144 Сколько это ни покажется невероятным, но один из его эпитетов, какими величали его современники, был Аль-уммий, т. е., безграмотный. 146 Без сомнения, все это взято из евангельского чуда о насыщении Спасителем 5000 человек пятью хлебами и двумя рыбами; но здесь в искаженном виде передано это чудо (Ев. от Матвея, гл. XIV, стр. 17–20). 147 Здесь речь идет об Измаелитах, о которых сказано в Св. Писании: «Их руки будут подняты на всякого человека, и руки всякого человека будут подняты на них (Кн. Бытия, XVI, 12). Это тип их жизни. Евреи, или лучше сказать Иудеи, ближе и сильнее других должны были испытать это. 148 По одному преданию, Хадиджа, при замужестве, имела 40 лет от рождения; по другому – 28 лет; но первое считается достовернее. Надо полагать, что Хадиджа, родившая Мохаммеду шесть человек детей, не должна была при замужестве иметь более 32–33 лет нашего астрономического летоисчисления, или около 36 лет мусульманского, лунного. Во всяком случае мы следуем здесь смыслу первого, общепринятого, предания. См. Хаятуль-Гкулуб. гл. V. 150 У мусульман также младенца Моисея нашла в реке Ниле дочь Фараона; но они прибавляют, что она была больна проказою и лечилась умовением в реке. Когда она увидела ребенка, то жалостно взяла его и облобызала; от слюней святого младенца раны ее тотчас исцелились. Асия, жена Фараона, верила в истинного Бога и воспитала Моисея, пригласив в няньки его мать, и таким образом спасла его от участи, постигшей еврейских новорожденных в Египте. Потому-то Асия сподобилась пред Богом высочайшей чести. По преданию, от Мохаммеда четыре женщины пред Богом стоят выше всех других: Дева Мария, Асия, Хадиджа и Фатима (см. Хаятуль-Гкумаб , глава пятая вначале). Когда Хадиджи не стало, Фатима, ее дочь, спросила отца: где моя матушка? Плачущий Мохаммед, словами ангела, отвечал: Хадиджа теперь блаженствует в раю; ее жилище – дворец выстроенный из золота и драгоценных камней, находится между жилищами пречестной Марии и преподобной Асии. (См. там же.) 151 Мусульмане называют волхвами, т.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Конвенцию, которую Россия, несмотря на свое членство в (Совете Европы, к сожалению, еще не подписала. Почему? Ведь... " беспамятство - разрушительно... " Лихачев Д.С. Память преодолевает время//Наше наследие. 1988. 1. С. 1. Вересаев В. Записки врача. СПб. 1902 . С. 150. " Не пора ли? "http://Русское слово. 39. 1901. 9 февр. Бильрот Теодор (1829-1894) - один из выдающихся хирургов XIX века. О советских экспериментах по скрещиванию человека с обезьяной//Еженедельник " Вечерняя Москва " . 34. 1994. 25 авг. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М., 1997. С. 146. Там же, С. 145. " The Devils " . Harmondsworth: Penquim books. 1971. P. 257. По образу человеческому (клонирование) В конце XIX Фридрих Ницше впервые поставил проблему " человекобожия " в антихристианском смысле. Устами Заратустры он предложил свою версию ее решения в учении о " сверхчеловеке " . Практически одновременно Федор Достоевский сформулировал идею Богочеловечества. С этого времени дилемма " Богочеловечество - человекобожие " становится ведущей для русской философии. В первой половине ХХ века в форме интеллектуальных дискуссий на уровне журнальных публикаций и книг, издаваемых за рубежом, она выглядела весьма абстрактно. В конце ХХ века на уровне биомедицинской практики она наполняется вполне конкретным содержанием. В начале века " человекобожие " - это, как правило, мнящая себя средоточием достоинств, гуманистическая гордыня. В конце века " человекобожие " - это стремление выйти на уровень " творения " , т.е. создания живых организмов с желательными для человека свойствами и параметрами. В 1997 году было создано первое в истории искусственное млекопитающее (овца Долли). Технология этого процесса была названа " клонирование " . Она представляет собой новую форму искусственного размножения живых организмов, при котором из одной родительской клетки взрослого организма получают генетически идентичную особь (или особи). Препятствий логического и теоретического плана на пути к клонированию человека не существует.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2205...

