Гл. 8: Изсохшия смоковницы за неплодие, прещения убоявшеся братие, плоды достойны покаяния принесем Христу, подающему нам велию милость. Устрашившись наказания иссохшей за неплодие смоковницы, принесем, братья, плоды, достойные покаяния, Христу, дающему нам великую милость. В св. великий вторник на утрене Седален, гл. 4: Жениха, братие, возлюбим 122 , свещи 123 своя украсим, в добродетелех сияюще и вере правой, да яко мудрыя Господни девы готови внидем с Ним на браки. Жених бо дары, яко Бог, всем подает нетленный венец. Жениха, братья, будем приветствовать, приготовим свои светильники, сияя добродетелями и верою правою, чтобы нам, как мудрым девам Господним, быть готовыми войти с Ним на брачный пир, ибо Жених, как Бог, всем дает в дар венец бессмертия. Кондак, гл. 2: Час, душе, конца помысливши, и посечения смоковницы убоявшися, данный тебе талант трудолюбно делай, окаянная, бодрствующи и зовущи: да не пребудем вне чертога Христова. Душа! размыслив о последнем часе и устрашившись примера вырубки смоковницы, данный тебе, несчастная, талант усердно возделывай, бодрствуя и восклицая: да не останемся мы вне чертога Христова! На хвалитех стихиры Гл. 4: Скрывшаго талант осуждение слышавши, о душе, не скрывай словесе Божия, возвещай чудеса Его, да умножающи дарование, внидеши в радость Господа твоего. Слышавши осуждение рабу, скрывшему талант, душа, не скрывай слова Божия, проповедуй о Его чудесах, чтобы, увеличив благодатные дары, ты вошла в радость Господа твоего. Гл. 7: Се тебе талант Владыка вверяет, душе моя, страхом приими дар, заимствуй давшему 124 , раздавай нищим и стяжи друга Господа, да станеши одесную Его, егда приидет во славе, и услышиши блаженный глас: вниди рабе в радость Господа твоего. Тоя достойна мя сотвори, Спасе, заблудившаго, великия ради Твоея милости. Вот Владыка вверяет тебе, душа моя, талант. Прими дар со страхом и дай его взаймы Давшему тебе: раздай нищим и тем приобрети друга в Господе, чтобы стать по правую руку Его, когда придет Он во славе, и услышать блаженный глас: «Войди, раб, в радость Господа твоего!» Этой радости, Спаситель, по Твоей великой милости, удостой меня, сбившегося с пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

