Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Гаий (Такаов), архиеп. Астраханский. Портрет. Нач. XIX в. (?) [Гайоз Ректор; груз. ] (Такаов [Токаов]; 1750 (1746?), с. Магаро, Кахети - 20.02.1821, Астрахань), архиеп. Астраханский и Кавказский. Из груз. рода. Окончил Тифлисскую ДС. В 1770 (1765?) г. пострижен в монахи католикосом Антонием I в Спасском соборе г. Тифлиса. В 1771 г. рукоположен во диакона. В 1772 г. прибыл в С.-Петербург в составе груз. делегации для дипломатических переговоров. Находясь в России, Г. изучал рус., лат. и греч. языки. В 1774-1778 гг. учился в ДС при Троице-Сергиевой лавре. В 1778 г. вернулся в Тифлис, где открыл уч-ще рус. языка. В 1778-1780 гг. был ректором Тифлисской ДС, в 1779 г. рукоположен во иерея, в 1780 г. возведен в сан игумена. В 1782 г. стал основателем и 1-м ректором Телавской ДС. В 1782-1783 гг. находился при груз. царе Ираклии II во время переговоров с Россией, окончившихся подписанием Георгиевского трактата. В 1784 г. в С.-Петербурге Г. был возведен в сан архимандрита, поступил на рус. службу и был назначен в свиту Г. А. Потёмкина , а в 1785 г. определен 1-м членом в Осетинскую духовную комиссию. В 1793 г. в составе Астраханской епархии было создано Моздокское вик-ство, 29 мая состоялась хиротония Г. во епископа Моздокского и Маджарского, к-рую совершили в Царском Селе Новгородский и С.-Петербургский митр. Гавриил (Петров) и Псковский архиеп. Иннокентий (Нечаев) . По пути к месту служения в кон. 1793 г. Г. в связи со смертью Астраханского архиеп. Тихона (Малинина) остановился в Астрахани и временно управлял епархией. 7 мая 1794 г. отправился в Моздок. Главная задача, поставленная перед Г., состояла в распространении и утверждении Православия среди народов, проживавших по Кавказской линии. Трудами Г. в вик-стве началось строительство 2 мон-рей и архиерейского дома в Моздоке. Активно занимаясь миссионерством среди осетин, Г. разработал осет. алфавит на кириллической основе. В 1798 г. в Москве издал 1-ю кн. на осет. языке - «Начальное учение человекам, хотящим учиться книг Божественного Писания» (катехизис) с параллельным церковнослав. текстом. Заботился о материальном обеспечении духовенства, боролся с распространением пьянства. При Г. из Куртатинского ущелья в Моздок была перенесена чтимая Иверская (Моздокская) икона Божией Матери (в 1797 установлена в Успенской ц.).

http://pravenc.ru/text/161447.html

Положение православных горцев ухудшилось в конце XVIII века. Архиеп. Филарет пишет: «Кайнарджийским миром (1774 г.) черкесы, абхазцы и другие горцы предоставлены распоряжению ислама , тогда как при царе Иоанне Грозном они сами отдавались во власть единоверной России. Порта поспешила отправить проповедников Ислама на Кавказ; они быстро распространили там исламизм и вооружали горцев фанатическою ненавистью против России: с высот Кавказа исламизм развивался и по степям при-Кавказья. Между чеченцами явился Шах-Мансур с именем пророка, и горцы, по его призыву, понесли смерть и опустошение в поселения христианские, принуждая христиан к магометанству.» Для противодействия магометанству в 1789 г. грузин Гай (Токаов) был поставлен епископом моздокским, викарием астраханского епископа, с возложением на него обязанностей надзора за осетинской духовной миссией. Новая миссия просветила св. крещением до 1799 г. 6000 человек и обучала детей. В 1799 г. владыка Гаий был переведен в Саратов и после этого не было епископа в Моздоке. Затем Кавказ подвергся усиленной пропаганде Ислама, ослабившей последние успехи Православия. Грузинская Церковь , еще с XVI в. возлагавшая, в своих бедствиях, надежды на единоверную Россию, не переставала пользоваться ея попечительным вниманием. В XVIII в. Россия