протопопы поют вечную память, a по крылосом певчие поют також «Вечную память» (Чиновн. Моск. Успенск. соб., стр. 91; Чиновн. Новг. соб., стр. 169) 211 «И в ту пору ключари в минеях в полотенцах по росписи приискивают, которые иконы целовати, а дияконы подносят те святые иконы к патриарху на целование (там же, стр. 91) 212 «А святых отец святителей и преподобных носят ко святителю на целование, каждо своея обители святого» (Чиновн. Новг. Собора, стр. 168) 213 «Всем православным царем грецким, иже по благочестии поборавшим, вечная память» (Древн. Росс. Вивлиоф., VI т., 2 изд., стр. 432) 216 «И архидиакон начнет кликати многолетие государю, царю высочайшим гласом, а патриарх со властми встанет от горнего места, и станет против престола, и возмет крест золотой. И как прокликнет архидиакон государю царю многолетие, и государь придет и станет близ царских дверей, а патриарх здравствует государя на много лета и благословляет государя крестом. А потом царице… И архидиакон кличет многолетие патриарху, и государь с места своего соидет, и станет близ царских дверей, и здравствует патриарху» (Чиновн. Моск. Соб., стр. 92) 217 Протодиакон кличет многолетие... и князем и бояром, и всем правосл. христианом» [Чин. Новг. соб. стр. 169] 222 Ркп. Св. Варсонофия, л. 134 об.–135. Указание на это же можно находить в типике XVI в. 25, рукопись собрания графа Толстого. 233 «Экипаж, на котором везли вербу, назывался санями, хотя и был на колесах». Забелин Ив. «Домашний быт русск. царей», ч. 1, стр. 351 234 Это свидетельство архид. Павла подтверждается и другими. (Флетчер. «О Государстве Русском», стр. 117; Олеарий, стр. 91–92). 235 Чин. Моск. Усп. Соб. «Книга записная», стр. 250–253; Дубровский. «Патриаршии выходы», стр. 7–10. 237 В малом облачении в 1685 г. и 1693 г. [Там же, стр. 60. Дубр. «Патриаршие выходы», стр. 25–26]. 241 Чиновн. Московск. Успенск. собора «Указ о звону и о чину», стр. 107 и «Книга записная», стр. 253. 245 Флетчер. «О государстве русском», стр. 117. Олеарий–«Подробное описание путешествия голштинского посольства в Московию и Персию», стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 Кор. 2:13. 226 См.: Максим Исповедник, ργα θεολογικ και πολεμικ, PG 91, 200C. 227 Рим. 1:22. 228 Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 1, 8, op. cit., 8, 67–72. 229 Максим Исповедник, Главы о богословии и о домостроительстве воплощения Сына Божия, 1, 48, PG 90, 1100D. 230 Григорий Богослов, Слово 39,12, PG 36, 348В. 231 Максим Исповедник, Главы о богословии, 1, 50, PG 90,1101В. 232 Ε γαρ ουκ ν τατα, τε ουκ ν χρονικς, και χρνος ν λοιπν ξ ανγκης ναρχος ο γαρ ουκ ν, τε ουκ ν, ουκ ρκτν. — Сложная для перевода фраза. Новогреческий перевод дает следующее прочтение: «Если их не было, когда не существовало времени, то и время по необходимости было безначальным: ведь то, чего не было, когда ничего не было, не является начавшимся». Но нам не кажется, что оно находит себе достаточное обоснование в оригинальном тексте. 233 См.: Максим Исповедник, Главы о богословии и о домостроительстве воплощения Сына Божия, 1, 48, PG 90, 1100D. 234 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 11, 6, с. 538. 235 Максим Исповедник, Главы о богословии и о домостроительстве воплощения Сына Божия, 1, 48, PG 90, 1100D. 236 Так у Григория Паламы; у Григория Богослова — «νηργηκς». 237 Григорий Богослов, Слово 29,16, PG 36, 96А. 238 Григорий Нисский, К Авлавию о том, что не три бога, PG 45, 128В. 239 Там же, PG 45, 128С. 240 J. D. Mansi. Sacrorum Conciliorum nova et amplissima collectio, Venezia, 1757–98, vol. 9, p. 489. 241 Василий Великий, О святом Духе, 26, 63, PG 32, 184С. 242 В оригинале там, где мы переводим «нарекается» и «изрекается», употребляется одна и та же глагольная форма — «λγεσθαι», т. к. глагол «λγω» имеет оба эти значения: «говорить» и «называть». Подобным образом и в церковно–славянском глаголы « рещи » и « глаголати » употребляются в обоих этих значениях (Ср.: « не ктому вас глаголю рабы » (Ин. 15:15) и « глаголы, яже Аз глаголю » (Ин. 6:63)), но в современном русском приходится использовать приставки, разграничивающие эти значения. Впрочем, находим близкие примеры словоупотребления и в русском, когда речь идет не о предметах, но о некоторых абстрактных понятиях. Так, можно было бы сказать: «я говорю правду и говорю слова, которыми эта правда выражается». 243