Существует очень много предрассудков и предубеждений, которые могут быть разрушены простым информированием, и таким образом для людей откроются новые пути к Церкви. Мы хотим участвовать в жизни общества, никому при этом ничего не навязывая. Церковь не отделена от общества, будучи отделенной от государства. И сращивание Церкви с государством – это миф: государство занимается своим делом, а Церковь – своим. Но мы убеждены, что имеем полное право, более того – нравственный долг высказываться по всем общественно значимым вопросам, чтобы люди знали точку зрения Церкви. А примут они ее или нет, зависит от каждого человека. Как не зарыть талант в землю? Беседа с Е. Дятловым (20 июля 2013 года) Евгений Валерьевич Дятлов (род. 2 марта 1963 г.) – российский актер, певец, музыкант, заслуженный артист России. Е. Дятлов: Владыко, я хотел бы с Вами поговорить о таланте. Я знаю, что Вы пишете музыку и отношение к музыке у Вас профессиональное. Талант – очень тонкая материя... Митрополит Иларион: Я хотел бы начать с того, что изначально слово «талант» обозначало денежную единицу. Когда мы говорим «зарыть талант в землю», то ссылаемся на притчу Господа Иисуса Христа о людях, которые получили на сохранение от своего хозяина разное количество денег. Получивший десять талантов употребил их в дело, и эти деньги принесли еще десять талантов. Тот, кто получил пять талантов, тоже употребил их в дело, и они принесли другие пять талантов. А получивший один талант зарыл его в землю, подождал, пока вернется его господин, и отдал ему столько же, сколько получил. Этот образ наводит на сравнение между талантами в нашем понимании и денежными средствами. Талант, как и деньги, с одной стороны, – определенное благо, а с другой, – бремя. Среди моих знакомых есть бизнесмены, которым могли бы позавидовать те, кто считает деньги главным критерием счастья и успеха. Но я знаю, сколько они прилагают усилий, чтобы эти деньги сохранить, чтобы вложить их туда, где они принесут прибыль. Некоторые люди, например, владеющие банками, всю свою жизнь тратят на то, чтобы умножить средства, хранящиеся в этих банках. Они, по сути дела, лишаются личного счастья, свободного времени и иногда даже перестают понимать, ради чего они живут, потому что вся их энергия уходит в сохранение, воспроизводство этих денежных средств и их приумножение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Свято-Успенском кафедральном соборе Ярославля 13 сентября 2010 г. 00:07 12 сентября 2010 года Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения Свято-Успенского кафедрального собора г. Ярославля, а затем возглавил первую Божественную литургию в возрожденном храме. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам праздничного богослужения с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреосвященство, владыка архиепископ Кирилл, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимые владыки, дорогие отцы, братья и сестры! Я хотел  бы выразить глубочайшее удовлетворение в связи с тем, что Господь дал мне силы и возможность посетить Ярославскую землю, проплыть по могучей русской реке Волге, увидеть дивные волжские города, сохранившие и Божественную и рукотворную красоту, которую созидали наши благочестивые предки. Когда видишь эти древние храмы на столь прекрасной русской земле на фоне дивных северных пейзажей, понимаешь, что такую красоту могли создать только люди, имевшие внутреннюю красоту. Человек безобразный, потерявший образ Божий, человек-хищник, человек-зверь не способен творить прекрасно. Он, движимый своими инстинктами, способен только разрушать, порабощать и эксплуатировать и, таким образом, насыщать свою необузданную гордыню, удовлетворять свои страсти или стремиться к обогащению. К сожалению, проплыв по Волге, я не сумел задержать своего взора ни на одном современном сооружении, кроме, может быть, электростанций, которые были построены в трудное время и которые действительно были нужны нашей стране. О чем же это говорит? Это говорит о том, что Бог, положивший в основу бытия мира закон гармонии, помогает осуществлять этот закон только тем, кто имеет Бога в сердце. И еще и еще раз вспоминаешь эти пророческие слова Достоевского: «Красота спасет мир». Именно красота, потому что гармония и красота — есть Божий закон и осуществлять этот закон можно только, живя с Богом. Сегодня мы слышали замечательные слова в Евангелии от Матфея — всем хорошо известную притчу о талантах. Дал господин пять талантов человеку, и тот принес ему 10. Дал два таланта, и тот принес ему четыре. Дал один талант, и тот ничего не принес, но пошел и закопал этот талант. Древним, к которым обращал Господь эту притчу, было очень хорошо это все понятно, потому что талант был самой большой мерой серебра в Римской империи, и пять талантов — это было целое состояние, да и один талант — это было богатство. Господь осудил того человека, который закопал один талант в землю (см. Мф. 25, 14-30).

http://patriarchia.ru/db/text/1273931.ht...

