Это категорическое утверждение весьма знаменательно 164 , потому что сразу воздвигает непроницаемое средостение между раввинизмом и св. Павлом. Их зависимость будет абсолютно невозможной до тех пор, пока не сгладится различие путем взаимного примирения. Поскольку же апостольские воззрения выводятся из иудейских, то первые и подгоняются критикой ко вторым. Здесь успех достигается, по-видимому, блестящий и несокрушимый, если судить по изумительной смелости ученых приговоров. Все люди «согрешили, как Адам» и «сами по себе» 165 ; «отец был натурально подобен детям, и его история во всем напоминает ихнюю» 166 . Текст Павловых писаний не только не оправдывает ортодоксально-августиновской теории, но «содержит и выражает прямо противную» 167 . «Догма первородного греха, провозглашаемая Церковью , не вытекает законно» из посланий Апостола, и «его изъяснение силы греха есть эссенциально иудейское», что «посредствующая причина – грех Адамов, а непосредственная (и собственная) – грех каждого индивидуума», его «персональное преступление» 168 . Смертность, по существу, разрывается от греховности, что якобы высказывалось и во всей позднейшей литературе 169 . Но этим соображениям апостольское учение формулируется 170 в том смысле, что «Адам через свое преступление подпал смерти, и, однажды вторгнувшись в мир, она перешла на всех людей потому, что они все согрешили»; эллинский благовестник совсем не знает ни о необходимости, ни о первородности греха 171 . Во всех этих аргументах центр тяжести вопроса справедливо полагается в условиях вменения греховности в смертность, потому что при индивидуальности последней таковой будет и первая. От этого пункта мы и отправляемся в своих изысканиях, ограничиваясь важнейшим – соответственно специальным целям. Но в этом отношении бесспорно, что фактически смерть вступила в мир грехом ( Рим.5:12 ) δι τς μαρτας и им вызвана к историческому бытию. Далее констатируется, что она неотвратима и всеобща, поскольку действует даже там, где для нее не имеется юридической опоры, царствуя в дозаконный период невменяемости ( Рим.5:13:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

167. Некоторые современные политические мыслители готовы выразить это более или менее откровенно. Здесь я прежде всего имею в виду философскую школу, которую историки философии вроде Квентина Скиннера и философы вроде Филипа Петтита называют гражданским республиканством и которая утверждает, что «свобода» в классической либеральной традиции – это не вопрос способности действовать без вмешательства власти или даже без угрозы применения насилия (поскольку правовые системы угрожают насилием тем, кто нарушает правила), а скорее способности действовать без вмешательства произвольной власти. Здесь не очень уместно пускаться в детальный анализ, но полная формулировка выливается в представление о свободе как об игре с нулевой суммой. В конце концов, «произвольная» означает лишь «неопределенная». В системе произвольной власти решения отражают «волю и прихоть» деспота. Но с точки зрения деспота, «произвол» – это свобода. Поэтому люди свободны в том случае, если несвободен правитель. Могущественные люди должны соблюдать правила. Но раз все граждане обладают некоторой властью, то ею обладают и все прочие. В конечном счете если свобода означает защиту от произвольной (не ограниченной правилами) власти других и если власть присутствует повсюду, логика подталкивает к сведению всех аспектов человеческой жизни к набору прозрачных правил (ключевые тексты по этому вопросу: Pettit Philip. Republicanism: A Theory of Freedom and Government. Oxford: Clarendon Press, 1997; Skinner Quentin. “Freedom as the Absence of Arbitrary Power”/Laborde Cécile, John Maynor (eds.)//Republicanism and Political Theory. Malden, MA: Blackwell Publishing, 2008). 168. Strathern Marilyn. Audit Cultures: Anthropological Studies in Accountability, Ethics and the Academy. London: Routledge, 2000. 169. Они не просто меняются, а меняются с постоянной скоростью, вне зависимости от исторических обстоятельств. Есть даже целая наука, глоттохронология, исходящая из этого факта. 170. Freeman Jo. “The Tyranny of Structurelessness”. Первая официальная публикация: The Second Wave, vol. 2, no 1. Перепечатано в: Quiet Rumours: An Anarcha-Feminist Reader, Dark Star Collective. Edinburgh: AK Press, 2002, pp. 54–61.

http://predanie.ru/book/220216-utopiya-p...

