в час гнева Твоего? С небес огласил Ты приговор Твой; устрашилась, смолкла земля, Когда восстал Бог рассудить, вызволить всех убогих земли. (Села!) И гнев человеков – ко славе Твоей, остаток гнева Ты укротишь. Давайте обеты, исполняйте их пред Господом – Он Бог ваш! Все, кто окрест Него, да принесут Грозному дары; укрощает Он дух владык, царям земли внушает Он страх. Псалом 76/77 Начальнику хорд. Иедуфуну 28 . Асафово. Псалом. К Богу – вопль мой, и я воззову, К Богу – вопль мой, чтоб внял Он мне! В день скорби моей Господа я взыщу.   Всю ночь простираю руки мои, не даю им упасть, не хочет утешиться душа моя! Помыслю о Боге – и воздохну, задумаюсь – и никнет дух мой. (Села!) Не даешь Ты дремоты веждам моим, смятен я, и молкнет речь моя; помышляю о давних днях и годах, поминаю напевы мои в ночи, беседую с сердцем моим, размышляю, и вопрошает дух мой: иль вовек отринул Господь и не станет более благоволить, иль вовек отступила милость Его, престало слово Его в род и род, или миловать Бог позабыл, затворил во гневе щедроты Свои? (Села!) И сказал я: «Вот боль моя: десница Вышнего изменена!» 29   Воспомню о Господних делах, о древних воспомню чудесах, Исследую все деяния Твои, размыслю о свершенном Тобой.   О Боже! Во святыне стезя Твоя; кто есть бог, что велик, как Бог? Ты – Бог , что творит чудеса, Ты силу Твою меж языков явил, Ты вызволил дланью народ Твой – Иакова, Иосифа сынов. (Села!) Видели воды, Боже, Тебя, видели воды, и взял их страх, и бездны объяла дрожь; облака изливали проливень струй, небеса издавали гром, и летали стрелы Твои.   Глас грома Твоего – в кругу небес, молнии светили надо всей землей, содрогалась, сотрясалась земля. В пучине – пути Твои, в водах великих – стезя Твоя, и следов Твоих не испытать.   Как стадо, вел Ты народ Твой – Моисея, Аарона рукой. Псалом 83/84 Начальнику хора. На гиттит. Сынов Кораха. Псалом. Как желанны обители Твои, Адонаи, Господи сил!   Истаевает душа моя, алчет покоя дворов Твоих; ликует во мне сердце мое, торжествует плоть моя

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Вопрос 58. Умышленно ли только солгавший подлежит суду, или и тот, кто по неведению сказал нечто несогласное с истиною? Ответ. Явен суд Господа и на согрешающих по неведению, потому что Он сказал: «который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше» (Лук.12,48). Но во всяком случае при достодолжном покаянии есть твердая надежда на отпущение греха. Вопрос 59. Если кто задумает сделать что–нибудь, и не сделает; ужели и он судится, как лжец? Ответ. Если то, что подумал сделать, требуется заповедью; то осуждается не только, как лжец, но и как непокорный, потому что «испытуешь сердца и утробы, праведный Боже» (Пс.7, 10). Вопрос 76. Надобно ли лгать, имея в виду что–нибудь полезное? Ответ. Сего не дозволяет сказанное Господом, который решительно говорит, что ложь от дьявола (Иоан.8, 44), не показывая никакого различия во лжи. И Апостол также свидетельствует, написав: «Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (2 Тим. 2, 5). Вопрос 77. Что такое лукавство, и что такое злонравие (Римл.1, 