После краткого обмена мнени собрание решает перейти к вопросу о монахах. Ванханен: В Лавре живет много монахов, и включенных и не включенных в список сорока трех. А между тем в стенах Лавры жить никто из монахов, за исключением так называемых «стражников», права не имеет. (Голоса комиссии: Верно, правда.) Не надо забывать, что если и оставлены в Лавре монахи, то лишь как неизбежное зло, временно, но отнюдь не навсегда. Щекотов: Я знаю, что работающие здесь, в Лавре, монахи собирались из своей среды избрать исполнительный комитет и устроить трудовую коммуну. Мне казалось бы, что исполком мог бы, разрешив это, помочь в организации и начать среди них соответствующую пропаганду. При этом можно было бы использовать трудовые элементы монастыря. Параграф 8 об отделении Церкви от государства циркуляра Народного комиссариата юстиции от 3-го января 1919 г. говорит: «В среде монастырского поселения следует делать различие между трудовыми элементами (рабочий элемент в монастырях) и теми, которые эксплуатировали их религиозность; необходимо не лишать эти трудовые элементы возможности на общих для всех граждан основаниях пользоваться правами, предоставляемыми законами Советской республики о земле, о социальном обеспечении и т. д.» Само собою разумеется, что земельно-жилищные отделы местных совдепов, при наделении таких элементов землею, инвентарем и пр. и обеспечении их квартирным довольствием, должны руководствоваться нормами, принятыми в данной местности для земельных и жилищных наделов. Ванханен: Может быть, для Вас это и не заметно, но мне, давнему политическому работнику в Сергиевском Посаде, хорошо известно одно обстоятельство: монахи, учитывая создавшееся положение и видя, с одной стороны, что крестьяне не могут сочувствовать ни в какой мере лодырям-тунеядцам из их среды, а с другой стороны, что для сохранения монастыря у них имеется известная ячейка, во всех монастырях района заговорили о создании трудовых артелей и коммун. За эти артели и коммуны монахи и цепляются в надежде остаться на местах и продолжать свою религиозную работу. Среди монахов в Лавре много лиц с высшим образованием: иеродиаконов, иеромонахов-академиков. Пока они здесь, они не забудут директив своего сана. Переменив внешность, в душе они останутся теми же монахами. Я никакого содействия не окажу монахам до тех пор, пока они не обратятся в простых рабочих.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

82) Посещение Троице-Сергиевой Лавры императрицей Елизаветой Петровной. С. С–ва. «Москов. Ведомости» 1861г. 83)       Воспоминание о посещении святыни московской Государем Наследником (Сост. А.Н. Муравьевым и содержит описание путешествия Алекеандра II, между прочим и к Троице в 1837 г.). СПб. в тип. III отд. Собств. Е.И.В. Канцелярии, 1838 г., 8°, 114+2 стр. 84)       Посещение Троицко Сергиевой Лавры Государем Императором Алекеандром Николаевичем и Его Высочайшим семейством (6 и 7 сентября) 1855 г., – Прибавл. к творениям св. отцев 1855 г., т. XIV, стр. 279–285; 1856 г., т. XV, кп. 3, стр. 324–330. 85)       О том же отдельный лист с изображением и текстом. М. 1855 г., в тип. Семеновой. 86)       Высочайшее посещение 12 и 13 августа 1858 г. Прибавления к Творениям св. отцов, т. XVII, стр. 485–488. 87)       Высочайшее посещение 5 и 6 июня, 1861 к Творениям св. отцов, т. XX (1861 г., кн. 2), стр. 277–281. – «Странник» 1861 г., т. II, кн. 6, отд. IV, стр. 133–135. – «Москов. Ведомости» 1861 г., 127. – «Киевские Епархиал. Ведомости», 9. – Прибавл. к «Тамбовским Епархиал. Ведомостям», т. I, 4). – «Домашняя беседа», 1861 г., 25, стр. 505–508. (Царственное семейство в св. Троицкой Сергиевой Лавре). 88) Высочайшее посещеие 18 и 19 декабря 1862 г. Прибавл. к Твор. св. отцов, 1862 г., т. XXI, кн. 4, стр. 621–622. – «Москов. Ведомости» , 1863 г., 7, – Прибавл. к «Калуж. Епарх. Ведомостям», 2, стр. 34–35. – Приб. к «Тулъским Епарх. Ведомостям», 3, стр. 201–204. – Приб. к «Тамбов. Епарх. Ведомостям», 6, стр. 146–148. – «Полтавские Епарх. Ведом.», ч. неоффиц., т. I, 3, стр. 122–123. Прибавл. к «Калуж. Епарх. Ведом.», 20, стр. 346–347 (из «Москов. Ведом.». – Приб. к «Тульск. Епарх. Ведом.», т. IV, 22, стр. 596–597 о посещении Государем Наследником Троицкой Сергиевой Лавры). 89)      Государь Император в Троицко-Сергиевой Лавре, «Христианское Чтение», за 1874 год, т. I, стр. 287. 90)      Высочайшее посещение Троице Серг. Лавры и Москов. Духов. Академии 22 мая 1883 г. –Прибавл. к Твор. св. отцов, 1883 г., т. XXXII.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