Халльфред Оттарссон, по прозвищу Трудный Скальд, – исландский скальд (ок. 967 – ок. 1007 г.), о котором существует отдельная сага. Драпа (хвалебная песнь) о норвежском конунге Олаве Трюггвасоне (995–1000) сочинена им в 996 г. Вторая строфа этой драпы сохранилась в «Саге об Олаве Трюггвасоне» монаха Одда, в «Красивой коже», «Круге земном» и «Большой саге об Олаве Трюггвасоне». «ДРАПА ОБ ОЛАВЕ ТРЮГГВАСОНЕ» (996 г.), 2-я строфа 137 Олав 138 стоял у Боргундархольма, и поднялся сильный ветер, и началась буря на море, и не могли они там больше оставаться, и поплыли оттуда на юг к берегам Виндланда 139 , и нашли там хорошую гавань, и приплыли они туда с миром, и находились там некоторое время. Бурицлавом звали конунга 140 в Виндланде. Его дочерьми были Гейра, Гуннхильд и Астрид. Гейра, дочь конунга, имела власть и государство там, где Олав и его люди сошли на землю. [Олав и его люди остались на зиму у королевы Гейры. Этой зимой Олав женился на Гейре.] Стал он тогда правителем того государства вместе с ней. Халльфред Трудный Скальд говорит об этом в той драпе, которую он сочинил о конунге Олаве: «Конунг обагрил свой острый меч кровью на острове 141 и на востоке в Гардах 142 . Зачем же это утаивать?» 143 . (Из «Саги об Олаве Трюгтвасоне» по «Кругу земному». Перевод Т. Н. Джаксон по IF. XXVI. 253) Эйольв Дадаскальд Эйольв Дадаскальд (букв.: «Скальд подвигов», т. е. «Скальд, воспевающий подвиги») – исландец, скальд норвежского ярла Эйрика Хаконарсона (1000–1011), находившийся в его дружине, как полагают исследователи, не ранее, чем с 1000 г. Поэма «Бандадрапа» (букв.: «Драпа [хвалебная песнь] богов») сочинена им ок. 1010 г. в честь ярла Эйрика. Сохранилось девять строф этого произведения. «БАНДАДРАПА» (ок. 1010 г.), 6-я строфа 144 Ярл 145 Эйрик 146 приплыл осенью назад в Свитьод 147 и оставался там следующую зиму. А весной собрал ярл свое войско и поплыл вскоре в Аустрвег 148 . И когда он пришел в государство конунга Вальдамара 149 , стал он грабить и убивать людей, и жечь повсюду, где он проходил, и опустошил ту землю. Он подошел к Альдейгьюборгу 150 и осаждал его, пока не взял города, убил там много народа и разрушил, и сжег всю крепость 151 , а затем воевал во многих местах в Гардарики 152 . Так говорится в Бандадрапе 153 : «Богатый отправился опустошать землю Вальдамара огнем битвы. Из-за этого, тотчас, усилился бой. Ты, устрашающий людей, разрушил Альдейгью 154 ; мы удостоверились в этом. Эта битва мужей была жестокой. Тебе удалось добраться на восток в Гарды».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Именно о таких магических действиях и свидетельствуют пронзенные стрелами статуи в пещерах, рисунки быков и лошадей, усеянные стрелами. О них же молчаливо повествует меченная стрелами фигурка львицы, найденная во Франции. Очевидно, перед началом охоты первобытные люди совершали такие же обряды, как позднейшие «дикари». Они метали копья в изображения зверей, рисовали на них стрелы, чертили магические знаки. Они, так же как австралийцы или индейцы, думали, что существует некая связь между изображением зверя и самим зверем [ 146 ]. В Средней Азии в ущелье Зараут-Сай до сих пор еще можно видеть доисторические рисунки, напоминающие индейский «бизоний танец». Там видны фигуры людей, одетых в длинные плащи; они танцуют вокруг быка, на которого направлены стрелы. Очевидно, эти рисунки имели магическое значение и должны были помогать охотникам [ 147 ]. То, что эти магические приемы были тесно связаны с обыкновенной охотничьей практикой, доказывает их сходство с некоторыми хитростями и приемами первобытных звероловов. В частности, маскировка использовалась индейцами для того, чтобы ближе подкрасться к животным. То же самое проделывали африканцы при охоте на страусов. Замечая, что эта маскировка дает хорошие результаты, люди стали считать, что и сама по себе она может принести охотничий успех [ 148 ].   