В московской святейшего синода конторе по тому же штату состав определен из трех лиц: председатель-митрополит, или, в его отсутствие, викарий, архимандрит и протоиерей. 12 июня 1805 года обер-прокурором, князем Голицыным объявлено было, что государь, «желая лично знать преосвященных, управляющих епархиями, предположил вызывать по одному из них для жительства в С.-Петербурге и присутствовать по прибытии в святейшем синоде до воспоследования высочайшей воли на возвращение в епархию». Вместе с тем Голицын объявил высочайшее повеление, «чтобы первоначально вызвать могилевского архиепископа Анастасия», выдать ему на переезд 1.000 рублей, а управление епархией в его отсутствие устроять по рассмотрению синода. Анастасий Братановский почти тотчас же по приезде получил назначение в Астрахань, в синод вызван был епископ пензенский Гаий Такаов, грузин, в конце 1806 года – епископ калужский Феофилакт Русанов . Профессор Знаменский замечает в своих «Чтениях по истории русской Церкви в царствование Александра I», что таким порядком вызова в синод архиереев на короткое время обер-прокурор Голицын стал впоследствии пользоваться для устранения в синоде всякого противодействия своей системе. В области епархиальной жизни царствование Александра I ознаменовано учреждением кишиневской епархии в 1813 году из района молдовлахийской митрополии, оставшегося за Россией после бухарестского мира с Турцией в мае 1812 года; две епархии переименованы-новороссийская в екатеринославскую и переяславскую в полтавскую, в 1803 году. Присоединенное к России после 1812 года царство польское включено было в состав волынской епархия. Особенным изменениям подверглось церковное управление на Кавказе. После присоединения Грузии, Имеретии и Мингрелии к России там некоторое время во главе церковного управления оставался по-прежнему один католикос – царевич Антоний. Ранее было два католикоса: один для Грузии, проживавший в Тифлисе, другой для Имеретии и Мингрелии, проживавший в Кутаисе. В Грузии было 13 епархий 57 , две из них имели только по 12 церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

У вперше за сто звершено Божественну осетинською мовою 26 листопада 2014 р. 15:52 25 ноября 2014 года по благословению архиепископа Владикавказского и Аланского Зосимы в храме Рождества Пресвятой Богородицы г. Владикавказа впервые за последнее столетие была совершена Божественная литургия на осетинском языке. Богослужение возглавил секретарь Владикавказской епархии священник Савва Гаглоев, которому сослужили иеромонах Гаий (Битиев), священники Георгий Кучиев, Герман Дзалаев, Иосиф Гагкаев, Соссий Кисиев, Игорь Кусов, иеродиакон Сергий (Чехов) и диакон Димитрий Асратян. В алтаре молился архиепископ Владикавказский и Аланский Зосима. Пел мужской хор под руководством регента Владимира Качмазова. За Литургией молитвенно поминались архиепископ Гаий (Такаов), епископ Иосиф (Чепиговский), протоиерей Алексий Колиев и их сподвижники — осетинские священнослужители, переводчики и просветители XIX — начала XX столетия, многие из которых погребены у стен храма, Коста Хетагуров, Сека (Георгий) Гадиев, Васо Абаев, историк Марк Блиев. Перевод Литургии святителя Иоанна Златоуста на осетинский язык был осуществлен в рамках епархиального проекта, получившего поддержку грантового конкурса «Православная инициатива» . В течение ближайших месяцев эта работа будет завершена. Несмотря на будний день, храм был заполнен верующими. По окончании богослужения отец Савва, обращаясь к собравшимся, рассказал о том, что в 1912 году в храме Рождества Пресвятой Богородицы Божественную литургию возглавил архиепископ Владикавказский и Моздокский Питирим. Более чем сто лет спустя под сводами храма вновь звучат молитвы и песнопения на осетинском языке, и знаменательно, что это происходит в дни церковного и народного празднества в честь святого великомученика Георгия и в канун дня памяти святителя Иоанна Златоуста. Архиепископ Зосима поздравил всех присутствующих со знаменательным событием, и, поблагодарив переводческую группу за проделанную работу, объявил, что в скором времени сам возглавит Божественную литургию на осетинском языке в Георгиевском кафедральном соборе. От имени прихожан свою радость в связи с совершением Литургии на родном языке выразила прихожанка Осетинской церкви, преподаватель СОГУ Клавдия Джусоева. «Православная Осетия» /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3855061...