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

557 Согласно «Житию», в 611 г. было только семь халкидонских церквей (вероятно, вследствие отсутствия патриарха в 609–611 гг.), но Иоанну удалось увеличить их число до семидесяти (Житие, 5; tr. cit. P. 201). 558 Ср.: Michalowski К. Paras: die Kathedrale aus den Wüstensand. Zürich, 1967; Dinkier E., ed. Kunst und Geschichte Nubiens in christlicher Zeit. Recklinghausen, 1970; ср. также: Prend. The Rise. P. 297–303. 560 Garsoian N.G. Secular jurisdiction over the Armenian church (fourth-seventh centuries)//Harvard Ukrainian Studies. VII (Okeanos. Essays presented to Ihor Sevcenko), 1983. P. 250; см. знаменательные тексты, цитированные там же на с. 233–234. 561 Относительно собора 5056 гг. ср. Мерсапух, епископ Мамиконян, Ксаббари, епископ Аркруни, Сахе, епископ Аматуни; ср. там же с. 223–224. 562 Ср.: Саркиссян Карекин. The Council of Chalcedon and the Armenian Church. London, 1965 (penp. New York, 1975). P. 205. 563 Ср. длинные выдержки текстов у Саркиссяна. Op. cit. P. 196. Вместе со многим и другими историками Саркиссян рассматривает собор 505506 гг. как официальное отвержение армянами Халки-донского собора. Относительно проблем подлинности текстов и других спорных вопросов см. также: Inglisian V. Chalkedon. II. P. 364–370; Mécérian J. Histoire et Institutions de l " église arménienne. Beyrouth, 1965. P. 64–66. Проблема состоит в том, что критическое упоминание Халкидона (не отличающееся по существу от того, которое находится в «Энотиконе») находится не в самом синодальном послании, а только во втором, личном письме католикоса, подлинность которого сомнительна. В остальном та вера, которая защищалась в Двине, совершенно соответствует вере Византийской империи того времени, то есть «Энотикону». 564 Армянские ученые и богословы и до сего дня не нашли соглашения относительно точного значения этого Юлианитства (ср. ссылки у Саркиссяна. Op. cit. P. 215). Однако факт, что осуждение Севира вошло составной частью в официальное армянское вероучение именно из-за этой «юлианитской» принадлежности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

