Обращаю внимание на христианское (православное) обращение князя (княжеское служение – мирское служение Богу) к своим воинам: он обращаетмся к ним как братьям во Христе и дружинникам-воинам. Обращение «братие» – это православное обращение, а не призыв к своим единокровным братьям, как полагали некоторые исследователи в советское время. 197 Лаврентьевская летопись//ПСРЛ. Т. 1. М., 1997. Стлб. 70. 198 В этом символе кроется еще один смысл: все воины уже изначально обречены на смерть (из пяти тысяч останутся живы только пятнадцать человек), их тела покроет могильная тьма. 199 См.: Клейн И. Донец и Стикс (Пограничная река между светом и тьмою в «Слове о полку Игореве»)//Культурное наследие Древней Руси. М., 1976. С. 64–68. 200 Ужанков А. Н. О принципах построения истории русской литературы XI – первой трети XVIII веков. М., 1996. С. 32–37. 201 См.: Клейн И. Донец и Стикс (Пограничная река между светом и тьмою в «Слове о полку Игореве»)//Культурное наследие Древней Руси. М., 1976. С. 64–68. 202 Ипатьевская летопись//ПСРЛ. Т. 2. Стлб. 642–644. 203 Ипатьевская летопись. Стлб. 649. 204 Ипатьевская летопись. Стлб. 651. 205 Памятники старинной русской литературы. СПб., 1862. Вып. 3. С. 169. 206 Пиккио Р. «Слово о полку Игореве» как памятник религиозной литературы Древней Руси//ТОДРЛ. Т. L. СПб., 1997. С. 435. 207 См.: Кусков В. В. Исторические аналогии событий и героев в «Слове о полку Игореве»//«Слово о полку Игореве». Комплексные исследования. М., 1988. С. 69–72. 208 Ипатьевская летопись//ПСРЛ. Т. 2. Стлб. 648. 209 Ипатьевская летопись//ПСРЛ. Т. 2. Стлб. 642–644. 210 Там же. Стлб. 649. 211 Более подробно см.: Ужанков А. Н. О «внутреннем» и «внешнем» времени произведения и датировке «Слова о полку Игореве»//Литература Древней Руси. Коллективная монография. М., 2004. С. 95—126; Он же. «Слово о полку Игореве» (К интерпретации авторской идеи произведения)//Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского Института: Материалы 2000 г. М., 2000. С. 442–449; Он же. «От старого Владимира до нынешнего Игоря». Принцип ретроспективной исторической аналогии в «Слове о полку Игореве»//Культурное наследие Древней Руси. М., 2001. С. 25–35. 212

