Жених – мужчина, сговоривший себе невесту, или сговорённый с невестою; «суженый, зарученный, иногда и обрученный» 125 . В. Даль говорит о невесте: «...девица, вдова или разводка, сговоренная замуж; обычно разумеют девицу» 126 . Русское народное творчество называет невесту княгиней «первобрачной» 127 , а жениха – «первобрачным» князем 128 . Невестить девицу, значит сватать её; невеститься – молодиться, красоваться. «Всякая невеста для своего жениха родится... Кому невеста годится, для того она и родится» 129 . Эту народную мудрость можно выразить богословским языком. Господь, создавший первую супружескую пару в раю, в дальнейшем устанавливает, можно сказать, «закон, что и во все последующие века вселенной для одного мужчины таинственно творится Промыслителем жизни – Богом одна женщина» 130 . В.И. Даль, составитель Словаря, отмечает: «В деревнях, где нет особых свах, сват и сватья крестные родители жениха, или дядя и тетка, они и сватают» 131 молодых. «Велика роль сватов в свадебном обряде. Сватами посылали самых уважаемых людей: «Холостова сватать не посылают» 132 . Сват, сватья – «родители молодых и их родственники друг друга взаимно зовут сватами». Есть такая поговорка: «Кто на Казанской женится, счастлив будет. 22 октб.» 133 . Главная добродетель благоверных супругов – сохранение благой верности и преданности друг другу до гроба. Господь говорит о браке: «Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мф.19:5–6 ). Единство мужа и жены подобно единению Христа и Церкви, как об этом говорится в Апостольском чтении в Таинстве венчания ( Еф.5:20–33 ). В преддверии свадьбы «родители особенно много молятся и вместе с детьми и отдельно о счастливом браке, о благословении Божием» 134 . В Библии говорится, как Рагуил, отпуская свою дочь, вышедшую замуж за Товию, сказал ей: «Почитай твоего свекра и свекровь; теперь они – родители твои; желаю слышать добрый слух о тебе» ( Тов.10:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Жизнь супружеская, семейная есть жизнь пророческая, в отношении к раскрытию воли Божией супругов, друг о друге и – о детях; и жизнь мученическая, в отношении терпения друг друга, «ношения немощей друг друга»... Оттого среди церковного таинства брака поются тропари о пророке Исаии и о святых мучениках, «страдальчествовавших и венчавшихся». От этого и само венчание брачующихся венцами. Это – не «обряд», но символ реальный Церкви, который должен стать реальной действительностью Ее. Благословение Церкви есть закваска, которую Церковь кладет в мир, в человека, в супружество, в пищу, во всякое земное дело верующей души... Церковный брак – жизнь «малой церкви» Твоей – только там совершается в Истине, где супругами, – хотя бы одним, – принята божественная закваска Твоего, Господи, нетленного Брака с Церковью. И причастниками Тела и Крови Твоих бывают не те, которые лишь плотски вкусили Таинство, но которые всем существом своим воистине восприняли божественное семя Жизни. Благословенный брак и всякое истинное единение, на сей земле, тяготеет к своей Тайне: к жизни не по плоти… Ибо понимают верные Богу, что время коротко, «так что имеющие жен должны быть как не имеющие» ( 1Кор.7:29 ), «и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся, ибо проходит образ мира сего». Созерцание девятое «И Дух и Невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит и желающий пусть берет воду жизни даром» ( Откр.22 ). «И Дух и Невеста говорят: прииди»... «И слышавший да скажет: прииди» ( Откр. 22 ). Я слышу, Господи, как сердце мое – и помимо грешной воли моей – взывает и поет к Тебе: «прииди!» Если кто тоже слышит этот тонкий и мирный глас и тоже ждет пришествия Твоего, когда бы ни свершилось оно, ему будут понятны мои слова, и он не осудит меня за их немощь; за то, что в возможной простоте я хочу наметить путь неумопостигаемого познания. Ничтожно слово мое... Твое же глубоко, как вечная жизнь. Соль Слова Твоего – логика будущего. Истинная философия земли, оголенная Словом, убирает камни с пути госпожи своей, – Твоей, Господи, славы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

