В груз. календаре X в. Sinait. iber. 34, также отражающем довизант. литургическую традицию Палестины, выделен целый ряд дней, к-рые могут быть охарактеризованы как О. или «октава»,- 1, 13 янв., 1 апр., 22 авг., 15 и 20 сент., 12 дек., они обозначаются термином /, как и в новом Иадгари. Такие указания для 1 янв., 1 апр., 22 авг., 15 сент. для вост. традиции не характерны и встречаются только в этом памятнике, а дата 20 сент. не совпадает с датой «седмицы» Обновления в новом Иадгари. Празднование Антипасхи на 8-й день после Пасхи фактически является «октавой» Пасхи и ее О. В Студийском уставе В Студийском уставе складываются терминология и устав богослужения О., к-рые переходят впосл. в Иерусалимский устав и используются до наст. времени. В частности, начинает употребляться термин «отдание» (точнее глагол ποδδοται - греч. «отдается»), однако в слав. переводах этот термин появляется не сразу. В слав. переводе Студийско-Алексиевского Типикона XI в. указание на завершение празднования передается терминами «коньчяваеться» или «оставляеться» (12 сент. по ГИМ. Син. 330, Устав Студийский XI в.: Пентковский. Типикон. С. 280, 281; см. также: ГИМ. Син. 360, 365), «престает» (15 сент.: Пентковский. Типикон. С. 283), «проважяеться» или «провожение» (31 дек., 13 янв., 2 февр.: Там же. С. 319, 320, 328). В сербских литургических рукописях XIV в., организованных в соответствии с Евергетидским Типиконом , употребляется термин «отдваем» (НБС. Археогр. отд. Рс. 5. Л. 31 об.). В Студийско-Алексиевском Типиконе О. назначается после большей части великих праздников: Вознесения в пятницу 7-й недели по Пасхе ( Пентковский. Типикон. С. 247), Пятидесятницы в субботу 1-й седмицы (Там же. С. 274), Рождества Богородицы 12 сент. (Там же. С. 281), Воздвижения 15 сент. (Там же. С. 283), Введения 22 нояб. (Там же. С. 297-298), Рождества Христова 31 дек. (Там же. С. 313), Богоявления 13 янв. (Там же. С. 319), Сретения 4 февр. (Там же. С. 328), Благовещения 26 марта (Там же. С. 334), Преображения 9 авг. (Там же. С. 360), Успения 18 авг. (Там же. С. 365). У праздника Входа Господня в Иерусалим нет О.

http://pravenc.ru/text/попразднство.html

Находясь в Македонии, Павел и отправил в Коринф Второе послание, выражая благодарение по поводу раскаяния Коринфской общины и ее возвращения на путь послушания (7,5–16). Другой целью послания был призыв к коринфянам завершить сбор пожертвований в пользу малоимущих христиан в Иерусалиме (гл. 8; 9). Кроме того, в этом послании Павел снова и снова защищает свое служение от обвинений со стороны «лжеапостолов» (11,13), появившихся в Коринфе и ставивших под сомнение авторитет Павла и безупречность его благовестия (гл. 10–13; также 3,1–6; 7,2). Наконец, Павел прибыл в Коринф сам и провел там три месяца ( Деян. 20,2.3 ), и только после этого направился в Иерусалим, имея при себе пожертвования, собранные многими общинами в помощь нуждающимся христианам в Иерусалиме ( Деян. 20,3 21,17). Характерные особенности и темы Второе послание к коринфянам очень личное письмо, содержание его глубоко эмоционально. Поэтому оно предоставляет редкую возможность постичь подлинный характер благовествования Павла, ставшего смыслом всей его жизни. Две основные темы послания раскрывают природу служения апостола: гл. 1–7 проникнуты мыслью об утешении и поддержке свыше в страданиях и скорбях (1,3–7; 7,4.7.13); гл. 10–13 посвящены постижению силы Божией, проявляющейся в немощи человеческой (12,9.10). Другие темы послания: безупречность поступков Павла (1,12.17.18; 6,3–10; 7,2.3), страдания, неоднократно перенесенные им ради блага Церкви и во славу Божию (1,5–11; 4,8–12; 6,4–10; 11,23 12,9), его любовь ко всем основанным им церковным общинам, особенно же к Коринфской (2,4; 11,2.7–11; 12,14.15), его апостольский авторитет, дающий ему право основывать церкви и одолевать всякое сопротивление (2,9; 10,8; 13,8–10). Часто подчеркивается мысль, что суждения Павла сообразуются не с критериям мира сего, а с незримой духовной сферой, открытой очам веры (1,12). Павел также говорит о величии новозаветного служения (гл. 3), принципах христианского хозяйствования и благотворительности (гл. 8; 9). Трудности истолкования

