Михаил также уверен что на Руси причащались только так как написал он, и к сожалению не знает когда появилось последование ко причастию, когда появилось книгопечатание. Вероятно это мы просто не знаем что на Руси до появления последования ко причастию, оно 600 лет существовало в каждой избе на берестовых грамотах, его просто не раскопали ещё (а уж акафисты то были ещё на скрижалях и скоро их обнаружат). Виталий, Краснодар 30 марта 2016г. 08:07 " Подготовка - это полный суточный богослужебный круг, пост от 7 до 3 дней (для больных может быть сокращен до одного дня), прочтение молитв - 3 канона и Последование, акафист по желанию, обязательная исповедь и натощак. Вот такие пироги, батюшка. И так было на Святой Руси всегда " . Кто вам такое сказал? На момент крещения Руси даже в Византии такой практики не было, она установилась на пару веков позднее, причем исключительно в монастырях. Многодневный пост перед причастием в русской практике был закреплен в конце XVII века. Три канона и акафисты вообще к Евхаристии прямого отношения не имеют, они приняты как подражание иноческому ежедневному келейному правилу. Логично, что вся эта система подготовки была введена при практике редкого причащения. Если причащаешься несколько раз в год, то будь добр, читай каноны с акафистами. Но " несколько раз в год " - это не норма православия, а отклонение от нормы. Михаил, Пятигорск 30 марта 2016г. 21:31 Такова 1000-я практика Русской Православной Церкви, хотите вы этого или нет. Так нам передано от отцов. Так причащались и Новомученики. И мы так же поступаем. Так что " америку " открывать не надо. Вы не умнее и не святее отцов. И чем чаше христиан причащается, тем он должен больше и лучше готовиться, а не наоборот. Виталий, Краснодар 31 марта 2016г. 22:31 Далеко не тысячелетняя. Поделите минимум на два. Может почитаете что-нибудь по исторической литургике Михаил, Пятигорск 03 апреля 2016г. 13:27 Я преподавал литургику, если что :) Именно тысячелетняя. На Руси с Крещения(10 век) причащались три раза в год - по все посты. Когда в 12 веке был установлен Успенский пост, стали причащаться четыре раза в год.