9 сентября 1918 г. было конфисковано молочное хозяйство Лавры для передачи в организованную тогда советскую ферму 91 . 13 октября 1918 г. Духовный собор Троице-Сергиевой лавры представил Святейшему Патриарху Тихону особый доклад о конфискациях, произведенных осенью 1918 г. 92 Но, несмотря на протесты, конфискации продолжались. 17 октября 1918 г. мастерские Троице-Сергиевой лавры со всем инвентарем и стройматериалами были изъяты в ведение Сергиевского отдела по народному образованию 93 . 23 октября 1918 г. был изъят скот Вифанского скита, преобразованного ранее в трудовую артель 94 . В декабре 1918 г. – январе 1919 г. было конфисковано сено из Вифанской трудовой артели 95 . В январе-феврале 1919 г. бывшие мастерские Лавры были переданы ремесленной трудовой школе им. В. И. Ленина, а материалы мастерских – Сергиевскому совнархозу 96 . С 1919 г. в Лавре были размещены: больница для заразных больных (январь) 97 , общежитие Народного педагогического института (октябрь) 98 , общежитие курсантов Военной электротехнической академии и школы при ней, разместившихся в зданиях МДА (октябрь) 99 . Оставшаяся братия Лавры жила в Певческом и Предтеченском корпусах 100 . На финансовое обложение Троице-Сергиевой лавры пытались претендовать областные органы власти. Так, 14 [?] января 1919 г. президиум Сергиево-Посадского ревкома слушал «отношение областного комиссара по делам московских монастырей от 9-го января 1919 г. за 7 о выделении из среды ревкома не менее трех лиц для присутствия в организуемой им комиссии по взысканию налога с московских монастырей и, в частности, Сергиевой лавры». Однако, заинтересованный в том, чтобы средства чрезвычайного налога поступили в финансовый отдел, Сергиевский ревком дал отрицательный ответ 101 . Так как в результате национализации Лавра оказалась лишенной земли, Духовный собор просил Сергиевский исполком наделить ее землей в количестве, положенном всем монашествующим как частным гражданам. 14 марта 1919 г. был получен ответ: «Наместнику Лавры Крониду.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