29)? Ответ. Злонравие, как полагаю, есть самое первое и скрытое повреждение нрава, а лукавство есть изобретательность на злые умыслы, когда человек, прикрывшись чем–то добрым и предлагая это другому, как приманку, тем самым приводит в исполнение свой умысел. Вопрос 78. Кто»изобретательны на зло» (Римл. 1, 30)? Ответ. Те, которые сверх обыкновенных и известных у многих зол, придумывают и изобретают какие ни есть другие. Вопрос 84. Если кто, имея нрав мятежный и буйный, когда осуждают его за сие, скажет, что Бог сотворил одних хорошими, а других худыми, то хорошо ли он говорит? Ответ. Это мудрование давно осуждено, как еретическое, потому что оно и хульно, и нечестиво, и душу делает поползновенною ко греху. Посему таковой или да исправится, или «дабы изъят был из среды» (1 Кор. 5, 2); чтобы не случилось сего: «что малая закваска квасит все тесто» (6). Вопросы о рассеянности ума и мечтаниях Вопрос 21. Откуда рассеянность и помыслы? И как нам приводить их в порядок?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Впрочем, человек не так уж и гнался за потерянным Богом. Очень важный символ встречает нас на пороге библейской истории: Адам, согрешив, прячется от Бога под кустом… _________________ Примечания См.: Доддс Э. Р. Греки и иррациональное. С. 76–77. См.: Циркин Ю. Б. Карфаген и его культура. С. 132. Циркин Ю. Б. Карфаген и его культура. С. 180–182. Тураев Б. А. История древнего Востока. Т. 2. С. 132. Честертон Г. К. Вечный человек. С. 162. Разрушенный в 146 г. до Р. Х., Карфаген был вновь заселен при Цезаре — в 44 г., но уже римскими колонистами. Религиозный культ был романизирован Ханаан — самоназвание жителей той страны, что греки нарекли Финикией. Латиняне называли их пунийцами. В Септуагинте (греческом переводе книг Ветхого Завета) Карфаген поименован как Кархедон; в масоретском тексте (и, соответственно, в русском синодальном переводе) это — Фарсис (см.: Ис 23:1, 6, 10, 14). Тураев Б.А. История древнего Востока. Т. 1. С. 162. Подробнее см.: Там же. Т. 2. С. 17–18. О знакомстве библейских авторов с этим финикийским обычаем свидетельствует Иисус Навин: В то время Иисус поклялся и сказал: проклят пред Господом тот, кто восставит и построит город сей Иерихон; на первенце своем он положит основание его и на младшем своем поставит врата его ( Нав 6:25 ). Ср.: И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии. И сделал Ахав дубраву, и более всех царей Израильских, которые были прежде него, Ахав делал то, что раздражает Господа Бога Израилева, [и погубил душу свою]. В его дни Ахиил Вефилянин построил Иерихон: на первенце своем Авираме он положил основание его и на младшем своем сыне Сегубе поставил ворота его, по слову Господа, которое Он изрек чрез Иисуса, сына Навина (3 Цар. 16, 32–34) И цветы, и шмели, и трава, и колосья, И лазурь, и полуденный зной… Срок настанет — Господь сына блудного спросит: «Был ли счастлив ты в жизни земной?» И забуду я все — вспомню только вот эти Полевые пути меж колосьев и трав — И от сладостных слез не успею ответить, К милосердным коленям припав.

http://bible.predanie.ru/protodiakon-and...