http://bogoslov.ru/article/4875122

За истекшее с Архиерейского Собора 2016 года время скончались наши собратья-архиереи: находившиеся на покое архиепископ Гавриил (Стеблюченко, †20.05.2016г.), митрополит Феодосий (Процюк, †28.05.2016г.), архиепископ Мелхиседек (Лебедев, †08.06.2016г.), архиепископ Амвросий (Щуров, †08.11.2016г.), митрополит Нифонт (Солодуха, †22.03.2017г.), архиепископ Николай (Грох, †17.06.2017г.). Скончались пребывавшие на кафедрах до своих последних дней архиепископ Берлинский и Германский Феофан (Галинский, †11.09.2017г.) и митрополит Нежинский и Прилукский Ириней (Семко, †23.09.2017г.). Пропоем почившим " Вечную память " . Русская Православная Церковь объединяет 303 епархии, то есть на 10 больше, чем в 2016 году и на 144 больше, чем в 2009 году. Епархий больше, чем правящих архиереев, поскольку некоторые епархии в Дальнем зарубежье находятся в управлении архиереев других епархий или викариев Московской епархии, к примеру Венская или Гаагская. Созданы 3 митрополии: их число достигло 60 . Статистика по числу духовенства и храмов подводится в первые месяцы каждого года, в связи с чем я представлю данные на начало текущего года. Работа по совершенствованию статистики, которая ранее велась в российских епархиях, частично охватила и другие страны канонической территории, а также заграничные епархии и приходы. В частности, были скорректированы данные некоторых епархий, которые ранее при подсчетах не различали штатных и заштатных клириков. Эта скрупулезная работа продолжается. На нынешнем ее этапе мы располагаем следующими сведениями: штатное духовенство Русской Православной Церкви состоит из 39 414 клириков, включая 34 774 штатных пресвитера и 4 640 диаконов. За год штатное духовенство приросло на 521 клирика. Это стабильное в последние годы значение показателя роста числа духовенства. Если же говорить о суммарном числе штатного и заштатного духовенства, то оно составляет более 40 тысяч клириков. В Русской Православной Церкви 36 878 храмов или иных помещений, в которых совершается Божественная литургия. Эта статистика включает в себя данные по дальнему зарубежью и соответствует годовому росту в 1 340 храмов.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Протоиерей Илия Тетерько 27 марта 2016г. 21:13 А служить повсеместно утреннее богослужение вечером, а вечерню с утра (в Великом Посту с Литургией Преждеосвященных Даров) тоже Дух установил через отцов? Тем более практика Русской Церкви - это всего лишь её практика, тем более нововведённая. По вашей логике тогда Отцы-каппадокийцы - лютеране? Они не знали Петрова, Успенского, Рождественского постов, не читали каноны и акафисты перед причастием и даже (!) не постились во всю пятидесятницу!!! И не делайте из " Святой Руси " идеал и венец Православной веры. И не путайте Православие с многообразием церковных традиций на протяжении почти 2000-летней истории Церкви. Михаил, Пятигорск 28 марта 2016г. 22:29 Разумеется. Потому что трудно не вкушать пищи и не пить воды с получи до вечера следующего дня. Так как по канонам причащение строго натощак. Утреню же совершать с вечера допускает даже Типикон в некоторых случаях. А вот чтобы утреня совершалась после восхода солнца - такового в Типиконе нигде нет, это явное и грубое нарушение Устава. Причем тут отцы-каппадокийцы? Вы что в V век живете? Предание оно передается последовательно от одного поколения христиан к другому, без перескоков. И вы не умнее и не святее наших отцов, которые вообще говоря - Новомученики и Исповедники. Что они нам передали, то мы неизменно храним. Какие вопросы? :) Кстати, Петров пост был всегда - это самый древний христианский пост. Святая Русь - это действительно идеал служения Богу. Лучше пока еще никто не придумал и не придумает. А обновленчество нам не нужно, мы второй раз на одни и те же грабли не наступаем. Обновленчество осуждено раз и навсегда в лице Святейшего Тихона и Новомученников. Протоиерей Илия Тетерько 29 марта 2016г. 23:02 М-да,.. Комментарий сродни: " Господи, благодарю Тебя, что я не такой, как прочие человецы... " Виталий, Краснодар 31 марта 2016г. 06:55 " Кстати, Петров пост был всегда - это самый древний христианский пост " . Это не так. Самый древний пост - предпасхальный, ставший со временем Великим. А Петров пост, изначально не связанный с именами апостолов, возник примерно в III веке, и считался компенсацией для тех, кто не имел возможности соблюдать Великий. Следовательно появился он после того, как предпасхальный пост перестал восприниматься как предкрещальный. Первое упоминание о посте после Пятидесятницы содержится у Ипполита Римского:

