340,20-21: ad suprascriptos episcopis (вм. episcopos). 341,25: Concilium... habitu (вм. habitum). 343,76: episcopalem iudicium (вм. episcopale). 345,147-148: sedes apostolicam (вм. sedem, повторяется в аппарате). 387,24: Vt sacramentum... non dentur (либо sacramenta non dentur, либо sacramentum non detur). 387,54: Vt episcopus... non proficiscantur (та же несогласованность числа). Поскольку русского перевода в книге нет, трудно сказать, как автор трактует места вроде: 341,32: sacrilegem damnationis doctrinae. 341,33-34: ad episcopos proum byzacenem. 346,168: certis et causis. На более серьезные размышления наводят грубейшие ошибки в пунктуации. Так, А.Ю. Митрофанов игнорирует правило, согласно которому частицы типа autem (371,145; 391,157) или enim (375,232; 382,407) ставятся на втором месте после слова, начинающего предложение (т.е. за одно слово до них должна быть точка, колон или, по крайней мере, запятая). Иногда предложения разбиваются знаками препинания так, что возникает впечатление не очень хорошего понимания текста издателем (391,38; 393,210). Однако больше всего настораживают ошибки при словоразделении (которого, как известно, в рукописях нет). 345,130: distincte quae (вм. distincteque). 345,143: inea (вм. in ea). 347,201 pro creatione (вм. procreationem). 356,155: inquibus (вм. in quibus). 382,408: ne que. 390,120: quibus quae (вм. quibusque). 390,121: suisternos (вм. suis ternos). 392,171: quibus cumque. 395,253: cuius quae (вм. cuiusque). 395,254: trans marinos. Все вышеизложенное не только позволяет заключить, что Ю.А. Митрофанов не обладает достаточной филологической квалификацией для издания латинских текстов, но и заставляет поставить под сомнение качество его непосредственной работы с первоисточниками там, где необходимо выйти за пределы компилирования достигнутых другими учеными результатов. Ввиду исключительно важного места, которое «Квеснеллово собрание» занимает в рецензируемой работе, а также того обстоятельства, что содержание диссертационного сочинения Ю.А. Митрофанов практически полностью соответствует книге, прошу считать данную рецензию отзывом о диссертации.

http://bogoslov.ru/article/2256437

     Итак, Федотов отмечает особую социальную тему Ключевского, которую тот «противопоставил политической теме государства и завещал  всей позднейшей русской историографии»(4). Но социальный историзм  Ключевского Федотов никак не связывает с социализмом. Наш мыслитель сожалеет, что Ключевский мало уделял внимания «буржуазии» и  «пролетариату» и писал историю в основном правящих классов. Для Федотова это есть свидетельство иных, чем у русского социализма, корней  социальной  темы Ключевского — более народных и вместе с тем личных. Федотов видит путь Ключевского параллельно пути революционной  интеллигенции. И там, и здесь, не отождествляясь, отмечается невозможность уже исходить из единства национального и общественного сознания России, известное отвращение к «чистой» политике, к демократии, к юридическому либерализму. Для Федотова с Ключевским связана  линия умеренного антиюридизма и антилиберализма в русской историографии, которая не упраздняет государственную тему, но лишь оттесняет ее на задний план темой социальной.       Такой же характер имеет, по мнению Федотова, и экономизм  Ключевского. Наш   мыслитель признает Ключевского основателем «научной экономической истории в России». Однако этот экономизм особого рода — почвенный и органичный. Истоки его Федотов вместе с П. Н.  Милюковым    видит в славянофилах-почвенниках с их любовью к быту и  этнографии. Здесь хозяйственный быт вводится в крут изучения русской   народности. Экономизм Ключевского, по оценке Федотова, характерен   для русской историографии и, «в отличие от западной науки, связан не с   юридическими формами  хозяйства, и не с техникой (как в марксизме), а   с бытом и нравственными основами жизни»(5).        Наконец, Федотов рассматривает Ключевского не только как иссле- ____________________ 1 Федотов  Г. П. Россия Ключевского. С. 346. 2 Там же. С. 347. 3 Там же. С. 348. 4 Там же. С. 349.  5 Там же. С. 352     ==30   дователя хозяйственных и социальных отношений, но и как создателя целостной картины русского исторического процесса. Самое удивительное, что здесь отмечает наш мыслитель, — «исключение всей духовной  культуры при стремлении  к законченному объяснению  " процесса " »(1). Парадокс Ключевского, автора диссертации о «русских житиях святых» и многочисленных заметок о духовной культуре русского прошлого, Федотов объясняет его историософскими установками. Ключевский, в духе своего времени, пытался строить историю как «предварительную ступень к социологии». Чтобы осуществить этот замысел и не впасть ни в гегельянский идеализм, ни в экономический детерминизм, Ключевский пожертвовал в своем общем курсе темой духовной жизни. За всем этим Федотов видит драматическую борьбу историка с духом своего времени, с его «социальным заказом». От схематизма и бездушия в изображении истории Ключевского спасал художник. И сам Федотов в своих культурологических начертаниях больше доверяет художественному чутью, чем механизирующему  уму.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=846...

