Состояние этой святости Н. описывает на религ. языке, характеризуя его как «чудо преображения», «предельное и высочайшее вочеловечение (Menschwerdung), к к-рому стремится вся природа как к освобождению от самой себя». В свете этого задача культуры, к-рую она ставит перед человеком, заключается в том, чтобы «содействовать созданию в нас и вне нас философа, художника и святого и тем самым работать над завершением природы (an der Vollendung der Natur zu arbeiten)» (см.: Ibid. S. 378; Там же. Т. 1. Ч. 2. С. 216-217). Оценивая с этих позиций христианство, Н. подчеркивает, что христ. «миф» не выдержал испытания «жизнью» и историческим исследованием, стал полностью бесполезным для развития культуры: «На примере христианства мы видим, как оно под воздействием историзирующей обработки становилось надутым и неестественным... полностью историческая, то есть справедливая, интерпретация превратит его в чистое знание о христианстве и тем погубит его окончательно» (Ibid. S. 293; Там же. С. 136). В соч. «Человеческое, слишком человеческое» Н., окончательно отказываясь от использования метафизических и мифических картин мира, отвергает в числе метафизических иллюзий и религию, т. е. не только христианское, но и вообще любое представление о существовании божества или божеств. Н. решительно заявляет: «Никакая религия, ни прямо, ни косвенно, ни как догма, ни как аллегория, не содержала в себе истины» (Ibid. Abt. 4. Bd. 2. S. 110; Там же. Т. 2. С. 100). Вставая на атеистическую позицию, Н. излагает традиц. позитивистские представления о происхождении религии: исторически религия возникает из обожествления природы, к-рая архаичными людьми воспринималась как область произвольной и необъяснимой деятельности Бога или богов; психологически религия возникает из страха и нужды, из стремления найти утешение в страданиях (см.: Ibid. S. 112-116; Там же. С. 101-105). Н. выражает удивление, что в его время находятся люди, готовые верить в догматические положения христианства, основывающиеся на «недоказуемом» утверждении «распятого две тысячи лет назад еврея», т.

http://pravenc.ru/text/2577741.html

Гомилии на Песнь песней 96 97 Перевод с латыни Н. Холмогоровой под ред. Т. Миллер Пролог (Блаженнейшему папе Дамасу – Иероним) 98 Ориген , в других своих сочинениях превосходящий всех, в толковании на Песнь песней превзошел самого себя. В десяти книгах, содержащих почти двадцать тысяч строк 99 , он истолковал сперва Септуагинту, затем Акилу, Симмаха, Феодотиона и, наконец, пятый перевод, найденный, как он пишет, им самим на побережье Акция 100 . Все там настолько великолепно и ясно изложено, что кажется даже – на нем исполнились слова Писания: «Ввел меня царь в покои свои» 101 . Но оставим этот его труд: слишком много времени, сил и средств потребуется, чтобы достойно перевести его целиком на латинское наречие. Я же перевел, скорее верно, чем искусно, эти два трактата, написанные самым простым языком, как бы в пишу младенцам: 102 ими ты не насытишься, а лишь узнаешь вкус Оригеновых рассуждений. Подумай же, сколь ценен должен быть большой труд, если и малый так прекрасен. Гомилия первая От начала Песни песней до места, где говорится: «Доколе царь был в покое своем» 103 Учит нас Моисей, что есть не одно лишь святилище, но и Святое святых 104 , и не только суббота, но и Суббота суббот 105 . Так и ныне мы видим, что написанное Соломоном есть не просто песнь, но Песнь песней. Блажен входящий в святилище, но много блаженней входящий в Святое святых. Блажен соблюдающий субботу, но блаженнее соблюдающий Субботу суббот. Подобно им, блажен разумеющий песни и поющий их – ибо поет только торжествующий, – но многажды блаженнее поющий Песнь песней. И как входящему в святилище многого еще недостает, чтобы достичь Святого святых, и исполняющий заповеданную Богом субботу еще во многом нуждается, чтобы быть в силах исполнить Субботу суббот, так нелегко найти человека, который, изучив все песни, содержащиеся в Писании, сможет взойти к Песни песней. Сперва надлежит тебе выйти из Египта 106 и, выйдя из земли Египетской, пересечь Чермное море – тогда ты сможешь «песнь воспеть, говоря: Воспоем Господу, славно возвеличился Он» 107 . Это первая песнь, и пока ты еще далек от Песни песней. Затем духовно странствуй по пустыне, пока не достигнешь «колодца, который выкопали князья» 108 и не воспоешь там вторую песнь. Затем иди в соседство Святой Земли, чтобы там, стоя на берегу Иордана, воспеть песнь Моисееву, говоря: «Внимай, небо, я буду говорить; слушай, земля, слова уст моих» 109 . Потом будешь ты сражаться под началом Иисуса Навина и возьмешь в наследие Святую Землю, и пчела будет тебе пророчествовать и тебя судить – ибо Девора означает «пчела», – там произнесешь ты песнь, записанную в книге Судей 110 . Оттуда поднимись до следующей книги – книги Царств – и иди к песни Давида, когда он избег «рук множества врагов своих и руки Саула и сказал: «Господь твердыня моя, и крепость моя, и прибежище мое, и избавитель мой»» 111 . Далее должно тебе перейти к Исайе и воскликнуть вместе с ним: «Воспою песнь Возлюбленному о винограднике моем» 112 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/patris...

