князей, погребении в одном храме - Троицком соборе, а также почитании как защитников города - «своего достояния» и «дома Св. Троицы» от врагов. В паре с блгв. кн. Всеволодом (на 2-м после него месте) Д. представлен в др. псковских произведениях: на серебряной цате 2-й пол. XVI в. (ПИАМ) с гравированным Деисусом (к ногам Иисуса Христа на престоле припадают Псковские преподобные Евфросин и Савва Крыпецкий - Постникова-Лосева М. М. Серебряное дело Пскова XVI-XVII вв.//ДРИ. М., 1968. [Вып.:] Худож. культура Пскова. С. 168, 169); в деисусной композиции в верхней части складня кон. XVI в. из частного собрания (в центре поясной образ свт. Николая Чудотворца, на створках великомученики Георгий и Димитрий; за блгв. кн. Всеволодом и Д., очевидно, преподобные Евфросин Псковский и Савва Крыпецкий); на иконе из деисусного чина XVII в. ц. прп. Сергия Радонежского в Изборске (в надписи святой назван Тимофеем). Существовали и отдельные парные иконы блгв. кн. Всеволода и Д. Так, образ блгв. князей в молении Св. Троице находился в посвященной им часовне в дер. Шитики Островского у. Псковской губ. (поставлена на месте, где, по преданию, отдыхал Д. с войском), в 40-х гг. XIX в. икона была перенесена в церковь соседнего погоста Гнилки ( Панов Н. А. , прот. Летопись Троицкого собора г. Острова Псковской губ.: (Мат-лы к истории собора). Летопись г. Острова и его уезда Псковской губ.: (Мат-лы к истории г. Острова и его уезда). Псков, 2004. С. 76). Во 2-й пол. XVI-XVII в. образ Д. изредка включался в состав более сложных композиций. На клейме иконы «Походная церковь» 3-й четв. или посл. трети XVI в. работы псковского мастера (ТОКГ, из ц. Пресв. Троицы («Белой Троицы») в Твери) Д. представлен вместе со св. князьями Владимиром, Борисом и Глебом, кнг. Ольгой и кн. Всеволодом. Образы псковских князей, к числу к-рых относится и равноап. Ольга, включаются в историю правосл. Руси, олицетворяемую изображением равноап. кн. Владимира и его сыновей. Д., не принадлежащий к числу прямых сродников московского царского дома, представлен на заднем плане, после святых Всеволода и Ольги (показаны вместе как основатели псковского Троицкого собора), без шубы, что свидетельствует об ориентации мастера на древнейшие образы.

http://pravenc.ru/text/178701.html

(СПГИАХМЗ) вид монастырских храмов с въездными воротами показан в облаках. К кон. 60-х гг. XIX в. облака перестали изображать и в пространство икон и картин ввели натурные элементы. Так, на литографии 1869 г. (СПГИАХМЗ) композиция расположена на поверхности естественного холма. На литографированных иконах такой извод сохранялся до кон. XIX в., варьируясь в деталях - напр., на тоновой литографии 1882 г. И. И. Старченкова (СПГИАХМЗ) пейзажный фон приобрел условный характер, фигуры помещены в ложбине среди холмов. Мн. литографии лаврской мастерской использовались для изготовления дешевых икон: наклеивались обычно на липовую или кипарисовую доску, реже на картон, раскрашивались акварелью и покрывались лаком, более дорогостоящие дополнительно пропечатывались золотой краской, фон мог быть с тиснением. Традиц. иконы этого извода, предназначавшиеся в основном для раздачи и продажи паломникам, выполнялись в небольших размерах в лавре, Хотьковском мон-ре и заказывались в иконописных слободах Владимирской губ. (Мстёра, Холуй). Сохранившиеся иконы из собраний ЦМиАР (см.: Прп. Сергий Радонежский. 1992. С. 115, 266. Ил. 61; на обороте штамп ТСЛ), ГЭ ( Косцова А. С., Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1996. С. 84, 167. Кат. 100), ГИМ (из ц. Св. Троицы в Никитниках в Москве; см.: Тысяча лет рус. паломничества: [Кат. выст.]/Сост.: Е. М. Юхименко. М., 2009. С. 244-245. Кат. 704), РГИАХМЗ (со штампом ТСЛ и с указанием цены на обороте), ЦАК МДА, частных собраний датируются в пределах 2-й пол. XIX - нач. XX в. Действие представлено на фоне пейзажа с видом Хотьковского мон-ря или интерьера с колонной; в верхней части изображалась икона Покрова Пресв. Богородицы, поддерживаемая ангелами, или Нерукотворный образ Спасителя. В 2008 г. редкая икона большого размера (2-я пол. XIX в., 108×72 см) была передана из Толгского мон-ря в Хотьковский (находится на хорах Никольского собора обители). На полях могли помещаться приписные святые, тезоименитые заказчикам иконы. Так, на иконе кон. XIX в. (СПГИАХМЗ; см.: Черкашина Г. П. Образ прп. Сергия в иконописи, шитье и мелкой пластике//Прп. Сергий Радонежский - великий подвижник земли Русской: Альбом-кат. М., 2004. С. 101. Кат. 84) прп. Сергий у гробов показан на фоне условной архитектуры, на полях написаны арх. Михаил, мч. Косма, свт. Антипа Пергамский, ап. Марк, мч. Дамиан, вмч. Пантелеимон. На одной из икон, с мч. Тимофеем на поле (кон. XIX - нач. XX в., частное собрание), монашеское имя М. подписано как «Eфpocihi». Редким примером совмещения этого сюжета с образами избранных святых является икона сер.- 2-й пол. XIX в. (ТОКГ): в левой части композиции написаны свт. Арсений и блгв. кн. Михаил Тверские, причем стоящий справа прп. Сергий обращен к ним, а не к гробам К. и М. под Казанским образом Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/Кирилл и ...

