Вып. 3. Стб. 201-205) и «Славянские рукописи Британского музея в Лондоне и Бодлейской библиотеки в Оксфорде» (1872. Т. 7. Вып. 3. Стб. 233-236) Срезневского; «Камни, хранящиеся во Владимирском Успенском соборе» К. Н. Тихомирова (1863. Т. 4. Вып. 4. Стб. 369-370); «Описи свияжского Богородичного мужского монастыря, составленные в 1614 г.» Н. И. Суворова (Там же. Вып. 6. Стб. 548-589); «План Новгорода на иконе Знамения Божией Матери в Новгородском Знаменском соборе» И. И. Горностаева (1865. Т. 5. Вып. 3. Стб. 145-150); «Сведения о доме в Москве, принадлежавшем в XVII в. боярину Н. И. Романову» П. П. Пекарского (Там же. Вып. 4. Стб. 258-259); «О старинных русских мерах протяжения» (1872. Т. 7. Вып. 3. Стб. 258-274), «Разбор прописи на Мстиславовом Евангелии» (Там же. Стб. 275-284), «О значении царского титула до принятия русскими государями титула императорского» (1877. Т. 8. Вып. 3. Стб. 193-218; Вып. 5. Стб. 449-477; 1880. Т. 9. Вып. 2/3. Стб. 201-271) и «О размерах Большого Чертежа» (1884. Т. 10. Вып. 2. Стб. 118-130) Д. И. Прозоровского; «О времени написания фресков Киево-Софийского собора» прот. П. Г. Лебединцева (1877. Т. 8. Вып. 1. Стб. 67-71); «Греческая икона 1771 г., изображающая г. Иерусалим с окрестностями» (1884. Т. 10. Вып. 1. Стб. 35-44) и «Составление первого руководства по церковной археологии» (Там же. Вып. 2. Стб. 93-118) прот. К. Т. Никольского ; статьи А. Ф. Бычкова, Н. А. Абрамова, К. И. Невоструева и др. Серию статей по филологии Византии опубликовал Г. С. Дестунис : «Ватопедский снимок Птолемеевой географии» (1861. Т. 2. Вып. 1. Стб. 16-22), «Объяснение стихов на Византийском складне» (Там же. Вып. 4. Стб. 229-232), «Заметки на ватопедский список географии Страбона» (1861. Т. 3. Вып. 1. Стб. 29-32) и др. В неск. томах печаталась известная работа Срезневского «Из обозрения глаголических памятников» (Там же. Стб. 1-18; Вып. 3. Стб. 185-198; Вып. 6. Стб. 437-457; 1863. Т. 4. Вып. 1. Стб. 1-16; Вып. 2. Стб. 93-119; Вып. 3. Стб. 197-201; Вып. 4. Стб. 273-308; Вып.