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

С. 807-816; Состояние Греческой церкви на Ионических островах под владычеством венециан//ДВ. 1863. Т. 4. С. 271-300; Состояние Православной Церкви в Далмации//Там же. С. 482-496; Церковное состояние земель боснийских и герцеговинских XIII-XV ст.: (Отрывок из лекции по церк. истории славян. народов)//Там же. Т. 6. С. 319-330; Православная Сербская церковь в Венгрии, Славонии и Кроации (XV-XVIII ст.)//Там же. С. 331-355 (отд. изд.: Х., 1863); Дивногорский Успенский монастырь Воронежской епархии//Памятная кн. Воронежской губ. на 1863-1864 г. Воронеж, 1864. С. 3-22; Очерки церковной истории греческой общины в Венеции//ДВ. 1864. Т. 7. С. 164-188; Охридский Патриархат//Там же. Т. 8. С. 493-530; Некоторые черты приемов и метода обучения в странах греческих нач. XVIII ст.//Там же. 1865. Т. 10. С. 364-434; Состояние Православной Церкви [у русских] в Венгрии в XIV-XVIII ст.//Там же. Т. 11. С. 165-176; Состояние церковных дел у православных жителей Далмации и Устья-Которского в кон. XVIII и нач. XIX ст.//Там же. Т. 12. С. 72-93; Греки-униаты о. Кипра в XIII-XIV ст.//Там же. 1866. Т. 13. С. 477-503; Евстафий, митр. Солунский, XII в.//Там же. Т. 14. С. 475-501; Т. 15. С. 275-307; Состояние христианского населения Сицилии под властью мусульман с пол. IX до пол. XI ст., или, точнее, с 827 до 1091 г.//Там же. 1867. Т. 16. С. 536-556; Об отношениях Церквей латинской и греческой в период крестовых походов//ЖМНП. 1867. Т. 133. Отд. 2. С. 499-534; Литургия Преждеосвященных Даров//Воронежские ЕВ. 1867. 7. С. 206-215; Сведения о христианстве в Крыму до присоединения того края к России//Там же. Приб. 1868. 5. С. 128-137; Судьбы христианства в Южной Аравии от времен апостольских до утверждения магометанства//ПО. 1868. Т. 25. С. 308-326; Св. Максим, Патриарх Константинопольский (1480-1487)//Там же. С. 394-409; Архиепископы и Патриархи сербские с нач. XIII до 2-й пол. XVIII ст.//Там же. Т. 26. С. 487-506; Русские в Венгрии//ЖМНП. 1868. Июнь. С. 699-716; Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные от Рождества Христова [до 1868, 1898 г.].

http://pravenc.ru/text/76230.html

6. Алтарь кафоликона расписан мозаикою: Св. Воскресение и кругом написано: с нами Бог . Тут и престол патриарха и пол его из мозаичных плит. Есть и четыре толстых пиластра храма, т.е. высокого купола. Купол имеет внутри 50 малых колонн и наверху Кувуклий, поддерживаемый 4 колоннами. 7. Направо от главного храма (кафоликона) Голгофа. Туда входишь по 15 ступеням. Там Господь наш Иисус Христос был распят безбожными Евреями за грехи наши, когда померкло солнце и разодралась завеса храма. Там разбойник сказал: Помяни мя, Господи, во царствии Твоем и уверовав вошел в рай 2405 . Храм великолепен и расписан мозаикою: жертвоприношение Авраама и Пророки. То место, где безбожные Евреи поставили честной крест, изукрашено мрамором. Направо от отверстия на разстоянии меньше сажени разселина скалы сверху до низу до главы Адамовой; ибо когда Христос был на кресте воин копьем пронзил Ему ребро и тотчас же истекла кровь и вода, потекла вниз на голову Адамову и окрестила ее. Оттуда исходит очень приятное благоухание. Над теми отверстиями висят 14 лампад. Там есть и другие лампады и паникадила. Пол мозаичный. Храм имеет два алтаря, первый в том месте, где распят был Христос; он принадлежит Грузинам, православным христианам. Есть и дерево на верху на Св. Голгофе, где был привязан овен, когда Авраам совершал жертвоприношение Исаака. Это плодовитая маслина и, как говорят, она стоит до сих пор. 8. Под Голгофою, где голова Адамова, очень красивый храм, украшенный лампадами и другими предметами. Там гробница Мельхиседека. 9. Перед этим место, где был обвит Христос пеленами, по снятии со Креста, украшенное белыми и порфировыми мраморными плитами. Там висят 8 лампад. 10. Налево от главного храма (кафоликона) темница Христова. Перед темницею висят четыре лампады. 11. На запад столб, к которому привязали Христа и били его. Там церковь еретиков латинян. 12. За алтарем главного храма место, где разделили ризы Христовы, как говорит пророк: и об одежде Моей меташа жребий 2406 . 13. Оттуда на восток 30 ступеней и там храм с куполом, он имеет 4 колонны и вода течет зиму и лето. Там и престол Св. Иакова, брата Господня. Отсюда Св. Елена смотрела на народ, когда рыли землю, чтобы найти крест. Там в стене мраморное окно и оттуда слышен большой шум и рычание и говорят, что это ад. Из храма ведут вниз 12 ступеней. Там место, где обретен крест. Там и пещера и алтарь и престол. Висят 6 лампад. Здесь и млеко Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