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

709 ПФА РАН. Ф. 1. Оп. 1а–1916. Д. 163. Л. 65–70 (IV приложение к протоколу V заседания ОС АН от 9 мая 1916 г.). 727 История Библиотеки Академии наук СССР. 1714–1964. М., 1964. С. 308–310, 312, 314, 328– 330, 353, 354. 737 Труды I Всероссийского Библиографического съезда в Москве 2–8 декабря 1924 г. М., 1926. С. 145–149. 743 Тункина И. В., Фролов Э. Д. Историографические этюды С. А. Жебелева (Из неизданного наследия)//ВДИ. 1993. С. 198 об, – 199; ПФА РАН. Ф. 1.Оп. 1а – 1927. Д. 176. Л. 70. § 101; Л. 84. § 135; Л. 229 об. § 129; Оп. 2–1927. Д. 4. Л. 22–22 об. § 101; Ф. 2. Он. 17. Д. 201. Л. 1–2. 745 Перченок Ф. Ф. Академия наук на «Великом переломе»//Звенья: исторический альманах. М., 1991. Вып. 1. 748 Никольский Н. К. Повесть временных лет как источник для истории начального периода русской письменности и культуры. К вопросу о древнейшем русском летописании//Сб. ОРЯС АН. 1930. Т. 2, вып. 1. 752 Никольский Н. К. К вопросу о следах мораво-чешского влияния на литературные памятники домонгольской эпохи//Вестник АН СССР. 1933. 8–9. С. 5–18. 754 Красная газета. 1936. 25, 28 марта; Ленинградская правда. 1936. 26 марта; Литературный Ленинград. 1936. 26 марта. В фонде Института русской литературы (ИРЛИ) сохранились документы, связанные с вопросами распределения книжных и рукописных материалов Н. К. Никольского , отзыв о его научной деятельности, составленный для возбуждения ходатайства о назначении пенсии сестрам академика (он подписан В. П. Адриановой-Перетц); некрологи (ПФА РАН. Ф. 150. Оп. 1–1936 г. Д. 19. Л. 23–33; Д. 47. Л. 2–5). 755 В ходе проверки наличия документальных материалов НИОР БАН обнаружена необработанная россыпь личного фонда H. Н. Зарубина: рукописи научных трудов и материалы к ним, документы к биографии и по деятельности, переписка, карточный каталог рукописей. 757 Никольский Н. К. Ближайшие задачи изучения древнерусской книжности//Изд. ОЛДП. 1902. 147. 32 с. 760 Там же. Ф. 247. Оп. 2. Д. 4 (Документы о занятиях в Петербургской рисовальной школе Общества поощрения художеств). Подлинники. Здесь же хранится свидетельство о праве заниматься живо­писью и фотографированием в парках Царского Села от 13 июля 1899 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Насколько известно мне, этот вопрос обсуждаем был noчmu explicime moльko св. Григорием нисским 197 . Termini technici, которые употребляет этот отец церкви (в месте a), весьма наглядно сопоставлены Dr. H. В. Sweméoм в следующей схеме: 198 и Дух обозначается, как «the mediately derived», как «не непосредственно 199  исходящий». Этот вывод был бы совершенно неотстраним, если бы мы читали у св. Григория только одно место, uмehho d 200 : «Предполагая, что мы видим пламя, разделенное между тремя светильниками, и что причина третьего света есть первое пламя, возжегшее путем передачи чрез средний [свет] последний свет, мы не встречаем однако препятствий рассматривать третий светильник как огонь, хотя он возжен от предшествующего пламени». Таким образом, заключает св. отец, и Дух Св., хотя есть третье Лицо, но имеет равное достоинство с Отцом и Сыном. При оценке этого на первый взгляд решающего места, не следует однако упускать из виду: во-первых, что действие причины чрез нечто посредствующее хотя и принимается здесь выразительно, но только в речи о пламени и светильниках, не в речи о самих Сыне и Св. Духе. Во-вторых, св. Григорий, как известно, с великим почтением относился к св. Василию и называл его не столько своим братом, сколько своим «отцом и учителем»,  πατρ κα διδσκαλος, даже  γιος πατρ μν. Не трудно предположить, что св. Григорий считал своим долгом и своею честью ни на йоту не уклоняться от учений