Прощёное воскресенье прошло, но внимательный к своей совести человек понимает: некоторые старые обиды до конца всё равно не изжиты, а на горизонте спокойно появляются новые. Что же нам делать со своей злопамятностью, как от нее освобождаться? Обычный и частый совет духовных людей таков: за обидчиков надо молиться – тогда злопамятность отступает от нашего сердца. И этот совет очень похож на советы мастера-компьютерщика, когда он объясняет нам что-то, потом откланивается, выходит за дверь… и мы ничего не можем по его совету сделать, потому что часть объяснений он просто пропустил как очевидные. Для него очевидные, а для нас – непреодолимое препятствие! Молиться за людей – значит в первую очередь желать им спасения души, желать им войти в Царство Небесное. А нераскаянные обиды, наносимые ими другим, – это такого рода согрешения, которые ставят под серьезный вопрос саму эту возможность. Спрашиваем у своей души: «А мы вообще понимаем, что это такое: лишиться вечного спасения? Что такое быть навсегда отвергнутым от Господа?» Если понимаем, то ужасаемся этой участи и молимся за бедных своих обидчиков, не желая, чтобы из-за конфликта с нами – грешными – они так пострадали. Если же не можем ужаснуться и пожалеть, то, значит, сами не понимаем главного. А в таком случае – до обидчиков ли нам? Явно ведь, что сами мы погибаем; явно, что не знаем и не любим Господа, – до обидчиков ли нам?.. Чт о их обиды в сравнении с катастрофой нашего ослепления, нашей нераскаянности? Чт о их зложелательство в сравнении с нашим предательством Христа-Спасителя? Мы не безупречны в своих целях и мотивах, словах и делах, мы не бескорыстны, не самоотверженны, не чисты умом и сердцем… И мы не восходили за своих обидчиков на Крест! Почему же мы требуем от них больше, чем Господь требует от нас? Как своевременна тут притча о немилосердном должнике… Вдумаемся в сумму, которую он был должен государю, – 10 тысяч талантов! Меры веса, конечно, менялись со временем, но всё же талант мог содержать более 50 килограммов золота или более 60 килограммов серебра. Килограммов! Один талант.

http://pravoslavie.ru/129172.html

Еще одно толкование слова «талант», вытекающее, правда, из других мест Священного Писания, – это долги и грехи. Эти толкования формируются под влиянием 16-й главы Откровения Иоанна Богослова: «талант есть свершение за свершенный грех… образ же (греха) есть талант», а также притчи о немилосердном рабе (Мф. 18: 23–35), где рассказывается о прощении господином своему рабу долга в 10 000 талантов. Например, в сочинении Андрея Курбского «История о великом князе Московском» мы найдем слово «талант» в переносном значении «долги, большие грехи»: «Остави им долги малых динарий, по Христову словеси, яко же и сам от него желаешь прощения многих талантов». Поскольку мы видим, что слово «талант» вмещает в себя полярные смыслы – от дара Святого Духа до греха – то, наверное, не будет ошибкой утверждать, что в эти широкие границы вообще можно поместить все, что, так или иначе, посылается нам Богом. Таланты, которые дает нам Господь, – это, собственно, все то, что нам дано и придано, все наше приданное. Это, в том числе, и наша Родина, и наши предки, наши духовные традиции, посланные нам жизненные обстоятельства, посланные нам удачи, радости, испытания, искушения… Это и близкие, родные, это и наши дети. И именно это, посланное нам Богом богатство, мы должны и вынести, и приумножить в соответствии с отпущенными силами. Еще раз повторим – талант это не только талант писать стихи, сочинять музыку, руководить коллективом или уметь подражать голосам птиц и зверей. Талант это, прежде всего, посланная нам судьба, доля. Ни в коем случае нельзя понимать сказанное, как некий призыв покориться судьбе, принимать всю действительность, не пытаться ее никак изменить и т.д. В евангельской притче сказано о том, что у доброго раба, которого похвалил Господин, талант именно приумножился. Речь идет о том, что данное нам Богом надо приумножать, и не только в количественном, но и в качественном смысле слова. Нужно стремиться использовать все обстоятельства жизни к делу спасения, а не бороться с жизненными обстоятельствами только потому, что они порождены не эгоистической самостью, а возникли помимо нее.

