Поэтому согласие на запрет " любых форм прозелитизма " - это отказ от своего право-славного самосознания, что для мыслящих себя православными - должно быть немыслимо! А " отказ от униональной политики " РКЦ - это не более, чем протокольный пассаж в заявлении, если учесть перенос кафедры в Киев и открытие общин (вплоть до монастырских, вплоть до времени встречи ПФ и ПК) на территории Левобережной Украины, никогда не бывшей территорией унии - см. об уроках прошлого. В общем - пока " воз и ныне там " и " от перемены мест (слов) слагаемых (встречающихся) - сумма (реалии, жизнь) не изменяется " : католическая церковь остается при своих взглядах, интересах и целях, а Православная - в лице РПЦ - должна оставаться собой (для этого, кстати, нельзя принимать запроектированные документы на запланированном Всеправославном Соборе по причине множества отступлений от церковного Предания и учения, о которых написано много уже и аргументированно, иначе или Православие перестанет быть таковым, или собор с его участниками не будет православным). Господи, вразуми, укрепи, помоги всем нам не потерять Истину и спасение! Дмитрий 22 марта 2016г. 10:17 Ну что ж, идея единения христиан в принципе не нова и прекрасна. Как мы хорошо помним, исходит она из исповедуемого православными Никеоцареградского (т.е. не искажённого никакими изменениями и добавлениями, в т.ч. числе и католическим " филиокве " ) Символа Веры, а, следовательно, единение христиан в нашем понимании - это соборное единство православных как истинных христиан. Войти в лоно истинной Церкви возможно лишь очистившись от всяческих полумодалистских, папацезаристских, синкретических и пр. ересей. Дионисий СПб 25 марта 2016г. 19:34 Полностью согласен. Дмитрий 24 марта 2016г. 06:49 ..Да, и употребление в православном контексте таких понятий, как " теория заговора " или " конспирология " , несколько некорректно, памятуя о содержащимся в христианской эсхатологии учении о тайне беззакония. Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются.

http://bogoslov.ru/article/4871082

Михаил, Пятигорск 26 ноября 2016г. 12:44 Во всех догматических вопросах есть согласие святых отцов Церкви. А это вопрос догматический - христология. Поэтому не выдумывайте никакой " библеистики " , это все протестантские науки. " Должно знать, что Христос воспринял естество, не обладавшее ведением и рабское, ибо естество человеческое в отношении к сотворившему его Богу является рабским и не обладает знанием будущего. Вот почему, по учению Григория Богослова, если разделять видимое от того, что познается умом, то плоть надобно будет назвать и рабскою, и не обладающею ведением. Однако, по причине тождества ипостаси и неразрывного соединения, душа Господа обогатилась ведением будущего, как и остальными божественными знамениями. Ибо как плоть человеческая по своей природе не есть животворящая, плоть же Господа, ипостасно соединенная с Самим Богом Словом, хотя и не утратила свойственной природе смертности, однако, по причине ипостасного соединения с Богом Словом, соделалась животворящею, - мы не можем говорить, что она не была животворяща и не есть всегда животворяща, - так и человеческое естество по своей сущности не обладает ведением будущего; душа же Господа, по причине соединения с Самим Богом Словом и тождества Ипостаси, - как я сказал, - обогатилась, вместе с остальными знамениями Божества, - и ведением будущего . " 27 ноября 2016г. 01:08 К такому выводу пришла новозаветная библеистика. Православной Церкви нет ни какого дела до мнения еретиков-библеисттов, которые находятся вне Церкви Христовой и соответственно толкуют Писание ложно. Все эти исследователи пытаются видеть Христа не как Бога во плоти, а просто как богоносного человека, следуя учению ассирийской церкви востока. Оправдать агноитскую ересь пытаются протестанты и либеральные католики, христология которых всегда имел крен в сторону ереси двух сынов. 27 ноября 2016г. 01:24 А.Чернявский. Проблемы христианского богословия в современном мире и новый богословский язык Пауля Тиллиха//Пауль Тиллих. Любовь, сила и справедливость. М.-СПб., 2015.