http://pravenc.ru/text/293864.html

К наст. времени имеются крайне отрывочные сведения о настоятелях обители вплоть до нач. XX в. Первым известным настоятелем обители являлся архим. Иов († 1551), среди его преемников - архимандриты Геронтий († 1563), Геннадий (упом. в 1567), Феодосий (упом. в 1603 и 1604), Иосиф (упом. в 1610-1615), Варлаам (упом. в 1638). В кон. XVI в. О. В. м. славился своими иконописцами. Так, иноки Иов и Нифонт в 1595 г. создали 3 образа прп. Нила Столобенского. Возможно, что насельниками О. В. м. написаны 2 иконы прп. Савватия Тверского (ныне в Центральном музее древнерус. культуры и искусства им. Андрея Рублёва). В 1816 г. братия О. В. м. составляла 3 чел., в 1859 г.- 6 чел., в 70-х гг. XIX в. и нач. XX в.- 5 чел. Сразу после преобразования О. В. м. в жен. мон-рь туда были переведены 9 чел. (2 монахини и 7 послушниц) из новоторжского в честь Воскресения Господня жен. мон-ря; к 1913 г. численность насельниц возросла до 137 чел. Настоятельницами обители были игумении Евдоксия (1903-1908), Сергия (Виноградова; 1908-1917), Ангелина (1917-1918) и Виталия (Григорьева; окт. 1918 - окт. 1919). После закрытия обители часть сестер перешла в тверской в честь Рождества Христова женский монастырь , часть - влилась в приходскую общину ц. Успения Пресв. Богородицы на Волынском кладбище Твери; нек-рые остались в Орше при трудовой школе-коммуне в качестве обслуживающего персонала. В 30-х гг. XX в. многие из бывш. насельниц пострадали в ходе репрессий. Материальное обеспечение Основные владения О. В. м. сложились не позднее 1-й пол. XVI в. Согласно Дозорной книге Тверского у. 1551-1554 гг., владения мон-ря составляли 3 территориальных комплекса: 1 в вол. Захожье (буд. Захожский стан Тверского у.) и 2 в волости Шейский у. (буд. Шейский и Кушальский стан Тверского у.). В вол. Захожье это были села Семёновское (с 10 деревнями и 1 починком) и Перхуровское (с 34 деревнями и 1 сельцом) (Писцовые мат-лы. 2005. С. 369-370). Второй комплекс располагался на левом берегу р. Волги, к востоку от обители, перемежаясь с землями Савватьевского мон-ря, и включал 3 села: Юрьевское (с 40 деревнями и 10 починками), Лисицы (Лисицыно; с 23 деревнями и 15 починками) и Замошье (с 33 деревнями, 28 починками и 1 займищем) (Там же. С. 291-292). Третий комплекс находился на правом берегу р. Волги и включал с. Ховлановское (с 27 деревнями и 14 починками) (Там же. С. 292). Согласно Писцовой книге Тверского у. 1580 г., мон-рь также владел двором в слободке на острове на оз. Глубоком (ныне Рамешковский р-н Тверской обл.) (Там же. С. 373).

http://pravenc.ru/text/2581593.html

Г. Степанян//Кавказ и Византия. Ер., 1988. Вып. 6. С. 268-275; Les homélies du catolicos Hovhan Mandakuni/Trad. l " archev. Y. Tabakian. Antélias, 2000. Ист.: Лазар Парпеци. История Армении. Послание Вахану Мамиконяну/Пер. с древнеарм. и коммент.: Б. Улубабян. Ер., 1982. С. 297-487 (на арм. яз.); Вардан Великий. Всеобщая история/Пер.: Н. О. Эмин. М., 1861. С. 70; Киракос Гандзакеци. История Армении/Пер.: Л. А. Ханларян. М., 1976. С. 57; Самуэл Анеци. Извлечения из книг историков. Вагаршапат, 1893. С. 72 (на арм. яз.); Иованнес Драсханакертци. История Армении/Пер.: М. О. Дарбинян-Меликян. Ер., 1986. С. 76. Лит.: Саргисян Б. Критическое исслед. об Иоанне Мандакуни и его сочинениях. Венеция, 1895 (на арм. яз.); Бюзандаци Н. Три понимания Иоанна Мандакуни//Лума. Тифлис, 1901. Т. 2. С. 369-380 (на арм. яз.); Тер-Мкртчян К., еп. Иоанн Мандакуни и Иоанн Майрагомеци//Шогакат. Вагаршапат, 1913. Т. 1. С. 84-113 (на арм. яз.); Дурян Е. Новая рукопись речей Мандакуни//Сион. 1927. Т. 1. 