http://pravoslavie.ru/5769.html

Господи, через старца Варсонофия Ты напоминаешь нам и умоляешь, что надо прекратить между собой неудовольствия и вражду. Этим мы нарушаем первую заповедь, заповедь о любви. Не будем останавливаться на одной внешней исправности, хотя и она нужна. Главное же помоги, Господи, искоренить из сердца страсть злобы. Господи, мы виноваты перед Тобой, можно сказать, купаемся в неудовольствиях друг к другу и доводим их до вражды. Прости нас и умножь в нас любовь друг к другу. Батюшка сказал по поводу читанного на трапезе о талантах: – В Евангельской притче о талантах сказано, что один раб закопал свой талант, данный ему от Бога, в землю. Некото­рые понимают слова «закопал в землю» буквально, как есть. Весь свой талант, данный Богом, человек употребил исключительно на приобретение земного, суетного, тленного – ни­чего для жизни будущей, вечной он не приобрел. Так, напри­мер, профессора, ученые, если они ограничились только научными знаниями, ничего не делая полезного для своей души, то, конечно, они зарыли свой талант в землю. А вы, оставив весь этот тлен, ушли во святую обитель, значит, не зарыли свой талант. Это я говорю вам для укрепления вашего... Господи, и у нас бывают минуты и часы жизни, когда мы готовы бываем «закапывать в землю» свой талант, полученный от Тебя. Это значит, что данный Тобою талант мы употребляем на приобретение земного, суетного, тленного и ничего для жизни будущей не приобретаем. Господи, прости нас, что, занимаясь житейскими полезными делами, мы ничего не сделали полезного для своей души. – А вот, батюшка, в поучении, которое я читал, сказано, что если человек имеет возможность или дар проповедовать, учить и этого не делает, то, значит, он зарывает талант в зем­лю. А из Житий святых и современных подвижников извест­но, что многие, например преподобный Арсений Великий , имели возможность учить и проповедовать, но молчали по смирению. Как это примирить со сказанным в поучении? – Кому что дано: кому деятельность, кому безмолвие, даров Божиих много. Преподобному Арсению дано было равноангельское житие – служить Богу в безмолвии. Другие, наоборот, служат Богу в кипучей деятельности. Но уподобляются зарывающим свой талант те, которые отказываются от того, куда их поставляют, согласно воле Божией. Например, преподобный Серафим Саровский отказался от настоятельства, и что же? Едва не впал в отчаяние, перенес великие скорби и искушения. Ему потребовалось подъять на себя ве­ликий подвиг – трехлетнее стояние на камне, чтобы побороть эти искушения. Вот что значит отказываться.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Святитель Филарет Московский мысль об общественном служении распространяет на всех: «Не всякой богат; однако почти всякой может подать нищему, если не талант, то лепту: подобно сему не всякой так образован и опытен духовно, чтобы подавать ближним сильную духовную помощь; но почти всякой, и немощный, может сколько-нибудь помочь немощнейшему, и не высоко образованный менее образованному; и даже не образованный образованному; потому что не все так в духовном, как бывает в телесном» 164 . Творчество – это служение любви, потому что оно обращено к людям, поэтому и талант – это, прежде всего, способность к созидательной любви, состраданию и содействию. «Молитва общая от лица всех и в жизни учит нас, – пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский , – делиться житейскими потребностями с другими, чтобы и в жизни у нас все было общее и как бы едино, чтобы во всем была видна любовь взаимная, также, чтобы каждый свои способности употреблял во благо других, кто как может, а не скрывал талант свой в земле, не был бы эгоистом и ленивым. Мудр ты – дай совет немудрому; образован – научи невежду; силен – помоги бессильному; богат – помоги бедному» 165 . Талант – это также способность к осмысленному и осознанному как нравственная необходимость творчеству, это способность пробуждать свой разум и будить его в других людях, потому что там, где разум спит, там царит духовная тьма – и в ней рождаются безнравственные чудовища. Таланту необходима чистая обитель – его свойства таковы, что он не может совмещаться с нечистым – там, где нечистота преизбыточествует, талант покидает его обладателя, поэтому высшая нравственность является условием обитания и развития таланта. Талант, таким образом, это способность к аскетическому воздержанию от злых мыслей и поступков и способность к действенному нравственному изменению. Там же, где происходит измена нравственности, происходит и измена своему призванию и таланту. Талант умножается там, где человек принимает свое предназначение от Бога и следует за Ним в нравственном подвижничестве.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/mis...