http://bogoslov.ru/article/4875122

О лингвистике и ассоциациях уже говорили - видно, что Вы " очень хорошо " понимаете вопрос; о Предании теперь знаете, но о политике уже не расположен с Вами говорить. Мне и так уже сделали замечание, что я недостаточно кратко выражаюсь)) Прощайте Михаил, Пятигорск 02 декабря 2016г. 09:54 Ну, если вам кажется, то молитесь, чтобы не впасть в бесовское обольщение. В Церкви самое главное - это традиция. А вы по гордыне ею принебрегаете. Но это ваши проблемы и нам их не навязывайте. Хоршо? :) Виталий Мигузов, Воронеж 03 декабря 2016г. 13:17 Михаил, традиций в церкви громадное количество, а вот Писание и Предание - одно. Так что Вы явно заблуждаетесь в том, что//В Церкви самое главное - это традиция.// Михаил, Пятигорск 05 декабря 2016г. 11:37 Традиция - это есть неотъемлемая часть Священного Предания. Виталий Мигузов, Воронеж 05 декабря 2016г. 16:03 Михаил, с этим флагом предлагаю сходить в ближайший к Вам старообрядческий храм. Вы сразу выясните что диким образом нарушаете традицию наших святых отцов прп. Сергия Радонежского, Нила Сорского и.т.д и.т.п. 1. Если приход более менее терпимый, то Вас бабульки не выкинут сразу ввиду того что Вы вошли через общий вход (я так чуть не вляпался, когда 20 лет назад приехал в отпуск в Ессентуки и на престольный праздник Покрова решил сходить в храм где меня крестила и венчала бабушка. Я не задумываясь думал войти в него как и помнил, точно так как меня водила туда ребенком бабушка. Но слава Богу, совершенно случайно перед выходом из дома меня предупредила об этом парализованная мама). 2. Но после того как Вы подойдете к иконе праздничной, и сделаете всё как в традиции Вашего прихода - Вас братья выкинут из храма, это точно. 3. Если же Вы войдете в храм как и положено во вход предназначенный только для мужчин и особо привилегированных сестер - уверяю, Вас выкинут сразу, если Вы не сделаете в определенном порядке земные поклоны иконе и обернувшись - народу. Меня не выкинули по уважению к моей покойной бабушке, когда я при поклонах подручник клал под колени, а не под руки и голову. Михаил, Вы знаете что такое подручник?

http://bogoslov.ru/article/4922459

+++Андрей Кесарийский цитировал Ареопагитики минимум спустя несколько десятилетий после Севира,+++ Да конечно кесарийский. опечатка. Но сочинения Севира в которых цитаты из ареопагитик датируются 518 а толкование Андрея на апокалипсис где тоже цитаты из ареопагитик датируются 520 годом. Так что о десятилетиях инфа устаревшая. Χωρα των κειμνων αυτν βρσκονται για πρτη φορ στα συγγρμματα του μονοφυστη Σεβρου πατριρχου Αντιοχεας (512- 518 ), καθς επσης και στο «Υπμνημα στην Αποκλυψη» του Ανδρου Κασαρεας (520) Виталий, Краснодар 23 марта 2016г. 12:09 Моё православие здесь не обсуждается. У вас какие-то свои критерии. Богословие Попова тоже. Принадлежность Ареопагитик Дионисию определяется историческим методом. Кстати, толкование Апокалисиса Андреем Кесарийским традиционно датируется, в лучшем случае, второй половиной VI века. Откуда у вас дата 520 год? Но вопрос, собственно, не в этом. Ареопагитики явно не творение первого века. И не второго... И не третьего... В крайнем случае, четвертого. Но вряд ли. Михаил, Пятигорск 26 марта 2016г. 10:06 Если для вас Св.Церковь - не авторитет, которая в своих богослужебных текстах называет сщмч. Дионисия Ареопагита учеником апостола Павла и " списателем чинов ангельских " , то вам уже ничто не поможет. Виталий, Краснодар 30 марта 2016г. 07:53 Богослужебные тексты не канонизированы. Не всегда они являются голосом Церкви. Потому что их составление зачастую носило стихийный и неподцензурный характер. В данном случае в тексте службы отражена распространенная традиция своего времени, приписывавшая Ареопагитики Дионисию. Но это вопрос к патрологам, изучающим творения отцов, а не к поэтам, писавшим стихиры. Мы имеем текст Ареопагитик, и совершенно очевидно, что такой текст не мог быть написан в первом веке. Слишком много там от пятого и шестого. Михаил, Пятигорск 30 марта 2016г. 21:25 Богослужебные тексты являют нам истинное и неповрежденное православное вероучение по свт. Игнатию (Брянчанинову). Церковь не может на протяжении веков лгать своим чадам, так как только она единственная является " столпом и утверждением истны " . Церковь живет Священным Преданием, а не научным. " Научного предания " в Церкви никогда не было. Если вы не верите Церкви, то вы и не христианин.

