Митрополит Тернопольский Сергий: Поддержать Блаженнейшего доброделанием — лучший подарок. Чтобы хотя бы на одного грешника было меньше грехов на его кресте Люди должны задуматься, почему их призывают к молитве. 10 ноября, 2014 Люди должны задуматься, почему их призывают к молитве. Предстоятель Украинской Православной Церкви митрополит Онуфрий и митрополит Тернопольский Сергий знакомы более тридцати лет. Их первые братские встречи проходили в Троице-Сергиевой лавре, где Блаженнейший в свое время был благочинным обители. Более близкая дружба зародилась в Почаевской лавре, где владыка Онуфрий был наместником. В интервью «УНИАН-Религии» к 70-летию Блаженнейшего, владыка Сергий рассказал о том, каким знает митрополита Онуфрия и о служении Блаженнейшего в наши дни. Владыка, благословите! Расскажите, пожалуйста, как Вы познакомились с митрополитом Онуфрием, как давно это было? Впервые я увидел владыку, будущего митрополита, в Троице-Сергиевой лавре где-то в начале 80-х годов. Это были мои первые осознанные опыты прикосновения к святыням Лавры, к преподобному Сергию Радонежскому. Я приезжал туда, будучи студентом духовной школы и паломником. Когда я обращался к благочинному отцу Онуфрию, ощущал его неподдельную искренность. Помню, он обязательно подбодрит, скажет что-то доброе, и в этом было утешение. Все-таки я был еще на начальном уровне служения, а он — насельник Лавры. Великой, славной Лавры. Его внимание дарило тепло, чувство братской любви. «ОН ИМЕЕТ ДАР МУДРО СКАЗАТЬ ИЛИ МУДРО ПРЕДОСТЕРЕЧЬ. БЛАЖЕННЕЙШИЙ ВОДИМ СВЯТЫМ ДУХОМ» Владыка, Вы давно знаете Блаженнейшего. Интересен ваш период пребывания в Почаевской лавре. Что сблизило вас? Когда владыка стал наместником Почаевской лавры, я был в ней на послушании. Он руководил братией так, что у нас само собой возникало чувство, которое обязывало исполнять послушания не формально, а по совести. Всегда была возможность подойти к отцу-наместнику, получить его совет. Чувствовалось, что он имеет дар мудро сказать или мудро предостеречь. Каждого человека он воспринимал по-своему. Как наместник он не настаивал, не подчинял себе, но общался с братией так, что человек сам понимал, что именно нужно исполнить. Он прививал  чувство ответственности. Иногда скажет: «Ну брат, ты сам должен знать, что нужно сделать». И это было лучшим уроком, чем приказ.

http://pravmir.ru/mitropolit-ternopolski...