Ф. 194. Оп. 1. 1046) и Грегори (Там же. 1053). 346 Там же. С. 2. Этот эпизод описан в воспоминаниях митрополита Евлогия: Путь моей жизни. Воспоминания митрополита Евлогия, изложенные по его рассказам Т. Манухиной. Париж, 1947. С. 37–38. 347 Николай Модестович Спасский с 1893 по 1905 гг. преподавал русский язык и арифметику в Тамбовском епархиальном женском училище, 9 апреля 1907 г. скончался в Тамбовской лечебнице для душевнобольных; Василий Петрович Рябцовский, с 25 января 1890 г. учитель латинского языка в Мелецком духовном училище, скончался от чахотки 25 апреля 1907 г. (Там же. С. 3). 348 Журналы Совета Московской духовной академии 1887 года. М., 1888. С. 359–360, 363. На том же заседании Глубоковскому за лучшие семестровые сочинения по итогам всех трех курсов обучения была присуждена студенческая Макариевская премия в 100 рублей (Там же. С. 362). Нечто подобное случилось еще во время обучения на 1-м курсе. По признанию самого Глубоковского, «4» по поведению была вызвана «единичным», но сильным «случаем нетрезвости»; он с благодарностью вспоминал П. И. Горского (бывшего тогда инспектором МДА), отнесшегося к сему инциденту «без всяких формальных следов и дальнейших результатов, – кажется, – к общему благу» (Глубоковский H. H. По поводу письма проф. Н. И. Субботина ... С. 4). 349 Цит. по: Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода К. П. Победоносцева за 1888 и 1889 годы. СПб., 1891. С. 29. Этим же циркуляром запрещались самовольные отлучки из общежития, они допускались только с разрешения начальства, при этом нельзя было ночевать вне общежития, за что также следовало увольнение. Студенты должны были возвращаться в общежитие до 11–12 часов вечера и каждый раз лично являться к инспектору. 350 В автобиографических записках Глубоковский писал: «Мое увольнение было роковым для меня особенно потому, что я подлежал немедленному отбыванию воинской повинности в течение не менее трех лет, а это разбивало всю прежнюю карьеру и не давало возможности человеку духовного образования в 24 года начать новую.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Если же он желает умилостивить Бога многочисленными коленопреклонениями и поклонами, то и за них сократить его епитимию на один год, а в особенности если он щедрой рукой раздает милостыню и показывает произволение к подаянию, равное своему богатству. В том же случае, если кающийся, какой бы грех он ни совершил, становится монахом, считаем справедливым даровать ему прощение в его грехе в еще более краткий срок, поскольку в монашеской жизни ему предстоит нести суровые подвиги и злострадания до конца своих дней. Смотри также I Всел. 12 и всё согласование к нему, состоящее из правил, которые оправдывают введенное Постником сокращение времени покаяния, так как и они говорят, что смотря по расположению исповедующихся к покаянию подобает сокращать для них сроки епитимий. Правило 2 Прилог сладострастия, действующий на сердце через помыслы, не подлежит никакой епитимии, поскольку греха еще не произвел. Толкование Прилог, согласно Иоанну Лествичнику (Слово 15), – это простое слово или образ какого-нибудь предмета, который только что и впервые появился в уме и сердце 344 . Итак, в этом правиле святой Постник, тезоименитый Лествичнику, говорит, что этот прилог помысла, который вносит в сердце некое плотское сладострастие, не подлежит никакому наказанию, поскольку греха он еще не произвел. Причем нам следует знать, что все вообще дурные помыслы приражаются к душе либо изнутри, либо извне. Изнутри