У мамы было очень трепетное сердце, - всё-то она чувствовала, о всём переживала. Приедешь, бывало, а мама: «Ну, говори, говори, что произошло, - я ведь всё чувствую, всё вижу». Мои переживания, проблемы, неудачи ложились на мамино сердце. Поэтому, когда я уже направлялся в Троице-Сергиеву Лавру, она всплакнула серьёзно. Отец был более спокоен. Когда мною было принято решение о поступлении в Семинарию, он только сказал: «Сын, ты взрослый человек, выбирай сам свой путь...» Сестра и её муж, отец Василий, были очень рады моему выбору. Вот таким образом я и оказался в Троице-Сергиевой Лавре, в большой келье преподобного, в Московской Духовной Семинарии, а потом и Академии. - Обычно люди, вкусившие студенческой жизни, вспоминают её как самое весёлое время жизни. Какую память храните Вы о студенческих годах? - Конечно, я вспоминаю студенческие годы. И чем дальше от них, тем слаще эти воспоминания. Вот и сегодня, беседуя с коллегами по устроению нашей Духовной Семинарии и Академии, по поводу всех проблем, которые мы имеем сейчас, я часто вспоминаю нашу студенческую жизнь. Наши отцы-учителя тоже ведь переносили очень много всяких неудобств. Всё было очень тесно. У ректора и инспектора была небольшая комната в чертогах: с одной стороны - стол ректора, с другой - стол инспектора, посередине - стол для встречи с преподавателями: там проходили педсоветы. Но всё было очень тепло и душевно, и потому мы с любовью вспоминаем именно эту обстановку, в которой зарождалась, а вернее, возрождалась духовная жизнь... Преподаватели того времени принесли в стены Семинарии свои воспоминания о дореволюционной жизни Церкви и Духовных школ. О днях студенческих я храню самую светлую память. - Встречались ли Вы после окончания Академии со своими сокурсниками? - У нас есть традиция встреч выпускников Семинарии и Академии, мы встречались довольно часто в Троице-Сергиевой Лавре, и я не теряю надежды ещё раз попытаться собраться вместе. Более того, я разыскал одноклассников средней школы, 11 человек, с которыми я теперь обязательно встречаюсь хотя бы раз в год. Ведь неординарный путь, которым я пошёл после школы, надолго прервал мои контакты со школьными товарищами. А вот к старости потянуло к ним, и, разыскав их, я поддерживаю с ними связь. Иногда всех приглашаю, и мы встречаемся. Шутя, мы называли себя «шестидесятниками» - по тогдашнему возрасту нашему...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

В нескольких кафе в Пушкинском районе Московской области нашли самодельные взрывные устройства и схемы монастыря 15 июня. ПРАВМИР. Сотрудники Федеральной службы безопасности предотвратили теракт в Троице-Сергиевой лавре в Московской области. 14 июня в нескольких кафе в Пушкинском районе Московской области найдены самодельные взрывные устройства и схемы, а также фото лавры, сообщает МК со ссылкой на свои источники в силовых структурах. Пушкинский район граничит с Сергиево-Посадским на Ярославском направлении, где расположена лавра. Самодельные бомбы нашли в трех кафе, сообщил изданию источник в ФСБ. Одно из них находится в западной части города Пушкино. «Принадлежит оно некоему азербайджанцу и нескольким дагестанцам. По нашим данным, пару лет назад в этом кафе уже находили оружие», — рассказал собеседник газеты. Рядом с взрывными устройствами найдены материалы, которые указывают на то, что террористы готовили взрыв Троице-Сергиевой Лавры. Сведений о задержанных пока нет. Оперативные мероприятия продолжаются. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024.

http://pravmir.ru/smi-predotvrashhen-ter...

Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Троице-Сергиевой лавре (+фото) 9 октября, 2016. Новостная служба По окончании литургии Предстоятель и архипастыри вышли крестным ходом на площадь 9 октября. ПРАВМИР. В день преставления преподобного Сергия Радонежского Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По окончании литургии Предстоятель и архипастыри вышли крестным ходом на площадь, где был совершен молебен преподобному Сергию, сообщает Патриархия.ру. После молебна Патриарх Кирилл с балкона Патриарших покоев обратился к участникам торжеств с Первосвятительским словом.   фото : С. Власов Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 18 октября, 2023 29 мая, 2022 16 марта, 2022 31 января, 2022 22 декабря, 2021 17 декабря, 2021 7 октября, 2021 13 апреля, 2021 13 апреля, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-sovers...