А от них множатся греховные развлечения и порабощения и ввергают нас в расслабление. Отсюда невоздержание – дочь беспечности – делает тело вялым и бессильным, а ум омраченным и огрубевшим. Тогда и Иисус скрывается от толпы помыслов и рассуждений, присутствующей в области ума. 109 . Опытно 166 изведать муку совести теперь или в будущем веке невозможно 167 . Это [испытание] касается Преимущественно одних тех, которые здесь и там терпят недостаток в любви и славе 168 [от обычных забот]. Как некоторый свирепый палач, разнообразно карающий лиц, подлежащих ответственности, [совесть] как бы заносит 169 всегда над деспотически обнаженными [жертвами] острый 170 [от обычных забот] меч, то есть обличение и негодование. Совесть называется также ревностью по присущему ей [обычаю] воздействовать 171 [от обычных забот] на врагов, на природу тела и на душу. А иными [она именуется] природной горячностью, которую повелевается нам изощрять против врагов, как острый меч. И если [совесть] покорит победоносно 172 [от обычных забот] [нашу] двойственность единству, то целью ее ревности 173 [от обычных забот] бывает тогда восхождение к Богу. Но если сама душа подчиняется двум – я разумею грех и плоть, – тогда ее концом назначается там [в вечности] безжалостное мучение за то, что она довела себя до полного порабощения врагам. Душа, совершающая здесь постыдное, губит свое добродетельное состояние, отлучается и отчуждается от Бога. 110 . Из всех страстей две крайне суровы и тяжки – это блуд и уныние, которые, господствуя над несчастной душой, обессиливают ее. Они имеют между собой взаимное общение и тесную связь и потому несокрушимы, непреодолимы и совершенно непобедимы. Первая [блудная страсть] успешно возрастает в области желаний 174 [от обычных забот], но содержит материал для обоих нераздельных по природе [частей нашего существа] – я говорю о душе и теле, – разливая всю свою сладость по всем [телесным] членам. Вторая [страсть уныния], одерживая верх над владычественным умом, обвивает 175 [от обычных забот] собою всю душу и тело, как плющом 176 [от обычных забот], делая 177 [от обычных забот] природу нашу вялой, расслабленной и как бы разбитой параличом.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Sinai...

Такое мнение можно назвать господствующим в ученой литературе 168 , хотя здесь остается невыясненным один пункт: странно, что Филон прямо не назвал здесь Логоса, когда он во всех других случаях говорит о нем с полной определенностью и называет его прямо по имени. Вообще же все приведенные объяснения нельзя назвать вполне удовлетворительными уже потому, что в них указывается фактор только божественный или небесный, тогда как Филон говорит о явлении по природе человеческом, хотя и божественном. Поэтому нельзя не назвать довольно правдоподобным объяснение Мюллера, который думает, что Филон, основываясь на пророчестве Даниила о Сыне человеческом, идущем с облаками небесными ( Дан. 7:13 ), говорит в данном месте о личности Мессии 169 ; к сожалению Мюллер ограничивается больше только критическими замечаниями о прежних теориях, но не подтверждает своего мнения положительными доводами 170 . Впрочем все же едва ли можно согласиться с мнением большинства ученых, будто Филону было совершенно чуждо представление о личном Мессии. Намек на такое представление он делает в сочинении De praemiis et poenis, где он так изображает мессианское время. Когда люди обратятся к Богу, они прежде всего будут обезопашены от диких зверей. Медведи, львы, леопарды, индийские слоны, тигры и вообще все звери непреодолимой силы и крепости обратятся от уединенного образа жизни к сообществу; они опять навыкнут бояться человека, как владыки, и почитать его, как своего естественного господина. Некоторые даже из них, соперничая с ручными животными, будут выражать свое благоговение к нему, как комнатные собачки, маханием хвоста. Род скорпионов, змей и других пресмыкающихся не будет тогда иметь более вредоносного яда. Вместе с тем наступит мир и между самими людьми, ибо им будет стыдно проявлять большую дикость, чем неразумные звери; и кто осмелится нарушить общий мир, тот будет уничтожен. Тогда «явится человек, говорит предсказание (χρησμς), который, будучи вождем и воином, покорит великие и многолюдные народы, когда Бог пошлет благочестивым свою могущественную помощь. Это есть непоколебимая смелость душ и могущественная сила тел, из которых каждая и в отдельности будет страшна врагам, а вместе они будут неодолимы» 171 . Но некоторые из врагов, как говорит пророчество (ср. Исх. 23:28 , Втор. 7:20 ), не удостоятся даже погибнуть от руки человеческой: Он (Бог) противопоставит им тучи ос, которые, нанося постыдное поражение, будут сражаться за святых. А эти последние не только будут иметь победу в борьбе без пролития крови, но и получат несокрушимую силу господства для спасения покорных, которые подчинятся или по любви, или из-за страха, или из-за стыда. Они (святые) будут обладать тремя необходимыми для несокрушимого господства свойствами, досточтимостью, грозностью и благодетельностью; ибо первая пробуждает благоговение, вторая страх, а третья – любовь, которые, соединившись в душе подчиненных, сделают их совершенно послушными владыкам 172 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