Менее чем через месяц после указа 12 мая на моздокскую и моджарскую кафедру назначен был архимандрит Гаий (Такаов). 1121 В том же мае, в праздник Вознесения, он прибыл в свою епархию и служил первую службу в г. Моздоке. Моздокское викариатство поставлено наряду с третьеклассными епархиями с тем различием, что штат Моздокского архиерейского дома и Консистории уменьшен на 37 человек по причине малочисленности церквей в епархии епископа Гаия. На школу для обучения горских жителей с 1777 года полагалось особое содержание. Согласно указа 19 апреля, по сношению с рязанским, тамбовским и кавказским генерал-губернатором Гудовичем, Св. Синод передал в ведение преосвященного Гаия церкви городов – Моздока, Кизляра с монастырем и других городов и крепостей с их уездами по Кавказской (Моздокской) линии. Викарию моздокскому представлено право устроить Консисторию, разрешать постройку церквей для новокрещенных, ставить к ним священников. Преосвященный Гаий осуществлял свои права, устроив в Моздоке Консисторию, архиерейский дом и певческий хор. Все это говорит за то, что Моздокская и Можарская епархия в значительной степени приравнивалась к самостоятельным епархиям. Главной целью учреждения Моздокской епархии было просвещение христианством инородцев, живших близ Кавказской линии. В этом сложном деле, одинаково связанном с церковными и государственными задачами коренной России, в силу господства государственных интересов права генерал-губернатора оказывались, едва ли, ни выше прав Моздокского епископа. Дело в том, что, руководясь инструкцией, составленной еще в 1771 г. для Осетинской Комиссии, преосвященный Гаий по указу 19 апреля не мог действовать совершенно самостоятельно, как глава миссии. Он обязывался сноситься с генерал-губернатором Гудовичом по некоторым вопросам. Так для успешного распространения и утверждения христианства между осетинами и другими инородцами ему предложено заботиться о возобновлении храмов, остатки которых сохранились в Осетии, и, в случае надобности, строить новые, если местные жители в состоянии содержать храмы и духовенство при них. Однако «к сему приступить ему, преосвященному епископу», писалось в указе, «не иначе, как по предварительном о сем господина генерал-губернатора уведомлении». В удобное время епископу Гаию рекомендовалось посещать новопросвещенные селения, но опять предварительно известив о том Св. Синод и снесшись с генерал-губернатором. Относительно отправления духовных лиц в Осетию и подвод для них моздокский владыка непременно должен был прежде всего испрашивать согласия генерал-губернатора, который затем делал соответствующие предписания кизлярскому коменданту. Словом, в деле христианской миссии среди кавказских народностей епископ Гаий во многом зависел от рязанского, тамбовского и кавказского генерал-губернатора, жившего под Москвой, или даже в самой Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Глава девятая Второй раздел Польши (1792 – 1793 гг.). V. Учреждение Минской, Изяславской и Брацлавской епархии 13 апр. 1793 г.). Перевод на нее Виктора Садковского с заграничной переяславской кафедры. Переяславское викариатство Киевской епархии в пределах России. Деятельность Виктора Садковского на новой кафедре в деле воссоединения униатов. Третий раздел Полыни (1794 – 1795 г.). Вопрос об открытии новых епархий в пределах Минской архиепископии – второклассной Брацлавской и Подольской и викариатства Минской епархии – епископства житомирского (на Волыни). VI. Житомирская епархия и её состав. VII. Брацлавская и Подольская епархия: их устройство и состав. Территория Минской епархии после образования Брацлавской и Житомирской епархий. Причины непостоянства и спутанности территорий