„Я есмь хлеб жизни» – возвестил Христос народу: – „Как Я живу Отцем, так и ядуший Меня жить будет Мною. Сей то есть хлеб сшедший с небес» ( Ин. 6:35,57–58 ). Вне Христа нет жизни. Без причащения Его тела и крови из рук Св. Церкви, призванной к совершению этого таинства нет истинного христианства и следовательно не будет спасения. Вот весь ответ молоканам на их пренебрежение к таинству Св. Причащения. Глава 8-я. О необходимости церковного брака „Боже Пречистый и всея твари содетелю – взывает Св. Церковь в первой молитве при венчании: – Ты ребро праотца Адама за твое человеколюбие в жену преобразивый, и благословивый их и рекий: – раститеся и множитеся и обладайте землею, – и обоих их един уд показавый сопряжением; сего бо ради оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей и будут два в плоть едину, и яже Бог сопряже, человек да не разлучает... Сам и ныне Владыка Пресвятый приими моление нас рабов твоих... и зде пришед невидимым Твоим представительством благослови брак сей...» „Боже, Боже наш, – возглашается в заключительной молитве при венчании: – Пришедый в Кану Галилейскую и тамошний брак благословивый, благослови рабы Твоя сия, Твоим промыслом ко общению брака составившияся, благослови их входы и исходы, умножи во благих живот их, восприми венцы их в царствии Твоем, нескверны, и непорочны, и ненаветны соблюдаяй во веки веков. Аминь». Первый брак безгрешных блаженных прародителей наших совершил Сам Творец вселенной. Первое чудо Его Единородный Сын сотворил на браке для соблюдения общей радости. Кому же, следовательно, надлежит благословлять бракосочетание, как не тем, которые являются прямыми преемниками от Бога власти на строение таин Божиих. Сочетающиеся браком должны по учению Ап. Павла руководиться таким же духом единению и взаимности, какой объединяет Св. Церковь с Господом ( Ефес. 5:25–28 ), и должны, следовательно, знать всю сущность, свойства и назначения духовных уз между Господом и созданною Им Церковью. А это можно знать только из сведений, преподаваемых Св. Церковью, призванной быть истинною и непорочною провозвестницею о Христовом законе духа жизни, освобождающем каждого человека от рабства греху ( Рим. 8:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

А ведь всё не так. Хорошее, радостное дело, каковым и является свадьба, предки современных русских людей назвали совершенно верно, потому как за шумным застольем выпивалось (да и ныне выпивается) немало брашна, позже браги, всякого хмельного пития. Не правда ли, созвучно слову брак? Однако размышления наши об этом слове будут наверняка неполными, — ведь речь о русском языке, — если не упомянем об одном удивительном месте в Евангелии от Иоанна. Следует, правда, оговориться, что сверяться будем по Евангелию, написанному на церковнославянском языке. «Плоть бо Моя истинно есть брашно, и Кровь Моя истинно есть пиво» ( Ин. 6:55 ). В другом же месте Евангелия читаем: «И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мф. 19:3-7 ). Эти святые слова слышим мы во время совершения в церкви Таинства Венчания, когда супруги таинственно соединяются в единую неразделимую плоть, — брашно. Что же до угрюмого термина, означающего недобросовестно сделанную работу или некондиционное изделие, на церковном языке звучащее лаконично и ёмко: сделано без любви — так он иного, немецкого происхождения. Однако это был бы не русский язык, если б наряду с очевидным смыслом не присутствовало бы в этом коротеньком слове — для имеющего уши слышать — Небо. Вспомним, во время венчания брачующиеся поочерёдно выпивают по три глотка вина из чаши, предлагаемой им священником, совершающим это красивейшее Таинство. Вино, если задуматься, есть напиток в чём-то и таинственный, в коем нераздельно сорастворены как сладость, так и горечь. Не зря в древности его прописывали в качестве лекарства. И потому сейчас оно выступает в качестве некоего глубокого символа того, что всё, посылаемое отныне Господом этим супругам, им надлежит принимать с благодарностью и нести вместе, обоюдно, пить равными глотками, как это самое брашно. А ещё вино так напоминает кровь…

http://azbyka.ru/fiction/russkoe-solnce-...

