6 Дмитриевский А. [А.] Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. Т. II: Εχολγια. К., 1901. С. 313 (прим.). Аналогичный состав диптиха при патриаршем служении, причём не только в Константинополе, засвидетельствован и в др. источниках: Taft. The Diptychs. Р. 149. 7 Hofmann G. (ed.) Orienmalium documenta minora. R., 1953. Р. 49–50. (Concilium Florentinum documenta et scriptores, ser. А. Vol. III, fasc. III). Подробнее см.: Тал. The Diptychs. Р. 134–137. 9 Там же. С. 44–45. Можно предположить, что эта формула представляет собой контаминацию двух вариантов поминовения на возгласе ν πρτοις μνσθητι, Κριε·, о которых шла речь выше. 11 Поэтому вряд ли случайно, что аналогичное чтение содержится и в древнейшей (среднеболгарской) части Служебника ГИМ, Хлуд. 117, XIII в., который также сохранил некоторые черты древнейших славянских переводов византийских литургических книг. См.: Желтов М., Диак. Чин Божественной литургии в древнейших (XI–XIV вв.) славянских Служебниках//Богословские труды. М., 2007. Сб. 41. С. 344. 12 См. устав архиерейской литургии, составленный архиепископом Новгородским и затем митрополитом Московским святителем Макарием (Желтов М., свящ. Чин архиерейской литургии в Русской Церкви в середине XVI века: свидетельство Великих Миней-Четьих свт. Макария, митрополита Московского//Сретенский сборник. М., 2016. Вып. 6. С. 141–178). Кого именно поминал на возгласе «В первых...» сам митрополит, неясно. 13 См., например, рукопись БАН, 21.4. 13, XVI в. Л. 25 об. Не вполне ясно, распространялось ли указание о поминовении «Вселенского», то есть Константинопольского, патриарха только на митрополита или же на всех архиереев. 14 До 1-й половины XVII в. включительно в русской традиции архиерею предписывалось тайно вычитать в храме во время часов полный чин проскомидии, пока в алтаре священник совершал саму проскомидию. 16 См.: Taft R. F. [А History of the Liturgy of St. John Chrysostom, vol. II:] The Great Entrance. R., 1975. Р. 227–234. (Orientalia Christiana Analecta; 200).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

τοτ στιν τ σμ μου ( Мк. 14:22 ) τοτ στιν τ σμ μου τ πρ μν διδμενον ( Лк. 22:19 ) τοτ μο στιν τ σμα τ πρ μν ( 1Кор. 11:24 ). Везде при сказуемом σμ стоит член τ, ибо речь идёт не о теле вообще, а о теле κατ’ ξοχν, о Теле истинном. Напротив того, всюду, а именно в: …λαβν ησος ρτον κα ελογσας ( Мф. 26:26 ) …λαβν ρτον ελογσας ( Мк. 14:22 ) …κα λαβν ρτον εχαριστσας ( Лк. 22:19 ) …λαβεν ρτον κα εχαριστσας ( 1Кор. 11:23 ) – хлеб назван ρτος без члена , ибо этот хлеб до «благодарения» (которое следует за актом взятия и, в свой черёд, предшествует евхаристийному «примите, ядите») есть просто хлеб, один из хлебов. По освящении же его молитвою благодарения, во время произнесения евхаристийных «примите, ядите» и при вкушении его он уже не простой хлеб, но хлеб по преимуществу, Сам Хлеб, ρτος – Хлеб , и в этом убеждаемся, сличая данные места с 1Кор. 10:16–17 и Ин. 6:33–35, 41, 55 и др. Тут везде говорится ρτος (с членом), и притом этот ρτος мыслится тождественным с τ σμα. Истинный Хлеб=Истинному Телу. Этим опровергаются рационалистические возражения, будто в Священном Писании не содержится учения о Евхаристии. Итак, комбинируя всё сказанное, мы делаем заключение: Церковь есть (метафизически, субстанционально, а не образно 561 ) Истинное Тело Христово . Но что такое, собственно, Тело, понимаемое метафизически? Посмотрим сперва, не даст ли чего лингвистика. IV Греческое σμα – тело происходит, по-видимому, от корня санскритского ska, греческого