Письма к мирянам Письмо 176. К некоему семейству. Жизнь изменчива, как море. – Любовь к ближнему – величайшее наслаждение, благодарение Богу за дар дружбы В тихом уединении, на берегу величественной Волги, часто вспоминаю Вас, благословенная чета! и Вы – на берегу моря, которое по временам бывает тихо, бывает чисто, как зеркало, а по временам, встревоженное бурею, покрывается мутными волнами, седою пеною. Такова наша жизнь! в ней тишина и буря сменяют одна другую; а время уходит, уходит, стремится погрузиться в бездну вечности. Блажен тот пловец житейскаго моря, который часто устремляет взоры к небу. По светилам небесным он направляет путь свой, не унывает при бурях, не доверяет и тишине моря: оно – так изменчиво! Взоры, для которых доступно небо – вера; ею мы усматриваем духовное небо: учение Христово. На этом небе сияет Евангелие, как солнце. Ветхий Завет , как луна, – писания святых Отцов, как звезды. Пишу к Вам прямо из сердца, пишу то, что внушилось ему сказать Вам. Мое сердце – с такой же сладостною простотою к Вам, как и Ваше ко мне. Такия отношения – истинное сокровище. Любовь к ближнему – величайшее наслаждение! А то утешает меня особенно в моих отношениях дружеских, что причина этих отношений – Бог. Он – как говорит Писание, – " святяй и освящаяй всяческая» ( Евр. 2:11 ). Он источник всякаго истиннаго блага, всякаго истиннаго, чистаго наслаждения. Он сохранит меня в Вашей памяти, а Вас в моей. Он даст нам усугубить талант дружбы, полученный от Него же. Вот чего я желаю: желаю, чтоб при вступлении в вечность мы сподобились в сонме благих и верных рабов предстать Господу, сказать Ему: «Ты даровал нам прекрасный талант дружбы, приносим Тебе приобретенный на него другой талант:талант драгоценный спасения». 2 сентября 1847 Николо-Бабаевский монастырь. Письмо 177. Описание Николо-Бабаевского монастыря. Друзья – благословение Божие Пишу к Вам из уединенной пустыни, в которую, наконец, после продолжительных разъездов я прибыл, и где начинаю лечиться. Дорогу совершил с большим утомлением; два раза возвращалась ко мне петербургская болезнь моя, т.е. отнимались ноги. Теперь идет из них сильнейшая испарина и чувствую некоторое облегчение. Скажу Вам о Бабаевском монастыре, что он мне чрезвычайно нравится во всех отношениях. Местоположение премилое. Какой воздух! Какия воды, какия кристальныя, ключевыя воды! бьют, кипят из горы и в таком количестве, что было бы их достаточно, думаю, для всего Петербурга. Какия рощи с дубами, с вековыми дубами! какия поляны! какая Волга! какая тишина! какая простота! Раскрываю книгу аскетическаго писателя, читаю ее, – вижу, что здесь можно исполнить советы ея на самом деле, между тем, как в Петербурге можно исполнять их только в воображении и желании. Словом сказать: для земнаго странствования моего, в эту минуту, не желал бы другаго, лучшаго приюта.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Сначала состояние недовольства начнет выплескиваться в гневных словах. Затем сложится привычка жаловаться на свою горькую судьбу третьим лицам. Позже возникнет желание необоснованного противоречия, захочется делать «назло», появится ожесточение. Такое состояние не только греховно, оно мучительно. Женской природе свойственна любовь к порядку. Она свойственна ей изначально и гораздо в большей степени, чем мужской. Еще в песочнице ОНА — это куличики, ровные, ухлопанные лопаткой пирамидки, ОН — это глубокая яма, бесформенные кучи и кручи. Девичьи тетради всегда чище, в портфеле все на своем месте. Не сравнишь с мальчишечьим ранцем, который отличается от мусорной корзины только тем, что в нем иногда все-таки находятся нужные вещи. А головы? То, что мы видим на голове у девочек, называется прической, а то, что у мальчиков — вихры. Во всяком случае, лет до десяти-одиннадцати. Согласны? А ведь мы еще не бросали взгляд на рабочее место и не заглядывали в карманы. Можно сказать, что у женщин стремление приводить все в порядок или держать все в порядке — прирожденный талант. А талант, если вы помните Евангельскую притчу, нельзя закапывать, талант необходимо взращивать, чтобы он приносил прибыль. И главное — прибыль духовную, то есть способствовал спасению. Но может ли порядок содействовать делу спасения? Понятное и приятное явление — порядок в доме. Талант хозяйки отразился в убранстве и чистоте помещений, вовремя и вкусно приготовленной для домочадцев пище, в содержании одежды. Если порядок одухотворен любовью, то мы имеем дело не просто с домашним уютом, но со служением своим близким, мы наблюдаем жизнь Божией заповеди: Возлюби ближнего твоего, как самого себя ( Мф. 22:39 ). В этом порядке есть и божественное, и спасительное. Но случается встречать любовь к порядку ради самого порядка. Как-то в молодые годы зашли мы с приятелем в один московский храм посмотреть на новые росписи. Зашли в неурочный час, после уборки. В ту же минуту рядом с нами оказалась работница в черном халате и принялась нас стыдить: «Службы нет, полы только что вымыли, а вы грязь тащите». Мы растерялись и готовы были уйти. Но тут подошел священник и, обращаясь к недовольной женщине, сказал: «Вы здесь для Господа трудитесь, а не для чистого пола». В данном случае стремление к чистоте и порядку не назовешь спасительным.