В наст. время изображения Е. преимущественно связаны с Псковской землей, вероятно, его иконография разрабатывалась в Елеазаровом монастыре, где находился прижизненный образ святого. «Явление преподобных Евфросина и Серапиона Псковских автору» «Повести о сугубой аллилуии»». Икона. Кон. XVI - нач. XVII в. (ПИАМ) «Явление преподобных Евфросина и Серапиона Псковских автору» «Повести о сугубой аллилуии»». Икона. Кон. XVI - нач. XVII в. (ПИАМ) Наиболее ранние изображения Е. сохранились на предметах лицевого шитья 2-й пол. XVI в. На шитой пелене из ц. Преполовения Пятидесятницы на подворье Елеазарова монастыря в Пскове (ПИАМ) святой представлен в рост, вполоборота влево, в молении Иисусу Христу в облаке, с продолговатой, заостренной на конце и раздвоенной бородой, в монашеском облачении - в мантии, в рясе и куколе, лежащем на плечах; на кайме вышиты тропарь и кондак святому. К этому же изводу принадлежит ростовое изображение Е. на шитом оплечье фелони - справа среди фигур деисусного чина, рядом с блгв. кн. Всеволодом (Гавриилом) Псковским, в молении образу Благовещения Пресв. Богородице. Облик преподобного индивидуализирован: лицо худощавое со впалыми щеками, поставленные близко глаза, крупный заостренный нос, разделенная на неск. прядей борода. На иконе «Походная церковь», к-рую связывают с именем игумена Псково-Печерского мон-ря Саввы (с 1570 епископ Тверской), из ц. Св. Троицы («Белая Троица») в Твери (ТОКГ) в нижнем ярусе среди 26 фигур пустынников, монахов и юродивых 5-й справа - Е., с длинной раздвоенной бородой, благословляющей двуперстно десницей и свитком в левой руке, надпись: «пр. Ефросинъ» (Псковская икона XIII-XVI вв. Кат. 148). Возможно, к 1-му «портрету» Е. восходит акварельный рисунок, помещенный в рукописном сборнике служб и Житий нач. XVIII в., происходящем из храма мч. Евстратия на подворье Елеазаровой обители в Пскове (БАН. Собр. Ф. М. Плюшкина. 164. Л. 43 об.). Изображение в четверть листа заключено в прямоугольную рамку с охристым фоном (аллюзия на иконный образ), предваряя текст Жития.