http://bogoslov.ru/article/5125696

Комментарии ( 49): иерей Андрей Л. 21 марта 2016г. 16:11 Думается, что эти две точки зрения вполне примиримы: во время Анафоры совершается преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа - невидимое таинственное, сакральное действие Святого Духа, - но совершается оно только в общине верующих, собравшейся для единства со Христом и во Христе именно - вот это нужно подчеркнуть - через совместное приобщение Святых Даров, поэтому при совершении Евхаристии должно быть не просто присутствие молящихся, но и причастие их, иначе это будет почти равносильно совершению Литургии священником в одиночку (ведь представить, что вся малая поместная Церковь, находящаяся в храме, представляет собой собрание " кающихся " , кроме священника - это значит признать, что в данный момент в данном месте Церкви фактически нет: " кающиеся " считаются извергнувшими себя грехами из Церкви, а один человек Церковь - общину - не составляет никогда). Это вопрос работы священника с паствой: объяснять сакральность через общинность, призывать дерзать жить чисто и причащаться часто - тогда проблема, поднятая в статье, будет в их приходе решена не теоретически, а практически. Дай бы Бог! Михаил, Пятигорск 22 марта 2016г. 22:46 1000-летнюю историю Русской Церкви с ее святыми изволите отправить доработку? :) иерей Андрей Л. 24 марта 2016г. 00:08 Простите, Вы о чем? Что, кто-то из святых Русской Церкви говорил-учил чему-то иному? Что Евхаристия не есть " общее дело " (Литургия) собрания верующих - малой Церкви? Что не должно быть причастников на Литургии? Что не должно стремиться чистотой жизни к насколько возможно частому Причащению в общине? Почитайте свт. Игнатия (Брянчанинова), свт. Феофана Затворника, св.прав. Иоанна Кронштадтского - разве они какое-то иное предлагали понимание и отношение к Таинству, приходской и духовной жизни? И еще почитайте у свт. Игнатия об извращениях в современных ему христианских порядках и оскудении благочестии и в миру, и в монастырях, и о том, что " есть старое - доброе, а есть старое худое " - это тоже 1000-летняя история Русской Церкви, причем глазами и устами Ее святых. (И не читайте Синодальных постановлений о ежегодной обязательной исповеди и Причастии, как " христианском долге " - хотя это тоже история Русской Церкви. И, в целом, про контекст речи - что святых, что нет, - который необходимо определяет ее правильное понимание, тоже не забывайте, пожалуйста.) С Богом, Михаил!