они приражаются или через представление и образ, напечатленные в воображении как зримые, или через внутреннее сердечное слово, напечатленное в том же воображении как слышимое. А извне они приражаются к душе посредством чувственных предметов, воспринимаемых нашими пятью чувствами, иначе говоря, посредством вещей, которые воспринимаются зрением, слухом, обонянием, вкусом и осязанием. Причин же внутреннего и внешнего движения помыслов три. Собственная и главная – бесы, вторая, несобственная, – страсти, т. е. раны, которые мы уже получили внутренно в сердце, произвольно приобретя навык ненавидеть или любить какой-либо предмет пристрастно. Третья же, имеющая более глубокие корни, причина – растление человеческой природы вследствие преслушания 345 . Правило 3 Сочетание очищается двенадцатью поклонами. Толкование Согласно упомянутому св. Иоанну, сочетание – это когда душа примет появившийся помысел и вступит с ним в собеседование по страсти или без страсти (там же) 346 . Тезоименитый ему Постник говорит, что сочетание подлежит епитимии и очищается двенадцатью поклонами, потому что от человеческого произволения зависит принять представившееся через прилог и вступить с этим в собеседование или отвергнуть и не принять этого совершенно. Лествичник также подвергает сочетание епитимии (там же) 347 348 . Правило 4 Борьба заслуживает либо венцов, либо наказания. Толкование

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

332. Mini 1931; Meyer 1999. 333. Цит. по: Barasch 1993:161. 334. Псевдо-Дионисий «О небесной иерархии» 141 А-С. В целом о теории символа Дионисия и ее влиянии см.: Barasch 1993:158–180, а также Goux 1990:67; Gadamer 2004:63–64. 335. Mathews 1934:283. 336. 160. Rotours 1952:6. Onju (or qi, another name for debt tallies that could be used more generally for “tokens”) more generally: Rotours 1952; Kaltenmark 1960; Kan 1978; Faure 2000:221-29; Falkenhausen 2005. 337. Kohn 2000:330. То же было и в Японии: Faure 2000:227. 338. Maitland 1908:54. 339. Davis 1904. 340. Канторович Э.Х. Два тела короля. С. 258–259. 341. См.: Nerlich 1987:121–124. 342. О зарплатах в Англии см. Dyer 1989; о праздничной жизни в Англии есть обширная литература, хорошее недавнее исследование: Humphrey 2001. Убедительный синтез недавно представила Сильвия Федеричи (Federici 2004). 343. Brook 1998. 344. Среди многих, кто об этом пишет: Wong 1997; Pomeranz 2000; Arrighi 2007. 345. Pomeranz 2000:273. 346. von Glahn 1996b: 440; Atwell 1998. 347. Chalis 1978:157. 348. Todorov 1984:137–138; оригинал см. в: Icazbalceta 2008:23–26. 349. Перевод приводится по изданию: Берналь Диас дель Кастильо. Правдивая история завоевания Новой Испании. Перевод Д.И. Егорова, А.Р. Захарьяна. М.: Форум, 2000. 350. Там же. 351. Там же. 352. Cortes 1868:141. 353. Например: Pagden 1986. 354. Gibson 1964:253. 355. Мартин Лютер “Von Kaufshandlung und Wucher” 1524; цит. no: Nelson 1949:50. 356. В: Baker 1974:53–54. Цитата взята из Послания апостола Павла к Римлянам 13:7. 357. Бен Нельсон подчеркивает это в своей книге «Идея ростовщичества: от племенного родства до вселенского чужеродства». 358. Midelfort 1996:39. 359. Zmora 2006:6–8. 360. О церковных землях: Dixon 2002:91. Об игорных долгах Казимира: Janssen 1910 IV: 147. 361. Из «Отчета маркграфского командира Михаэля Гросса из Трокау» в: Scott & Scribner 1991: 301. 362. Значимые исследования восстания и его подавления: Seebohm 1877:141–145; Janssen 1910IV: 323–326; Blickle 1977;Endres 1979; Vice 1988; Robisheaux 1989:48–67; Sea 2007.

