Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ОРШИН ВОЗНЕСЕНСКИЙ СОБОР Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Вознесенский собор Оршина монастыря Первый деревянный храм в честь Вознесения Господня в Оршине монастыре был возведен в XV веке, во времени княжения великого Тверского князя Бориса Александровича. В середине XVI века при архимандрите Геннадии строится новый каменный величественный пятиглавый соборный храм Вознесения Господня, который был освящен 2 ноября 1567 года святителем Варсонофием Тверским . В 1603 году и 1611 году монастырь был разграблен польско-литовскими интервентами, в связи с чем собор дважды освящали в 1610 и 1613 годах. К концу XVIII века собор утратил четыре боковые главы, а позакомарное покрытие было заменено четырехскатным. В 1846 году в соборе кирпичный пол заменили деревянным и сделали новый иконостас. В 1854 - 1862 годах к собору с запада была пристроена трапезная с двумя приделами, освещенными в 1862 году, а также колокольня. В 1887 - 1893 годах собор внутри оштукатурили и расписали. В 1903 году барабан собора увенчали новой главой. В 1910 году архитектор А.П. Федоров выполнил проект четырех малых глав собора, однако он был отклонен Московским археологическим обществом " как искажающий древний храм " . В 1919 году монастырь был закрыт, а собор сделали зернохранилищем. В 1941 году во время войны монастырь занимал штаб советских войск, и поэтому его постоянно обстреливали немцы с противоположной стороны Волги, и собор сильно пострадали от снарядов. Собор к середине XX века дошёл с большими утратами. В 1968 году под руководством архитектора Б.Л. Альтшуллера начались исследовательские и реставрационные работы по собору. Сохранявшийся от первоначальных фресок собора фрагмент с изображением св. Онуфрия в орнаментальном обрамлении (располагался на стене центрального алтаря) в 1970-х годах был демонтирован и передан в ТОКГ. В 1992 году, после открытия монастыря, исследовательские и реставрационные работы продолжились под руководством архитектора Н.Г. Зачёсовой.

http://drevo-info.ru/articles/23560.html

КРХМ – Кировский художественный музей КХМ – Калужский областной художественный музей ЛГИА – Ленинградский государственный исторический архив МАО – Московское археологическое общество МДА – Московская духовная академия МЗДК – Музей-заповедник «Дмитровский кремль» МИХМ – Муромский историко-художественный и мемориальный музей ММО – Московский музей-усадьба «Останкино» МНДМ – Музей «Ново-Девичий монастырь» (филиал ГИМ) МПИ – Музей палехского искусства НжМЗ – Нижегородский историко-архитектурный музей-заповедник НжХМ – Нижегородский государственный художественный музей НИМРАХ – Музей Российской Академии художеств НМЗ – Новгородский государственный объединенный музей-заповедник ОИДР – Общество истории и древностей российских ОЛДП – Общество любителей древней письменности ОЛДПр – Общество любителей духовного просвещения ПЗИХМ – Переславль-Залесский историко-художественный музей ПМЗ – Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник ПХГ – Пермская государственная художественная галерея РАН – Российская академия наук РГАДА – Российский государственный архив древних актов РГБ – Российская государственная библиотека РГИА – Российский государственный исторический архив (Санкт- Петербург) РГИА г. Москвы – Российский государственный исторический архив города Москвы РМЗ – Рыбинский историко-архитектурный и художественный музей- заповедник РНБ – Российская национальная библиотека РФ ГАЯО – Ростовский филиал ГАЯО РХМ – Рязанский областной художественный музей СГИАМЗ – Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник СИХМ – Сольвычегодский историко-художественный музей СКМ – Смоленский краеведческий музей СПбФИРИ – Санкт-Петербургский филиал Института русской истории Российской Академии наук СПМЗ – Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник ТМЗ – Тобольский государственный историко-архитектурный музей-заповедник ТОКГ – Тверская областная картинная галерея УМЗ – Угличский историко-художественный музей-заповедник