В 1674 году, место в Москве где было действо было прикрыто персидскими коврами. Покрытые драгими поволоки налои были поставлены к Архангельской паперти. Государю Царю и Государю Царевичу приготовлено было место о трех ступенях (степенех) от Благовещенской паперти близь рундука, обито червчатым бархатом и покрыто золотым персидским ковром. Святейшему патриарху приготовлено было место о двух ступенях и покрыто персидским ковром, поверх ковра положен орлец в каймах с бахрамами от Грановитой палаты (Собр. госуд. грам. и догов. стр. 319). В 1678 и 1679 году площадь, на которой было действо, огорожена была решетками точеными, писанными розными красками и послана турецкими и персидскими цветными коврами. А место, на котором Великий государь у действа стоять изволил, обито было обарью серебреною травчатою (Дворц. разр. Т. IV 1678 г.), участком серебряным (Дворц. разр. Т. IV 1679 г.). В 1682 году обито было бархатом золотым (там же стр. 191). К концу XVII века для Государя ставили особенно нарядное место, по подобию трона, резное, вызолоченное, высеребренное, исписанное красками. Оно имело вид пятиглавого храма, с одною головою, большею в средине и четырьмя малыми по углам; главы были устроены из слюды, сквозные и украшены на верхах двуглавыми золочеными орлами. Место имело створные двери слюдные и вокруг рамы с слюдными оконницами (Забелин. Быт русск. царей изд. 2. М. 1872 ч. 1 стр. 326, 327 и там же материалы стр. 233, 234). На площадь приносились два налоя с поволоками, и, кроме того, налой с праздничною иконою св. Симеона Столпника (Русск. ист. библ. Т. III стр. 10 и Вивл. ч. X стр. 2 и ч. VI стр. 163). В Москве праздничною иконою в новый год была икона св. Симеона Столпника только до 1668 года. С этого года праздничною иконою была икона Спаса. Образ был писан по евангелию: Прииде Иисус во град Назарет, идеже бе воспитан, и вниде по обычаю в сонмище Иудейское, и даша ему книгу Исаии пророка 58 . Пред налоями ставились серебряные подсвечники со свечами. За налоем ставили столец, покрытый пеленою, на нем большую серебряную чашу, с серебряными подсвечниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Ведь не говорится: «Сын был соделан», но [говорится]: Он сделался для нас Господом 233 . Подобно этому и Соломон говорит: Ты создал Меня над путями Своими 234 . А о Его духовном рождении (de spiritali generatione) Он тотчас добавляет: Прежде всех родил Меня 235 . И Иоанн говорит: Что соделалось в Нем, есть жизнь 236 . Что еще? разве Бог не создал творение и в творении в первую очередь небо и землю? 237 Значит, Он не создал Христа. Следовательно, Христос был рожден, а не сотворен 238 . Итак, везде, где говорится, что Он был соделан после того первоначального момента, когда было Его [духовное] рождение, там говорится: Он сделался. Так [говорится], что Он произошел от жены 239 . И в «деяниях апостолов»: Итак, твердо знай, дом Израилев, что Бог соделал Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли 240 . Все это произошло после того рождения, которое единственное, священное и невыразимое 241 , и все этого говорится не о Его существовании, но о деяниях и служении в Его могуществе и силе. Итак, из Его рождения ясно, что Он есть Сын Божий и что Он единосущен (μοοσιον); причем Его сущность (substantia eius) понимается в соответствии с Его величием, пусть и в несобственном смысле (inpropria signiicantia), поскольку [там] сущность существует как бытие 242 . Итак, доказано, каким образом он единосущен (μοοσιος). 30. Теперь тебе остается, о, мой Кандид, только сказать: «если Иисус – Сын, то Он Сын благодаря рождению. Если же рождение есть движение, и движение – это изменение, а в отношении Бога невозможно мыслить и непозволительно говорить об изменении, то необходимо, чтобы ничто рождаемое не произошло от Бога с помощью рождения; значит, Иисус не есть Сын, происшедший от Бога с помощью рождения» 243 . Хорошую цепь доказательств выстроил ты, о дружище Кандид, но против кого? разве не против самого себя? И скорее всего именно против самого себя. В самом деле, ты говоришь, что Бог сотворил Иисуса. Что же далее? разве творение не есть также движение? причем ничуть не меньше, чем действие.

http://azbyka.ru/otechnik/Marij-Viktorin...