10. С. 308-309; 11. С. 343-346; 12. С. 372-373; 1928. Т. 2. 1. С. 19-21; 3. С. 84-86; 4/5. С. 133-135; 6. С. 179-180; 7. С. 211-213; 8/9. С. 246-248; 10/11. С. 312-313; 12. С. 370-371; 1929. Т. 3. 1. С. 27-28; 2/3. С. 65-67; 4. С. 119-121 (на арм. яз.); он же. Исправленные строки в рукописях//Там же. 1928. Т. 2. 12. С. 371-373 (на арм. яз.); Торосян О. Сравнение речей Иоанна Мандакуни «О деньгах и ростовщичестве» и Василия Кесарийского «Против ростовщиков»//Базмавеп. Венеция, 1927. 84. С. 65-73 (на арм. яз.); Акинян Н., Тер-Погосян П. Католикос Ованнес I (Мандакуни, 480-502 гг.): Лит. исслед.//HAms. 1971. Bd. 85. N 4/6. S. 137-162; N 7/9. S. 289-322; N 10/12. S. 385-398 (на арм. яз.); Акопян Г. Шараканы, приписываемые Иоанну Мандакуни//Эчмиадзин. 1971. 4. С. 31-36 (на арм. яз.); он же. Жанр шараканов в арм. средневек. лит-ре: V-XV вв. Ер., 1980. С. 91-101 (на арм. яз.); Айрапетян С. История арм. древней и средневек. лит-ры. Ер., 1994. С. 258-259 (на арм. яз.); Кеосеян А. Очерки богословия арм. средневек.

http://pravenc.ru/text/2578123.html

362 об.–364. Περ αρεσων. 364 об.–365. Τξις τν ϑρνων παρ το βασιλως Λεντος το σοφο. 365–366. Τ φφκια το Παλατου. 366 об. 368. Τιμοϑου. Нап. в „Книге правил», 1862, л. 619. 368–369. Θεοφλου το ρχιεπισκπου λεξανδρεας. Там же л. 628. 370. Δατινικα λξεις. Латинские слова, греческим алфавитом написанные, с переводом на греческий язык. 371. Χρυσοβολον το οιδμου βατιλως Κ. σαακου το γγλου περ τν γυναικν τν μελλντων γινσϑαι πισκπων. Нап. в Σντ. V, 321. л. 371. πιςολ κανονικ πατριαρχικ περ παρϑνων γυναικν συζευγνομνων νδρσι παρ γνμην γονων υτν. – О том, что девица, старше 25-ти лет, вышедшая замуж без согласия родителей, не осуждается за это. 372. об. Περ μεταϑσεως τν πισκπων. Нап. в Σντ. V, 116. 372 Παρ παρατσεως πισκπων. Синодальное определение при патр. Луке о недостойных епископах. 372. об. Περ πισκπου ποκαρντος. Синодальное решение патр. Николая Музалона о том, что принужденное пострижение епископа в монашество недействительно. 373–378. κϑεσις πλουστρα хартофилакса Мануила, напечатанное нами в этой книге. 379–380. Πναξ. 381–758. ξγησις τν ερν κα ϑεων καννων.. πονηϑεσα ωνν Ζωναρ. II. Чин братотворения 583 Хотяща брататися, поставит иерей старейшего одесную, а меньшего о левую сторону, пред святым алтарем и руце их положит на святом евангелии, и опояшет их поясом единым, и даст им по свещи горящей. Таже речет диакон, Благослови владыко. Священник речет, Благословенно царство отца и сына и святаго духа. Таже диакон речет: Миром Господу помолимся. О свышнем мире и о спасении. О мире всего мира, благостоянии. О святем храме сем, иже совокупляющимся нам в совершении любве животу, Господу помолимся. О рабу божию сею имрек и о Христове совокуплении, Господу помолимся. Яко да Господь Бог совокупит в любовь нелицемерну, Господу помолимся. О священнем и честнем теле и крови Господа нашего Иисуса Христа, яко да причастить их бессмертия и сблюсти им братства независтно, Господу помолимся. О даровании мудрия, Господу помолимся. О избавится нам от всякыя... Заступи, спаси, помилуй. Пресвятую, чистую, преблагословенную. Таже священник глаголет молитву: Господи Боже наш, давый вся прошения и яже ко спасению и заповедавый любити друг друга. Ты, владыко живодавче и человеколюбче, сия твоя рабы имрек возлюбившеся духовным возлюблением и пришедшу в церковь твою святую и благословение твое хотящим, и даждь им венец непостыдныи любве и нелицемерныя, якоже дал есть святым своим учеником и апостолом твоим, мир твой и любовь. Дайже им вся прошения ко спасению и жизнь вечную. Ты бо еси свет истинный Христе Боже наш, и тебе славу всылаем отцу и сыну и святому духу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Но, установив ложность датировок в рассказе о завоевании Ахваза, мы не можем безоговорочно утверждать, что краткое сообщение Халифы о дани с Ахваза, установленной при Мугире, соответствует второму договору с Хурмузаном (тем более что там упоминается совершенно иной правитель Ахваза). Нам остается только констатировать, что в 16/637 г. в наместничество Мугиры был совершен поход на Ахваз и заключен мирный договор с выплатой большой дани. Но если историки не сообщают ничего внятного о военных и административных успехах Мугиры в пору его наместничества, то о его скандальном смещении, кратко ли, подробно ли, упоминают все. На нем стоит остановиться и нам, чтобы лучше понять нравы той эпохи. Не отличаясь полководческими талантами, Мугира был большим женолюбом (биографы отмечают, что он только законно женился 300 раз) 368 , это и подвело его. В Басре, военном лагере, едва обустроенном, нравы мусульман были гораздо вольнее, чем в Медине под строгим надзором сурового Умара, и женщины пользовались большей свободой, сходясь по любви или ради благ мирских (особенно с высокопоставленными лицами)» 369 . Появилась такая замужняя дама сердца и у Мугиры. Его сосед Абу Бакра (свояк Утбы) то ли из искреннего благочестия, то ли по вражде 370 подстерег его в момент свидания и пригласил еще трех свидетелей посмотреть на гнусное поведение амира. Абу Бакра не поленился поехать в Медину и рассказать все халифу. Умар немедленно послал в Басру Абу Мусу ал Аш’ари с приказом отправить к нему Мугиру и всех свидетелей (в paбu’I 17/23.III – 21.IV 638 г.). Дело было скандальное: Мугира хотя и не был из числа старейших мусульман, но все-таки принадлежал к участникам присяги в Худайбии (см. т. 1, с. 143 – 144), весьма уважаемой категории сподвижников пророка; тяжкое обвинение такого человека в прелюбодеянии, которое влекло за собой страшную смертную казнь – побитие камнями, роняло престиж всех сподвижников пророка, авторитетом которых во многом обеспечивалось послушание пестрых армий в Сирии и Месопотамии. В то же время сокрытие такого проступка вызвало бы недовольство ревнителей благочестия. Умар вышел из этого трудного положения простейшим, но действенным способом – дискредитацией свидетелей.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Т. 4)), П. А. Лавровского («Святые Кирилл и Мефодий как православные проповедники и учители у западных славян» (1863. Т. 5/6), Н. А. Лавровского («Обозрение ветхозаветных апокрифов» (1864. Т. 9. С. 309-372, 459-498)), Я. В. Лебединского («Меры русского правительства относительно улучшения иконописи в XVI [и XVII] в.» (1863. Т. 6; 1865. Т. 12. С. 50-71)), свящ. В. Я. Михайловского («Страдание св. Пиония с братиею» (1864. Т. 7. С. 370-392), «Св. ап. и евангелист Иоанн Богослов» (Там же. С. 475-500; Т. 8. С. 35-65), «Нынешние несториане, их учение