http://pravenc.ru/text/187848.html

Святые Моисей Угрин, вел. кн. Владимир и Аркадий Новоторжский. Икона. 1677 г. Иконописцы Симон Ушаков и Георгий Зиновьев (ТОКГ) Святые Моисей Угрин, вел. кн. Владимир и Аркадий Новоторжский. Икона. 1677 г. Иконописцы Симон Ушаков и Георгий Зиновьев (ТОКГ) В подписи на иконе 1677 г. «Святые Моисей Угрин, кн. Владимир и Аркадий Новоторжский» (ТОКГ), написанной вместе с Симоном Ушаковым, З. назван его учеником. Сохранился ряд работ, выполненных З. с учениками. 1678 г. датированы Иверская икона Божией Матери З. и его ученика Евфимия для московских храмов св. Иоанна Предтечи в Староконюшенном пер. (ГИМ - Музей «Новодевичий монастырь»), образ свт. Власия Севастийского (ГМИР) и икона для Ризоположенского мон-ря в Суздале (ГВСМЗ; под записью). В 1679 г. З. с учеником Федором был написан 3-фигурный оплечный Деисус (ГРМ); в 1681 г. З. упомянут с учеником в связи с написанием иконы «Спас Нерукотворный» для Введенской ц. Уздринской Введенской пуст. в Архангельской губ. В 1690 г. к З. были определены в ученики сыновья иконописца Федора Зубова Алексей и Иван (см. ст. Зубовы ); в 1694 г. З. с учеником Георгием Торопчениным (Туфановым) писал икону «Царь царем» (ГТГ). На своих местах сохранились иконы мастера, выполненные в 1681 г. для иконостаса собора Рождества Пресв. Богородицы в Суздале, «Архиерей Великий прошедши небеса» и «Апостолы Петр и Павел» (обе в ГВСМЗ). Спас на престоле, с припадающим митр. Киприаном. Икона. 1700 г. (ГММК) Спас на престоле, с припадающим митр. Киприаном. Икона. 1700 г. (ГММК) З. дважды по царскому указу отправлялся «для письма святых икон» из «Приказу Оружейной палаты»: в «малороссийские города, в Батурин войска запорожскаго обеих сторон Днепра, к гетману Ивану Самойловичу» - в 1682 г. и в 1686 г., очевидно, в период пребывания имеретинского царя Арчила Вахтанговича в Москве, был послан к нему «для иконного письма». Под 1688 г. значится неск. работ, в к-рых отмечено участие З. вместе с др. иконописцами. Так, он работал в новом соборе Донского мон-ря ( Налетов.

http://pravenc.ru/text/199835.html

С XI в. цикл И. П. встречается на иконах. Это либо изображения «Рождества Пресв. Богородицы» или «Введения во храм Пресв. Богородицы» на отдельных иконах, диптихах или минейных иконах (мон-рь вмц. Екатерины на Синае: «Зачатие Пресв. Богородицы», «Рождество Пресв. Богородицы», «Введение во храм Пресв. Богородицы»; кон. XI - нач. XII в.); либо повествовательные циклы на иконах-эпистилиях темплонов (мон-рь вмц. Екатерины: «Рождество Пресв. Богородицы», «Введение во храм Пресв. Богородицы»; XII в.; Ватопедский мон-рь, XII в., включена также сцену «Обручение Марии с Иосифом»); либо изображение протоевангельских событий в качестве житийных клейм, окружающих расположенный в среднике образ Богоматери. На фрагментарно сохранившейся серебряной чеканной груз. иконе с клеймами (1-я четв. XI в., ГМИГ) из Зарзмы представлены сцены: «Отвержение даров Иоакима и Анны», «Благовестие прав. Анне», «Благовестие Иоакиму», «Рождество Пресв. Богородицы», «Обручение Марии с Иосифом»; на чеканной иконе «Богоматерь Умиление» (1-я четв. XI в., ГМИГ) из Шемокмеди с евангельскими сценами и житием Марии 5 протоевангельских сюжетов расположены на нижнем поле под средником: «Отвержение даров», «Благовестие прав. Анне», «Благовестие прав. Иоакиму», «Рождество Пресв. Богородицы», «Обручение Марии»; на боковых створках живописного складня из Убиси (XIV в., ГМИГ) представлены сцены от «Зачатия Пресв. Богородицы» до «Встречи Марии и Елисаветы». На резной стеатитовой иконе Божией Матери «Одигитрия» в рост с 10 житийными сценами (XII в., часть диптиха - Гос. музеи Берлина) изображены: «Зачатие Пресв. Богородицы», «Рождество Пресв. Богородицы», «Введение во храм Пресв. Богородицы», «Вручение Марии Иосифу», «Благовещение», «Испытание водой обличения», «Встреча Марии и Елисаветы», «Сретение», «Смертное Благовещение», «Успение Пресв. Богородицы». Две последние композиции относятся к циклу «Успение Пресв. Богородицы», к-рый и в монументальных Богородичных циклах часто присоединяется к рассказу И. П. (ц. Богоматери Перивлепты в Охриде, Македония, 1295).