С переходом к земледелию человек стал искать эффективных способов увеличить урожай или предотвратить падеж скота. Например, у меланезийцев до сих пор сохранилось обыкновение срывать при посадке ямса особые камни, по форме напоминающие клубни ямса. Полагают, что это действие способствует росту ямса [ 149 ]. У австралийцев известна церемония «интихиума», которая должна в начале сезона дождей содействовать размножению священных растений и животных [ 150 ]. Существовали заговоры и заклятья, которые якобы служили для уничтожения вредителей. Многочисленные обряды скотоводов всех стран также носят ярко выраженный магический характер [ 151 ]. Широко распространено представление о том, что человек при помощи известных действий может повлиять на атмосферу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

(Mullach. Philol. fr. 22). В какой связи стояло это учение с основными положениями пифагорейской философии, решить довольно трудно. Сравнительно поздние свидетельства ставят его в связь с космогонией Пифагорейцев и именно с учением о душе мира 143 . Весь мир образует как бы замкнутый круг, в средине которого находится центральный огонь. Этот центральный огонь есть Гестиа целого, стража Зевса, союз и мера всей природы. Из Гестии происходит жизненная сила, которая проникает и оживляет все части мира 144 . Эту жизненную силу можно назвать душой мира, из которой берут свое начало отдельные души 145 . Но эти последние соединяются с другой природой – материальной, чувственной, неразумной, которая служит источником для низших возбуждений – гнева, страстей и под. 146 . Таким образом мы видим здесь тот же дуализм, как и у Орликов. Разумная душа, имеющая божественное происхождение и божественную природу, стремится к небу, неразумная влечется к чувственности. Первая бессмертна, последняя – смертна. Земная жизнь, под формой душепереселения, составляет путь наказания и очищения для душ 147 , по прошествии которого лучшие души возносятся Гермием (Меркурием) в горнее место и там составляют одно общество; худшие не имеют общения ни с чистыми духами, ни между собой. Эриннии (фурии) оковывают их крепкими узами 148 . Что касается до связи пифагорейского учения о душе с философией чисел, то уже древние признавались, что относящиеся сюда места 149 не довольно определенны 150 . В виду пифагорейского учения о душепереселении, особенно при сравнении его с подобными же мифическими представлениями Платона, возникает много вопросов, на которые однакож напрасно стали бы мы искать ответа у Пифагорейцев, по крайней мере у древних. Таковы, например следующие вопросы: если у человека и животных одинаковые или подобные души, то в одинаковой ли мере они разумны? Если в одинаковой, то отчего эта разумность не проявляется у животных в такой же степени как у человека? Входят ли души в новые тела непосредственно по разлучении с прежними, или по прошествии некоторого промежутка времени, и при том понесши наказание за дела прежней жизни? Далее, совершается ли этот переход по собственному их выбору, или по естественному сродству душ с телами, в которые они вселяются, или наконец по воле божества? На эти вопросы у Пифагорейцев нет ответа, вероятно потому, что они более относились к области религиозной веры, нежели философского размышления и исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

