Прощёное воскресенье прошло, но внимательный к своей совести человек понимает: некоторые старые обиды до конца всё равно не изжиты, а на горизонте спокойно появляются новые. Что же нам делать со своей злопамятностью, как от нее освобождаться? Обычный и частый совет духовных людей таков: за обидчиков надо молиться – тогда злопамятность отступает от нашего сердца. И этот совет очень похож на советы мастера-компьютерщика, когда он объясняет нам что-то, потом откланивается, выходит за дверь… и мы ничего не можем по его совету сделать, потому что часть объяснений он просто пропустил как очевидные. Для него очевидные, а для нас – непреодолимое препятствие! Молиться за людей – значит в первую очередь желать им спасения души, желать им войти в Царство Небесное. А нераскаянные обиды, наносимые ими другим, – это такого рода согрешения, которые ставят под серьезный вопрос саму эту возможность. Спрашиваем у своей души: «А мы вообще понимаем, что это такое: лишиться вечного спасения? Что такое быть навсегда отвергнутым от Господа?» Если понимаем, то ужасаемся этой участи и молимся за бедных своих обидчиков, не желая, чтобы из-за конфликта с нами – грешными – они так пострадали. Если же не можем ужаснуться и пожалеть, то, значит, сами не понимаем главного. А в таком случае – до обидчиков ли нам? Явно ведь, что сами мы погибаем; явно, что не знаем и не любим Господа, – до обидчиков ли нам?.. Чт о их обиды в сравнении с катастрофой нашего ослепления, нашей нераскаянности? Чт о их зложелательство в сравнении с нашим предательством Христа-Спасителя? Мы не безупречны в своих целях и мотивах, словах и делах, мы не бескорыстны, не самоотверженны, не чисты умом и сердцем… И мы не восходили за своих обидчиков на Крест! Почему же мы требуем от них больше, чем Господь требует от нас? Как своевременна тут притча о немилосердном должнике… Вдумаемся в сумму, которую он был должен государю, – 10 тысяч талантов! Меры веса, конечно, менялись со временем, но всё же талант мог содержать более 50 килограммов золота или более 60 килограммов серебра. Килограммов! Один талант. |
Еще одно толкование слова «талант», вытекающее, правда, из других мест Священного Писания, – это долги и грехи. Эти толкования формируются под влиянием 16-й главы Откровения Иоанна Богослова: «талант есть свершение за свершенный грех… образ же (греха) есть талант», а также притчи о немилосердном рабе (Мф. 18: 23–35), где рассказывается о прощении господином своему рабу долга в 10 000 талантов. Например, в сочинении Андрея Курбского «История о великом князе Московском» мы найдем слово «талант» в переносном значении «долги, большие грехи»: «Остави им долги малых динарий, по Христову словеси, яко же и сам от него желаешь прощения многих талантов». Поскольку мы видим, что слово «талант» вмещает в себя полярные смыслы – от дара Святого Духа до греха – то, наверное, не будет ошибкой утверждать, что в эти широкие границы вообще можно поместить все, что, так или иначе, посылается нам Богом. Таланты, которые дает нам Господь, – это, собственно, все то, что нам дано и придано, все наше приданное. Это, в том числе, и наша Родина, и наши предки, наши духовные традиции, посланные нам жизненные обстоятельства, посланные нам удачи, радости, испытания, искушения… Это и близкие, родные, это и наши дети. И именно это, посланное нам Богом богатство, мы должны и вынести, и приумножить в соответствии с отпущенными силами. Еще раз повторим – талант это не только талант писать стихи, сочинять музыку, руководить коллективом или уметь подражать голосам птиц и зверей. Талант это, прежде всего, посланная нам судьба, доля. Ни в коем случае нельзя понимать сказанное, как некий призыв покориться судьбе, принимать всю действительность, не пытаться ее никак изменить и т.д. В евангельской притче сказано о том, что у доброго раба, которого похвалил Господин, талант именно приумножился. Речь идет о том, что данное нам Богом надо приумножать, и не только в количественном, но и в качественном смысле слова. Нужно стремиться использовать все обстоятельства жизни к делу спасения, а не бороться с жизненными обстоятельствами только потому, что они порождены не эгоистической самостью, а возникли помимо нее. |