С именем Преподобного 15.07.2014 07:38:26 Сергей Алексеевич Беляев - Сегодня я в гостях у Сергея Алексеевича Беляева, нашего выдающегося современника, видного российского археолога, ученого, ведущего научного сотрудника Института всеобщей истории Российской Академии Наук. Наша беседа проходит в дни празднования 700-летия Преподобного Сергия Радонежского, основателя той самой Лавры, с которой Сергей Алексеевич связан на протяжении всей своей жизни. Расскажите нам, пожалуйста, о том, что Вас так объединяет с Троице-Сергиевой Лаврой и с именем Преподобного Сергия? Особенно сегодня – в канун такой знаменательной даты. - С именем – прежде всего, то, что я ношу имя Преподобного Сергия. Родители так нарекли меня во Святом Крещении, и я очень им благодарен за их мудрость, за то, что они дали мне имя Игумена Земли Русской, Преподобного Сергия Радонежского. Я этому рад и очень горжусь тем, что ношу это имя. Действительно, получилось так, что вся моя жизнь связана с Троице-Сергиевой Лаврой. Как умел, я участвовал и в открытии Троице-Сергиевой Лавры после войны. Сейчас в это трудно поверить, но тогда в Лавре не было ни книг, ни богослужебной утвари, ни облачений, и по всей нашей Земле Русской был объявлен сбор, чтобы хотя бы у священнослужителей, совершавших в Лавре первые службы, было хоть что-то из облачений, которые бы можно было одеть для совершения богослужений, чтобы были книги, по которым можно было бы служить, были бы те предметы богослужебной утвари, которая обычно используется при совершении Божественной Литургии и других богослужений. - Но ведь Лавру открыли в 1946 году, Сергей Алексеевич… - Да. И я не только помню об этом, но и принимал участие в ее открытии, и это все я говорил в интервью, которое вы передавали по Радио «Радонеж». Сейчас я хочу остановиться немного на другом. Сбор необходимых вещей для Лавры – это весна и лето 1946 года. А я хочу возвратиться к 50-м годам и концу 40-х. Если мне память не изменяет, в Лавре я впервые появился в 1948 году. Среди папиных друзей был человек по имени Алексей Николаевич Троицкий. Он закончил Московскую духовную академию в 1911 году, но, поскольку женился не на девушке, а на женщине, которая уже была замужем, он не мог принять сан. И был отправлен по распоряжению в Холмскую духовную семинарию.

http://radonezh.ru/analytics/s-imenem-pr...