http://azbyka.ru/fiction/na-vsyo-volya-b...

Ясно, что талант его зарыт в землю, так как таланты наши, т.е. наше сердце, наши умственные способности – не земное сокровище, а духовное, и не в земле им лежать, не на земные только дела употреблять; а – небесное, духовное сокровище, и при помощи их нам надо навыкнуть небесным, святым нравам и стяжать вечную жизнь. «He скрывайте себе сокровищ на земли, идеже червь и тля тлит, – говорит Господь, – и идеже татие подкопывают и крадут; скрывайте же себе сокровище на небеси, идеже ни червь, ни тля тлит, и идеже татие не подкопывают, ни крадут» ( Мф.6:19–20 ; Лк.12:33–34 ); (т.е. делайте добрые дела не для земли и земных, житейских выгод, а для неба, для Бога, для вечности). Итак, честь, братия, рабам, получившим пять и два таланта и умножившим имение Господина; – позор, крайний позор получившему один талант и по лености и упрямству зарывшему его в землю. A много есть этих недостойных имени человека людей, которые зарывают талант свой в землю, которые только пьют, едят, веселятся, обманывают, крадут и проч. Но смотрите, что ожидает тех и других рабов: приходит время дать отчет в том, как употреблено серебро Господина. Приходит Господин, т.е. Господь, вознесшийся на небо, приходит на страшный суд, чтобы потребовать отчет с рабов Своих. Являются рабы Его, коим вверены таланты. Подходит принявший пять талантов и показывает Господину десять талантов; потом приходит принявший два, и показывает четыре. Господь, одобряя каждого из них за приумножение, говорит: хорошо, добрый и верный раб, в малом ты был верен, над многим тебя поставлю: войди в радость Господина твоего; потом подходит принявший один талант, и что же? – Ничего не сделав в отсутствие Господина; когда пришел этот Господин, ленивый раб говорит ему дерзости, называя Его человеком жестоким, который жнет будто бы там, где не сеял и собирает там, где не расточил. Не так ли говорят, братия, все ленивые, недобрые, неверные христиане, которые в извинение своей непростительной лености трудиться для добра, для образования себя по духу христианской веры, слагают вину свою на веру и церковь , на Самого Господа, называя предписания веры трудными, неудобоисполнимыми, а благого Господа дерзая называть каким-то жестоким, требующим почти невозможного! О ленивые рабы! Посмотрите на своих собратий, получивших пять и два таланта: они обличат вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

