл. утраченной «летописной доски», которую С. Н. Азбелев датировал XV в. (он полагал, что этот текст в переработанном виде был включен в Погодинскую летопись - Новгородские летописи XVII в. Новгород, 1960. С. 120), а С. И. Сивак - периодом между 1653 и 1661 гг. Кроме доски на стене храма сохранилось большое граффити - сокращенный вариант текста утраченной доски. Для погребения умерших в обители была устроена общая скудельница. По преданию, архиеп. Новгородскому св. Ионе во время молитвы был глас, призвавший его идти соборным крестным ходом «на скудельню», где произошло явление образа св. прав. Симеона Богоприимца. Согласно тексту на доске и летописным источникам (Н4Л. С. 127, 132; Н2Л. С. 141 [ПСРЛ. Т. 13. 1965. С. 172]), утром 1 окт. 1466 г. состоялись крестный ход и молебен перед явленным образом, одновременно началось строительство деревянного храма: бревна люди несли из леса на плечах. Обетный храм был срублен «единым днем», свт. Иона отслужил в нем литургию, после чего мор прекратился. В «Летописи Авраамки» изложена др. последовательность событий: 26 сент. 1466 г. свт. Иона отслужил литургию, при этом посвящение престола обыденной церкви, освященной 1 окт., выбиралось необычным образом - по жребию (ПСРЛ. Т. 16. Стб. 219-222). К марту 1467 г. мор угас, 1 окт. того же года на месте деревянного был освящен каменный храм во имя св. Симеона Богоприимца «в славу Богу и святым Его угодником» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 498; Т. 16. Стб. 219-222). В 1471 г. в связи с подходом к Новгороду войск вел. кн. Иоанна III Васильевича жители «пожгли» посады, в т. ч. Зверинец, пострадала и новая церковь.

http://pravenc.ru/text/199663.html

20 336 Жаба С. За други своя//Вестник Р.Х.Д. 1980. 131. С. 330. 337 Воспоминания. 1992. Т. 2 С. 206. (Интересно, что мать Мария почти сразу после Георгия Флоровского и, возможно, независимо от него проводит в современном православном богословии восходящую к св. Афанасию Великому идею о принципиальном отличии и первичности рождения Сына Божия от Отца по сравнению с творением Богом мира (ср. статью Флоровского L’Idee de la Creation dans la Philosophie Chretiene//Logos: Revue Internationale de la Synthese Orthodoxe. 1928. 1. P. 3-30). 338 См. Бердяев Н. А. Эрос и личность. М., 1989. С. 89. 339 Воспоминания. 1992. Т. 2 С. 207. 340 Ср. Эткинд А. Хлыст. М., 1998. С. 242. 341 Жаба С. За други своя//Вестник Р.Х.Д. 1980. 131. С. 330. 342 Бердяев Н. Смысл творчества//Бердяев Н. Собрание сочинений. Paris, 1991. Т. 2. С. 128. 343 Воспоминания. 1992. Т. 2 С. 139. 344 Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993. С. 117. 345 Воспоминания.1992. Т. 2 С. 152. 346 Там же. 347 Там же. 348 Там же. С. 147. 349 См. Meyendorff John. Christ in Eastern Christian Thought. N.Y., 1987. P. 135-136; 198-207. 350 Воспоминания. 1992. Т. 2 С. 152. 351 Там же. С. 153. 352 Там же. 353 Позднее, как мы уже писали, мать Мария скажет о Софии как о диаде Сын Божий – Богородица, утверждая неотделимость творческих энергии Бога от Ипостаси Сына Божия. (Богоматерь – образ Божий, лучшее и прекраснейшее творение, которое, будучи сотворено Создателем, должно было родить Его ипостасно и соединиться с Богом). Получается два понимания Софии – как Божественной красоты мира (божественных энергий) и как динамического образа инкарнации. Первичным, более глубоким является второе понимание (характерное для позднего творчества матери Марии). Отличие энергий от Ипостаси Сына – важный момент в православном богословии. Так, мы говорим, что распятие на Кресте принял Сын Божий, но нельзя говорить о " распятии " энергий. " Субъект страданий " – Христос, именно к Нему применимы понятия " умер " и " воскрес " , а не к божественным энергиям.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=104...