западнорусских епархий в конце XVIII в. Отписка Полоцкой губернии от Псковской епархии и присоединение её к Могилевской епархии 10 янв. 1795 г., переименованной в Могилевскую и Полоцкую. Затруднения по обращению униатов в православие в Могилевской епархии при преемнике Георгия (Конисского) Афанасии (Вольховском). Изменение территорий малорусских, южных и отчасти западнорусских епархий в связи с образованием новой Вознесенской губернии и изменением состава соседних с ней губерний – Киевской, Екатеринославской. Брацлавской и др. (17 марта – 18 июля 1796 г.). Состав епархий: Киевской, Минской (в её территорию вошли еще новые губернии – Виленская и Слонимская). Екатеринославской, в состав которой вошла Вознесенская губерния, обнимавшая собой, между прочим, земли, приобретенные от Турции. Церковноепархиальное управление Молдо-влахийской митрополией. Викариатство Белградское-Бендерское (1791 –1792 г.). Колонизация Северного Кавказа. Распространение и восстановление христианства среди народов Северного Кавказа, особенно осетин и кабардинцев. Осетинская Духовная Комиссия. Ее деятельность и внутреннее неустройство. Преобразования в Комиссии. Открытие Моздокского и Моджарского (Можарского) викариатства Астраханской епархии (1793 г.). Епископ Гаий (Такаов – 1793 – 1799 г.). Устройство Моздокского викариатства; власть Моздокского епископа в пределах Кавказской области, составившей территорию Моздокского викариатства. Значение его в деле распространения христианства на Северном Кавказе. Преждевременное прикрытие Моздокского викариатства (1799 г.) и присоединение его территории к Астраханской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История. Исторические науки ДРОЙЗЕН Иоганн Густав (1808 - 1884), нем. историк, создатель концепции эпохи эллинизма в античной истории ДРУЖИНИН Василий Григорьевич (1859 - 1936), историк, исследователь старообрядчества, археограф, палеограф, собиратель древнерус. и старообрядческих рукописей и икон ДУРЫЛИН Сергей Николаевич (1886 - 1954), свящ., поэт, прозаик (псевдоним Сергей Северный, С. Раевский и др.), искусствовед, историк лит-ры и театра, археолог, этнограф ДУХНОВИЧ Александр Васильевич (1803 - 1865), униат. свящ., историк, поэт, педагог, деятель русинского движения в Закарпатье ДЮКАНЖ Шарль дю Френ (1610 - 1688), франц. историк, филолог, лексикограф, византинист, представитель эрудитской школы во Франции ЕВАГРИЙ СХОЛАСТИК (между 531 и 535 - после 594), визант. историк, автор одного из т. н. классических сочинений по истории древней Церкви ЕВГЕНИЙ (Болховитинов Евфимий Алексеевич; 1767 - 1837), митр. Киевский и Галицкий, историк, археограф, библиограф ЕВСТАФИЙ (ок. 1115, - после 1195), митр. Фессалоникийский (после 1178 - до 1196/97); визант. ученый, филолог, историк, писатель, свт. (пам. греч. 20 сент.) ЕВФИМИЙ [Еквтиме] Такаишвили (Такаов) (1863 - 1953), историк, филолог, археолог, археограф, один из основателей Тифлисского (с 1938 Тбилисского) гос. ун-та (ТГУ), прав. (груз. Гвтискаци - человек Божий; пам. груз. 3 янв.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ЕЛЕОНСКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ РУССКИЙ МОНАСТЫРЬ жен., действующий, расположен на вершине Елеонской горы, примерно в 200 м от места Вознесения Господня ЕЛИШЕ [Егише] (ок. 405 или 410 - ок. 475 или 479), арм. историк, богослов и философ, один из представителей грекофильской школы переводчиков ЕРАЗГАВОРС [позднее Ширакаван], уничтоженное в сер. ХХ в. городище к северо-востоку от древнего Ани (иль Карс, Турция), на правом берегу пограничной с Арменией р. Арпачай (Ахурян) ЕРНШТЕДТ Виктор Карлович (1854 - 1902), рус. ученый-эллинист, филолог-классик, проф. С.-Петербургского ун-та, акад.