Теперь эти подготовительные работы почти завершены, и потому предложение Ю. А. Олсуфьева является вполне своевременным, деловым проектом, а не фантастическим прожектерством, для какового не было бы надобности не только в годе изучения комиссией имеющегося в Лавре, но даже и в приезде сюда из далекого кабинета» 19 . Первый проект музея Троице-Сергиевой лавры был составлен П. А. Флоренским и П. Н. Каптеревым 9 декабря 1918 г. Он строился на принципе сохранения каждого предмета в конкретной связи с обстановкой его возникновения и жизни, по принципу органически целостного «живого музея» Лавры. «Проект музея Троице-Сергиевой лавры, составленный членами Комиссии по охране Троице-Сергиевой лавры профессорами П. А. Флоренским и П. Н. Каптеревым по поручению комиссии. Комиссия рассматривает Лавру как единый живой музей. Целостность организма Лавры и ее исключительное значение для русской культуры заставляет дорожить не только отдельными сторонами ее исторического бытия, но и в особенности их взаимной связанностью, вне которой каждая из сторон теряет значительную долю присущей ей значительности. Поэтому руководящим принципом при обсуждении устройства музея Лавры является сохранение каждого, по возможности, предмета в его конкретной связи с обстановкой его возникновения и жизни. Выделение вещей из этой их жизненной обстановки обрывает им корни и мертвит их, так что наименование «Музей Лавры», в собственном смысле слова, может быть приурочено только ко всей Лавре, в ее органически целом, а не к одному какому-либо зданию, где были бы собраны, как в банке со спиртом, все редкости, достопримечательности и художественные сокровища Лавры. Но понимание и изучение этого организма Лавры, трудно доступное в настоящее время не только для широких народных масс, но и для специалистов, может и должно быть облегчено созданием специальных вспомогательных учреждений, не нарушающих целости лаврского организма, а лишь делавших понимание его более доступным. Основным из этих учреждений должна быть ризница. В настоящее время она составлена из собрания различных древних произведений искусства и предметов высокого исторического интереса и из склада современных богослужебных принадлежностей, интерес которых определяется лишь их употреблением. Ввиду этого комиссия полагает полезным разделить современную ризницу на два [отдела]: древлехранилище, для которого предоставить помещение ризницы, с расширением его в целях большей доступности и удобств для обозрения и изучения; в нем должны быть сосредоточены все предметы ризницы, составляющие художественный или исторический интерес, тогда как расхожие (обиходные) облачения, сосуды, иконы и т. д. нового времени обособить в особое помещение – собственно ризницу и считать эти последние предметы в отделе инвентаря лаврских храмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Председатель комиссии, представитель Народного комиссариата юстиции Мих Галкин. Член комиссии, представитель ВЧК Розенталь. Член комиссии, представитель Московского губисполкома [А. Шведов]. Член комиссии, представитель ИК Серг район совдепа О. Ванханен. Представитель райкома партии Смирнов» 44 . «Инструкция, выработанная конфликтной комиссией в Троице-Сергиевой лавре от 27 января 1920 г. о порядке передачи хозяйственного инвентаря Лавры в распоряжение местного исполкома. Весь хозяйственный инвентарь Лавры передается Комиссией по охране Троице-Сергиевской лавры в ведение местного исполкома за исключением инвентаря, необходимого Для хозяйственных надобностей комиссии, как-то: 1) предметы, явно необходимые для оборудования как самого музея, так и всех связанных с ним учреждений, квартир служащих канцелярии, помещений для приезжающих, мастерских и т.п., 2) инвентарь, необходимый для дома отдыха раненых красноармейцев, имеющегося быть открытым в Сергиевом Посаде, как-то: кровати и пр. Все находящиеся в Лавре материалы должны быть переведены в распоряжение местного исполкома и никаких запасов на будущее, ставящих Лавру в исключительное относительно других мест учреждени положение, у комиссии не должно быть. В случае, если по соглашению с местным исполкомом окажется возможным принять некоторые запасы в кладовых Лавры, то хозяйственная часть комиссии обязана давать о израсходовании этих материалов отчет соответствующему отделу исполкома по законной форме, каковая форма может быть получена от местного исполкома. Материалы, необходимые для оборудования дома отдыха раненых красноармейцев, как-то: химические продукты, кислота и масла и др., должны храниться в точно определенном количестве, не подлежащем расходованию, в Лавре впредь до передачи их дому отдыха. Передача всего перечисленного должна происходить с соблюдением всех законных формальностей, каждой передаче должен предшествовать осмотр передаваемых вещей одним из членов комиссии из ее научного состава на случай, если бы оказалось, что среди предметов имеются вещи историко-художественного значения.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Заведующий хозяйством А. Филиппов написал на документе: «Согласно просьбы Чемоданова я, заведующий, могу отпустить только на три недели». После этого последовала приписка священника Павла Флоренского : «Доримедонт Ефимович Чемоданов является служителем музея и, не получая на деле ни жалованья, ни пайка, хотя и трудится при музее четыре месяца, нуждается действительно в отдыхе и отъезде для хотя бы временного поправления своего здоровья деревенской пищей. Несмотря на нужность его при музее, считаю долгом справедливости предоставить ему отпуск хотя бы на четыре (4) недели. Обязанности его может за это время исполнять Игнатий Малютин, который уже замещал Чемоданова во время отъездов последнего и заслуживает доверия. За председателя П. Флоренский . 1920.III.24». После этого комиссар Лавры А. С. Кочаровская дала резолюцию: «Предоставить отпуск на 3 недели» 50 . 25 марта 1920 г. в Комиссию по охране Лавры поступило заявление служащих охраны Лавры из монашествующих с просьбой зачислить их в штат охраны по Лавре, согласно предыдущим решениям Комиссии по охране Лавры, конфликтной комиссии и выработанной ею ведомости, признав право на вознаграждение за труд с 1 января 1920 г. На этом Документе священник Павел Флоренский написал: «Ходатайство служащих по охране комиссии считаю основательным и подлежащим удовлетворению. За председателя комиссии Флоренский. 1920.Ш (марта) 30-го дня». Комиссар Лавры А. С. Кочаровская наложила резолюцию: «Ходатайство нахожу возможным удовлетворить, сообразуясь с дальнейшим распределением работ в Лавре». Решение это, однако, не было тогда выполнено, и только 1 мая 1920 г. временно исполнявший должность комиссара Лавры П. Киселис снова писал: «Немедленно зачислить в штат с установлением вознаграждения по ставкам профсоюза» 51 . Глава 3. Подготовка и осуществление декрета СНК «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой лавры» 20 апреля 1920 г. Постановление президиума Московского губисполкома от 26 марта 1920 г. оказалось не только трудновыполнимым по п. 1 («мощи перевести в московский музей»), но и по п. 2 вступило в противоречие с инструкцией от 27 января 1920 г. о порядке передачи хозяйственного инвентаря Троице-Сергиевой лавры. Постановление от 26 марта 1920 г. лишало Отдел по делам музеев действенного контроля за передачей имущества, в то время как, согласно инструкции от 27 января 1920 г., хозяйственная комиссия должна была вести работу «под надзором и руководством комиссара Лавры», назначаемого Всероссийской коллегией 52 . В постановлении от 26 марта 1920 г. ничего не говорилось о создании музея Троице-Сергиевой лавры, кроме того для выполнения постановления были назначены явно нереальные сроки. Эти противоречия проявились уже на 1-м заседании Комиссии по распределению имущества и помещений Лавры. «Протокол 1 заседания Комиссии по распределению имущества и помещений Лавры от 30 марта 1920 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Допрошенные в качестве свидетелей упомянутый Нумеров и управляющий канцелярией Высшего церковного управления Петр Гурьев признали вышеозначенные проекты заявлений на имя Совета народных комиссаров и разъяснили значение имеющихся на них номеров и пометок. Далее они заявили, что эти проекты носили в домашнем обиходе Высшего церковного управления названия докладов Попова (он по ним имел хождение) и были переданы Мольверу по приказу гр. Белавина (патриарха Тихона). Свидетель Нумеров так изложил обстоятельства, сопровождавшие передачу им Мольверу вышеозначенных документов: «Кажется, в марте, даты не помню, но, во всяком случае, до Пасхи, ко мне вечером явился посланный из канцелярии Патриарха с требованием прислать бумаги, касающиеся Троицкой лавры. Какие именно бумаги, мне сказано не было. Я отправился в канцелярию, поискал бумаги о Лавре, но таковых не нашел. Вследствие этого лично отправился на Троицкое подворье выяснить, какие именно требуются бумаги. В помещении Патриарха я застал неизвестное мне лицо, беседовавшее с Патриархом, впоследствии оказавшимся Мольвером, служащим в бюро жалоб, или летучих ревизий. Патриарх приказал мне собрать все материалы о Лавре, в том числе доклад профессора Попова, поданный от имени религиозных общин Сергиева Посада. Я обещал, по возможности, выполнить поручение и через день или два послал Мольверу сборник декретов, в котором был декрет о свободе совести. Доклада Попова я не нашел. Доклад этот был найден через несколько дней и несомненно был послан дополнительно». Показания Нумерова были подтверждены Белавиным (патриархом Тихоном), заявившим следующее: «Не помню даты, так как книга бывающих у меня лиц взята во время обыска 25-го мая, ко мне явился от РКИ Мольвер для опроса. При опросе я узнал, что он явился по поводу моей жалобы В. И. Ленину. Жалобы на руках я у него не видел, но он мне о ней говорил. Мольвер долгое время меня расспрашивал, интересуясь вопросом о почитании мощей как с юридической, так и догматической точки зрения. Интересовался также фактической стороной создавшихся в Троице-Сергиевской лавре отношений (см. прот допроса от 15-го сентября с. г.). Когда ко мне явился Мольвер и потребовал материалы и бумаги, относящиеся к Сергиевской лавре по вопросу о мощах, то, имея в виду, что все бумаги и материалы находятся в столе делегации по сношению с Совнаркомом в Высшем церковном совете, я попросил к себе Нумерова и на словах в присутствии Мольвера приказал собрать все материалы и послать их в рабоче-крестьянскую инспекцию Мольверу» (см. прот допроса от 10-го октября с. г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

