Отчёркнуто. С. 47. Л. Д. 229, т. 1. К словам: «Впоследствии он понял, что указание о набатном звоне является опасным и рискованным, так как созыв народа набатным звоном вызвал бы нежелательные эксцессы. Он, Беллавин, при этом подчеркнул, что волнения в Звенигороде были, по-видимому, вызваны таким созывом народа набатом». Отчёркнуто. На полях: «1 24». С. 47. Л. Д. 229, т. 1. К словам: «10) Характеризуя своё отношение к Соввласти в 1918 и 1919 гг., обвиняемый Беллавин показал, что в это время входил в сношения с представителями так называемого Национального Центра (Котляревским и Карташевым) и Тактического Центра (Леонтьевым и Щепкиным) и что он благословил их деятельность, направленную на свержение Советской власти». На левом поле (рядом со словом «Щепкиным»): «Урусов». Подчёркнуто. На правом поле: «18.1.23г. [н. ст.] Они ознакомили меня с их проектом церковной реформы. Я реального значения их плану не придавал. В конце беседы, которая носила чисто информационный характер, я их благословил и пожелал успеха в их трудной работе». С. 47. Л. Д. 229, Т. 1. К словам: «...вследствие чувства обиды из-за нападок на духовенство и, в частности, на него [Беллавина. – Сост.] лично». Подчёркнуто. «Ненужно (??)». С. 48. Л. Д. 109, т. 1. «Указанное воззвание Патриарха Тихона, по признанию обвиняемого Феноменова, носило явно контрреволюционный характер, ссылка же в нем на каноны, характеризующие изъятие церковных ценностей как святотатство, сделана была неправильно». Отчёркнуто. Вопросительный знак. С. 49. Л. Д. 205, т. 1. К пунктам 1), 2), 5). На полях против каждого пункта С. 49. Л, Д. 25, т. 1. К словам: «...т. е. в совершении обманных действий...» Отчёркнуто. Слова: «обманных действий» подчёркнуты. На полях вопросительный знак. С. 50. Л. Д. 275. т. 1. К словам: «...На заседаниях Синода, на котором принималось постановление о благословении Патриархом Карловицкого собора, он не предвидел, что Карловицкий собор будет заниматься рассмотрением, помимо церковных вопросов, и вопросов политических...»

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Гр. Тихон-Беллавин особенно возмущается отнятием у капиталистов фабрик, заводов, капиталов; отнятием у помещиков земли, скота, усадеб; изъятием у буржуазии излишней мебели; вселением в буржуазные квартиры живущих в мрачных и сырых подвалах и на провалившихся чердаках пролетариев; установлением классового пайка, гарантирующего минимальное и, к несчастью, скудное пропитание голодающим рабочим за счёт излишней сытости состоятельных классов населения. Л. Д. 43, об., т. 1. «Но какими бы названиями ни прикрывались злодеяния – убийство, насилие и грабёж всегда останутся тяжкими и вопиющими к небу об отмщении грехами и преступлениями». За эти «преступления» Советской власти Тихон-Беллавин и призывает гнев своего Бога на голову Рабочего правительства. Л. Д. 45, об., т. 1: «Взыщется всякая кровь праведная, вами проливаемая» ( Лк.11:5 ) и «от меча погибнете сами вы, взявшие меч» ( Мф.26:52 ). Это воззвание было распространено тихоновцами не только в пределах РСФСР, но было перепечатано и распространено в стане Деникина, причём так называемое «Русское бюро печати» сопроводило его следующим примечанием: Л. Д. 46, т. 1: «Это послание великого страдальца за православную веру и русскую землю – Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, издано ещё 13(26) октября, в день празднования Лениным и Бронштейном годовщины своего владычества. Л. Д. 47, об., т. 1. Послание это, являвшееся причиной заточения Патриарха, конфисковано большевиками и только теперь по экземпляру, проникшему через Одессу, напечатано в «Вел. России», откуда мы его заимствуем... Таким образом бывший Патриарх Тихон вдохновлял не только контрреволюционные