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Вмц. Екатерина с житием. Икона. Кон. XVI в. (ГИМ, музей «Новодевичий монастырь») Вмц. Екатерина с житием. Икона. Кон. XVI в. (ГИМ, музей «Новодевичий монастырь») Развитие почитания Е. в XV-XVI вв., выразившееся в увеличении числа изображений святой как на отдельных иконах, так и в составе избранных святых, в т. ч. в минейных циклах, было определено рядом факторов. Одна из причин - интенсивность контактов с мон-рем вмц. Екатерины на Синае; в кон. XV - нач. XVI в. в Москву были перенесены частицы мощей святой. По сведениям, выявленным В. А. Меняйло, крест с мощами Е. был вложен в Архангельский собор Московского Кремля Иоанном IV Грозным; неск. мощевиков с частицами мощей хранились в Благовещенском соборе ( Меняйло. 2000. С. 94). Особо почиталась Е. в семье московских великих князей, т. к. являлась небесной покровительницей матери жены Иоанна III, Софии Палеолог. Известно, что складень с мощами Е. был выполнен по заказу Иоанна III перед его походом на Вел. Новгород (1471). В 1-й трети XVI в. в мастерской вел. кнг. Соломонии Сабуровой (?) была создана подвесная пелена «Вмц. Екатерина» (ГММК), где великомученица изображена в рост со свитком в руке. Такие фронтальные - поясные и ростовые - изображения преобладали в живописи Москвы и Ср. Руси: напр., на иконе из Мурома кон. XVI в. (МИХМ) - по пояс; на иконе из Вознесенского мон-ря в Московском Кремле, 1686 (?) в окладе 1686 (ГММК) - в рост. На свитке обычно воспроизводится текст ее молитвенного обращения к Господу: на указанной иконе из МИХМ фрагменты надписи: «Господи Боже мой, услыши мя, елико аще тебе ся молю. Аще кто воспомянет имя мое Екатерину при исходе душа его, проводи его миром». В XVI в. в рус. иконописи, очевидно, появились первые изображения Е. с орудием мучения - колесом («Походная церковь», ТОКГ); поясные фигуры святых на псковской иконе «Свт. Николай», Галерея Р. Темпла, Лондон). Вмц. Екатерина с житием. Икона. 1668 (?) г. (ЯХМ) Вмц. Екатерина с житием. Икона. 1668 (?) г. (ЯХМ) С XVI в. в рус. искусстве складывался иконографический вариант, не встречающийся в византийском или балканском искусстве,- «Моление вмц.

http://pravenc.ru/text/189599.html

К наиболее ранним памятникам с образом Н. принадлежит цикл из 38 миниатюр в лицевом Житии нач. XVII в. из б-ки гр. Ф. А. Толстого (РНБ. Q. I. 329). Рукопись создана неизвестным иноком в Троицкой Герасимовой пуст. в Вологде. Каждая миниатюра исполнена темперой на отдельном листе, имеет расширенное описание сюжета. Цикл содержит и традиц. сюжеты, и самобытные композиции: «Чудо о рыболове», «Прп. Нил принимает рыбу», «Чудо о дровосеке», «Прп. Нил сделал гроб, приходил к нему плакать». Вначале Н. представлен младенцем, затем юношей, молодым иноком; на о-ве Столбном - в зрелом возрасте, в его темно-русых волосах и бороде заметна первая седина, и, наконец, старцем в схиме, с крупными выразительными чертами лица, с окладистой седой бородой. На иллюстрации к «Чуду об образе прп. Нила» подписаны имена иноков-иконописцев - старца Иова и его ученика Нифонта. Во 2-й пол. XIX в. появились хромолитографии с сюжетами Жития Н., многие из них, как и иконы, имели 52 клейма (РГБ, СПГИАХМЗ, музей «Наследие прп. Нила», частные собрания). Эстампы печатались в мастерской Троице-Сергиевой лавры, в московской мастерской И. А. Морозова (70-80-е гг. XIX в., нач. XX в.). Редкий по иконографии образ Н. с 12 праздниками кон. XVII в. (из собрания Н. П. Лихачёва, ГРМ) выполнен провинциальным иконописцем скорее всего для к.-л. сельской церкви на Севере или в Верхневолжье. Вместо традиц. образа Воскресения Христова в среднике представлен Н. на фоне мон-ря - икона свидетельствует об особом почитании Н. в крестьянской среде. Необычные образы «Преставление прп. Нила Столобенского» (ТОКГ, музей «Наследие прп. Нила») созданы в 1882 г. Ф. Ф. Пуклиным, в 1883 г.- А. Н. Шумихиным. Образцом для мастеров послужили клейма житийных икон, где в интерьере кельи изображено тело Н., повисшее на крюках, вбитых в стену. Сохранился образ преподобного, молящегося пред иконой Богоматери с Младенцем в интерьере кельи (в книге на аналое текст: Пс 50. 1), созданный в 1910 г. (музей «Наследие прп. Нила»). Изредка встречаются поясные или ростовые фронтальные изображения Н.

