к) Комитету присваивается печать с изображением в средине красного креста и вокруг надписи: «Церковный комитет помощи голодающим». Вот главные положения, которые, по моему глубокому убеждению, должны лежать в основании учрежденного мною Церковного комитета для наиболее верного и скорейшего достижения намеченных им целей. Питаю уверенность, что Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет не откажет во всеобщем осведомлении о существовании Церковного комитета помощи голодающим и о предоставленных ему правах и предупредит все подведомственные учреждения, как в центре, так и на местах, на предмет оказания ему всемерной поддержки. Патриарх Тихон Вестник ПСТГУ С. 183–185. Заявление Святейшего Патриарха Тихона в Верховный Суд РСФСР 03 (16) июня 1923 года В Верховный Суд РСФСР от содержащегося под стражей патриарха Тихона (Василия Иванов [ича] Беллавина) ЗАЯВЛЕНИЕ. Обращаясь с настоящим заявлением в Верховный Суд РСФСР, я считаю по долгу своей пастырской совести заявить следующее. Будучи воспитан в монархическом обществе и находясь до самого ареста под влиянием антисоветских лиц, я действительно был настроен к советской власти враждебно, причем враждебность из пассивного состояния временами переходила к активным действиям, как-то: обращение по поводу Брестского мира в 1918 г., анафематствование в том же году власти и, наконец, воззвание против декрета об изъятии церковных ценностей в 1922-м. Все мои антисоветские действия за немногими неточностями изложены в обвинительном заключении Верховного Суда. Признавая правильность решения суда о привлечении меня к ответственности по указанным в обвинительном заключении статьям уголовного кодекса за антисоветскую деятельность, я раскаиваюсь в этих проступках против государственного строя и прошу Верховный Суд изменить мне меру пресечения, т.е. освободить меня из-под стражи. Тем не менее немедленное осуществление реформы календаря встречает на своем пути большие затруднения. Во-первых, для закономерного введения нового стиля требуется согласие всех автокефальных Православных Церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Ребров составил заключение по делу патриарха Тихона (Беллавина), архиепископа Крутицкого Никандра (Феноменова), П. В. Гурьева и митрополита Арсения (Стадницкого) . Дело для дальнейшего производства было передано в Верховный Суд РСФСР. Через два дня, 20 февраля, особоуполномоченный ГПУ Я.С. Агранов вызвал преосвященного Арсения на первый допрос. Затем последовали допросы 24 и 26 февраля. Следователя интересовало, как Владыка получил воззвание Патриарха и каково его отношение к данному воззванию, считает ли он изъятие церковных ценностей святотатством и как проходило изъятие церковных ценностей в Новгородской епархии и особенно в Старой Руссе. На допросе 24 февраля митрополит показал следующее: «После получения мною послания патриарха Тихона, направленного против декрета об изъятии церковных ценностей и эксцессов, имевших место при изъятии церковных ценностей в Старой Руссе, я составил с ведома местной советской власти (председателя губпомгола Новгородской губернии Терешкова) послание по епархии, которое было опубликовано в новгородской газете «Звезда»... В этом послании я призывал всех к добровольным пожертвованиям ценностей в пользу голодающих и оговорил только, что, согласно посланию патриарха Тихона, изъятие из храмов богослужебных предметов является святотатством… Через месяц после этого... по ознакомлении с церковными канонами, на которые ссылался Патриарх, я увидел, что ссылка на них Патриарха была неправильна и что изъятие священных сосудов на дело милосердия вовсе не является святотатством. Тогда я понял свою ошибку и определенно сознал свою вину… В середине апреля м[еся]ца 1922 г. я издал другое послание... Я признаю, что мое вышеупомянутое послание от 21-го марта 1922 г., составленное на основании послания Патриарха, было направлено против декрета центральной советской власти об изъятии всех без исключения церковных ценностей на дело помощи голодающим» 45 . 22 марта 1923 года был подписан ордер на арест митрополита Арсения. После тщательного обыска, при котором были изъяты письма, документы и деньги, его препроводили в Бутырскую тюрьму.