Но есть еще и формальные, и канонические признаки. Формальным признаком является то, что такой человек должен получить духовное образование, то есть окончить духовную семинарию или академию. Каноническим признаком призвания к священству является отсутствие у человека так называемых канонических препятствий: он не должен быть женат вторым браком, не должен иметь в прошлом судимости за уголовное преступление, более того, его жена также не должна быть замужем вторым браком. Есть несколько канонических условий, которые должны соблюдаться. Недавно мы наблюдали пример того, как несоблюдение канонических условий привело к тяжелым последствиям, когда человек, осужденный за убийство, несмотря на это был рукоположен. То ли он скрыл этот факт, то ли решили закрыть глаза на этот факт — это было в 80-х годах, когда он стал священнослужителем. И мы знаем, к каким печальным последствиям это привело: этот человек лишился священного сана, а сейчас он отлучен от Церкви. Поэтому Церковь должна очень внимательно следить за тем, чтобы не нарушались священные каноны и люди, имеющие канонические препятствия, не допускались к священству. Вопрос: Говорит ли притча о талантах об ограничении человеческих возможностей и о том, что их можно сосчитать? Митрополит Иларион: Притча о талантах говорит, прежде всего, о двух вещах. Во-первых, о том, что человек не должен зарывать свой талант в землю. Всё, что мы получили от Бога, наши способности и возможности, мы призваны реализовать во славу Божию. Второе, о чем говорит эта притча, что каждому человеку даются разные таланты — у кого-то их больше, у кого-то меньше, у кого-то таланты в одной области, у кого-то — в другой. Но вне зависимости от изначального капитала, от его количества и качества, этот капитал мы должны пустить в дело. Само слово «талант», которое в наше время употребляется исключительно в значении человеческих способностей, изначально имело значение единицы веса. И, собственно, талант — это мера для измерения количества серебра. Так вот, талант в переносном смысле, о котором мы говорим, то есть способности человека – это то, что дает нам Бог. Он дает нам талант не для того, чтобы мы его зарывали в землю, а чтобы мы его реализовали, то есть чтобы при помощи этого таланта, этого богатства мы послужили людям.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5714338...