круги, которые ещё гнездились в пределах Советской России, но и далеко за её пределами. Примечание «Русского бюро печати» о том случайном пути, которым обращение бывшего Патриарха будто бы дошло до эмигрантских кругов, впрочем, ни в малой степени не соответствует действительности. Подробное обследование в этом направлении привело к совершенно иным выводам. На самом деле между Тихоном-Беллавиным и вождями зарубежной контрреволюции установилась с первых дней Октябрьской революции тесная и непрерывная связь, не прекращавшаяся, в сущности говоря, ни в один из периодов борьбы белых против Красной Республики.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

263 Корчинский И. K. Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и С.-Американского на крайний север Северной Америки...//АПВ, 1900, т. IV, 21, с. 429. 268 Корчинский И.К. Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и С.-Американского на крайний север Северной Америки...//АПВ, 1900, т. IV, 22, с. 447. 273 Там же. «Когда мы подъезжали к миссии в первом часу ночи (в это время здесь ночью темноты не бывает), при восходе солнца грянул гром и блеснула молния. И так целый час были гром и молния, точно пальба из пушек. Мы заметили с о. Корчинским, что сама природа встречает первого здесь русского православного Святителя. В 2 часа утра мы прибыли в Св. Сергиевскую миссию в Павловское». (Орлов И.Е. Из воспоминаний о Свят. Патриархе Тихоне...//Юбилейный сборник в память 150-летия Русской Православной Церкви в Северной Америке...: В 2 ч. 4.1. Нью-Йорк: Издательская юбилейная комиссия, 1944. С. 168.) 274 «Что касается поведения и исполнения духовенством своих обязанностей, то за немногими исключениями, и то и другое – одобрительно. Исключения падают в Штатах на двух священников из бывших униатов (Гебея и Грушку), а в Аляске – на Кускоквимского миссионера (Орлова), которые дают повод делать им упреки в нерадении, бездеятельности, нетрезвости, нетактичности, иногда в корыстолюбии». [Тихон (Беллавин). Отчет о состоянии Алеутской епархии за 1900й год (РГИА, ф. 796, оп. 442, год 1900, д. 1820, л. 4).] Также см.: Тихон (Беллавин). Православная миссия в Аляске (Сев. Америке) в 1902 г.//АПВ, 1903, т. VII, 3, с. 35–36. 276 Корчинский И. К. Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и С.-Американского на крайний север Северной Америки...//АПВ, 1900, т. IV, 23, с. 466. 278 «...летом и осенью 1900 г. в Аляске прилучилось сильное поветрие гриппа, кори, воспаления горла, легких, унесшее на тот свет весьма многих. Так как туземцы не отличаются здесь крепким здоровьем и в прилунившейся болезни почти нигде не имели медицинской помощи, то во многих местах повымерли чуть не все в селениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

398 Канадский миссионер Иаков Корчинский немало потрудился «по воссоединению униатов с Православною Церковью; здесь же (в Канаде) он положил начало развитию церковно приходской жизни, способствовал постройке храмов и оказывал помощь прихожанам своими медицинскими познаниями». [Из рапорта преосвящ. Алеутского Святейшему Синоду от 26 ноября (ст. ст.) 1901 г. за 155 (РГИА, ф. 796, оп. 182, год 1901, д. 4165, л. 2–2 об.).] 399 Корчинский И. К. Путешествие Его Преосвященства Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и С.-Американского, по Епархии. С. 405. 401 Корчинский И. К. Путешествие Его Преосвященства Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и С.-Американского, по Епархии. С. 405–406. 403 Корчинский И. К. Путешествие Его Преосвященства Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и С.-Американского, по Епархии. С. 406. 404 Александров В. В. Путешествие Его Преосвященства Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и С.