http://bogoslov.ru/article/4875122

Александр Полховский 23 октября 2016г. 13:45 Уважаемый о. Петр, спасибо за проделанный труд по переводу этого замечательного трактата. В нем я не нашел ничего, что принципиальным образом отличало бы его от трактатов, вышедших из-под пера православного автора. Большое количество мыслей, напоминающих те, что были высказаны и свт. Феофаном Затворником, и рядом других Отцов. Игумен Петр (Мещеринов) 24 октября 2016г. 14:13 Верно! только такой систематизации ни у кого нет. Андрей Кудрявцев, прот. 25 октября 2016г. 12:18 Очень полезный труд и хорошо, что можно с ним ознакомиться на русском языке. Только я бы не сказал, что " Во многих смыслах это итоговая фигура. ... Терстеген, вобрав в себя традиции древней, средневековой и современной ему церковной мистики, дал в своих произведениях некий «итоговый образец» западной христианской духовности " . Скорее мы имеем дело с исключением, с последним проблеском более-менее чистого богословия среди схоластики и чувственно-эмоциональной мистики Запада. Образ жизни Терстегена (не участие в литургической жизни, которая является практическим выражением богословия, аскетики и мистики той или иной конфессии), его сожаления о наблюдаемой духовной слепоте («Не будь при занятии Писанием неблагоговеен и небрежен, как большинство людей, которые читают Библию без молитвы и жажды души, как будто они просматривают газету или торговые ведомости»), сожаления о погрязшем в схоластике западном богословии («Несомненно: великое неразумие – искать познания Бога и Его истины чрез действование ума… Кто же овладел всей наукой, но не поставил на первое и преимущественное место в своей жизни молитву, исполнение того, что он узнал из Писания, самоотвержение, внутрь-собирание и несение креста, тому вся его учёность совершенно тот не разумеет Писание ни в малейшей степени, он слеп и вождь слепых (Мф. 15, 14), хотя бы все почитали его за высокодуховного, учёного и просвещённого человека. Именно от таких людей, по слову Писания, исходит нечестие (Иер. 23, 15), тяжкие грехи против ближних (Ис. 29, 21), заблуждения (Иер. 10, 21), ереси и раздоры (1 Тим. 6, 3-5), гонения на праведников (Ин. 16, 2-3) и всяческое несчастье для всего мира». Кстати, примечательна здесь ссылка на свт. Иоанна Златоуста. «Спорящие друг с другом церковные партии ищут в Писании свидетельств и доказательств, которые подтвердили бы их особенные концепции и мнения, что чаще всего более вредит, нежели способствует выяснению сущности христианства») подтверждают более исключительность Терстегена для западного богословия, чем его роль вершины западного богослова. Так я понял комментарий о том, что Герхард Терстеген «итоговая фигура».

http://bogoslov.ru/article/5086640

Сервис " телевидение по запросу " предоставляют, как правило, не каналы, а производящие студии. Информационный портал пресс-службы Московской Патриархии " Патриархия.ру " и сайт Отдела внешних церковных связей " Моспат.ру " публикуют официальные видеосюжеты, видеохронику патриаршего служения. На сайте телевизионной студии Данилова монастыря " Неофит " регулярно размещаются ее передачи, которые выходят в эфир на телеканалах " Россия " и " Культура " . Одна из самых востребованных форм православного интернет-телевидения в Рунете – сайты видеоконтента. К ним относятся порталы " Предание.ру " , " ТВ-Спас " (не имеющий административного отношения к одноименному телеканалу) и " Россия Православная " (orthomedia.ru). На них собраны огромные регулярно пополняемые архивы передач, фильмов, видеолекций. " Предание.ру " (predanie.ru) специализируется на размещении обучающих материалов: видеолекций по богословским, религиоведческим и историческим дисциплинам, фильмов об истории православия, святынях и местах паломничества, транслировавшихся в разное время на федеральных и региональных каналах. Видеоматериалы представлены в формате что повышает их качество, но не дает возможности просматривать их непосредственно на сайте: пользователю необходимо выгрузить их на свой компьютер. На сайте размещены не только видео-, но и аудиоматериалы, радиопередачи. Сайт " ТВ-Спас " (tvspas.ru) специализируется на мониторинге российского телеэфира всех диапазонов. На сайте регулярно размещаются передачи, вышедшие в эфир на федеральных, спутниковых и региональных каналах, в которых принимает участие духовенство Православной Церкви или затрагивается православная тематика в различных аспектах. Здесь, например, можно посмотреть выпуски передачи " Православная энциклопедия " , выходящей на канале " ТВ-Центр " , которую ведет протоиерей Алексий Уминский, ток-шоу " Русский взгляд " , выходящее на " Третьем канале " , программу об истории и современности православной Москвы " Москва: мифы и легенды " , которую ведут по очереди священник Валерий Степанов и профессор МДА Алексей Светозарский, и т.д. Есть на этом сайте и собственные видеосюжеты, записанные на крупных церковно-общественных мероприятиях, круглых столах и пресс-конференциях. " ТВ-Спас " предлагает различные технические варианты просмотра размещенных на сайте материалов, но они также требуют частичной загрузки на компьютер пользователя.

