693 Утверждение сектантов о соблюдении апостолом Павлом субботы, как оказывается, ни на чем не основано. Зато в Священном Писании имеются несомненные свидетельства об обычае, утвердившемся в Церквах, основанных апостолом Павлом, праздновать первый день недели и о способе празднования. В названный день у христиан происходило торжественное (с возжиганием большого количества светильников) и продолжительное богослужение, во время которого совершалось таинство причащения и молящиеся поучались в Слове Божием ( Деян.20:7–11 ); кроме сего, этот день освящался делами благотворения ( 1Кор.16:1–3 ) В Послании к Колоссянам (2:16 694 ) апостол назвал субботой не субботу еженедельную, а еврейские праздники, которые назывались субботой в смысле праздничного покоя (напр. Лев.16:31, 23:32, 39 ); последние субботы и прекратились вместе со всем обрядовым законом. У евреев праздники были круга годичного (пасха – Исх.12:11 ; Лев.23:5 ; пятидесятница – Лев.23:15–21 ; кущи – Лев. 23:34 ; день очищения – Лев.16:29, 34, 23:27 ), месячного (первый день каждого месяца, т.е. новомесячие – Чис 28:11–14 ) и недельного (суббота – Исх.20:10 ). Апостол, сообразно такому делению праздников, в Послании к Колоссянам точно и разграничивает их, за какой праздник нужно разуметь один из годичных праздников: новомесячие означает первый день каждого месяца, а субботой, очевидно, назван седьмой день недели. Подобное сопоставление иудейских праздничных времен мы встречаем и в других местах Священного Писания: «чтобы становились (левиты)… при всех всесожжениях, возносимых Господу в субботы, в новомесячия и в праздники по числу, как предписано» ( 1Пар.23:31 ). «Вот я строю дом имени Господа Бога моего... чтобы... возносить там всесожжения утром и вечером в субботы и в новомесячия и в праздники Господа Бога нашего» ( 2Пар.2:4 ). «Α в субботу приносите двух агнцев, – это субботнее всесожжение... И в новомесячия ваши приносите всесожжение Господу... Β первый месяц в четырнадцатый день – Пасха Господня. И в пятнадцатый день сего месяца – праздник ...

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

И сказал Господь начальникам иудейским: Не принимаю славы от человеков. Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? (Ei. 5, 41, 44). Три тысячи ступеней Как известно, на Синае находится монастырь Святой Екатерины. От этого монастыря до вершины горы Синай ведет длинная лестница в три тысячи ступеней. Эти ступени высекли из камня монахи, чтобы облегчить дорогу гостям монастыря и паломникам на священную вершину горы Синайской, где пророку Моисею явился Господь и дал ему скрижали Закона. И увидел во сне Иаков: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней (ср.: Быт. 28, 12). И ты, Капернаум [читай — Запад], до неба вознесшийся, до ада низвергнешься (ср.: Мф. 11, 23). Прочел я в газете об одном необычном виде современной мобы. Крестьянин Милия Н. из деревни Брзана жил беднее бедного, не имел ни кола ни двора. Невозможно было смотреть, как скитается и голодает несчастный Милия, и односельчане решили собраться на мобу и построить ему дом. И сделали это, сделали быстро и легко. Собрали денег для мастера, нарубили бревен, принесли необходимый материал, и делу конец. Когда совершали освящение дома, веселилась вся деревня. Радовался Милия, а еще больше радовались добрые люди, построившие для него дом. Ибо всякое доброе дело радует и того, кто его совершил. Подобное произошло и в деревне Висибаба, близ Ужицкой Пожеги. И там односельчане выстроили дом одной бедной семье и потом все вместе веселились. Моба — древний и благословенный сербский обычай. Моба прокладывала дороги, моба помогала бедным и в севе, и в жатве. Вот и теперь, как узнаём, бездомный получил крышу над головой. Сербы искони мобой решали вопрос помощи бедным и сиротам (так называемый социальный вопрос), который в других странах решался насилием и бунтами. Долг священников и учителей — укреплять и распространять этот прекрасный обычай в наши дни, ради славы Божией и ради мира между людьми. Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим (ср.: Втор. 15, 7).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