Митрополит Иларион: «Мы не должны думать, что эпидемия закончилась» Он напомнил верующим о мерах безопасности 25 июля, 2020 Он напомнил верующим о мерах безопасности Во время проповеди в праздник Собора Радонежских святых митрополит Волоколамский Иларион призвал верующих не расслабляться из-за постепенной отмены карантинных мер и соблюдать все меры предосторожности. И отметил, что во время богослужения в Троице-Сергиевой Лавре люди вели себя так, будто эпидемии не существует: «Я не увидел никаких проспиртованных платов, я не увидел никакой дезинфекции лжицы». — Я бы хотел всех вас, дорогие братья и сестры призвать не расслабляться в связи с теми послаблениями карантинных мер, которые сейчас приняты в городе Москве. Порадуемся тому, что количество заражающихся и умирающих постепенно уменьшается и в нашем городе, и в других городах России. Но мы не должны расслабляться, мы не должны думать, что эпидемия закончилась. Она еще, к сожалению, не закончилась. И никто толком не знает, когда она закончится, не будет ли это вторая волна или третья. И для того, чтобы мы чувствовали себя в относительной безопасности, мы должны, конечно, во-первых, всегда молиться Богу о том, чтобы он сохранил нас от болезни и сохранил от этой болезни наших близких. Но, во-вторых, мы не должны расслабляться, мы должны продолжать соблюдать те меры безопасности, которые соблюдаем. Хорошо, что вы стоите в масках, хорошо, что вы соблюдаете дистанцию друг от друга, не надо этого стесняться. Если вы встречаетесь, не приветствуйте друг друга целованием или рукопожатием. Все это со временем вернется в нашу жизнь, но не надо с этим спешить. Я вчера участвовал в богослужении в Троице-Сергиевой Лавре, и меня удивило беспечное отношение некоторых участников богослужения к тому, что происходило вокруг. Я не увидел никаких проспиртованных платов, я не увидел никакой дезинфекции лжицы. Все происходило так, как будто эпидемии вообще не существует. Святейший Патриарх всю свою проповедь посвятил эпидемии коронавируса. Но все, что происходило вокруг, совершенно не свидетельствовало о том, что люди заботятся друг о друге, что они заботятся о тех, кто пришли в Лавру на этот праздник. Меня это удивило и очень огорчило. 

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-my-...

Фильм, смотреть который я не могу Одна из комедий Григория Александрова снималась в Троице-Сергиевой лавре 17 июля, 2014 Одна из комедий Григория Александрова снималась в Троице-Сергиевой лавре По какой-то странной прихоти режиссёра снимался фильм в Сергиевом Посаде. Когда при очередном просмотре я вдруг поняла, ГДЕ это снято, александровская комедия практически перестала для меня существовать. Советская Золушка Дуся Виноградова Комедия «Светлый путь» 1940 года, как и все фильмы Григория Александрова, была, несомненно, государственным заказом. В 1935 в стране началось стахановское движение, в 1936 оно добралось до ткачих, начавших гонку за рекордами со знаменитой Дуси Виноградовой. Именно от этих времён в русском языке осталось выражение «многостаночницы», ставшее со временем иронично-презрительным. Потом, по-видимому, появился заказ Александрову на освещение нового явления силами советского кинематографа. Надо сказать, авторы подошли к делу весьма творчески. В основу нового фильма была положена пьеса Виктора Ардова «Золушка». Режиссёрская работа и качество съёмки тоже впечатляют. Многие планы сняты здесь длинными проходами подвижной камеры (и это – в конце 1930-х годов!), половина действия положена на музыку, так что движения актёров в кадре выверены чётко в музыкальный ритм. Значительную часть экранного времени занимает, пусть простенькая, но комбинированная съёмка. Есть здесь даже музыкальный номер с фигуристами! (Американская «Серенада Солнечной долины» с аналогичными съёмками Сони Хени, выйдет на экраны лишь годом позже). В общем, можно не любить Любовь Орлову как актрису или в целом эксперименты Григория Александрова в синтетическом жанре, можно не принимать советскую фабулу, где очень смешно выглядят сейчас чумазые герои, бесконечно хлопающие на бесконечных митингах, но в качестве съёмки фильму не откажешь. Когда бы не одно «но». По какой-то странной прихоти режиссёра снимался фильм в Сергиевом Посаде. Когда при очередном просмотре я вдруг поняла, ГДЕ это снято, александровская комедия практически перестала для меня существовать. Образ «тёмного прошлого»