http://religare.ru/2_66454.html

Константинополь прав. Ибо сей град есть Новый Рим. ΝΕΑ ΡΩΜΗ Мы исповедуем его веру. Вся ортодоксия- это вера Нового Рима. Даже если ни грека в Царьграде не останется, никакой патриархии не будет или она в другое место перейдет. Все равно Будет Новый Рим(роми) в душах наших. будет Бытие в них истинной веры. Веры Ромеев христиан-ортодоксов. На Афоне говорят " горе тому монастырю в коем послушники будут учить старцев...Грузины тоже старцы между прочим... Андрей Кудрявцев, прот. 09 апреля 2016г. 23:37 Александр, когда цитируете оппонента, не передергивайте, пожалуйста, фразы. История это не журналистика. Вы цитируете меня, и приводите фразу: " Я Вам еще в прошлый раз хотел сказать, что топонимический уродец Русь " . В то время как я говорю о том, что уродцем является " Русь-Украина " . Именно в таком сочетании я говорил. Этот " шедевр " придумал Грушевский, исторические познания которого - притча во языцех. Как закарпатские, так и словацкие русины относят свою историю к Руси, а не Руси-Украины. Это две большие разницы. Алэксандрос 11 апреля 2016г. 02:05 +++В то время как я говорю о том, что уродцем является " Русь-Украина " . Именно в таком сочетании я говорил.+++ Осталось непонятным зачем вы мне это говорили. Ведь я употребил эти топонимы совсем в другом сочетании. Смотрим, что сказал Алэксандрос. " До конца 17-го века Русь( " Украина " ) -это Константинопольский патриархат. " Украина взято в кавычки в скобках, а не написано через дефис. Понимаете разницу? Я между прочим говорил много лет назад, что само название государства Украина -абсурд и надо называться просто Русь, сейчас это реализуется.:) Я был первый с этой идеей. Есть свидетели.:) Я все жду, когда вы либо опровергните либо согласитесь с моим тезисом " РПЦ упразднила автокефалию ГПЦ неканонично своим " экзархатом " . Андрей Кудрявцев, прот. 13 апреля 2016г. 00:19 Александр, между " Русь( " Украина " ) " и " Русь-Украина " разница не велика. Потому, что в любом сочетании та территория, которая была под Константинополем никак не натягивается на то, что называется Украина сегодня.

http://bogoslov.ru/article/4875748

иерей Роман 22 июня 2016г. 12:35 Замечательно! Догматы " экономического богословия " : - не можете одновременно служить Богу и мамоне; - просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя - не отвращайся; - ничем не будьте друг другу должны, кроме взаимной любви; - у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища- делай то же; - горе вам, богатые! Ибо вы уже получили своё утешение; сребролюбие есть идолослужение; - Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто серебра своего не отдает в рост; - слово " моё " должно быть изгнано из Церкви. Аминь. Сергей Макаров 29 июня 2016г. 19:30 Если церковь рассматривать, как экономический институт, то её нужно закрыть. Более неэффективной структуры вряд-ли можно придумать. Церковь существует вопреки, а не благодаря экономике. В основе экономики лежит производство-распределение-обмен-потребление. В церкви - принцип дарения ( " туне приясте, туне дадите " ). Вот и чувствует церковь себя в современном мире весьма неуютно. Потому что не в безвоздушном пространстве, а в пространстве оплаты воды, газа, электричества, налогов и прочих обременений. Или к спонсору на поклон, или " цены " за требы повышать. Обычно фандрайзинг не очень замысловатый. Рискну утверждать, что экономического богословия, также как православной экономики, - нет. Это эклектизм. Есть экономика прихода или епархии, митрополии, и нельзя закрывать глаза на её существование. Но предметом остаётся экономика, а не богословие. У Бога всего предостаточно, а экономика может существовать только в условиях недостатка времени и ресурсов. монах Иоанн (Панкратов), Москва 08 июля 2016г. 17:58 Совершенно согласен с 1 абзацем. Что касается 2-ого, то предметом ЭБ конечно не экономика Церкви, как организации. Для примера приведу несколько вопросов. Можно ли брать " грязные " деньги в качестве пожертвований? Какова степень " грязи " на них в этой связи? (Известен пример из жития свт. Александра Свирского, когда он не взял деньги у человека, который ударил свою мать. В тоже время в книге иерея Владислава Мишина " Храм на Долгих прудах. История храма Владимирской иконы Божией матери в Виноградове и его прихода " прослеживается мысль, что построен он был на день казнокрада, а молились в нем праведники. Мало того, в 1941-45 г.г., там сохранялась голова преподобного Сергия Радонежского). Или, что считать за руководство к определению ростовщика? Законы Моисея? Но в то время не было инфляции и заимодавец давая деньги в долг без %%, даже избавлялся от расходов по сохранению своего имущества. Кроме того, тогда существовала достаточная система обеспечения (см. подробнее напр. А.П.Лопухин " Библейская история Ветхого завета " ). А если, например, инфляция составляет 10% в год, заимодавец дал деньги под 8% годовых, считать ли его ростовщиком? Коме того, до сих пор не сформулированы " Экономические обязанности православного христианина " . Эти и многие другие вопросы должно систематизировать ЭБ и дать на них однозначные ответы с позиции Церкви.