http://predanie.ru/book/220215-dolg-perv...

Эта чувственная сторона есть и в супружеской любви, что, конечно, не подлежит порицанию. «Чувственная красота имеет связь с духовной красотой. Первая составляет переход к последней, составляет, так сказать, ее подножие, низшую ступень ее. Чувственная красота заключает в себе элементы духовной красоты, иначе она не была бы красотой» 345 . Но в любви брачной влечение к чувственной красоте по понятной причине не имеет острого и болезненного характера, а потому удобно даёт место влечению духовному и чисто родственному. Где этого нет, там «брачная жизнь, будучи только чувственной, изнеживает и развращает человека, усыпляет дух, усиливает сладострастие, и с тем вместе порождает жестокость и многие другие пороки и почти низводит человека до животного; напротив, та же самая брачная жизнь служит к подъему нравственного строя, к усилению духовной энергии, к воспитанию и развитию гуманности и святой любви, производит полноту счастья там, где чувственность умеряется единожёнством, где благодать Божия одухотворяет чувственное влечение и чувственный союз и даёт им высшее духовно-нравственное назначение в жизни четы. Чувственный союз, служа опорой для духовного союза, в свою очередь облагораживается, освящается, одухотворяется этим последним» 346 . Без духовной любви и единения «любовь плотская весьма легко пресекается от самой маловажной причины, потому что не укреплена духовным ощущением» 347 . Так как от степени духовного единства зависит благополучие супругов то понятно, какое важное значение в супружестве всегда имело и имеет единство веры. Единство брачное ап. Павел уподобляет союзу Христа с Церковью . Но если союз брачный соединил супруга верующего с неверующей или наоборот, то будут ли два одно при различии и разделении в главном и высшем – в вере, в молитве, в таинствах, во взгляде на воспитание детей, в отношениях к ближним, в чаянии будущей жизни? Доселе не потеряли жизненности слова писателя века; «как жена, вступивши в брак, может служить двум господам – Богу и мужу, если муж не христианин? Муж неверующий желает исполнять обычаи мира, любит внешность, роскошь, увеселения. Как жена зараз угодит и такому мужу и Богу? Она будет встречать и постоянные препятствия в осуществлении благочестия. Если надлежит нужда исполнить ей религиозную обязанность, муж противопоставит ей какую-нибудь общественную обязанность, мирское торжество. И ему нужно праздновать! Он не позволит посетить ей убежище жалкой нищеты, где томятся братья по вере. Не позволит участвовать в вечери Господней, предметы столь гнусных клевет. Не позволит переступить порог тюрьмы, чтобы поцеловать оковы мучеников. Если какой-либо сторонний единоверец нуждается в гостеприимстве, ему придется отказать. Нужно оказать щедрую милостыню, – то же противодействие» 348 . § 82. Главенство мужа

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

В 1357 году св. Алексий имел возможность оказать важную услугу Тайдуле, и это послужило на пользу Москве. Жена хана заболела какой-то болезнью. Так как Монголы считали врачами служителей вер, о чём мы говорили выше 346 , то естественно, что и Тайдула у них должна была искать себе помощи. Не знаем, обращалась ли она к духовным разных вер, находившимся в Орде, и ни от кого не получила помощи, или прямо вспомнила о св. Алексии, с которым познакомилась в его константинопольские путешествия, как о добродетельном и святом по жизни представителе русского духовенства; только в 1357 году, в Августе месяце, она прислала к нему посольство с просьбой, чтобы он пришёл посетить её. Св. Алексий отправился в Орду, и по его молитвам ханша получила чудесное исцеление. Вот рассказ об этом, читаемый в Воскресенской летописи: «Тое же (1357 года) осени прииде посол от царицы Тайдулы из Орды к митрополиту Алексею, зовущи его в Орду, да пришед посетить нездравие ея; он же нача яко на путь потребнаа готовити, и се тогда загореся свеща сама собой у гроба чюдотворца Петра, августа 18-го; митрополит же, пев молебен со всем крилосом, и свещу ту раздроби и раздаеть