http://pravenc.ru/rubrics/122904_10.html

Еп. Гаий (Такаов) вскоре по приезде в Пензу приспособил для нужд архиерея и духовной консистории пустовавший наместнический дом, продолжил строительство Спасского кафедрального собора, заложенного в 1790 г. еп. Тамбовским и Пензенским Феофилом (Раевым). В 1803 г. освящен нижний (Благовещенский) придел собора. В 1800 г. в Пензе открылась духовная семинария (до 1803 именовалась Саратовской). При еп. Моисее (Близнецове-Платонове ; 1808-1811) в 1808 г. в Казанской иконы Божией Матери Нижнеломовском мужском монастыре открылась «русская школа», впосл. преобразованная в Нижнеломовское (Тихоновское) ДУ. Еп. Моисей приобрел на юж. окраине Пензы участок земли под буд. архиерейский сад. Спасский кафедральный собор в Пензе. 1800–1824 гг. Взорван в 1934 г. Фотография. Нач. XX в. Спасский кафедральный собор в Пензе. 1800–1824 гг. Взорван в 1934 г. Фотография. Нач. XX в. Еп. Афанасий (Корчанов (Корчан); 1811-1819) стал 1-м Пензенским архиереем, начавшим противодействовать старообрядчеству (особенно в пределах Саратовской губ., на Иргизе (см. ст. Иргизские монастыри )), лично составлял полемические сочинения. Во время Отечественной войны 1812 г. в храмах епархии собирали пожертвования на создание народного ополчения и в помощь беженцам. В ознаменование победы над Наполеоном I Бонапартом 30 авг. 1815 г. в Саратове был заложен собор во имя блгв. кн. Александра Невского. При еп. Афанасии в епархии возвели и перестроили более 40 храмов. Архиерей стал 1-м вице-президентом Пензенского и Саратовского отд-ний Российского библейского общества . 21 июня 1819 г. в Пензу прибыл смертельно больной еп. свт. Иннокентий (Смирнов) . В течение недолгого пребывания на кафедре он активно занимался епархиальными делами: рассмотрел неск. сотен консисторских дел, наложил на них ок. 900 резолюций, организовал ремонт архиерейского дома, учредил комитет по строительству пензенского Спасского кафедрального собора, состоявший из представителей духовенства, дворянства и купечества. Архиерей лично экзаменовал ставленников, совершил ок. 30 диаконских и священнических хиротоний, в авг.-сент. 1819 г. предпринял поездку по епархии (в частности, посетил Саратов), после чего выступил с инициативой перевода Евангелия на мордов. язык. Еп. свт. Иннокентий скончался 10 окт. 1819 г. и был погребен в Спасском кафедральном соборе.

http://pravenc.ru/text/2579938.html

яз.); idem. The Harmonisation of Neoplatonism and Christianity in the Gelati Monastic School//Annual of Medieval Studies of the Central European University. Bdpst, 1994/1995. P. 124-139; idem. Soul in Ioane Petritsi " s Ontology//OCP. 2000. Vol. 66. N 1. P. 119-146; idem. The One, the Limit and Infiniti in Philosophy of Ioane Petritsi//Phasis. Tbilisi, 2000. N 2/3. P. 141-146; idem. Ioane Petritsi: A Witness of Proclus " Works in the School of Psellus//Proclus et la théologie platonicienne: Actes du Colloque Intern. de Louvain (13-16 mai 1998). Leuven, 2000. P. 571-587; idem. The Doctrine of «Logos» and Intellect in the Philosophy of Ioane Petritsi//Origen and the Alexandrian Tradition: Papers of the 8th Intern. Origen Congress, Pisa, 27-31 Agosto 2001. Leuven, 2003. P. 1139-1148; idem. The Platonic Theology of Ioane Petritsi. Piscataway, 2007; Browne G. M. Notes on the Georgian Proclus//Le Muséon. Louvain, 1999. Vol. 112. P. 73-78; G ü nther H.-C. Zu Ioane Petrizis Proklosübersetzung//Georgica. Jena, 1999. Bd. 22. S. 46-54; idem. Die Übersetzungen der Elementatio Theologica des Proklos und ihre Bedeutung für den Proklostext. Leiden; Boston, 2007; Рапава М. К идентификации Амелахоса-Петрици//Мравалтави (Многоглав). Тбилиси, 1999. Вып. 18. С. 274-279 (на груз. яз.); Rayfield D. The Literature of Georgia: A History. Surrey, 20002; Bezarashvili K. The Data Concerning Ioane Petritsi and Petritsoni (Bachkovo) Monastery//Caucasica. Tbilisi, 2003. N 6. P. 21-36; Iremadze T. Konzeptionen des Denkens im Neuplatonismus: Zur Rezeption der proklischen Philosophie im deutschen und georgischen Mittelalter. Amst.; Phil., 2004; Tkachev E. Jean Petritsi, philosophe et théologien: «Étude comparative de l " Échelle des vertus» et du «Commentaire sur les «Eléments de Théologie» de Proclos»: (Diss.). P., 2009. Е. В. Ткачёв Рубрики: Ключевые слова: ЕФРЕМ МЦИРЕ (Малый), игум. Кастанского мон-ря на Чёрной Горе, груз. церковный писатель, богослов, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 18 янв.) ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ДОСИФЕЙ (Черкезишвили), еп. Некресский Мцхетского Католикосата (Вост. Грузия) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (2-я пол. XVIII в.), церковный писатель, переводчик ДЖАВАХИШВИЛИ [Джавахов] Иван Александрович (1876 - 1940), груз. историк, филолог, общественный деятель, действительный член АН СССР (с 1939) ЕВФИМИЙ [Еквтиме] Такаишвили (Такаов) (1863 - 1953), историк, филолог, археолог, археограф, один из основателей Тифлисского (с 1938 Тбилисского) гос. ун-та (ТГУ), прав. (груз. Гвтискаци - человек Божий; пам. груз. 3 янв.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ЕВФИМИЙ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели (Мтацминдели); Иверский; Ивир; Афонский; Новый], прп. (пам. 13 мая и в Соборе Афонских преподобных)