-Американского, по Епархии//АПВ, 1901, т. V, 20, с. 422. 409 Президент Мак-Кинли, смертельно раненный на панамериканской выставке в Буффало 28-летним Леоном Чолгошем (Czolgosz L.), скончался в ночь с 13 на 14 сентября (н. ст.) 1901 г. 412 Поучение Его Преосвященства Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и С.-Американского, сказанное в Ситхинском Соборе, в неделю по Воздвижении, 16 Сент. 1901 г.//АПВ, 1901, т. V, 20, с. 420–421. 413 «Успеху православия среди колош препятствует пресвитерианская миссия, центр которой находится в Ситхе. Миссия эта отличается великим задором, располагает немалыми средствами и пользуется покровительством попечителя учебного округа в Аляске Джаксона и теперешнего Ситхинского губернатора». [Тихон (Беллавин). Состояние и нужды Северо-Американской православной миссии. С. 52.] 414 Черепнин Г. П. Путешествие Его Преосвященства Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и С.-Американского, по Епархии//АПВ, 1901, т. V, 21, с. 445–446. 416 Учитель Ситкинской церковно-приходской школы и переводчик Павел Баранов (Ананах) [Официальный отдел//АПВ, 1905, т. IX, 9, с. 182].

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Л. Д. 109. т. 1. Указанное воззвание Патриарха Тихона, по признанию обвиняемого Феноменова, носило явно контрреволюционный характер, ссылка же в нем на каноны, характеризующая изъятие ценностей как святотатство, сделана была неправильно. Феноменов также признал факт созыва им после выпуска воззвания Тихона вторичного собрания благочинных, на каковом собрании им давались инструкции о способах вовлечения широких верующих масс в вынесение протестов противпостановления Советской власти об изъятии церковных ценностей. Л. Д. 217. т. 1. В своём показании от 2 марта 1923 года [н. ст.] он признал также и тот факт, что на священников, в вопросе об изъятии церковных ценностей поступивших не согласно патриаршего воззвания, им оказывалось соответствующее воздействие. Л. Д. 133, т. 1. Допрошенный по вопросу о Карловицком Соборе, обвиняемый Феноменов показал, что контрреволюционный характер указанного Собора ему стал известен из письма митрополита Евлогия [Георгиевского], полученного в январе месяце 1922 года из-за границы на имя Патриарха Тихона... По получении этого письма, по показанию Феноменова, члены Синода, а также члены Высшего Церковного Совета высказали опасение, что решения Карловицкого собора о борьбе за монархию могут вызвать подозрения со стороны власти в реакционности и политиканстве духовенства, находящегося на территории России, и навлечь на последних репрессии. Л. Д. 191. т. 1. Допрошенный на следствии обвиняемый Стадницкий по поводу выпущенного им воззвания к своей епархии признал, что, согласно патриаршего послания, он призывал верующих не выдавать священных предметов – чаш и дискосов, и только через месяц после этого, ознакомившись с церковными канонами, на которые ссылался Патриарх, он узнал, что ссылки Патриарха были неправильны, так как изъятие священных предметов на дело милосердия вовсе не является святотатством Он понял свою ошибку и определенно сознал свою вину. Л. Д. 205, т. 1. Обвиняемый Гурьев , допрошенный по поводу распространения этого воззвания Патриарха Тихона, заявил, что таковое он получил для распространения от архиепископа Никандра [Феноменова] в количестве 10 или 12 экземпляров и роздал по непосредственному указанию самого Патриарха лицам, его посещавшим; в частности, Гурьев признает, что им были переданы воззвания в Нижний Новгород, Ярославль, Смоленск и Витебск.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Слово «преступные» подчёркнуто. Два вопросительных знака. С. 15. Л.Д. 127, т. 4. К словам: «...