Господи, через старца Варсонофия Ты напоминаешь нам и умоляешь, что надо прекратить между собой неудовольствия и вражду. Этим мы нарушаем первую заповедь, заповедь о любви. Не будем останавливаться на одной внешней исправности, хотя и она нужна. Главное же помоги, Господи, искоренить из сердца страсть злобы. Господи, мы виноваты перед Тобой, можно сказать, купаемся в неудовольствиях друг к другу и доводим их до вражды. Прости нас и умножь в нас любовь друг к другу. Батюшка сказал по поводу читанного на трапезе о талантах: – В Евангельской притче о талантах сказано, что один раб закопал свой талант, данный ему от Бога, в землю. Некоторые понимают слова «закопал в землю» буквально, как есть. Весь свой талант, данный Богом, человек употребил исключительно на приобретение земного, суетного, тленного – ничего для жизни будущей, вечной он не приобрел. Так, например, профессора, ученые, если они ограничились только научными знаниями, ничего не делая полезного для своей души, то, конечно, они зарыли свой талант в землю. А вы, оставив весь этот тлен, ушли во святую обитель, значит, не зарыли свой талант. Это я говорю вам для укрепления вашего... Господи, и у нас бывают минуты и часы жизни, когда мы готовы бываем «закапывать в землю» свой талант, полученный от Тебя. Это значит, что данный Тобою талант мы употребляем на приобретение земного, суетного, тленного и ничего для жизни будущей не приобретаем. Господи, прости нас, что, занимаясь житейскими полезными делами, мы ничего не сделали полезного для своей души. – А вот, батюшка, в поучении, которое я читал, сказано, что если человек имеет возможность или дар проповедовать, учить и этого не делает, то, значит, он зарывает талант в землю. А из Житий святых и современных подвижников известно, что многие, например преподобный Арсений Великий , имели возможность учить и проповедовать, но молчали по смирению. Как это примирить со сказанным в поучении? – Кому что дано: кому деятельность, кому безмолвие, даров Божиих много. Преподобному Арсению дано было равноангельское житие – служить Богу в безмолвии. Другие, наоборот, служат Богу в кипучей деятельности. Но уподобляются зарывающим свой талант те, которые отказываются от того, куда их поставляют, согласно воле Божией. Например, преподобный Серафим Саровский отказался от настоятельства, и что же? Едва не впал в отчаяние, перенес великие скорби и искушения. Ему потребовалось подъять на себя великий подвиг – трехлетнее стояние на камне, чтобы побороть эти искушения. Вот что значит отказываться. |
Святитель Филарет Московский мысль об общественном служении распространяет на всех: «Не всякой богат; однако почти всякой может подать нищему, если не талант, то лепту: подобно сему не всякой так образован и опытен духовно, чтобы подавать ближним сильную духовную помощь; но почти всякой, и немощный, может сколько-нибудь помочь немощнейшему, и не высоко образованный менее образованному; и даже не образованный образованному; потому что не все так в духовном, как бывает в телесном» 164 . Творчество – это служение любви, потому что оно обращено к людям, поэтому и талант – это, прежде всего, способность к созидательной любви, состраданию и содействию. «Молитва общая от лица всех и в жизни учит нас, – пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский , – делиться житейскими потребностями с другими, чтобы и в жизни у нас все было общее и как бы едино, чтобы во всем была видна любовь взаимная, также, чтобы каждый свои способности употреблял во благо других, кто как может, а не скрывал талант свой в земле, не был бы эгоистом и ленивым. Мудр ты – дай совет немудрому; образован – научи невежду; силен – помоги бессильному; богат – помоги бедному» 165 . Талант – это также способность к осмысленному и осознанному как нравственная необходимость творчеству, это способность пробуждать свой разум и будить его в других людях, потому что там, где разум спит, там царит духовная тьма – и в ней рождаются безнравственные чудовища. Таланту необходима чистая обитель – его свойства таковы, что он не может совмещаться с нечистым – там, где нечистота преизбыточествует, талант покидает его обладателя, поэтому высшая нравственность является условием обитания и развития таланта. Талант, таким образом, это способность к аскетическому воздержанию от злых мыслей и поступков и способность к действенному нравственному изменению. Там же, где происходит измена нравственности, происходит и измена своему призванию и таланту. Талант умножается там, где человек принимает свое предназначение от Бога и следует за Ним в нравственном подвижничестве. |
