Сюда относится и сказанное у пророка Иоиля: «Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему» (2, 13).    Есть много таких, которые хотя по видимости показывают ревность к благочестию и усердно прилежат к внешним подвигам, но в душе бывают неблагоустроены, заносчивы, горды, своенравны, упрямы, непослушны, болтливы, тщеславны, самохвалы, раздражительны, строптивы, легко вдаются в безрассудные пересуды, взаимные оскорбления и пр. Душевное состояние таких тем опаснее, чем благовиднее кажется внешнее поведение их и чем больше оно нравится им самим. К ним справедливо может относиться то, что Спаситель говорил фарисеям: «Горе вам книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23:27—28).    Нельзя одобрить тех, которые нравственное образование начинают с внешнего – с одежды, наружного положения тела, волос и т.п.; лучше начинать с внутреннего. Господь говорил древним: «Обратитесь ко Мне всем сердцем своим» (Иоиль. 2:12). Поскольку сердце есть источник, начало всех действий, то каково сердце, таково будет и все наше поведение. Если в сердце будет жить Иисус Христос, то, без сомнения, Он будет проявляться и в наших нравах, взорах, словах, действиях, даже в одежде и во всех поступках, так что можно будет сказать с апостолом: «И уже не я живу, но живет во мне Христос (Тал. 2», 20). Коротко: кто улучшает сердце человека, тот улучшает всего человека, потому что в сердце источники жизни (см. Притч. 4:23). Следовательно, прежде и больше всего надобно упражняться в подвигах внутреннего самоумерщвления, а потом в необходимое пособие к этому присоединять и внешние подвиги. А кто мало заботится о внутреннем самоумерщвлении, тот «уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Интересен первый студенческий " Отчет о расходах по научной командировке за границей " , где у Ломоносова значится: " ...в Петербурге и по пути до Любека истрачено 100 руб. " , " От Любека до Марбурга – 37 талеров, костюм – 50 тал., учитель фехтования на первый месяц – 5 тал., учитель рисования – 4 тал., учитель французского языка – 9 тал., учитель танцев (за 5 месяцев) – 60 тал., парик, стирка, обувь, чулки – 28 тал., книги – 60 тал... " За фехтование и танцы Ломоносову досталось. Из Петербурга поступила " Вторичная инструкция марбургским студентам " от 29 мая 1738 года, где категорично заявляется: " Учителей танцевания и фехтования... больше не держать, и вообще не тратить деньги на наряды и пустое щегольство... " , а кроме того " остерегаться делать долги, а довольствоваться теми тремястами рублей, которые назначены в год... " Однако через год у студентов появились новые долги. 20 марта 1739 последовал " Выговор Канцелярии Академии Наук марбургским студентам " , где на основании отчетов о расходах сделано заключение И. А. Корфа: " наделали разных долгов " , " ...собственно на необходимое пропитание и занятия израсходовано очень мало, но много истрачено и промотано на разные прихоти " . Х. Вольф в письмах И. Корфу от 6 августа 1738 года и от 1 августа 1739 года объяснял студенческие растраты примерно так: " Деньги, привезенные ими с собой, они прокутили, не заплатив того, что следовало, а потом, добыв себе кредит, наделали долгов " ; " причина их долгов... Они через меру предавались разгульной жизни и были пристрастны к женскому полу " . Из второго письма следует, что студенты " раскаивались " , " извинялись " , " при этом особенно Ломоносов от горя и слез не мог промолвить и слова " . В письме говорится и об овладении студентами знаниями с таким примечанием: в особенности " Ломоносов сделал успехи в науках " . И. А. Корф в ответном письме Х. Вольфу, датированному октябрем 1738 года, просил о " бдительном надзоре " за молодыми людьми, " строго следить за их образом жизни " , " настоятельно понуждать их к тому, чтобы они бросили свою распутную жизнь " . Понятно, что Ломоносов со своими российскими коллегами очень тесно соприкоснулся в Марбурге с жизнью немецкого студенчества, которая особенным изяществом нравов не отличалась. Биографы Ломоносова отмечают, что и Ломоносов принимал участие в кутежах вместе с немецкими студентами, но это не мешало ему прилежно заниматься наукой.

