Несмотря на такое состояние дела, они однако же находились во взаимном общении; так что Аникита, по уважению к Поликарпу, позволил ему совершать в своей церкви евхаристии; и оба они расстались в мире, равно как в мире со всею церковью находились и соблюдавшие тот обычай, и несоблюдавшие (Церк. История кн. 5, гл. 23 и 24, стр. 280–285. См. то же у Иринея Лионского стр. 692–693). XI. Св. Ириней Лионский : «Апостолы установили, чтобы мы не осуждали никого за пищу и питие и какой-нибудь праздник или новомесячие или субботы. Откуда же эти распри, откуда расколы? Мы празднуем, но в закваске злобы и лукавства, раздирая церковь Божию, и соблюдаем внешнее, чтобы отвергнуть лучшее – веру и любовь. Что такие праздники и посты неугодны Богу, мы слышали из слов пророческих» (гл. 36, стр. 710). XII. О чиноприеме донатистов: Западная церковь (римская и медиоланская) на соборе, бывшем в Италии, определила не принимать хиротонии донатистов и обращающихся из них снова рукополагать, при поставлении в клир, – а отцы карфагенской церкви «заблагорассудили приходящих к православной вере из донатистов принимать так, чтобы они удерживали свои священнические степени, ибо отцы видели в этом одно из самых верных средств к уничтожению раскола» (79 пр. Карфаг. соб. и толк. Зонары и Вальсамона, см. и у Иоанна Смоленского, т. 2, стр. 198–199). XIII. Фирмилиан, еписк. Кесарий Каппадокийский: «И живущие в Риме не во всем соблюдают то, что предано от начала; и напрасно кто-нибудь стал бы претендовать на знание апостольского авторитета, основываясь на том: что видит у них относительно дней празднования Пасхи и относительно многих других божественных таинств некоторой разности и что не наблюдают там (в Риме) одинаково всего, что наблюдается в Иерусалиме, почему и в других весьма многих провинциях многое, по различии мест и людей, пестреет разнообразием, и однако из-за сего никогда не было отступаемо от мира и от единства кафолической церкви» (В Патрол. Миня, т. III; см. у Голубинского «К нашей полемике»... по изд. 1905 г. стр. 135). XIV. Бл. Феофилакт Болгарский : а) «Необрезанный Тит, говорит он (апостол), не был принуждаем обрезаться. А это служит важнейшим доказательством того, что и апостолы допускали обрезание не в качестве закона, а по некой экономии (т. е. как временную меру благоразумного снисхождения к немощным), ради верующих от обрезания, – и того, что они не могли порицать проповеди Павла, которого ученик был необрезан» (Толк. на посл. Галат., Казань, 1884 г., стр. 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

277 «Бог не вводит в заблуждение, но не повинующихся Ему оставляет их без Своего водительства, и, конечно, без руководства, кидаемые туда и сюда они заблуждаются». (Злат. т. V. стр. 778; Феодор. ч. 3, пс. 106 стр. 241). 278 «Если бы не было Св. Духа, говорит св. Злат., то не было бы в церкви пастырей и учителей, потому что и они поставляются Духом», как и Павел говорит: «в немже вас Дух Св. постави пастыри и епископы». ( Деян. 20:28 ; – Злат. т. II, 500 стр.). Он же говорит: «Через Духа Св. мы видим лики священников, имеем полки учителей», (там же 507 стр.). 279 Диавол только надеялся, что погубит пастырей, а его единомышленники пошли дальше и уверяют, что диавол достиг своей цели и погубил всех пастырей. 