– Всякую, кроме плоти и крови животной. 70 . Почему не употребляете вы в пищу плоти и крови животной? – Не приходятся по совести и зубам человеческим, а по волчьим приходятся. 71 . А почему же Моисей, велением Божиим, разрешил употреблять в пищу плоть животных, кроме некоторых нечистых? – По жестокосердию вашему разрешено Моисеем употреблять в пищу плоть животную, а в начале не было так. Разве не читали вы в писании, что вначале, Сотворивший человека, заповедал: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; вам сие будет в пищу ( Быт. 1:29–30 ). 72 . Есть ли у вас крещение? – Есть. Воочию изменение жизни человека, когда он устраняет себя от дел мирских, лукавства и похотей, ради грядущего царства Божьего, есть крещение в покаяние, а страдание за правду есть крещение Духом Святым. 73 . Есть ли у вас крест? – Есть. Наш крест есть добровольная нищета и убожество: первый конец его – вера, второй – надежда, третий – труд, четвертый – питание. Верую и надеюсь, тружусь и питаюсь. 74 . Почему вы на себя рукой креста не кладете? – Господь запрещает, ибо ручное моление не есть спасение. Стыдно думать, что, руками махая, можно Богу угодить. 75 . Признаете ли вы крест символом страданий Сына Человеческого? – Признаем: крест при Пилате, а ныне – виселицу и столп расстрела. 76 . Признаете ли вы таинство покаяния? – Таинством признаем. 77 . Как же вы совершаете таинство? – Отдавая тайно дела свои на суд своей совести. 78 . Что же вы называете таинством покаяния? – Тайное осуждение себя, явное оправдание других. 79 . Признаете ли вы таинство брака? – Самым тайнейшим, наименее нужнейшим, для души тяжелейшим. 80 . Почему тяжелейшим? – Потому что брачный, не душу спасает, но похоть разжигает и душу расслабляет. Нет ничего доброго в совокуплении, и не может оно быть делом благословенным. 81 . Значит, вы осуждаете брачных? – Всяк сам себя знай и другого не осуждай! А говорим мы и верим только тому, что говорим: что не по силе душевной, а по немощи брачен бывает человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Глава 7 Что же касается крещения, крестите так: наперед провозгласив все это  70 , крестите в живой воде  71 во имя Отца и Сына и Святого Духа. Если же нет живой воды, крести в другой воде; если не можешь в холодной, то в теплой  72 . А если нет ни той, ни другой, возлей воду на голову трижды во имя Отца и Сына и Святого Духа. А перед крещением крестящий и крещаемый должны поститься, также и некоторые другие, если могут. Крещаемому же вели поститься за день или за два. Глава 8 Да не совпадают посты ваши с постами лицемеров  73 ; ибо они постятся во второй и пятый день по субботе, вы же поститесь в среду и в канун (субботний)  74 . Также не должны вы молиться как лицемеры, но как повелел Господь в своем Евангелии, так и молитесь  75 : Отче наш, сущий на небе  76 , да святится имя Твое; да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе: хлеб наш насущный дай нам на сей день и прости нам долг наш  77 , как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение; но избави нас от лукавого. Ибо Твоя есть сила и слава во веки  78 . Молитесь так трижды в день. Глава 11 Если кто, придя к вам, станет учить вас всему тому, что сказано выше, того примите. Если же учитель, совратившись сам, станет учить другому, чтобы опровергнуть (т. е. разрушить) ваше учение, такого не слушайте  96 . Если же (он учит с тем), чтобы умножить правду и познание Господа, примите его, как самого Господа  97 . Что же касается апостолов и пророков, согласно правилу  98 Евангелия, поступайте так: всякий приходящий к вам апостол да будет принят как сам Господь. Но он не должен оставаться долее одного дня, в случае же нужды может оставаться и на второй; если же останется три дня, то он лжепророк  99 . Уходя  100 , апостол не должен брать ничего, кроме хлеба, (необходимого) до тех пор, пока где-нибудь не остановится  101 . Если же потребует денег, то он лжепророк. И всякого пророка, говорящего в духе, не испытывайте и не расследывайте  102 ; ибо всякий грех простится, а этот грех не простится  103 . Но не всякий говорящий в духе есть пророк, а только кто имеет нрав Господень  104 , ибо по нраву своему будет признан лжепророк и (истинный) пророк  105 . И никакой пророк, назначая в духе трапезу  106 , не станет есть с неё, если только он не лжепророк. Всякий пророк, научающий истине, если он не делает того, чему учит, есть лжепророк  107 . Всякий же изведанный, истинный пророк, поступающий согласно с всемирною тайною церкви  108 , но учащий не делать всего того, что он сам делает, да не будет вами судим, ибо его суд у Бога; так поступали и древние пророки. Если же кто скажет в духе: дай мне денег или чего-нибудь другого, не слушайте его  109 ; если же попросит дать для других, неимущих, никто да не судит его. Глава 12

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/didahe...