96. Книга I, глава 12. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль/пер. П. Любимова. М.: Художественная литература, 1966. 97. Из: Карлсон Питер. Относительно прелестная жизнь Нейла Буша. The Washington Post, 2003.28 декабря. С. D01. 98. Grierson 1977:20. 99. Так пишет Бендер: Bender 1996. 100. Здесь я опираюсь на подробный обзор этнографических работ, сделанный Аленом Тестаром (Testart 2000, 2001, 2002). Тестар дает великолепный синтез фактов, хотя и у него, как мы увидим в следующей главе, есть такие же странные слепые пятна в выводах. 101. Самые важные тексты по «спорам вокруг калыма»: Evans-Pritchard 1931; Raglan 1931; Gray 1968; Comaroff 1980; Valeri 1994. 102. О родстве и экономике см. в: Duggan 1932; Abraham 1933; Downes 1933; Akiga 1939; L.Bohannan 1952;P.Bohannan 1955, 1957, 1959; P.&L.Bohannan 1953, 1968;Tseayo 1975;Keil 1979. 103. Хороший анализ того, как это могло происходить, см. в: Akiga Sai 1939:106. Более поздний повторный анализ в региональной перспективе см. B: Fardon 1984, 1985. 104. Пол Бохэннен так это описывает: «Долговые отношения кем между мужчиной и опекуном его жены никогда не прерываются, потому что кем вечен, а долг никогда не может быть выплачен» (Bohannan 1957:73). Другая версия взята из: Akiga 1939:126–127. 105. Rospabe 1993:35. 106. Эванс-Причард Э.Э. Нуэры. С. 137. 107. Там же, 154–155. 108. Морган Л. Г. Лига ходеносауни, или ирокезов. С. 175–176. 109. Морган Л. Г. Лига ходеносауни, или ирокезов. С. 176. 110. Эванс-Причард Э.Э. Нуэры. С. 138. Evans-Pritchard 1951:109–111; Howell 1954:71–80; Gough 1971; Hutchinson 1996:62, 175–176. 111. Rospabe 1995:47–48, цитирует: Peters 1947. 112. О траурной войне: Richter 1983. 113. Douglas 1958:112; также 1982:43. 238. 114. Douglas 1963:144–145, это заимствовано из ее книги: Douglas 1960:3–4. 115. Douglas 1966:150. 116. О «женах деревни» см. прежде всего: Douglas 1951, а также 1963:128–140. 117. Например: 1960:4; 1963:145–146, 168–173; 1964:303. 118. О миролюбии см. прежде всего: 1963: 70–71. 119. 1963:170. 120. 1963: 171.

http://predanie.ru/book/220215-dolg-perv...

23. Потом еще вопиет: «вот, племянник мой в окно смотрит, заглядывает через сетку племянник мой. Иди сюда, близкая моя, красавица и голубица» 139 . О, новое проповедование по разным местам. И затем открыто с искренностью вопиет Дух: «племянник мой смотрит через окно». Но кого же он называет окнами? Иди сюда, предстань, пророк! Свидетельствуй и говори: «окна открылись в небесах» 140 . И о чьем говорит окне, если не об окне пророков, через которых Слово, вскипев, излилось и разложено по сю сторону. Через окно глядит на меня и говорит мне: «иди сюда, ближняя моя, иди сюда». Это и подразумевается, ибо чрез всех пророков вопиет и говорит: «приблизься ко мне!» Иди сюда, предстань, о, блаженный пророк Илья, свидетельствуй! Справедливо сказал ты Израилю: «доколе вы не перестанете хромать на обе ноги?» 141 . Это означает: «приблизься ко мне, иди сюда, ближняя моя, иди сюда скорей, голубица моя, совершенная, иди сюда!» 142 24. Поэтому потом еще вопиет и говорит 143 : «ночью искала я того, кого полюбила душа моя; искала я его и не нашла. Нашли меня стражи, которые сторожили город» 144 . «Одного, которого полюбила душа моя, я нашла и не отпущу, пока не приведу его в дом матери моей и в сокровищницы той, которая зачала меня» 145 . 146 О, вожделенный голос! О, блаженные женщины, открытые пророчески прежним! Поэтому вопиет и говорит: «ночью искала я того, кого полюбила душа моя» 147 . Смотри, как это исполнилось над Марфою и Мариею. С ними сборище старательно искало Христа умершего, Которого не считало живым 148 . Ибо так учит нас и говорит: «ночью искала я и нашла того, которого возлюбила душа моя» 149 . Гласит написанное в Евангелии: «пришли женщины ночью искать на могилу» 150 . «Искала я и не нашла», – говорит. «Каким же образом ищете Живого с мертвыми?» Никто из своих не оказался там, ибо не гробница та была местопребыванием Его, а небеса. «Чего ищете на земле Того, Который вознесшись сидит на престоле? 151 Чего ищете Величайшего среди великих в сей презренной могиле? Чего ищете Совершенного в гробнице?»