и богослужение» (1864. Т. 9. С. 499-537; 1865. Т. 10. С. 26-59, 121-156), «О книге Премудрости Соломоновой» (1865. Т. 10. С. 279-302), «Церковный суд в первом христианском веке» (1865. Т. 11. С. 157-164), «Устройство христианской Церкви в I в., при апостолах» (Т. 11), «Служения Церкви в апостольском веке» (1865. Т. 12. С. 161-195), «Богослужение в первом христианском веке» (1866. Т. 13. С. 6-23, 160-198) и др.), игум. Арсения (Иващенко ; впосл. епископ Кирилловский) («Охридский Патриархат» (1864. Т. 8. С. 493-530), «Греко-униаты острова Кипра в XIII-XVI ст.» (1866. Т. 13. С. 477-503), «Евстафий, митр. Солунский» (1866. Т. 14. С. 475-501; Т. 15. С. 275-307)), Г. П. Цветкова («Харьковские школы в старину и теперь» (1864. Т. 8. С. 571-594)), С. В. Масловского («О внешнем состоянии Православной Церкви в Турции со времени падения Константинополя до половины XVIII ст.» (1864. Т. 9. С. 157-253)), Г. Ф. Монзолевского («Филон Александрийский и его мировоззрение» (1865. Т. 11. С. 336-353, 503-525)). Значительная часть статей была посвящена истории зап. Церквей и западноевроп. богословской и философской мысли: «Толки в протестантском мире об авторитете Священного Писания» К. Е. Истомина (1863. Т. 4), «Религиозное движение в Чехии в XIV в.» (1864. Т. 7. С. 317-369) и «Базельский собор и его значение» (1865. Т. 10. С. 60-85) В. К. Надлера, «Новое или немецкое католичество» В. Я. Рожанского (1864. Т. 8. С. 1-34), «Разбор учения Фейербаха о религии» А.

http://pravenc.ru/text/180678.html

Повсюду об этом говорили разные люди, пришедшие из разных мест, так что было неясно, в какую нору он забился и где скрывается. Свои повествования рассказчики обильно сдабривали стенаниями и слезами о так некстати постигшем Иоанна несчастье: «Как сейчас нам нужна его благородная отвага, как сейчас нужны его руки! Ах, чего бы он только ни сделал, не случись с ним этого!» Все они восклицали «О, демон!» 367 и – ударив [себя в грудь] рукой 368 – уходили. Это были его давнишние нахлебники, люди совершенно бесполезные, обросшие, как и он, волосами, никак не здоровые, презренные хищники коз и агнцев народных 369 , и, да, клянусь богами, также и женщин! 370 Такими вот солдатами окружил он себя 371 , с ними он даже и не старался быть мужем – это ведь тяжело, – он был с ними софистом, рассматривавшим, как прослыть мужественным перед действительно доблестными, мужественными людьми. Но, мне кажется, божество наилучшим способом расстроило его планы. Пятый уже день мы с оружием в руках тщетно ждали врагов, которые тем временем разоряли нагорья. Тут и появляется Иоанн, всецело отказавшийся от мысли, что враги дерзнут пойти вглубь страны, – и сразу же становится рассадником всякой смуты. Никаких воспоминаний о немощи: он сам насмехается над теми, кто поверил слухам; он говорит, что прибыл издалека (откуда, неясно), куда его призывали соратники 372 , а он, дескать, откликнувшись на призыв, уже спас призывавших его селян, ибо враги даже не напали, но испугались, узнав о присутствии в тех местах его, Иоанна. Установив в этом месте безопасность, он, по его словам, помчался к иным трудам, в другое проблемное место [т. е. к нам], ожидая там появления врагов в самом ближайшем будущем, если, конечно, его присутствие останется неизвестным врагу и имя не будет у всех на устах. И тут же от него начинает исходить всякая смута: желая изобразить из себя полководца, он выкрикивает команды: «Во фронт!» «Фаланга!», «Вытянуть фланги!», называя войсковые построения, смысла же их не понимая. Некоторые были убеждены этим в его значительности и восхваляли его, многие стремились у него поучиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