http://pravmir.ru/film-smotret-kotoryiy-...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В казачьей станице Осетии появилась улица Архимандрита Матфея (Мормыля) 20.07.2011 В Северной Осетии , в станице Архонской , появилась улица имени архимандрита Матфея (Мормыля) , который более 30 лет руководил хором Троице-Сергиевой лавры. Решение о переименовании приняло собрание представителей станицы, прежнее название - улица Далибанды. Тем самым архонцы отдали дань уважения своему знаменитому земляку, скончавшемуся 15 сентября 2009 года на 72-м году жизни, сообщает сайт " Православная Осетия " . Издание отмечает, что имя отца Матфея хорошо известно не только специалистам по церковной музыке, священникам, светским музыкантам. Для многих людей как в России, так и во всем мире русское церковное пение ассоциируется именно со звучанием хора Троице-Сергиевой лавры. За время руководства хором отец Матфей создал свою школу церковного пения, переложил большое количество песнопений на распевы, которые принято считать лаврскими. Сотни учеников московских семинарии и академии пели под его началом. Многие из них, будучи ныне священниками и архиереями, в разных местах страны и мира продолжают дело своего учителя - несут людям красоту православного пения. Архимандрит Матфей, в миру Лев Васильевич Мормыль, родился в казачьей станице Архонской. Его дед отличился на фронтах первой мировой войны и был награжден Георгиевскими крестами, но в 1930-е годы был репрессирован и сослан. Отец архимандрита пропал без вести на фронте в 1942 году. В своем роду отец Матфей представлял уже четвертое поколение певчих. В 1945 году, когда ему было семь лет, Лев Мормыль пошел в храм, на клирос. Стал приобщаться к пению, подсказывал и помогал слепым певчим в станице Архонской. Лев Мормыль хотел стать священником, но очень любил клирос, поэтому практически сразу после пострижения в монахи, летом 1961 года, началась его регентская жизнь в Троице-Сергиевой лавре.

http://drevo-info.ru/news/11077.html

«Необычно, но очень полезно, - делится впечатлениями студент 3 курса бакалавриата Иван Павлов. - Понял наконец, что имеется в виду, когда хору на репетициях говорят, что главное в музыке — Слово». Очень хочется верить, что молодые люди, многие из которых совсем скоро станут проповедовать с амвона и организовывать на приходах общинную жизнь, «унесут» с этого мастер-класса еще и трепетное отношение к музыке, к ее авторам и исполнителям, которое главенствует далеко не на всех клиросах. Сам же регент Горбик оценил результаты первого в лаврских стенах мастер-класса крайне высоко: «Работа с братским хором Троице-Сергиевой Лавры и студентами Московской духовной академии для меня — огромная честь, ведь этим хором управлял великий регент архимандрит Матфей (Мормыль). Надеюсь, первая встреча не станет последней, и наработанный за последние двадцать пять лет на Троицком подворье опыт окажется востребованным в Лавре и в Московской духовной академии». КОММЕНТАРИЙ Архимандрит Глеб (Кожевников), регент объединенного хора Троице-Сергиевой Лавры и Московской духовной академии: - Этим событием мы продолжаем заложенную архимандритом Матфеем (Мормылем) традицию проведения музыкантами высочайшего профессионализма занятий на нашей репетиционной базе в помещении первого яруса лаврской колокольни. К примеру, здесь навыками голосоведения делились солисты Большого театра. Нашему хору это интересно и нужно, в первую очередь, для совершенствования пения за богослужением. Для себя я черпаю здесь полезный опыт в практической работе с хором; ребята-хористы, надеюсь, усваивают необходимые навыки в правильной нюансировке в своей хоровой партии внутри большого коллектива, в красивом и благородном звукоизвлечении. 9 октября 2019 г. 14:59 HTML-koд для сайта или блога: Нота как мишень Для немногочисленных посвященных музыкантов узкий длинный зал в первом ярусе лаврской колокольни в Сергиевом Посаде — место поистине легендарное. Это постоянная репетиционная база основанного архимандритом Матфеем (Мормылем) братского хора Троице-Сергиевой лавры. Дождливым осенним вечером в гости к хористам впервые приехал регент Московского подворья — старший преподаватель Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Владимир Горбик. Не один — с десятком певчих своего клиросного хора. И не просто так, а для пользы дела — провести мастер-класс со студентами Московской духовной академии. Яркая, наполненная экспрессивными образами преподавательская манера Владимира Александровича помогла молодым людям за одну репетицию понять, при помощи какого приема клирошане создают атмосферу вечности, почему им категорически не рекомендуется петь «консерваторским» звуком и какую фразу знаменитого Шаляпина следует помнить в любое время дня и ночи.

http://e-vestnik.ru/reports/nota_kak_mis...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010