280 Как пастух печётся, чтобы овцы имели обильный и питательный корм и предохраняет их от вредных трав, от которых они гибнут; так и пастырь заботится, чтобы вверенные ему люди не заблудились и имели бы правильное понятие о Боге и о своих к Нему обязанностях. Дальнейшие слова: «учаще их блюсти вся, елика заповедах вам», означают, что пастыри не только должны научить, но и пасти или следить, чтобы наученные соблюдали всё им заповеданное Христом в точности, ничего не оставляя. Как пастух, найдя овцам обильный корм, не ложится спать, а следит за ними, чтобы не напали на них волки, или чтобы они не разошлись зря, не попали бы в трясину и пропасти, и вообще каким-нибудь способом не погибли бы; так и пастырь должен заботиться, чтобы вверенных ему овец не пожрал рыкающий лев. (1 Петра, 5:8). 281 «Когда ты слышишь, что Христос есть священник, говорит св. Злат., то не думай, что он священнодействует постоянно; Он совершил священнодействие однажды, и затем воссел одесную Отца. Чтобы ты не думал, будто Он стоит на горе и священнодействует, (апостол) показывает, что это было делом домостроительства. Как Он был рабом, так же и священником и священнослужителем; как, будучи рабом, Он не остался рабом, так, будучи и священнослужителем, Он не остался священнослужителем, – потому что священнослужителю свойственно не сидеть, a стоять». (т. XII, Ebp. VII гл., ст. 27. бес. XIII, стр. 123, 126. Тоже y Феофилакта бол. на это место стр. 97 и Феодор. ч. 7. стр. 608).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

561 Т.е. огнестрельных орудий; а, по дополнительным сведениям, Гергей при с. Шеллош сдал русским 144 орудия, 80 тысяч человек и 8 тысяч лошадей строевых и упряжных. См. особое прибавление к 99 «Московских Ведомостей» 1849 год. 567 Это был некогда так называемый Головинский дворец. В нем же теперь помещался и 1 Кадетский корпус. О сем, как и о подробностях освящения храма 2-го Кадетского корпуса см. Московские Ведомости 1849 год, 148. 569 Сочинения Филарета, V, 48–52 и примечания на стр. 52. Срав. Письма Филарета к Алексию, стр. 59; также – к Муравьеву, стр. 313; и – к Антонию, II, 496. Это упоминание о почившем великом князе, по свидетельству современников, вызвало невольные слезы в предстоявших и слушавших проповедь, любивших его, как Отца. См. Московские Ведомости 1849 год, 148. 574 Полное собрание законов Российской Империи, собрание второе, т. 29, отд. 1, стр. 416, 28150. 591 Стр. 232. Упоминаемый здесь князь М. С. Воронцов был в то время Новороссийским и Бессарабским генерал-губернатором. А крепостца, это – порт Св. Николая. 597 Разумеется известная нам нота от 19 июня 1853 года, составленная в Вене, и в августе, по принятии ею Россией, отвергнутая Турцией. 604 Экзерциргауз – крытое помещение для военных упражнений в холодную и ненастную погоду (прим. ред.) 606 Письма Филарета к Антонию, III, 259. Также см. стр. 252, откуда можно видеть, что это не та икона-складень, о которой говорит Филарет в своей речи к воинам, хоти и древняя. И крестиками от лавры еще благословлял святитель воинов. См. там же, стр. 262, 264, 280, 287. 609 Супругою короля Голландского или Нидерландского была сестра нашего Государя, великая княгиня Анна Павловна. 617 Бомбардировка Одессы начато было с утра Великой субботы и продолжалось весь день, не исключая и времени литургии, о чем см. любопытное письмо Иннокентия Херсонского в Чтении в обществе истории и древностей, 1869, 1, 151–152 отд. «Смесь». 619 См. Письма Филарета к викарию Иннокентию Сельно-Кринову в Прибавлениях к творениям святых отцов, 1871, 24, 436 и 1872, 25, 51.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