2 . Кто беспристрастным пребывает в своей плоти, небрежет о ней как о чужой и не привязан к ней как к собственности, тот, умертвив земные члены свои (см. Кол 3:5 ) и достигши освящения, достоин обитать на Святой горе. Стремясь к сему, псалмопевец восклицал: «пойду я в место селения дивного» 4 и «как вожделенны жилища Твои, Господи сил!» 5 Туда вселяет нас и та любовь к ближним, которая есть условие обитания на этой горе, и та, которая происходит от богатства неправедного. Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители 6 . Об этом местопребывании Господь говорил молясь: Отче Святый! Дай, чтобы там, где Я, и они были 7 . Редко кто, пребывая во плоти, пребывает на горе. Вот почему Писание как бы недоумевая говорит: Кто может пребывать?.. Кто может обитать?.. Равно как: «Кто познал ум Господень?» 8 и «Кто возвестит вам, что огонь возгорелся?» 9 и «Кто возвестит вам о месте вечном?» 10 и «Кто верный и благоразумный домоправитель?» 11 Возможно, что «кто?» – это вопрос в ожидании ответа от Святого Господа, с Которым беседует [псалмопевец]. А что говорит в ответ Божественный голос? «Тот, кто ходит непорочно и делает правду». 12 . Если непорочный – это тот, кто не лишен ни одного достоинства и жизнь проводит непреткновенно безо всякого греха, то чем он отличается от того, кто делает правду? Не вкладывает ли [псалмопевец] одинаковый смысл в оба речения, говоря: «Тот, кто ходит непорочно и делает правду?» Или каждое из высказываний имеет свое особое значение? Непорочный – тот, кто во внутреннем человеке достиг полного совершенства добродетели, а творящий правду – тот, кто телесными усилиями доводит до совершенства свою деятельность. Ведь надо не только поступать правильно, но и действовать с правильным расположением, следуя сказанному: «Праведно стремись к правде» 13 . Это значит – делай дело, сообразуясь со справедливостью 14 . Например, частное лицо применяет какое-то лечение, полезное для больных, но делает это не так, как врач, поскольку нет у него мастерства, связанного с этой деятельностью. Итак, тот, кто ходит непорочно – это совершенный умом, а делающий правду – это, по слову Апостола, неукоризненный делатель Господа 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Кто же входил в состав членов пророческих школ? Кто такие были эти сыны пророческие? Нет никаких оснований считать их за детей пророческих, которые делались бы членами пророческой школы в силу своего естественного рождения. Нет, само пророчество ветхозаветное не было связано ни с сословием, ни с общественным положением. В Свои служители Бог выбирал и священников (см.: Иер.1:1), и детей первосвященника (см.: 2Пар.24:20), и земледельцев с пастухами, собиравших раньше сикоморы (см.: Ам.1:1; 7:14). Так и " сыны пророческие " делались таковыми независимо от своего происхождения. Об этом можно найти библейские свидетельства. Когда Саул пророчествовал вместе с сонмом, то говорили в народе друг другу: Что это сталось с сыном Кисовым?.. И отвечал один из бывших там и сказал: а у тех кто отец (1Цар.10:11–12)? Такой ответ можно понимать в том смысле, что он указывает на незнатность происхождения сынов пророческих вообще. Род Киса и Саула, может быть, не отличался ничем от других; в народе и спрашивали: как это пророчествует сын Киса? От него ничего подобного не ждали. На это и отвечал некто: да и у тех-то кто отец? Ведь все они из самых обыкновенных родов. Неудивительно, что и сын Киса пророчествует. Другие библейские данные описывают нам сынов пророческих людьми бедными. Скажи мне, что есть у тебя в доме, - спрашивал пророк Елисей у одной жены сына пророческого, у которой умер муж. Она сказала: Нет у рабы твоей ничего в доме, кроме сосуда с елеем (4Цар.4:1–2). Умерший сын пророческий, конечно, жил в такой бедности и до вступления в ряды сынов пророческих, и после смерти своей он ничего не оставил, кроме долгов, так что после смерти его пришел заимодавец взять обоих детей его в рабы себе (4Цар.4:1). Да и вообще в еврейском обществе привилегированным было одно только колено Левиино, но левитов после разделения царств уже не оставалось в царстве Израильском, где мы и встречаем пророческие школы (см.: 2Пар.11:13). Относительно происхождения сынов пророческих можно разве заметить только одно, что, по всей вероятности, все они были евреями. По крайней мере, пророков обещает Бог воздвигать именно из среды народа, из братьев его (см.: Втор.18:15,18).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