«Но послушайте дальше притчи. Получивший от господина пять талантов (вес серебра) пошел, стал трудиться и приобрел на них еще пять талантов; получивший два – приобрел другие два, а получивший один – взял да и зарыл талант своего господина в земле, то есть всю жизнь прожил в безрассудной, непростительной лености, ел, пил, веселился, обогащался всеми возможными средствами, чтобы только весело жить здесь; а о той жизни, о вере, о молитве, о добрых делах не заботился. Ясно, что талант его зарыт в землю, так как таланты наши, то есть наше сердце, наши умственные способности, – не земное сокровище, а духовное, и не в земле им лежать, не на земные только дела употреблять, а при помощи их нам надобно навыкнуть небесным, святым нравам и стяжать вечную жизнь. Не скрывайте себе сокровищ на земли, идеже червь и тля тлит, говорит Господь, и идеже татие подкопывают и крадут. Скрывайте же себе сокровище на небеси, идеже ни червь, ни тля тлит, и идеже татие не подкапывают, ни крадут ( Мф. 6:19–20 ), (то есть делайте добрые дела не для земли и земных, житейских выгод, а для неба, для Бога, для вечности). Итак, честь, братия, рабам, получившим пять и два таланта и умножившим имение господина; – позор, крайний позор получившему один талант и по лености и упрямству зарывшему его в землю. А много есть этих недостойных имени человека людей, которые зарывают талант свой в землю, которые только пьют, едят, веселятся, обманывают, крадут и прочее. Но смотрите, что ожидает тех и других рабов: приходит время дать отчет в том, как употреблено серебро господина. Приходит господин, то есть Господь, вознесшийся на небо, приходит на Страшный Суд, чтобы потребовать отчет с рабов Своих. Являются рабы Его – коим вверены таланты. Подходит принявший пять талантов и показывает Господину десять талантов; потом приходит принявший два и показывает четыре. Господь, одобряя каждого из них за приумножение, говорит: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость Господина твоего (Ср.: Мф. 25:23 ) потом подходит принявший один талант, и что же? – Ничего не сделавши в отсутствие Господина, когда пришел этот Господин, ленивый раб говорит Ему дерзости, называя Его человеком жестоким, который жнет будто бы там, где не сеял, и собирает там, где не расточил. Не так ли говорят, братия, все ленивые, недобрые, неверные христиане, которые в извинение своей непростительной лености трудиться для добра, для образования себя по духу христианской веры, слагают вину свою на веру, на Церковь , на Самого Господа, называя предписания веры трудными, неудобоисполнимыми, а благого Господа дерзая называть каким-то жестоким, требующим почти невозможного! О, ленивые рабы! Посмотрите на своих собратий, получивших пять и два таланта: они обличат вас. Как же они умножили свои таланты, как же они не говорят ничего подобного своему Господину» 266].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Митрополит Иларион : Я лично не знаком с футбольными болельщиками в рядах высшего руководящего состава Русской Православной Церкви и сам не являюсь болельщиком. Я никогда не играл в футбол и не смотрел соревнования по этому виду спорта. Но могу сказать о том, что Церковь поддерживает спорт, у нас есть даже Патриаршая комиссия по вопросам физической культуры и спорта. В ее состав входят наши выдающиеся спортивные деятели. И очень многие спортсмены прежде, чем ехать на соревнования, приходят за благословением к Патриарху или к своему местному архиерею. То есть Церковь совершенно не устраняется от мира спорта. Е. Грачева : Остается только пожелать нашей сборной с Божьей помощью, как минимум, выйти из группы, а еще лучше – победить на родной земле, на родном поле. Большое спасибо, владыка, за эту беседу. Поздравляю Вас от всего сердца с наступающим Новым годом! Митрополит Иларион : Спасибо, Екатерина. Поздравляю Вас с Новым годом! Также хотел бы поздравить с праздником всех наших телезрителей и пожелать, чтобы наступающий год был для нас добрым и благословенным. Во второй части передачи митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы " Церковь и мир " . Вопрос : Является ли притча о талантах призывом к ростовщичеству? Митрополит Иларион : Заданный вопрос уже подразумевает ответ: призывом к ростовщичеству притча не является. Вообще, слово " талант " в своем изначальном смысле означает меру веса. В этой притче хозяин дает своим рабам серебро, кому-то – десять талантов, кому-то – пять, кому-то – серебро весом один талант. Он ожидает, что эти люди употребят средства в дело, и тогда то, что они получили, принесет прибыль. Получивший десять талантов пустил серебро в оборот и приобрел еще десять талантов. Тот, кто получил пять, пустив их в дело, приобрел еще столько же. А тот, кому был вручен один талант, не использовал его, а просто закопал серебро в землю, когда же господин вернулся, отдал этот талант обратно. Когда Бог дает нам таланты (уже не в смысле меры серебра, а в смысле наших способностей и возможностей), Он ожидает от нас, что мы эти таланты пустим в оборот, то есть свои способности, возможности будем использовать для пользы окружающих нас людей. А если кто-то живет только для себя, если вся его жизнь мотивирована сугубо эгоистическими соображениями, он уподобляется человеку из притчи, который получил от господина талант, но закопал его в землю.

http://religare.ru/2_114745.html

Например, на “комплект” самой низкой категории (начальный класс для детей 8-11 лет) в земской губернии выделялось 390 рублей в год. Подчеркну еще раз, что речь идет только о софинансировании части расходов школы из государственной казны (финансирование со стороны земств и городов, как правило, составляло значительную часть и полное финансирование на один класс можно оценить не менее чем в 1000 рублей). Нетрудно видеть, что данные дореволюционные нормативы сопоставимы с самыми высокими ныне действующими “нормативами подушевого финансирования” в Москве. Что касается самих окладов преподавателей, они устанавливались в законодательном порядке штатами для всех типов учебных заведений, которые публиковались в официальных изданиях (например, в журнале Министерства народного просвещения) и включались в Свод Законов. Так согласно закону 1912 года оклад учителя высших начальных училищ (то есть типа учебного заведения наиболее точно соответствующего семиклассным советским школам) составлял 960 золотых рублей в год (то есть около 1 миллиона рублей в ценах 2008 года, и порядка 2,5 миллионов рублей в ценах нынешних – 2022 года). Согласно штатам Томского технологического института Императора Николая II, утвержденным 23 февраля 1901 года ординарный профессор получал годовой оклад 2400 рублей, плюс столовых 1050 рублей и квартирных 1050 рублей. Динамика изменения штатов университетов и учреждений Императорской Академии Наук хорошо показана в монографии Е.Ю. Басаргиной . Во время царствования Николая II оклады университетских профессоров и штатных сотрудников Императорской Академии Наук выросли почти в два раза до 6 000 рублей в год. Для сравнения средняя зарплата рабочего в 1913 году составляла 250 рублей в год, строительство крытого железом деревянного дома, соответствующего всем стандартам, площадью 70 кв. м по расчетам строительных смет 1913 года обходилось примерно в 600-700 рублей, кирпичного дома с полной отделкой площадью 150 кв. м – около 3 000-4 000 рублей. Мясо стоило (в зависимости от региона и сорта) 15-60 копеек за килограмм, картошка 1-2 копейки за килограмм, лошадь – 70-80 рублей, корова дойная 50-60 рублей.