148 В греческой народной традиции и преданиях Красной Ябло­ней называется место где-то в Месопотамии – исторической прародине турок. 151 Христиане платили особый налог (харадж), который не выплачивали турки. Тем самым они фактически платили за право исповедовать свою веру. 161 В каждом своём устном выступлении святой Косма старал­ся охватить ряд основных тем и, по возможности, коснуться того, что будет интересно именно той пастве, перед которой он выступал. Соответственно было в его проповедях что-то общее, было и что-то индивидуальное, обусловленное потребностями конкретных слушателей. Это хорошо видно на примере первого слова (1) и первого слова (2), а также второ­го слова (1) и второго слова (2). На первый взгляд они прак­тически идентичны, но более пристальное рассмотрение по­казывает, что они содержат между собой существенные раз­личия. Многие темы, которых Святой касается в первом сло­ве (2) и втором слове (2), в других поучениях не встречаются. Именно поэтому они также публикуются в нашем издании. 165 «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем серд­цем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух за­поведях утверждается весь закон и пророки» ( Мф. 22:37–40 ). 168 Под магическими травами святой Косма подразумевал тра­вы, над которыми были совершены магические обряды и заклинания. 169 Обращаясь к священству, святой Косма использует больше церковной лексики, чем при общении с простыми людьми. 170 Священники часто отвечали за сбор налогов с христианско­го населения Османской империи. В случае их невыплаты на их голову обрушивались репрессии со стороны турецких властей. 172 В отличие от мусульман, христиане платили харадж – фак­тически налог за право исповедовать свою веру. Читать далее Источник: Слова/равноапостольный Косма Этолийский ; [пер. на рус. яз. выполнен о. Александром (Носевичем)]. - Москва : Святая Гора, 2009. - 271 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

59). Следовательно, епитимию можно переносить с молодости на старость. Тот же епископ в беседе с. Кириком позволял " жене мужу своему помочи терпети опитемьи или мужу жене " (Р. И. Б. Т 6, столб. 50). Печерские иноки из любви друг к другу разделяли епитимию согрешившего брата по трое или по четыре (С. Смирнов. Древнерусский духовник, стр. 82, прим. 3). В " Златой Чепи " , рукописи библиотеки Троицкой Лавры говорится: " Если грех будет тяжек, то совокупятся нань два или трио и одолеют ему " (С. Смирнов. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины, стр. 157). В одном весьма распространенном по древнерусским рукописям правиле прямо предписывается: " Аще в опитемьи будет кто, достоит веси семьи говети, помогая старейшему, аще дети или братья, добро есть " (Смирнов. Материалы, стр. 68). В греческом номоканоне, изданном Котельером, есть даже такая статья (69): " Если кто возмет дар или иерей, или кто другой, чтобы совершить покаяние, и не сделает его своевременно, пусть совершает покаяние двойное " (Ecclesiae Graecae Monumenta, t. 1, pp. 80-81). Сюда же можно отнести совет " духовному чаду на три части разделити грех: первая часть премилостивого Бога, вторая часть на попа, а третья часть на кающегося " (Рукопись Волоколамской библиотеки 560, л. 59 об. 566, л. 103 об, и 478 об. Ягич. Starine, VI, 130). Иногда, впрочем, этот совет дополняется так: " Коли исповедник сохранит свою (часть) и потом иереи прибавит на него и вторую, третью " (Смирнов. Материалы, стр. 165). Думается, нет особенной нужды доказывать, что все подобные явления возможны лишь при внешне юридическом понимании покаяния и епитимий. В восточных епитимийниках можно найти и характерный для латинских пенитенциалов " пост на хлебе и воде " . Профессор А.С. Павлов указал в Котельеровском номоканоне шесть раз формулу: покается на хлебе и воде (Ст. 159, 162, 168, 169, 170, 171) и четыре подобных же формулы в епитимийных правилах, изданных Питрою (Мнимые следы... Чтения в Обществе Любителей Духовного Просвещения.

http://pravoslavie.ru/sretmon/illarion/p...