И потому спасительной пагубой Христос погубит того, кого Он освободит из города этого мира. Так и мы, если хотим достичь спасения и освободиться от мира, должны погубить свои души этой необходимой и благотворной пагубой. Ибо тот губит свою душу ради Христа, кто обуздывает свои желания, кто укрощает свои страсти, кто сдерживает свое стремление к наслаждениям и кто выполняет не свою волю, но волю Божью; и так, согласно реченному, губится душа. Ибо погубляется прежняя жизнь души, и она начинает вести жизнь новую, которая во Христе. Сходно со сказанным и речение: «Если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем» ( 2Тим.2:11 ); и еще: «Если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений?» ( Кол.2:20 ). Этим ясно показано, что тот, кто умирает со Христом, губит свою душу в этом мире, и кто погубит ее так, обрящет ее там, где, по словам Апостола, «жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» ( Кол.3:3 ), «Ему слава во веки веков. Аминь» ( Гал.1:5 ). Гомилия XIX 1.1. Исследуя пятое и последнее видение Валаама, как и в других толкованиях, помолимся Господу, чтобы Он не оставил нас в конце (ср. Пс.76:8 ; Плач.3:31 ) и мы могли бы найти близкое к истинному толкование и этого видения. Итак, начинается оно словами: «И увидел он Амалика, и произнес притчу свою, и сказал: первый из народов Амалик, но конец его – гибель» ( Чис.24:20 ). Мне думается, необходимо отыскать в Божественном Писании, в каком месте и в какое время упоминается имя «Амалик», и выяснить, из какого народа он происходит. Ведь то, что мы ищем здесь, понять будет легче, если посмотреть на те многие места, где написано о том же. Итак, в книге Бытия после того, как сказано, что пять царей пошли войной на четырех царей, правящих в Содоме (ср. Быт.14:1 ), сообщается: «И возвратившись оттуда, они пришли к источнику суда, который есть Кадес, и поразили всех начальников Амалика, и также Аморреев, живущих в Хацацон-Фамаре» ( Быт.14:7 ). Вот первый отрывок, где упоминается Амалик. 1.2. Но, возможно, кто-то спросит, не два ли народа носят одно и то же имя, так как в перечне сынов Исава и начальников, происходящих из этого народа, говорится об Амалике. Ибо написано: «И вот родословие Исава, отца Едома на горе Сеир. Вот имена сынов Исава: Елифаз, сын Ады, жены Исавовой, и Рагуил, сын Васемафы, жены Исавовой. У Елифаза были сыновья: Феман, Омар, Цефо, Гафам и Кеназ. Фамна же была наложница Елифаза, сына Исавова, и родила Елифазу Амалика. Вот сыновья Ады, жены Исавовой» ( Быт.36:9–12 ). И немного ниже: «Вот старейшины сынов Исавовых. Сыновья Елифаза, первенца Исавова: старейшина Феман, старейшина Омар, старейшина Цефо, старейшина Кеназ, старейшина Корей, старейшина Гафам, старейшина Амалик» ( Быт.36:15–16 ). Таким образом, Амалик – сын Елифаза, первенца Исава, рожденного наложницей именем Фамна.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Обыкновенно страсти «удобно опять возвращаются» (Леств.3:7). Через некоторое время, когда кажется, что страсти уже исцелились или ушли, они возвращаются с еще большею силой. Известны слова Господа о нечистом духе: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» ( Мф.12:43–45 ). Это известно святым, принимающим против того свои меры. Далее нам хотелось бы привести несколько предписаний и указаний святых отцов. Война должна вестись преимущественно против главнейшей страсти: «Кто видит в себе какую-нибудь господствующую страсть, тому должно прежде всего противу ней вооружаться... ибо если мы не победим сей страсти, то от победы над прочими не будет нам никакой пользы» (Леств.15:41). Если на нас одновременно нападают две страсти, следует уступить легчайшей из них, чтобы не позволить одержать победу более сильной. Два таких примера приводит преподобный Иоанн Синайский. Бывает, что во время молитвы к нам приходят братья. Тогда нужно сделать что-то из двух: или не принимать братьев, или ради них прекратить молитву. Тогда лучше оставить молитву, ибо «любовь больше молитвы». Другой пример таков: по словам преподобного, однажды, когда он находился в каком-то городе и как раз сел за стол, на него напали помыслы чревоугодия и тщеславия. Святой предпочел быть побежденным тщеславием (то есть проявить воздержание и заслужить похвалу в качестве постника), поскольку больше боялся объядения: «Боясь исчадия объядения (то есть блуда), я рассудил лучше быть побежденным тщеславием» (Леств.26:69–70). Авва Иосиф учит, что иногда лучше позволить страстям войти в нашу душу и там сражаться с ними, а иногда – отсечь их с самого начала. Поэтому одному брату, спросившему об этом старца, тот ответил: «Позволь им войти и сражайся с ними». Это требовалось для приобретения опыта. Однако другому брату, задавшему тот же вопрос, следует ли позволять страстям приблизиться или же отсекать их, старец сказал: «Отнюдь не позволяй страстям войти, но сразу же отсеки их» ( Γεροντικν. Σ.53, γ). Это значит, что только духовник может определить для нас образ и способ подвижничества и борьбы. Ведь люди различаются между собой и каждый случай является особым.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