«И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею...» ( Быт. 1, 28 ). Брачный союз, при заключении которого, по творческому предначертанию, два образуют одну плоть, есть тайна. При честном отношении к браку мужа и жены духовно-нравственная близость их друг к другу становится столь высокой, что св. апостол Павел указывает на нее как на некоторое подобие союза Христа с Его Церковью: «Оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» ( Еф. 5, 31–32 ). Брак же как таинство, есть установленное, по воле Божией, в Церкви священнодействие, в котором чрез священнослужителя подается брачующимся благодать, содействующая им в достижении всех целей брака и освящающая их брачный союз. Что таинство брака действительно было установлено еще при святых апостолах видно из слов св. апостола Павла: «Жена связана законом, доколе жив муж её; если же муж её умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» ( 1Кор. 7, 39 ). Св. Игнатий Богоносец , имея в виду эти слова Апостола, говорит совсем ясно: «Надлежит желающим жениться и выходящим замуж творить брак с ведома епископа, чтобы брак был о Господе». Вопрос : В чем состоит совершительная часть «последования венчания»? Ответ : После молитвенного обращения к Богу о сочетании брачующихся и венчании их в плоть едину, совершитель таинства (обычно священник, редко епископ) возлагает на них венцы с произнесением слов: «венчается раб Божий (или раба Божия) рабе Божией (или рабу Божию) во имя Отца и Сына и Святаго Духа» и вслед за этим благословляет их трижды, трижды же возглашая краткую молитву: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я» . Вопрос : Какова невидимая сторона в таинстве брака? Ответ : Подаваемая в этом таинстве благодать Божия одухотворяет и возвышает брачный союз двух лиц, дабы он мог соделаться действительно достойным отображением духовного и святого союза Христа с Церковью. Разумеется, при этом сами супруги должны в течение всей своей жизни хранить себя в верности друг другу, в нравственной чистоте и целомудрии. «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» ( Евр. 13, 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

И ныне, Господи, я беру сию сестру мою не для удовлетворения похоти (добавим: и не для деторождения, и не для наследования ее имущества, и не для каких–то иных целей), но поистине как жену: благоволи же помиловать меня, и дай мне состариться с нею. И она сказала с ним: аминь. И оба спокойно спали в эту ночь» ( Тов. 8:4–10 ). Не для одного, не для другого, не для третьего, но «поистине как жену». Это таинственное и всеобъемлющее слово, «жена», неразложимо и несводимо ни к чему другому. Как, собственно, и слово «муж». Поэтому в Таинстве Венчания священник прежде всего спросит: «Имеешь ли ты, (имя), произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, взять себе в жену сию (имя), которую здесь, пред тобою видишь?» И: «Имеешь ли ты, (имя), произволение благое и непринужденное, и твердую мысль, взять себе в мужа сего (имя), которого пред тобою здесь видишь?» Не знаем, почему в первом случае сказано «крепкую», а во втором «твердую», но сути дела это не меняет. Вот такие должны быть намерения. Почему мужчина выбираете ту или иную женщину, всегда тайна. Хотя на поверхности могут прослеживаться какие–то личные склонности, так сказать, «вкусы», интересы, и многое другое, но все же премудрый автор Книги Притч признавался: «Три вещи непостижимы для меня...». И одна из них – путь «мужчины к девице» ( Притч. 30:19 ). В молитвах Таинства Брака вспоминаются и другие примеры промыслительных браков из Священной истории: как Бог даровал Исааку Ревекку, как сочетал Иакова Рахили. Счастливо женатый человек не может без волнения читать эти простые, но драгоценные библейские истории. Он живо чувствует в них веяние того же Промысла Божия, Который действовал и в устроении его собственного брака... Вот история женитьбы Исаака «Авраам был уже стар и в летах преклонных. Господь благословил Авраама всем. И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его: ... клянись мне Господом, Богом ..., что ты ... пойдешь в землю мою, на родину мою, и возьмешь жену сыну моему Исааку. Раб сказал ему: может быть, не захочет женщина идти со мною в эту землю? ...

