А.В. Попов Глава 1. Прибытие святителя Тихона в Соединенные Штаты Америки § 1. Краткое житие св. Тихона: 1865–1898 годы Св. Тихон, в миру Василий Иванович Беллавин, родился 19/31 января 1865 г. в погосте Клин Торопецкого уезда Псковской губернии в семье священника Иоанна Тимофеевича Беллавина и его супруги Анны Гавриловны. С начала 1869 года семья Беллавиных жила в городе Торопце, где прошли детские годы святителя. По окончании в 1878 году Торопецкого духовного училища Василий продолжил учебу в Псковской духовной семинарии, которую в разное время закончили многие Беллавины, в том числе и о. Иоанн. В 1884 году Василия, как лучшего выпускника Псковской семинарии, отправили на казенный счет в Петербургскую духовную академию. В июле 1888 года со степенью кандидата богословия за сочинение «Кенель и отношение его к Янсенизму» 8 Беллавин В.И. вернулся в родную семинарию преподавателем основного, догматического и нравственного богословия. 14/26 декабря 1891 года 26-летний Василий Беллавин, согласно прошению, был пострижен епископом Псковским и Порховским Гермогеном (Добронравиным) в монашество с именем Тихон – в честь святителя Тихона Задонского . На следующий день в Свято-Троицком кафедральном соборе Пскова Тихона рукоположили в иеродиакона, а 22 декабря 9 1891 г. (ст. ст.) – в иеромонаха. Но недолго о. Тихон служил во Пскове, уже в марте 1892 года он был назначен инспектором в Холмскую духовную семинарию. Молодой инспектор обратил на себя внимание архиеп. Холмского и Варшавского Флавиана (Городецкого), который способствовал служебному и должностному продвижению иером. Тихона: архимандрит (5/17 июля 1892 г.), ректор Холмской духовной семинарии (16/28 июля 1892 г.) и член [председатель с 1896 года] Холмско-Варшавского епархиального училищного совета, благочинный женских монастырей епархии (1/13 октября 1895 г.). За отлично-усердную службу архим. Тихон был пожалован орденом св. Анны второй степени (1895 г.) и получил право на ношение серебряной медали в память царствования императора Александра III (1896 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Часть 1. Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы 1917–1925 41 Не позднее 17(30) 11.1917. Определение Святейшего Синода о возведении на патриаршую кафедру митрополита Московского и Коломенского Тихона 1 . возведении на патриаршую кафедру митрополита Московского и Коломенского Тихона. Святейший Правительствующий Синод Российской Православной Церкви слушали выписку из протокола Священного Собора Православной Российской Церкви от 17(30) ноября 1917 г. за 43 о том, что 17(30) сего ноября Священный Собор постановил: 1) назначить днём торжества настолования (интронизации) избранного и наречённого в Патриарха всея России митрополита Московского и Коломенского Тихона – 21 ноября (4 декабря) с.г. в день Введения во храм Пресвятой Богородицы; 2) благословить ознаменовать день сего торжества целодневным колокольным звоном во всех храмах г. Москвы и тех городов России, в которые придёт к этому дню сообщение о сем торжестве; 3) в прочих храмах Российской Церкви произвести целодневный звон в первый воскресный или праздничный день по получении известия о сем событии; 4) со дня возведения на патриаршую кафедру избранного Патриарха всея России совершать поминовение Его Святейшества (вместо Святейшего Синода) во всех храмах России в такой форме: «О Великом Господине нашем Святейшем Патриархе Тихоне», при многолетствовании же возглашать: «Великому Господину нашему, Святейшему Тихону, Патриарху Московскому и всея России». Приказали: Изложенное постановление Священного Собора Православной Российской Церкви напечатать для исполнения по духовному ведомству в журнале «Церковные Ведомости» 42 и в «Церковно-Общественном Вестнике», а Преосвященному Дмитровскому Иоасафу [Каллистову], для должностных распоряжений, послать указ. Церковные Ведомости. 1917. 46/47 Деяние 47-е Священного Собора Православной Российской Церкви ...В лето от Рождества Бога Слова 1917-е, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, месяца ноября в день 21-й (4 декабря), в Московском Большом Успенском соборе совершается поставление наречённого Патриарха, митрополита Московского и Коломенского Тихона в Патриарха Московского и всея России.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