http://pravenc.ru/text/471437.html

1. В 1602-1829 гг. подвластные России земли Сев. Кавказа в церковном отношении были подчинены Астраханской епархии. В 1745 г. с целью распространения христианства среди местных народов была создана Осетинская духовная комиссия , центрами ее деятельности были Кизляр и Моздок. Принимая во внимание необходимость улучшения миссионерского дела в обширной Астраханской епархии, 19 апр. 1793 г. имп. Екатерина II Алексеевна подписала указ об учреждении М. в. Викарный архиерей с титулом «Моздокский и Можарский (Маджарский)» должен был «исполнять те обязанности, которые возложены были на Духовную Осетинскую Комиссию касательно просвещения народов, в близости находящихся». Штат Моздокского архиерейского дома и средства на содержание нового вик-ства были теми же, что и в епархиях 3-го класса. Моздокскому епископу поручалось управление церквами Кавказской линии, устроение новых церквей, «производство из тамошних обитателей в священники и причетники», посещение «новопросвещенных» селений, устроение 2-классных муж. и жен. мон-рей «для обучения юношества тамошнего обоего пола закону и мастерствам, в общежитии потребным». В жен. мон-ре для надзирания за воспитанием предполагалось давать прибежище «вдовам беспомощным». Моздокскому архиерею предписывалось совместно с кавказским генерал-губернатором подготовить планы и сметы строительства в Моздоке архиерейского дома и др. зданий. Императрица поручила Синоду представить ей знающих осет. язык кандидатов для замещения М. в., из предложенных кандидатов ею был выбран 1-й (главный) член Осетинской духовной комиссии архим. Гаий (Такаов ; впосл. архиепископ). Его архиерейская хиротония состоялась 29 мая 1793 г. в С.-Петербурге. До конца года он оставался в столице. В связи со смертью Астраханского архиеп. Тихона (Малинина; † 14 нояб. 1793) еп. Гаий временно управлял епархией, находясь в Астрахани. В Моздок он отбыл только весной 1794 г. При архиерее была создана духовная консистория, в Моздоке построен архиерейский дом, при котором существовали хор и богадельня; в городе также были основаны Преображенский мужской и Успенский женский мон-ри. Однако школы при обителях открыты не были. Под рук. еп. Гаия был создан осет. алфавит и в 1798 г. в Москве напечатана 1-я книга на осет. языке «Начальное учение человеком, хотящим учитися книг Божественного Писания» с параллельным церковнославянским текстом. Согласно резолюции имп. Павла I Петровича на докладе Синода от 16 окт. 1799 г. М. в. было упразднено по причине того, что в ведении вик-ства находилось «токмо 69 церквей». В том же году были упразднены и оба моздокских мон-ря; еп. Гаий переведен на Саратовскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/2563942.html