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Л. Д. 86, 99, 100, 101, 106, 107, 108, 110, 112, 130, 133, 152,154, 156, 158, 159, 166, 165, т. 5. Так, волнения, сопровождавшие изъятия церковных ценностей в Москве, стояли в непосредственной связи с предварительными совещаниями, имевшими место 28 февраля и 7 марта [н. ст.] у архиепископа Никандра [Феноменова], на которых присутствовали специально приглашённые благочинные Московской епархии. Л. Д. 127, т. 5. На этих совещаниях обвиняемый Никандр [Феноменов ] разъяснил благочинным недопустимость изъятия церковных ценностей, предостерегая от нарушения церковной дисциплины, как это имело место со священником Борисовым, пожертвовавшим на голодающих ценности своей церкви, и предлагая собирать приходские собрания и оглашать в церкви на ближайших богослужениях преступные воззвания Тихона, с которыми он тут же познакомил присутствовавших; на этих же собраниях Никандром был предложен примерный образец протеста верующих во ВЦИК против изъятия ценностей. Спустя несколько дней благочинные Москвы и губернии получили из канцелярии Никандра преступное воззвание в количестве, соответствующем числу церквей каждого благочиния, и форму протеста во ВЦИК. Благочинные, в свою очередь, распространяли эти воззвания по церквам с предписанием исполнить распоряжение архиепископа Никандра. Ввиду такого распоряжения священниками приходов были созваны собрания приходских советов, на которых собравшиеся были ознакомлены с воззванием Патриарха, причём были вынесены постановления об обращении во ВЦИК с протестами по поводу изъятия церковных ценностей. Цель была достигнута. Когда было приступлено к изъятию ценностей из церквей, стали около них собираться возбуждённые толпы верующих, встречавших представителей Советской власти враждебными криками и угрозами. В некоторых местах дело доходило до кровавых беспорядков. Так, в церкви Богоявления в Дорогомилове собравшаяся у церкви толпа пыталась ворваться в неё в то время, когда там работала комиссия по изъятию ценностей. На просьбу сопровождавших комиссию красноармейцев разойтись толпа ответила криками: «Бей жидов и коммунистов» – и бросанием камней, а затем и избиением красноармейцев. Пробравшиеся из толпы несколько человек на колокольню ударили в набат, привлёкший ещё большую толпу. Охрана вынуждена была прибегнуть к оружию. Был сделан залп в воздух. Разъярённая толпа вторично бросилась на красноармейцев, и в результате несколько красноармейцев оказались тяжело раненными. Только прибывшей кавалерией толпа была рассеяна.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Д. Кузнецов предлагает воздержаться от официального открытия занятий Собора и ещё некоторое время ожидать решения вопроса о судьбе семинарских зданий) 4 . Святейший Патриарх Тихон: Вопрос этот сейчас обсуждался в Соборном Совете. Соборный Совет постановил предложить Н. Д. Кузнецову подать заявление в Центральный Исполнительный Комитет с тем, чтобы вопрос о семинарии был так или иначе разрешен в течение трех дней – к четвергу. В пятницу утром и в тот же день [? – Сост.] будет доложен Собору. Угодно ли кому-нибудь высказаться по этому вопросу или угодно принять постановление Соборного Совета? (Голоса: просим принять постановление Совета) Ставлю вопрос о принятии постановления Соборного Совета на голосование. 5 . Постановлено: Принять постановление Соборного Совета. 6 . Частное совещание закрыто в 1 ч. 15 м. дня. Выписки из Деяний 8 сессии Священного Собора 1917–1918 гг.: Рукопись. М., 1929 Резолюция Святейшего Патриарха Тихона на протоколе совещания Соборного Совета, созванного по вопросу о служении соборной панихиды по расстрелянном бывшем императоре Николае 2 ( Мф.12:46–50 ), отвечал ей: «Блаженни слышащие Слово Божие и хранящий е», т.е. больше, чем родные Мне по плоти, счастливы те, которые близки Мне по духу, которые слушают Мои слова и хранят их, живут так, как Я учу словами жить. Значит, счастье, блаженство наше, заключается в соблюдении нами Слова Божия, в воспитании в наших детях заветов Господних. Эту истину твёрдо помнили наши предки. Правда, и они, как все люди, отступали от учения Его, но умели искренно сознавать, что это грех , и умели в этом каяться. А вот мы, к скорби и к стыду нашему, дожили до такого времени, когда явное нарушение заповедей Божиих уже не только не признается грехом, но оправдывается, как нечто законное. Так, на днях совершилось ужасное дело: расстрелян бывший государь Николай Александрович, по постановлению Уральского областного Совета рабочих и солдатских депутатов, и высшее наше правительство – Исполнительный Комитет одобрил это и признал законным.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