108. Washington to James Anderson, Dec. 24, 1795//The Writings of George Washington. Vol.34./Ed. John C. Fitzpatrick. Washington, D.C., P.407. 109. Pierard R., Linder R. Указ. соч. Р.73. 110. Fuller E., Green D. God in the White House: The Faith of American Presidents. N.Y., 1968. P.10-11. 111. Marty M. Legends in Stained Glass//Christian Century 93 (May 5, 1976). P.447. 112. Boller P. Jr. George Washington and Religion. Dallas, 1963. P.10. 113. Нижеследующий материал о Вашингтоне взят из книг: Бурстин Д. Указ. соч. С.427-451 и Pierard R., Linder R. Указ. соч. Р.65-87. 114. Бывшим советским гражданам не нужно ничего пояснять о происхождении и значении таких историй: слишком много подобных рассказов о замечательном детстве вождя мирового пролетариата нам пришлось изучать в свое время. 115. Mead S. The Lively Experiment. N.Y., 1963. P.73. 116. Menendez A. Religion and the U.S. Presidency. N.Y., 1986. P.67. 117. Wolf W. Lincoln " s Religion. Boston, 1970. P.26. 118. The Collected Works of Abraham Lincoln. Vol.1/Ed. Roy Basler. New Brunswick, N.J., 1953. P.382. 119. Там же. 120. Pierard R., Linder R. Указ. соч. Р.94. 121. Wolf W. Указ. соч. Р.39,131. 122. The Collected Works of Abraham Lincoln. Vol.4. P.236. 123. Там же. Р.193-194. 124. Там же. Vol.5. P.532-537. 125. Pierard R., Linder R. Указ. соч. Р.99-100. 126. Там же. Р.102. 127. Basler R. Abraham Lincoln, His Speeches and Writings. Cleveland, 1946. P.42. 128. Pierard R., Linder R. Указ. соч. Р.105. 129. Там же. 130. Там же. Р.107. 131. Бжезинский З. Великая шахматная доска. М., 1998. С.12. 132. Заметим, что данная тенденция - уподобление " лидера " Иисусу Христу и стремление находить буквальные параллели в жизни святых и земной жизни Спасителя - присуща не только и даже не столько американской гражданской религии, сколько протестантской культуре в целом. В свою очередь, протестанты унаследовали эту традицию от средневекового католичества (к примеру, отправляющегося в Рим к папе за благословением Франциска Ассизского сопровождают двенадцать его учеников и т.д.). Полагаем, что в русле именно этой тенденции находится и возникший тогда же, в эпоху средневековья, феномен стигматов (ран, открывавшихся у католических святых в тех местах, где были раны у Распятого Христа). Кстати сказать, феномен стигматов наблюдается и у современных протестантов, что подтверждает мысль о внедрении средневековой католической традиции в протестантизм (см. Harrison T. Stigmata. A Medieval Phenomenon in a Modern Age. N.Y., 1994).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/305/...