http://bogoslov.ru/article/4870531

Учитесь, друг мой :) Виталий, Краснодар 05 апреля 2016г. 07:26 Предлагаете вернуться к этой сомнительной практике? И всё же речь не совсем об этом. Подготовка к причащению в X веке была несколько иной. Не было нынешнего последования, например. Виталий, Краснодар 05 апреля 2016г. 07:36 У вас Русь просто страна новаторов, которые стали придерживаться практики, которая в Византии возникла только через несколько столетий. Виталий, Краснодар 05 апреля 2016г. 08:13 Михаил, я не знаю, по каким источникам вы заключили о трехкратном причащении в древней Руси. Почитайте " Вопрошания Кирика Новгородца " , которые изучают в семинариях. Там Нифонт цитирует правило святого Тимофея Александрийского о том, что если верный станет бесноватым, при условии того, что он не хулит тайны, ему достаточно причащаться раз в неделю. Там же говорится о епитимье - отлучении от причастия на месяц. Это епитимья, заметьте, а не " тысячелетняя практика, переданная от отцов " . Митрополит Киевский Иоанн II в конце XI века говорит о причащении в праздники и во все воскресенья Великого поста. Он перечисляет более 20 дней причащения в год. Симеон Новый Богослов (кстати примерно период крещения Руси): « А кто все это делает (приносит должное покаяние) и в воздыханиях и в слезах совершает течение жизни своей, тот и весьма достоин быть причастником Божественных таин, и не только в праздник, но и каждодневно и даже – хотя и дерзновенно скажу – с самого начала покаяния и обращения своего». Т.е. минимум в праздники причащались, никакого ограничения постами и в помине не было. Симеон Солунский в XV веке пишет: «У кого довольно силы и внимания, такой пусть приступает к причастию Христову чаще, даже, если можно, и каждую неделю, особенно же люди престарелые и немощные, ибо в сем общении – наша жизнь и сила». Так что норму трех-четырехкратного причащения вы выдумали сами. Изучайте литургику, Михаил. Гвоздев Сергей, Нижний Новгород 09 апреля 2016г. 20:34 " Я преподавал литургику "  Значит, Вы готовили определенный курс лекций по литургике. Если не секрет - скажите, какую литературу (каких авторов) для этого Вы использовали из области исторической литургики и общецерковной истории?

http://bogoslov.ru/article/4875122

удостоверении в истинности чудес, высшею церковною властью составляется определение о причтении прославляемого чудесами подвижника к лику святых» (Прот. Петр Смирнов. Прославление святых в Церкви христианской православной. СПб, 1903. С. 85­–86). Протоиерей Илия Тетерько 20 февраля 2016г. 15:12 Заглядывая в минеи, мы видим бесчисленное количество святых - большинство из них не являются чудотворцами. Не чудеса делают святым, а жизнь ЧУДНАЯ и христианская! Святой атаман Петр явил такую жизнь. протоиерей Олег 22 февраля 2016г. 18:55 Отче, в минеях бесчисленное количество мучеников, при канонизации которых чудеса не требуются, для Церкви важно, что они отдали жизнь за Христа. (Хотя это вовсе не означает, что при обращении к мученикам чудеса не происходят). Что же касается прославления преподобных и праведных, то чудеса - критерий обязательный. И вовсе не потому, что они делают человека святым, а потому что прославляет подвижника Сам Господь, и чудеса - это Его знак нам. Протоиерей Илия Тетерько 23 февраля 2016г. 21:59 " Отдали жизнь за Христа " , " отдали жизнь Христу " , по-моему, это синонимично. Мне кажется мы ушли от евангельского-апостольского и раннецерковного понимания святости и пытаемся рассуждать о том, кто " достоин " называться святым, в категориях западного богословия. Андрей Кудрявцев, прот. 23 февраля 2016г. 15:26 По моему глупому мнению связывать святость того или иного человека с непременными внешними явлениями - исключительно рационализм, схоластика. Есть разная традиция о необходимости тления или нетления мощей. Дух вообще-то дышет где Сам хочет. Обязывать Ему делать чудеса несколько дерзко. Но я о другом. " М. Колчин передает услышанную им в монастыре легенду о Кальнишевском. После длительного заключения кошевого вдруг якобы выяснилось, что узник — невинный страдалец. Поэтому царь, освободив его, захотел хоть чем-нибудь вознаградить атамана казаков за перенесенные муки и велел спросить у него, чего он хочет себе в награду. — Стар я стал, — отвечал Кальнишевский, — мирские почести меня не прельщают, богатство мне не нужно, не прожить мне и того, что у меня есть, одна у меня забота: приготовить себя к будущей жизни, а нигде я этого не сделаю так хорошо, как в сей святой обители; потому первая моя просьба дозволить мне дожить свой век в Соловках, а вторая просьба, если царь-батюшка хочет меня пожаловать, пусть он прикажет выстроить для преступников настоящую тюрьму, чтобы они не маялись, как я, в душных казематах крепости.