великое Сильный — свято имя Его! 50 Он проявляет милость Свою из рода в род ко всем, кто чтит Его. 51 Простер Он мощную руку Свою — и рассеял гордых со всеми замыслами их. 52 Властителей свергнул с тронов и возвысил униженных, 53 голодных одарил добром, а богатых отправил ни с чем. 54 Пришел на помощь Израилю, служителю Своему, вспомнив о милости, 55 обещанной нашим праотцам, Аврааму и потомкам его навеки. 56 Мариам пробыла у Елизаветы около трех месяцев и затем вернулась домой. Глава 2 1 В то время вышел указ, в котором император Август повелевал провести перепись по всей земле. 2 Это была первая перепись, она проводилась, когда Сирией правил Квириний. 3 Все пошли на перепись, каждый в свой город. 4 Иосиф тоже отправился — из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давида под названием Вифлеем, потому что он был из рода Давида, его потомок. 5 Он пошел на перепись с Мариам, своей нареченной, которая была беременна. 6 И когда они были в Вифлееме, ей пришло время родить. 7 Она родила сына–первенца, спеленала его и положила в ясли для скота, потому что в гостинице места им не нашлось. 8 Неподалеку от тех мест были пастухи, они жили в поле и сторожили ночью на пастбище стадо. 9 Перед ними предстал ангел Господень, и сияние славы Господней озарило их. Их охватил великий страх. 10 Но ангел сказал им: —  Не бойтесь! Я несу вам радостную весть — великую радость для всего народа. 11 Сегодня в городе Давида родился ваш Спаситель — Помазанник, Господь! 12 Вот вам знак: вы найдете ребенка, который лежит спеленутый в яслях. 13 И вдруг рядом с ангелом предстало небесное воинство, восхвалявшее Бога: 14 — Слава Богу в вышних небесах! Мир на земле людям, которых Он возлюбил! 15 Когда ангелы вернулись на небо, пастухи стали говорить друг другу: «Пойдемте в Вифлеем, посмотрим на то, что там случилось и о чем поведал нам Господь». 16 Они поспешно отправились в путь и нашли Мариам с Иосифом и ребенка, лежащего в яслях. 17 Увидев его, они рассказали то, что им было сказано об этом ребенке.

http://predanie.ru/tema/rozhdestvo/

4. Верою лучшую приносил жертву Авель, нежели Каин, который принес плохо выбранное: поелику вера Авеля и неверие Каина отпечатлелись в дарах их. Ведь если бы Авель не верил в мздовоздаяние, он не избрал бы и не принес бы лучших жертв, - так как он видел брата своего, что он отовсюду набрал плохих колосьев с нерадением и, принеся их, положил на жертвенник. Итак, ради этой веры Авель получил свидетельство относительно себя, что он праведен, - но не от человека получил он это удостоверение, а от Бога, Который дал свидетельство дарам его, так что даже и до настоящего времени он говорит ею, то есть свидетельствуется ею (Быт.4:1 сл.). 5. Верою Енох перенесен был и не вкусил смерти: ведь если бы он не веровал, что исполнение заповеди могло впоследствии ввести его туда, откуда изгнан был Адам за преступление заповеди, - то он не стал бы стараться о том, чтобы угодить Богу, в продолжение трех сот лет до своего переселения (Быт.5:21-24 ср. Сир.44:15). 6. А без веры, то есть если человек не верует, что существует истинный Бог и Что Он для ищущих Его мздовоздаятелем бывает, - не станет добровольно стараться о том, чтобы угодить Ему и искать Его. 7. Верою Ной получил откровение о том, что еще не было видимо, то есть о событиях, кои имели быть чрез сто и двадцать лет после получения им откровения, - и по страху своему пред угрозою об отдаленных наказаниях (предстоявших тогдашним людям за их нечестие и неверие) приготовил себе ковчег, с великим трудом, для спасения дома своего. Тою же верою осужден мир, который не поверил, - и та же вера соделала Ноя наследником обетования (Быт.6:8 сл.). 8. Верою, повинуясь (Богу), Авраам оставил отца и семейство свое, чтобы идти не в собственное владение, но в наследие, ему уготованное. 9. Верою поддерживаемый, переселился он навсегда и обитал в месте обетования, как пришлец в чужом владении, - в шатрах поселившись там с Исааком и Иаковом, сонаследниками обетования того (Быт.12:1 сл.). 10. Из наследия обещанного, которого они не получили (еще тогда), явствовало, что они ожидали того града, имеющаго твердыя основания, коего художник и строитель есть Бог.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/897/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010