И. был награжден орденами РПЦ св. Владимира 1-й степени (17 окт. 1983), прп. Сергия Радонежского 2-й степени (11 апр. 1980), а также правом ношения 2 панагий (2 сент. 1977) и именной панагии. Награжден медалями «За оборону Москвы» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». 12 мая 1987 г. уволен на покой по болезни, проживал в епархиальном доме в Пскове. 15 янв. 1990 г. отпевание И. совершил Псковский и Порховский архиеп. Владимир (Котляров ; впосл. митрополит); похоронен на Дмитриевском кладбище Пскова. Соч.: Христианский уклад домашней жизни Свят. Патриарха Сергия//Патриарх Сергий и его духовное наследство. М., 1947. С. 231-236; Антиохийская делегация во Пскове//ЖМП. 1963. 10. С. 16-17; Добрый пастырь: [К 20-летию со дня кончины Свят. Патриарха Сергия]//Там же. 1964. 5. С. 65-72; Патриарх Сергий и его значение в истории РПЦ. Псков, [б. г.]. Маш. Арх.: ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 132. Л. 16; Д. 294. Л. 202; Д. 451. Л. 129-132; Д. 605. Л. 218; Д. 735. Л. 122; Д. 1013. Л. 187-191; Оп. 2. Д. 49. Л. 60-60 об.; Д. 65. Л. 7-9; Д. 99. Л. 33-33 об.; Д. 100. Л. 48-48 об.; Оп. 7. Д. 58; Архив ЦНЦ. Д. Митр. Иоанн (Разумов). Лит.: Московская церковная делегация в Болгарии//ЖМП. 1945. 5. С. 19; Награждения ко дню Святой Пасхи 1947 г.: [Награжден правом ношения 2 крестов с украшениями]//Там же. 1947. 5. С. 4; Постановление Свят. Патриарха Алексия и Свящ. Синода//Там же. 1949. 9. С. 11; Назначения и перемещения архиереев: [Назначен епископом Костромским и Галичским]//Там же. 1953. 12. С. 3; Алексий I, Патриарх Московский и всея Руси. Речь при вручении архипастырского жезла новопоставленному епископу Костромскому Иоанну 30 нояб. 1953 г.//Там же. 1954. 1. С. 6-8; Наречение и хиротония архим. Иоанна (Разумова)//Там же. С. 21-23; Летопись церковной жизни: На могиле проф.-прот. о. Феодора Голубинского: [Панихида еп. Костромского Иоанна на могиле о. Феодора в связи со 100-летием со дня смерти]//Там же. 9. С. 8; Определения Свящ. Синода: [Назначен епископом Псковским и Порховским, настоятелем Псково-Печерского мон-ря]//Там же.