Этому противоречит сказанное [в Писании] о том, что Бог «отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью» ( Быт. 1,7 ). Отвечу словами Августина: «Авторитет Писания неизмеримо выше всяких человеческих измышлений. Следовательно, какими бы эти воды ни были и каков бы ни был их модус существования, несомненно одно: они там есть» 366 . Что же касается природы этих вод, то тут мнения расходятся. Так, Ориген полагал, что те воды, которые находятся над твердью, суть духовные субстанции 367 , поскольку сказано [в Писании]: «Хвалите Его... воды, которые превыше небес!» ( Пс. 148,4 ); и еще: «Благословите Господа, все воды, которые превыше небес» ( Дан. 3,60 ). На что ему возражал Василий, говоря, что эти слова означают не то, что эти воды суть разумные твари, а то, что «через умное видение их созерцателями исполняется слава Творца» 368 . Следовательно, при таком понимании и огонь, и град, и прочее им подобное может быть использовано в тех же целях, хотя никто не приписывает им ничего подобного 369 . Таким образом, должно держаться мнения, что эти воды материальной природы, но их более точное определение будет зависеть оттого, какое мы примем мнение относительно небесной тверди. В самом деле, если под небесной твердью понимать состоящее из четырех элементов небо звезд, то естественно предположить, что и наднебесные воды состоят из элементов воды. Если же под небесной твердью понимать небо звезд, но не состоящее из четырех элементов, а какой-то иной природы, тогда и воды над твердью, следует думать, будут по природе отличаться от элемента воды; например, если Страбон утверждал, что одно небо названо эмпиреем, то есть пламенеющим, исключительно вследствие его сияния, то другое небо, находящееся над звездным, вполне можно было бы назвать водяным вследствие его прозрачности. Опять-таки, из того же предположения, а именно что природа небесной тверди отлична от природы четырех элементов, и при этом твердь отделяет воды от вод, можно заключить, что [в данном случае словом] «вода» обознается не элемент, а бесформенная материя. Августин, кстати, в самом деле утверждал, что о любом предмете, отделяющем тело от тела, можно говорить как об отделяющем воды от вод 370 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

346 Т. 3. С. 38. Ср.: Т. 5. С. 371 и 379. 347 Т. 5. С. 445. 348 Т. 2. С. 139. 349 Т. 5. С. 445. 350 Т. 5. С. 445—446. 351 Т. 5. С. 441. 352 Т. 1. С. 606. 353 Т. 1. С. 281. Ср.: Т. 5. С. 445. 354 Т. 5. С. 231. 355 Т. 2. С. 671. 356 Т. 5. С. 229—231. Ср.: С. 337. 357 Т. 2. С. 133. 358 Т. 5. С. 433—434. 359 Т. 5. С. 433. 360 Т. 2. С. 140—141. 361 Т. 5. С. 379. 362 См.: Т. 1. С. 97. 363 Внимательно, неразвлеченно. 364 Т. 4. С. 42. 365 Т. 5. С. 173. 366 Т. 4. С. 43 367 Т. 5. С. 178. 368 Т. 5. С. 345. 369 Т. 5. С. 479—480. 370 См.: (1Сол.5:17). 371 Т. 5. С. 480. 372 Т. 5. С. 480. 373 См.: (Мф.6:6). 374 Т. 5. С. 480. 375 Т. 5. С. 134. 376 Т. 3. С. 146. 377 Т. 5. С. 345. 378 См.: (Рим.8:26). 379 Т. 5. С. 359. 380 Т. 5. С. 359. 381 Т. 5. С. 172. 382 Т. 5. С. 552 и др. (св. Иоанн Лествичник). 383 Т. 5. С. 131 и др. (прп. Никита Стифат). 