Это тщательное следование старым чертежам и определило в итоге замечательное звучание колоколов для Троицкого храма в Пхеньяне, что было отмечено буквально всеми - и корейцами, и нашими. Сотрудники российского посольства благодарили нас за эти колокола со слезами на глазах, помню, всеобщей радости просто не было конца. Теперь у русского храма в Северной Корее есть прекрасный подбор из восьми колоколов, это скорее средний по возможному количеству звон. Сейчас пхеньянский подбор возглавляет колокол в 800 килограмм. По идее, главный колокол там должен быть весом в 1300 килограмм, но, к сожалению, в этот раз не получилось отлить именно такой, и мы надеемся, еще возникнет возможность дополнить эту звонницу необходимым по размерам крупным колоколом. Когда я звонил на колокольне Троицкого храма почти в центре Пхеньяна, все корейцы, проходящие мимо, обращали на звон внимание, поворачивали головы в сторону церкви. Конечно, и архитектура русского храма сама по себе весьма непривычна для Кореи: две золотые главки над синими кровлями, светло-розовые, терракотовые стены. В ходе визита в Северную Корею мы посещали тамошние протестантские, католические, буддийские храмы - и нигде не видели колоколов. А наш православный храм оказался сразу наполнен всей полнотой богослужения. Пхеньян обрел, наверное, самый роскошный из храмов, которые там есть, - русский храм Святой Троицы. - В старой Москве была традиция перед пасхальным крестным ходом всем храмам начинать звонить в порядке очередности, начиная от главного колокола Кремля, на колокольне Ивана Великого. Для современной столицы эта традиция утрачена безвозвратно, или есть какие-то шансы на ее возрождение? - Ну, в какой-то степени, конечно, мы, звонари московских храмов, друг друга слышим. Но, к сожалению, очень многие церкви со своими колокольнями в Центральном административном округе Москвы безвозвратно утеряны. И масштаб колоколов уже не тот, что прежде. Если раньше, допустим, на колокольне храма Успения Богородицы в Казачьем висел колокол в триста пудов, пятитонник, то сейчас там висит колокол хорошо, если килограмм в 250.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

С этою целию он применительно к уставу святого Владимира, предоставлявшему духовному ведомству наблюдение за торговыми мерами и весами, дал (ок. 1134–1135 гг.) означенной церкви грамоту и право держать в притворе весы, взвешивать на них воск и, вероятно, некоторые другие товары и за то брать с торговцев весчие пошлины 1577 . Мера пошлин была назначена различная: иная – с гостей низовских, другая – с полоцких и смоленских и еще иная – с новоторжцев и новгородцев. Для производства торга отведено было вокруг церкви святого Иоанна Предтечи определенное пространство земли, где места отдаваемы были на откуп и плата за них шла в церковь святого Иоанна. Наконец, за право торговать здесь или, точнее, включиться в постоянное “купечество иванское”, желавшие должны были вносить прежним купцам известную сумму, из которой часть отделялась в казну той же церкви. Чтобы смотреть за правильностию весов, собирать разные подати в пользу церкви, хранить и употреблять их соответственно назначению, князь поставил ей трех старост от житых людей, одного тысяцкого от черных и двух старост от купцов и повелел “ни во что иванское” не вмешиваться ни посаднику, ни боярам новгородским. Из доходов церкви положено было ежегодное жалованье: священникам – по восьми гривен серебра, диакону – по четыре гривны серебра, дьячку – три гривны серебра, сторожам – три гривны серебра, с тем чтобы священники отправляли службу в церкви святого Иоанна ежедневно и в приделе святого Захарии на хорах – по воскресеньям, а диакон служил в каждую субботу и каждое воскресенье. Из тех же доходов ежегодно отпускаема была значительная сумма для храмового праздника святого Иоанна Предтечи на свечи и другие издержки, причем узаконено было владыке, который приглашался служить в первый день праздника, выдавать гривну серебра, кроме других подарков; настоятелю Юрьевского монастыря, служившему на второй день, – полгривны серебра; настоятелю Антониева монастыря, служившему на третий день, – также полгривны серебра. Через год шло иэ ивановских доходов пятнадцать гривен серебра и в казну княжескую.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