И вот некоторые из этих несчастных архиереев, чтобы не умереть с голоду, начинали бродить по разным другим странам, отыскивая всякие другие средства к содержанию. Они готовы были кого случится поставить во священники за самую малую цену – за три рубля на наши деньги» (Проф. А. Лебедев . История греко-восточной церкви под властью турок. Спб. 1903 г., стр. 356 и 369). Вообще снискивание себе пропитания подобным путем восточные иерархи не считали для себя позором несмотря на то, что иногда это сопровождалось даже унижением их высокого сана. Так, в 1586 году в Москву прибыл для сбора пожертвований антиохийский патриарх Иоаким V (1582–1592). Митрополит московский, как низший саном, должен был принять от него благословение. Но москвичи не могли примириться с этим, почему митрополиту дан был наказ первому благословить патриарха, и митрополит, действительно, первый благословил патриарха... (Церковные ведомости. 1906 г., стр. 15–26). Особенной изобретательностью по части снискания средств к жизни отличался сам патриарх Макарий, предпринимавший самолично путешествия по патриархату «с целью собрать положенные денежные взносы», почему либо не поступившие своевременно; такие путешествия его иногда продолжались целый год (Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию, вып. 5, стр. 196–197). Но когда собранные таким путем деньги не оказывались достаточными, тогда он предпринимал далекие путешествия по чужим странам, раздавал во множестве индульгенции, обдаривал богатых и влиятельных лиц мощами святых и частицами Древа Честного Креста, испытанного на огне и в воде и т. д. На собранные в этих странах и этаким путем деньги патриарх не только воздвиг великолепный дворец для патриархов в Дамаске (Там же, стр. 150–152), но и оставил богатое наследство своему внуку Константину, в патриаршестве Кириллу (Труды Киевской духовной академии. 1874 г., 2, стр. 446 – 447). 15 Г. Самуилов по этому поводу выражает как бы удивление (Церковные ведомости, стр. 279–280). Но это удивление должно само собой рассеяться, когда мы сошлемся на хорошо известный ему факт одновременного сидения на первосвятительской кафедре всея Руси: митрополитов – Алексия в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

280 Свидригайло уступил Бучацкого магистру ордена меченосцев, который в последствии обменял его на командора крестоносцев. Нарбут, т. VII, стр. 146. 281 По Зубрицкому это должен быть Соколов между Острогом и Острожском на Волыни, стр. 319. Кромер называет его: Socolicia там же, примечание 193. 282 Максимович, письма о князьях Острожских, стр. 12. По визитационной книге храм Пречистой основан князем Феодором 1442 года будто бы для доминиканцев митрополита Исидора. (Русские святцы Филарета, августа 28 дня) Сколько, впрочем, последнее неосновательно, настолько первое заслуживает вероятия, потому что оно как раз назначает время основания этого храма к концу политической деятельности преподобный Феодора, когда ему всего естественнее приходилось думать о Боге. 283 См. собрание поденных малороссийских сказаний, находящихся в рукописной книге Киево-Печерской Лавры: «краткие жизнеописанья преподобный отец дальних пещер, с присовокуплением тропарей и кондаков сим святым», игумена Модеста; краткие сказания о жизни и подвигах святых отцов дальних пещер Киево-Печерской Лавры, Киев 1862 год, стр. 61. 287 Не говорим уже о том, что Несецкий, как мы видели потому именно и не признает Феодора сыном Даниила, что таковое происхождение, по его мнению, назначает для жизни последнего много времени. См. Стебельский Dodatek do Chronologii t. III, стр. 69–70. 289 Говорим об этом между прочим для того, что у нас на Волыни существовало мнение будто преподобный Феодор был погребен в Остроге, и даже указывали надгробную доску, которая там была некогда над его могилой. Доска эта ныне помещается пред престолом в Хоровской церкви, Острожского уезда. Ныне доказано, что эта доска позднейшего происхождения, и если точно была над гробом какого-либо Острожского князя, то одного из потомков преподобного Феодора, например, Василия или Ивана, но отнюдь не Феодора. 290 Карамзин, упоминая о Дубровицких князьях, между прочим замечает, что «Дубровна есть местечко Могилевской губернии, в Оршанском округе (История государства Российского, Карамзин, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