И когда приехали покупатели, то есть те люди, которые забирают призывников в свои части, то кто-то заинтересовался мной, и меня взяли в конкретную часть города Красногорска. И вот когда мы шли в эту часть, мы на КПП встречаемся одновременно- всего восемь метров длина этого КПП- встречаемся с начальником медицинской службы полка Анатолием Бурчиком, с начальником лазарета, до сих пор помню это имя моего благодетеля: Хайрулла Хайдарович Бабаниязов. А на проходной дежурит прапорщик, начальник аптеки Владимир Окутный. То есть три медика полка встретились на КПП. Я отдал честь, мы разминулись и вдруг один из них, как раз начальник лазарета Хайрулла Хайдарович Бабаниязов, он по национальности туркмен, вдруг увидел у меня змейки. И говорит: ты медик? Так точно. Работал? Так точно. Образование есть? Так точно. Все. Разворачиваются, берут меня под руки и ведут меня в лазарет. А сержант, который меня привез из Москвы, говорит, что меня надо вести к начальнику штаба. Я, говорит, сам обо всем с ним договорюсь. Меня ведут в лазарет, смотрят документы. Все, ты у нас остаешься в лазарете. На следующий день слышу, приходит особист, начинает ругаться с медиками, какое они имели право меня забрать в лазарет, когда он должен просто служить в полку, потому что он на особом учете. Ну, там из-за меня была целая история. Кто-то вообще имел только ветеринарное образование, а работал в лазарете. Меня на какое-то время оставили, и потом получилось так, что потом полтора года в армии я проработал по своей специальности. Ну, так мы как-то неожиданно коснулись этой темы. И вот такие события в нашей жизни тоже бывают. Потому что помощь божия реальна в чрезвычайных обстоятельствах, когда на самом деле бывают переломные моменты в жизни человека. И опять так же неожиданно нам рассказали о чуде преподобного Сергия. Потому что это благословение было у духовника, который был в Троице-Сергиевой лавре, от старцев, которые благословили именно таким образом решиться на такой жизненный путь. И думаю, что молитвы преподобного Сергия уже покрывали меня на этом жизненном пути. И, в конце концов, привели к семинарии. После армии я поступил в семинарию в Троице-Сергиевой лавре. И был пострижен в 1986 году, тоже в Троице-Сергиевой лавре. С этим именем, которое я сейчас ношу.