С этою целию он применительно к уставу святого Владимира, предоставлявшему духовному ведомству наблюдение за торговыми мерами и весами, дал (ок. 1134–1135 гг.) означенной церкви грамоту и право держать в притворе весы, взвешивать на них воск и, вероятно, некоторые другие товары и за то брать с торговцев весчие пошлины . Мера пошлин была назначена различная: иная — с гостей низовских, другая — с полоцких и смоленских и еще иная — с новоторжцев и новгородцев. Для производства торга отведено было вокруг церкви святого Иоанна Предтечи определенное пространство земли, где места отдаваемы были на откуп и плата за них шла в церковь святого Иоанна. Наконец, за право торговать здесь или, точнее, включиться в постоянное «купечество иванское», желавшие должны были вносить прежним купцам известную сумму, из которой часть отделялась в казну той же церкви. Чтобы смотреть за правильностию весов, собирать разные подати в пользу церкви, хранить и употреблять их соответственно назначению, князь поставил ей трех старост от житых людей, одного тысяцкого от черных и двух старост от купцов и повелел «ни во что иванское» не вмешиваться ни посаднику, ни боярам новгородским. Из доходов церкви положено было ежегодное жалованье: священникам — по осьми гривен серебра, диакону — по четыре гривны серебра, дьячку — три гривны серебра, сторожам — три гривны серебра, с тем чтобы священники отправляли службу в церкви святого Иоанна ежедневно и в приделе святого Захарии на хорах — по воскресеньям, а диакон служил в каждую субботу и каждое воскресенье. Из тех же доходов ежегодно отпускаема была значительная сумма для храмового праздника святого Иоанна Предтечи на свечи и другие издержки, причем узаконено было владыке, который приглашался служить в первый день праздника, выдавать гривну серебра, кроме других подарков; настоятелю Юрьевского монастыря, служившему на второй день,— полгривны серебра; настоятелю Антониева монастыря, служившему на третий день,— также полгривны серебра. Через год шло из ивановских доходов пятнадцать гривен серебра и в казну княжескую.

http://sedmitza.ru/lib/text/435819/

Например, на “комплект” самой низкой категории (начальный класс для детей 8-11 лет) в земской губернии выделялось 390 рублей в год. Подчеркну еще раз, что речь идет только о софинансировании части расходов школы из государственной казны (финансирование со стороны земств и городов, как правило, составляло значительную часть и полное финансирование на один класс можно оценить не менее чем в 1000 рублей). Нетрудно видеть, что данные дореволюционные нормативы сопоставимы с самыми высокими ныне действующими “нормативами подушевого финансирования” в Москве. Что касается самих окладов преподавателей, они устанавливались в законодательном порядке штатами для всех типов учебных заведений, которые публиковались в официальных изданиях (например, в журнале Министерства народного просвещения) и включались в Свод Законов. Так согласно закону 1912 года оклад учителя высших начальных училищ (то есть типа учебного заведения наиболее точно соответствующего семиклассным советским школам) составлял 960 золотых рублей в год (то есть около 1 миллиона рублей в ценах 2008 года, и порядка 2,5 миллионов рублей в ценах нынешних – 2022 года). Согласно штатам Томского технологического института Императора Николая II, утвержденным 23 февраля 1901 года ординарный профессор получал годовой оклад 2400 рублей, плюс столовых 1050 рублей и квартирных 1050 рублей. Динамика изменения штатов университетов и учреждений Императорской Академии Наук хорошо показана в монографии Е.Ю. Басаргиной . Во время царствования Николая II оклады университетских профессоров и штатных сотрудников Императорской Академии Наук выросли почти в два раза до 6 000 рублей в год. Для сравнения средняя зарплата рабочего в 1913 году составляла 250 рублей в год, строительство крытого железом деревянного дома, соответствующего всем стандартам, площадью 70 кв. м по расчетам строительных смет 1913 года обходилось примерно в 600-700 рублей, кирпичного дома с полной отделкой площадью 150 кв. м – около 3 000-4 000 рублей. Мясо стоило (в зависимости от региона и сорта) 15-60 копеек за килограмм, картошка 1-2 копейки за килограмм, лошадь – 70-80 рублей, корова дойная 50-60 рублей.

http://ruskline.ru/analitika/2022/09/11/...