Глава VII Невозможно, чтобы Виталий отвергал церковные молитвы 26 . Возможно, конечно, что среди этих двенадцати [положений] тебе удастся найти нечто, что ты сочтешь подлежащим отвержению или сомнению, и вследствие этого подвигнешь нас к еще более тщательному обсуждению. Но неужто ты запретишь Церкви молиться за неверующих, чтобы они стали верующими, за тех, кто не желают веровать, чтобы они пожелали веровать, за тех, кто отвращаются от ее закона и учения, чтобы они согласились с ее законом и учением, чтобы дал им Бог то, что обещал через пророка: сердце познающее Его и уши слышащие 71 , – это, несомненно, получили те, о которых Сам Спаситель сказал: Кто имеет уши слышать, да слышит? 72 Неужели, когда ты услышишь, как священник Божий пред Его алтарем побуждает народ молиться Богу, или сам молится во всеуслышание, чтобы Бог побудил неверующие народы прийти к его вере, ты не ответишь: «Аминь»? Разве выскажешь ты нечто противное здравости этой веры? Неужели громко объявишь или тихо пробормочешь, что ошибся в этом вопросе блаженный Киприан, учащий нас молиться за врагов христианской веры, чтобы они также обратились к ней? 73 Сам Бог делает то, что Он заповедал просить у Него 27 . Неужели, наконец, ты обвинишь апостола Павла, приносившего великие молитвы за неверующих иудеев? Он говорит о них: Добрая воля моего сердца и молитва к Богу о них во спасение 74 . И он же говорит фессалоникийцам: Итак, молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас, и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера 75 . Каким образом будет распространяться и прославляться слово Божие, если не благодаря обращению к вере тех, кому оно проповедуется, поскольку уже уверовавшим он говорит: Как и у вас! Достоверно знает он, что это совершается Тем, Кому побуждает молиться, чтобы Он это сделал, как и о том, чтобы ему избавиться от беспорядочных и лукавых людей, то есть от таких, кому вовсе не суждено уверовать, даже если и будут эти молиться [о них]. Из-за этого он добавил: Ибо не во всех вера, как бы желая сказать: «Ибо даже если вы будете молиться, не у всех прославится слово Божие», поскольку, разумеется, лишь тем предстоит уверовать, кто были предуставлены к вечной жизни 76 , будучи предопределены к усыновлению Ему через Иисуса Христа, и избраны в Нем прежде создания мира 77 . Однако Бог для того заставляет уверовать еще не верующих посредством молитв верующих, чтобы показать, что Он Сам делает это. Ведь нет никого столь невежественного, столь плотского, столь неразумного (tardus ingenio), [нет такого], кто не увидит, что [Сам] Бог делает то, о чем повелел просить Его в молитвах, чтобы Он это сделал. Начало веры происходит от Бога

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Д. 1098. Ф. 472. Д. 62. Константин Степанович Сербинович (1795–1874) — тайный советник, член Комиссии по принятию прошений; см. также о нем примеч. Настоящего издания, т. 5, с. 517. 69.  Барятинский А. И. (1815–1879) — князь, с 1856 по 1861 г. наместник Кавказский. 70. РГБ OP. Ф. 425. К. 1. 71. РГБ OP. Φ. 425. К. 3. 72. РГБ ОР. Ф. 425. К. 3. 73. РГИА. Ф. 942. Оп. 1. Д. 559. Публикация, подготовка текста A. М. Любомудрова. Публикуется впервые. В письме идет речь о замещении должности Смотрителя Инвалидного дома. Инвалидный дом на 30 увечных воинов, а также церковь мч. Валериана были построены в 1809 г. братьями Зубовыми в память Валериана Зубова, скончавшегося от ран, полученных в персидском походе. 