σς, лежащего также в основе слов: σος, σος – здравый, целый; σος, σς – благополучный, здравый, спасённый; σκος – сильный, здоровый; σαω, σζω (вернее – σζω) – лечу, излечиваю, спасаю; σω-τρ – спаситель, целитель. Сопоставляя поэтому σμα с σωτρ и с σζω, мы можем сказать, что эти слова относятся друг к другу как результат или орудие действия (νργημα, effectis vis) к действующему ( νεργν, auctor) и к процессу действования (νεργω). А так как окончание τρ равносильно окончанию τς, то σμα: σωτρ: σζω=πομα: ποιητς: ποιω=κτσμα: κτοστης: κτζω κτλ 562 . В параллель греческому можно притянуть и русское словообразование… (по Хомякову). Тело от санскритского корня тал, тил – быть полным, жирным 563 (т. е., по древним представлениям, – здоровым, крепким).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Октябрь. 633 Хотя однолетнее обложение в истории того времени вовсе не редкость 634 , тем не менее шаткость источника не может без риска позволить заключить, что все описанные здесь события заняли один определенный год. Для устранения, поэтому, приведенной несообразности в показании Иосифа, нет особенного препятствия допустить, что в означенном показании у него соединены вместе и год начала осады Иерусалима, и год ее окончания. Для этого нет надобности даже и продлять время осады до 4 лет, если иметь ввиду, что 162-я Олимпиада начиналась всего чрез каких-нибудь 2 года от начала осады. В истории самой осады характерно отношение Антиоха к осажденным, во время праздника Кущей. По просьбе Иоанна, Антиох соглашается на 7-дневное перемирие, и даже посылает в город великолепный жертвы, из почтения к Божеству Иудеев и для усугубления их праздничной радости. Тронутый этим великодушием Антиоха, внушенным, весьма возможно, памятью горького опыта Антиоха Епифана и, во всяком случай, заслужившим ему в истории наименование Благочестивого, Гиркан попросил у Антиоха мира и позволения жить по законам отечества, на что Антиох и согласился (несмотря на советы некоторых – истребить Иудеев, как народ своеобычный и замкнутый), наложив на Гиркана дань (500 тал.) и разрушив (собств. «сняв» – καθελε) при уходе τν στεφνην τς πλεως. 635 Чт собственно разуметь под этим последним выражением, не ясно видно. Некоторые, как напр., – Winer 636 , Graetz 637 хотели разуметь это не о разрушении всей стены, но только некоторых стенных украшений и надстроек (срв. Diodor. XXXIV, 1 Porphyr. у Евсев. Хрон. изд. Schoene, I, 255). Такое толкование, однако, является неточным при свидетельствах о том же Диодора и Порфирия, по которым, стены, во всяком случае, само собою были срыты, вследствие чего и в позднейшую заслугу Иоанна ( 1Мак.16:23 ) выставляется именно их восстановление. С другой стороны, есть основания полагать, что дело с Антиохом отнюдь не кончилось более или менее легким повреждением стен и «отступною» в 500 талантов.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

12 со Делан Сино хьалаайира. Сайн букъ суна аз хезира. Оцу озо олура: «Ша волчу меттехь Везачу Элан сийлаллина хастам хуьлда!» 13 Суна иштта дийнатийн вовшахъхьекхалуш а хезира, царна уллорачу чкъургаша еш йолу а хезира. Иза стигал къекъарх тера яра. 14 Делан Сино со, хьала а айина, Догдоьхна, са карзахдаьлла вара со. Везачу Элан куьг дара суна лаьтташ. 15 Тал-Авивехь Кабар-хина уллохь болу йийсарехь берш болчу вахара со. дийнахь со цигахь, царна юкъахь, догдоьхна а волуш.   Везачу Эло Яхьазкхиалх вар   (Яхьазкхиал 33:1-9)   16 де соьга Везачу Элан дош кхечира: 17 «Адаман Ас Исраилан халкъан вина хьох. Соьгара болу хаам хьайна мосазза хези, Сан цаьрга дан деза ахьа. 18 Ас зуламхочуьнга: „Хьо лийр ву!