Измаилу из подольской губернии, за исключением уже переселившихся в него 74 семейств, Высочайше было повелено отчислить обратно в те места, где они были приписаны до перечисления в Измаил 251 Высочайшим указом 31 октября 1853 года раскольников воспрещалось принимать в оренбургское казачье войско, в видах уменьшения в войске раскола 252 . Раскольникам, принадлежащим к особенно вредным сектам, приписка к городским и сельским обществам, кроме закавказского края 253 и мест, назначенных для их поселения в Сибири, везде безусловно воспрещалась 254 . Для предупреждения ошибочной или неправильной приписки раскольники поэтому, при причислении их к обществам во внутренних губерниях, должны были давать подписки о непринадлежности их к особенно вредным сектам с точным обозначением своей секты 255 . За ложные показания, в случае их обнаружения, виновные подвергались очень строгому наказанию. Раскольников, обличенных в сокрытии своей секты и достигших чрез то приписки к городским обществам в тех местах, в которых им она воспрещалась, журналом особого секретного комитета. Высочайше рассмотренным (10 июня 1854 года), было постановлено ссылать в отдаленный край восточной Сибири, с поручением их строжайшему надзору тамошнего гражданского начальства 256 . Доступ к общественным должностям первоначально для одних раскольников был в значительной степени стеснен или ограничен, а для других (вреднейших) совсем был закрыт 257 . В таком именно смысле еще при Александре I даны были правила относительно купеческих и мещанских выборов из раскольников 258 . Постепенно дополняемые и разъясняемые, эти правила легли в основу соответствующих распоряжений по отношению к расколу в обозреваемое нами царствование. Так, в Высочайших указах 20 октября 1830 года и 30 апреля 1838 года, согласно с правилами 27 мая 1820 года, подтверждалось, «чтобы там, где есть жители православного исповедания, не употреблять в общественные должности, соединенные с правом власти или начальства, духоборцев, молокан, иконоборцев, иудействующих и людей прочих ересей, признанных особенно вредными» 259 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/gosudars...

Что в сердце у нас? По его природе – желание покоя, мира, утешений, счастья; а на деле – одна скорбь сменяется другою, одна тревога гонит другую: то досада от неисполнения желаний, то скорбь от потери достигнутого, тут страх за себя или других, там томление от неумеренной или обманутой надежды; вчера неудача поразила, как стрелой; ныне забота, как червь, точит; завтра неблагоприятное стечение обстоятельств грозит разбить, как параличом. – Долго ли же так быть нам, братие? Или у нас одних погашена жажда покоя, мира и блаженства? Или не к кому обратиться нам? Придем же в себя и поспешим благонадежно обратиться ко Господу, Который зовет всех: приидите ко Мне, вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы 251 . Так, братие, душа наша жаждет света ведения, свободы действования и покоя сердечного. Сознавая себя лишенными или лишаемыми сих существенных нам благ и жажды обладать ими, потечем ко Господу, призывающему жаждущих за утолением жажды. Жаждущий света, к Нему иди. Он есть свет, вне коего тьма. Он просветит ум твой ведением, не внешне только чрез откровение, но и внутренне чрез помазание от Святого, которое учит всему, как испытал Тайнозритель 252 , и сообщает такое осязательное удостоверение в истине, что от нее отказаться так же нельзя, как отказаться от своего бытия. Жаждущий свободы, ко Господу иди. Он разрешит узы страстей, коими связана душа, вольет силу на добро, против которой не может устоять никакая страсть, паче же чрез труд доброделания так сроднит добро с душой, что она не будет чувствовать не только