и взглядов и для него великого Василия, το μεγλου Βασιλεου, и одно из классических мест св. Григория о рассматриваемом θεολογομενον, именно в, примыкает к воззрению св. Василия 201 даже в выражениях (см. стр. 56 и 57). Как мы видим, оба отца церкви выразительно, даже настойчиво говорят ο  δι ϒ ο, но только в связи с такими предикатами, как  γνωρζεσθαι, καταλαμβνεσθαι: чрез Сына Дух Св. является богословски познаваемым 202 , и это характерно как признак для Ипостаси Самого Сына, для Его внутреннейшей личной жизни, есть Его  γνρισμα. Но, хотя «чрез Сына» и имеет основание для себя во внутреннейших таинственнейших отношениях троичной жизни, оно свободно даже от малейшего намека на причинное значение 203 : выражение  δι ϒ ο, насколько мне известно, исчезает всегда, как только тот и другой отец церкви начинают говорить о причине бытия Св. Духа,  ατα, causa. «По своему бытию», говорит великий Василий, «Св. Дух зависит от причины, именно от Отца, из которого Он и исходит». Еще яснее выражается св. Григорий: «Причину своего бытия и Дух Св. имеет там же, где имеет ее и единородный Сын, именно из Отца всяческих» 204 . Таким образом, с точки зрения причинного отношения Сын не возвышается логически над Духом, напротив Они поставляются на одну и ту же логическую ступень, kak coordinami.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Само по себе, по сути ( лат.) 196 Дьявол, дух зла и лжи ( лат.) 197 Главное, чем хоббиты отличаются от того, что явствует из опыта, так это отсутствием жестокости; у них нет «кровавых забав», и подразумевается, что они питают к «диким животным» те чувства, что, увы! — нечасто встречаются у их ближайших современных аналогов. — Прим. авт. 198 «Боги» — ближайший эквивалент, хотя и не совсем точный. — Прим. авт. 199 Хедингтон в сравнении с центром Оксфорда расположен на возвышенности. 200 История Берена и Лутиэн — как раз такое великое исключение, поскольку благодаря ей «эльфийскость» вплелась в историю людского рода. — Прим. авт. 201 Таково написание оригинала. 202 Таково написание оригинала. 203 Есть только один «бог»: Господь, Эру Илуватар. Есть его первые творения, существа ангельской природы, из числа которых те, что наиболее задействованы в Космогонии, обосновались (из любви и по собственному выбору) в пределах Мира как Валар, боги или управители; и есть воплощенные разумные создания, эльфы и люди, сходного, хотя и иного, статуса и природы. — Прим. авт. 204 Разумеется, то было заблуждение, сатанинская ложь. Ибо, как ясно сообщили королю посланцы от Валар, Благословенное Королевство бессмертием не наделяет. Земля благословенна, поскольку там обитают Благословенные, но не наоборот; и Валар бессмертны по праву и природе своей, точно так же, как люди по природе своей и праву — смертны. Однако король, обманутый Сауроном, отмахнулся от всего этого как от дипломатического довода, придуманного, дабы положить предел власти Короля Королей. Возможно, это «ересь», а воз можно, и нет, если воспринимать эти мифы как утверждения об истинной природе человека в реальном мире: я не знаю. Но в контексте данного мифа считается, что Смерть — краткость человеческой жизни сама по себе — не кара за Падение, но биологически обусловленная (а потому и духовно обусловленная тоже, поскольку тело и дух есть единое целое) врожде» ная составляющая человеческой природы. Пытаться избежать ее дурно, ибо «противоесте ственно», и глупо, поскольку Смерть в этом смысле — Господень Дар (и предмет зависти эльфов), освобождение от усталости Времени. Смерть как наказание воспринимается как изменение отношения к ней: как страх и нежелание. «Хороший» нуменорец умирал по доброй воле, когда чувствовал, что пришло его время. — Прим. авт. 205