http://ruskline.ru/analitika/2022/09/11/...

Долгие годы в Богоявленской церкви сохранялся столярной работы иконостас «древней архитектуры в четыре яруса с накладною, и местами вырезанною на иконостасе резьбою, с двумя у царских врат небольшими витыми, а по сторонам двенадцатью резными накладками». Гладь иконостаса были выкрашены темно-зеленой краской, а резьба местами по зеленому и местами по голубому полю частью окрашена, а частью позолочена, также как и каждая из его накладок были до половины позолочены. Царские врата с полукружием наверху, не имели украшений, и на них находились изображения Распятия и Воскресения Христова древнего письма. По сторонам царских врат находились местами посеребренные и позолоченные две обрезные фигуры ангелов с рипидами. В местном ряду, с правой стороны царских врат, помещался храмовый образ Крещения Господня, украшенный окладом с полями из басменного серебра, с серебряными ризами и венцами на изображенных фигурах. Вокруг образа, на отдельной доске были изображены чудеса Христовы и лики разных святых без украшений. Далее находилась Владимирская икона Божией Матери, поля которой украшал серебряный оклад с венцом и цатою беспробного серебра. Вокруг иконы, на отдельной доске «в приписи», были изображены разные явления этого образа и лики разных святых без украшений. Рядом помещался образ святителя Леонтия Ростовского в серебряном окладе с полями басменного серебра с позолотой и таковыми же позолоченными венцами. Вокруг этой иконы, «в приписи» на отдельной доске, были изображены сцены из жития святого, а по сторонам. лики разных святых. Далее в этом ряду была устроена южная дверь иконостаса с изображением на ней апостола Филиппа, а над нею был помещен образ Божией Матери «Знамение» с двумя херувимами без украшений. Рядом с дверью около стены был поставлен небольшой образ Божией Матери «Владимирская», с позолоченным окладом, полями, венцом и цатою басменного серебра, в венце вставлены восемь простых камней разного цвета. Этот образ был вставлен в другую икону, написанную на отдельной доске, вверху которой был изображен Спаситель, а по её сторонам предстоящие Антоний и Феодосий Печерские с другими святыми, украшенные небольшими позолоченными венчиками басменного серебра. Здесь же, «в «приписи» на отдельной доске, помещалось изображение явлений Божией Матери и лики святых. На повороте иконостаса вдоль южной стены был поставлен образ Введения во храм Пресвятой Богородицы в позолоченных окладе, полях, с пятью венчиками из басменного серебра. В приписи к этой иконе, на отдельной доске изображались иллюстрации из земной жизни Божией Матери, а по сторонам изображения разных святых.