http://bogoslov.ru/article/4932392

[xx] Максим Исповедник, прп. Диспут с Пирром/Диспут с Пирром: прп. Максим Исповедник и христологические споры VII столетия/Отв. ред. Д. А. Поспелов. – М.: Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках, 2004. С. 149 – 151. [xxxi] О богословско-философской терминологии на Западе см., напр.: Grillmeier A. Christ in Christian Tradition. Vol. II. From the Council of Chalcedon (451) to Gregory the Great (560-604). P. I. P. 158 – 159. [xxxv] Против яковитов. С. 167. См. тж.: О свойствах двух природ… С. 88 ; Против яковитов. С. 163, 173, 176 ; Против акефалов. С. 195. Комментарии ( 28): Михаил, Пятигорск 02 июня 2015г. 21:11 Ипостась воплощенного Бога Слова - Иисуса Христа - является сложной - Богочеловеческой - по природному составу, тварно-нетварной. Так учат все свв.отцы Церкви. Симметричная же христология - это несторианская ересь, исповедание Богочеловеческого Лица Христа, образованного из соединения двух ипостасей - Ипостаси Слова и ипостаси человека Иисуса. Михаил, Москва 04 февраля 2016г. 16:39 Все таки непонятно, кто у вас Христос - неизменная ипостась Сына Божия или что-то среднее составленное из ипостаси Божественной и ипостаси человеческой? Верование всей Церкви говорит, что во Христе Спасителе, при двух естествах, едина ипостась, и ипостась Божеская, у вас же словом " Богочеловеческая " что обозначается, некая составная ипостась из ипостаси Бога и ипостаси человека или что то иное, напр. указание на две природы? Михаил, Пятигосрк 05 февраля 2016г. 00:30 Вы о таком понятии как " общение свойств " что-нибудь слышали? Михаил, Москва 05 февраля 2016г. 19:46 Мой вопрос был о ипостаси Христа, а не о свойствах природ и образе их общения в Его ипостаси. Поскольку в вашем утверждении, что " Ипостась воплощенного Бога Слова - Иисуса Христа - является сложной - Богочеловеческой " я увидел некоторе сходство с теми, кто и учит о Христе как ипостаси Божественной и одновременно ипостаси человеческой. Они говорят, что до воплощения ипостась была божественной, а после, изменившись, стала сложной ипостасью Божества и одновременно ипостасью человечества, то есть Богочеловеческой. Вы с ними согласны?