http://radonezh.ru/text/arkhimandrit-mel...

Воронежские преподаватели прошли курсы в Троице-Сергиевой Лавре Воронеж, 22 января 2004 г. Трое воронежских педагогов основ православной культуры и этики вернулись с курсов повышения квалификации преподавателей православной культуры, которые проходили в Троице-Сергиевой Лавре с 9 по 16 января, сообщает ИА " Воронеж-Медиа " . Благочинный Эртильского района Воронежской области протоиерей Василий Гришин сообщил, что на курсах побывали эртильские преподаватели Наталья и Лариса Морозовы и Ирина Тупицкая. На курсах присутствовали 360 слушателей из 50 регионов России, а также из Белоруссии, Украины и прибалтийских государств. При этом Российская Федерация была представлена такими отдаленными регионами, как Ханты-Мансийск, Чувашия, Ямало-Ненецкий автономный округ. Перед собравшимися выступали священники, преподаватели Московской духовной академии, Московского государственного университета, авторы учебников. Среди них священник Евгений Шестун, профессор духовной академии Алексей Осипов, заведующий кафедрой социальной педагогики МГУ Татьяна Склярова и другие. Они рассказывали о принципах и методах преподавания православной культуры. О своей системе воспитания детей рассказал директор греческой школы священник Ахиллиос. Лекции проходили с 9 утра до позднего вечера. После занятий участники курсов обсуждали полученные знания, делились своими методиками и разработками. «Общение получилось великолепным. Удивительно, сколько, оказывается, людей, увлеченных своим делом. Самым ценным, пожалуй, было именно общение с преподавателями. После лекций мы устраивали целые конференции: делились опытом и наработками», - рассказала Наталья Морозова. Помимо лекций для участников курсов были устроены экскурсии. В частности, удалось посетить музей «Церковный археологический кабинет», доступ в который ограничен. По окончании курсов все успешно сдавшие экзамены получили свидетельства об окончании курсов. 22 января 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/8718.html