http://pravenc.ru/text/469536.html

Адораим к востоку от Зифа (( 1Мак.13:20 ); Onomasticon, 165), теперь Дер " ат. О положении Лахиса ( 4Цар.14:19 ) см. «Толковую Библию», т. II, с. 523. О положении Азека ( Нав.10:10,15:35 ); (Onomasticon, 34), см. также «Толковую Библию», т. II, с. 62–63. О положении Цоры (LXX: Σαρα, слав.: «Салаа», ( Нав.15:33,19:41 ); Onomasticon, 830) – там же, с. 96; это самый северо-западный город из числа укрепленных Равоамом. Об Аиалоне ( Нав.10:12,19:42 ), см. «Толковую Библию», т. II, с. 63 и 117. Как и Цора, Аиалон первоначально принадлежал к уделу Данова колена, но позже оба города могли перейти к Иудину колену; этот переход мог стоять в связи с переселением священников и левитов из Израильского царства в Иудейское (ст. 13–14 рассматриваемой главы; см. у проф. Гуляева, «Исторические книги», с. 519). Хеврон, ранее Кириаф-Арба ( Быт.13:18,23:2 ; Чис.13:23 ; Нав.10:36,12:10,14:13,15:13 ; Суд.1:10 ) и др., – один из древнейших городов мира (согласно ( Чис.13:23 ), построен 7-го годами прежде Цоана Египетского); при разделении Ханаана достался Халеву ( Нав.14:13 ), после около 7 лет был столицей Давида ( 2Цар.2:1,5:5 ). В евангельское время, по преданию, был местом жительства св. Захарии и Елисаветы. О положении Хеврона (Onomasticon, 113) см. «Толковую Библию», т. I, с. 93 и 536–537, т. II, с. 88. Кроме крепостей, во всех этих городах Ровоамом заведены были общественные магазины съестных припасов (ст. 11–12). 2Пар.11:13 .  И священники и левиты, какие были по всей земле Израильской, собрались к нему из всех пределов, 2Пар.11:14 .  ибо оставили левиты свои городские предместья и свои владения и пришли в Иудею и в Иерусалим, так как оставил их Иеровоам и сыновья его от священства Господня 2Пар.11:15 .  и поставил у себя жрецов к высотам, и к козлам, и к тельцам, которых он сделал. 2Пар.11:16 .  А за ними и из всех колен Израилевых расположившие сердце свое, чтобы взыскать Господа Бога Израилева, приходили в Иерусалим, дабы приносить жертвы Господу Богу отцов своих. 2Пар.11:17 .  И укрепили они царство Иудино и поддерживали Ровоама, сына Соломонова, три года, потому что ходили путем Давида и Соломона в сии три года.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Лит.: Наречение и хиротония архим. Кассиана//ЖМП. 1961. 5. С. 33-37; Алексий I, Патриарх Московский и всея Руси. Речь при вручении архипастырского жезла новопоставленному еп. Угличскому Кассиану, викарию Ярославской епархии, в Троице-Сергиевой лавре 26 марта 1961 г.//Там же. С. 32-33; он же. Указ [архиеп. Новосибирскому и Барнаульскому Кассиану]//ЖМП. 1963. 10. С. 3; Из жизни епархий: Костромская епархия//ЖМП. 1966. 1. С. 34; 3. С. 27; 9. С. 24; 1967. 3. С. 38; 8. С. 36; 1968. 9. С. 26; 11. С. 11-12; 1973. 10. С. 27-28; 1975. 2. С. 28; 3. С. 15; 1978. 2. С. 23; 11. С. 37; 1979. 12. С. 43-44; 1980. 3. С. 21-22; 1981. 1. С. 12-13; 9. С. 33; 1982. 7. С. 29-30; 1983. 12. С. 19; Награждение иерархов: [Награжден орденом прп. Сергия Радонежского 2-й степени]//ЖМП. 1979. 10. С. 2; Карягин А., иерей. Вручение Почетной медали архиеп. Кассиану//Там же. 12. С. 43-44; Лисицина А. Из жизни епархий: Костромская епархия: лет служения в архиерейском сане архиеп. Костромского и Галичского Кассиана]//ЖМП. 1981. 9. С. 33; Из жизни епархий: Костромская епархия: (Юбилей архипастыря)//ЖМП. 1983. 12. С. 19; Из жизни епархий: Костромская епархия: (Юбилей архипастыря)//ЖМП. 1986. 9. С. 22; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 92-93; ИБ ОВЦС МП. 1988. 10/11. С. 9; Памяти Преосв. Кассиана//Благовест. Кострома, 1990. 2; Не предать забвению: Кн. памяти жертв полит. репрессий, связанных судьбами с Ярославской областью. Ярославль. 1995. Т. 3. С. 473; Дамаскин. Т. 2. С. 226; Ильчевский К., прот. «Поминайте наставников ваших»: К 100-летнему юбилею архиеп. Костромского и Галичского Кассиана//Благовест. Кострома, 1999. 6(48); Дамаскин. Кн. 2. С. 226; Александр (Могилев), архиеп. Священномученик Никодим: Жизнь, отданная Богу и людям. Кострома, 2001. С. 7, 285, 290, 307; он же. Свидетель эпохи//Церк. вестн. 2005. 15/16(316/317); Кострома: Ист. энцикл. Кострома. 2002. С. 40; Колганова В., Куликова Е. Миротворец//Ярославские ЕВ. 2005. 3/4. С. 31; Тихон (Степанов), еп. Воспоминания об архиеп. Кассиане//Благовест. Кострома, 2005. 6(100); Новосибирская епархия: история и современность. Новосиб., 2006.