В церковной терминологии «еретик» — это лжеучитель, который не просто имеет какие-то ошибочные мнения, а глубоко искажает Апостольское возвещение. Сам термин (именно в этом значении) появляется уже в Библии. «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» (2 Пет. 2:1), «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» (Тит. 3:10). Должны ли христиане отказаться от использования библейского термина из-за того, что КПСС с Голливудом придали ему другое значение? Думаю, что нет — просто стоит объяснить первоначальный смысл слова. Ну в самом деле, Церковь верит, что Господь наш Иисус Христос есть совершенный Бог и совершенный человек. Некоторые религиозные группы, претендуя на звание христиан и наследие апостолов, не считают Иисуса ни Богом, ни человеком (как «свидетели Иеговы»), или считают человеком, но не Богом — как либеральные богословы. Нам нужен какой-то термин, который позволил бы Церкви обозначить ее собственные границы — и обозначить тех, кто в эти границы не входит. И этот термин уже есть в Библии — «еретик». Фото: Елена Джабир А вы готовы во время венчания всерьез исповедать веру? Совершить венчание с еретиком просто невозможно, потому что венчание — это религиозный обряд, который сопровождается призыванием имени Пресвятой Троицы и Господа нашего Иисуса Христа как истинного Бога и истинного человека. Ожидать от человека, который ни веры в Троицу, ни в Божество Христа не разделяет, чтобы он принимал в нем участие — значит склонять его (и всех участников таинства) ко лжи и притворству. Да и зачем бы человеку, не разделяющему веры Церкви, искать в этой Церкви благословения на свой брак? Кого-то пугает нетерпимость, которую он слышит за словом «еретик». Увы, нетерпимость существует совершенно независимо от этого термина; самые страшные проявления идеологической нетерпимости в истории (а в ХХ веке мы видели их предостаточно) не имели никакого отношения к догматике — ни даже к религии вообще. И, как показывает практика, способность человека проявлять терпимость, то есть без крайнего раздражения переносить мнение, отличающееся от его собственного, вообще никак не зависит от его взглядов на догматы.

http://pravmir.ru/pochemu-tserkov-otkaza...

Если не ставить задачу сохранения любви в браке – не привычки, не терпения, не крестоношения, понимаемого как мука и тяжкое обязательство, которое нужно донести до гроба, а сохранения любви и открытости по отношению друг к другу, – то семья может превратиться в ад. Сохранение и умножение любви в браке – непростая задача. Но она сразу ставит высокую планку отношений и одновременно задает высокую ноту супружества. Венцы, которые надеваются на головы жениха и невесты, есть не только и не столько венцы мученические, но и венцы царские – того царского достоинства и священства, о которых говорит апостол Павел и о которых вспоминает Церковь во время Венчания. В любом таинстве нам дается залог того, что может быть восполнено и взращено. В Крещении мы можем вырасти в меру мужа совершенна – в меру той новой твари во Христе, к которой все мы призваны. Увы, получается по-разному, но возможности – а не только пустые обещания – даются каждому. Таинство есть реальность, а не слова. Вот в таинстве брака даруется реальная возможность пронести супружеское единство через всю жизнь таким образом, чтобы оно могло быть продолжено в вечности. Если мы не верим в реальность этой возможности, то мы не христиане. Значит, мы относимся к Таинству не так, как учит нас Церковь. Не так много священнодействий, которые поставлены в разряд Таинства. Брак – одно из них. Об этом не нужно забывать. — К сожалению, часто происходит так, что на смену первоначальной любви приходит взаимная усталость и раздражение, а супругов соединяет лишь привычка друг к другу и заведенный порядок общей жизни. При этом им кажется, что смысл и цель брака – сохранение семьи – достигнуты, тогда как духовное единство двух людей уже давно утрачено. Как не упустить тот момент, когда появляется первая трещина в отношениях между мужем и женой? Какие симптомы свидетельствуют о начинающемся охлаждении чувств? — Апостол Павел говорит слова, которые относятся в равной степени и к мужу, и к жене: «Друг друга тяготы носите» (Гал. 6, 2). Кроме того, мы не должны забывать слова, которые звучат и во время Венчания – о том, что мужья должны любить своих жен и беречь их, как сосуд немощнейший, а жена должна иметь трепет перед своим мужем: «мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни…» (1 Пет. 3, 7); «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь» (Еф. 5, 25); «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» (Еф. 5, 22-23); «каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф. 5, 33).

http://pravmir.ru/supruzheskie-otnosheni...