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

" и т.д.и т.п. Ничьих доводов не признаете, только свои собственные. Приводимые мною изречения св. Отцов и богословов, выдержки из церковных документов для вас тоже ничто. В комментарии от 21 октября вы обвиняете меня,на самом деле- засл.проф. Осипова и свт. Кирилла Александрийского, чьи высказывания я привожу. По вашим комментариям, вы один все вмещаете, а все остальные - нет. Вот это действительно прискорбно: считать себя неким просвещающим светом. Всего вам доброго, прощайте. Александр 21 октября 2023, 17:36 Галина И, прискорбно, что вы не знакомы со словами Апостола - " посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше " . Или " Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. " Также плохо, что вы не в курсе слов Спасителя про безбрачие - " не все вмещают слово сие, но кому дано " . Вы, видимо, не вмещаете. Никто тут не утверждает, что брак не благословлен. Просто безбрачие - лучше. Галина И. 21 октября 2023, 13:40 " Брак всегда и всюду является браком. С самого начала бытия человеческого он был благословлен Богом и остается таковым всегда, независимо от того, каких убеждений и верований придерживаются вступающие в него. А для искренно верующих христиан, вступающих в брак, Церковь установила еще и особое вспомоществующее благодатное средство в их совместной жизни, в их трудах и подвигах — таинство брака, венчание...Сам Господь Иисус Христос утверждает брак как дело Божие и потому священное и нерасторжимое: что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19,6) " (проф. А.И. Осипов). Различать бы нам высокую, настоящую любовь, преследуемою противниками, от обыкновенного страстного блуда с сожительством. Галина И. 21 октября 2023, 08:29 Печально, когда человек самоуверенно берется судить людей и Церковь, имея лишь беглый взгляд со стороны, начитавшись Библию без святоотеческого толкования. Никогда безбрачие не было идеалом христианства.Это мнение ряда сект,н.манихейства и монтанизма. " Мы утверждаем,что Он (Христос) благословил брак в соответствии с домостроительством " (свт.Кирилл Александрийский).

http://pravoslavie.ru/156712.html

И тогда адвокат говорит: «Все двадцать пять лет с какими бы гадостями вы ни приходили к нему на исповедь, чтобы вы ни шептали бы в его уши, он прощал вам все ваши грехи. Все двадцать пять лет он слушал одно и то же! Был ли хоть один случай, чтобы он вас прогнал? Да и отогнав – потом возвращал к себе. Неужели же теперь мы его, единожды согрешившего за все эти двадцать пять лет – а мы это установили, это доказано, – неужели же мы его теперь не простим?!» И все стали кричать. Присяжные кричали: «Не виновен!» Прокурор стал кричать: «Снимаю обвинение!» Судья молотком стучит: «Оправдан!!!»… То, что делает Хам – это, действительно, хамство в полном смысле этого слова! Иисус Христос учит нас: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» ( Мф. 23:2–3 ). Признавал ли Иисус Христос ветхозаветное священство, всех этих первосвященников, священников, которые составили заговор против Него и привели Его на Голгофу? Признавал! Исцеляя людей, он говорил: «пойди, покажись священнику» ( Мк. 1:44 ), хотя Он знал, что это за священство! « И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом (реально, закрыв глаза свои, – О. С.) и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его » ( Быт. 9:22–24 ). И далее мы читаем слова, которые немножко непонятны: « И сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих » ( Быт. 9:25 ). Ной проклинает не Хама, он проклинает сына Хама, своего внука Ханаана! Почему? А потому, что когда они выходили из ковчега, Бог их всех благословил! А то, что Бог благословил – никто не имеет права проклясть! Как Бог благословляет людей? Венчанием. Совершается таинство венчания, и это – благословение на брачную жизнь. Если кто-то вмешается в их семейную жизнь и попытается их разлучить, свои порядки наводить – он наживет проклятие. Потому что Бог благословил – нельзя проклинать! Цари были помазанники Божии, епископы – это тоже особые служители Божии, все священнослужители: пресвитеры, диаконы, крестные родители, которые были свидетелями нашего крещения и будут таковыми в день Страшного суда, наши собственные родители – Бог благословил нас такими родителями, плотскими и духовными, какие есть – других нету!