“ алахь, ахьа цуьнга иза деза, цу стаге, харц некъа аьлла, а деза, цуьнга шен са Ахьа иза ца дахь, и стаг шен къинош бахьана долуш лийр ву, ткъа цуьнан Аса хьоьгара жоп доьхур ду. 19 Амма ахьа цуьнга динчул иза къинош леточуьра ца сацахь, иза шен къинош бахьана долуш лийр ву, ткъа ахьа хьайн дахар ду. 20 Нагахь санна бакъахьа леларг, шен нийсачу некъа а ваьлла, харцдерг лело волалахь, Аса цунна новкъарло а йийр ю, иза лийр а ву. Иза шен къинош бахьана долуш лийр ву, ахьа цуьнга ца дина дела. Цо дина бакъахьара Суна дац, ткъа цуьнан Ас хьоьга жоп доьхур ду. 21 Нагахь ахьа бакъахьа лелачуьнга, къинош ма летаде аьлла, ткъа цо къинош а ца летадахь, иза билггал дийна вуьсур ву, аьлча цо тидам бира шега динчу Ткъа хьо хьайн са хир ву».   Яхьазкхиал вистхилалур вац   22 Цул суна Везачу Элан ницкъ боьссира, Цо соьга элира: «Хьала а аренга цигахь Со вист хир ву хьоьга». 23 Хьала а со аренга Цигахь лаьтташ Везачу Элан сийлалла дара, суна Кабар-хина уллохь гинарг санна долу. со сайн юьхь лаьтта кхачош охьавуьйжира. 24 суна чу Делан Са а доьссина, Цо со когаш Иза соьга вистхилира: «Хьайн а цу чохь 25 Хьо, адаман машшашца а воьхкур ву, хьо нахана юкъахь ца лелавалийтархьама. 26 Ас хьан мотт хьан къамкъаргах бу, хьо вист ца хилавалийтархьама а, хьоьга и нах ца хьебайтархьама а, аьлча иза аьрха халкъ ду. 27 Цул Ас хьоьца а къамел дича, хьан бага ю, хьан цаьрга ала йиш хир ю: „Хьалдолчу Дала иштта боху!“ луучо ца луучо ла ма аьлча иза аьрха халкъ ду».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

13 – Керип кой! – деп, олор база ла кыйгырыштылар. 14 Пилат олорго айтты: – Ол нени эткен? олор там тыыда кыйгырышты: – Керип кой! 15 Айдарда, Пилат улуска олорго Варавваны божотты, Иисусты дезе камчыладала, кере тартсын деп, берип ийди. 16 Оны претория дейтен крентик ичине апарала, ончо черни алдылар. 17 Ого кубакай-кызыл кеп кийдирип, тегенекти рл, бажына салдылар. 18 – Иудейлерди Кааны эзендик болзын! – деп, Оны уткый бердилер. 19 Бажына тайакла согуп, Ого ткрип, тизеленип, бажырып турдылар. 20 Оны электейле, кубакай-кызыл кепти уштып, Бойыны кебин кийдиреле, керге апардылар.   Иисусты керигени   (Мф. 27:32-44; Лк. 23:26-43; Ин. 19:17-27)   21 Киринейди Симон деп бир кижизи, Александр ла Руфьты адазы, бурулып, дп бараткан. Кер агашты апарзын деп, ого 22 Иисусты Голгофа – «Куу-Баш» деп экелдилер. 23 Ого смирна кошкон аракы ичерге берерде, албады. 24 Оны кере тарткандар, кемибиске нези не – деп, шыбага таштап, кийимин лежип алдылар. 25 Оны кере тартарда, тогус саат эртен тура болгон. 26 Бурузын кргскен «Иудейлерди Кааны» деп бичик илгендер. 27 Оныла кожо эки тонокчыны керип койдылар: бирзин о скзин – сол. 28 Анайып, «Оны кара сагыштуларга коштылар» деп, Агару Бичикте айдылган сс бтти. 29 дп бараткан улус баштарын кекип, Оны айдыжып турдылар: – Э-э, байзыды бузаачы ла ч кнге тудаачы! 30 Бойыды Бойы аргадап, кер агашта тш. 31 Улу абыстар бичикчилерле кожо анайып ок Оны шоодып, бой-бойына айдыжып турдылар: – ск улусты аргадап эди, Бойын дезе аргадап болбойт! 32 Христос , Израильди Кааны, эмди кер агашта тшсин, бис крл, Ого бдерис. Оныла кожо кере тартылгандар Оны база сгп турдылар. 33 Тал-тш боло берерде, стине карауй тжп, чинчи саатка турды. 34 чинчи саатта Иисус улу нденип кыйгырды: – Элои , Элои ! Ламма савахфани ? Онызы: «Кудайым, Кудайым! Мени не таштады?» – дегени. 35 Анда турган улусты кезиги мыны угала, «Бат, Илияны кычырып – дештилер. 36 Бирзи дезе барып, шидиретен немени уксусла чыктыдып, тайакка саптап, Ого ичерге берип, айтты:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