Нет и не может быть оправдания лукавству некоторых верующих, сознательно уклоняющихся от церковного бракосочетания, чтобы не связывать себя слишком серьезными обязательствами («поживем-увидим, может, потом и обвенчаемся»). Как показывает опыт, такой «пробный» брак чаще всего разваливается спустя определенное время. Однако нельзя забывать, что «на протяжении длительного периода государственного преследования религии совершение торжественного венчания в церкви фактически оставалось крайне затруднительным и опасным» (Х.2). В определенных случаях Церковь способна признать таинство любви свершившимся, хотя обряд брачного венчания и не был совершен. Например, если оба супруга, ранее не являвшиеся членами Церкви, присоединяются к ней, их брак признается действительным и освящается самим таинством Крещения и последующим участием в Евхаристии, не нуждаясь в обязательном совершении дополнительных обрядов. — А если к вере обратился лишь один из супругов? — На такой вопрос ясно ответил еще святой апостол Павел: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим… Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж:, почему знаешь, не спасешь ли жены?» ( 1Кор.7:12-14, 16 ). В Послании апостола Петра также содержится обращение к христианкам, мужья которых — неверующие. Апостол не только не советует своим слушательницам разводиться, но и настаивает, что они должны проявлять особенное внимание и послушание своим супругам, «чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» ( 1Пет.3:1-2 ). Впоследствии, в 72м каноне Трулльского собора, со ссылкой на апостольские слова также была подтверждена действительность союза между лицами, которые, «будучи еще в неверии и не быв причтены к стаду православных, сочетались между собою законным браком», если впоследствии один из супругов принял христианство. Уважение Церкви «к такому браку, в котором лишь одна из сторон принадлежит к православной вере» засвидетельствовано и в упомянутом выше Определении Священного Синода 1998 года.

http://azbyka.ru/i-sotvoril-bog-muzhchin...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Брак – 1) церковное таинство , в котором при добровольном согласии и взаимной любви мужа и жены благословляется их супружеский союз, по образу духовного союза Христа и Его Церкви ; 2) супружеский союз. Брак между православными и нехристианами по церковным канонам (31е правило Лаод., 72е правило Трул. и др.), категорически запрещается. Межрелигиозные браки не позволяют создать семью как малую Церковь , а ограничиваются лишь телесным и душевным единством, без самого главного – единства духовного. Брак православных с инославными запрещается и не венчается (72е прав. Трул.). Он может быть благословлен по снисхождению при условии, что дети от этого брака будут крещены и воспитаны в Православной Церкви. Зарегистрированный государством брак без венчания блудом не является (понятно, что причиной этого является то, что один из супругов – не член церкви), т.к. брак был заключён до обретения одним из них веры; по заповеди Апостола Павла ( 1Кор.7 ): Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим…. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? Как понимать 5ю главу из Послания Апостола Павла к Ефесянам ( Еф.5:33 ) о семейной иерархии, цитаты из которой часто приводят вне контекста? Вспомним грехопадение : жена согрешила отсутствием послушания и смирения, а муж – отсутствием твёрдости и воли. Стало быть, сегодня Господь исцеляет её послушанием мужу, а его – ответственностью и отеческой заботой о жене. В Евангелии Господь говорит, что «в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» ( Мф.22:30 ). Есть ли у брака вечный смысл, сохранятся ли отношения между мужем и женой в Царстве Божием? Протоиерей Владимир Хулап: В христианском богословии есть различные точки зрения на этот вопрос: одна на них говорит, что брак – это исключительно земное дело, другая указывает на то, что брак все-таки имеет вечное измерение. Важно помнить, что, говоря об эсхатологии, о реалиях будущего века, мы используем образы, поскольку наш человеческий язык принадлежит этому миру. С другой стороны, любовь к ближнему имеет вечное измерение, поэтому логично предположить, что союз любящих друг друга людей будет в той или иной мере причастен к нему. Поэтому апостол Павел называет любовь супругов образом отношений Христа и Церкви, святой Иоанн Златоуст говорит, что брак — это образ Троицы, а во время Венчания Церковь молится о том, чтобы Бог воспринял венцы брачующихся в Своем Небесном Царстве. Конечно это богословский идеал, но его реализация — посильная и исполнимая задача конкретной семьи. Православное понимание любви и брака и их подмены