1585 Письма Филарета к Антонию, IV, 265–266 Срав. Нашу статью – речь в Чтениях в Обществе любителей духовного просвещения, 1891 год, 1–2, стр. 152–153. 1586 Православное Обозрение 1881, II, 347. Слова профессора П. С. Казанского , написанные под живым впечатлением переданной ему беседы протоиерея А. В. Горского с митрополитом Филаретом. Впрочем, слово: «постепенное» в устах владыки Филарета отнюдь не значило того, что имели в виду желавшие затормозить освобождение крестьян. 1592 Этот текст манифеста в его Филаретовской редакции можно видеть там же, стр. 9–15. Срав. обнародованный текст его в Высочайше утвержденных 19 февраля 1861 года Положениях о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. СПб. 1861. См. также Свод законов по продолж. 1876 г. и Полное собрание законов Российской Империи, собрание второе, т. 36, 36650. 1593 Срав. вышеприведенную проповедь Филарета на текст не своих си кийждо, но и дружних кийждо смотряйте. 1594 Полное собрание законов Российской Империи, собрание второе, т. 36, 36650, стр. 131. Вместо слов «убеждены были признать» поставлено просто: «убедились». 1595 Эти последние слова манифеста послужили темою для художественного рисунка на медали, учрежденной в память освобождения крестьян от крепостной зависимости. 1599 Сам святитель Филарет не чужд быль еще мрачных мыслей о предстоявшем 19-м дне февраля. От 15 февраля того же 1861 года он писал: «Господи, спаси Царя, и пощади всех нас. Замечают, что ожидание народа сильно направлено на 19 день, а он едва ли принесет ожидаемое». См. Письма Филарета к Антонию, IV, 280. 1601 Сколько известно, митрополит Филарет до конца своей жизни особенно дорожил этим знаком высочайшего к нему благоволении за участие в великом деле. См Церковные Ведомости, изданные при Святейшем Синоде, 1891, 33, прибавление, стр. 1131. 1605 Письма Филарета к высочайшим особам и другим лицам, II, 97. Тверь, 1888. См. послужной список митрополита Филарета. 1606 См. у Седельникова в его книжке 25–летний юбилей государя императора Александра Николаевича, стр. 72–73, Москва, 1880.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

862 Князь Димитрий Иванович Жилка, сын вел. кн. Uoahha III , родился в 1482 г., женат не был, помер 14 февраля 1521 г. (П. C. Р. Л VI, 29, 263; VIII, 269. А. В. Экземплярскаго , Вел. и удельные князья сев. Руси, II, 116 стр., прим. 344) – Сохранились в архиве Данилова монастыря три грамоты на сельцо Будовское Старое: от апреля 1525 г. купчая игумена Даниила, в которой сказано: «а дали есмя двесте рублев да десять рублев пополнка, а купили есьма то сельцо теми деньгами, что дал к Пречистой Похвале и Всем святым по себе на село в вечный поминок князь Дмитрей Иванович, сын великаго князя Ивана Васильевича всея Русии, полтора ста рублев, а к тому есмя прибавили монастырских денег шестьдесят рублев» (Добронравова, История Данилов монастыря, прил., 87), от 20 июня 1525 грамота вел. кн. Василия Иван. о пожаловании сельца Будовскаго (Тажм же, стр. 16–17), от 1 июня 1526 г. несудимая грамота митр. Даниила (Там же, стр. 5–6) – Село Будовское в 24 верстах к востоку от уезд. гор. Переяславля-Залескаго, стоит при речке Круглице. (Истор. статист. описание церквей и приходов Влад. епархии, II, 138–141). 867 Вероятно второе посещение вел. кн. Василием Данилова монастыря было то, о котором повествует летопись под 1516 г. в сентябре (П. С. Р. Л. VI, 280). 