М.Б. Данилушкин Глава 5. Патриарх Московский и всея Руси Тихон и эпоха Гражданской войны 1. Сведения о жизни Патриарха Тихона до 1917 года По произволению Божьему, восстановление Патриаршества произошло не в период расцвета Российской Империи, когда Патриарший Престол для многих символизировал власть, почести, высокое положение в обществе. К Церкви вернулось Ее исконное право во времена, когда цинично и беспощадно попирались любые права, когда прежде завидный удел Патриарха теперь означал путь мученичества, страданий, горького бессилия перед невиданным произволом, боли за отпавших и бесконечной ответственности за свою измученную, раздираемую Гражданской войной, погибающую Родину. Эту горькую чашу и пришлось пригубить Российскому Патриарху Тихону. Патриарх Тихон (в миру Василий Иванович Беллавин) родился 19(31) Января 1865 года в городе Торопце (тогда Псковской губернии, ныне Тверской области), где отец его всю жизнь прослужил священником. «Город этот тем замечателен, что похож на Москву необычайным обилием Церквей; в маленьком городке Церкви на каждом шагу, все старинные и довольно красивые. Есть в нём и местная святыня, древняя Корсунская икона Божией Матери, известная в русских летописях с самых первых времён христианства на Руси. Жизнь там была крайне патриархальная, со многими чертами старинного русского быта: ведь ближайшая железная дорога была тогда верстах в 200 от Торопца». 173 Василий Беллавин прошёл путь обычный для детей тогдашнего духовенства. Сначала он поступил в Торопецкое духовное училище, затем – в Псковскую Духовную Семинарию. Интересно отметить, что за молчаливый и кроткий нрав семинарские товарищи прозвали юного Василия «Патриархом». 174 Он отличался спокойной, не демонстративной религиозностью и, будучи одним из лучших учеников, охотно помогал всем, кто обращался к нему с просьбами проверить письменную работу или объяснить непонятный урок. Окончив семинарию в числе первых, Василий Беллавин поступает в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, которую заканчивает в 1888 году со степенью кандидата Богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.В. Попов Глава 6. 1904 год § 1. Возвращение Тихона в Соединенные Штаты Северной Америки 28 декабря 1903 г./10 января 1904 г. Отпраздновав в Торопце Рождество Христово, Тихон (Беллавин) в воскресенье 619 отбыл в Германию, чтобы сесть на курьерский пароход компании «Hamburg-Amerikanische Packetfahrt-Actiengessellschaft». 30 декабря 1903 г./12 января 1904 г. В 19 30 на берлинском вокзале прот. Алексий Мальцев и свящ. Василий Гекен встретили еп. Тихона и его келейника Якова Полозова. С Friedrichstrasse Bahnhof путников отвезли в посольство России, где архиерея радушно принял посол фон дер Остен-Сакен Н.Д. 31 декабря 1903 г./13 января 1904 г. В среду Тихон вместе с Мальцевым А. П. отправился из Берлина в Потсдам. Там в Александро-Невском храме русской колонии был отслужен краткий молебен, после которого владыка благословил могильные холмы, в частности, упокоенного настоятеля церкви прот. Иоанна Чудновского. Ознакомившись с бытом и условиями жизни одного из колонистов (Василия Фокина), еп. Тихон и о. Алексий вернулись к часу дня в Берлин. «Побывав затем у Генерального Консула В.А. Арцимовича, бывшего сослуживца Преосвященного по Сан-Франциско, Владыка приготовлялся к предстоявшему служению накануне новолетия всенощной, за которой выходил на благословение хлебов и величание с елеопомазанием. Соучаствовал в служении Владыке, кроме о. Мальцева, еще о. Василий Гекен, справлявший наутро день своего Ангела» 620 . 1/14 января 1904 г. Литургию Василия Великого отправили в посольской церкви еп. Тихон, прот. Алексий Мальцев, свящ. Василий Гекен и диак. Николай Сахаров. «Литургии предшествовал царский молебен по случаю дня рождения Великого Князя Алексия Александровича, а после литургии было совершено молебствие, положенное на новолетие. Кто бы мог думать, что чрез три с небольшим недели займется на Востоке кровавая заря и будут воссылаться «моления во время брани противонаходящих на ны супостатов»! На парадном завтраке Его Сиятельство приветствовал Владыку следующим тостом. «Я желаю, Владыка, воспользоваться настоящим случаем, чтобы поблагодарить Вас от лица графини и своего, равно и от лица всех здесь собравшихся, от всей души за Ваше новое посещение нашей православной общины и служение в нашем русском храме на чужбине и выразить, как отрадно было нам на чужбине получить Ваше Архипастырское благословение! Молим Господа, да оградит Он на суше и на море Ваше обратное следование к горячо любящей Вас Вашей отдаленной пастве и да благословит Он Вашу трудную апостольскую деятельность!» На это Владыка ответил следующим обращением:

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Руины Успенской церкви в с. Сопки требуют срочной консервации ЖМП 11 ноябрь 2018 /  22 февраля 2019 г. 08:40 На малой родине святителя Тихона Через год, 9 октября 2019 года, Церковь будет отмечать 30-летний юбилей прославления святителя Московского Тихона, Патриарха Всероссийского. Три десятка лет — значительный срок. Фактически в Церкви выросло целое поколение верующих, для которых присутствие в сонме московских святителей первого после длительного синодального периода Патриарха, на долю которого выпали многочисленные и тяжелейшие испытания, — нечто само собой разумеющееся. PDF-bepcuя Изучая биографию святителя Московского Тихона, мы обычно обращаем внимание на места его духовного возрастания и священнического служения: духовное училище в Торопце, Псковская семинария, Санкт-Петербургская духовная академия. После принятия монашеского пострига будущий святитель занял должность инспектора и ректора Холмской духовной семинарии. После епископской хиротонии управлял четырьмя епархиями в разных концах Российской империи и за ее пределами (Люблинской, Североамериканской, Ростовской, Виленской) и занимал предварившую избрание на патриарший престол кафедру московских мит­рополитов с должностью действующего председателя Поместного Собора 1917–1918 годов. Но начался земной путь будущего светильника Церкви Русской на Великолуцкой земле — на погосте Клин. Долгое время местом рождения поповича Василия Беллавина считался город Торопец. Однако уже в 2000-е годы с подачи писателя и историка-документалиста Николая Новикова 1 († 2016) архивисты и историографы выяснили 2 , отец будущего святителя священник Иоанн Тимофеевич Беллавин († 1894) получил назначение в тогдашний уездный город, на торопецкий Спасо-Преображенский приход, в 1869 году, когда его младшему сыну Васе исполнилось четыре года. Прежним же местом служения отца Иоанна (с 1848 года) был Воскресенский храм на погосте 3 Клин, который относился к Великолукскому уезду. Здесь и родился будущий святитель, и именно в Воскресенской церкви его крестили 4 .

http://e-vestnik.ru/history/patriarh_tih...

«Я хотел показать патриарха Тихона как человека, а не как икону» — Отец Димитрий, вы много лет исследуете жизнь патриарха Тихона. Сложились ли у вас с ним «личные отношения»? — Я чувствую присутствие патриарха Тихона и в своей жизни, и в жизни других людей, которые любят и почитают его. Сам я всегда молился ему, назвал в его честь своего первенца. Патриарх Тихон очень отзывчив на молитву. Источниковедческая школа Историко-архивного института, к которой я принадлежу, восходит к выдающемуся ученому начала ХХ века Александру Сергеевичу Лаппо-Данилевскому. Он писал, что нужно увидеть человека прошлого, услышать его собственный голос и вести с ним диалог, как с живым человеком. Используя этот подход в своей книге «Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, и его время», я старался показать патриарха Тихона именно как личность, а не как икону или персонажа далеких от нас событий. — Святитель Тихон закончил семинарию в 1884 году, а монашество принял только в 1891. Монашество не было его изначальной мечтой? — У Василия Беллавина была невеста — дочь священника, тоже  Псковской епархии . Когда он уехал учиться в  Санкт-Петербургскую академию , Мария осталась его ждать. А вернувшись, он узнал, что она вышла замуж и уже родила ребенка. Он ни в чем ее не упрекал, спросил только: «Ты счастлива?» Она ответила: «Я счастлива». И через некоторое время он принял монашество. Это монашество было, конечно, не от несчастной любви, а по выбору — он увидел в произошедшем промысл Божий. — Каков был патриарх Тихон как человек? Не по долженствованию, а по сердцу? Какой это был характер? — В издательстве  ПСТГУ  недавно вышел двухтомник, «Современники о патриархе Тихоне», составленный М.Е. Губониным. Оттуда можно узнать, что еще в семинарии одноклассники отмечали его кроткий, совершенно беззлобный характер. Патриарх Тихон был очень искренним, любил людей, умел расположить к себе. Святейший всегда очень тепло общался с духовенством. Это проявилось в ранние годы его архиерейского служения сначала в Америке (1898-1907) и потом в Ярославле (1907-1913) и Литве (1914-1917) — он каждого священника старался узнать лично, пообщаться, каждого утешить и даже материально помочь.  А еще у святителя было отличное чувство юмора.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5795396...