95   Чижевский И. Л.Собрание церковно-гражданских постановлений о монашествующих и монастырях. Харьков, 1898;  Завьялов А.  Циркулярные указы Святейшего правительствующего синода. 1867–1895. СПб., 1896. 96   Ивановский В.Указ. соч. 97   Булыгин И.А. Монастырские крестьяне России в первой четверти XVIII в. М., 1977;  Водарский Я. Е.  Церковные организации и их крепостные крестьяне во второй половине XVII – начале XVIII в.//Историческая география России. XII – начало XX в. Сборник статей к 70-летию профессора Л. Г. Бескровного. М., 1975. С. 79–95;  Комиссаренко А. И . Русский абсолютизм и духовенство в XVIII веке. М., 1990 и др. 98   Зырянов П. Н.Указ. соч. С. 13–50. 99   Смолич И. К.Указ. соч. 100 ПСПиР. Т. 4. 101 1ПСЗ. Т. 3. 102 ПСПиР. Т. 2. 883, 702; Т. 4. 1371, 1373 и др. См.:  Ивановский В.  Указ. соч. С. 84–85. 103 Для сравнения: число основанных женских монастырей в период с 988 по 1240 г. составило 19% к общему числу всех монастырей; с 1240 по 1448 г. – 13%; с 1448 по 1589 г. – 14%; b XVII в. – 21%. См.:  Макарий (Булгаков) , митрополит Московский и Коломенский.  Указ. соч. Кн. II. С. 668–674; Кн. IV (2). С. 359–385; Кн. VI. С. 745–765; Кн. VII. С.619–635. 104 Там же. С. 529;  Водарский Я. Е.  Церковные организации и их крепостные крестьяне во второй половине XVII – начале XVIII в.//Историческая география России. XII – начало XX в. Сборник статей к 70-летию профессора Л. Г. Бескровного. М., 1975. С. 79–95. 105 1ПСЗ. Т. 4. 106 1ПСЗ. Т. 4. 1856, 1876, 1886. 107   Булыгин И. А.Монастырские крестьяне России в первой четверти XVIII в. М., 1977. С. 102–103. 108 Там же. С. 114–115. 109 Там же. С. 120. 110 Там же. С. 161–168. 111 Там же. С. 203–213. Табл. 112 Там же. С. 120. 113 Вотчины некоторых монастырей были отданы в ведение другим государственным учреждениям. Помимо Новодевичьего монастыря, отданного в ведение Преображенского приказа, часть вотчин Новоспасского монастыря также была в ведомстве Адмиралтейского приказа. Несколько вотчин Тверского архиепископа и Волоколамского монастыря были приписаны в распоряжение Ямского приказа. Вотчины Тихвина монастыря в Олонецком уезде были отданы в распоряжение начальства Олонецких металлургических заводов и т. п. См.:  Горчаков М. И.  Монастырский приказ. 1649–1726 гг.). СПб., 1868. С. 163–164.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

96. «Путешествуя по Африке, — пишет агностик Л. Грин, — я натолкнулся на факты, свидетельствующие о существовании внечувственного восприятия, телепатии и ясновидения» ( Л. Грин. Последние тайны старой Африки. М., 1966, с. 10). 103. Ф. Моуэт. Цит. соч., с. 247. 104. Там же, с. 258. 105. К. Дэнгард. Ходящие по огню. — «За рубежом», 1964, с. 23. 106. И. Бьерре. Затерянный мир Калахари. М., 1963, с. 64, 133. 107. П. Гэсо. Цит. соч., с. 60. 108. А. Элькин. Коренное население Австралии, с. 212. «Надеюсь, — пишет этнограф Штернберг, — что никто не заподозрит меня в пристрастии к шаманам, и я могу спокойно засвидетельствовать, что в моем присутствии экстаз шамана и таинственная обстановка, при которой метался и вопил исступленный избранник, приводили гиляков в такое состояние, что они галлюцинировали и видели то, что видел в трансе сам шаман» ( Л. Штернберг. Первобытная религия в свете этнографии, с. 46). 109. Э. Тэйлор. Первобытная культура, с. 91; см.: В. Серошевский. Якуты, т. 1. СПб., 1896, с. 627. 110. Д. Клеменц. О взаимных влияниях между ламаизмом и бурятским шаманизмом. — «Этнограф. Обозрение», 1909, с. 25; Г. Ксенофонтов. Шаманизм и христианство. Иркутск, 1929; И. Суслов. Шаманизм как тормоз социалистического строительства.—«Антирелигиозник», 1932, 8, 11, 12. «Совершая шаманские камлания, они вели на них антисоветскую пропаганду» ( А. Анисимов. Религия эвенков, с. 234). 111. Л. Леви-Брюль. Первобытное мышление, с. 181. 112. Ч. Маунтфорд. Цит. соч., с. 42. 113.  У. Чеслинг. Среди кочевников северной Австралии, с. 91. 114. «Религии наименее культурных племен», с. 120. 115. В. Михайловский. Шаманство, с. 79. 116. Там же, с. 75. 117. К. Расмуссен. Великий санный путь, с. 66. 118. А. Анисимов. Религия эвенков, с. 215; и. Харузина. Этнография, с. 455; В. Михайловский. Шаманство, с. 95. 119. К. Расмуссен. Цит. соч., с. 65. 120. Там же, с. 66. 121. А. Элькин. Коренное население Австралии, с. 219. 122. В. Михайловский. Шаманство, с. 68; В. Харузина. Этнография, с. 463; Л. Анисимов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