внешних, но даже внутренних уз – от закона, который праведнику не лежит 253 . Идеже Дух Господень, ту свобода 254 . Он поставляет на пространне нозе действующих 255 , и они действуют во всей широте добрых преднамерений, под благословляющей и содействующей десницей Божией. Жаждущий покоя, мира и блаженства, ко Господу иди. Он есть живот, мир и покой, и единственно Он. Он изгонит из сердца все тревоги, возродив в нем другие, неземные заботы и искания; Он угасит жгучесть земных скорбей, погасит всякий позыв к земным утешениям. Себя даст Он вкусить – Себя, благого и ублажающего, – и тем в забвение приведет вкус ко всему другому. Ибо Он есть полнота всякого утешения. – Но что особенно – сквозь ряд событий до гроба, могущих иногда смущать, Он указует сердцу за гробом нескончаемое блаженство, дает предвкусить его ныне и усвоить себе надеждой в будущем, чтоб восполнить чувство блаженства в нем, не невозмутимостью только его, но и непрерывностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

250. Кто имеет одно в сердце, а другое на языке по лукавству, того молитва и подвиги – суетны. С такими не своди знакомства, чтоб не заразиться их ядом и скверною. Друзьями твоими да будут незлобивые, и соделаешься участником их чистоты и славы 426 . 251. Три добродетели постоянно охраняют ум, постоянно необходимы ему: естественная ревность, мужество и отвержение лености. 252. Три добродетели, когда ум увидит их в себе, служат для него признаком, что он достиг бессмертия: рассуждение, различающее добро от зла во всех случаях, благовременное предусмотрение и добра и зла, свобода от внешнего влияния. 253. Четыре добродетели имеют свойство очищать душу: молчание, хранение заповедей, устранение излишеств и смиренномудрие. 254. Ум постоянно нуждается в следующих четырех добродетелях: в повержении себя пред Богом неоскудною молитвою, в умерщвлении беспристрастием ко всякому человеку, в полном отвержении осуждения ближних, в стяжании глухоты к словам, которыми обольстительно говорят страсти. 255. Четыре добродетели доставляют юности Божию помощь: непрестанное поучение, сердечное болезнование, бдение и невменяемость. 256. Четыре недостатка в поведении оскверняют душу: хождение в город и нехранение там очей, дружеское знакомство с женщиною, дружеское знакомство с славными мира, частые беседы с родственниками и пристрастное расположение к ним. 257. Четыре недостатка в поведении возбуждают блуд в теле: насыщение сном, насыщение пищею, смех и шутки, украшение тела. 258. Четыре недостатка в поведении соделывают душу бесплодною: прехождение с места на место, расположение к житейским попечениям, любовь к имуществу и скупость. 259. Тремя добродетелями, трудно приобретаемыми, сохраняются все прочие: сокрушением сердца, плачем о грехах и непрестанным памятованием смерти, как бы уже представшей. 260. Три порока не престают обладать душою, доколе она не достигнет меры совершенства. Эти пороки не престают отторгать ум от добродетели. Они суть: пленение, леность и забывчивость. 261. Забывчивость борется с человеком до последнего издыхания его и вводит его в подвиг. Она упорнее всех страстей и родительница всех зол; она ежечасно разрушает то, что человек созидает.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