Это тщательное следование старым чертежам и определило в итоге замечательное звучание колоколов для Троицкого храма в Пхеньяне, что было отмечено буквально всеми - и корейцами, и нашими. Сотрудники российского посольства благодарили нас за эти колокола со слезами на глазах, помню, всеобщей радости просто не было конца. Теперь у русского храма в Северной Корее есть прекрасный подбор из восьми колоколов, это скорее средний по возможному количеству звон. Сейчас пхеньянский подбор возглавляет колокол в 800 килограмм. По идее, главный колокол там должен быть весом в 1300 килограмм, но, к сожалению, в этот раз не получилось отлить именно такой, и мы надеемся, еще возникнет возможность дополнить эту звонницу необходимым по размерам крупным колоколом. Когда я звонил на колокольне Троицкого храма почти в центре Пхеньяна, все корейцы, проходящие мимо, обращали на звон внимание, поворачивали головы в сторону церкви. Конечно, и архитектура русского храма сама по себе весьма непривычна для Кореи: две золотые главки над синими кровлями, светло-розовые, терракотовые стены. В ходе визита в Северную Корею мы посещали тамошние протестантские, католические, буддийские храмы - и нигде не видели колоколов. А наш православный храм оказался сразу наполнен всей полнотой богослужения. Пхеньян обрел, наверное, самый роскошный из храмов, которые там есть, - русский храм Святой Троицы. - В старой Москве была традиция перед пасхальным крестным ходом всем храмам начинать звонить в порядке очередности, начиная от главного колокола Кремля, на колокольне Ивана Великого. Для современной столицы эта традиция утрачена безвозвратно, или есть какие-то шансы на ее возрождение? - Ну, в какой-то степени, конечно, мы, звонари московских храмов, друг друга слышим. Но, к сожалению, очень многие церкви со своими колокольнями в Центральном административном округе Москвы безвозвратно утеряны. И масштаб колоколов уже не тот, что прежде. Если раньше, допустим, на колокольне храма Успения Богородицы в Казачьем висел колокол в триста пудов, пятитонник, то сейчас там висит колокол хорошо, если килограмм в 250. |
С этою целию он применительно к уставу святого Владимира, предоставлявшему духовному ведомству наблюдение за торговыми мерами и весами, дал (ок. 1134–1135 гг.) означенной церкви грамоту и право держать в притворе весы, взвешивать на них воск и, вероятно, некоторые другие товары и за то брать с торговцев весчие пошлины 1577 . Мера пошлин была назначена различная: иная – с гостей низовских, другая – с полоцких и смоленских и еще иная – с новоторжцев и новгородцев. Для производства торга отведено было вокруг церкви святого Иоанна Предтечи определенное пространство земли, где места отдаваемы были на откуп и плата за них шла в церковь святого Иоанна. Наконец, за право торговать здесь или, точнее, включиться в постоянное “купечество иванское”, желавшие должны были вносить прежним купцам известную сумму, из которой часть отделялась в казну той же церкви. Чтобы смотреть за правильностию весов, собирать разные подати в пользу церкви, хранить и употреблять их соответственно назначению, князь поставил ей трех старост от житых людей, одного тысяцкого от черных и двух старост от купцов и повелел “ни во что иванское” не вмешиваться ни посаднику, ни боярам новгородским. Из доходов церкви положено было ежегодное жалованье: священникам – по восьми гривен серебра, диакону – по четыре гривны серебра, дьячку – три гривны серебра, сторожам – три гривны серебра, с тем чтобы священники отправляли службу в церкви святого Иоанна ежедневно и в приделе святого Захарии на хорах – по воскресеньям, а диакон служил в каждую субботу и каждое воскресенье. Из тех же доходов ежегодно отпускаема была значительная сумма для храмового праздника святого Иоанна Предтечи на свечи и другие издержки, причем узаконено было владыке, который приглашался служить в первый день праздника, выдавать гривну серебра, кроме других подарков; настоятелю Юрьевского монастыря, служившему на второй день, – полгривны серебра; настоятелю Антониева монастыря, служившему на третий день, – также полгривны серебра. Через год шло иэ ивановских доходов пятнадцать гривен серебра и в казну княжескую. |