ТИХОН не подчинился решению Собора русской и греческой Церкви. Явочным порядком он возглавляет идущие за ним церковные массы. С точки зрения церковной, он является тяжким преступником, нарушающим мир церковный, но и с точки зрения государственной, ТИХОН является социально вредным. Ибо тихоновщина есть зло церковное, поскольку она несёт разделение Церкви, она и зло государственное, так как около ТИХОНА объединяются все контрреволюционные силы страны от монархистов до меньшевиков. Священный Синод, стоящий на страже Церкви, а равно исполненный искренней гражданской лояльности в отношении Советской Власти, предоставившей декретом своим об отделении Церкви от Государства действительную свободу совести, ведёт неустанную борьбу с тихоновщиной, как злом церковным и государственным. Тихоновщина ставит нам три преграды: наше неправославие, нашу экономическую слабость, нашу лояльность к Советской Власти. Две первые причины мы более или менее успешно, можем отстранить. Обновленцы в течение этих месяцев установили связь с православным Востоком, трудами ряда своих научных работников выяснили каноничность обновленчества – все это имеет громадное значение в глазах подлинно-верующих, которых тихоновщина запугивала нашим мнимым неправославием, что сейчас нами разоблачено достаточно авторитетно. Тихоновщина бьёт нас экономически. Сила их в этом отношении громадна. Тихоновцы капитально отремонтировали свои храмы, заваливают червонцами своих архиереев и священников. Между тем обновленцы терпят страшную нужду, влача буквально нищенское состояние (епархии Псковская, Екатеринославская, Полтавская и ряд других), но все же не сдают своих позиций. Тихоновцы пытались неоднократно (Митрополиту Александру Введенскому и др.) давать взятки, соблазняя и др. материальными благами, лишь бы переманить к себе. Понемногу мы справимся, как во многих епархиях и справились, и с этой стороны дела без чьей бы то ни было поддержки. Но тихоновщина бьёт нас политически – и здесь мы бессильны, так как тихоновцы действуют нецерковными методами.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Как исключение, хотя, быть может, и немалое в количественном отношении, подобного рода деятельностью занимались и мужчины. Обычно это бывали келейники, следовавшие добровольно в ссылку за своими святителями, но бывали и лица, обслуживавшие и неизвестных им лично батюшек и архиереев. Из таковых следует отметить известного тогда церковной Москве бродяжного монаха «отца Гамалиила», которого всегда можно было встретить на папертях московских храмов во время архиерейских богослужений. О. Гамалиил стоял среди нищих и «побирался Христовым именем», но в действительности к нищей братии не принадлежал и ворочал большими средствами, которые ухитрялся собирать среди известных ему благочестивых людей. Набрав значительную сумму, он приобретал в большом количестве продукты питания – преимущественно сахар, сыр, растительное масло, овощные консервы и т. п. – и в один прекрасный день исчезал из Москвы на месяц или два в неизвестном направлении. Потом – опять показывался... Выяснялось, что он был в это время где-либо в Сибири, на Алтае или в той же Средней Азии, где занимался обычными для него делами благотворения. При этом конфиденциально передавал, что встречался (в поездке) с такими-то и такими-то ссыльными батюшками или владыками, которые посылают знающим их своё благословение и просят молитв за себя у неведомых им благотворителей. Невзрачный, плюгавенький и пронырливый о. Гамалиил этим «подвигом добрым подвизался» в продолжение ряда лет, и, кажется, дела его шли самым блестящим образом до тех пор, пока и сам он в конце концов не исчез бесследно с московского церковного горизонта, на котором его уже никто больше никогда не видел. 147 Одно время в Москве упорно распространялся слух о том, что у Святейшего Патриарха Тихона заведено обыкновение систематически вести краткие записи главнейших событий минувшего дня. Сообщалось, что этот дневник пишется на отдельных листочках, которые по мере их заполнения передаются для хранения «до лучших времён» кому-то из близких ему людей. Допуская, разумеется, возможность этого, следует, однако, отметить, что много можно выставить и возражений против подобного слуха, особенно учитывая бытовые условия его существования. Кроме того, нельзя не обратить внимания и на то обстоятельство, что за прошедшие почти уже полвека со дня его блаженной кончины никаких подтверждений этой заманчивой для историков версии ниоткуда не поступало.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