г) Параграф 6 основной инструкции заменить примерно следующей формулой: “верующие могут избирать служителей культа, согласно своих вероисповедных правил и Советская власть в это не вмешивается. Советская власть осуществляет лишь право отвода или последующего устранения служителей культа, скомпрометированных уголовными преступлениями или опасных в политическом отношении[”]. д) Признать необходимым, чтобы католиками был установлен определенный срок катехизации для подготовки к кон[ф]ирмации детей до 14-го летнего возраста. е) Поручить тов. ТУЧКОВУ срочно выяснить, где и какие духовные учебные заведения католиков имеются в России. Пп. ЗА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИССИИ (МЕНЖИНСКИЙ) СЕКРЕТАРЬ КОМИССИИ (ТУЧКОВ) – Л. 105. Незаверенная машинописная копия, сделанная 22 июля 1923 г. – PЦXIДHU, ф. 89, оп. 4, д. 115, л. 36. Машинописный экземпляр, сделанный 23 июля 1922 г.; подписи и формула “под[линный] под[писали] За” – автограф Е. А. Тучкова. Его же рукой отчеркнут п. 16) и слева помета: “Выписать т. Крыленко”. Его же рукой в левом верхнем углу помета: “К делу. 23/VII. Е. Тучков”. – Там же, л. 63. Другой экземпляр той же машинописной закладки. Вверху рукописная помета: “тов. Ярославскому”. В подпункте г) слово “вероисповеданий” исправлено от руки на левом поле на “вероисповедных правил”. – Там же, ф. 17, оп. 112, д. 565а, л. 22. Другой экземпляр той же машинописной закладки; подписи и формула “Подлинный] под[писали]” – автограф Е. А. Тучкова. В левом верхнем углу красными чернилами помета Е. А. Тучкова: “К делу. Подлинник послан т. Иорданскому. Е. Тучков”. В подпункте г) красными чернилами его же рукой слово “вероисповеданий” исправлено на левом поле на “вероисповедных правил”. 12–52 [ 45 ] Постановление Политбюро ЦК РКП(б) об утверждении резолюции по вопросам антирелигиозной агитации и пропаганды. Из протокола заседания Политбюро 19, п. 35 от 27 июля 1923 г. СТРОГО СЕКРЕТНО СЛУШАЛИ: 35. Утверждение резолюции по вопросам анти-религиозной агитации и пропоганды. (пост[ановление] ОБ 20 п. 12 от 13/VII-23 г.) [ 46 ]