http://bogoslov.ru/article/2261126

Разделы портала «Азбука веры» ( 28  голосов:  3.9 из  5) Оглавление Дедал и Икар Величайшим художником, скульптором и зодчим Афин был Дедал, потомок Эрехтея. Рассказывали, что он высекал из белоснежного мрамора такие дивные статуи, что они казались живыми; казалось, что статуи Дедала смотрят и двигаются. Много инструментов изобрел Дедал для своей работы, им были изобретены топор и бурав. Далеко шла слава о Дедале. У этого художника был племянник Тал, сын его сестры Пердики. Тал был учеником своего дяди. Уже в ранней юности поражал он всех своим талантом и изобретательностью. Можно было предвидеть, что Тал далеко превзойдет своего учителя. Дедал завидовал племяннику и решил убить его. Однажды Дедал стоял с племянником на высоком афинском акрополе у самого края скалы. Никого не было кругом. Увидев, что они одни, Дедал столкнул племянника со скалы. Был уверен художник, что его преступление останется безнаказанным. Упав со скалы, Тал разбился насмерть. Дедал поспешно спустился с акрополя, поднял тело Тала и хотел уже тайно зарыть его в землю, но застали Дедала афиняне, когда он рыл могилу. Злодеяние Дедала открылось. Ареопаг присудил его к смерти. Спасаясь от смерти, Дедал бежал на Крит к могущественному царю Миносу, сыну Зевса и Европы. Минос охотно принял его под свою защиту. Много дивных произведений искусства изготовил Дедал для царя Крита. Он выстроил для него и знаменитый дворец Лабиринт с такими запутанными ходами, что, раз войдя в него, невозможно было найти выход. В этом дворце Минос заключил сына своей жены Пасифаи, ужасного Минотавра, чудовище с телом человека и головой быка. Много лет жил Дедал у Миноса. Не хотел отпускать его царь с Крита, только один хотел он пользоваться искусством великого художника. Словно пленника держал Минос Дедала на Крите. Дедал долго думал, как бежать ему, и наконец нашел способ освободиться от критской неволи. – Если не могу я, – воскликнул Дедал, – спастись от власти Миноса ни сухим путем, ни морским, то ведь открыто же для бегства небо! Вот мой путь! Всем владеет Минос, лишь воздухом не владеет он!

http://azbyka.ru/fiction/podvigi-gerakla...

Они, говорят, ясно отличают служение богам от поклонения золотой статуе: последняя не была изображением какого-либо божества. В действительности друзья Даниила только отказываются от поклонения прежним идолам и только что сооруженному новому. В их глазах последний такой же запрещенный законом кумир, как и первые. Ни колоссальные размеры статуи (60 локтей=13 саженей 6 вершков [ок. 30 м] высоты и 6 локтей=1 саж. 15 вер. [ок. 3 м] ширины), ни ее громадная ценность, при предположении, что она вся была золотая, не являются баснословными. История восточных народов знает случаи сооружения еще больших по размеру статуй. Так, по свидетельству Геродота, в Мемфисе стояла статуя в 75 футов (225 м) высоты, – а Илиопольский идол солнца имел 150 локтей (75 м) высоты и 75 л. (37 м) ширины. Не должна поражать и ценность статуи. Полная достоверность библейского повествования подтверждается свидетельствами древних историков о существовании у ассиро-вавилонян громадных золотых литых статуй. Из них Геродот видел в вавилонском храме большое золотое изображение сидящего Бела, пред которым были устроены стол, стул и скамейка, все из чистого золота весом в 800 талантов (стоимостью до 26 000 000 р.). По словам Диодора Сицилийского, на вершине храма Бела стояли три вылитых из золота статуи – самого Бела, Милитты и Юноны. Первая из них весила 1 000 вавилонских талантов (ок. 30,3 т); вторая, посаженная на золотой колеснице, имела тот же вес: третья, державшая в правой руке змею, а в левой скипетр, украшенный драгоценными камнями, весила 800 талантов. Для этих трех божеств на верху храма стоял общий золотой стол весом в 500 талантов, на нем – два золотых бокала весом в 30 тал. (ок. 900 кг), две кадильницы в 300 тал. и три чаши, из которых принадлежавшая Белу весила 1 200 тал., а каждая из остальных двух по 600 тал. Наконец, и сам Навуходоносор рассказывает о себе в одной надписи, что он покрыл чистым, тяжеловесным золотом алтарь для одной вавилонской статуи и покрыл золотом же внутренность верхнего святилища пирамиды в Борзиппе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Река была обложена кирпичными набережными и по обоим берегам ее шли стены, делившие город на две крепости, а на концах улиц возвышались медные ворота 138 . Роскошные царские дворцы и не менее великолепные храмы богов гордо поднимали свои вершины к облакам, а в угоду царице, уроженке горной и тенистой Мидии, богатство, труд и искусство создали чудо древнего мира, так называемые, «висячие сады». Достаточно краткого описания их, чтобы видеть силу искусства строителей их. Занимая поверхность в 400 кв. фут., они поднимались выше башен дворца, имевших 150 фут. вышины; поддерживавшие их платформы из кирпича были подперты через каждые 10 фут каменными устоями в 22 фут толщины; на кирпичные платформы настланы были каменные плиты, толстые слои тростника, асфальта и гипса, покрытые, для предохранение от сырости, толстыми свинцовыми листами; на этой свинцовой обшивке был уже насыпан слой земли такой толщины, что на нем свободно могли расти высокие деревья; внутри этой постройки (садов) были проведены насосы, поднимавшие воду из Евфрата до самой верхней террасы, откуда посредством каналов и проводов она разливалась по остальным террасам, служа искусственным орошением искусственных садов 139 . Не меньшую славу и гордость искусства вавилонян составляли также и многочисленные величественные храмы многочисленных богов вавилонских. Особенно замечателен в этом отношении был великолепнейший храм главного вавилонского божества Бела. Он представлял собой построенную уступами пирамиду в 600 фут. ширины и высоты 140 . На вершине этого храма стояли три вылитые из золота статуи – Бела, Милитты и Юноны; первая из них весила 1000 вавилонск. талантов; вторая, посаженная на золотой колеснице, имела тот же вес; третья, державшая в правой руке змею, а в левой скипетр, украшенный драгоценными каменьями, весила 800 тал. Для этих трех божеств на верху храма стоял общий золотой стол в 40 фут. длины и 15 фут. ширины, весом в 500 тал., на нем стояли два золотых бокала весом в 30 тал., две золотые же кадильницы – каждая в 300 тал.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9:26). 632 Keil. Ук. соч. стр. 117. Philippson. lsr. Bibel. стр. 541. Winer. Real-wörterbuch. Art. Ophir. 637 По вычислению Fassen’a от Ецион-Гавера даже до устья Инда парусное судно может дойти во 100 дней. Indische Aeterthumskunde. B. 2. s. 590. 650 Какие горы золота имели обычай скоплять в своих сокровищницах древние монархи, видно из многих примеров. Добыча Кира от завоеваний в Азии состояла в 34000 фунтов золота, кроме золота в сосудах и украшениях, и в 500000 талантов серебра. Александр Мак. взял в Сузе из сокровищницы персидского царя 50000 тал. золота и серебра. В Персеполисе он захватил 120000 тал. Всего у него набралось в Экбатане 180000 тал. Keil. Ук. соч. стр. 88. 651 Предположение Hess’a, будто Соломон подарил эти города Хираму, ук. соч. т. 8, стр. 366, нам не кажется основательным. Хирам назвал уступленную ему область «землею Кавул» ( 3Цар. 9:13 ). По исследованию Keil’a слово «кавул», вероятно, происходит от или – закладывать, отдавать в залог. Ук. соч. стр. 106. Если это словопроизводство верно, то уже в самом прозвании земли заключается указание на денежное обязательство, лежавшее в основании уступки. 659 На эту мысль наводит И. Флавий: «о всяком виде дерева, – говорит он, – Соломон изрек притчу ( παραβολν) Antiqu. VIII. 2. 5. Правда, Ewald думает, будто И. Флавий в этом случае заблуждался, и утверждает, со своей стороны, что Соломон положил начало настоящей естественной истории, ук. соч. стр. 358, однако догадку свою ничем решительно не подтверждает. Diestel, напротив, представляет дело именно так, как думал И. Флавий. Real-Encykl. von Herzog. Art. Salomo. 662 Откуда Соломон почерпал свои знания? Первым и важнейшим источником знаний, которыми он, вероятно, всего более удивлял иностранцев, были, без сомнения, свящ. еврейские книги. Знание жизни человеческой и окружающей природы он приобрел собственным опытом и наблюдением, а также из бесед с опытными людьми из своего народа и со многими иностранцами, посещавшими Иерусалим. Любознательный царь, проводивший мирную жизнь, имел много свободного времени для этих бесед.