радушно принимала у себя грузинских эмигрантов и заботилась о церковных нуждах Грузии, особенно страдавшей от турок и персов с 1723 до 1744 гг. В 1737 г., по просьбе царевича Бакара, Снод разрешил напечатать в Москве на грузинском языке богослужебные книги и Библию . С Бакара взята была подписка, чтобы печаталось согласно со славянскими книгами, потом пересматривалось Снодом. Грузинская типография находилась в с. Всесвятском, близ Москвы. Библия , исправленная, по текстам – еврейскому, сирскому и славянскому, архиеп. Иосифом (Самабелли), издана была в 1743 г. Богослужебные книги исправлял архиеп. Афанасий. В 1755 г. прибыл в Россию изгнанный экзарх Антоний. После того, как исповедание его было одобрено Снодом, он в 1757 г. был архиепископом Владимирским, каковым пребывал до 1762 г. Был он и членом Св. Снода. Для Грузии он перевел много полезных русских книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

К стр. 94 68 . Прибавление: 9 . АВГУСТИН Виноградский, в 1806 году, Ноября 18, пожалован Орденом Св. Анны 1 класса. В 1812 году, Июля 14, – Св. Александра Невского. С 1811 года Июня 16 поручено было ему управление дел Епаршеских Московской Митрополии. В 1812 году, Декабря 28, Высочайше повелено: «по случаю кончины Преосвященного Митрополита Платона, впредь до назначения местного Архиерея, продолжать управлять Епархией Московской и проч.» В 1814 году, Августа 30, пожалован Архиепископом Дмитровским, управляющим Митрополией Московской, Троице-Сергиевой Лавры Архимандритом и Членом Святейшего Синода. К стр. 107 69 . Прибавление: 21 . АНАСТАСИЙ Братановский в 1805 году был присутствующим в Святейшем Синоде, в 1806 году, Декабря 7, наименован Членом оного, но 9 числа того же месяца скончался. 22 . СИЛЬВЕСТР Лебединский, в 1807 году, Января 25, переведён из Епископов Полтавских Архиепископом. В 1808 году, Января 10, по прошению его уволен на покой с пенсией в Глуховский Петропавловский монастырь; но на пути своём из Астрахани в Острогожском уезде, в слободе Ровеньках, заболев, через три дня, 5 Ноября, скончался. Погребён в оной слободе Ровеньках Воронежской Семинарии Ректором Архимандритом Афанасием. 23 . ГАИЙ Токаов, в 1808 году, Января 10, переведён из Пензенских Епископов Архиепископом. К. стр. 129 70 . Прибавление: 21 . ИРИНЕЙ Клементьевский, в 1814 году, Августа 30, уволен от Синода и от Епархии с пенсией. 22 . МЕФОДИЙ Смирнов, переведён из Тверских в 1814 году, Августа 30. Глава VI. Епархия РЯЗАНСКАЯ К стр. 134 71 . Прибавление: 50 . АМВРОСИЙ Яковлев-Орлин, в 1809 году, Января 26 скончался, погребён 2 Февраля Амвросием, Епископом Тульским и Белевским. 51 . ФЕОФИЛАКТ Русанов, в 1809 году, Марта 5, переведён из Калужских Архиепископов. В 1812 году, Августа 30, пожалован Орденом Святого Александра Невского. В 1813 году, Апреля 4, пожалован ему алмазный крест для ношения на клобуке, и того же года, Ноября 11 от присутствия в Святейшем Синоде уволен в Епархию. К стр. 142 72 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Освящение Троицкого собора затянулось до 1809 г. Пребывавший в Пензе епархиальный архиерей не торопился в Волгск. Прибыв осенью 1807 г. в Саратов Преосвященный Гаий (Токаов) оказался в карантине по случаю предполагавшейся чумы, который продолжался с конца 1807 г. до апреля 1808 г. В Саратове он получил извещение о своем переводе в Астрахань. Освящение Троицкой церкви состоялось только после назначения на Пензенско-Саратовскую кафедру нового епископа, каковым стал Преосвященный Моисей (Близнецов-Платонов). Точная дата освящения Троицкого собора неизвестна. Вероятно, чин освящения был совершен в конце 1809 г. Преосвященным Моисеем, который выразил благодарность вольским старообрядцам за усердие в