Говорят, пр[еосвященный] Тихон 231 очень часто повторял: «Ужасно, ужасно!..» Да, ужасно, ужасно. Ложь, обман, неискренность, неправда там, где должна быть одна правда… На днях Е[гор] Е[горович] привез мне от епископа Исаии 2–й журнала за текущий год. Там на 17–й странице – о воссоединении западно–украинских униатов 232 . Весть об этом событии до меня дошла летом 46–го г. и весьма обрадовала меня. Но в августе того же года в Мариинской пересыльной тюрьме я встретился с униатскими митрополитом Львовским 233 и епископом Станиславовским 234 . Где третий епископ, взятый вместе, они не знали, а четвертый умер в Киевской тюрьме, – на Украине всего и было 4 епископа. И моя радость рассеялась… Православной Церкви не нужны насильно присоединенные. Позднее я встретился с рядом украинских священников, некоторые, мне казалось, были близки к воссоединению, если бы не такою «любовию» воссоединяли. На «собор» во Львове 8–9 марта 46–го г. священники были привезены, причем их семьи не знали, куда их повезли. Только во Львове им самим объявили: будет собор. Или присоединяйтесь, или… И не стыдятся теперь ставить это «воссоединение» в заслугу и писать: «отторгнутое насилием воссоединено любовию». Ужасно. Ужасно… И многое другое в том же Чтение журнала произвело на меня такое впечатление, что на другой день пришлось пригласить врача, и меня теперь пичкают и порошками, и горькой микстурой. На прошлой неделе мы справляли службы, опущенные на Страстной и Пасхе. Как было петь в стихире муч[енику] Аврамию: «О велие дарование граду Владимиру! аки богатство небесное принесошася в онь… Мощи мученика Аврамия… комуждо… во утешение». Где сии святые мощи?.. Сначала, выкинутые из раки, валялись беспризорные на одной из гробниц в придельном алтаре, – потом оказались в музее, теперь, по–видимому, выкинуты и оттуда!.. Ужасно, ужасно… Правили мы службу святителю Нифонту. Можно ли спокойно петь в стихире ему: «Храмы молитвенные ко умножению славы Божия воздвигл еси, яже боголепно предукрасив, словесная своя овцы, аки в небесную ограду, собирал еси»… В каком положении многочисленные храмы, построенные им? Собираются ли словесные овцы в Софийском соборе, в котором свят[итель] Нифонт устроил новый иконостас и расписал притворы? А теперь говорят, что у нас такая свобода, какой не было и при Нифонте?

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

К 1395 г. относится установление контактов между К. и Псковом. Находясь в Новгороде весной 1395 г., митрополит воспользовался тем, что между Псковом и Новгородом было в это время «розмирье», чтобы вступить в сношения с псковским духовенством и мирянами помимо их епархиального архиерея. Позднее по пути, намеченному К., пошли его преемники. В грамоте, отправленной в Псков 12 мая 1395 г., митрополит выражал свое недовольство тем, что здесь «миряне судят попов и казнят их в церковных вещех» (ПДРКП. Прил. 27. Стб. 231), и запретил на будущее такую практику. В др. грамоте речь шла о приписках, сделанных в нач. 80-х гг. XIV в. свт. Дионисием Суздальским к «княж Александрове грамоте», определявшей характер общественно-политического устройства Псковского гос-ва. Приписки касались того, «как ли судити или кого как казнити». К. отменил действие этих приписок, аргументируя это тем, что Дионисий превысил свои полномочия: «А деял то в мятежное время, а патриярх ему того не приказал деяти» (Там же. 28. Стб. 233-234). Как видим, имело место серьезное вмешательство митрополита во внутреннюю жизнь Пскова, и одним из его результатов было укрепление связей между митрополичьей кафедрой в Москве и Псковом. К несколько более позднему времени относится грамота К. Новгородскому архиеп. Иоанну, направленная на защиту прав новгородского «дома Св. Софии». В дошедших списках грамота датирована 1392 (6900) г., но вряд ли этот документ мог быть послан в Новгород в то время, когда новгородцы и их архиепископ находились под отлучением. Вероятно, при переписке была утрачена заключительная часть даты и грамоту следует отнести к 1395 г., когда К. во время длительного пребывания в Новгороде смог познакомиться с особенностями положения церковных учреждений на Новгородской земле. В грамоте провозглашалась неприкосновенность церковной собственности, в частности владений Новгородского архиерейского дома: «погосты, и села, и земля, и воды со всеми пошлинами, что потягло при первых владыках, так и нынеча потянеть к Святеи Софьи» (Там же. 26. Стб. 229-232). Одновременно К. настаивал на том, что и священники, и настоятели мон-рей должны быть «в покорении и в послушании» у архиепископа и подчиняться его суду. В этих установлениях отразилась реакция на порядки, когда большая часть новгородских храмов и мон-рей находилась под патронатом основавших их боярских родов, «улиц» и «концов».