874 Точно неизвестны годы игуменства Иова (Строев, Списки иерархов, 667). Вероятно об этом путешествии говорится в Продолжении Нестора (стр. 278) так: «лета 7031 (1523) июля в 28 день пойде великий книзь с братиею с Москвы к Переславлю, да к Юрьеву, а к Москве прииде к Покрову». (Си. Свирелина, О нач. и устр. Пер. Данил. мон. 62–63, прим. Житие прп. Даниила 2, 31, прим. Едва ли впрочем справедливо это летописное известие здесь относится ко второму посещению вел. кн. Василием Данилова монастыря). 957 Путешествие это было в 1528 г. прсле филиповского заговенья (П. С. Р. Л. VIII, 272, XIII,1 пол., 46, Карамзин, VII, 383 прим.). 997 Село Сватково, при речке Кунье или, по древнему названию, Куньеме, Владим. губ. Александровского у. в 35 верстах от Александрова и в 9 верстах к северу от Троице-Сергиевой Лавры по Ярославскому шоссе. Упоминается впервые в XV в., в первой его половине (Истор. статист. опис. церквей и приходов Владим. епархии, вып. II составл. В. Добронравовым, стр. 460–463).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

55, это показано под летом 6797. Этот собор по Лет. Львова II. 59 и Никон. сп. III. 89, подписан, т.е. украшен стенописью 1292 (6800) года. В 1300 (6808) году Андрей с митрополитом Максимом и ростовским архиереем 29 июня посвятил в нижегородском Софийском соборе новогородского архиепископа Феоктиста, как об этом повествуется в Соф. Врем. I. 292, Новгор. Синодальн. Лет. 162, Новгор. Лет. попа Ивана стр. 568. По летописям: изданный 1775 г. II. 72, Никон. списк. III. 93, Андрей 1294 (6802) г. ноября 8 венчал в тверском соборе Спаса тверского князя Михаила Ярославича. 1293 года посланный великим князем Димитрием Александровичем в Торжок, примирил его с князем Андреем городецким, как об этом повествуется в Новогородской лет. попа Ивана, стр. 565. В житии св. Петра, митрополита Московского , помещенном в I степенной книге, описывается клеветническое восстание Андрея на святителя 48 . Там он назван легкий умом, а у Карамзина в Истор. Росс. Госуд. IV. стр. 118 – легкомысленным и гордым. В Лет. Львова II. 72, под летом 1315 (6823) сказано: «тое же весны Андрей, епископ тверской, остави епископию и поставлен бысть епископ Варсонофий». То же под тем же годом в Продолж. Нестор. стр. 61, Воскресенск. II. 272, Никон. списка III. 110. В последней прибавлено: «остави епископию, вниде в монастырь». Но летоп. Никон. списка III. 125, «Ануфрей, будучи на покое, 1321 года ходил в Переславль и там великого князя Георгия Даниловича помирил с Тверским государем». Летописи: Львова II. 81, Воскресенск. II. 297 и Карамзин в Истории Рос. Госуд. IV, прим. 247, 280, стр. 119, – это приписывают не Андрею, а Варсонофию. В лета 1323 (6831) преставился Андрей в своем монастыре на Шеши у св. Богородицы, на другой день Варсонофий отпел его в Спасском соборе и положил в местной церкви Введения, как повествует об этом Летоп. Никон. списка III. 127. Митрополит Евгений во 2-м издании Истор. Росс. Иер., стр. 274 говорит, что Шешинский Богородицкий Введенский монастырь основан сим архипастырем. Монастырь Богородицы на Шеше в XV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

2. р 53. 283 Так пишет пр. Максим в своём «исповедании веры» (Ист. м. Платона стр. 300 и сл.). Враги воспользовались тем, что Грек, не ознакомившийся с тонкостями славянского языка, никак не мог понять разности между седе и седел еси, и настаивал, что там и здесь то же прошедшее время. Из этого недоразумения грамматического составили такое догматическое учение Максима: «Максим инок Святогорец говорил и писал о Христе, яко седение Христово одесную Отца мимошедшее и минувшее». В таком виде записали, и ещё не раз, судебный ответ Максима. Исповедание Максима говорит, что он понял, наконец, своё недоразумение: но этого уже не хотели записать. 