строительстве православного храма. Крупные пожертвования купцов, «ходивших по старой вере», убедили правящего архиерея не препятствовать строительству двух старообрядческих храмов, один из которых – церковь во имя Честного и Животворящего Креста (Львовская часовня) уже был построен, а другой – во имя Рождества Христова был только заложен. Троицкая церковь строилась в основном на средства Василия Злобина, которого, несмотря на его приверженность к старообрядчеству, в августе 1814 г. отпевали в этом храме. Архитектура, выдержанная в стиле строгого классицизма, вполне отразила безупречный вкус винного откупщика. Колокольня Троицкой церкви была построена значительно позднее и не во всем соответствовала основому зданию храма. В Вольске Троицкий собор долго считали семейным храмом Злобиных. В 1810 году здесь вторым браком венчался Константин Васильевич Злобин, здесь же три года спустя было совершено его отпевание; в этом же соборе в марте 1814 г. крестили его сына Константина Константиновича, основателя и директора Главного архива Министерства Иностранных дел, который, впрочем, не очень любил город, построенный его дедом. Освящавший Троицкий собор Преосвященный Амвросий (Близнецов-Платонов) не напрасно благодарил вольских старообрядцев. Они изъявили желание выстроить новый Иоанно-Предтеченский собор и, получив архипастырское благословение, немедленно приступили к строительству. При этом был упразднен старый Иоанно-Предтеченский собор, верой и правдой служивший городу на протяжении полувека. Однако вследствие преждевременной смерти главного попечителя проекта, строительство нового собора затянулось почти на 30 лет. Он был освящен только в 1844 г. Таким образом, Троицкая церковь с 1809 г. по 1844 г. была городским собором. Просторный храм имел три алтаря. Главный центральный престол был освящен во имя Живоначальной Троицы, правый – во имя Казанской иконы Божией Матери, левый – во имя трех Московских святителей Петра, Алексия и Ионы. Вольские старообрядцы, принимавшие горячее участие в строительстве Троицкого собора, долгое время продолжали считать его своим храмом и очень обижались, когда духовенство пыталось обойти их в благоукрашении храма...

http://sobory.ru/article/?object=50398

В XIX веке продолжалось прежнее благожелательное отношение правительства к иноверцам. В 1853 году был издан закон, по которому муллы и ламы получили свободу от податей, подобно православному духовенству. На Кавказе Грузинская Церковь еще с XVI века неизменно пользовалась попечением России, и в политическом и в церковном отношении. В периоде 1723 по 1744 годы Россия принимала у себя многочисленных эмигрантов из Грузии, особенно страдавшей от турок и персов. В 1737 году по просьбе царевича Бакара в Москве были напечатаны на грузинском языке богослужебные книги и Библия . Книги исправлялись архим. Афанасием, а Библия – по еврейскому, сирийскому и славянскому текстам – архиеп. Иосифом (Самабелли). И тем не менее... Православие, некогда распространенное между кавказскими племенами, к рассматриваемому времени давно было подавлено язычеством и мусульманством со стороны Персии и Турции. В 1746 году Синод послал к осетинам миссию в составе грузина архим. Пахомия и двух игуменов, всех знавших местные языки и нравы. До 1767 года они крестили более 2.000 осетин. В 1755 году, ища защиты в Москву прибыл изгнанный из Грузии Экзарх Антоний. После испытания в вере, Синод назначил его в 1757 году архиепископом Владимирским, в сане каковом он и скончался в 1762 году. Он перевел для грузин много полезных русских духовных книг. В 1771 году Синод посылает новую миссию, в основном из русских, во главе с ученым прот. Лебедевым. Они были снабжены подробной инструкцией о тактике