http://pravenc.ru/text/1684692.html

С наступлением утра выйдя из базилики 230 и запечатав двери, он прилег отдохнуть. Встав в третьем часу, он пришел в святую церковь и отпер двери в присутствии клира и народа и обрел немножко вина в одном сосуде, в другом же вино настолько переливалось через край, что залило всю гробницу святого епископа. Так архиерей узнал, в какой из гробниц был епископ Валерий. Но, узнав это, он желал знать более и, сдвинув крышку гробницы, узрел совершенно сохранившееся тело святого, так что не отпали ни волосы, ни борода, и во всей наружности его не было заметно ни тления, ни поврежденной части, но все настолько сохранилось, будто бы он только сейчас был погребен. Из гробницы исходило такое благоухание, что никто не сомневался, что там покоится друг Божий. Он был положен на лавровые листья епископ Феодор исцелил ими многих больных. Еще он взял частицы облачений святителя и, закрыв гробницу, непрестанно прославлял святителя, наблюдая впоследствии много чудес, происходивших от этих святынь 231 . Глава 84. О Сильвестре, епископе Кабильонском Блаженнейший Сильвестр 232 управлял Церковью Кабильонской 233 сорок два года, и, исполненный дней 234 и добродетелей, отошел ко Господу. У него было ложе, связанное из тонких веревок; либо лихорадочные, либо мучимые другими недугами, ложась на него однажды и дважды, тотчас исцелялись божественной силой. Поэтому то ложе поставили в церкви, и там от него происходило еще большее число таких чудес. Многие, как видел своими глазами, отрывая нити от тех веревок и далеко унося их, полагали их на больных, исцеляя их таким образом. Моя мать, приложив этот оторванный кусочек к шее девушки, больной лихорадкой, тотчас увидела ее здоровой – болезнь покинула ее. Глава 85. О Десидерате, отшельнике в той же области В том городе жил и пресвитер Десидерат 235 – его я видел в Гуртонском 236 монастыре – муж великой святости. Он часто своей молитвой прекращал мучения лихорадочных, страдающих зубной болью и другими болезнями. Он пребывал в постоянном затворе совершенно не выходил из келлии, но если кто желал его видеть, то мог видеть в самой келье.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Вонмем Св. Златоуст упоминает о возгласе «Вонмем» пред чтением: «Стоит диакон, общий служитель, громко возглашая и говоря: «вонмем»; и это часто… после него начинает чтец: «пророчество Исаии»; затем произносит громко (ες πκοον): «сия глаголет Господь» [ 228 ], а стоящий диакон заграждает уста всем наложением молчания (очевидно, возгласом: Вонмем), то он говорит это, оказывая честь не чтецу, но Говорящему со всеми чрез него» [ 229 ]. Об этом наложении молчания упоминают также св. Амвросий [ 230 ] и блж. Августин [ 231 ]. О возгласах после чтений, даже после чтения Евангелий, памятники IV и V вв. не упоминают [ 232 ]. Факт возникновения всех этих возгласов говорит о том, какое благоговение возбуждало к себе чтение Св. Писания за богослужением [ 233 ] Обряды чтения О том же благоговении говорит обстановка, в которой происходило чтение. Здесь прежде всего нужно отметить почти повсеместный обычай стояния за чтением Св. Писания (в противоположность синагогальному сидению), впервые отмечаемый памятниками IV–V вв. [ 234 ], но еще борющийся с обычаем сидения на этих чтениях. Борьба разрешилась тем, что стояние усвоено евангельскому чтению, а сидение прочим. Уже «Апостольские Постановления» предписывают: «Когда читается Евангелие, все пресвитеры, диаконы и весь народ да стоят в полной тишине» [ 235 ]. Но Св. Кассиан говорит, что египетские монахи во время чтений обыкновенно сидели на низеньких скамейках, причем он не отмечает какой-либо разницы в этом отношении для новозаветных чтений [ 236 ]. Созомен отмечает, как нечто странное (ξνον) в Александрийской церкви, чего он не знает и не слышал о других, — что епископ не встает на чтение Евангелия [ 237 ]. Филосторгий (IV–V вв.) рассказывает о Феофиле, епископе Арианском, что он, придя в Индию, «исправил многое, что там совершалось не по чину (οκ εαγς), ибо там сидя слушали и евангельское чтение и кое-что другое допускали, не дозволенное Божественным законом (ν μ θεος θεςμς πεσττει)» [ 238 ]. В жизни Св. Анастасия I, папы Римского (398–402 г.), рассказывается, что он установил, чтобы «каждый раз как читается Евангелие, священники не сидели, но стояли согбенно (curvi)» [ 239 ].