( Матф. 25:14–30 ). В притче о талантах зовет нас Господь нести Свет Христова учения в практическую, личную и общественную жизнь. Встречаются люди, которые думают, что образованный человек не может верить и быть религиозным. Он, – говорят они, – слишком много знает: мы живем в век науки, а перед лицом науки вера «исчезает». Будущее, – говорят они, – принадлежит просвещенному безверию, т.е. безбожию. О, жалкие те, кто так рассуждает. Несомненно, не мало людей не верующих в Бога. Но это не значит, однако, что они ни во что не верят и что их можно причислить к людям, живущим без всякой веры. Если кто-то отрицает веру в Бога, то он верит во что-то другое... Во что? – спросите вы. «В нечто такое, что он принимает за главное в жизни, чем он дорожит и чему служит, что составляет предмет его желаний и стремлений. Такое отношение и есть предмет веры, и кто имеет такой предмет, тот верит в него». «Скажи мне, что для тебя самое главное в жизни, и я скажу во что ты веришь». Нет в мире совершенно неверующих. Мы наблюдаем лишь подмену таланта веры в человеке ценностями субъективными, производными. При различных дарованиях (талантах), данных Творцом всем людям, каждому человеку дан и один общий талант, это – талант веры. И именно этот талант и должен в нас, а через нас – в мире, принести «плод мног». Им открывается человеку познание воли Господней, вера научает нас добродетельной жизни, дает силы к преодолению в нас зависти, гордыни, силы к умерщвлению греховных наклонностей. От веры в Творца и Промыслителя мира исходит любовь к Богу, а от любви, как луч от солнца, излучается наше внимательное и заботливое отношение к ближнему, к каждому человеку. Иначе говоря, талант веры дает нам то, что является полезным и творческим, возвышающим нас содержанием жизни и оправданием нашей жизни. Жизнь есть труд и еще раз – труд, а не забава, не развлечение. Труд, прежде всего, над самим собой. Приумножение Творцом в нас вложенного дара веры требует труда, трудом достигается. Не случайно говорит св. Писание: «не трудившийся да не ест».

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Будучи в Греции, в одном монастыре я увидел такую надпись, которая по-русски звучит так: «Если умрешь прежде, чем умрешь — то не умрешь, когда умрешь». Видимо, в этом и есть смысл смерти и жизни. Всем дарует Господь таланты, даже художественный талант в большей или меньшей степени дается Создателем, и во всех трудах рук человеческих видна рука Неба. Как говорит Николай Сербский (прекрасно говорит!) в своей книжечке «Царев завет»: «На святых Небесах никакие человеческие дела не ценятся сами по себе, но только по побуждению на них и по качеству воли, с которыми те дела сделаны», — то есть по произволению нашего сердца. Другими словами то же объяснял преподобный Серафим: «Лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа». Так что все дарования человека, все его таланты, какими бы они ни были: музыкальный ли, художественный ли, талант ли рукоделия или ума, — имеют истинную ценность, только если направлены во благо, для стяжания Царствия Небесного! И все, что дается человеку, должно служить именно этой цели, а не тому, чтобы на земле создать, построить что-то или написать. Города, дворцы, дороги, машины, книги, изобретения, приборы всевозможные и механизмы — само по себе пусто. — Отец Валериан, духовный талант тоже дается? — А как же! Сказано: «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, так же дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки» (1 Кор12:28). Мы знаем, например, что апостол Петр отличался горячей и крепкой верой, и ревность к Богу у него была горячая, а апостол Павел столько написал — у того был особый дар проповедничества, что ап. Петр даже удивлялся: «…возлюбленный брат наш Павел по данной ему премудрости пишет...» Мы прославляем святителя Николая, весь мир знает его. И он достиг этой высоты не потому только, что был святителем: епископский сан многие имели в истории Церкви, но не всех такими знает мир. Особый дар был у замечательных богословов и духовных писателей епископов Игнатия (Брянчанинова) и Феофана (Затворника Вышенского), митрополита Филарета (Дроздова)... А у других был талант искуснейших строителей или выдающихся администраторов. У каждого свой дар!..