деятельности. За 20 лет эта миссия обратила в христианство 6.000 осетин. Но многочисленные проповедники ислама возбудили в горцах фанатичную ненависть к России. Между чеченцами явился шах Мансур с именем пророка, и они понесли смерть и опустошение христианам. Для противодействия мусульманам в 1789 году грузин Гай (Токаов) был поставлен епископом Моздокским, викарием астраханского епископа, с возложением на него обязанности надзора за осетинской миссией, но в 1799 году он был переведен в Саратов. Под усиленной мусульманской пропагандой успехи Православия на Кавказе были ощутимо ослаблены.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владимир Русак Скачать epub pdf Архангельская Учреждена в 1682 году. 11 Кафедра в Архангельске. 12 Архиепископы Холмогорские и Важеские: Афанасий Любимов 1682–1702 Парфений Небоза 1703–1704 Сильвестр Крайский 1705–1707 Рафаил Краснопольский 1708–1711 Варнава Волатковский 1712–1730 Епископы Архангельские и Холмогорские: Герман Копцевич, архиеп. 1731 –1735 Аарон 1735–1738 Савва Шпаковский 1739–1740 Варсонофий, архиеп. 1740–1759 Иоасаф Лисинский 1761–1769 Антоний (Герасимов) Зыбелин 1770–1773 Арсений Верещагин 1773–1775 Вениамин Краснопевков-Румовский , еп. Архангельский и Олонецкий 1775–1798 Апполос Байбаков 1798–1801 Евлампий Введенский 1801–1809 Парфений Петров 1809–1819 Иосиф Величковский 1819–1821 Неофит Докучаев-Платонов 1821–1825 Аарон Нарциссов 1826–1830 Георгий Ящуржинский 1830–1845 Варлаам Успенский 1845–1854 Антоний Павлинский 1854–1857 Александр Павлович 1857–1860 Нафанаил Савченко 1860–1871 Ювеналий Карюков 1871–1876 Макарий Миролюбов 1876–1879 Нафаиаил Соборов 1879–1882 Серапион Маевский 1882–1885 Нафанаил Соборов (вторично) 1885–1890 Александр Закке-Заккис 1890–1893 Никанор Каменский с 1893 Астраханская Учреждена в 1602 году. Кафедра в Астрахани. Архиепископы Астраханские и Терские: Феодосий Харитонов 1602–1606 архиеп. с 1605 Онуфрий 1615–1628 Макарий 1629–1638 Рафаил 1638–1640 Пахомий 1641–1655 Митрополиты Астраханские и Терские: 13 Иосиф 1656–1671 Парфений 1672–1680 Никифор 1681–1682 Савватий 1683–1696 Сампсон 1697–1714 Епископы Астраханские и Ставропольские: 14 Иоаким 1716–1723 Лаврентий Горка 1723–1727 Варлаам Линицкий 1727–1730 Лев Орлов назн. в 1730 Илларион 1731–1755 Мефодий 1758–1776 Антоний Румовский, архиеп. 1776–1786 Никифор Феотоки, архиеп 1786–1792 Тихон Малинин, архиеп. 1792–1793 Феофил Раев 1794 Платон Любарский 1794–1805 с 1796 года архиеп., архиеп. Астраханский и Моздокский в 1799–1803 Архиепископы Астраханские и Кавказские: Анастасий Романенко Братановский 1805–1806 Сильвестр Лебединский 1807–1808 Гаий Токаов 1808–1821 Иона Василевский 1821

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иннокентий Сельнокринов 1840–1840. Архп. Евлампий Пятницкий 1840–1844. Смарагд Крыжановский 1844–1858. Архп. Поликарп Радкевич 1858–1867. Макарий Миролюбов 1867–1876. Ювеналий Карюков 1875–1882. Симеон Линьков 1883–1889. Мисаил Крылов 18891896. Митрофан Невский 1896–1899. Никанор Каменский 1899–1902. Ириней Орда 1902–1904. Кирион Садзагелов 1904–1906. Серафим Чичагов 1906–1908. Александр Головин 1908–1910. Григорий Вахнин 1910. Елецкое викариатство, учр. в 1906 г. Епископы: Митрофан Афонский 1906–1910. Митрофан Земдянский 1910. Пензенская, учр. в 1799 г. Кафедра в Пензе Епископы Пензенские и Саратовские (до 1803 г. „Саратовские и Пензенские“): Гаий Токаов (грузин) 1799–1808. Моисей Близнецов-Платонов 1808–1811. Афанасий Корчанов 1811–1819. Иннокентий Смирнов 1819. Амвросий Орнатский 1819–1825. Ириней Нестерович (серб) 1826–1830. Пензенские и Саранские (с 1828 г.): Иоанн Доброзраков 1830–1835. Амвросий Морев 1835–1854. Варлаам Успенский 1854–1862. Архп. с 1860. Антоний