http://pravenc.ru/text/2577609.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТРОПОВ Портрет Сильвестра (Кулябки), архиеп. С.-Петербургского. Худож. А. П. Антропов 1760 г. (ГРМ) Портрет Сильвестра (Кулябки), архиеп. С.-Петербургского. Худож. А. П. Антропов 1760 г. (ГРМ) Алексей Петрович (14.03.1716, С.-Петербург - 12.06. 1795, там же), рус. живописец. Отец - потомственный мастер Оружейной палаты. С 1732 г. А. обучался у Л. Каравака, А. М. Матвеева , И. Я. Вишнякова; в 50-х гг. XVIII в. брал уроки у итал. живописца П. Ротари, оказавшего на А. сильное влияние. В 1739 г. был определен в живописную команду Канцелярии от строений; в 1749 г. произведен в подмастерья. Участвовал в декоративных росписях Зимнего (1744-1745), Летнего (1748), Царскосельского (1749), Аничкова, Петергофского (1750) и др. дворцов. Под руководством Дж. Валериани и А. Перезинотти с 1750 г. писал декорации для Оперного дома. В 1752 г. послан в Киев для росписи Андреевского собора. В 1755-1758 гг. работал в Москве над росписями Головинского дворца. С 1761 г. официально зачислен на службу в Святейший Синод; получил чин подпоручика и должность надзирателя за иконописцами и живописцами в Синоде. Написал большое количество икон, иконостасы в кладбищенских церквах (на Васильевском о-ве и Выборгской стороне в С.-Петербурге), в церквах Аничкова и Екатерининского дворцов, Златоустовской (Феодоровской) ц. Александро-Невской лавры , Рождественской ц. в С.-Петербурге и др. Писал иконы по заказам двора, нередко по случаю торжественных дат (напр., для венчания вел. кн. Павла Петровича). В 1762 г. А. был направлен в Москву для работ, связанных с коронацией императрицы Екатерины II . В 1767 и 1769 гг. дважды направлялся в Москву для изучения икон и росписей в кремлевских соборах, московских церквах и мон-рях. Сохранились подробные отчеты А. о состоянии росписей и икон. С 50-х гг. XVIII в. А. работал как портретист. Писал портреты членов имп. фамилии и высшей российской аристократии. Особое место в творчестве А. занимают портреты архиереев. Первый по времени - портрет Сильвестра (Кулябки) (1760; ГРМ), архиеп. С.-Петербургского и Шлиссельбургского. Позднее художником были созданы портреты Гавриила (Петрова) (1774; ГРМ), архиеп. С.-Петербургского и Ревельского, с 1783 г. митр. С.-Петербургского и Новгородского, прот. Ф. Я. Дубянского, духовника императрицы Елизаветы Петровны (ГЭ), и Платона (Левшина) , митр. Московского (ТОКГ). Большинство портретов первоначально находилось в трапезной Александро-Невской лавры, затем в древлехранилище. Кисти А. традиционно приписывают и др. изображения архиереев.

http://pravenc.ru/text/114064.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: Феодоровская икона Божией Матери, ныне пребывающая в Оршине монастыре В июле 1996 года в обитель вернулся еще один список с чудотворного Феодоровского образа Божией Матери, пребывавший здесь до революции. Он был найден на чердаке в доме скончавшейся рабы Божией Марии в селе Лисицкий Бор. Этот село было некогда монастырской вотчиной. Феодоровская икона Божией Матери, ныне пребывающая в Оршине монастыре Феодоровская икона Божией Матери, ныне пребывающая в Оршине монастыре Удивительно, что[...] Файл 31455.jpg:   Размер: 586x1005, 0.59 MPix, 179 Kb. Дата: 2018-03-24, участник [ qwerty ]. Рейтинг изображения: 8 (167) , (3) . Описание: Оршинская Феодоровская икона Божией Матери. XIX век (?) Областная картинная галерея В настоящее время Феодоровский образ Пресвятой Богородицы из Оршина монастыря хранится в фондах музея. Все насельницы обители и прихожане с надеждой ожидают того дня, когда древняя святыня займет свое прежнее место в храме. Файл 31456.jpg:   Размер: 629x776, 0.49 MPix, 108 Kb. Дата: 2018-03-24, участник [ qwerty ]. Рейтинг изображения: 5 (128) , (3) . Описание: Файл 31938.jpg:   Размер: 675x1200, 0.81 MPix, 190 Kb. Дата: 2018-06-01, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (118) , (2) . Описание: Икона в окладе и ризах Богоматерь Федоровская (Феодоровская). Тверская областная картинная галерея. 1802 г. Кострома. Д.В.Серебряников. Дерево, паволока, левкас, темпера. 65 х 51,3. Реставрирована в 1999-2000 гг. в мастерской ТОКГ. Оклад. 1803 г. Кострома. Мастер В.Е.Шевяков. Серебро, чеканка, гравировка, золочение. 65,3 х 52. На венце и нижнем поле в правом углу клейма: ВШ, Корабль на волнах, пробирера Д.З (Д.И.Заводов). Реставрирован в 1999-2000 гг. в мастерской ТОКГ. Ризы. 1904 г. Тверская[...] Файл 34696.jpg:   Размер: 799x1024, 0.82 MPix, 508 Kb. Дата: 2020-04-18, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (76) , (1) .

http://pravicon.com/icon-4147-photo

   001    002    003   004