письма самого Тихона, – с другой, в которых он пишет о том, что «опричники расстреливают нас, как куропаток: за епископом Макарием [Гневушевым], Варсонофием [Лебедевым], о. Восторговым сей участи подверглись (по слухам) А. Андрюшин, [епископ] Ефрем [Кузнецов] 111 и Варжанский А., может быть, их участь лучше, чем нас, оставшихся. Теперь многие из нас бегут к вам, но вы к нам погодите...». Отчёркнуто. С. 15. Л.Д. 197. т. 4. К словам: «...под руководством бывшего Патриарха Тихона...» Слова «под руководством» подчёркнуты. «Откуда это? " ’ С. 16. Л. Д. 67. книга 1 С. Д. К словам: «...должны были быть представлены...» Подчёркнуто. Л. Д. 2 18. т. 15; Л. Д. 220, т. 4. К словам: «Выше, впрочем, было показано, что связь «Святейшего» Тихона с Ставропольским Собором и белогвардейцами была отнюдь не «мысленная», а совершенно реальная, как реальны были и тихоновские благословения». Дважды отчёркнуто. Слова: «а совершенно реальная, как реальны были и тихоновские благословения» подчёркнуты. «Свр. В.» 112 С. 17. Л. Д. 318, т. 4. К словам: «...вёл переговоры...» Подчёркнуто. С. 17. Л. Д. 121.т. 1. К словам: «по признанию». Подчёркнуто. С. 18. Л. Д. 194. т. 4. К словам: «Из объяснения самого Патриарха, таким образом, устанавливается, что он вёл разговоры, не имеющие никакого отношения к религиозным вопросам...» Подчёркнуто, «б». С. 19. Л. Д. 298, т. 3-а. К словам: «Как видно из циркуляра, центральной фигурой, религиозным авторитетом которой цементировалась вся эта контрреволюционная организация, вдохновителем и руководителем ее являлся сам Патриарх Тихон». Отчёркнуто. «Посл.» С. 22. Л. Д. 284. т. 3-а. К словам: «Вот как отвечал Восторгов и иже с ним на воззвание Тихона от 19 января 1918 г., раскрывая заодно истинный смысл той борьбы, которую должны были повести против Правительства эти «дружины пасомых». Отчёркнуто. С. 25. Л. Д. 143. т. 3. К словам: «Доказательства святости этих благочестивых людей, избранных Богом в посредники между небом и землёй, – в нетленности их смертных останков, в сохранении их в своём «свежем» виде, без разложения тканей и нетлении кожных покровов».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Вторая часть моей вины пред Православной Церковью заключается в следующем. Осенью 1922 г. по поручению ВЦУ я читал два публичных доклада. Эти мои злобные, необдуманные и неосновательные выступления были направлены на Святейшего Патриарха Тихона и на его церковно-административных деятелей. В этом поступке я по долгом и тщательном размышлении также раскаиваюсь. Мне, может быть, предстоят притеснения и лишения, но я их благодушно перенесу... Святейший Отец наш! Прости меня, блудного Твоего сына, за моё пребывание на стороне обновленческого раскола, прими меня в своё молитвенное общение (поклон). Прости меня, окаянного, за то, что я признавал беззаконное ВЦУ, лжесобор 1923 г. и обновленческий Синод... Прими меня под своё законное покровительство (поклон) ... Прости меня, многогрешного, за мои недостойные выступления против Твоей Святыни и прими меня с любовию под свой Святительский омофор (земной поклон). Простите меня, ради Пастыреначальника Христа, и вы, архипастыри и пастыри, за мои против вас выступления и своей всепрощающей любовию согрейте и озарите закат моей жизни... Простите и вы, братья и сестры, вы – непоколебимые представители истинного русского благочестия. Помолитесь Господу Богу, чтобы Он, Всесильный, укрепил меня и помог мне противодействовать всем козням диавольским и избавил меня от всевозможных в дальнейшем бед, скорбей и несчастий. Помолитесь, чтобы Господь сподобил меня благочестно дожить остаток дней моих и достигнуть блаженной кончины... Приимите от меня земной поклон (кланяется)за то, что вы своею преданностью и верностью Церкви Православной – вы сохранили драгоценную жизнь Её законнейшего Главы, Святейшего Патриарха Тихона. 1. Архив составителя 2. Затворник А, Обновленцы... Уфа, 1927 Заявление Святейшего Патриарха Тихона в Центральный Исполнительный Комитет по вопросам об отношении Православной Русской Церкви к календарной реформе (переходу на григорианский «новый» стиль) 142 Во Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Тихона, Патриарха Московского и всея России