На основании императорского декрета от 6-го (15-го) сентября 1844 года, Амвросию надлежало ехать прямо в Белую-Криницу и оттуда, не вступая еще в должность, сообщить о себе необходимые сведения губернскому начальству, которое должно было препроводить оные в императорскую канцелярию для наведения о нем надлежащих справок дипломатическим путем. Учредителям иерархии пришлось почувствовать теперь все неудобство для них этого пункта в высочайшем декрете. Особенно опасались они вести дело через губернию, так нерасположенную к ним, основательно предполагая, что здесь, чрез посредство православных епископов, Карловицкого или Черновицкого, могут быть получены об Амвросии точные сведения от самого Константинопольского патриарха и обнаружится, таким образом, противозаконное бегство его из Константинополя. Нашли нужным поэтому миновать губернию, обратиться прямо к испытанным уже благодетелям в самой столице, просить их о исходатайствовании Высочайшего дозволения Амвросию немедленно вступить в должность Белокриницкого митрополита. Итак, решили, что Амвросий с Павлом и Огняновичем поедут прямо в Вену, морским путем и затем по Дунаю. Относительно же отъезда из Константинополя все, и особенно сам Амвросий, были того мнения, что выехать он должен секретным образом, соблюдая всевозможную осторожность, даже под чужим именем, то есть с фальшивым паспортом. Паспорт для Амвросия выправлен был на имя майносского казака-некрасовца 252 . Место на пароходе взято было только до Тульчи, где Амвросий и Павел предположили выйти на берег, чтобы отдохнуть немного у турецких раскольников и при их посредстве выправить для Амвросия уже более правильный паспорт для проезда в Вену. В конце мая, в назначенный для отъезда день, Павел заранее отправился на пароход и ждал там Амвросия, для которого занято было место в каюте второго класса. Амвросий явился туда в сопровождении Огняновича, переряженный в казацкое платье: он был в ужасной тревоге: „аки пленный и трясущийся, – по описанию самого Павла, – и аки бесчувствен положен в ложу за занавесочку, мало отдохнуть и собраться с духом“ 253 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Максиму Исповеднику ( Maximus Conf. Ambigua//PG. 91. Col. 1304-1308), описывает через преодоление 5 разделений. Прежде всего человеку предстояло достичь целостности, преодолев разделение своей природы на 2 пола. Далее соединить рай со всей землей, землю - с небом, мир чувственный - с миром ангельским и, наконец, тварное - с нетварным. Преодоление последнего разделения предполагало совершенное предание себя и всего творения Богу, а также восприятие нетварных божественных энергий ( Лосский. Очерк. 1991. С. 82-84; Догматическое богословие. С. 244-245). Др. словами, человек должен был «соединить в себе всю совокупность тварного космоса и вместе с ним достигнуть обожения» (Догматическое богословие. С. 244; см. также: Очерк. 1991. С. 83-84). Заповедь не вкушать «от древа познания добра и зла» (Быт 2. 17) была дана в качестве средства достижения свободного послушания Богу в любви (Догматическое богословие. С. 248-249). Однако человек начинает воспринимать запретный плод в качестве обособленной от Бога ценности, отказываясь тем самым от полноты личных отношений c Ним (Там же. С. 252-253). Следствием грехопадения является обособление человека от Бога: «Начиная с грехопадения и до дня Пятидесятницы божественная энергия… становится чуждой человеческой природе и действует на нее только извне, производя тварные следствия в душе» (Очерк. 1991. С. 102). В грехопадении разрушается богоподобное единство природы во множестве личностей: «…грех, объективировав тела… превратил две первые человеческие личности в две раздельные природы, в двух индивидуумов, между которыми существуют внешние отношения» (Догматическое богословие. С. 247). Утрачивая подлинную личностность и характерные для нее уникальность, соотносительность, открытость, всеохватность и свободу, люди оказываются различимыми лишь относительно, противопоставленными, обособленными, ограниченными своей индивидуализированной природой и детерминированными ею (Искупление и обожение. С. 284). Описывая искажение изначального устроения человека, Л.