http://azbyka.ru/brak

Часто люди говорят: у меня нет сил справиться с ребенком. Для того чтобы были эти силы, Господь Таинство брака и установил. Если вы заболеете, нужно собороваться, существует Таинство соборования  — таинство исцеления сил. Когда согрешишь, надо пойти на исповедь — Таинство прощения грехов. А вот чтобы получить силы для воспитания детей, нужно венчаться. Это Таинство специально для этого и существует. Мне приходилось видеть таких людей, которые говорят, мол, мы давно уже с мужем живем, у нас, вроде, все хорошо. А зачем нам венчаться? Ну, силы-то надо давать! В молитве венчания говорится, что благословение дается на весь род. В Таинстве венчания дети узакониваются. Возникают именно освящение взаимоотношений родителей и детей. …здесь та библейская норма, которая прямо регулирует отношения родителей и детей  Апостол Павел в Посланиях к Ефесянам (6, 1–4) говорит: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем». Здесь как раз та библейская норма, которая прямо регулирует отношения родителей и детей. Повинуйтесь родителям своим в Господе. Что это означает? …мы должны повиноваться родителям и учить детей — не ради вас, а ради Бога  Это значит, что мы должны повиноваться родителям и учить детей — не ради вас, а ради Бога. Ты должен слушаться меня, потому что так требует Господь — ради Него. Таким образом, сразу отождествляете себя со своими требованиями. И здесь не будет той проблемы, что, мол, мой сын против меня выступил, и мои требования не выполняет. Я могу тебе не нравиться, но я требую не своего, а заповеди Божией. При одном условии, что вы требуете исполнения заповеди Божией. Если вы требуете не этого, то, конечно, вас слушаться никто не обязан. Когда замечательные тещи разводят своих дочек с их мужьями, их слушаться нельзя совершенно, потому что заповедь Господня этого не допускает. Точно так и со свекровями. Или если муж требует от жены сделать аборт, то жена вправе отказаться, потому что одно дело муж, а другое — Господь.

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnoe-vospi...