Если же речь идет о сверхъестественных “дарованиях”, которые на деле являются просто отсутствием сопротивляемости человека к воздействию бесовского мира, то надо непрестанно молить Бога об избавлении от таких вещей. Это не таланты, а болезнь, которая запросто может погубить и душу, и тело. С уважением, Здравствуйте!  Если брать таланты художественные, вокальные, то стоит вопрос — грех ли их не реализовывать? Ну, смотрите.. Грех — то, что вредит человеку и окружающим, нарушение заповедей и ослушание. Например, у вас талант на рисование, но вы не хотите рисовать, вам не нравится и вы направились в сферу пения, то тут, конечно, стоит обдумать, ибо талант не каждому дан, я вот до сих пор рисовать не умею. Если же у вас есть талант и вы не то, что не хотите переходить туда, где вам больше нравится (Пение — рисование), а просто ленитесь, то лень — всегда грех. (Пример: Ой, я лучше посплю, какое-то развитие, зачем оно мне.) С уважением, Обычно таланты принято понимать, как естественные способности, присущие разным людям (склонность петь, рисовать, быстро решать сложные задачи по математике и т.п.). Что это и есть таланты, которые необходимо развивать. Все же, вряд ли об этом говорил Христос. Свт. Иоанн Златоуст предлагает понимать таланты в широком смысле, как любые возможности для служения Богу и людям, которые даются всем верующим: Под талантами здесь разумеется то, что находится во власти каждого, – или покровительство, или имение, или научение, или что-нибудь подобное. Поэтому никто не должен говорить: я имею один талант, и ничего не могу сделать. Можешь и с одним заслужить одобрение.. Подлинно, ничто так не любезно Богу, как полезная для всех жизнь. Потому-то Бог дал нам и дар слова, и руки, и ноги, и крепость телесную, и ум, и разумение, чтобы все это употребляли мы для собственного нашего спасения и для пользы ближнего. Здесь явно подчеркивается, что не любое использование талантов, но лишь ради Бога, заслуживает вечной награды. Поэтому мотивы их употребления здесь принципиально важны. «Зарыть талант» — это вовсе не про отказ от мечты или творческой карьеры, это про нежелание служить Богу. Это про отказ от извлечения духовной прибыли из обыденных житейских возможностей. Также и умножение таланта – это не про тренировки и оттачивание определенного мастерства, это про совершение добрых дел во славу Христа.

http://azbyka.ru/vopros/javljaetsja-li-g...

Кроме того, даже если бы у какого-либо человека и был талант, то, наверное, ему нужно было бы еще и на Промысл Божий положиться. Неизвестно, угодно ли Богу его талант развить и сделать этого человека известным. Может быть, человеку во вред пойдет его талант, может быть, когда этот талант разовьется и человек получит одобрение от большего или меньшего числа людей, то впадет в гордость и погибнет. Например, у преподобного Нектария Оптинского был необыкновенно красивый голос. Однажды он, кажется в Великий четверг, на клиросе (у него был прекрасный тенор) очень красиво спел «Разбойника благоразумного». В партесном пении тенор обычно поет соло. Преподобный Нектарий испугался, что его из-за этого переведут в монастырь. Он жил в скиту, где была более строгая жизнь, там всегда были рядом оптинские старцы. Считалось, что духовная жизнь в скиту более интенсивная. Вот он и испугался, что его в монастырский хор из скита заберут, – и стал фальшивить. Сначала его перевели с правого клироса на левый, но он продолжал фальшивить, тогда его вообще из хора убрали. А преподобный делал это для того, чтобы ему беспрепятственно заниматься умным деланием. Так он закопал свой талант в землю, но, я думаю, он ничего при этом не потерял. Это не значит, конечно, что все певчие должны нарочно фальшивить, а иконописцы писать левой рукой и так далее. Я просто привожу пример того, что главное – это духовное, подвижники ставили духовную жизнь выше всего. Друг святителя Игнатия (Брянчанинова) , схимонах Михаил (Чихачев), однажды в гостях у своих петербургских знакомых беседовал со знаменитым итальянским тенором, который приехал в Петербург на гастроли. Зашел разговор о пении, и схимонах Михаил спел так, что тенор был потрясен. Он сказал: «Вам нужно на сцене блистать, вам нужно петь!» Тот ответил: «А я пою – пою Богу моему, дóндеже есмь». Он, по мирским меркам, тоже закопал свой талант в землю, но в духовном смысле – только выиграл. Поясните сказанное вами, что некоторые ошибаются, считая желательным всестороннее развитие. Сказано это было в контексте заповеди: Лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную 108 . Что вы имели в виду под всесторонним развитием?

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010