  6 — Силер ушул имаратты крп турасыарбы? Таш стн таш калбай, баары талкалана турган кндр келет, — деди.   7 Алар Ыйсадан:   — Устат, бул качан болот? Ушулар ишке ашар алдында кандай жышаан болот? — деп сурашты.   8 Ыйса:   — Сак болгула, алданып калбагыла! Анткени кп адамдар Менин атымды жамынып келип: «Машаяк менмин!» жана «Акыр заман жакындады!» дешет. Алардын артынан ээрчибегиле! 9 Жакын жерлердеги согуштардын нн жана алыс жерлердеги тартипсиздиктер тууралуу угасыар. Бирок коркуп, рйр учпасын! Анткени алгач ушулар болушу керек. Бирок булар акыр заман жакын экенин билдирбейт, — деди.   10 Ыйса дагы мындай деди:   — Бир эл башка элге каршы, бир мамлекет башка мамлекетке каршы согушат. 11 Жер-жерлерде катуу жер титиреп, ачарчылыктар, жугуштуу оорулар болот, ккт коркунучтуу кубулуштар жана улуу жышаандар крнт. 12 Ал эми ушунун баары ишке ашардан мурда Мага ишенгениер чн силерге зордук крстп, кодулашат, синагога сотторуна кармап берип, абакка камап, ал тургай падышалар менен кмдарлардын алдына алып барышат. 13 Силер болсо ммкнчлктн пайдаланып, Мен тууралуу айтып бересиер. 14 Ошондуктан збзд кантип актайбыз деп алдыртан тйшк тартпоону ккргрг тйп алгыла! 15 Себеби Мен силерге кастарыар каршы чыга да, сйлй да албай тургандай чечендик менен даанышмандыкты берем. 16 Силерди, атгл ата-энелериер, бир туугандарыар, жакындарыар менен досторуар да кармап берип, кээ бириерди лтршт. 17 Мен чн баарына жек крнд болосуар.   18 Бирок башыардан бир тал чачыар да тшпйт. 19 Туруктуулук менен зрд сактап калгыла.   Иерусалимдин кыйрашы тууралуу алдын ала айтуу   20 Иерусалим шаарын душмандын аскерлери курчап алганын кргнрд, анын кагырап ээн кала турган кези жакын калган экен деп билгиле. 21 Ошондо Иудеядагылар тоолорго качсын, Иерусалимдегилер шаардан чыгып кетишсин, ал эми шаардын сыртындагылар ичине киришпесин! 22 Себеби ошол убак — Кудайдын элге тиешел шыбагасын бере турган убагы. Ушундайча Ыйык Жазуудагы бул тууралуу жазылгандардын баары жзг ашыш керек.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

В результате подобное обрезание могло приносить галатским христианам законническую похвалу по плоти и в определенной мере могло избавлять их от гонений. Притом апостол замечает, что все это по сути со стороны принуждающих оказывается лицемерием, поскольку, как говорит он, сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались ( Гал 6,13 ). В ответ же на все это и на то, что некоторые новоначальные христиане хвалятся своей верностью прежним законническим традициям, апостол, будучи верен одному только Христу, пишет галатам такие замечательные слова: А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, [крестом,] которым для меня мир распят, и я для мира ( Гал 6,14 ). Ведь для христианина весь прежний, ветхий, греховный мир со всеми его похотьми «распялся», то есть уже погиб и не существует, а потому и не может иметь, по сути, никакой уже ценности и привлекательности. Единственно, чем следует отныне «хвалиться» христианину, так это Крестом Господним, а значит, следуя Христу и Его учению, и «распинать себя» миру, и «распинать» в себе «лежащий во зле» мир, то есть отказываться от всех греховных мирских пристрастий. Вот это и есть истинное, настоящее, внутреннее, духовное обрезание, а не прежнее обрезание по плоти, ничего уже не дающее христианину. Ибо, как поясняет апостол, во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь (Тал 6,15). Другими словами, для