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Л. Д. 318, т. 4. Следствием было установлено, что в этот же период времени (конец 1918г. – начало 1919г.) бывший Патриарх Тихон вёл переговоры с представителями крупнейших контрреволюционных организаций, известных под именем Тактического Центр 105 и Национального Центра 106 , стремившихся, как это было с точностью выяснено судебными властями, к свержению Советской власти и установлению в России генеральской диктатуры, знаменующей реставрацию капиталистического строя и дореволюционных порядков. Л. Д 117. т. 1. Видные деятели Тактического Центра, в своё время осужденные за свою контрреволюционную деятельность, С. М. Леонтьеву Д. М. Щепкин и С. Д. Урусов информировали гр. БеллавинаТихона о своей преступной работе, получали от него советы и «благословение» вместе с пожеланием этой работе успеха. Л. Д. 121, т. 1. От лица «Национального Центра» в этот же период времени гр. Беллавина-Тихона посещали деятели этой организации С. А. Котляревский и А. В. Карташев, причём эти последние, по признанию С. А. Котляревского, имели с обвиняемым Тихоном беседу о наличии в Москве антисоветской организации, ставившей себе целью борьбу с Советской властью, в целях замены её буржуазно-демократической властью. Л. Д. 194, т. 4. В тот же период времени Тихон находился в сношениях с представителями английского и французского правительств. Первый из них, английский консул Оливер, по словам самого Беллавина, посетил его дважды, передавая будто бы приветствия от архиепископа Кентерберийского. По показаниям же Рене-Маршана устанавливается, что в мае – августе 1918 г. он, Рене-Маршан, и тогда заведующий отделом пропаганды при французском генеральном консульстве граф де Шевильи несколько раз посетили Тихона по поручению французского генерального консула Гренар, как официальные представители французского правительства, что было Тихону известно. Во время этих бесед был затронут вопрос о низвержении Советской власти, восстановлении при помощи чехословаков Восточного фронта и о высадке с севера союзных войск. Патриарх Тихон, по заявлению Рене-Маршана, отнесся вполне сочувственно к плану союзников, заявляя, что он не признает Брестского мира, и на прямой запрос графа де Шевильи, сообщившего о начале военной интервенции против России, ответил, что он «благословляет» последнюю, лишь бы она не закончилась так неудачно, как «бесплодный опыт Ярославского дела». О полученном от Беллавина-Тихона благословении было тогда же сообщено Гренару и протелеграфировано в Париж.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

16 Июня 1923 года Патриарх Тихон (Василий Беллавин) – Л. 52. Машинописная копия, заверенная Е. А. Тучковым 19 июня 1923 г. В левом верхнем углу его рукой помета: “тов. Сталину”. – АПРФ, ф. 3, оп. 60, д. 12, л, 89. Машинописная копия того времени, заверенная Е. А. Тучковым. – PЦXIДHU, ф. 78, оп. 7, д. 172, л. 48. Машинописная копия того времени, заверенная Е. А. Тучковым. В левом верхнем углу его же рукой помета: “т. М. И. Калинину. 20/6. Е. Тучков”. В правом нижнем углу рукописная помета: “Получено из ГПУ. 20/VI. В. ”. Слово “анафемствование” вписано Е. А. Тучковым на оставленное в строке место. – ЦА ФСБ. Особый архив, д. 1780, т. 27, л. 15. Машинописная копия того времени, заверенная круглой гербовой печатью Верховного Суда РСФСР и подписью помощника старшего секретаря Суда Тарасова. – Опубликовано: Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943. М., 1994. С. 280–281. 