74.  Злостраждет ли кто из вас, пусть молится (Иак. 5. 13). 75. Эти письма были написаны святителем Игнатием в Николо-Бабаевском монастыре, когда он находился там в 11-месячном отпуске для лечения. Копии с них были сняты келейником Святителя Стефаном (в монашестве Симеоном). Позже святитель Игнатий по просьбе своих учеников отредактировал их и подготовил для печати. Впервые они были опубликованы архимандритом Игнатием (Малышевым) в 1881 г. как приложение к «Жизнеописанию епископа Игнатия Брянчанинова», а с 1886 г. помешались в Собрания творений Святителя в 4-м томе. (При подготовке Настоящего издания из 61 письма, помещенных в 4-м томе, по 14-ти были установлены адресаты.) 76. Пс. 129. 2. 77. Пс. 118. 19. 78.  …умножь в нас веру (Лк. 17. 5). 79.  Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых — врачует (Притч. 12. 18). 80.  Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [ было] на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис. 53. 5). 81. Житие преподобной Марии Египетской. Четьи-Минеи, 1 апреля. 82.  Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона. …Правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе (Рим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Движения сердечные возбуждаются в нашей душе и мыслями, и желаниями, и всем, что может прикасаться к нашему чувству жизни. И как дух злобы действует на ум наш, то через посредство мыслей и других состояний духа нашего возбуждает и различные ощущения в нашей душе. На дух жизни нашей могут действовать внешние предметы прямо, без посредства мыслей и желаний; поэтому и дух злобы может прямо прикасаться к чувству жизни и производить приятные или неприятные ощущения. Чем менее душа сосредоточена в самосознании и плохо защищена решимостью жить для добра, тем свободнее доступ до чувства силе сторонней, и особенно силе злой и хитрой. В Св. Писании много и свидетельств, и примеров, подтверждающих эту истину. Сатана вложил в сердце Анании солгать Духу Святому 76 . Сатана и при искушении самого Господа Иисуса покушался более всего подействовать на сердце Его, то приятным чувством удовлетворения голода: скажи, чтобы камни сии сделались хлебами 77 ; то чувством собственного достоинства: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею 78 ; то обещанием Ему приятных чувствований властвования над вселенной: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне 79 . Но хотя бы злые духи и успели внушить уму человека превратные понятия о каком-либо предмете, хотя успели бы произвести в сердце человека нечистые чувствования об этом предмете, и тогда человек не был бы еще доведен до греховного действия — в тесном смысле этого слова. Всякое нравственное действие есть плод всех нравственных сил, т. е. ума, сердца и воли, но очевидно, что здесь не доставало бы еще для приведения в действие внушений дьявольских решимости воли. Представления разума о предмете как достойном нашего внимания, услаждение сердца предметом как предметом приятным, имеют великое влияние на волю, иногда доводят ее до того, что она предмет помышлений ума и наслаждений сердца избирает в предмет своей деятельности; но это не всегда бывает.