http://zavet.ru/a/rss_1307281883.html

- Невостребовано у нас в государстве как-то исконное. Телевидение пичкает фильмами ужасов, сексом, бездарными сериалами. Сплошь развлекательные программы - " Аншлаги " и " Смехопанорамы " . Передачи откровенно пошлые. это напоминает пир во время чумы. Как можно ликовать, чему радоваться, когда мы не - вымираем, когда объявлена открытая террористическая война и неизвестно, что будет завтра. А национальная культура, нравственные заповеди напрочь забыты. Я объехал с хором более ста стран, но такой духовно богатой страны, как Россия, не видел. Почему же мы хороним родное? Сколько писем ко мне приходит с просьбами выслать аудио- или видеокассету с нашими выступлениями. А часто ли вы услышите по телевидению или радио украинскую, русскую, удмуртскую, казахскую песню, увидите великолепные ансамбли танца Адыгеи, Карачаево-Черкесии?.. Национальная культура сегодня, я считаю, целенаправленно уничтожается. А талантов-то не счесть! Только наш краевой детский фестиваль " Кубанский казачок " ежегодно принимает до ста фольклорных коллективов. И один сильнее другого. - Виктор Гаврилович, кстати, как вы относитесь к воспитанию молодых талантов? Например, к такой ныне популярной телепередаче, как " Фабрика " ? - Это коммерция. Талант Богом. Его нельзя воспитать, тем более сфабриковать. от одного названия " Фабрика " . Будто б молодые исполнители - какая-то стандартная кондитерская или мануфактурная продукция. Талант - нечто личностное, высокого качества. Написал Толстой свои шедевры - он талант. А если мы говорим: надежды, что-то когда-то напишет, И талант не должен размениваться. Очень обрадовал меня поначалу Коля Басков как истинно русский певец. Но когда он стал петь подряд, на " потребу " , сразу перестал интересовать. - Репертуар вашего хора разнообразен. Великолепны концерты духовной музыки. Как вы пришли к такому пласту? - В детстве нередко заглядывал в церковь родной станицы Дядьковской. Церковные песнопения любил слушать. Но не веровал. В консерватории гордился по научному атеизму.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

И в результате мы сегодня имеем перед собой цветущую обитель, отремонтированные храмы и корпуса, и главное — живую братию. Это самый драгоценный дар, который отец архимандрит Иеремия дает русскому афонскому монашеству. Он сумел перенять от старших монахов дух того русского монашеского подвига, который донесли наши отцы до нас, и передать его молодому поколению. От всей души желаю отцу архимандриту Иеремии крепкого здоровья для следования по тому пути, которым он шествует вот уже столько десятилетий! Благодарим Господа за такого настоятеля и путеводителя! Протоиерей Димитрий Смирнов: «Пример игумена Иеремии подтверждает, что главное монашеское дело — не талант хозяйственной деятельности, а талант молитвы» По случаю 100-летия игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защите материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов поделился своими впечатлениями от неоднократного общения со старцем-игуменом русской святогорской обители. Отец архимандрит Иеремия, наверное, самый известный из русских игуменов, потому что, как на всем Афоне, где он пребывает много десятков лет, так и во всей России таких заслуженных старцев больше нет. Мы видим, что под его благодатным молитвенным покровом, не постесняюсь этого выражения, монастырь пережил очень трудное время и сейчас вступил в стадию своего расцвета. Пример отца игумена Иеремии подтверждает ту истину, что главное монашеское дело — не талант хозяйственной деятельности, а талант молитвы. Всем известно, как отец Иеремия любит Псалтирь. Общение с Богом через этот древнейший церковный молитвенник занимает очень важное место в его жизни. Все богослужение наше вышло из Псалтири; частое, практически неусыпаемое чтение Псалтири на протяжении веков является сугубым монашеским деланием. И отец игумен является ярким представителем этой древней монашеской традиции. Господь за его исключительные духовные, молитвенные труды посылает ему добрых послушников. Поэтому монастырь наполняется и возрождается. Сейчас около сотни братий в обители. Когда я лет 20 назад сподобился в первый раз приехать на Афон в Пантелеимонов монастырь, было всего 12-15 монахов на такую большую мощную территорию, которая осталась в наследие от рухнувшей Российской Империи с недостроенными храмами, как, например, Новая Фиваида ( один из скитов Пантелеимонова монастыря — ред. ). Но теперь и до них, как говорится, доходят руки.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4250761...