И о том, что в древней Церкви с самых первых веков Дух Святой подавался сначала через руковозложение, а потом миропомазание, мы имеем множество ясных и достоверных свидетельств. Протестанты же не имеют ни миропомазания, ни законных, преемственно через рукоположение поставленных священнослужителей, а потому не имеют и никак не могут принять новозаветный дар Духа Святого . Протестантам нужно задаться вопросом, который задавая древний епископ Корнилий (абз. 68): если вы не приняли запечатления от епископа, то как вы могли получить Святого Духа? А ведь «кто Духа Христова не имеет, тот и не Его». Поэтому, узнав учение Библии и ранней Церкви о том, что получить Духа Святого я могу только в Церкви от законных епископов и священников через миропомазание, я не желаю вопреки истине продолжать обманываться и безосновательно считать сладко-убаюкивающие внушения дьявола (о том, что мне Бог и так, без Церкви и её священства, без всякого миропомазания, уже даровал Духа Святого, тем более, ещё до крещения) свидетельством Духа. И поскольку протестанты не имеют благодатного Миропомазания, через которое только и можно принять Духа Святого, то это есть важнейшая причина, по которой желающий себе спасения никак не может быть протестантом. Г.К. Тиссен. Лекции по систематическому богословию. Изд. Логос, 1994 г. С. 352. Как отличить истинную Церковь от лжецерквей. С. 77–78. Толкование на Евангелие Иоанна Богослова. Беседа 80/1. Как отличить истинную Церковь от лжецерквей. С. 83. Там же. С. 72–74. Двадцать веков Христианства. Т. II, с. 146. Как отличить истинную Церковь от лжецерквей. С. 86. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 349. О церковной иерархии. Гл. 1/1. О церковной иерархии. Гл. 1, п. III/11. Послание к Автолику. Кн. 1/12. Какой богач спасётся. Гл. 42. Апостольское предание. Гл. 21. О крещении. Гл. 7. Цит. по: Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 482. Строматы. Кн. 11/3. Письмо к Иануарию. Цит. по: Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 351. Толкование на послание к Филипийцам. Беседа 3. См. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 352–353. См. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 346–347. Там же. С. 354. Там же. С. 355–356. Лекции по систематическому богословию. С. 337. Там же. С. 353. Откуда всё это появилось? Глава Хронология. Глава 15. О Таинстве Причастия Таинство Причастия или Евхаристии является сердцем всего Православия, а евхаристический канон, в ходе которого совершается это Таинство – главной частью Богослужения, ради чего отправляются все остальные службы, которые суть лишь подготовка к ней. Как Пасху православные называют «праздников праздник и торжество из торжеств», так и о Причастии можно сказать, что это есть Таинство Таинств 562 и святыня из святынь Церкви. По сути, как утверждает Димитрий Чуйков, «Православная Церковь – это Евхаристическая Жертва в окружении прославления Её причащающихся Ею» . Поэтому извращение протестантами учения о Причастии коренным образом отделяет их от Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Учение Христа отличается далее, как и сказано в приведенных словах послания к евреям, полнотою. Он возвестил нам все «… истины, яже к животу и благочестью» 345 , (конечно, как и говорил, насколько могли вместить слышавшие Его) 346 . Особенно возвышенны и безмерно значащи для нас, не по количеству и внешнему подсчету, а по глубине, силе и духовной полноте, по значению реальной основы для жизни, открытия Им истины об Отце Небесном, о Котором как будто знали и говорили столь многие и до Него, но Которого, по существу, действительно знал и возвестил нам, Один Он. «Никто же знает Сына, токмо Отец, – говорил Он и именно там, где указывал на смирение Свое (а ведь как будто все слышавшие, тем более апостолы, – «знали» Его); – ни Отца, кто знает токмо Сын, и ему же аще волит Сын открыти» 347 . И не менее ясно – в начале евангелия от Иоанна: «Бога никтоже виде нигде же, – Единородный Сын, сый в лоне Отчи (т. е. у сердца – в наибольшей представляемой нами близости и соединении с Ним) – Той исповеда» 348 . И мы видим, что Им открыто людям, что «Дух есть Бог, и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися» 349 , открыта тайна св. Троицы, открыта и тайна участия всех Лиц Ее в деле воплощения, в деле нашего спасения. Но при этом, одною из особенностей учения евангельского и о Боге является то, что, так сказать, чистого догматизма, оторванных от жизни истин, мы не найдем там нигде. Напротив, сейчас же, по приведении такой догматической истины указывается, обычно раскрывается и оттеняется, их психологически близкая нам, жизненная, нравственная сторона. Потому и открыты там более всего, такие близкие нашему сердцу истины, как та, – что Бог есть любовь, Отец милости, попечения и любви. И не отдельным пунктом, так сказать, теоретическим слагаемым, поставлено это в Евангелии тут или там. Нет, эта идея, a точнее с этим связанное настроение, красною, так заметною, нитью проведено везде и тогда, когда начинается молитва непривычными дотоле словами близости и смелости любви – «Отче наш», и когда убеждаемся мы не отягощать сердца своего заботами о земном: «… весть бо Отец наш небесный, яко требуем мы сих всех» 350 , и когда поднимаемся мы над обычными житейскими мерками добродетели и нравственного роста, призывом: «… будите совершенны, якоже Отец ваш небесный совершен есть» 351 . Да, Бог Евангелия, Бог – Отец людей , и то, как вводится эта идея в сознание, нет – в самое сердце людей, – это было такое откровение, такая правда и фундамент религии и жизни, что уже ради этого христианство должно быть признано безусловно новою религией в человеческом роде.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