народу на благословение, и того же дни поиде в Орду, и пришед тамо болящую царицю исцели, и паки вскоре отпущен бысть с великою честию» 347 . Ещё во время пребывания св. Алексия в Орде началось там великое замятие: Чанибек был убит своим сыном Бердибеком. Но так как Тайдула успела сохранить всё своё влияние и при своём свирепом сыне, каков был Бердибек; то Москва и увидела её благодарность за оказанное ей благодеяние: отправившийся в Орду после возвращения из неё митрополита великий князь Иван Иванович без труда получил там подтвердительный ярлык на великое княжение, не встретив себе соперника ни в ком из других русских князей (причём даже и князья дружественные Москве получили от хана управу против своих врагов 348 . Мы упоминали выше, что св. Алексий, подобно св. Петру, держал в Орде прение с мугаммеданскими богословами (стр. 131, электронная версия – сноска прим. корр.). Прение имело место в поездку его в Орду для исцеления ханши. Вероятно, что мугаммеданские духовные, посрамлённые русским митрополитом относительно врачебного искусства, желали в свой очередь одержать над ним верх в учёно-богословском диспуте. Как бы то ни было, но наши сведения о прении, к сожалению, ограничиваются единственно знанием имени лица, с которым должен был вести его св. Алексий: это Мунзи богатырь, сын Моллагавзадина слепого, жена у которого была сестра хана Барака (Берке? 349 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Наведение чернилом наддверных надписей. Просьба америк консульства о 5 туристах, принятая к сведению, но не к исполнению. Обед в свое время. Кто-то из города. Там идут дожди три дня и три ночи, но о снеге нет и помину. От первого и тут раза три сегодня разбегались от своего дела рабочие. Опасение за завтрашний день. Вечером чтение. Чай. Кашель. Переливающееся через край благополучие и даже сочинительство. Уж каких протестов не делали бедные глаза, а все-таки досидел до % 12-го. Вот тебе и деревня! Пяток, 13 февраля Истинно по-пустыннически. Забыл там, в лоне природы, времена и лета и вчерашнее число считал тринадцатым. Уже здесь о. Вениамин просветил меня светом истины месяцесловной. Итак, в 6 часов я был уже, яко скимен 344 , готов на лов. Небо оказалось отличным, вопреки алармисту 345 -барометру. Не спеша собирался я в дорогу. Повара отправили вперед получасом ранее. Около 9 часов, после расплат и бахшишей неминучих и после напутствий плакучих, я оставил свою Московию и в сопровождении того же Али уехал в сии горы. Почтенный Пифагор вторично сократил мне дорогу по кр мере на % длины ее. У хана посидел всего минут 5–6. У источника пробыл около получаса   (NB. предательская змейка обозначает, что я заснул на том пункте строчки), закусил хлебом и луком и в 2 часа и % был уже дома, встреченный на хребте Иудейских гор стариком Бореем 346 , о котором понятия не имеют иерихониты. Дома все благополучно. Новость: приехал московский Никола 347 с елеонскими колоколами 348 , которые уже и доставлены сюда. Поклонников прибыло 280 человек, в числе их 1 священник и 2 диакона. Служба. Русская почта. Топление печки. Simos. Письмо от сестры зауральской 349 . Эфендиев Ханна с 11-ю письмами денежными на сумму от 3-х до 360 р. Разумеется, есть между ними и следующие к передаче. Чай вместо обеда или ужина. Что-то немножко лихорадочное в теле. Поранее убраться на лежанку. Των Ψυχν 350 . 14 ф Не приснилась ни одна памятная и приснопоминаемая ψυχ 351 . 7 часов. 4° только. Небо ясное, каким ему следует быть.