http://bogoslov.ru/article/4840241

Ваш комментарий, Александр, говорит скорее о не компетентности в данном вопросе. Вести диспуты на богословские темы лучше имея что-то кроме " собственного мнения " и на канонические права лучше ссылаться цитатой. Что касается, творчества Крылова, то тут уместнее басня " Мартышка и очки " , особенно её окончание. " К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, — цены не зная ей, Невежда про нее свой толк все к худу клонит; А ежели невежда познатней, так он ее еще и гонит. " Александр Грим 12 февраля 2016г. 12:12 Как Вы прокомментируете слова Патриарха Алексия о канонизации Ушакова? протоиерей Олег 13 февраля 2016г. 18:15 Тот факт, что Патриарх Алексей в своей речи ничего не сказал о чудесах, еще не означает, что их не было. Приветственное слово на торжествах – это особый жанр. Патриарх, как и любой человек, давая оценку какому-либо явлению, может остановиться на том аспекте, которой его в настоящий момент волнует больше всего. И нечего удивляться, что Святейший владыка сказал именно о сочетание личной праведности и ревностного служения Отечеству в жизни Федора Ушакова. Все это не отменяет серьезнейшего исследования биографии праведника, чудес, народного почитания, которое проводила перед его прославлением Синодальная комиссия по канонизации святых, результаты которого потом были переданы в Синод. Алэксандрос 15 февраля 2016г. 01:27 А какие вопросы к Ушакову? Православный стратилат. Он православную иерахию восстановил на ионических островах. Первое его деяние после взятия... Виктор Белкин 15 февраля 2016г. 18:11 Уважаемый Александр, с праздником Сретения Господня! Так же как и Вы, я ничего не знал о том, были ли чудеса до прославления праведного Феодора Ушакова, и посмотрел в поиске в интернете. Вот что нашлось на поверхности. Приветственное слово патриарха Алексия II было адресовано участникам торжеств прославления праведного Феодора Ушакова как местночтимого святого Саранской епархии, среди которых на особо почетном месте находились командующие военно-морскими силами России и Украины и губернаторы, были и многочисленные военные моряки. Можно думать, что большинство из них в то время (2001 г.) еще не имело большого церковного опыта и веры чудесам.