http://pravenc.ru/text/1681271.html

Если сатана — тварь, почему Бог не уничтожил его сразу, ведь у него нет надежды на исправление, как у людей? 1.О месте обитания злых духов: « В Свщ. Писании оно обычно называется словами «ад», «преисподняя» или «бездна», но есть и другие места, где «водятся» эти духи. Во-первых, «воздух», в Еф. 6, 12 говорится о сатане как о князе, господствующем в воздухе. В Ветхом Завете встречается название «поднебесная». Сатана говорит (Иов. 1, 7), что он обошел всю поднебесную. Эти слова свт. Феофан Затворник толкует следующим образом (Беседа на Послание к Ефесянам): «Обыкновенный образ перевода и толкования слова «поднебесный» означает, что духи летают в воздухе, и как воздух обнимает нас повсюду, так повсюду окружают нас и духи злобы и непрестанно приступают к нам, как комары в сыром месте». (иер. О. Давыденков. Догматическое богословие). Об аде, как месте обитания душ усопших мы имеем представление из Ветхого Завета: «Место обитания умерших называлось «шеол», что означало ад, или преисподнюю. Эта преисподняя чаще всего представлялась под видом «страны мрака и тени смертной» и противополагалась небу. В преисподнюю отходили все умершие, даже праведники. О состоянии отошедших в иной мир очень мало имеется сведений в Ветхом Завете. Однако несомненно, что праведники и в преисподней имели утешение надеждой на будущее избавление. «Бог избавит душу мою от власти преисподней» (Пс. 48, 16)». (И. Андреев. «Учение ветхозаветной религии о загробной жизни»). В Новом Завете об аде говорится в притче о богатом и Лазаре (Лк 16. 19–31), где он определяется как место мучений (тогда как праведному уготовано «лоно Авраамово»). Различие между адом и геенной во многом стирается. В ад попадают отвергнувшие Бога и Мессию (Мф 11. 23; Лк 10. 15). Синонимами ада в Новом Завете также выступают «тьма», «огонь», «бездна». Врата ада не одолеют Церковь (Мф 16. 18), Христос же имеет и ключи от них (Откр 1. 18). Святитель Игнатий Брянчанинов в « Слове о человеке» пишет: «По падении первого человека и отвержении его Богом, а в нем и всего рода человеческого, все человеки, окончив смертию тела свое земное странствование, нисходили душами в преисподние темницы ада. Ад находится в недрах земли. Там пылает огнь вечный, уготованный диаволу и аггелам его (Мф. 25, 41), которые, следовательно, падением своим предварили сотворение вещественного мира. Там тьма кромешная, там тартар, там скрежет зубов, там червь неусыпающий, там плач без утешения, непрерывающийся и напрасный. Там разнообразные муки по разнообразию грехов; там различные степени мук соответственно различной степени греховности».О создании ада и его изначальном предназначении   сведений в Священном Писании нет. В аду отсутствуют любовь Бога и его правление.

http://pravmir.ru/za-sovetom-k-batyushke...