По обстоятельствам времени талант г. Случевского не мог получить никакого литературнокритического воспитания . С этим лирическим и отчасти сентиментальным талантом он выступил в самый неблагоприятный для него момент — в начале деловой преобразовательной эпохи Александра II. Сразу запуганный беспощадно отрицательным отношением к чистой поэзии со стороны тогдашней критики, имевшей свои исторически объяснимые, но эстетически неправильные требования, г. Случевский литературно замкнулся в себе, и хотя, конечно, не переставал писать, но перестал печатать в продолжение, если не ошибаюсь, около 20 лет. Таким образом, как раз в ту пору, когда зреет и окончательно складывается литературный талант, наш писатель был предоставлен самому себе и совершенно лишен всяких исправляющих воздействий, в которых он весьма нуждался. Но если мы находим у К. К. Случевского талант невоспитанный , то, во всяком случае, это — настоящий талант, заслуживающий внимания и признания. КОММЕНТАРИИ: РАЗБОР КНИГИ г. К. СЛУЧЕВСКОГО Осенью 1895 г. Соловьев писал брату Михаилу: «23 сего сентября (…) я, нижеподписавшийся, заседал в Академии наук в качестве члена комиссии по присуждению Пушкинской премии и клал черные и белые шары разным литераторам, а 20 октября мужчина курьерской наружности вручил мне письмо, в котором «поставлял себе в приятность» известить меня, что на монетном дворе приготовляется для меня золотая медаль» (цит. по: Стихотворения. Проза…, с. 301; см. также комм., с. 433). Премия А. С. Пушкина присуждалась с 1882–го по 1919 г. Отделением русского языка и словесности Императорской Академии наук. Отделение «имело право приглашать к участию для рассмотрения принятых на конкурсы сочинений и к составлению по ним критических отзывов (рецензий) посторонних литераторов»; за составление публикуемого разбора Соловьев был удостоен золотой Пушкинской медали (см.: Чубуков В. Премия имени А. С. Пушкина. — «Книжное обозрение», 1990, N9 1, с. 4). В 1895 г. половинная Пушкинская премия была присуждена переводу П. И. Вейнберга трагедии Шиллера «Мария Стюарт»; «Исторические картинки» К. Случевского, а также «Сочинения» А. Лугового и перевод Л. И. Поливанова трагедии Расина «Федра» были признаны заслуживающими почетного отзыва. Н. С. Лесков Вслед за известием о неожиданной кончине Николая Семеновича Лескова в ночь с 20–го на 21–е февраля опубликовано было содержание его завещания, в котором он между прочим просит не хвалить и не порицать его. «Я знаю, — пишет он, — что во мне было очень много дурного и что я никаких похвал и сожалений не заслуживаю. Кто захочет порицать меня, тот должен знать, что я и сам себя порицаю». Исполнить это желание буквально, когда дело идет о таком значительном человеке, — невозможно. Сообразуяся более с духом, нежели с буквою этого завещания, я позволю себе только передать в нескольких словах свое впечатление от личности и произведений покойного.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=875...