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

101. Радзинский Э. Распутин: жизнь и смерть. М: Вагриус, 2001. С. 179. 102. Платонов О. А. Терновый венец России. Пролог цареубийства. Жизнь и смерть Григория Распутина. М: Энциклопедия русской цивилизации, 2001. С. 154; со ссылкой на: Литературное наследство. Т. 95: Горький и русская журналистика начала ХХ века. М., 1988. С. 985. 7.7. Попытки Государя положить конец разнузданности прессы. Репортер Дувидзон (годы 1910-1914). 103. Бельгард А. А. Статья «Печать и Распутин» в Альманахе «Мосты», 9. Мюнхен , 1962 г.; цит по «Николай II. Воспоминания. Дневники». С-Пб: Пушкинс кий фонд, 1994. С. 97, 99. 104. Бельгард А. А. Статья «Печать и Распутин» в Альманахе «Мосты», 9. Мюнхен , 1962 г.; цит по «Николай II. Воспоминания. Дневники». С-Пб: Пушкинский фонд, 1994. С. 98, 99. 105. Коковцов В. Н. Из моего прошлого. Минск: Харвест, 2004. С. 462. 106. Герасимов А. В . На лезвии с террористами. М: Товарищество русских художников, 1991. С. 160. 107. Фомин С. В. Так говорил Распутин. 24.03.2005. http://www.pravaya.ru/faith/16/2708 . 108. Верная Богу, Царю и Отечеству. С-Пб: Царское Дело, 2005. С. 121. 109. Спиридович А. И. Великая война и Февральская революция. Минск: Харвест, 2004. С. 153. 110. Смирнов В., Смирнова М. Неизвестное о Распутине. P.S. Тюмень: Издательский дом «Слово», 2006. С. 50; со ссылкой на: «Сибирская торговая газета», 1915 г. 4 сентября. 111. Там же. 112. Российский Архив, Т. VIII. Н. А.Соколов. Предварительное следствие. 1919-1922 гг.». М: Студия «ТРИТЭ» Никиты Михалкова, 1998. С. 183-184. 113. Цит. по: Радзинский Э. Распутин: жизнь и смерть. М: Вагриус, 2001. С. 380. 114. Смирнов В., Смирнова М. Неизвестное о Распутине. P .S . Тюмень: Издательский дом «Слово», 2006. С. 50. 115. Там же. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/analitika/2013/06/05/...

81 Сам Аввакум упоминает в своих посланиях о Крестах, таким образом, устроенных; но что же между тем говорит о четыреконечном? – Он прибавляется к осмиконечному будто бы для того, «чтобы истинный не дотыкался к телу». Возможно ли, по совести, рассуждать таким образом?! 96 Достойно замечания, что в книге сей и трех следующих, по экземплярам, имеющимся ныне в Соловецкой библиотеке, почисток не оказывается, и следственно те экземпляры, с которых составлена выписка, были в то же время уничтожены челобитчиками, и оставлены только новые экземпляры, с которых чинены и почистки в выписке и указания или ссылки в Челобитной. Нынешние экземпляры не во всем сходны с выпискою и в прочем. 101 Последних написано по подчищенному, другою рукою и другими чернилами. Приметно, что до почистки было подле него, как и смысл речи и связь слов требует. 102 По подчищенному и весьма приметно, что выправлено из слова «три». Так велит и упоминаемая Кириллова книга. См. ниже. 105 Правильнее написать следовало бы так: «и тис у сфрагизете мета дио дактилон, ос ке о Христос, на ести афорисменос». Ε τις ο σφραγζεται μετ δο δακτλων, ς κα Χρις, ν φορισμνος. 107 Подобное сказание о троеперстии, а не двуперстии, помещено в больших Макарьевских Четь-Минеях рукописных под 13 числом Декабря: но книги этого месяца нет ныне в Соловках. Писатель их – тот самый Макарий, Митрополит Всероссийский, который держал первенство на Стоглавном Соборе. 109 Примечание. Книга «о Вере», печатанная при Патриархе Иосифе, изъясняется о сложении перстов несообразно ни с Феодоритовым Словом, ни с самой собою. Видно, что она затруднялась, как выразиться ей об обычае, тогда уже неправильно одолевшем духовных после Стоглава. 1095–1099, лист в ней 74. 111 Пишет о сем очевидец, Святейший Патриарх Иоаким, при котором все сие было, – в Увете Дух. в Предисловии. 1948–1950. 112 Т. 2. 113, 124, 125, 183. См. выше ст. 3. Упоминает о том и История о страдальцах Солов., соч. Семена Денисова. 122 Достойно замечания, что нет там ныне и месяца Декабря, где под 13 числом заключается сказание о прении Никифора Панагиота с Азимитом, а в том сказании упомянуто что креститься надобно треперстным Крестом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