http://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimski...

132 CM. J. Darrouzes, SC 122, Introduction, p. 26. 133 Symeon the New Theologian, Cai. VI, ed. Krivocheine, p. 358—368. 134 Symeon the New Theologian, Euch. 2; ed. Krivocheine, p. 47—73. 135 Cat. 29; ed. Krivocheine, p. 166—190. 136 Cap. Eth.. 6; ed. Darrouzes, p. 406—454. 137 Gregory Palamas, Triads, I, 2; ed. J. Meyendorff, Defense des saint» hesychastes, Specilegium Sacrum Lovaniense 30 (Louvain, 1959), p. 99. 138 В русском варианте: «…помилуй мя, грешнаго». Английскую фразу можно перевести: «…смилуйся надо мною» или «имей милость на мне» (но таким же английским оборотом переводится и «Кирие элейсон»). 139 Из ничего (лат.). См. 2 Мак. 7:28. 140 Synodal Tome of 1351; PG 151:722в. 141 Воспламенение соединившихся свойств (лат.). 142 Свод законов (лат.). Кодекс Юстиниана, содержавший гражданские законы, именовался, например, «Корпус юрис цивилис». 143 Задним числом (лат.). 144 Кодекс канонов африканских церквей (лат.). 145 De Vita Constantini, 4, 24; PG 20:1172AB. 146 Codex Justinianus I, 3, 41; английский текст см. в кн.: P.R. Coleman-Norton, Roman State and Christian Church, HI (London: SPCK, 1966), No. 579, P. 1017. 147 Novella 131, 1. 148 Вместо закона (лат.), (т. е. вводится новый закон — «Новелла»). 149 Balsamon, Commentary on Nomocanon, I, 2; PG 104:981c. 150 То, что под рукой; пособие (греч.); Эклога — избранное (греч.). 151 Там же. 152 См. его комментарии к 58-му канону Собора в Лаодикии и к 59-му канону Пято-Шестого Собора. Эти каноны запрещали совершение церковных таинств в частных домах, но были аннулированы «Новеллой 4» Льва VI; Les novelles 153 Constantine Porphyrogenetos, De ceremoniis, II. 14; PG 112:1044A; Symeon of Thessalonica, De sacris ordinibus; PG 155:44UD. 154 Все тексты во французском переводе в кн.: J. Darrouzes, Documents inedils d " ecclesiologie byzantine (Paris: Institut francais d " etudes Byzantines, 1966). 155 R. Guilland, «Correspondence inedite d " Athanase, patriarche de Constantinopie,» Melanges Diehl 1 (Paris, 1930), p. 131—140; M. Banescu, «Le patriarche Athanase I et Andronic II», Academic roumaine. Bulletin de la section histonque 23 (1942), 1—28.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3289...

146 Erant in montibus monasteria, quasi tabernacula repleta divinis choris psallentium, lectionis studiosorum, ieiunantium, orantium, exultantium spe futurorum, laborantium ad eleemosynas erogandas, mutua charitate et concordia iunctorum. Nullus ibi qui iniuria vel afficeret, vel afficeretur, nulla exactoris increpatio, sed multitudo ascetarum quorum unum omnium erat virtutis studium (Atbanas. in vita Antonii – Ceillier hist. génér. des aut. sacr. et eccles. Tom. IV. pag. 504). – Св. Афанасий, описывая жизнь Антония Великого , так изображает пустынножительство отшельников: «в горах были монастыри (в начале 4 века), как бы скинии, наполненные божественными хорами псалмопевцев, любителей чтения, постящихся, молящихся, утешающихся будущими надеждами, трудящихся для раздаяния милостыни, соединенных единодушною любовью и согласием. Смотря на них, действительно думаешь видеть как бы отдельную какую область благочестия и правды. Там нет обидчиков, ни обиженных; не слышишь строгого надзирательского голоса. Но как ни велико число отшельников, все они одушевлены одним рвением к усвоению добродетели». 147 Provocemus a vobis ad conscientiam vestram; illa nos iudicet, illa nos damnet, si poterit negare omnes istos vestros deos homines fuisse…. si eadem et dæmones operantur, quæ et dii vestri, ubi est ergo præcellentia divinitatis (Tertul. apolog. cap. XXIII). «Обращаемся к вашей совести, говорил язычникам Тертуллиан в своей апологии: пусть она будет судьей и обвинителем нашим, если только может доказать, что ваши боги были не люди.... а если нечистые духи делают то же, чтò и ваши боги – что же это за божество?». 148 Один из Ангелов здесь назван имый область на огни, а в другом месте сказано об Ангеле воды (г. 16:5). Не можно ли из этого заключить, что Господь Бог поручил стихии мира надзору и управлению Ангелов? Или Ангел огня не был ли хранителем огня, неугасающего на алтаре вечного, небесного святилища? 150 Выражение гиперболическое, означающее кровопролитнейшее убийство великого множества людей. Так пр. Давид, говоря о многочисленности врагов своих и о жестокости их нападений, сравнивает их с водами, подходящими к самой душе: спаси мя Боже, яко внидоша воды до души моея ( Пс.68:1 ). Умножишася паче влас глевы моея ненавидящий мя туне и проч. (ст. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/aposto...