http://bogoslov.ru/article/4560826

  Источники и литература 1. Шмеман А., протопресвитер. Введение в литургическое богословие. — К., Пролог, 2003. 2. П.Л. Гаврилюк. История катехизация в древней церкви/Под ред. свящ. Георгия Кочеткова — М., СФИ, 2001. 3. Зизиулас Иоанн, митр. Бытие как общение: очерки о личности и Церкви. - М., СФИ, 2006. 4. Introduction to the Old Testament (Hebrew Bible) (RLST 145) with Christine Hayes Open Yale Courses website Шмеман А., протопресвитер. Введение в литургическое богословие. — К., Пролог, 2003, С. 147. Комментарии ( 4): Михаил, Пятигосрк 18 февраля 2016г. 20:19 Автор, по-видимому, не понимает, чем отличается Православие от протестантизм. Николай 04 марта 2016г. 12:59 Христианская Церковь расколота. Все церкви: католическая, православная и все протестанские имеют друг к другу претензии, и зачастую имеющие основания. Многие годы, мы, считающие себя христианами, занимаемся выяснением, чем мы отличаемся друг от друга. Правильно, было бы, заняться выяснением, в каждой церкви, чем она отличается от Истинного Христианского Учения. Если мы это честно выясним и уберем из нашей жизни, снова станем Церковью Христа. Автор статьи этим и пытается заниматься. И это дело благое. Автор может быть в чем то не прав, может неправильно структурировать мысль, но действует он в правильную сторону. Оппоненты могут даже конструктивно спорить. но во имя Христа, для созидания Его Церкви. Надо всем должен быть Христос. Дмитрий, Москва 05 марта 2016г. 01:21 +Если мы это честно выясним и уберем из нашей жизни, снова станем Церковью Христа.+ Нет, Николай, не станете, потому что Церковью Христа невозможно стать. Она есть и врата ада не одолеют Ее. В Нее можно только вернуться, или присоединиться к Ней. По поводу самой статьи - список литературы вызывает умиление. Ну какой-то минимальный ценз должен быть на этом сайте? " Кристина Хейз... ссылаясь на другого исследователя Библии Иехезкеля Кауфмана... " От того, что автор сыплет словами вроде " первореальность " и " центральнообразующий " , набор смутных представлений не превратится в серьезный текст.

http://bogoslov.ru/article/4850097

Нельзя допускать пусть даже малые разрушающие элементы, нельзя разрушать традиции, нельзя разрывать симфонию внешних действий и внутреннего содержания. Иначе получается профанация и фальшь. А это путь к развалу. Елена, Москва 19 августа 2016г. 22:12 Алексей, благодарю! Замечательно сформулировали! Это Вам, Екатерина, надо бы сделать, то что советуете другим - а именно поразмышлять как следует. Гвоздев Сергей, Нижний Новгород 11 января 2016г. 14:46 " Греку невозможно находиться на русской службе, если поют не знаменным...Это настолько чужое богослужение, по сравнению с византийским, что ни о каком единославии даже в голову не приходит... " Александр,  в этом вопросе вряд ли стоит полагаться на субъективные ощущения, на психологические аргументы. Объективно литургическое " единославие " определяется не музыкально-эстетическим оформлением богослужения, а его строем и содержанием. Строй в русском богослужении сохранен не менее, чем в греческом, а содержание едино. " современное богослужение РПЦ не имеет ничего общего с традиционным православным " Традиционным то или иное явление становится по факту -  факту своего продолжительного бытия в Церкви (разумеется, при этом не получая церковного соборного осуждения). Несколько веков церковного бытия - достаточный срок, чтобы считать существующий характер русского богослужения полноправной традицией. При этом те или иные конкретные элементы вполне могут быть признаны несоответствующими традиции и исключены из богослужебного употребления - отдельные неиконные или неканонические изображения,  " козлогласования " и т.д. Но только с рассуждением и разбором конкретной ситуации. Алэксандрос 12 января 2016г. 01:51 +++Александр, в этом вопросе вряд ли стоит полагаться на субъективные ощущения, на психологические аргументы.+++ Я не только свои на субъективные ощущения опираюсь а на хладнокровный рассудительный анализ фактов +++Объективно литургическое " единославие " определяется не музыкально-эстетическим оформлением богослужения, а его строем и содержанием. Строй в русском богослужении сохранен не менее, чем в греческом, а содержание едино.+++

http://bogoslov.ru/article/4797445

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010