Богословие Прокла заслуживает особенное внимание в том отношении, что оно есть первый систематический и самый полный опыт соглашения философии и полифеизма. Прокл, по словам Вашро 166 , употребил все усилия, чтобы вместить в раму Неоплатонической философии все религиозные и философские знания прошедших времен: посему система его заключает в себе самый обширный синтез, какой только можно было предпринять в этом роде 167 . Для Прокла философия и религия есть одна и та же истина, излагаемая лишь на двух особых языках: первая есть идея, вторая – символ 168 . На самой крайней точке божественного мира Прокл ставит Единое, существо неизреченное и неизменяемое, содержащее в себе все 169 . Первым проявлением его существа служит сущность умная (Oσια νοητ). Эта сущность, хотя и неделима, заключает в себе троичность: существо, жизнь и ум, – три термина, из которых каждый есть в свой черед новая троичность: безконечное, конечное и смешанное 170 . Из различных воззрений на существа божественные, в которых Философия видит совершенно чистые, отвлеченные понятия (notio), религия делает могущества олицетворенным, конкретные, обращает их в существа отдельные одно от другого, из которых каждое имеет уже собственную, ему одному свойственную жизнь по исшествии из бога Верховного и называет их богами. Отсюда, прежде всего, три чина богов троичных 171 : во–первых, три бога умных (τρι νοητ – это есть троичность бытия, это отец (ϑεο πατρικο); во–вторых, три бога умных–умосозерцаемых (τρι νοητνοερ), – это есть троичность жизни, – то, что Прокл называет материю или распложением бытия 172 ; в–третьих, три бога умосозерцаемых (τρι νοερ),– это троичность ума, – то, что объемлет трех богов: Сатурна, Рею, жену его и Юпитера, – сына их. Вот, наконец, где Прокл входит в народную Мифологию. Сатурн 173 изображает собою сущность умосозерцаемую, происшедшую из ума, который, при посредстве Реи, дает бытие Юпитеру и уступает ему власть. Юпитер, первый демиург 174 , на которого возложено образование мира, отделен от него новыми тремя богами, которые суть дети его; они суть: Минерва, Прозерпина и Бахус 175 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Polisa...