Дело в том, что в первой половине декабря – 6, 7, 11, 12, 13, 15 числа – Василия Вадимовича вывозили в Черемушкинский суд для ознакомления с аудиозаписями свидетельских показаний более 60 человек. Василию Вадимовичу такой материал необходим для грамотного составления апелляционного заявления. Но весь октябрь и ноябрь судебные власти и администрация СИЗО в данном направлении ничего не предпринимали. А тут обычную процедуру превратили в тяжелое «серийное» испытание для пожилого зека. Адвокат пишет: «Вывод из камеры осуществлялся в 7:00 на холодную «сборку», посадка в КамАЗ с 30 заключенными в 10:00, высадка в Черемушкинском суде в 13:00 возврат – в 1 ночи, а 11.12.2023 – в 3 ночи в связи с поломкой металлодетектора. 7 и 11, 12 декабря В.В. Бойко-Великого в суд доставили, но из-за нехватки персонала в зал для прослушивания аудиозаписи судебных заседаний не поднимали. В результате у заключенного остается на сон 2,5–3 часа…» И все же почти каждодневно Василий Вадимович вычитывает утренние, вечерние молитвы, часы по Часослову, Обедницу и Акафист Покрова Пресвятой Богородице, проводит беседы на духовно-житейские темы с заинтересованными сокамерниками. В одном из совсем недавних писем дочери Василий Вадимович обращается ко всем нам: «Прошу передать всем, что я не политический заключенный. Политикой не занимался, и даже если мое заключение обусловлено моей позицией по Царскому делу, то вопросы веры, а не политики. Поэтому точнее говорить, что есть силы, которые заинтересованы в гонениях за веру, облаченных обвинением в экономическом преступлении. Поддерживаю СВО и об этом заявлял публично, поддерживаю все благие дела нашей президентской власти, в том числе и то, что при Путине признание екатеринбургских останков, как Царских, так и не произошло. Гонения на меня не от Путина и его команды…» Василий Вадимович много прочитывает из сотен страниц официально доставляемых ему исторических материалов. В письме ко мне он, в частности, написал: «Читаю в тюрьме книгу Михаила Зызыкина “Престолонаследие в Царской России”. Там не только о Престолонаследии, но и о Православной монархии вообще, и в Ромейской, и в Российской Империи. Очень актуальная книга. Насколько Зызыкин авторитетен в научном и православном мipe? Есть ли у него другие интересные труды (книги)? Многое, до чего я дошел сам, потратив годы, Зызыкин пишет прямо “моими словами”…»

http://ruskline.ru/opp/2024/01/24/uznik_...

2.Золотой потир из Благовещенского собора как памятник искусства и эпиграфики//Московский кремль XV столетия. Т. 1. М., 2011. С. 428–439 ( в соавторстве с И. А. Стерлиговой). 3. «Кроник Псковский» в контексте русской «легендарной» историографии XVII в.//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2011. 3(45). С. 113–114 ( в соавторстве с А. В. Чернецовым). 4. Из истории русско-южнославянских книжных связей XII–XIII вв.: новое и забытое//Russica Romana. Vol. 17 (2010). Pisa; Roma, 2011. С. 9–32. 5. Неизвестные страницы истории московского книгописания середины XIV в.//Русь, Россия. Средневековье и Новое время/Вторые чтения памяти академика РАН Л. В. Милова (Материалы к международной конференции). М., 2011. С. 33–34. 6. Об одном безымянном сербском книгописце-каллиграфе раннего XIV в. (пергаменное Евангелие Хиландарь, 12 и рукописи его круга)//Археографски прилози. 2011. 33. С. 321. 7. От Кирилла Философа до Константина Костенецкого и Василия Софиянина: История и культура славян IX–XVII веков. М., 2011. 8. Откритието като научна съдба//За буквите/Кирило-Методиевският вестник. 2011. 35. С. 4. 9. Иосиф II (Солтан), митр. Киевский (раздел «Церковно-учительная деятельность»)//Православная энциклопедия. Т. 26. М., 2011. С. 17– 18. 10. Ипатьевский монастырь (раздел «Библиотека»)//Там же. С. 441. 11. Ириней Лионский (раздел «Почитание на христианском Востоке, у южных славян и на Руси»)//Там же. С. 441 ( в соавторстве с А. А. Королевым). 12. Исаак Собака//Православная энциклопедия. Т. 27. М., 2011. С. 9– 11. 13. Исайя Серрский//Там же. С. 141– 144 ( в соавторстве с Л. К. Гаврюшиной). 14. Истрин В. М.//Православная энциклопедия. Т. 28. М., 2011. С. 23– 26 ( в соавторстве с И. Н. Поповым). 15. Йованович Т.//Там же. С. 698– 699 ( в соавторстве с И. О. Олейниковой). 16. Йовчева М.//Там же. С. 700– 702. 17. Болгарские книжники раннего XIV в. между Тырновом, Святой горой и Святой землей (по следам забытых и новейших атрибуций)//Средновековни тексти, автори и книги: Сборник в чест на Хайнц Миклас. София, 2012 (Кирило-Методиевски студии. Кн. 21). С. 236– 244.

http://sedmitza.ru/lib/text/10066057/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010