http://pravenc.ru/text/200365.html

На территории Н. е. находились такие монастыри и церкви, как обители пуст. Гареджи, Ниноцминда, Уджарма, Патардзеули, Бочорма, Кацарети , Уриатубани, Санагире, Веджини, Вачнадзиани , Карданахи, Зегаани, Череми и др. Духовную и культурно-просветительскую деятельность здесь вели преподобные Давид и Лукиан Гареджийские , прп. Додо Гареджийский , св. Саломея Уджармская , св. Перожавра Сивнийская , свт. Арсений Ниноцминдский и др. На сегодняшний день в Сагареджойско-Ниноцминдской епархии действуют 3 мон-ря: мужской Патардзеули во имя Пресв. Богородицы (настоятель - игум. Иаков (Авалишвили), подвизаются 4 монаха), женский Кацарети во имя Св. Троицы (7 монахинь, послушница), женский Ниноцминда во имя св. Нины (настоятель - еп. Сагареджойский и Ниноцминдский Лука (Ломидзе), подвизаются 4 монахини, 2 послушницы) и ок. 60 церквей: 11 в г. Сагареджо (Успения Пресв. Богородицы, Рождества Пресв. Богородицы, 2 во имя прп. Додо Гареджийского, 2 Пресв. Богородицы, Великомучеников, Твалтхеви во имя вмч. Георгия, прп. Шио Мгвимского, Лашари, апостолов Петра и Павла); 5 в с. Ниноцминда (прор. Илии, мч. Кириака, вмч. Георгия, Успения Пресв. Богородицы, Светицховели); 4 в с. Патардзеули (вмч. Георгия, вмч. Евстафия Плакиды, прп. Шио Мгвимского, Рождества Пресв. Богородицы); 7 в г. Уджарма (Рождества Пресв. Богородицы, Джварпатиосани, Квирацховели (Всех святых), св. Иоанна Предтечи, св. Архангелов, вмч. Георгия, Дурглиаант) и церковь Джварпатиосани близ Уджармы; 4 в г. Хашми (Кацарети во имя Св. Троицы, Пресв. Богородицы, придворная церковь семьи Чолокашвили, св. Иоанна Предтечи); 4 в с. Антоки (2 вмч. Георгия, Пресв. Богородицы, мучеников Кирика и Иулитты); 3 в с. Бурдиани (св. Архангелов, вмч. Георгия, Пресв. Богородицы), 6 в с. Патардзеули (Пресв. Богородицы (Зевит-Убани), Квирацховели, Згуртиант-Гора, Копале, Хелис-Салоцави во имя вмч. Георгия, Унапкиант во имя вмч. Георгия), 2 в с. Чаилури (Пресв. Богородицы и вмц. Марины), а также церкви Рождества Пресв. Богородицы в селах Какабети, Тохлиаури, Удабно; Пресв. Богородицы в селах Отараани и Цкаростави; царицы св. Тамары в с. Русиани; базилика Сасадило; комплекс крепости Веранаант; церковь Цминда Квириас-Салоцави в с. Горана, церковь в с. Гомбори.