http://pravenc.ru/text/2110739.html

252 Мы учитываем и списки южнославянского происхождения ввиду постоянного книжного обмена между славянскими Востоком и Югом. 253 Мистические впечатления новгородских мореплавателей находят надежные параллели в другом литературном памятнике Руси, известном уже с XII в., «Киево-печерском патерике». В одном из повествований этого агиографического сборника (слово 36) рассказывается об Исаакии-пещернике, который однажды, сидя в своей темной пещере, увидел свет, способный ослепить человека, а затем и «аггелов», лица которых сияли ярче солнца и которые сказали, что среди них Христос (ср. композицию деисуса, увиденную на горе Моиславом и Иаковом). Забыв совершить крестное знамение, Исаакий поклонился «аггелам», возопившим с восторгом: «Нашь еси, Исаакие!». Воздействие, оказанное на реципиента «неземного света», также составляет явную параллель рассказу Василия: после встречи с «аггелами» Исаакий был еле живой и совершенно «расслаблен умом и телом», лишь усилия братии избавили его от того, что постигло одного из товарищей Моислава и Иакова. 254 Главный предмет дискуссии – вопрос о том, был ли памятник чисто местного происхождения или восходил в конечном счете к греческому прототипу. Об основных точках зрения по этому вопросу, сложившихся уже к началу нашего столетия (исследования В. М. Истрина , В. Успенского, Н. И. Жданова), см., в частности, [Сперанский, 1914, с. 347–349]. 255 Там же М. Фасмер отвергает альтернативное объяснение слова «рахманный» через турецкое rahman, которое, в свою очередь, восходит к арабскому rahman. 256 В русскую книжность навьи пришли через «Повесть временных лет», В летописи под 1092 г. сказано, что Полоцк испытал неожиданное наваждение: люди, выходившие из домов, чтобы узнать причину необычного шума, подвергались ударам невидимых всадников. «Темь и человеци глаголаху, яко навье быоть полочаны» [Памятники древней Руси, 1978, с. 224]. 257 Соотнесение рахманов с водным пространством связано прежде всего с тем, что само понятие славянской мифологии – «навь» – изначально сопряжено с представлением о погребальной ладье (индоевроп. Hu), на которой плывут в царство мертвых [Иванов, Топоров, 1982, т. 2, с. 195]. Этот факт, думается, решающий для объяснения обряда с крашеными скорлупками, и нет нужды, вероятно, обращаться к специальным литературным источникам, например к апокрифу о Макарии Римском, как то предлагалось в старой литературе (см. [Яцимирский, 1900, с. 271–272]). Представление же о целительной силе рахманов, которые в свой праздник могут сращивать людям кости, восходит, видимо, к «навьей косточке», считающейся причиной смерти, по балтийско-славянской мифологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Каждый вид бессловесных животных движется природным инстинктом, к которому с самого начала приспособлены его потребности и деятельность: соответственно этому устроено и тело животных. Тем не менее Творец не оставил их совершенно беззащитными, но вложил в них некоторую природную, хотя и бессознательную 252 , смышленость ( σνεσιν), а некоторым сообщил даже предусмотрительность 253 , как образ и тень разумного искусства 254 . Это сделано для двух целей: чтобы животные могли отклонять (от себя) настоящие опасности и предохранять (себя) от наступающих, и – чтобы все сотворенное было гармонично и сообразно самому себе, о чем уже сказано выше. Что животные в своих действиях не руководятся разумом, но одним только природным стремлением (т. е. бессознательным), это видно из того, что все животные одного вида совершенно сходно поступают в одних и тех же случаях и не разнообразят своей деятельности, – разве только по степени или количеству. В самом деле, всякий заяц хитрит подобно другому, каждый волк употребляет те же коварные приемы 255 , что и другой волк, все обезьяны одинаково подражают. В человеке этого не замечается: виды человеческой деятельности бесконечно разнообразны. Ведь разум есть нечто свободное и самопроизвольное 256 , отсюда и поступки людей далеко не так однообразны, как действия неразумных животных каждого отдельного вида. Последние возбуждаются к деятельности 257 одной только природой, а то, что дается природой, однообразно у всех, тогда как разумные действия не бывают необходимо одни и те же у всех, но у различных лиц разнообразны. Когда утверждают, что душа посылается в тела животных в наказание за грехи, которые она совершила в период человеческой жизни, то основывают свое утверждение на том, что произошло (уже) впоследствии. Ведь если так, то почему же в тела животных, созданных раньше человека, вложены разумные души?… Не потому, во всяком случае, что они согрешили в человеческих телах прежде еще, чем находились там!… 258 Принятое нами мнение 259 , по-видимому, разделяет и Гален, врач, достойный удивления, который сообразно разным видам животных допускает существование и различных видов душ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nemesij_Emessk...