С этою целию он применительно к уставу святого Владимира, предоставлявшему духовному ведомству наблюдение за торговыми мерами и весами, дал (ок. 1134–1135 гг.) означенной церкви грамоту и право держать в притворе весы, взвешивать на них воск и, вероятно, некоторые другие товары и за то брать с торговцев весчие пошлины . Мера пошлин была назначена различная: иная — с гостей низовских, другая — с полоцких и смоленских и еще иная — с новоторжцев и новгородцев. Для производства торга отведено было вокруг церкви святого Иоанна Предтечи определенное пространство земли, где места отдаваемы были на откуп и плата за них шла в церковь святого Иоанна. Наконец, за право торговать здесь или, точнее, включиться в постоянное «купечество иванское», желавшие должны были вносить прежним купцам известную сумму, из которой часть отделялась в казну той же церкви. Чтобы смотреть за правильностию весов, собирать разные подати в пользу церкви, хранить и употреблять их соответственно назначению, князь поставил ей трех старост от житых людей, одного тысяцкого от черных и двух старост от купцов и повелел «ни во что иванское» не вмешиваться ни посаднику, ни боярам новгородским. Из доходов церкви положено было ежегодное жалованье: священникам — по осьми гривен серебра, диакону — по четыре гривны серебра, дьячку — три гривны серебра, сторожам — три гривны серебра, с тем чтобы священники отправляли службу в церкви святого Иоанна ежедневно и в приделе святого Захарии на хорах — по воскресеньям, а диакон служил в каждую субботу и каждое воскресенье. Из тех же доходов ежегодно отпускаема была значительная сумма для храмового праздника святого Иоанна Предтечи на свечи и другие издержки, причем узаконено было владыке, который приглашался служить в первый день праздника, выдавать гривну серебра, кроме других подарков; настоятелю Юрьевского монастыря, служившему на второй день,— полгривны серебра; настоятелю Антониева монастыря, служившему на третий день,— также полгривны серебра. Через год шло из ивановских доходов пятнадцать гривен серебра и в казну княжескую. |
Например, на “комплект” самой низкой категории (начальный класс для детей 8-11 лет) в земской губернии выделялось 390 рублей в год. Подчеркну еще раз, что речь идет только о софинансировании части расходов школы из государственной казны (финансирование со стороны земств и городов, как правило, составляло значительную часть и полное финансирование на один класс можно оценить не менее чем в 1000 рублей). Нетрудно видеть, что данные дореволюционные нормативы сопоставимы с самыми высокими ныне действующими “нормативами подушевого финансирования” в Москве. Что касается самих окладов преподавателей, они устанавливались в законодательном порядке штатами для всех типов учебных заведений, которые публиковались в официальных изданиях (например, в журнале Министерства народного просвещения) и включались в Свод Законов. Так согласно закону 1912 года оклад учителя высших начальных училищ (то есть типа учебного заведения наиболее точно соответствующего семиклассным советским школам) составлял 960 золотых рублей в год (то есть около 1 миллиона рублей в ценах 2008 года, и порядка 2,5 миллионов рублей в ценах нынешних – 2022 года). Согласно штатам Томского технологического института Императора Николая II, утвержденным 23 февраля 1901 года ординарный профессор получал годовой оклад 2400 рублей, плюс столовых 1050 рублей и квартирных 1050 рублей. Динамика изменения штатов университетов и учреждений Императорской Академии Наук хорошо показана в монографии Е.Ю. Басаргиной . Во время царствования Николая II оклады университетских профессоров и штатных сотрудников Императорской Академии Наук выросли почти в два раза до 6 000 рублей в год. Для сравнения средняя зарплата рабочего в 1913 году составляла 250 рублей в год, строительство крытого железом деревянного дома, соответствующего всем стандартам, площадью 70 кв. м по расчетам строительных смет 1913 года обходилось примерно в 600-700 рублей, кирпичного дома с полной отделкой площадью 150 кв. м – около 3 000-4 000 рублей. Мясо стоило (в зависимости от региона и сорта) 15-60 копеек за килограмм, картошка 1-2 копейки за килограмм, лошадь – 70-80 рублей, корова дойная 50-60 рублей. |