http://azbyka.ru/nevidimyj-mir-demonov

Дукшта-Дукшинской от 27.04 1937 г.//Рерих Е.И., Рерих Н.К., Асеев А.М. Оккультизм и Йога: Летопись сотрудничества. М., 1996. Т. 2. С. 303.), не замечая, что звучит оно скорее «обзывательски» 151 Письма Елены Рерих, 1929–1938 гг. Т. 1. С. 439. 152 Там же. Т. 2. С. 12. 153 Блаватская же отказывает Христу даже в этом. Для нее Иисус – просто человек. 154 Тареев М.М. Христианская философия. М., 1917. Ч. 1: Новое богословие. С. 31–32. 155 Свт. Григорий Нисский. Против Евномия. 6, 3//Творения. М., 1863. Ч. 6. С. 52 156 См.: Доддс Э.Р. Греки и иррациональное. С. 76–77. 157 См.: Циркин Ю.Б. Карфаген и его культура. С. 132. 158 Циркин Ю.Б. Карфаген и его культура. С. 180–182. 159 Тураев Б.А. История древнего Востока. Т. 2. С. 132. 160 Честертон Г.К. Вечный человек. С. 162. 161 Разрушенный в 146 г. до Р.Х., Карфаген был вновь заселен при Цезаре – в 44 г., но уже римскими колонистами. Религиозный культ был романизирован 162 Ханаан – самоназвание жителей той страны, что греки нарекли Финикией. Латиняне называли их пунийцами. В Септуагинте (греческом переводе книг Ветхого Завета) Карфаген поименован как Кархедон; в масоретском тексте (и, соответственно, в русском синодальном переводе) это – Фарсис (см.: Ис.23 6, 10, 14). 163 Тураев Б.А. История древнего Востока. Т. 1. С. 162. Подробнее см.: Там же. Т. 2. С. 17–18. О знакомстве библейских авторов с этим финикийским обычаем свидетельствует Иисус Навин: В то время Иисус поклялся и сказал: проклят пред Господом тот, кто восставит и построит город сей Иерихон; на первенце своем он положит основание его и на младшем своем поставит врата его ( Нав. 6:25 ). Ср.: И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии. И сделал Ахав дубраву, и более всех царей Израильских, которые были прежде него, Ахав делал то, что раздражает Господа Бога Израилева, и погубил душу свою.. В его дни Ахиил Вефилянин построил Иерихон: на первенце своем Авираме он положил основание его и на младшем своем сыне Сегубе поставил ворота его, по слову Господа, которое Он изрек чрез Иисуса, сына Навина ( 3Цар.16:32–34 )

http://azbyka.ru/dary-i-anafemy-chto-xri...

Его уже и божественный Давид провозгласил, говоря о нас, то есть о всяком человеке, что когда Ты отвернешь лицо – они смятутся, и в прах свой возвратятся. Пошлешь Духа Твоего, и будут созданы, и обновишь лицо земли 74 , а именно: когда мы преткнулись в Адаме из-за преступления, Бог отвратился от нас, и по этой причине мы возвратились в свой прах, оказавшись под проклятием. Ведь Творец сказал: «Ибо ты земля и в землю отойдешь» 75 . Но в последние времена этого века Бог и Отец силою животворящего Духа во Христе воздвигнет всех мертвых. А что еще не было воскресения мертвых, но оно будет в свое время, удостоверяет премудрый Павел, который пишет, что Именей и Александр потерпели кораблекрушение в вере 76 , говоря, что воскресение уже было 77 . Если же говорящий такое терпит кораблекрушение в вере, то наконец-то может быть очевидным, что блаженный пророк Иезекииль в пророческом созерцании с пользой для нас узрел могущество воскресения. 8 . Некий человек был богат и каждый день пиршествовал блистательно, нищий же некий, именем Лазарь, лежал у ворот его, покрытый язвами 78 , согласно евангельскому повествованию. Так вот, случилось тому и другому умереть 79 , и если этот нищий отошел к упокоению, то богач – для наказания. Это уже произошло и каждому в удел досталось достойное воздаяние или здесь представлен образ будущего суда? Но говорят, что раз упомянуто имя Лазаря, значит, это произошло и совершилось истинно. Ведь для чего сказано не нищий же некий «человек», но Лазарь, как не для того, чтобы этим наименованием показать, что это совершилось на деле и поистине? 80 Разъяснение Божественное Писание повсюду говорит, что суд состоится после воскресения из мертвых. Но воскресения не будет, пока снова не явится к нам Христос в славе Отца вместе со святыми ангелами 81 . Так и премудрый Павел говорит: «Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе архангела и трубе Божией, сойдет с неба 82 . Ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными» 83 , поэтому раз еще не сошел с неба Судия всех, то не произошло еще и воскресение мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010