25–35 Записка председателя Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) Е. М. Ярославского при направлении Политбюро ЦК РКП(б) заявления патриарха Тихона в Верховный Суд РСФСР 19 июня 1923 г. (См. дело 12, документ 39.) 25–36 Предложенный председателем Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) Е. М. Ярославским проект директивы Политбюро ЦК РКП(б) Верховному Суду в связи с заявлением патриарха Тихона 19 июня 1923 г. (См. дело 12, документ 40.) 25–37 Постановление Политбюро ЦК РКП(б) об организации интервью патриарха Тихона “с заграничными корреспондентами”. Из протокола заседания Политбюро 14 от 3 июля 1923 г. Слушали: О Тихоне (т. Зиновьев). Постановили: Поручить т. Ярославскому организовать интервью Тихона с заграничными корреспондентами по соглашению с т. Радеком. – Л. 54. Рукописный подлинник на бланке постановлений Политбюро. Под текстом рукописная помета: “Только для т. Сталина”. В левом верхнем углу карандашная помета: “Не вносится в пр[отокол] П[олит]Б[юро]”. Поэтому в черновом протоколе заседания Политбюро 14 от 3 июля 1923 г. (АПРФ, ф. 3, оп. 1, д. 345) записи этого постановления нет, она перемещена в д. 25.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

За эти «преступления» Советской власти Тихон Беллавин и призывает гнев своего Бога на голову рабочего правительства. «Взыщется всякая кровь праведная, вами проливаемая ( Лк.11:50 ), и от меча погибнете сами вы, взявшие меч ( Мф.26:52 )». Обвинительное заключение... М., 1923 2 . «Не наше дело судить о земной власти; всякая власть, от Бога допущенная, привлекла бы на себя Наше благословение, если бы она воистину явилась «Божиим слугой» на благо подчинённых и была «страшна не для добрых дел, а для злых». Конечно, патриаршего благословения на дела беззакония не могло быть, но и беззаконнующая власть все же Божие попущение. Впрочем, этот оборот речи у Святейшего был не столько выразителем существа Истины, сколько моральным аргументом для обращения к комиссарам с увещанием: «ныне же к вам, употребляющим власть на преследование ближних и истребление невинных, простираем Мы Наше слово увещания: отпразднуйте годовщину своего пребывания у власти освобождением заключённых, прекращением кровопролития, насилия, разорения, стеснения веры, обратитесь не к разрушению, а к устроению порядка и законности, дайте народу желанный и заслуженный отдых от междоусобной брани...» Елевферий [Богоявленский], митрополит. Неделя в Патриархии. Париж, 1933 3 . А вот что говорилось в послании Тихона, приуроченном к первой годовщине Великого Октября. Обращаясь якобы [? – Сост.] к большевикам, он писал: и Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы – и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство. Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью и вместо мира искусственно разожгли классовую вражду... Не России нужен был заключённый вами позорный мире внешним врагом, а вам, задумавшим окончательно разрушить внутренний мир... Во всяком потворстве низменным страстям толпы, в безнаказанности убийств и грабежей заключается дарованная вами свобода... По вашему наущению разграблены или отняты земли, усадьбы, заводы, фабрики, дома, скот; грабят деньги, вещи, мебель, одежду. Вы наложили свою руку на церковное достояние, собранное поколениями верующих людей... Выбрасывая из школ священные изображения и запрещая учить в школах детей вере, вы лишаете их необходимой для нравственного воспитания пищи» и т. д. Этот перечень претензий Патриарха Тихона к Советской власти был поистине бесконечен. ...

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010