31) В русской философии представителем такого взгляда быль М. И. Владиславлев. А из этого взгляда вытекают своеобразные выводы об ответственности эа наши убеждения научные положения, мнения и т. п. (что и не ускользнуло от внимания Владиславлева). Отсюда видно, как важно было бы установить точное и чисто эмпирическое учение об интуитивном мышлении. К сожалению, такого учения еще нет, и взамен этого на каждом шагу мы .встречаемся с мистикой «бессознательного». 1 И этот разлад ума и сердца выражен в его статье в высшей степени рельефно. См. страницы, на которых он рассматривает догматы сознательной веры: там он сам, уступая требованиям своего ума, характеризует их, как абсурды (стр. 105); а в то же время, уступая (как легко догадается читатель) требованиям сердца, нежно относится к ним и считает невозможным отказаться от них. Такой разлад ума и сердца в настоящее время составляет явление заурядное, и г. Каленов служит его типическим представителем, так что будущий историк, наверное, воспользуется его статьей для характеристики умонастроения нашего времени. 2 В заседании Психологического Общества при обсуждении реферата г. Каленова, проф. А. С. Павлов высказал что г. Каленов пропускает в число догматов своей сознательной веры бессмертие души. Я же выскажусь еще общее: почему не допускать в число возможных догматов такой сознательной веры любого абсурда, имеющего практическое значение, коль скоро трудно его искоренить из человеческой природы? Например, у многих есть неискоренимое (для их природы) убеждение, что ad majorem dei gloriam позволительно преследовать огнём и мечом всех несогласных с ними, и что даже надо бы запретить всякие рассуждения о вере (каковы бы ни были их выводы), как соблазнительные; почему бы всего этого не отнести к догматам сознательной веры? Уж если мы согласились действовать «наперекор» рассудку, то не стоит церемониться и останавливаться на полдороге. 3 Г. Каленов, хотя и говорит о неискоренимости некоторых догматов, все-таки не отрицает существования людей, неверующих в эти догматы. (См. стр. 112 и 114).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Vveden...

Каждый из нас должен радоваться успокоению брата своего и все сделать, чтобы почтить его» [с. 104]. Бывает и так, что после состоявшегося примирения снова возникает размолвка и «оскорбленный» снова начинает вспоминать и то, что было давно. Сей подобен человеку, который получил когда-то рану и, не сумев ее вылечить до конца, получил новый удар – от него возобновилась вся рана. «Итак, – поучает святой авва, – должно подвизаться, чтобы очистить совершенно и внутренний гной, дабы больное место совсем заросло, и чтобы не осталось никакого безобразия и вовсе нельзя было узнать, что на этом месте была рана. Как же можно сего достигнуть? Молясь от всего сердца об оскорбившем и говоря: «Боже! Помоги брату моему и мне, ради молитв его». Таким образом человек и молится за брата своего, а это есть знак сострадания и любви; и смиряется, прося себе помощи, ради молитв его; а где сострадание, любовь и смирение, что может там успеть раздражительность, или злопамятность, или другая страсть?» [с. 104, 105].    Зараженный пороком лжи «не простой человек, но двойственный, ибо иной он внутри, и иной снаружи, и жизнь его двойственна и лукава» [с. 114].    Есть три вида лжи: лгут мыслью, словом и жизнью.    «Мыслью лжет тот, кто принимает за истину свои предположения, то есть пустые подозрения на ближнего» [с. 106]. Таковой видит во всех поступках ближнего нечто, якобы направленное против него. «А от сего происходят: любопытство, злословие, подслушивания, вражда, осуждения» [с. 107]. Если он продолжит следовать догадкам, «то им и конца не будет, и они никогда не попустят душе быть мирной» [с. 111].    Словом лжет тот, кто говорит неправду. «Человек лжет или для того, чтобы не укорить себя и не смириться, или для того, чтобы исполнить желание свое, или ради приобретения, и не перестает делать извороты и ухищряться в словах до тех пор, пока не исполнит желания своего» [с. 111, 112].    Жизнью же лжет тот, «кто, будучи блудником, притворяется воздержным; или, будучи корыстолюбивым, говорит о милостыне и хвалит милосердие; или, будучи надменным, дивится смиренномудрию» [с.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010