http://bogoslov.ru/article/4840241

Повторю, зилоты знаменного распева пусть живут, как им хочется, только бы не навязывали свои стандарты всем и не дерзали осуждать путь, избранный Церковью со времени приснопамятного патриарха Никона. Алексей Кантер, Москва 25 января 2016г. 15:55 Безполезно убеждать тех, кто не хочет быть убежден. Кафизмы " по псалму на " Славу " , всенощные за полтора часа, композиторские рулады, канон " на раз " , " аще изволит настоятель, творим беззаконие " , - замечательные образчики " современной " молитвы. Да, любителей этого безобразия тысячи. Но страшно должно быть тем, кто, облачаясь в священные ризы, продолжает убивать наше богослужение, ошибочно полагая, что это ему сойдет с рук. Читайте Апостол, что там написано о служении " по чину " ? Алэксандрос 12 февраля 2016г. 03:23 Только так, дорогой , только так! У греков закон официальный государственный. в храмах только по византийски пишут иконы и фрески...Если в Греции где то видите " фряжские иконы " это старые с времен баварской фактически оккупации... а так закон. Только Византия... Я когда писал работу одну написал про случай когда у русской диаспоре митрополит говорит " я сам сторонник древней иконописи, но так как есть и сторонники реалистической то не буду издавать указ, чтоб писать только в древнерусско-византийском духе " ...Греки страшно удивились. Почему он так поступил? " Конечно надо было издать указ, чтоб только по древнерусски византийски писать! " воскликнули все.... Дмитрий, Москва 27 января 2016г. 21:53 Вообще-то греки восстановили у себя византийское пение и ничего, вроде всенощная не 5-6 часов. Конечно, заголовок " радикальный " , вернуться в прошлое невозможно, но наклеивать ярлыки вроде " старообрядчества " и " зилотов " на сторонников знаменного пения тоже несправедливо. Арсений, Калуга 10 февраля 2016г. 21:05 А по-моему, отец Максим, пафос статьи совсем другой. Автор призывает вернуть не старую форму, а попытаться стать столь же искренними в вере, какими были наши средневековые предки. Барокко оглушило и ослепило нас, мы стали нечуткими к стилю веры, и речь идёт о том, что надо думать, как вернуть себе слух и зрение. Я не увидел здесь призыва к " реформам " .

http://bogoslov.ru/article/4797445

Алэксандрос 15 марта 2016г. 12:38 Кто бы ни был автор Ареопагитик его писания имеют абсолютную церковную рецепцию, начиная с прп.Андрея Критского, прп Максима, св.Григория Паламаса и т.д. Все разговоры " православных " венгерский ученных о " еретике " могут быть только свидельством личного неправославия таких ученных. Сердцем вряд ли был автор ареопагетик. Его греческий совершеннен и трудно понимаем. Писал носитель языка. Грекоязычные синицы Феодорит, Дамаскин при том, что знали греческий в совершенстве пишут легкопонимаемые тексты. То же самое и сириец Златоуст. Там где труднопонимаемые сложности там всегда автор природный грек. Михиал, Пятигорск 15 марта 2016г. 22:31 Вопрос не о рецепции, а о том в каком веке написан был корпус. Если в 1-м, то все это - апофатика, строгая иерархия, таинства и проч. - изначально присущи Церкви, если в 6-м, то это " поздние наслоения " . Поэтому первыми критиками авторства Ариопагитикум были именно протестанты. А потом и модернисты из православных поддержали. Виталий, Краснодар 17 марта 2016г. 08:45 Церковь слыхом не слыхивала до VI века ни о каких Ареопагитиках, пока их откуда-то не извлекли монофизиты в качестве средства полемики с халкидонитами. Любой семинарист знает, что это не писал Дионисий. Во всех семинарских курсах по патрологии Дионисий не помещается среди мужей апостольских. Максимум, что можно допустить, что некоторые богословские идеи священномученика нашли отражение в этом позднейшем тексте, но этому нет ни одного исторического подтверждения. А то, что такое сочинение не могло быть написано в I веке, совершенно очевидно. Нет у него ни одной точки соприкосновения с писаниями мужей апостольских ни по форме, ни по содержанию. Евсевий Кесарийский, писавший про Дионисия, ни словом не упомянул о каких-либо его сочинениях, хотя он упоминал несколько трудов, написанных древними авторами и не дошедших до нас. Так что протестанты с модернистами тут ни причем. Просто история с богословием. Алэксандрос 17 марта 2016г. 23:02 Дионис был " извлечен " удивительным образом в одно и то же время и монофизитом Севиром и православным св.Андреем Критским. Не стоит с таким апломбом цитировать как истину в последней инстанции дореволюционные русские источники. Из за таких вещяемых ими " истин " и революция попущенна была..

http://bogoslov.ru/article/4870531

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010