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Если обложению должен подлежать по возможности чистый доход, то само собою разумеется, при обложении не должна ставиться в счет та часть дохода, которая необходима для удовлетворения первейших жизненных потребностей. Отсюда должны быть освобождены от налога те минимальные доходы, которые расходуются на самые крайние нужды, причем этот минимум (экзистенцминимум) —320— должен сообразоваться, конечно, с местными условиями и средним уровнем потребностей средних и низших классов. По то же самой причине обложение дохода должно быть не только пропорциональным, но и прогрессивным; т. е. увеличивающимся в известно возрастающей прогрессии по мере увеличения абсолютных размеров дохода. Уплата налога в 5 рублей для получающего 100 р. в год затруднительнее уплаты налога в 50 р. для получающего 1000 р. Чем меньше доход, тем больший процент его расходуется на предметы самой первой необходимости. По вычислению Пфейфера, лица, получающая 300 талеров, тратят на предметы первой необходимости 251 тал., т. е. 84% всего дохода, а лица, получающие 25000 тал., тратят на них 7196 тал., т. е. 28% дохода. Таким образом справедливый налог должен быть не пропорциональным, а прогрессивным. Предпочтение прямого прогрессивного обложения косвенному является в настоящее время столь общепризнанных, что его должны были признать в той или другой мере большая часть политических партий. С особенною решительностью делают это партии социалистические и радикальные, требующие уничтожения косвенных налогов (с.-р.: за исключением налогов на предметы роскоши) и установления единого прогрессивного налога на доходы и наследства. Нет сомнения, что требование это идеально справедливо; но по современным экономическим условием оно еще в течение весьма продолжительного времени безусловно неосуществимо. Предметом реальной политики налоговая реформа может быть лишь в том виде, в каком предлагают ее конституционалисты-демократы. Развитие прямого обложения на счет косвенного, общее понижение косвенного обложения, постепенная отмена косвенных налогов на предметы потребления народных масс и реформа прямых налогов на основе прогрессивного обложения доходов, имуществ и наследств, все это такие справедливые меры, которые могут быть осуществляемы уже с текущего года. Еще осторожнее ставят вопрос партия прогрессивная экономическая и „Союз 17 октября“. Вместо постепенно отмены они требуют постепенного понижения косвенного обложения предметов первой необходимости. Едва ли можно

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Что это такое? Мне хочется в последний раз подвергнуть легкому испытанию вашу языковедческую сообразительность. Обращали ли вы когда-нибудь внимание на одно довольно странное обстоятельство? Спрягая какой-либо глагол, мы, собственно, не очень нуждаемся в присутствии личных местоимений. Говоря: «читаю», мы уже самой формой этого слова даем понять, что речь идет о первом лице, обо «мне». Слово «читаешь» ясно указывает на второе лицо, «читает» – на третье. Местоимения «я», «ты», «он» тут вроде как излишни. В разговорной речи мы постоянно и обходимся без них: «Здоро´во живЕШЬ! Как себя чувствуЕШЬ?» «Да прыгаЮ помаленьку…» Все это справедливо, но только пока разговор ведется в настоящем времени. В прошедшем ничто подобное невозможно. Услыхав слова: «Вчера были в кино», вы никак не сможете установить, кто именно был в кино, пока в предложении не появится личное местоимение (или само существительное). В прошедшем времени местоимения становятся острой необходимостью… Заметить, что такая разница налицо, легко. Но вот растолковать, от чего она зависит, куда труднее. А разница-то далеко не пустячная, принципиальная: в двух соседних временах совершенно разными способами выражается понятие о том, кто действует, о «субъекте действия». Почему так получилось? Чтобы добраться до ответа, вглядитесь в два столбика примеров: Снег был Снег бел Лед стал Лед тал Рассказ пошёл Рассказ пошл Ничто не поражает в них ваш глаз? А между тем тут есть особенность, на которую, правда, мало кто обращает внимание. Оставим в стороне существительные обоих столбцов, тем более, что они здесь попарно совпадают. Что представляют собою остальные члены этих неуклюжих предложеньиц? В левом столбце все они – несомненные глаголы в прошедшем времени: был, стал, пошёл. В правом – столь же бесспорные прилагательные в их краткой форме: бел, тал (от «талый»), пошл (от «пошлый»). Глагол и прилагательное – две совершенно самостоятельные, друг друга ничем не напоминающие части речи. Да, но почему же тогда они так похожи здесь и по своей роли в предложениях (все они являются сказуемыми) и даже по внешнему облику: быЛ и беЛ, стаЛ и таЛ, пошёЛ? и пошЛ? Что перед нами: снова случайное совпадение или нечто большее?

http://azbyka.ru/deti/slovo-o-slovah-och...