6. Священство Суть Таинства: Через возложение рук епископа верующему дается благодать совершать Таинства. Главное священнодействие: Рукоположение совершается во время Литургии. В завершение чина ставленника одевают в облачение, соответствующее его новому сану, при этом архиерей (или собор архиереев), совершающий Таинство, возглашает «Аксиос!» (греч. – «достоин»), на что священники и хор отвечают троекратным «Аксиос!» – «достоин!». 7. Брак Суть Таинства: Благословение супружества как совместного пути к Богу. Главное священнодействие: Во время совершения Таинства Венчания священник возлагает на головы жениха и невесты венцы, трижды произнося прошение: «Господи Боже наш, славою и честью венчай их». 9. Другие Таинства и обряды Выше мы говорили о трех Таинствах: в первом разделе Катехизиса – о Крещении и Миропомазании, в предыдущей главе третьего раздела – о Евхаристии. Нам осталось поговорить о четырех других Таинствах, а также о некоторых церковных обрядах. 9.1. Исповедь Покаянием, или Исповедью, называется Таинство, в ходе которого верующий называет свои грехи, а священник от имени Бога объявляет об их прощении. Многие люди не видят собственных грехов и недостатков. Отсутствие способности критически себя оценивать (при одновременном гипертрофированном внимании к недостаткам других людей) – весьма распространенная духовная болезнь. О ней Господь Иисус говорил: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» ( Мф.7:3–5 ). Эта болезнь врачуется покаянием. Покаяние – не несправедливое самоосуждение или самобичевание: оно требует трезвого, здорового, но критичного взгляда на самого себя. Такой взгляд трудно приобрести без помощи Божией. Вот почему в одной из молитв, читаемых Великим постом, говорится: «Господи... даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего» («Господи, дай мне видеть мои грехи и не осуждать брата моего»).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Организм не может развиваться без пищи, и существует Таинство Евхаристии. Сказано, что Плоть Христова «…истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (Ин. 6: 55). Если бы после Крещения человек не грешил, то, может быть, достаточно было Таинства Крещения. Но реальность такова, что люди впадают в грехи, и потому есть Таинство Покаяния , которое литургически славословится как «второе крещение». Прибегая к исповеди, ранее крещенный человек может очищаться от содеянных грехов и переживать радость чистоты, которую испытывает человек после Крещения. И так как любой организм подвержен тем или иным заболеваниям, мы воспринимаем покаяние как врачующее Таинство («Исцели душу мою — ибо согрешил я пред Тобою» – Пс. 40:5). Таинство Крещения – это рождение, а Покаяние – это врачующее Таинство уже рожденного свыше человека. И другое врачующее Таинство – Соборование . Сказано в послании апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 14–15). А так как не бывает исцеления без искусства врача, есть Таинство Хиротонии – рукоположения во священство (Деян. 14: 23). Через это Таинство пастырям сообщается мудрость для окормления народа Божиего, и Таинство Хиротонии имеет общественное значение («возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» – 2Тим. 1: 6). Как и Таинство Венчания, которое тоже имеет общественное и сакральное значение (Мк.10:9). Почему? Потому что в этом Таинстве исполняется Божие поручение: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 1: 28). А некоторые святые отцы говорили так: Бог и создал людей для того, чтобы восполнить число падших ангелов. Как видим, есть Таинства неповторяемые – такие, как, например, Таинства Крещения и Миропомазания (последние с редким исключением). А есть Таинства повторяемые: связанные с нашим исцелением, как Таинства Покаяния и Соборования, и связанные с нашим насыщением, как Таинство Евхаристии.

http://pravoslavie.ru/91561.html

С любовью о Господе, - редактор альманаха " Свет Православия " игумен Евмений. Семья - колыбель воспитания счастливого малыша Педиатрия - область медицины, которая работает не только с ребенком, но и с семьей, потому что малыш - особый член семьи. У него особое положение в семье, о нем особое попечение, и ко всем действиям, которые идут к ребенку извне, определенное отношение со стороны тех, кто окружает дитя. Это могут быть не только родители, но и ближайшие его родственники: бабушки и дедушки, дяди и тети, прабабушки и прадедушки. Хотелось бы поделиться с вами опытом ответов на те вопросы, которые возникают у большинства людей. Почему же дети болеют? Есть ли в этом вина родителей? В какой мере? Как помочь формированию здорового ребенка? Не дерзаю претендовать на полноту ответов на эти вопросы, чтобы не быть назидательной и воспитательной. Поделюсь тем, что мне, как врачу, пришлось наблюдать, услышать и увидеть. Семья - это великая тайна. В Православной Церкви существует таинство брака, Таинство венчания. Господь дал определенную заповедь мужчине и женщине, которые хотят создать семью. Евангелист Матфей в 19-й главе так повествует об этом: " И сказал: посему оставит человек отца и мать, и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью. Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает " (Мф. 19, 5-7). Вот какое первое семейное таинство дает нам Господь - таинство единой плоти в семье мужа и жены. Из этой единой плоти возникает следующее таинство - великий дар, который вручает Господь этой единой плоти, дар деторождения, дар продолжения рода. И как охранительнице, как питательнице и как попечительнице, особенно на первых порах от момента зачатия до момента первого крика, до момента появления на свет ребенка, Господь вручает этот дар женщине, матери, жене. Зачатие, развитие, рождение... На физическом плане, с научной точки зрения известно об этом, казалось бы, много. Многие специалисты, особенно если это маститые ученые, обладают колоссальными знаниями по этому вопросу, но почти никто не говорит о главном.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2005...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010