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

197 Иначе и быть не может! Чтобы убедиться в том, что сломана рука надо попытаться ею сделать какое-либо движение, а чтобы определить способность зрения необходимо из тьмы выйти на свет. И так во всем. Собственно говоря, заповеди для того и даны, чтобы больной увидел свои болезни, убедился в невозможности лечения их собственными средствами и обратился бы со смирением к тому, Кто пришел спасти грешников, а не праведников ( 1Тим. 1:15 ). В этом контексте понятным становится и выражение, что «покаяние совершается посредством Христовых заповедей». 198 По мере опыта в исполнении этих заповедей, которые представляют собой дела духовно здорового человека, является и углубляется чувство мытаря, привлекающее благодать Божию ( Иак. 4:6 ), подающую постепенное врачевание от греха. И как у здорового телесно обостряются чувства, так и у начавшего духовно исцеляться рождается обостренное ощущение самомалейших проявлений греха. «Более чистый взгляд большее и замечает, – говорит блаженный опыт, – безукоризненная жизнь пораждает большую скорбь самоукорения, исправление нравов и рачительная ревность к добродетелям умножают стенания и воздыхания. Ибо никто не может быть доволен той степенью совершенства, до какой преуспел; чем чище будет духом, тем более видит себя нечистым, более находит причины к смирению, нежели к возношению». 199 Вот почему «добродетель есть матерь печали», порождающей смирение 200 и вот откуда берется «привычка к смирению». Это же главным образом и привлекает Божие благоволение, ибо не одним трудам преклоняется Бог 201 и не добродетелям собственно воздает, но «рождающемуся от них смирению». 202 Следовательно, всякому желающему совместить фарисейскую добродетель и мытарево смирение, образующие вместе праведность христианскую, необходимо обратиться к тщательному исполнению Евангельских заповедей, ибо только их исполнителю обещается жизнь вечная. Аминь. 2011 г. О справедливости Неделя о блудном сыне ( Лук. 15: 11–32 ) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Мы все любим справедливость и с великим рвением стараемся о восстановлении ее там, где как нам кажется она попирается.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Евангелие о благодеяниях должно быть до подробностей всем вам известно, Христиане; но не оставим приметить к настоящему случаю, что благотворение человечеству, даже в обыкновенных земных его нуждах, занимало Господа Иисуса Христа с таким для Него довольством, что то составляло истинную Его пищу, как Сам Он говорил: Мое брашно есть, да сотворю волю пославшаго Мя (Отца) 198 . Сын Божий совершил дело Свое, «вся творя, Дóндеже нас на небо возвел» 199 в пречистой Своей плоти. Он уже во славе и с плотью, Он в недрах Божественного блаженства с нею: но пребывание Его там есть еще непрерывное дело Его благотворения человечеству. Темже и спасти до конца может приходящих чрез Него к Богу, всегда жив сый во еже ходатайствовати о них: так Слово Божие изображает состояние Сына Божия на небесах ныне! 200 После сего не удивительно, что истинные слуги Божии, творящий волю Божию, Ангелы и Человеки святые, имеют блаженством для себя, не скажем уже благотворить человекам, – ибо в строгом смысле возможно сие только источнику благ, одному Богу, – но даже служить человекам. Не вси ли суть служебнии дуси, пишет Апостол об Ангелах, –служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение? 201 А Сын Божий изъяснился, что даже тем более бывает удовольствия сих блаженных духов в служении человечеству и в подражании Богу или в общении блаженства Его, чем из бедственнейшего состояния, хотя один кто из нас исторгается 202 . Радость бывает на небеси пред Ангелы Божиими о едином грешнице кающемся, сказал Христос, указав на земле такое врожденное Создателем чувствие в сердце Пастыря, который более радуется об отыскании одной заблуждшей из стада овцы, нежели о девятидесяти девяти незаблуждших. То же Ангелоподобное, или лучше Богоподражательное чувствие любви к нам имеют и святые Божии Человецы, век оный улучившие 203 и зрящие Бога лицом к лицу. Они разделяют небесные радости свои с нами земными, желая нам спасения, моляся о нас Богу и прибегая к нам на помощь, как скоро будет на то мание Божие, мание – подать помощь: благодатная минута радости для праведников, блаженство сотворить волю Его еще, по второй скрижали закона Божия, столь много занимавшую их в мире сем!