христианина важно только одно – насколько стал он «новою тварью», новым творением Божиим, подлинным христианином. И если это так, то он может, вслед за апостолом Павлом, сказать, что вот – вместо ветхозаветного обрезания – я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем (Тал 6,17). Я уже не ветхозаветная падшая, такая плотская и такая греховная, тварь, но тварь, обновленная Господом, та, которую пришел насадить в мире Христос Спаситель и которая созидается не обрезанием, а святой и непорочною жизнью по Богу, по евангельским заповедям Христовым. Согласно святому апостолу Павлу, для нас имеет значение лишь наше духовное обрезание – Крест Христов, наше соучастие в нем, коим только и рождается новая тварь, святая, способная нерушимой своею верностью Кресту достичь отныне и самого Царствия Божия, чего я вам всем и желаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Во всяком деле, ремесле, искусстве более сведущие, опытные наставляют новичков, желающих освоить ту или иную область человеческой деятельности. Наставничество, передача опыта и накопленных знаний есть непреложный закон человеческого развития. В наибольшей степени этот закон приложим к сфере духовного становления личности, к искусству управлять собой, свои разрозненные пожелания подчинять задаче духовного и нравственного совершенствования. Апостолы, несмотря на существование учения Самого Христа, постоянно наставляли, назидали, охраняли от соблазнов и уклонений в крайности первохристианские общины. Церковь всегда придавала этому наставничеству огромное значение. Доказательство тому – включение апостольских посланий раннехристианским общинам в состав книг Нового Завета. В деле христианского совершенствования необходимость наставника и руководителя диктуется не только общими законами человеческого развития, но и той теснотой, узостью, необычайной сложностью христианского пути, о котором говорилось чуть выше. Пребывание в тесноте, физической и духовной, без которой не может быть деятельного христианства, чрезвычайно тягостно для человеческой природы, поврежденной грехопадением. На этом пути христианин рано или поздно начнет искать себе опоры, сильной и опытной руки, направляющей и укрепляющей его внутренние силы. Однако здесь, в этом поиске, и подстерегает подвижника опасность – опасность увлечься личностью, пребывающей в суровой аскезе, в полной отрешенности от духа мира сего, но не получившей дара духовной рассудительности и водительства другой жизнью. Влияние такой личности, ее неосторожное вмешательство в чужую человеческую жизнь может привести к тяжким последствиям, к тому, что подвижник, увлеченный ее примером, слепо подражающий ей, взвалит на себя груз, несоразмерный со своими силами, станет на путь не своей жизни, что приведет его к затяжному конфликту с самим собой. В духовной жизни нет ничего сложнее, запутаннее этого состояния. “По плодам их узнаете их”. Разлад с самим собой, глубокий внутренний кризис – это и есть первый горький плод лжепророческого руководства. Вот почему христианину повелено внимательно всматриваться в реальные плоды стороннего наставничества, а не безрассудно смешивать все (свт. Иоанн Златоуст). Евангелие учит здесь благоразумному, спасительному недоверию самому себе, своим оценкам, мнениям, впечатлениям; учит прежде принятия окончательного решения поверять все опытом своей жизни. Стихи 21–23. Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не тал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.

http://azbyka.ru/nagornaya-propoved-spas...