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Постоянно говорят одно и то же, повторяют старую, давнишнюю молву. Молва эта чрезвычайно распространена. Между тем, никто не вздумает проверить, исследовать ее. «Если вы, – говорит Тертуллиан , обращаясь к язычникам, – верите ей, то исследуйте ее, если же не хотите исследовать, то и не верьте ей». Если бы молва эта была справедлива, то она обнаружилась бы, проявилась в положительной форме, а не в виде глухой молвы. Для ее обнаружения было много времени и поводов. От начала христианства при Тиверии и до сих пор христиане постоянно были окружены врагами, иудеями, воинами, рабами, от них христиане не могли бы укрыться, особенно от последних 345 . Наконец – известно время и место христианских собраний, – след., можно бы было язычникам узнать, что там делается 346 , совершается ли то, о чем говорит эта молва. Насколько известно, еще не было ни одного факта, чтобы на христиан было донесено что-либо верное по поводу мнимого людоедства. Правда, что сами язычники сознаются, что это не могло разоблачиться открытым путем, потому что это мистерия, которую христиане тщательно скрывают от взоров всех. Но вопрос в таком случае: откуда обвинители могли узнать все это? От христиан? Но христиане никогда не передали бы о себе этого, если бы даже то и было верно. От посторонних? Но ведь сами же язычники сознаются, что священные собрания христиан ни для кого из посторонних не доступны, и им неоткуда почерпнуть сведения о христианских таинствах 347 . Стало быть, одна молва лежит в основе этого обвинения. Но свойство молвы – обманчивость – известно всему свету; она, если и истину возвещает, и ту всегда искажает или уменьшая, или увеличивая, – молва питается единственно лжами и существует только там, где дело не вполне еще доказано 348 . В силу этого свойства молвы, умный человек никогда не поверит ей, а судьи и масса верят ей, несмотря на фальшивость ее основ, даже не хотят и проверить, узнать, нет ли лжи в ее корне? 349 Насколько невероятны обвинения христиан в людоедстве и кровосмешении, доказательство этого представляет самая природа человеческая.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

В сей силе и Златоуст святый во второй к народу Антиохийскому беседе говорит, что Христианину надобно разнствовать от язычника тем, чтоб все великодушно претерпевал, и как крылатый, вышше стремления зол человеческих, показывался. Но о ты, Златоглаголивый учителю! для чего не говоришь, что Христианину надобно от язычника разнствовать тем, чтоб тот во всяких злых истаевал, а сей бы жил на земли блаженно; но чтоб вся злая великодушно претерпевал? не того ли для, что истинному рабу Христову за Христом путь страданий идти необходимо должно, хотя нисколько, да где господин, тамо и слуга будет 343 ? Воистинну: Христос пострада по нас, нам оставл образ, да последуем стопам Его 344 ; но уже довольно о сем. Приступишь ко второму еще предложения нашего пункту. Казалось бы, чтоб не милость крайняя была в том Божия, что Он часто злых и недостойных людей на высокие возводить степени, славу их далеко распространяет и другими премногими ущедряет их дарами так, что хотяб и праведнику можно соблазниться, смотря на их благополучие, (как-то и вещию самою иногда возревновал Давид святый) а добрых напротив во многия искушения вводить 345 ? но неправедное вовсе такое рассуждение наше. Великой любви и милости Божия есть дело; когда попущает Он праведником Своим различные гонения и скорби претерпевать в мире. Первое, что ни один, хотя бы и праведный, покамест еще к горним восперяющейся дух свой имеет обложен тяжестию многострастной плоти, без всякого греха пробыть не может: не оправдится пред Богом всяк живый 346 : и звезды пред Ним нечисты 347 : седмижды и праведник падает, свидетельствует Писание 348 . Желая убо Бог, чтоб сии, хотя небольшие грехи праведных людей, не сделались им препятствием каким к получению блаженства вечного, наказывает, и как бы очищает их таким образом в сей жизни в силу оных слов Павловых: его же любить Господь, наказует: биет же всякого сына, его же приемлет. Что же беззаконников, никогда о исправлении своем не помышляющих, ни чем не наказывает, но во благих вести живот свой попущает им, то есть знаком весьма худым, а именно, что их Бог отвергнул от Себе, и хощет изъявить на них, как на сосудах погибельных, правду Свою в день последний, как тойже там же назнаменует Апостол: аще, говорит, без наказания есте, Емуже причастницы быша вси праведные, убо прелюбодейчищи, а не сынове есте у Бога 349 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gedeon-Krinovs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010