http://pravenc.ru/text/2577677.html

В. С. изображен в пророческом ряду на кайме плащаницы 1561 г. из Успенского собора Московского Кремля, вышитой в мастерской кнг. Евдокии (Евфросинии) Старицкой (впосл. эта плащаница стала образцом для мн. памятников рус. шитья, см.: Маясова. С. 52. Прим. 32). Над могилой Владимира Ивановича Воротынского, участника взятия Казани, погребенного в Кирилловом Белозерском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре , в 1554 г. на средства его вдовы была построена ц. во имя В. С., ставшая впосл. фамильной усыпальницей Воротынских. Равноап. Князь Владимир. Гравюра из «Анфологиона». К., 1619. Л. 1032 (РГБ) Равноап. Князь Владимир. Гравюра из «Анфологиона». К., 1619. Л. 1032 (РГБ) В XVI - нач. XVIII в. храмов и престолов во имя В. С. было освящено не много: в 1536 г. «на полатех» новгородской ц. во имя св. князей Бориса и Глеба в Плотниках, построенной в 1377 г., существовал придел во имя В. С., возможно освященный раньше ( Макарий (Миролюбов). Ч. 1. С. 342); в 1644 г. во имя Крестителя Руси был освящен престол ярославского Успенского собора, построенного вместо сгоревшего в 1504 г. (храм снесен в 1937); в 1704 г. В. С. был посвящен верхний храм московской ц. во имя князей-страстотерпцев Бориса и Глеба в Зюзине (в 1989 в храме возобновлены богослужения). Равноап. кн. Владимир (в 1-м ряду в центре). Фрагмент иконы «Походная церковь». 70-е гг. XVI в. (ТОКГ) Равноап. кн. Владимир (в 1-м ряду в центре). Фрагмент иконы «Походная церковь». 70-е гг. XVI в. (ТОКГ) В эпоху Российской империи почитание В. С. приобрело подчеркнуто гос. характер. 1 окт. 1789 г. в С.-Петербурге во имя В. С. освящен главный престол нового храма, построенного на месте ц. во имя свт. Николая «на Мокруше». В 1825 г., во время посещения Севастополя имп. Александром I, по докладу главнокомандующего Черноморским флотом А. С. Грейга было принято решение о сооружении в Херсонесе храма в память о Крещении Руси. В 1842 г. по инициативе адм. М. П. Лазарева было решено возвести собор во имя В. С. не в Херсонесе, а на центральном холме Севастополя.

http://pravenc.ru/text/159104.html

Г. С. Гадалова Иконография Мц. Иулиания Вяземская. Фрагмент иконы «Новоторжские чудотворцы». 1797 г. (ТОКГ) Мц. Иулиания Вяземская. Фрагмент иконы «Новоторжские чудотворцы». 1797 г. (ТОКГ) Образ на гробнице И. в первоначальном Преображенском соборе Торжка (над предполагаемым местом погребения) существовал еще до открытия мощей святой в 1815 г. ( [Владиславлев В. Ф., прот.] Св. блгв. кнг. Иулияния Вяземская, местно чтимая в г. Торжке//Тверские ЕВ. 1883. Ч. неофиц. 24. С. 740). Когда при постройке нового здания собора были устроены склеп и часовня с ракой И., «возложена была во всю длину гробницы икона св. благоверной княгини Иульянии», впосл. покрытая серебряным позолоченным окладом (Там же. С. 741-743). Рака с мощами И. в склепе Преображенского собора и икона И. в интерьере одного из соборов города запечатлены на фотографиях 1901 г. (ТГОМ). Согласно иконописным подлинникам XVIII в. под 22 дек., И. «подобием аки Пятница, на главе плат» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 42; см. также: БАН. Строг. 66. Л. 65 об.; кон. XVIII в.). Вместе с тем на мн. сохранившихся иконах святая представлена молодой княгиней в богато украшенном одеянии, с крестом в руке, на голове - венец поверх белого плата. Единоличные изображения И. сохранились, напр., в ц. Благовещения Пресв. Богородицы (арх. Михаила) в Торжке, куда могли попасть в XX в. из других местных храмов. На иконе-пяднице кон. XVIII - нач. XIX в. (после 1815?) святая написана фронтально, в рост на архитектурном фоне, в красном одеянии и в венце, правая рука с крестом отведена в сторону, в левой - развернутый свиток. Нимб И. касается полуфигуры Иисуса Христа в облаках, благословляющего обеими руками. Образ покрыт окладом с надписью: «    я    я  я    я  я». Этот же извод повторяется на большой живописной иконе 2-й пол. XIX в. в отдельно стоящем киоте в сев.-зап. части четверика Благовещенской ц. У св. княгини красивое округлое лицо с правильными чертами, белый плат скреплен фибулой, закрытый венец с городчатым ободом украшен драгоценными камнями, поверх синего платья одет красный плащ с охристой каймой и жемчужной отделкой, в правой руке - большой крест, на свитке надпись: «                  i  i    i                          i    » (подобный образ воспроизв. в кн.: Святая мученица блгв. кнг. Иульяния. М., 1895). В храме находится также непрофессиональное по исполнению повторение этого образа посл. четв. XX в.