Утром Захария вошел в келию своего старца. Тот, собираясь пить чай, благословил послушника и твердо и решительно сказал: “Напейся хорошенько чайку, Захария, и собирайся в путь. Вот благословение тебе жить в Москве в Троице-Сергиевой лавре”. Очевидно, старцу Даниилу была возвещена воля Божия, может, и ему ночью явился старец Мельхиседек. Быстро начал собираться Захария. Получив благословение старца, он пошел на родину проведать отца, а оттуда тронулся в путь — в Москву. В Троице-Сергиевой лавре: вещий сон сбылся Когда Захария прибыл в Троице-Сергиеву лавру, то весьма был удивлен, увидев те же ворота, те же иконы, которые видел во сне. Ни одного знакомого человека не было здесь у Захарии, и он остановился в монастырской гостинице. Здесь из разговоров приезжих узнал он о существовании старца Варнавы, который жил в Гефсиманском скиту. К нему ежедневно стекалась масса народа с различными нуждами и вопросами. Захарии посоветовали сходить к о. Варнаве посоветоваться и получить благословение. Молодой послушник немедленно пошел. В Гефсиманском скиту. Предсказание старца Варнавы Приходит и видит: масса народа и не перечесть, все столпились, хотят увидеть старца, но пройти к нему нет возможности. Но вот о. Варнава вышел и, обратясь к толпе, сказал: “Где тут лаврский монах, иди-ка сюда”. Никто не откликался на зов, так как в толпе не было лаврских монахов. Старец сошел по лесенке вниз и говорит: “Дайте, дайте пройти лаврскому монаху”. Подошел к юному послушнику, взял Захарию за руку, ласково говоря: “Ну иди, иди в мою келию”.— “Я не лаврский монах; я из Белых Берегов”, — возразил Захария. “Ну, я знаю, что ты там жил, а теперь будешь жить в лавре и будешь лаврским монахом”. Введя в свою келию обрадованного Захарию, старец благословил его, сказав: “Ты живи у преподобного Сергия и ко мне будешь в Гефсиманский скит приходить”.— “А вдруг да меня не примут здесь”, — сказал Захария.— “Примут, иди к лаврским воротам, там тебя уже три начальника дожидаются”. После приема у старца Захария пошел к воротам и, действительно, там стоял игумен и еще два монастырских начальника. Захария попросил их принять на жительство к ним в лавру. Они охотно приняли его, и Захария стал лаврским монахом.

http://azbyka.ru/fiction/starec-zaxariya...

Здание будет передано монастырю на безвозмездной основе 24 ноября. ПРАВМИР. Здание бывших Торговых рядов в Сергиевом Посаде передано в собственность Троице-Сергиевой лавры. Соответствующее решение получило в конце прошлой недели одобрение со стороны городского совета депутатов. «Несколько лет назад здание было передано лавре в пользование, за это время оно стало одним из украшений города. Теперь оно окончательно переходит в руки своих исторических владельцев, которые смогут содержать его в достойном виде, передает Седмица.ру . Передача Лавре ее бывшего имущества – это справедливый и правильный процесс», – говорит депутат городского совета Ильмир Юсупов. Здание будет передано монастырю на безвозмездной основе. Торговые ряды были построены по проекту архитектора А.А. Латкова в 1902 году. В 1920 г. после пожара приведены в сегодняшнее состояние. В рамках подготовки к 700-летию преподобного Сергия Радонежского здание отреставрировали. Ранее, в мае 2012 года в собственность Троице-Сергиевой лавры передали здание старой лаврской гостиницы Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить!

http://pravmir.ru/troitse-sergievoy-lavr...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010