Феофана в " Пути ко спасению " , что надо отыскивать в себе главную страсть. Я подумал и не смог остановиться ни на какой страсти. Я сказал об этом Батюшке, и он мне ответил, что " надо молиться, чтобы Господь открыл эту главную страсть, сам ее не найдешь. А найти ее очень важно для того, чтобы знать, куда направить свои силы, т. е. знать, с какой страстью преимущественно бороться " .26 сентября Сегодня день моего рождения, мне исполнилось 22 года. Батюшка служил. В конце обедни, когда Батюшка вышел с крестом животворящим, сделав отпуст, он сказал:- Честные отцы и братия. Вот я с животворящим крестом в руках прошу и умоляю вас прекратить между собой неудовольствия. Неудовольствия, если не сказать вражда, увеличиваются. Если это так в миру, то да не будет сего между нами в обители. Первая заповедь - любовь. Ап. Павел сказал: " Если я говорю языками ангельскими и человеческими, но любви не имею, то я - ничто; если я имею дар пророчества, а любви не имею, то я кимвал звенящий " . Любовь выше всего. Я вам решил это напомнить в день памяти св. Иоанна Богослова - апостола любви. Не останавливайтесь на одной внешней исправности, хотя и она нужна, но главное - это искоренение из сердца страстей, в особенности злобы…Вот общий тон и содержание сказанного Батюшкой. 1910 г. Октябрь Часть первая. Дневник 1910 год Октябрь1 октября 26 сентября вечером на откровении помыслов Батюшка сказал по поводу читанного на трапезе о талантах.- В Евангельской притче о талантах сказано, что один раб закопал свой талант, данный ему от Бога, в землю. Некоторые понимают слова " закопал в землю " буквально, как есть. Весь свой талант, данный Богом, человек употребил исключительно на приобретение земного, суетного, тленного - ничего для жизни будущей, вечной он не приобрел. Так, например, профессора, ученые, если они ограничились только научными знаниями, ничего не делая полезного для своей души, то, конечно, они зарыли свой талант в землю. А вы, оставив весь этот тлен, ушли во святую обитель, значит не зарыли свой талант.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1386...

Антон 23 июня 2015, 09:04 Ольна Рожнёва, на мой взгляд, одна из лучших современных писателей России. Прекрасно, когда к крепкой православной вере и здравому восприятию жизни прилагается ещё и литературный талант. Слава Богу, что у нас есть такие писатели! Ольга 14 апреля 2015, 22:06 Прочитала книгу Ольги Рожневой Тесный путь В этой книге нет ни одного пустого абзаца, предложения и даже слова. Ольга Рожнева - талант, талант от Бога. И от Бога тут ключевое. Ибо это впрямь чувствуется слетая с каждой страницы душевным чувством, мудростью, и просто чудом Господним. Везде чувствуется его рука, присутствие и великий замысел. Вот почему я написала что талант ее от Бога. Рассказ сложить сможет более или менее каждый мастак, а послушать, услышать а УСЛЫШАВ (имеется ввиду " имеющий уши да услышит, имеющий глаза да увидит " ) сможет только человек чьего сердца коснулась Божья благодать. Бог он и с нами и посереди нас. Такое чувство... Марина Кочергина 3 февраля 2015, 12:13 невозможн читать без слез. Действительно разучились мы радоваться Валентина 7 января 2015, 23:36 Спасибо за рассказ о том, что надо уметь радоваться во Христе. Сегодня поздравляли друг друга с Рождеством, желали света Рождества нашим душам, но проблемы, связанные со здоровьем и войной в Украине как-то угашали нас, всплывало уныние. Потом я прочитала о том, что христиане должны пребывать не в унынии, а в радости, обсудили с приятельницей-христианкой как находить радость в каждом дне. И вот мне попадается Ваш рассказ. Здорово! Слава Христу! Мир Украине! Татьяна Зюкова 7 октября 2014, 14:54 Ольга,спаси Вас Господь за Ваше творчество,которое прогоняет уныние и дает силы жить!Пишите!Помоги Вам Бог!Очень понравились публикации о Оптинских старцах. Наталья 13 сентября 2014, 18:09 Ольга, спасибо Вам за рассказы.Пишите! Они так нужны - согревающие, открывающие в себе какие -то уголки души. На работе случайно зашла на сайт провославие ру, а там ваши рассказы, читаю и слезы текут из глаз, потом опомнюсь что на работе и скорее слезы вытирать... Теперь хочу Ваши книги купить. Знаете, я с Вами в Оптине побывала, ведь сама я там не побываю никогда, к сожалению

http://pravoslavie.ru/67409.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010