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Ибо желаю, говорил Апостол, чтобы все люди были как и я – (девственник), – но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе... «Каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал». Так я повелеваю по всем церквам» ( 1Кор.7:7:17 ). Сознается ли это ясно всеми теми, кого касается закон брака? Без ясного же сознания этого закона невозможно и точное исполнение его. Постараемся же уяснить его, руководствуясь указаниями наших отечественных богословов, проповедников и писателей. В лице первой человеческой четы, мужа и жены, земному человеческому житию даны святые и совершенные законы. Образ этой-то земной жизни всего человечества, этого святого и совершенного закона и возобновляется каждой христианской четой в таинстве брака. Для мужа его подруга не просто одна из женщин, но жена, для жены её сожитель не просто один из мужчин, но муж, – для них обоих остальной род человеческий не имеет пола. Связанные благородными узами духовного братства со всеми подобными себе существами, муж и жена – христиане, Адам и Ева всех веков, одни получают благословение на вкушение радостей теснейшего сожительства, во имя физического и нравственного закона, положенного в основание земной жизини человеческого рода. Поэтому первым обнаружением Божественности Христа было благословение супружеского соединения в Кане, подобно тому, как первым действием Божиим по отношению к роду человеческому было сотворение первой четы. Итак, брак – не договор 11 , не обязательство 12 и не законное рабство 13 : он есть воспроизведение образа, установленного Божественным Законом, – он есть органическое и следовательно, взаимное соединение двух чад Божиих. Брак огражден с самого начала законом о нерасторжимости союза между мужем и женой, так что они должны составлять одну плоть и разрыв между ними должен уподобляться рассечению пополам живого человека. Для чего же такое тесное соединение? «От Теобе сочетавается мужу жена, в помощь и в восприятие рода человека». «Твоя есть воля законное супружество и еже из него чадотворение» – так определяет Церковь цель брака в церковних своих молитвах в чине венчания.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Идущий в храм должен понимать, что он идет в святое место, идет не с целью покрасоваться, блеснуть нарядами и макияжем, но с целью моления, участия в Таинствах, с целью более тесного единения с Богом. Красоваться же во время богослужения, отвлекая внимание верующих от молитвы, побуждая их думать о себе, а не о Боге и Его Царстве, это не то, ради чего нужно идти в храм. Как не надо одеваться в храм? В храм не следует одевать обтягивающую или слишком короткую одежду, не должно быть длинных вырезов и разрезов, подчеркивающих эротичность своего образа, не следует приходить на богослужение в одежде с вызывающими, яркими надписями или рисунками. А для таких событий как Венчание или Крещение, нужно одеться нарядно и празднично, но опять же понимая, что вы идете не в ресторан, а в храм Божий. Какого цвета должна быть одежда христианина? На этот счет не существует никаких предписаний. Одежда христианина совсем не обязательно должна быть черного или серого цвета, как думают некоторые. Напротив, например, в пасхальные дни некоторые христиане предпочитают в одежде красный цвет. Главное, чтобы одежда не выглядела, как костюм клоуна. Почему христианка не должна носить брюки? В Священном Писании есть запрет на ношение одежды противоположного пола, так как подобный поступок рассматривается как извращение: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» ( Втор.22:1-30 ). Однако нельзя сказать, что это правило допустимо в полной мере в современных условиях, так как женские брюки все же не являются мужской одеждой, равно как и мужские шотландские юбки (килты) – женской. Может ли христианин интересоваться модой, одеваться стильно? Конечно, может. Главное, чтобы такой интерес не приобрел со временем болезненные формы, и, конечно, нужно понимать, что не всякая модная одежда подходит христианину. Например, не следует носить то, что будет кого-то соблазнять. Кроме того, в современном толерантном мире существуют даже православные модельеры, православные дизайнеры, православная мода, и многие интернет-магазины предлагают христианам и христианкам одежду, которая выглядит достаточно стильно и в то же время не вступает в противоречие с христианским благочестием. Нужно ли христианину освящать одежду?