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

Иоасаф сказал: „в сем образе преизобилует особенная благодать Божия; в нем Пресвятая Владычица являет особое знамение Своего заступничества для сей веси и целой страны“. Согласно распоряжению св. Иоасафа св. икона была перенесена в самый храм и поставлена сзади левого клироса, при чем святителем было также повелено, „чтобы она всегда стояла на этом месте (т. е. сзади клироса) и даже после перенесения церкви на Пески“. С того времени Песчанская св. икона прославилась многими чудесами, особенно в холерные 1831, 1848 и 1854 годы. 230 Пименовская св. Икона принесена была из Константинополя митр. Пименом в 1381 г. в Москву и ныне находится там в Благовещенском соборе за престолом, куда была перенесены в 1491 г. Однажды во время совершения пред нею молебна (на дому купца Титрумова) она прославилась истечением от нее благовонного мира, почему и называется также и Мироточивою. Богоматерь на этой св. иконе изображена в полурост, с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем, благословляющим правою рукою. 231 По Киевской летописи, Пирогощая св. икона была принесена в Россию из Константинополя вместе с Владимирскою св. иконою «во едином корабли»; вел. кн. Киевский Мстислав в честь этой св. иконы заложил церковь Пресвятой Богородицы, названную Пирогищею . 232 Св. икона, известная под наименованием Плачущая , прославилась в 1854 г. в Сокольском монастыре (в Румынии) чудесным истечением слез из очей изображенной на ней Богоматери и именуется также Сокольскую. 233 Св. икона, именуемая Подательница , или «Прибавление ума», находится в г. Рыбинске (Яросл. губ.), в храме Преображения, ж представляет собою изображение Богоматери во весь рост с Богомладенцем на Ее руках. Пред этой св. иконою благочестивые родители имеют обыкновение молиться о даровании своим детям книжного учения. 234 Подлеская св. икона находится в приходской Святодуховской церкви: с. Подлесья, Минской еп. По местному преданию, она явилась на камне подле креста, стоявшего близ дороги, одной проходившей здесь слепорожденной девице, которая тогда же прозрела. Сначала эта св. икона находилась в построенной на месте ее явления часовне, а впоследствии была перенесена в храм, построенный там воеводой Георгием Санегой, получившим, по молитвам пред нею, исцеление от тяжкой болезни. 235 С глубокой древности на Руся воздвигались храмы в честь Покрова Пресвятыя Богородицы; много также существует в честь Ее Покрова и свв. икон, благоговейно чтимых верующими. Из чудотворных и особо почитаемых икон известны следующие иконы Покрова Богоматери : в Николаевском соборе г. Новогрудска и в с. Жукове, Минской губ.; в Москве – в Покровском соборе св. Василия Блаженного, в церкви Воскресения, что в Барашах, и в церкви Покрова, что в Красном селе; в г. Харькове, в Христорождественской церкви, за рекою Лопанью (см. также 1423, 1425, 1430, 1455, 1512, 1562 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010