Если же речь идет о сверхъестественных “дарованиях”, которые на деле являются просто отсутствием сопротивляемости человека к воздействию бесовского мира, то надо непрестанно молить Бога об избавлении от таких вещей. Это не таланты, а болезнь, которая запросто может погубить и душу, и тело. С уважением, Здравствуйте! Если брать таланты художественные, вокальные, то стоит вопрос — грех ли их не реализовывать? Ну, смотрите.. Грех — то, что вредит человеку и окружающим, нарушение заповедей и ослушание. Например, у вас талант на рисование, но вы не хотите рисовать, вам не нравится и вы направились в сферу пения, то тут, конечно, стоит обдумать, ибо талант не каждому дан, я вот до сих пор рисовать не умею. Если же у вас есть талант и вы не то, что не хотите переходить туда, где вам больше нравится (Пение — рисование), а просто ленитесь, то лень — всегда грех. (Пример: Ой, я лучше посплю, какое-то развитие, зачем оно мне.) С уважением, Обычно таланты принято понимать, как естественные способности, присущие разным людям (склонность петь, рисовать, быстро решать сложные задачи по математике и т.п.). Что это и есть таланты, которые необходимо развивать. Все же, вряд ли об этом говорил Христос. Свт. Иоанн Златоуст предлагает понимать таланты в широком смысле, как любые возможности для служения Богу и людям, которые даются всем верующим: Под талантами здесь разумеется то, что находится во власти каждого, – или покровительство, или имение, или научение, или что-нибудь подобное. Поэтому никто не должен говорить: я имею один талант, и ничего не могу сделать. Можешь и с одним заслужить одобрение.. Подлинно, ничто так не любезно Богу, как полезная для всех жизнь. Потому-то Бог дал нам и дар слова, и руки, и ноги, и крепость телесную, и ум, и разумение, чтобы все это употребляли мы для собственного нашего спасения и для пользы ближнего. Здесь явно подчеркивается, что не любое использование талантов, но лишь ради Бога, заслуживает вечной награды. Поэтому мотивы их употребления здесь принципиально важны. «Зарыть талант» — это вовсе не про отказ от мечты или творческой карьеры, это про нежелание служить Богу. Это про отказ от извлечения духовной прибыли из обыденных житейских возможностей. Также и умножение таланта – это не про тренировки и оттачивание определенного мастерства, это про совершение добрых дел во славу Христа. |
Кроме того, даже если бы у какого-либо человека и был талант, то, наверное, ему нужно было бы еще и на Промысл Божий положиться. Неизвестно, угодно ли Богу его талант развить и сделать этого человека известным. Может быть, человеку во вред пойдет его талант, может быть, когда этот талант разовьется и человек получит одобрение от большего или меньшего числа людей, то впадет в гордость и погибнет. Например, у преподобного Нектария Оптинского был необыкновенно красивый голос. Однажды он, кажется в Великий четверг, на клиросе (у него был прекрасный тенор) очень красиво спел «Разбойника благоразумного». В партесном пении тенор обычно поет соло. Преподобный Нектарий испугался, что его из-за этого переведут в монастырь. Он жил в скиту, где была более строгая жизнь, там всегда были рядом оптинские старцы. Считалось, что духовная жизнь в скиту более интенсивная. Вот он и испугался, что его в монастырский хор из скита заберут, – и стал фальшивить. Сначала его перевели с правого клироса на левый, но он продолжал фальшивить, тогда его вообще из хора убрали. А преподобный делал это для того, чтобы ему беспрепятственно заниматься умным деланием. Так он закопал свой талант в землю, но, я думаю, он ничего при этом не потерял. Это не значит, конечно, что все певчие должны нарочно фальшивить, а иконописцы писать левой рукой и так далее. Я просто привожу пример того, что главное – это духовное, подвижники ставили духовную жизнь выше всего. Друг святителя Игнатия (Брянчанинова) , схимонах Михаил (Чихачев), однажды в гостях у своих петербургских знакомых беседовал со знаменитым итальянским тенором, который приехал в Петербург на гастроли. Зашел разговор о пении, и схимонах Михаил спел так, что тенор был потрясен. Он сказал: «Вам нужно на сцене блистать, вам нужно петь!» Тот ответил: «А я пою – пою Богу моему, дóндеже есмь». Он, по мирским меркам, тоже закопал свой талант в землю, но в духовном смысле – только выиграл. Поясните сказанное вами, что некоторые ошибаются, считая желательным всестороннее развитие. Сказано это было в контексте заповеди: Лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную 108 . Что вы имели в виду под всесторонним развитием? |
| |