Как видим, заявляя, что общечеловеческое естество есть «некая реальная сущность, реальная воля, реальная сила» 249 , М. Антоний разумеет под этою реальностью то, чего совсем нет в действительности. Конечно, нет такого странного учения о человеческом естестве, или о природной, безличной общечеловеческой и коллективной воле, ни в Священном Писании, ни в творениях Святых Отцов Церкви. Тем более нельзя найти в этих источниках православного богословия учения о нашем единении по этому общечеловеческому естеству. Однако, М. Антоний пытается обосновать это странное свое учение на Священном Писании и святоотеческих изречениях. Ошибочно исходя из мысли, что, как Три Божественные Ипостаси объединяются по естеству, так и люди, при всей своей множественности, могут объединяться по естеству между собою 250 , М. Антоний упускает из вида Богооткровенное и святоотеческое учение о том, что только Божественным Ипостасям свойственно объединяться между Собою по естеству, а люди могут объединяться друг с другом только по единодушию или любви благодатию Святого Духа. Эта последняя истина как раз и выражается в Богооткровенных и святоотеческих изречениях, в которых М. Антоний думает найти подтверждение своему неправильному учению, что люди объединяются между собою по естеству. М. Антоний пишет: «мне скажут, пожалуй: я вижу здесь только сходство моей природной воли с другими, но не вижу ее реального единства; не чувствую своего единства с ближними, а сострадание к ним иногда сменяется во мне злорадством... – Да, ответим, теперь это, к сожалению, так, но не так было изначала, не так будет в грядущем животе, и не так бывает и теперь там, где люди живут по Богу. Ты не можешь себе представить, что у тебя одна душа с другими, а читай в книге Деяний: «у всех верующих было одно сердце и одна душа». Или вот другая картина жизни, написанная святителем Василием Великим с натуры. Описывая полное единодушие и победу над себялюбием современных ему монахов, Св. Василий продолжает так: «общежительники изглаждают в себе грех праотца Адама, возобновляют первобытную доброту, потому что у людей не было бы разделения, ни раздоров, ни войны, если б грех не рассек естества... 251 . Они-то ясно показали... сколько благ доставило им Спасителево вочеловечение, потому что расторгнутое «и на тысячу частей рассеченное (единое) естество человеческое» 252 , по мере сил своих снова приводят в единение и с самим собою и с Богом. Ибо это главное в спасительном домостроительстве во плоти – «привести человеческое естество в единение» 253 с самим собою и со Спасителем и, «истребив лукавое рассечение, возстановить первобытное единство» 254 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Последние годы таежной ссылки в селе, где «зимой волки бегали около самой почты, а летом расцветал шиповник», впоследствии вспоминались как время тайной радости, «как питание на будущее, как “обручение жизни вечной”» 250 . Фудель надеялся тогда, что после ссылки еще поживет рядом с родными, наговорится с сыном, сможет хоть как-то обеспечить благополучие своих детей. Он усиленно штудировал английский, чтобы когда-нибудь, после окончания срока, жить в городе и заниматься переводами. Чем ближе был срок окончания ссылки, тем тяжелей он думал, как сможет устроиться на свободе – с семьей. Ведь жить в Москве – не разрешат. Как и чем зарабатывать на хлеб? «Многое беспокоит: возможности работы, прописки, переезда мамы 251 и девочек, материальное обеспечение и еще многое. Иногда думается – не правильней ли будет уехать по договору года на три в Заполярье, откуда можно будет посылать маме ежемесячно рублей 500?» 252 Срок сибирской ссылки истек, справка об освобождении была выдана 17 мая 1951 года. Лишь в июле С.И. Фуделю выдали паспорт, были получены деньги на дорогу, но дорога эта вела все равно, не домой, в Москву или Загорск. После ссылки С.И. Фуделю , как и всем репрессированным по 58 статье, полагался административный «минус»: не разрешалось проживать ближе чем в 100 километрах от столицы. Это называлось «сто первый километр». Но надо было еще найти такое место, устроиться, найти жилье – то есть снять комнату или угол, прописаться, найти работу и решать, что будет с семьей. Все эти проблемы обрушились на С.И. Фуделя в начале июля, как только он вернулся из Красноярского края. Лишь несколько дней он рискнул провести в построенном им доме на Козьей Горке, пока соседка, муж которой работал в «органах», не пришла ночью с тайным предупреждением: «Там уже известно, что Сергей Иосифович приехал» 253 , – а это грозит новым арестом за нарушение паспортного режима. Ранним утром из Загорска пришлось уехать. В прописке в городе Александрове, расположенном хоть и за стокилометровой чертой от Москвы, но сравнительно недалеко от Загорска и Лавры, также было отказано.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/s...