б) 26 октября 1918 г. [н. ст.], состоя членом так называемого Священного Синода, участвовал в обсуждении составленного гр. Беллавиным контрреволюционного клеветнического обращения в Совет Народных Комиссаров, впоследствии распространённого среди широких верующих масс и использованного генералом Деникиным и рядом белогвардейских организаций в вооружённой борьбе с Советской властью; в) в феврале месяце 1919 г. участвовал в заседании Синода при обсуждении послания гр. Беллавина к епархиальным епископам, имевшего своей задачей, в целях удержания верующих масс под влиянием религиозных предрассудков и воспрепятствования Советской власти разоблачению путём вскрытия так называемых «нетленных мощей святых угодников» религиозного обмана, тяготевшего над народными массами, и возбуждения верующих к оказанию сопротивления органам Советской власти при проведении ими указанного мероприятия; г) в марте 1922 г., имея целью вызвать возмущение против Советской власти в связи с изданием декрета об изъятии церковных ценностей на помощь голодающим Поволжья, выпустил от своего имени воззвание, распространённое по находившейся в его ведении Новгородской епархии, якобы призывающее верующих прийти на помощь голодающим, в действительности же возбуждавшее к сопротивлению изъятию Советской властью для указанных целей церковных ценностей, ссылаясь при этом в своём воззвании на контрреволюционное послание Патриарха Тихона, назвавшее изъятие Советской властью церковных ценностей актом святотатства и запрещавшее под страхом церковных кар добровольную выдачу этих ценностей, в результате каковой его деятельности при изъятии церковных ценностей в г. Старой Руссе, Новгороде и некоторых других местах Новгородской губ. представителям Советской власти было оказано противодействие со стороны прихожан, повлёкшее за собой в г. Старой Руссе человеческие жертвы, т. е. совершил преступления, предусмотренные ст. ст. 62 и 119 Уголовного Кодекса. 4 . Гр. Гурьев Пётр Викторович – в период времени 1917–1922 гг., состоя управляющим канцелярией так называемого Священного Собора и Высшего Церковного Совета, участвовал в заседаниях Синода, на коих обсуждались явно контрреволюционные, направленные против Советской власти воззвания, каковые он и рассылал через лиц, специально к нему направляемых гр. Беллавиным, в результате каковой его деятельности последовали массовые беспорядки, сопровождавшиеся кровавыми эксцессами, т. е. совершил преступления, предусмотренные ст. 69 Уголовного Кодекса.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

С. 13. Л. Д. 45, об., т. 1. К словам: «...Это воззвание было распространено тихоновцами...» Подчёркнуто. С. 13. Л. Д. 46, т. 1; Л .Д. 47, об., т. 1. К словам: «...Это послание великого страдальца за православную веру и русскую землю – Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, издано ещё 13(26) октября, в день празднования Лениным и Бронштейном годовщины своего владычества. Послание это, являвшееся причиной заточения Патриарха, конфисковано большевиками и только теперь по экземпляру, проникшему через Одессу, напечатано в «Вел. России», откуда мы его заимствуем...» Таким образом, бывший Патриарх Тихон вдохновлял не только контрреволюционные круги, которые ещё гнездились в пределах Советской России, но и далеко за ее пределами». Отчёркнуто. С. 13. Л. Д. 131. об., т. 1. К словам: «По признанию самого обвиняемого Беллавина, во время гражданской войны 1917–1919 годовой оказывал Деникину и Колчаку моральную поддержку...» Отчёркнуто. «Ввиду моих настроений в то время я лишь оказывал Д. и К. моральную поддержку, не доходившую, однако, до дачи им благословения». С. 14. Л. Д. 123. т. 4. «К этому времени же относится связь обвиняемого...» Слово «связь» подчёркнуто. Л. Д. 155, т. 4. К словам: «Все это хорошо было известно гр. Беллавину, который, однако, как сам он это признает, ничего не считал нужным сделать в осуществление своего собственного предписания от 19 января (1 февраля) 1918 года (невмешательство духовенства в политику), прикрывшись формальной отговоркой, что с Архангельском не существовало прямой связи и что архиепископ Нафанаил [Троицкий], ответственное по Архангельской епархии лицо, находился тогда в Москве». Отчёркнуто. Слова «ничего не считал нужным сделать в осуществление своего собственного предписания от 19 января (1 февраля) 1918 года» подчёркнуты. С. 14. Л.Д. 153, т. 1. К словам: «Беллавиным была установлена связь с контрреволюционерами в Ставрополе...» Подчёркнуто, «а». С. 14. Л. Д. 121, 122, т. 4. К словам: «...преступные сношения со своими зарубежными единомышленниками...»