http://pravenc.ru/text/1237847.html

Б. можно считать миниатюру Шумиловского тома Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 232. Л. 833), иллюстрирующую известие о событиях 1521 г., когда во время приближения к Москве крымского хана Махмет-Гирея «праведный нагоходец Василий», ночью молившийся перед Успенским собором, услышал шум внутри храма и глас от Владимирской иконы Богоматери, намеревавшейся покинуть свое место (этот эпизод был позднее включен в состав клейм иконы «Богоматерь Владимирская с деяниями» 2-й пол. XVII в. из ярославской ц. свт. Иоанна Златоуста в Коровниках (ЯХМ)). Устойчивая иконография В. прослеживается с 1588 г., когда состоялось церковное прославление святого. В 1589 г. был создан надгробный покров с прямоличной фигурой В. Б. и образом Св. Троицы в сегменте наверху, шитый по повелению царя Феодора Иоанновича и царицы Ирины в ее мастерской (ГИМ, музей «Покровский собор»). видимо, схожее изображение В. Б. находилось и на крышке несохранившейся серебряной раки 1588 г. на существование икон В. Б. до его церковного прославления указывают сведения о составлении ему службы ранее 1588 г., о сооружении каменной палатки над его гробом до 1588 г. ( Баталов, Успенская. С. 37), а также его изображение на иконе «Походная церковь» (Токг) 3-й четв. или 70-х гг. XVI в. К числу древнейших образов В. Б. также относятся изображения на киоте иконы «Богоматерь Умиление Корсунская» (ВСМЗ), вложенной в 1590 г. в суздальский Евфимиев мон-рь Демидом Черемисиновым: фронтальная фигура на правом поле малого киота и образ в молении на правом поле большого киота. Повторение фигуры В. Б. свидетельствует о том, что вкладчик иконы, брат царского казначея Дементия Черемисинова, почитал недавно прославленного, «нового» чудотворца как молитвенника о «царском чадородии», покровителя царя Феодора Иоанновича и всего Русского гос-ва. Святые блаженные Максим, Василий, Андрей и прп. Мария Египетская. Фрагмент иконы «Походная церковь». Кон. XVI в. (ТОКГ) Святые блаженные Максим, Василий, Андрей и прп. Мария Египетская.

http://pravenc.ru/text/150789.html

время - в музее «Наследие прп. Нила»). Первая скульптура Н. «в совершенный Его образ и возраст» почиталась чудотворной (ГАТвО. Ф. 1409. Оп. 1. 1099. Л. 19), что явилось одной из причин широкого распространения скульптурных образов Н. в XVIII-XX вв. Иконографические источники скульптурного образа - Житие Н. и его надгробные иконы. Композиция произведения передает внутреннее молитвенное состояние пустынника, согбенная поза отражает практику исихазма. Святой сидит в полной схиме с опущенной вниз головой, положив руки на колени. Так, согласно Житию, мастер показывает провисшее на крюках-костылях тело Н. (в нек-рых памятниках создается впечатление, что он стоит). Из-под мантии Н. видны рукава подрясника, голова покрыта высоким остроконечным куколем (капюшоном) с изображением Голгофского креста, часто в руке преподобного четки. Его лицо худощавое, со впалыми щеками, с заостренным прямым носом, глубоко посаженными прикрытыми или полуприкрытыми глазами, недлинной, более узкой на конце бородой. Не исключено, что в этом образе скульптор воплотил портретные черты Н. Скульптурный первообраз святого отмечен влиянием стиля барокко, отразившегося в сложной моделировке облачений. Последующие скульптуры Н. передают разнообразные иконографические варианты. По-разному мастера изображали крюки (или костыли), окружающую обстановку, келью или часовню с полуциркульной аркой (ЦМиАР, ТОКГ, частные собрания). Редко встречаются скульптурные изображения Н., сидящего на ступенях подиума, в основании которого лежат 6 резных облаков (небо). В одном небольшом киоте, украшенном окладом из фольги, стеклами и бисером, установлены 2 скульптурных образа Н. (нач. XX в., ТОКГ). По-видимому, киот был выполнен крестьянином-самоучкой, мог находиться в семье, где отец и сын имели имя Нил, и каждый из них поклонялся принадлежавшему ему скульптурному образу святого. Существовали аналогичные киоты с 3 скульптурами, изображением Н. с книгой в руках (музей «Наследие прп. Нила»). Стилистические особенности барокко, присущие ранним памятникам, постепенно сменились чертами классицизма, а также упрощенного народного примитива.

http://pravenc.ru/text/2577609.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010