384 Т. 2. С. 633 и др. (св. Исаак Сирианин). 385 Т. 2. С. 552. 386 Ср.: Т. 5. С. 219 (св. Григорий Синаит), по св. Иоанну Лествичнику, безмолвие есть отложение помышлений о вещах и чувственных и мысленных. 387 Т. 5. С. 131. 388 Т. 5. С. 190. 389 Ср.: о двух высочайших состояниях у св. Максима Исповедника. Т. 3. С. 178. 390 Т. 3. С. 293. 391 Т. 5. С. 190 (св. Григорий Синаит). 392 Т. 5. С. 358. 393 Т. 2. С. 556. 394 Т. 3. С. 363. 395 Т. 5. С. 300. 396 Т. 5. С. 301. 397 Т. 5. С. 474—475. 398 Т. 5. С. 475. 399 Там же. 400 Т. 3. С. 363. 401 Т. 3. С. 293 (блж. авва Фалассий). 402 Т. 5. С. 393. 403 Т. 5. С. 378. 404 Т. 3. С. 178. Т. 5. С. 370. 405 Т. 5. С. 359 (св. Исаак Сирианин). 406 Т. 3. С. 90. Ср.: С. 348 (прп. Феодор). 407 В стяжании, т. е. в приобретении. 408 Т. 2. С. 376. 409 Т. 5. С. 370. 410 Т. 5. С. 375. 411 Т. 5. С. 375. 412 Т. 3. С. 90. Ср.: Т. 5. С. 439, 244. 413 Т. 5. С. 295. 414 Т. 5. С. 236 (св. Григорий Синаит), 360 (свв. Каллист и Игнатий). 415 Т. 5. С. 433 (св. Каллист Тиликуда). 416 Т. 5. С. 376. 417 Т. 3. С. 366. 418 Т. 2. С. 432. 419 Т. 5. С. 433. 420 Т. 2. С. 752. 421 Т. 5. С. 471. 422 Т. 2. С. 724. 423 Т. 3. С. 321 (св. Феодор Эдесский). Ср.: Т. 2. С. 366 (св. авва Филимон).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4047...

Бледнело лицо от поста, а мысль кипела страстными желаниями в охлажденном теле, и огонь похоти пылал в человеке, который заранее умер в своей плоти» 80 . Нам мало известно о религиозной жизни блаж. Иеронима в этот период, однако именно в Риме произошло его духовное обращение: вскоре после того как в 366 г. на Римскую кафедру был избран папа Дамас, Иероним принял крещение 81 . В Риме же он познакомился с учившимися там его соотечественниками Руфином Аквилейским и Гелиодором, а также с молодым римским аристократом Паммахием 82 . Вместе с ними Иероним имел обыкновение по воскресеньям посещать могилы апостолов и мучеников, находившиеся в катакомбах глубоко под землей. Впоследствии он вспоминал: «Мы часто входили в крипты, которые были вырыты в глубине земли и с двух сторон от входящих содержали тела погребенных, [разделенные] перегородками. Там было все так мрачно, что едва ли не исполнялись пророческие слова: Да сойдут в преисподнюю живые ( Пс.54:16 , по LXX). Изредка сверху, скорее не через окно, а через узкую щель проникал туда луч света, разгонявший ужас темноты» 83 . 3. Монашество и первая поездка на Восток (368–382 гг.) После окончания учебы в 368 или 369 г. блаж. Иероним вместе со своим другом Бонозом отправился в Галлию, в город Трир, где находилась одна из резиденций императора Валентиниана I, вероятно, для того, чтобы по желанию родителей начать свою светскую карьеру. Однако там он стал усиленно изучать христианскую литературу, переписывая сочинения известного галльского богослова свт. Илария Пиктавийского 84 , и вскоре увлекся идеалами христианского аскетизма, решив принять монашество 85 . Вероятно, определенное влияние на него оказал дух восточного аскетизма, привнесенный в Галлию свт. Афанасием Александрийским . Существует даже предположение, что блаж. Иероним и Боноз были теми двумя чиновниками, которые под влиянием чтения «Жития св. Антония», написанного свт. Афанасием, решили оставить светскую карьеру и посвятить свою жизнь служению Богу 86 . Так или иначе около 370 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010