285 «Судный список по делу о Максиме. Максим писал в защиту исправления книг: а) Исповедание православныя веры, напеч. в 2 ч. Истории м. Платона, стр. 280–306; б) Послание к м. Даниилу, изд. в Жур. Мин. Нар. Просв. 1834; в) Словцо отвечательно о книжном исправлении, изд. во 2 части Ист. м. Платона, стр. 327–339; г) Слово отвещательное о исправлении книг, там же, стр. 306–326; д) Ответ Собору ок. 1539 г. и послание м. Иоасафу в 1541 г. То и другое напеч. в Москвитянине 1842. 286 В Мюнхенской Библиотеке Иноческий Требник XVI в., но русский по письму (Ж. М. Нар. Просв. 1844, Май, стр. 80). 287 Первый Сборник в Биб. р. Толстова по опис. 1, 134. 135. Два других в Библиотеке Москов. Успенского Собора, по опис. Снегирева стр. 44–48. Оглавление Миней, составленное иноком Евфимием, издано Ундольским, в Чтен. Общ. Ист. 1847, 4. 288 Напр., в житии Паисия 10 июня о пр. Иезекииле, явившемся Паисию: «и скверными мысльми подвизаше того ум на вожделение обещанных благ». Надлежало написать «сокровенными». 289 «А и где буде погрешил от своего неразумия, от тех странских древних пословиц; или будет где посреди тех святых книг написано ложное и отреченое слово св. Отцы, а мы того не возмогохом исправити и отставити, и о том от Господа Бога прошу прощения». 290 Напр., сочинения пр. Иосифа против новгород. еретиков помещены под 9 сент., и они же под 31 июля; слова Григория Семивлаха – под 31 июля, и по частям под разными числами.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Римское право классической эпохи признавало взятие в плен полным уничтожением гражданской личности (capitis deminutio maxima. – Проф. К. ф. Чиларж, цит. соч., стр. 77), с чем, естественно, соединялась потеря всех прав, в том числе и супружеских, без возможности восстановления их jure postliminii. Для возобновления брака, в случае освобождения, находившегося в плену, требовалось новое согласие сторон, если, конечно, жена не успела уже выйти вторично замуж, причём юридически такой брак считался не продолжением прежде бывшего, а установленным вновь (проф. Загурский, Учение о законнорождённости, стр. 48; о дальнейших законодательных ограничениях права жены на развод с безвестно отсутствующим на войне мужем см. там же, стр. 51–53). 225 К воспроизведённому сполна тексту 31, 36 и 46-го правил св. Василия В. собор присоединил со своей стороны следующее: „Аще же по некоем времени возвратится воин, коего жена, по причине долговременного отсутствия его, со иным мужем сочеталася, то паки да возмет жену свою, аще восхощет; при чем да дастся ея неведению прощение, такожде и мужу, сожительствовавшему с нею во втором браке (τ τατηv εσoικισαμv κατ δετεov γμov vδ)». Соборное определение стоит и здесь на почве современного ему гражданского законодательства, которое точно так же предоставляло вернувшемуся из безвестного отсутствия солдату взять свою жену, хотя бы она уже была вторично замужем (юстин. Nov. CXVII. с. 11, – см. текст со слав. и русск. перев. у проф. Нарбекова в цит. изд., ч. 2, стр. 508–513). Но для нас важно, во 1-х, то, что до выяснения неосновательности предположения о смерти первого, отсутствующего мужа новый брак оставался в полной силе; очевидно, „снисхождение» к нему Церкви выражалось не в одном только „сокращении срока епитимии» (см. толков. Зонары на 36 пр. св. Василия В. в Σντ. IV, 180; цит. р. перев. стр. 280), которая, как мы уже знаем, налагалась при всяком второбрачии, а и в признании за этим вторичным супружеством предполагаемой вдовы права на законное существование.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010