нице; но как тут содержание очень дорого, то поспешили найти квартиры, и нашли их, правда, в тот же день, но скоро некоторые переменили, и я переменяю свою с концом этого месяца – по разным причинам. Здесь нельзя иначе нанять квартиру, как с мебелью, по большей части прекрасною, при ней готова пышная постель, прислуга (кроме чищенья сапог и платья), но за все это надобно платить очень недешево; напр., я плачу за новую квартиру 6 талеров в месяц (талер – 360 коп.), другие – около того же (мы все наняли особые квартиры – по одной комнатке). Прочие вещи по большей части столь же дороги, как в Петербурге, или дороже; но сукно дешевле, а потому сшить платье из сукна стоит здесь дешевле по крайней мере третью против С.П.Б. Дешевы также часы. Но вот еще чему подивитесь: мы обедаем в ресторации (так как и все квартирующие обыкновенно имеют здесь стол в ресторациях или трактирах), платя в месяц за обед 3½ талера (12 р. 40 коп.) – по 42 к. за обед, состоящий из супа, соуса и жаркого, кои, по крайней мере, мне кажутся довольно хороши. Вместо ужина довольствуемся булкой с чаем, или бутербродом. – Но я еще не сказал о том, как нас приняли. Приняли очень обыкновенно: представились посланнику, представились Савиньи, коему мы поручены от Михаила Михайловича. Первый поговорил немного, рекомендовал особенно осторожность в поведении и обращении и экономно в издержках; от него будем мы получать жалование, и на первый раз получили по 100 тал., а вперед всякий раз, когда будет нужда в деньгах, должны относиться к нему (что вышло против нашего ожидания и вопреки обещанию Михаила Михайловича, кой сказал, что на первый раз будет нам выдано полугодичное жалование, т.е. по 350 тал.). Савиньи сделал нам некоторые вопросы по Римскому праву на немецком языке; поговорил еще кой-что. По его распоряжению в первый сей семестр будем мы слушать: 1) Encyclopädie d. positiv. Rechts и 2) Institutionen und Antioquitäten d. röm. Rechts – у Кленце; 3) Статистику Прусс, у Гофмана 2666 , 4) Химию експерим., 6) Всеобщ, физич. География (которая

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Все они рыбны и от устья до вершины испещерены серыми камнями (по берегам) и черным лесом. На них растет: кедр, пихта, береза, осина, тополь, желтый, белый, красный и черный тал. Около устья реки растут сосна, черемуха, рябина, калина, малина, черная и красная смородина, акация, пищальник (бузина), собачья ягода, серый тал, оскорь, алагак (пестрая курица), ель, тая (трость), таваложник, сёоскос, теновник, боярка, жимолость. Теперь скажу о животных по шерстям их. Более всех водится: бурундук, белка, колонок, горностай, сурок, землеройка, водяная крыса, три рода мышей, водяная мышь, хорек (хомяк), лисица, заяц, дикая коза (антилопа), марал, рысь, медведь, белый олень, лось, соболь, пищуга (сеностав), рассомаха. Перчислю и рыб: таймень, щука, кускуч, налим, хайрюз, балбак-баш, урюп, тилмай. В Инырге мы прожили три дня, потом спустились к устью Копши и там ночевали. На следующий день, переправившись через Бию, приехали в Кебезень и там ночевали. Там было три двора русских и два дома новокрещенных. По речкам, вытекающим их горы, с восточной стороны от Кебезеня, кочует Тиргешское (Кергешское) племя. Эти Тиргешские инородцы народ честный – воровства у них нет. Здесь в Кебезени мы прожили до весны. После праздника Пасхи я отправился искать диких пчел; нашел 9 колодок; эти 9 колодок дали 11 роев, а всего в этом году стало 20 колодок. После этого, проживши до Ильина дня, мы отправились на Телецкое озеро для рыбной ловли. там мы около месяца ловили сельдей: всего поймали около 40 пудов. Обитающие здесь Тиргешцы каждый день по ночам неводят рыбу. Их невода в длину имеют не больше 10 сажен, и такими короткими неводами они добывали рыбы больше нашего, а у нас невод был в 50 сажен. Это потому, что они, когда неводят, то одни из них веревки, которыми привязан невод, тащат по дну, придавливая их ногами, а другие, стоя в лодках, двигаются на шестах. От этого их невод захватывает рыбы более, чем наш; мы однажды вытащим закинутый невод, они в это время успеют закинуть трижды; вследствие этого и улов у них был удачнее.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pamjatnoe-za...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010