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

1 Газета " Нью-Йорк Таймс " . 187 2 недомогании (фр.) 188 1 Из стихотворения Е.А.Баратынского " Запустение " . 189 2 Пс.22:1. 190 3 Ин.15:5. 191 4 " Кто вам сказал, что человек должен что-то сделать на этой земле? " (А.Жид) (фр.). 192 5 1Фес.5:16,18. 193 6 М.Грина " Сестры фон Рихтхотен " (англ.). 194 1 того, к чему все " относится " (англ.). 195 2 Евр.13:8. 196 1 Мф.11:25. 197 2 " Усложнение словесное, искусственное, своеобразие надуманное и примененное, ложная глубина, настоящее интеллектуальное отчуждение… " (фр.). 198 1 бесполезной страсти (фр.). 199 2 в тепле и холе (фр.). 200 3 расхождение (фр.). 201 1 Кент – школа в штате Коннектикут. 202 2 несомненно, ясно (англ.). 203 1 Вера Ткачук, внучка о.Александра. 204 1 " Сердцу, испытывающему отвращение… " (фр.) Из стихотворения Поля Верлена " Хандра " , в переводе Б.Пастернака: " О дождик желанный,/Твой шорох – предлог/Душе бесталанной/Всплакнуть под шумок " . 205 1 От англ. delectation – наслаждение. 206 2 Из стихотворения А.Блока " На смерть Коммиссаржевской " . 207 3 Импичмент (англ.) – решение Палаты представителей о возбуждении в сенате дела о снятии президента с поста. 208 1 " Револьвер Мегре " (фр.). (роман Ж.Сименона). 209 2 " Воспоминания детства " Э.Ренана. О Сан-Сюльпис: " Эхо страстных дискуссий иногда доносилось из-за стен дома, беседы господина Мангина особенно действовали на молодых. Однажды один из них прочитал ректору, господину Дюкло, отрывок из доклада, который показался ему устрашающе жестоким. Старый священник, полупогруженный в нирвану, едва слушал его. В конце, очнувшись и пожимая руку молодому человеку: " Понятно ведь, друг мой, – сказал он, – что люди эти не молятся " . Эти старые совершенные мудрецы ничему не удивлялись. Однажды на площади Сан-Сюльпис раздался шум. " Пойдёмте в часовню, чтобы умереть всем вместе! " – воскликнул прелестный молодой человек, который был готов на всё. " Я не вижу в этом необходимости " , – ответил один из старших, и прогулка по внутреннему дворику продолжалась " (фр.). (Нелсон, с.159). " …основательное учение, отвергающее омерзительный блеск успеха " (там же, стр.162) (фр.). 210

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

В такой «готовности на смерть в борьбе со грехом» святитель видит «семя новой жизни о Христе Иисусе Господе нашем» (Там же. С. 124-125). Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. С. 199. Святитель разрабатывает это учение, опираясь на свидетельства свв. Диадоха Фотикийского и Макария Египетского. Там же. С. 199. См.: Там же. С. 197-198. Ср.: Там же. С. 198-199. С другой стороны, мысленное Богообщение сохраняется (в измененном виде) и на высших степенях «живого» (С. 197, 199), составляя неотъемлемую принадлежность истинной, богочеловеческой жизни духа вообще. На стадии обращения этот вид Богообщения проявляется в человеке посредством веры и покаяния, каковыми уже полагается основание христианской жизни и каковые сами являются результатом воздействия благодати (предваряющая благодать) (см.: Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. С. 76). Очевидно также, что этого рода Богообщение составляет фундаментальный принцип молитвы, которая, по свт. Феофану, и «есть возношение ума и сердца нашего к Богу» (Там же. С. 538.), хотя на высших степенях молитва приобретает и более онтологический характер. Без поглощения или уничтожения личности человека. Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. С. 198. С этим явным и ощутимым принятием благодати свт. Феофан связывает традицию семидневного ношения новокрещенными белых одежд и соответствующие мистические житийные свидетельства (см.: Там же. С. 201-202). См.: Там же. С. 200, 202-204, 207. Свт. Игнатий также пишет о том, что «и собственному подвигу человека содействует благодать, но не обнаруживая себя» ( Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово в Великий четверток на литургии. О святых Христовых таинах//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 134). Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. С. 199. Ср.: «На этой лествице скачки невозможны: непременно должно восходить со ступени на ступень», – пишет святитель о лествице евангельских блаженств ( Игнатий (Брянчанинов), свт. О евангельских блаженствах//Творения.