Смолин 1862–1868. Григорий Медиоланский 1868–1881. Антоний Николаевский 1881–1889. Василий Левитов 1889–1890. Митрофан Невский 1890–1893. Павел Вильчинский 1893–1902. Тихон Никаноров 1902–1907. Митрофан Симашкевич 1907. Краснослободское викариатство, учр. вт. 1910 г. Епископы (в Пензе): Григорий Соколов 1910. Пермская 39 Кафедра в Перми Епископы Пермские: Св. Стефан Храп 1383–1396. Исаакий 1397–1416. Св. Герасим; упом. 1441; † 1447. Св. Питирим 1447–1456. Св. Иона 1456–1471 . Амфилохий; упом. 1471. Филовей 1471–1501. Никон 1502–1508. Стефан 1508–1514. Протасий 1514–1520. Пимен Ходыкин 1520–1524. Алексий 1525–1543. Афанасий 1543–1547. Киприан 1547–1558. Епископы Пермские и Екатеринбургские (до 1833 г.) Арсений Москвин 1799. Иоанн Островский 1800–1801. Иустин Вишневский 1802–1823. Дионисий Цветаев 1823–1828. Мелетий Леонтович 1828–1831. Епископы Пермские и Верхотурские (с 1833–1885 г.): Аркадий Федоров 1831–1851. Архп. с 1831. Неофит Соснин 1851–1868. Архп. с 1854. Антоний Смолин 1868–1876. Архп. с 1872. Вассиан Чудновский 1876–1883.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Иоанникий Казанский 1901–1908. Михей Алексеев 1908. Кемское викариатство, учр. в 1910 г. Епископы (в Веркольском монастыре): Варсонофий Вихвелян 1910. Астраханская, учр. в 1602 г. Кафедра в Астрахани Архиепископы Астраханские и Терские: Феодосий Харитонов 1602–1606. Архп. с 1605. Онуфрий 1615–1628. Макарий 1629–1638. Рафаил 1638–1640. Пахомий 1641–1655. Иосиф 1656–1667. Митрополиты Астраханские и Терские: Иосиф 1667–1671 (до 1667 г. бывший Архп.). Парфений 1672–1680. Никифор 1681–1682. Савватий 1683–1696. Сампсон 1697–1714. Епископы Астраханские и Ставропольские: Иоаким 1716–1723. Лаврентий Горка 1723–1727. Варлаам Леницкий 1727–1730. Лев Орлов назначен 1730, но не был. Иларион 1731–1755. Мефодий 1758–1776. Антоний Румовский 1776–1786. Архп. Никифор Феотоки 1786–1792. Архп. Тихон Малинин 1792–1793. Архп. Феофил Раев 1794. Платон Любарский 1794–1805. C 1799 г. «Астраханский и Моздокский», с 1803 г. «Астраханский и Кавказский». Архп. с 1796 г. Архиепископы Астраханские и Кавказские: Анастасий Романенко Братановский 1805–1806. Сильвестр Лебединский 1807–1808. Гаий Токаов (грузин) 1808–1821. Иона Василевский 1821. Авраам Шумилин 1821–1824. Мефодий Пишнячевский 1824–1825. Павел Саббатовский 1826–1882. Виталий Борисов Жегачев 1832–1840. Стефан Романовский 1841. Епископы Астраханские и Енотаевские: Смарагд Крыжановский 1841–1844. Архп. Евгений Баженовч, 1844–1856. Архп. Афанасий Дроздов 1856–1870. Архп. с 1858. Феогност Лебедев II 1870–1874. Хрисанф Ретивцев 1874–1877. Герасим Добросердов 1877–1880. Евгений Шерешило 1880–1889. Павел Вильчанский 1889–1892. Исаакий Положенский 1892. Павел Вильчанский (вторично) 1892–1893. Митрофан Невский 1893–1896. Сергий Серафимов 1896–1902. Георгий Орлов 1902. Архп. с 1911. Царевское викариатство, учр. в 1910 г. Епископы (в Астрахани): Арсений Тимофеев 1910–1911. Иннокентий Кременецкий 1911. Благовещенская 3 Кафедра в Благовещенске (с 1859 г.). Епископы Камчатские, Курильские и Алеутские (до 1870 г.): Иннокентий Вениаминов 1840–1868. Архп. с 1850.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Архимандрит отвечал отказом, ссылаясь на то, что монастырь ещё не достроен. На этой почве между ними произошёл конфликт, о котором протоиерей Николай Скопин писал: «А в новостроящемся монастыре чудеса делаются у нас в Саратове. Такую ссору затеял архимандрит с губернатором, что чуть не прибил его на строении» 14 . В конце октября 1821 года Святейший Синод своим указом предписал Пензенскому архиерею принять от гражданского начальства все монастырские строения и освятить церковь . Но и это не смогло поколебать позиций