Святитель Тихон, Патриарх Всероссийский Святитель Тихон (Беллавин), Патриарх Московский и всея Руси Святитель Тихон родился 19 января 1865 года в семье сельского священника Торопецкого уезда Псковской епархии Иоанна Беллавина. В миру он носил имя Василий. Детские и юношеские годы его прошли в деревне, в непосредственном соприкосновении с крестьянством и близости к сельскому труду. С юных лет он отличался особой религиозной настроенностью, любовью к Церкви и редкой кротостью и смирением. Когда Василий был еще малолетним, его отцу было откровение о каждом из его детей. Однажды он с тремя сыновьями спал на сеновале. Ночью он вдруг проснулся и разбудил их. «Знаете, – заговорил он, – я сейчас видел свою покойную мать, которая предсказала мне скорую кончину, а затем, указывая на вас, прибавила: этот будет горюном всю жизнь, этот умрет в молодости, а этот, Василий, будет великим». Пророчество явившейся покойной матери отца со всей точностью исполнилось на всех трех братьях. Учился Василий в Псковской Духовной Семинарии в 1878-1883 годах. Скромный семинарист отличался ласковым и привлекательным характером. Он был довольно высокого роста, белокурый. Товарищи любили его. К этой любви всегда присоединялось и чувство уважения, объяснявшееся его религиозностью, блестящими успехами в науках и всегдашнею готовностью помочь товарищам, неизменно обращавшимся к нему за разъяснениями уроков, особенно за помощью в составлении и исправлении многочисленных в Семинарии сочинений. В 1888 году Василий Беллавин, 23 лет от роду, окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию и в светском звании получил назначение в родную Псковскую Духовную Семинарию преподавателем. И здесь он был любимцем не только всей Семинарии, но и города Пскова. Стремясь своей чистой душой к Богу, он вел строгую, целомудренную жизнь и на 26-м году жизни, в 1891 году, принял монашество. На его постриг собрался почти весь город. Постригаемый сознательно и обдуманно вступал в новую жизнь, желая посвятить себя исключительно служению Церкви. Ему, с молодости отличавшемуся кротостью и смирением, было дано имя Тихон в честь святителя Тихона Задонского.

http://pravoslavie.ru/39863.html

H.A. Кривошеева. «В годину тяжкую Богом избранный...» Образ святителя Патриарха Тихона все ярче сияет на небосклоне истории Русской Церкви XX века. Время проясняет масштаб его многотрудного подвига в годы невероятного разгула зла, обрушившегося на Россию. «В годину гнева Божия, в дни многоскорбные и многотрудные, вступили мы на древлее место патриаршее. Испытание изнурительной войной и гибельная смута терзают родину нашу, скорби и от нашествия иноплеменник и междоусобныя брани. Но всего губительнее снедающая сердца смута духовная», «Сколько мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении и особенно в настоящую тяжелую годину!.. Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах российских и предстоит умирание во вся дни» – так сказал о времени своего служения вновь избранный Патриарх Московский и всея России. Вступая на Патриарший престол, от всего сердца умоляет он Господа: «...Даруй же сердце разумное, дабы мудро руководить народом по пути спасения. Согрей мое сердце любовью к чадам Церкви Божией и расшири его, да не тесно будет им вмещаться во мне. Ведь архипастырское служение есть по преимуществу служение любви». На патриаршество митрополит Московский Тихон был избран проходившим в то время Священным Собором Православной Российской Церкви, единственным в то время в стране законным органом, избранным всем православным населением Российской державы. Более двухсот лет пустовал Патриарший престол в России. Спустя несколько дней после интронизации Патриарха Тихона в Московском Кремле, 8 декабря 1917 г. Собором было принято «Определение о правах и обязанностях Святейшего Патриарха Московского и всея России», среди которых говорилось, что Патриарх «имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Российской Церкви», должен «обращаться ко всей Русской Церкви с учительными посланиями и пастырскими воззваниями», «имеет долг печалования пред государственной властью». С первых же дней своего патриаршего служения святитель Тихон обращается с посланиями и воззваниями, которые отличались необыкновенной глубиной постижения происходящих в стране событий, особым свойством, присущим пророческому боговдохновенному слову.