О быте учащихся и уровне преподавания в период обучения Глубоковского можно судить по отчету чиновника Учебного комитета при Св. Синоде Μ. X. Григоревского, ревизовавшего училище в мае 1875 года, и по воспоминаниям Н. А. Ильинского, обучавшегося там в 1871–1877 гг. Упоминая о приезде Григоревского («Это был первый синодский ревизор»), Ильинский замечал, что его приезд взволновал все население уездного захолустного Никольска, редко видевшего лиц «высокого полета» 137 . По сведениям, приводимым Григоревским, в училище обучалось 93 ученика 138 . Оно находилось в небольшом, недавно отремонтированном деревянном доме, расположенном на главной улице г. Никольска Миллионной 139 . Воспитанники училища из-за отсутствия общежития размещались небольшими группами на 30 частных квартирах, проживая, как правило, в одном помещении с хозяевами; эта единственная комната была зачастую и кухней 140 . «Нередко у этих же хозяев проживают весной до вскрытия реки Юга судовщики-бурлаки, а зимой плотники, строящие суда, народ, большею частью, испорченный и пьяный. Для беднейших из воспитанников, получающих пособие, наняты две квартиры; в одной живет 10 человек, в другой 12. И эти квартиры не отличаются опрятностью; во время осмотра мною этих квартир, на одной из них все 10 мальчиков имели чесотку, а в другой 7. Для излечения их не принималось никаких мер. (...) В этих двух так называемых общих квартирах, как и в большей части остальных, немногие ученики пользуются кроватями, а больше спят на полу один подле другого (...). Содержание учащихся вообще скудно; мясною пищею они пользуются очень редко; в скоромные дни питаются больше кислым молоком. В теплом платье также большой недостаток у беднейших воспитанников, отчего бывали частые случаи простуды» 141 . По воспоминаниям Η. Н. Глубоковского , они с братом Александром жили на окраине города у Тимофея Ивановича и Христины Яковлевны Свитолиных «в тесном общежитии» 142 . На содержание казеннокоштных выдавалось: на 2 учеников по 50 руб., на 23 по 40 руб. и на 2 по 30 руб.; практически все эти деньги уходили на уплату за квартиру и стол 143 . Глубоковский вспоминал: «Чаю в училище почти никогда не употребляли, ибо на все содержание (квартира, пища, баня, стирка...) отпускали 40 руб. в год. (...) В училище промышлял «славлением» по праздникам, получая по 1–3 коп.» 144 . В библиотеке училища, основанной в 1859 г., имелись важнейшие учебные пособия, но не хватало книг для детского чтения, особенно произведений русских классиков. На фундаментальную и ученическую библиотеку местное духовенство ежегодно жертвовало от 100 до 150 руб. и сверх того по 30 рублей на учебники для бедных воспитанников. Однако часть этих денег зачастую расходовалась на другие нужды; по замечанию ревизора, последние два года учебники для бедных учеников «начальство вовсе не выписывало» 145 . По данным на 1872 год, в библиотеке было 227 томов книг и 62 тома журналов 146 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010