332 Настоятельница Воронцовской женской обители Таисия (Павлова) в октябре 1904 г. находилась уже на подворье в Петербурге. Как явствует из ее письма к отцу Иоанну, на ее пребывании на подворье настаивал епископ Арсений: «Я просила благословения у Владыки ехать в монастырь, но он сказал: тебе нужно здесь жить, а там есть казначея» (ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 7г. Л. 344–345). Однако, по словам из письма к Батюшке послушницы Александры Терентьевой, и появление новой игумении не принесло на подворье долгожданного согласия (Там же). 335 Печатается по: ЦГИА СПб. Ф. 2216. Оп. 1. Д. 14. Л. 265265об. Впервые: КП. 1913. 36–37. С. 626. 337 Отец Иоанн обращается с письмом к митрополиту в день 49летия своего священнического служения. 343 18 декабря отец Иоанн исповедался и причастился Святых Таин у настоятеля церкви при отделении военной тюрьмы протоиерея Бриллиантова и, по его собственным словам, почувствовал значительное облегчение. В бюллетене о его здоровье в газете «Котлин» сообщалось, что с понедельника, 20 декабря, «состояние здоровья о. Иоанна медленно улучшается; аппетит и сон удовлетворительны; температура нормальна» (1904. 21 дек., 288). 346 Печатается по: Архангельские ЕВ. 1914. 15 мар., 6. Часть неофиц. (отрывок). Дата приведена там же. 347 Вероятно, отец Иоанн хотел обеспечить храм и школу в случае своей смерти (см. письмо митрополиту Антонию от 12 декабря 1904 г.). 349 3 января по окончании Литургии соборный причт при колокольном звоне торжественной процессией отправился на квартиру отца Иоанна. Газета «Котлин» сообщала: «Впереди шли певчие, певшие канон: “Воскресения день”, за ними фонарь, несомый церковным старостой М. А. Коровниковым, за ним запрестольный крест нес И. П. Киселев , диакон Каменоградский нес просфору и теплоту из храма, далее два в ряд священника Виноградов и Петровский шли с Евангелием и крестом. Процессию заключал прот. А. П. Попов с чашею Св Даров в руках, поддерживаемый двумя диаконами, Зреловым и Полетаевым. Эту процессию сопровождала огромная толпа народа и богомолок» (Котлин. 1905. 4 янв., 2). Святое Таинство в доме отца Иоанна было совершено следующим чином: О. Иоанн встал, принял чашу из рук своего помощника А. П. Попова и приобщился Св Христовых Таин. После этого начался чин Елеосвящения при 7 протоиереях и иереях. Пели сами иереи и диаконы с псаломщиками. Пето и читаемо было все без опущений, по желанию самого болящего, который, приобщившись стоя, во время соборования лежал на одре болезни. Канон и первое Евангелие читал о. А. П. Попов, остальные же 6 Евангелий и помазаний совершили остальные протоиереи и иереи. Во время молитвы с улицы неслись в квартиру рыдания и вопли . Трогательна и незабвенна была картина, когда с молитвой все священники возложили Евангелие на голову о. Иоанна» (Там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

и совершает там литургию. 24. На рождество Иоанна Предтечи зди т к празник на опоки. На другой день празднует там Юрьевский архимандрит; на третий Хутынский архимандрит. В первую пятницу по памяти св. Апостол Петра и Павла празднуют обретению мощей преп. Антония Римлянина. Накануне служит там митрополит вечерню и всенощную, а в самый праздник отправляется туда с крестным ходом, служит литургию и отправляет освящённую воду к царю и патриарху. В неделю первую по памяти св. Апостол Петра и Павла ход со кресты около Софийской стороны большого города, совершает сам митрополит. А в неделю первую после Ильина дня ход вокруг торговой стороны Новгорода. Июля 2. На положение ризы Божией Матери святитель со властми ходи т со крты во въ двчь мнтрь, и служит там литургию. 5. Празднует преп. Сергию «на сенех». 11. «Ходит со кресты к Успению Богородицы на козью Бородку». 12. Празднует преп. Михаилу Малеину «на Молотковой улице в Михалицком девичьем монастыре». 20. – Илье пророку «в Славне». 24. – Борису и Глебу «на Запольской улице». 25. – св. Анне в приделе Иоакима и Анны, где лежат мощи Никиты епископа. 27. – Блаженному Николаю Кочанову. 29. – Св. Николаю чудотворцу в монастыре «на Розважи», отправляется туда с крестным ходом от Софии. Во второй части сего устава примечательно: л. 346 и 347. описание, как митрополит ездит по монастырям прощаться в недели мясопустную и сырную; л. 367 об. в четверток на сырной неделе приезжают к нему власти прощаться с перепоными оловники; л. 370. в сыропустное воскресенье собирает к себе всё градское духовенство, и, после заутрени, совершив молебен, предлагает поучение на подвиг постный, а после вечерни в тот же день, л. 378., наставляет мирян. Л. 394 об. При совершении обряда православия, в первую неделю поста, целует св. иконы. Л. 413 об. В пятую неделю поста совершает празднество иконе Божией Матери Тихвинской, в память заключения мира с Шведами в 1617 году Л. 417 об. В неделю ваий ездит на осляти. Л. 435 об. В среду великую прощается в соборе с духовенством всего города и знатными светскими лицами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010