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Заявление Святейшего Патриарха Тихона от 17(30).09.1924 г. в Центральный Исполнительный Комитет по вопросам об отношении Православной Русской Церкви к календарной реформе (переходу на григорианский «новый» стиль) Источник Во Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Тихона, Патриарха Московского и всея России Заявление Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету в лице Товарища Председателя своего, гражданина П. Г. Смидовича, чрез митрополита Крутицкого Петра (Полянского) и архиепископа Владимирского Николая (Добронравова) , присутствовавших по Нашему назначению на совещании 21 августа (3 сентября) с. г. угодно было предложить Нам высказаться в письменной форме по вопросу о возможности немедленного введения нового стиля в богослужебный круг Православной Церкви. Вследствие этого предложения считаем необходимым сообщить по затронутому вопросу следующие Наши соображения. Реформа церковного календаря в смысле уравнения его с календарем гражданским хотя и представляет некоторые трудности в согласовании с ним пасхалии и дисциплины постов, однако принципиально допустима. Юлианское летоисчисление не возведено Церковью в неприкосновенный догмат веры, но, связанное с церковным обрядом, допускающим изменения, само может подлежать изменению. Замена юлианского стиля григорианским представляет собой значительные практические удобства для самой Церкви, так как новый стиль принят в гражданский оборот православными странами, и им определяется деловая жизнь и дни отдыха, к которым Церковь приурочивает дни молитвы. Тем не менее немедленное осуществление реформы календаря встречает на своем пути большие затруднения. Во-первых, для закономерного введения нового стиля требуется согласие всех автокефальных Православных Церквей. Православная Церковь есть Церковь кафолическая, состоящая из отдельных независимых Церквей, связанных между собою в неразрывное единство общностью догматов, обрядов и канонических правил. Для сохранения вселенского единства важно, чтобы во всех Православных Церквах возносились одновременно одни и те же молитвы и совершались одни и те же празднества. Сверх того юлианский календарь, принятый во всех Православных автокефальных Церквах, освящен вселенским авторитетом и не может быть изменен церковной властью одной из них, так как эта власть является низшей инстанцией по отношению к авторитету вселенскому. Отсюда вытекает необходимость решения этого вопроса согласным голосом всей Православной кафолической Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

М.И. Вострышев Хроника первосвятительского служения патриарха московского и всея России Тихона. Противостояние русской православной церкви и советского государства (1917 – 1925) 103 1917 год 4/17 ноября. Определение Священного Собора Российской Православной Церкви о высшем управлении Православной Российской Церкви: В Православной Российской Церкви высшая власть – законодательная, административная, судебная и контролирующая – принадлежит Поместному Собору, периодически, в определенные сроки созываемому, в составе епископов, клириков и мирян. Восстанавливается Патриаршество, и управление церковное возглавляется Патриархом. Патриарх является первым между равными ему епископами. Патриарх вместе с органами церковного управления подотчетен Собору. 5/18 ноября. В храме Христа Спасителя жребием из трех кандидатов всероссийским патриархом избран митрополит Тихон (Беллавин). При благовестии ему патриаршества на Троицком подворье он произнес пророческие слова: «Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах Российских, и предстоит умирание за них во вся дни». 7/20 ноября – 20 ноября/3 декабря. Патриарх Тихон отправился в Троице – Сергиеву лавру, где и пробыл до дня своего торжественного возведения на первосвятительский престол. 21 ноября/4 декабря. Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Торжественное возведение на первосвятительский престол (интронизация) в Успенском соборе Московского Кремля патриарха Московского и всея России Тихона. 23 ноября/6 декабря. Служил литургию в храме Христа Спасителя. 26 ноября/9 декабря. Служил литургию в Казанском соборе на Красной площади. 27 ноября/10 декабря. Служил литургию в Знаменском монастыре на Варварке. 2/15 декабря. Послал телеграмму великобританскому послу с просьбой передать королю Англии поздравления по случаю взятия английскими войсками Иерусалима. 3/16 декабря. Служил литургию в храме Николая Чудотворца в Московской духовной семинарии. В середине дня председательствовал на торжественном заседании Общества любителей духовного просвещения, где в числе других выступал по поводу 50 – летия со дня кончины московского митрополита Филарета.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010