http://bogoslov.ru/article/6177850

жизни для К. есть не меньше, пусть искаженной односторонностью, духовно-культурной правды, чем в рационально оправдываемом фидеизме римско-лат. мира. За двумя историческими уклонениями ума и жизни К. раскрывает духовные уклонения в основных началах и стиле религ. верования. Поэтому философствование К.- один из первых в России опытов в области богословия культуры. Церковь и государство Нравы и обычаи народа «происходят из его убеждений веры» ( Он же. Письмо А. И. Кошелеву (окт.-нояб. 1853)//Там же. Т. 3. С. 208), поэтому «одинаковая вера требует одинаковых нравов, одинаковой системы всех отношений - семейных и общественных». Нравственная действительность просвещаемого свыше общества - то общее, что есть у Церкви с гос-вом. «Государство есть устройство общества, имеющее целью жизнь земную, временную. Церковь есть устройство того же общества, имеющее целью жизнь небесную, вечную» (Письмо А. И. Кошелеву (15.10.1853)//Там же. С. 198, 201). Церковь и гос-во - два измерения одного живого тела, единого общества; чтобы общество было «живым», Церковь и гос-во в нем должны находиться в определенном и устойчивом отношении друг к другу: «...государство совершенно безотносительное к Церкви... невозможно». И если «общество понимает свою жизнь так, что в ней временное должно служить вечному, то и государственное устройство этого общества должно служить Церкви» (Там же. С. 197, 201). Две стороны живой общественности равно действительны в ней, но не равно существенны. Отношение к Церкви и отношение к земному гос-ву существуют в ней не в равенстве, а в иерархическом единстве. Гос-во должно «поставить себе главной задачей своего существования - беспрестанно более и более проникаться духом Церкви и… в своем существовании видеть только средство для полнейшего и удобнейшего водворения Церкви Божией на земле» (Там же. С. 200-201). Цель существования гос-ва - обеспечение условий для воплощения идеала Церкви, создание гражданам условий для жизни согласно убеждению веры. Первое, что должно делать гос-во для достижения этой цели,- проникаться духом господствующей веры народа: в православном народе правительство также должно быть православным.

http://pravenc.ru/text/1840161.html

188.  Сократ. Церк. ист. VII, 19. 189. «Завещание» I, 22, 31. 190.  Ориг. на Исх. бес. 7, на ев. Ин. бес. 10. 191.  Ориг. Прот. Цел. VIII, 22. 192. См. выше, стр. 119. 193.  Терт. Против иудеев 10. 194.  Терт. О постах 14. 195.  Терт. К жене II, 4. 196.  Терт. О молитве 8. 197. Кан. Ипп. гл. 22, § 195–198. 198. Т. е. Пусть совершит Пасху, — подобно тому как Моисеев закон велит не праздновавшим Пасхи во время Пасхи праздновать ее в следующем месяце. 199. Египет. кан. гл.55. 200. Мф. 9, 14–15; Мк. 2, 19–20. 201. Сир. Дид. V, 12. 202. Апостольские Постановления V, 11. 203. Речь от имени Спасителя; Его имя Иисус начинается с буквы йот, служащей и цифрой 10. 204. Пс. 73, 4. 205. Апостольские Постановления V, 13. 206. Апостольские Постановления V, 14. 207. Сир. Дид. V, 14. 208. Сир. Дид. V, 15. 209. Сир. Дид. V, 16. 210. Апостольские Постановления V, 15. 211. Сир. Дид. V, 17. 212. Сир. Дид. V, 18. 213. Т. е. чтобы Пасха, начинающаяся 14-го числа первого весеннего месяца не пришлась ранее весеннего равноденствия. 214. Апостольские Постановления V, 17. 215. Апостольские Постановления V, 18. 216. Апостольские Постановления V, 19. 217. Сир. Дид. V, 19. 218. О причинах этого будет речь в IV ч. Тип., гл. 60 —Пасхалия. 219. См. там же. 220. См. там же. 221.  Дионисий Александрийский. Послание к Василиду гл. 1. Так и по Евсевию (на Еванг. Иоанна 20, 1. Catena patr. gr. in S. Ioanne. Ed. Cordelius 1630 p. 448) одни разрешали пост в св. субботу вечером, а другие около полуночи, иные на рассвете воскресения и то позже, то раньше. Обычаю, который советуют Постановления, по Дионисию следовала Римская Церковь. Его признают далее Епифаний (Якорь 75 с. 6. Излож. веры с. 21), Кассиан (Собесед. XXI, 25). Соб. Трулльский 692 г. пр. 89 велит поститься до полуночи Великой субботы. 222. Завещ. II, 6–8. 223. Завещание II, 11.12. 224. Завещ. II, 13–17. 225. Rahmani: diu noctuque. 226. Завещ. II, 18–21. 227. См. выше, стр. 68. 228.  Терт. Об идолослужении 14. 229.  Терт. О крещ. 19. 230.  Терт. О венце воина 3.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010