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Часть 2. Документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти 1925–1943 От составителя События церковной жизни, последовавшие за кончиною Святейшего Патриарха Тихона, приняли столь стремительный и запутанный характер, что ориентироваться в них, не имея достаточной к тому подготовки и некоторых специальных знаний, крайне сложно. Этим, несомненно, объясняется то обстоятельство, что даже в церковных кругах плохо разбираются в нагромождении лиц и фактов, характерных для этого периода нашей церковной истории (1925–1943 гг.). В целях оказания помощи читателю, желающему вникнуть в самую суть сложных и трагических событий, отображаемых нижеследующими документами, считаем полезным предпослать последним в качестве некоего предисловия или схемы, расшифровывающей в кратком изложении их внутреннюю сущность и взаимосвязь, – статью-обзор католического автора (священника), заимствованную нами из одного зарубежного издания, правда, тенденциозно настроенного против Русской Церкви и нашей страны, но прекрасно осведомлённого во всех тонкостях и хитросплетениях современного бытия нашей Церкви. Чтобы понять совершенную необходимость подобного предисловия, достаточно сказать, что за указанный период законная высшая церковная власть, в силу сложившихся невероятных внешних условий, – передавалась из рук в руки примерно десяток раз, причём участниками этой передачи являлись ответственнейшие иерархи той эпохи, в числе свыше тридцати (!) человек... (подробнее см. “Схему канонического преемства высшей церковной власти...”). Теперь, после этих предварительных замечаний, воспроизводим (без каких-либо сокращений) вышеупомянутую статью-схему. А. Русские иерархи под игом безбожников (обзор главнейших событий церковной жизни России за время с 1925 г. до наших дней г. – Сост.]) Весь этот обзор будет основан на документах первостепенной важности, в подлинности которых сомневаться нельзя, но которые мы публиковать не можем, чтобы не повредить их авторам. После смерти Патриарха Тихона, 25 марта (7 апреля) 1925 г., в управление Церковью, как известно, согласно завещанию Патриарха, признанному русским епископатом, вступил митрополит Крутицкий Пётр [Полянский]. Этот документ [«Завещание». – Ред.] характеризовался, с одной стороны, провалом последних надежд на создание патриаршего легального управления, о котором хлопотал покойный, а с другой стороны, всё разрушающей активностью обновленцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Также см.: Тихон (Беллавин). Отчет о состоянии Алеутской епархии за 1903й г.//Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского: 1898–1904 гг. С. 344. 655 Из нашой жизни//Свет. Часопись для Православных Руссинов в Соединеных Штатах, Канаде и Южной Америце и орган Православного Общества Взаимопомощи в С.Ш.С.А. – 1904. – 4(17) марта. 656 Дописе//Свет. Часопись для Православных Руссинов в Соединеных Штатах, Канаде и Южной Америце и орган Православного Общества Взаимопомощи в С.Ш.С.А.– 1904.– 22 апреля (5 мая). 657 Ср.: Пример достойный подражания//Свет. Часопись для Православных Руссинов в Соединеных Штатах, Канаде и Южной Америце и орган Православного Общества Взаимопомощи в С.Ш.С.А.– 1904.– 15 (28) июля. 658 Из нашой жизни//Свет. Часопись для Православных Руссинов в Соединеных Штатах, Канаде и Южной Америце и орган Православного Общества Взаимопомощи в С.Ш.С.А.– 1904.– 20 мая (2 июня). 659 Отчет по Православному Обществу Взаимопомощи за м. Июнь 1904 г.//Свет. Часопись для Православных Руссинов в Соединеных Штатах, Канаде и Южной Америце и орган Православного Общества Взаимопомощи в С.Ш.С.А.– 1904.– 1 (14) июля. 660 Из нашой жизни//Свет. Часопись для Православных Руссинов в Соединеных Штатах, Канаде и Южной Америце и орган Православного Общества Взаимопомощи в С.Ш.С.А.-г1904. – 20 мая (2 июня). «Bishop Tikhon visited our parish, at the invitation of Bishop Olmsted on the patronal feast of Saint Mark the Evangelist. In the evening 48 persons were confirmed – the largest number confirmed at St. Mark’s. The procession of choir and clergy marched round the church, two of the servers carried lighted candles before Bishop Tikhon. He was followed immediately by the Rev’d Father Anthony, Deacon, and Jacob, sub-deacon. The Rev’d Dr. John Henry Houghton, S.T. D., D.D., Rector of St. Mark’s followed. The Rev’d C.T. Lewis carried the Bishop’s staff followed by the Rt. Rev’d Charles Sanford Olmsted. Bishop Tikhon pronounced the final blessing on the confirmation class. The local press noted that this was the first time that an Orthodox prelate had participated in the liturgical life of an Anglican parish in Denver». (Jeffrey J. In the Presence of the Saint. Saint Mark’s Parish, Denver and Saint Tikhon, Enlightener of North America...//The Lion. Unofficial Newsletter for Members Only of St. Mark’s Parish, Denver, Colorado, 2004, v. CXXIX, 4/5, p. 1–2.)

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010