архимандрита Саввы: он составил специальный реестр из 58 строительных недоделок и вместе с сопроводительным письмом перенаправил его Преосвященному Амвросию, прося архипастыря отложить освящение монастыря. Владыка полностью поддержал архимандрита. Губернатор Панчулидзев, дабы не раздувать конфликта, отдал распоряжение об устранении ряда недоделок, отмеченных архимандритом Саввой. Освящение нового монастырского собора епископ Пензенский и Саратовский Амвросий (Орнатский) совершил 22 мая 1822 года совместно с саратовским духовенством и при многочисленном стечении народа. При этом вместе с главным престолом были освящены два придела – в честь благоверного князя Александра Невского и Тихвинской иконы Божией Матери. Классицизм оказался чрезвычайно распространённым в храмовом строительстве Саратовской епархии. Среди ранних памятников следует назвать Троицкий собор в городе Вольске, строившийся с 1793 по 1806 год. Освящение этого храма затянулось до 1809 года. Пензенско-Саратовская епархия была очень обширной. И когда Преосвященный Гаий (Токаов) собрался приехать в Вольск, чтобы освятить новопостроенный собор, он не смог покинуть Саратов из-за строгого карантина по причине чумы. В Саратове владыка Гаий получил указ о своём назначении на Астраханскую кафедру, так что освящать Троицкую церковь пришлось следующему Пензенско-Саратовскому архипастырю Преосвященному Моисею (Близнецову-Платонову) 15 . Троицкий храм строился на средства купцов города Волгска (именно так назывался Вольск до середины XIX столетия).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

238-239 ГАВРИИЛ ДИОНИСИАТСКИЙ (в миру Георгий Казасис; 1886-1983), архимандрит, старец и игумен афонского монастыря Дионисиат 239-240 ГАВРИИЛ ИВЕРСКИЙ (Святогорец) (XI в.), прп. (пам. 13 мая, 12 июля и в Соборе Афонских святых; пам. груз. 12 июля) 240-241 241-242 ГАВРИИЛ КАТРАЯ бар Лифе (нач. VII в.), восточносир. писатель, автор значительного для истории сир. литургической традиции соч. «Толкование служб» 242-243 243-246 ГАВРИИЛ СЕВИР ок. 1540/41 - 1616, титулярный митр. Филадельфии Лидийской, предстоятель греч. общины в Венеции, правосл. богослов-полемист 246-247 ГАВРИЛЯК Иосиф Адамович (1900-1969), протоиерей Экзархата Московского Патриархата в Северной и Южной Америке 247-248 248-249 ГАГАРА Василий Яковлевич; посл. треть XVI в. - после 1637, казанский купец, паломник, автор «Хождения» в Грузию, в Св. землю, на Синай, в Египет и в К-поль ГАГАРИН Григорий Григорьевич; 1810 - 1893, рус. кн., художник, архитектор, график, вице-президент АХ, член ученых об-в, коллекционер 250-251 ГАГАРИН Иван Сергеевич (Иоанн Ксаверий); 1814 - 1882, кн., пресвитер-иезуит, видный деятель рус. католицизма 251-253 ГАД 7-й сын ветхозаветного патриарха Иакова от Зелфы, служанки его жены Лии, и родоначальник одноименного колена (память в Соборе святых праотец и в Соборе святых отец) 253-254 ГАДАНИЕ искусство или практика получения знаний о прошлом или будущем (судьбе) отдельного человека или целой общности (в т. ч. народа) 254-259 259-260 260-261 261-262 262-265 265-267 ГАЗСКИЕ МУЧЕНИКИ 60 визант. солдат во главе со стратигом Каллиником из гарнизона Газы, к-рые в 637 или 638 г. были казнены арабами за отказ принять ислам (пам. зап. 6 нояб. и 17 дек.) 267-268 ГАИЙ ап. от 70, еп. Эфесский, ученик апостола Павла (пам. 5 нояб. и 4 янв.- в Соборе 70 апостолов) 268-269 ГАИЙ мч. Анкирский - см. Евстохий, Гаий, Провий, Лоллий, Урван и др. мученики Анкирские (пам. 23 июня) 269--270 270-275 275-276 276-277 277-282 282-283 283-284 ГАЙОЗ РЕКТОР педагог, литератор, переводчик, дипломат- см. Гаий (Такаов), архиепископ Астраханский и Кавказский

http://pravenc.ru/vol/x.html

  001     002    003    004    005    006