Во-вторых, потому, что это приличествует причине Воплощения со стороны принятой природы. В самом деле, таким образом нам дается понять, что человеческая природа была принята Сыном Божиим в единство Лица не по заслуге, а исключительно по благодати, которая усваивается Святому Духу, согласно сказанному [в Писании]: «Дары различны, но Дух – один и тот же» ( 1Кор. 12, 4 ). Поэтому Августин говорит: «Образ рождения Христа от Духа Святого... сообщает нам благодать Божию, которой человек без всяких предшествующих заслуг в самом начале существования своей природы соединился с Богом Словом в такое единство Лица, что Он как один и тот же был Сыном Божиим» 55 . В-третьих, потому, что это приличествует пределу Воплощения. Ведь пределом Воплощения было то, что зачатый человек должен был быть Святым и Сыном Божиим. Но то и другое усваивается Святому Духу. В самом деле, Им люди делаются сынами Божиими, согласно сказанному [в Писании]: «А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва! (Отче!)«» ([ал. 4, 6). И Он же, по словам [апостола], является «Духом святыни» ( Рим. 1, 4 ). Поэтому подобно тому, как другие люди духовно освящаются Святым Духом в усыновление Божие, точно так же Христос был зачат Святым Духом в святости, чтобы быть Сыном Божиим по естеству. Поэтому, как говорит глосса, «слова: «Открылся Сыном Божиим в силе» тут же разъясняются следующими за ними словами: «По Духу святыни», то есть как зачатый Духом Святым. И сам благовестивший ангел, сказав: «Дух Святой найдет на тебя», сразу же заключает: «Посему и рождаемое Святое наречется «Сыном Божиим» " «. Ответ на возражение 1 . Дело зачатия в целом общо всей Троице, однако в том или ином смысле усваивается каждому из Лиц. Так, Отцу усваивается власть в отношении Лица Сына, вследствие этого зачатия принявшего Себе [человеческую природу]. Само принятие [человеческой природы] усваивается Сыну а образование принятого Сыном тела усваивается Святому Духу. В самом деле, Святой Дух есть Дух Сына, согласно сказанному [в Писании]: «Бог послал... Духа Сына Своего» (Тал. 4, 6). Поэтому подобно тому, как при порождении других людей находящаяся в семени сила души через посредство сокрытого в ней духа образует тело, точно так же Сила Божия, а именно Сам Сын (поскольку, согласно сказанному [апостолом] о Христе, Он есть «Божия Сила» ( 1Кор. 1, 24 )) через посредство Святого Духа образовал принятое Им тело. На это, как говорит Григорий, «также указывают слова ангела: «Дух Святой найдет на тебя», чтобы, так сказать, приуготовить и образовать материю тела Христова, «и Сила Всевышнего», то есть Христос, «осенит тебя», что означает, что Свет бестелесного Божества воспримет в тебе телесную субстанцию человеческой природы, поскольку сень образуют тело и свет» 56 . При этом Всевышний – это Отец, а Сила Его – это Сын.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

И св. апостол Павел чрез Христа получил свободу от прежних пороков, неуместной ревности, и вышедший на прямой, светлый путь к небу, даже принявший за веру Христову удары и язвы, ничем прошлым не хочет хвалиться, как только Крестом Христовым. Через Крест Христов мы, грешные, примирены с Богом Отцом, правосудие Его пременилось в милость, сила греха ослаблена, враг спасения попран, нам открыт легкий способ, прямой путь к блаженству, даны спасительные средства в Православной Церкви для более удобного очищения себя от грехов, для благочестивой жизни в Христе Иисусе. Чрез Крест Христов мы сделались наследниками Богу, сонаследниками Христу. И св. апостол, объятый неизреченною любовью к нам Богочеловека, навсегда отдался Ему, возлюбил Его всею душою, всем сердцем и всем помышлением своим. Для него жизнь только со Христом и во Христе. Он оставил дом, род, ни во что вменил свои труды и подвиги. Он для мира распят, мертв, глух к похвалам от людей, к блаженству, к родственникам. Он только и жил одною верою в Иисуса Христа, возлюбившего его и предавшего Себя за него (Тал. II, 20). Ради Христа страдания, узы, побои Павлу были радостны. Язвы, которые он носил на теле своем, были ему знаками чести и радостным воспоминанием о том, что он не вотще трудился. Он подвизался… подвигом добрым. Он был в больших трудах, безмерно в ранах, много раз в темницах и многократно при смерти. От евреев пять раз дано… было ему по тридцати девяти ударов треххвостной плетью. Три раза… били его палками; однажды камнями побивали; три раза… терпел кораблекрушение… много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в бедах от разбойников… от единоплеменников… от язычников; был в опасностях в городе… в пустыне… на море… между лжебратиями, в труде… в изнурении, часто в бдении, голоде… жажде; часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у апостола было ежедневно большое стечение людей и забота о всех им сооруженных Церквах ( 2Kop. XI, 23–28 ). И при всем том апостол не хвалился собою, а указывая на свои немощи, он прославляет только дивную благодать Божию, проявляющуюся в немощах его ( 2Kop. XII, 9 ). Как храбрый воин, принявший при защите отечества раны, увечье, хвалится ими как свидетельством своей верности отечеству, так и св. Павел свидетельствует свою верность и любовь ко Христу язвами, носимыми им на теле за имя Его. Какое смирение! И в то же время, какая высота, величие духа в святом апостоле!

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010