http://azbyka.ru/odezhda

К сожалению, на практике порой случается так, что человек (мужчина или женщина), получив справку о церковном разводе, приходит в храм и, обратившись в свечную лавку, оформляет заказ на венчание в церкви без предварительного собеседования со священником и исследования причин развода. В настоящее время этой порочной практике на приходах создаются серьезные препятствия, поскольку Святейший Патриарх Кирилл обязал священнослужителей проводить катехизические собеседования с лицами, готовящимися к Таинствам крещения и венчания. И если вторичное браковенчание было совершено только на основании справки о расторжении предыдущего церковного брака, то это является обманом и усугубляет вину человека, который не только разрушил семью по вине прелюбодеяния, но и посягнул на повторный церковный брак, не имея на то разрешения и благословения правящего архиерея епархии, в границах которой он проживает. Должен сказать, что Церковь признает законным гражданский брак, если он официально зарегистрован согласно законодательству страны в ЗАГСе, где мужчина и женщина публично свидетельствуют перед обществом, что с сегодняшнего дня они являются мужем и женой. Эта практика бракосочетания признана Церковью, особенно когда дело касается лиц, вступающих в брак и принадлежащих к разным вероисповеданиям: супруги в такой семье не могут быть обвинены в грехах любодеяния. Относительно второбрачных — при наличии церковного развода невиновная сторона имеет право вступить не только в гражданский брак, но и получить разрешение на браковенчание в церкви. Однако виновная сторона лишается этого права и может вступить только в гражданский брак с регистрацией бракосочетания со своей новой избранницей. Но и в этом случае брак виновной стороны, законный в плане дел гражданского состояния, все равно будет нести на себе отпечаток пребывания в грехе, поскольку начало ему положено через разрушение семьи и пребывание в грехе прелюбодеяния. Последствия неправедного и неблагоговейного участия в Таинствах Церкви — в данном случае в браковенчании, полученном незаконным путем, ведут к разрушению духовной жизни человека и могут оказаться катастрофическими. Все это можно представить, вникая в смысл слов святого апостола Павла из первого Послания к Коринфянам, где говорится о Таинстве Евхаристии и последствиях недостойного участия человека-грешника в Причащении Святых Христовых Таин: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирают» (1 Кор. 11:27-30).

http://patriarchia.ru/db/text/3775717.ht...

Как брак начинается с таинства венчания, так и девство с некоего таинственного сочетания Христу. Мы имеем в житиях святых много чудных образов этого события. Вот как сочеталась Христу и стала девой Христовой святая великомученица Екатерина. Святая великомученица Екатерина была дочерью правителя Александрии Египетской Конста во время правления императора Максимана Максимина (305–313 гг.). Еще будучи в язычестве, «Екатерина, как мудрая девица, твердо решила в своем сердце сохранить во всю жизнь чистоту девства и крайне не хотела замужества. Когда же родные начали усиленно уговаривать Екатерину вступить в брак, она сказала им: – Если вы хотите, чтобы я вышла замуж, то найдите мне такого юношу, который обладал бы теми четырьмя дарованиями, которыми я, как вы знаете, превосхожу всех прочих девиц; и тогда я соглашусь избрать его в супруги. И так, поищите повсюду, не найдете ли такого юношу, который был бы подобен мне по знатности рода, по богатству, по красоте и по мудрости; всякий же юноша, не имеющий хотя бы одного из сих дарований, недостоин меня. После многих тщетных попыток выдать Екатерину замуж мать повела ее к своему духовному отцу, жившему в сокровенном месте за городом. – Знаю я, – сказал он ей, – одного чудного Юношу, Который несравненно превосходит тебя во всех твоих дарованиях. Красота Его светлее солнечного света; премудрость Его управляет всеми чувственными и духовными созданиями; богатство Его сокровищ распространено по всему миру и никогда не уменьшается, но, по мере раздаяния, все более и более увеличивается; а высота Его рода неизреченна и непостижима. Во всем мире нет подобного Ему. Внимая сим словам старца, Екатерина подумала, что он говорит ей о каком-нибудь земном князе, – она смутилась, изменилась в лице и спросила старца: правда ли все то, что он ей говорит? Он ответил, что все это правда, и прибавил, что тот Юноша обладает еще другими большими дарованиями, которых невозможно и перечислить. Отроковица спросила его: – Чей же сын восхваляемый тобою Юноша?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010