http://sobory.ru/article/?object=06972

С левой стороны царских врат находилась небольшая Казанская икона Божией Матери, украшенная позолоченными ризой и венцом с сиянием из безпробного серебра. Возглавие иконы было вынизано натуральным жемчугом. Эта икона была вставлена в другую, большего размера, на которой были изображены чудеса от Казанской иконы, украшенные серебряным окладом. В «приписи» иконы, без украшений находились явленные изображения Божией Матери и разных святых. Рядом помещалась другая икона местного ряда с Печерским образом Божией Матери с предстоящими святителями Николаем Чудотворцем и Леонтием Ростовским, украшенная позолоченными окладом, полями и венцами с цатою из басменного серебра. В «приписи» к этой иконе на отдельной доске, были изображены сцены «Поклонение волхвов», «Бегство в Египет», «Сретение Господне» и другие изображения. Далее находилась Смоленская икона Божией Матери в окладе на полях, с венцами и цатами из басменного серебра. В «приписи» к этой иконе были изображены Благовещение Пресвятой Богородицы, Рождество Христово и другие изображения. Далее местный ряд продолжала северная дверь иконостаса с изображением архидиакона Стефана, а над нею помещался Нерукотворный Образ Спасителя с двумя ангелами. Рядом с дверью находился образ Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте», украшенный двенадцатью венчиками безпробного серебра. Далее у стены, также в первом ряду иконостаса, был поставлен образ святителя Николая Чудотворца с позолоченными окладом, полями, венцом с цатою из басменного серебра. Здесь же, в «приписи» на отдельной доске было изображено житие святителя. На повороте иконостаса по северной стене находилась Смоленская икона Божией Матери с предстоящими Иоанном Предтечей и другими святыми. Оклад, поля и пять венцов иконы были изготовлены из басменного серебра с позолотой. В «приписи», на отдельной доске, было изображено житие Иоанна Предтечи. Во втором ярусе иконостаса в центре, в отдельном клейме, был помещен образ Отечества, по сторонам которого находились двенадцать икон двунадесятых праздников и два изображения - Страстей Господних и Воскрешение Лазаря.

http://sobory.ru/article/?object=06972

Аминь. Притча о талантах Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Братия и сестры! Сегодня мы с вами слышали Евангельскую притчу о талантах (Мф. 25, 14–30). Она по своему содержанию очень близка к другой, которую Господь поведал Своим ученикам и апостолам незадолго перед крестными страданиями –«о десяти минах» (Лк. 19, 12–26). Эти притчи, имеющие одинаковый сюжет, дополняют и разъясняют друг друга. Богатый человек, господин, отправляясь в чужую страну, призвал трех рабов. Одному дал пять талантов, второму – два, третьему – один. Что это значит? Господин – это Бог, наш Творец и Владыка. Рабы – это мы. Некоторым из нас, из современных людей, воспитанных в духе гордыни, кажется обидным, непонятным слово «раб». Но если только вдуматься, то какая великая честь быть рабом Божиим! Раб принадлежит своему господину. Если бы мы могли принадлежать Господу всем умом, всем сердцем и душой! Если мы не рабы Бога, значит – мы рабы этого мира, рабы диавола, рабы собственного эгоизма. Затем, слово «раб» происходит от «работать, трудиться». Жизнь наша должна быть трудом со славу Божию, если мы истинные Его рабы. Некогда, еще задолго до Рождества Христова, жил известный философ по имени Сократ. В день рождения этого философа к нему пришли его ученики, и каждый принес ему что-то в дар. Но один ученик был настолько беден, что не имел ничего и, пока шло поздравление Сократа, сидел понурясь. Он встал самым последним и сказал: «Дорогой наставник! Ты знаешь, что я нищий, мне нечего дать тебе. Единственный мой дар – я отдаю тебе самого себя как раба. Делай со мной, что хочешь!» И Сократ сказал: «Это самый драгоценный для меня дар. Я принимаю его, но лишь с тем, чтобы вернуть потом тебя самому тебе в еще лучшем виде!» Итак, братия и сестры! Мы здесь, на земле, должны быть рабами Божиими, чтоб не стать рабами своих страстей и грехов, чтоб в Царствии Небесном назваться уже не рабами, но сынами Божиими по благодати. Господь дал рабу пять талантов. Талант – самая большая денежная единица. Золотой талант – это примерно килограмм золота, а серебряный – два килограмма серебра.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2176...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010