Она увеличила мою приятность у писца счета всех вещей 245 благого бога 246 , она облагородила меня сыном, она украсила меня дочерью, она снабдила мой дом моими людьми. Она дала мне быть с ним 247 . Когда он снимал знаки своего достоинства 248 , никакая другая не была в его сердце вследствие моих достоинств. Вышедший из меня 249 , спутник ног его величества, заместивший его, когда тело его погребалось, бальзамировал его благовониями работой бога Сешема 250 и с пеленами из лучших тканей, приготовленных руками богини пряжи. (Все) обряды были совершены для него достойнейшим образом в гробнице отцов его. Ликуют при виде его те, которые находятся там, его предки, веселясь пред ним. Вот бог создал для него твердую гору 251 в небе, усугубленную миллионами миллионов, без разрушения. Супруга царского писца, мать главного херихеба, Ти-Тхути говорит: «Сердце мое влекло меня, когда я была еще младенцем и не знала хороших мыслей; сердце мое повелевало мне без затруднений (?), и бог похвалил меня за это, он возвеселил меня свыше блага, он сделал меня даром для ходящего по воле его 252 , он возвел моего сына в главы седалища Тота, в управители храмов всех богов, в распорядители в храмах..., в того, кто ведет счет всех сокровищ дворца. Его преемник 253 после него, служа владыке. обеих земель, возносит главу свою в именитые; они близки к царю, к его свите во всех тайных покоях дворца. Ликует сердце мое, широко мое седалище, голова моя достигает неба, поднято мое лицо ради того, что предо мной, видя их деяния пред владыкой обеих земель. И я молюсь владыкой богов, а они видят на престоле Гора его величество, страх пред которым до круга земли, предел могущества которого – четыре угла неба, время которого – как у неба, жизнь – как у солнечного диска, число лет царствования – как песка берега моря. Златая возвеличила семя мое и одарила мена; она помазала меня в час, когда годы мои прошли и часы мои исполнились. Когда я входила в Горизонт обеих земель, Мемфис, на всем своем протяжении, шел, провожая меня. Я приблизилась к моей гробнице в Некрополь. Совершена по мне заупокойная служба жрецами «хонтами» и «главными уэбами» в храме Птаха; великий «херихеб» совершил обряд, как жрец Сокара 254 ; были прочтены праздничные тексты, (согласно) предписанию владыки богов (?), соответственно времени. Все обряды (были совершены) без погрешностей. Я бальзамирована во благо великим тайноведцем, «ири (?) – имиуртом» 255 Хапи-Осириса. «Семеры» гробницы распределили между собою часы по чреде своего месячного служения. Направлялись и к югу, и к северу (люди) всяких званий, совершая каждение. Маслоделы храмов выжимали для меня елей от своего достатка. Все часовые жрецы исполняли для меня свои работы, руководя обрядами, исполняемыми согласно книгам. Он совершал (их) в тайне на западе. Некрополя, в Расетау 256 .

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/r...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010