Л. 59–166: Деяния Апостольские, послания Апостолов, Апокалипсис и оглавление чтений из Евангелия и Апостола (л. 96–98 опять белые; на них следовало бы быть предисловий к посланию к Римлянам). Л. 166–168 краткий месяцеслов (из русских и вообще славянских святых ни один не упоминается) Л. 168–169 « Настатьіе лоуна на киждо мць. со клазными» (лунный круг на 19 лет). Л. 169 об.–170 указание воскресных евангельских чтений. В конце рукописи, на нижней доске прикреплено духовное завещание святителя Алексия, собственноручно им писанное на бомбицине, и при нем копия, сделанная в конце прошедшего века. Здесь же две записи: 1-я: дховниа Але митрополита. 2-я: Сію стителіа Алексіа дхвную и съ спискомъ хранить въ мнтрской ризниц въ среброкованномъ ковчег. Смиренный Плато Архіепкпъ Московскїй 1777. июля 2 дня. Подлинная духовная от времени очень обветшала, особенно по сгибам. Своею «грамотою душевною» святитель Алексий дает «святому великому архангелу Михаилу и честному Его чуду» одиннадцать принадлежащих ему сел (в том числе и «Черкизовское») «с серебром и с половники и с третники и з животиною», а также «садец подолней»; самый монастырь «приказывает» своему духовному сыну в. к. Димитрию Иоанновичу. Предание усвояет этот Чудовской список Нового Завета святителю Алексию. Преосв. Филарет 1 (Харьковский) и ученый чех аббат Добровский 2 замечают, что о переводе святителем Алексием Нового Завета и даже о времени перевода говорится в Пахомиевом житии Алексия. Сколько нам известно, в Пахомиевом житии 3 говорится вообще, что св. Алексий «всяческими добротами украсил церковь во имя Чуда архистратига Михаила, иконами же и книгами и иными утварьми». Предание о Чудовском списке Нового Завета, как собственноручном святителя Алексия, восходит к XVII в. В «Словаре историческом о писателях духовного чина» напечатана старинная историческая записка, найденная в архиве Коллегии Иностранных Дел о переводе Библии Епифанием Славинецким, где переводчики или исправители, исчисляя рукописи, которыми они пользовались, о Чудовском списке говорят так: «первая Славенская книга бе у преведения сего преводу и рукописания Святого Алексея митрополита всея России Чудотворца, писанная в лето 6863 (1355) до смерти его за 23 лета, яже и доднесь обретается в обители его в Чудове монастыре в книгоположнице блюдома и прочитаема бывает над болящими» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Таким образом первая речь, начатая на месте строившихся укреплений, сопровождалась поразительным символическим действием в храме среди народа, безмолвно внимавшего пророку под влиянием страха от вышеупомянутых понесенных поражений и недоверчиво смотревшего на царя и его советников. В этой речи по случаю умысла против Давидовой династии возвещается высокое назначение сего племени в следующих пророчествах: 1)  о рождении Мессии от Девы , так что Он по-видимому станет походить на обыкновенных людей (масло или молоко и мед будет есть), а на самом деле будет  Еммануилом  или с нами живущим Богом ( Ис 7:14 164 ). Исполнение сего пророчества указано Евангелистом Матфеем в рождении Иисуса Христа от Девы Марии ( Мф 1:23 165 ); 2)  о водворении Мессии в Галилее , которую Он просветит и осчастливит, так что там совершится тогда нечто похожее на  день Мадиама  или на победу Гедеона над Мадианитянами ( Суд 7:1–8, 23 ), когда полный успех произошел не от человеческих способностей или усилий, но от Божественной помощи и благословения ( Ис 9:1–4 166 ). Исполнение его пророчества указано Евангелистом Матфеем в том обстоятельстве, что после крещения от Иоанна Господь оставил Назарет и поселился в Капернауме, в пределах колена Завулонова и Неффалимова, определенно поименованных в пророчестве Исаии ( Мф 4:13–16 167 ); и, наконец, 3)  о Его качествах или наименованиях , показывающих в Нем истинное человечество (ибо младенец родился…), и вместе с тем беспредельную непостижимость, премудрость, всемогущество, мир и вечную правду ( Ис 9:6–7 168 );  общее  указание на исполнение этого пророчества можно находить в тех местах Нового Завета, где Богочеловеку усвояются вышеуказанные качества и свойства ( Мф 28:18 169 ; Лк 1:32–33 ; 170 Ин 4:10 171 и др.). Вторая речь , произнесенная во времена Ахаза, излагается с восьмого стиха девятой главы 172 по четвертый стих десятой 173 (в форме единоокончания). Предмет её – Самария или царство Израильское. Здесь, в противоположность вышеуказанной участи, которую готовили Израильтяне царству Иудейскому, пророк изображает участь, предстоящую им самим.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Во-вторых, относительно разделки стен с наружной стороны и относительно способа кровли: церкви с тем или другим количеством лизен самостоятельных и с кровлей по полукругам этих последних, и церкви с лизенами тройчатками и с кровлей в виде креста на четыре треугольные фронтона. К первому классу принадлежат большие церкви Новгородские и все Владимирские, ко второму классу малые Новгородские. Первый класс в отношении к лизенам подразделяется надвое, именно – лизены с одним полем во всю длину стен (церкви Новгородские) и лизены с разделением их поля на две половины – верхнюю и нижнюю (церкви Владимирские). Сообщим сведения о церквах замечательных, именно – монументальных, указанных выше, знаменитых исторически помимо монументальности, каков Новгородский Софийский собор, и отличающихся особенностями, каковы – Владимирские церкви, украшенные барельефами. Первая по времени из церквей монументальных есть Киевская Десятинная церковь Успения Богородицы, к постройке которой Владимир приступил, выписав мастеров, т. е. архитекторов, из Греции, вслед за приступом к общему крещению народа в 991г. (см. выше). И которая окончена и освящена через шесть лет в 996г. 166 К сожалению, эта первая не только из монументальных, но из всех вообще наших каменных церквей, и нисколько не описана в архитектурном отношении летописцами и не сохранилась до настоящего времени, погибнув в нашествие на Киев Монголов в 1240г. Когда Батый взял крепость Киевскую (по древнему город), то граждане наскоро устроили было другую крепость около нашей Десятинной церкви 167 , но,– говорит летописец,– «придоша на не (на них Татары) и бысть брань межи ими велика, людям же узбегшим на церковь и на комары церковныя и с товары своими 168 , от тяжести повалишася с ними стены церковныя» 169 . Размеры церкви, найденные по остаткам фундамента, мы указали немного выше. Не имеем положительных свидетельств, но со всей вероятностью думаем, что она была не однокупольная, а пяти-купольная, и что вообще по своему плану и по своей форме она должна быть представляема более или менее тождественной с Софийской церковью Ярославовой, в которой надлежит видеть её повторение.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010