238-239 ГАВРИИЛ ДИОНИСИАТСКИЙ (в миру Георгий Казасис; 1886-1983), архимандрит, старец и игумен афонского монастыря Дионисиат 239-240 ГАВРИИЛ ИВЕРСКИЙ (Святогорец) (XI в.), прп. (пам. 13 мая, 12 июля и в Соборе Афонских святых; пам. груз. 12 июля) 240-241 241-242 ГАВРИИЛ КАТРАЯ бар Лифе (нач. VII в.), восточносир. писатель, автор значительного для истории сир. литургической традиции соч. «Толкование служб» 242-243 243-246 ГАВРИИЛ СЕВИР ок. 1540/41 - 1616, титулярный митр. Филадельфии Лидийской, предстоятель греч. общины в Венеции, правосл. богослов-полемист 246-247 ГАВРИЛЯК Иосиф Адамович (1900-1969), протоиерей Экзархата Московского Патриархата в Северной и Южной Америке 247-248 248-249 ГАГАРА Василий Яковлевич; посл. треть XVI в. - после 1637, казанский купец, паломник, автор «Хождения» в Грузию, в Св. землю, на Синай, в Египет и в К-поль ГАГАРИН Григорий Григорьевич; 1810 - 1893, рус. кн., художник, архитектор, график, вице-президент АХ, член ученых об-в, коллекционер 250-251 ГАГАРИН Иван Сергеевич (Иоанн Ксаверий); 1814 - 1882, кн., пресвитер-иезуит, видный деятель рус. католицизма 251-253 ГАД 7-й сын ветхозаветного патриарха Иакова от Зелфы, служанки его жены Лии, и родоначальник одноименного колена (память в Соборе святых праотец и в Соборе святых отец) 253-254 ГАДАНИЕ искусство или практика получения знаний о прошлом или будущем (судьбе) отдельного человека или целой общности (в т. ч. народа) 254-259 259-260 260-261 261-262 262-265 265-267 ГАЗСКИЕ МУЧЕНИКИ 60 визант. солдат во главе со стратигом Каллиником из гарнизона Газы, к-рые в 637 или 638 г. были казнены арабами за отказ принять ислам (пам. зап. 6 нояб. и 17 дек.) 267-268 ГАИЙ ап. от 70, еп. Эфесский, ученик апостола Павла (пам. 5 нояб. и 4 янв.- в Соборе 70 апостолов) 268-269 ГАИЙ мч. Анкирский - см. Евстохий, Гаий, Провий, Лоллий, Урван и др. мученики Анкирские (пам. 23 июня) 269--270 270-275 275-276 276-277 277-282 282-283 283-284 ГАЙОЗ РЕКТОР педагог, литератор, переводчик, дипломат- см. Гаий (Такаов), архиепископ Астраханский и Кавказский

http://pravenc.ru/vol/x.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Филология АБУЛАДЗЕ Илья Владимирович (1901 - 1968), грузинский филолог, арменовед, палеограф, лексикограф, д-р филологических наук, чл.-кор. АН Грузии, заслуженный деятель груз. науки ВОЛЬФ Иероним (1516 - 1580), нем. ученый-филолог, издатель античных и средневек. греч. лит. памятников, основатель герм. византиноведения ГАНКА Вацлав (1791 - 1861), чеш. поэт, филолог-славист, общественный деятель; принадлежит к плеяде деятелей чеш. национального возрождения ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ГОЛОВАЦКИЙ Яков Федорович (1814 - 1888), бывш. униат. свящ., историк, филолог, один из инициаторов национального возрождения русинов в Галиции, входившей в XIX в. в состав Австрийской империи ДАНИЧИЧ Джура (1825 - 1882), серб. филолог, лексикограф, переводчик Свящ. Писания, исследователь и издатель древних текстов ДЕ БООР Карл Готхард (1848 - 1923), нем. историк, византинист, проф. ун-та в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша), исследователь и издатель визант. текстов ДЕСТУНИС Спиридон Юрьевич (1782 - 1848), рус. дипломат греч. происхождения, филолог, историк, писатель, переводчик с греческого ДЫЛЕВСКИЙ Николай Михайлович (10.11.1904 - 23.10.2011), проф., филолог, лингвист, основатель болг. русистики ДЮКАНЖ Шарль дю Френ (1610 - 1688), франц. историк, филолог, лексикограф, византинист, представитель эрудитской школы во Франции ЕВСТАФИЙ (ок. 1115, - после 1195), митр. Фессалоникийский (после 1178 - до 1196/97); визант. ученый, филолог, историк, писатель, свт. (пам. греч. 20 сент.) ЕВФИМИЙ [Еквтиме] Такаишвили (Такаов) (1863 - 1953), историк, филолог, археолог, археограф, один из основателей Тифлисского (с 1938 Тбилисского) гос. ун-та (ТГУ), прав. (груз. Гвтискаци - человек Божий; пам. груз. 3 янв.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ)

http://pravenc.ru/rubrics/451767.html

   001    002    003   004     005