Дамасский царь Рецин начал вербовать себе союзников против Ассирии: израильского (Факея) и иудейского (Ахаза) царей. Когда Ахаз отказался вступить с Сирией и Израилем в союз против Ассирии, союзники решились свергнуть его с престола. Они заняли Иудею. Ахаз, между тем, донес Феглаффелласару на Рецина и просил у него защиты от сирийско-израильского нашествия. Феглаффелласар, конечно, рад был этому случаю, давшему ему повод окончательно поразить давнего соперника Ассирии. Чтобы ослабить действие союзнических войск, Феглаффелласар враз повел военные действия против Сирии и Самарии. Разъединенные союзники не могли оказать сильного сопротивления. Самария скоро подчинилась и обязалась платить дань Ассирии. В тоже время сам Феглаффелласар осадил Дамаск и взял его, убил Рецина, разрушил Дамаск, и Сирию превратил в Ассирийскую провинцию (732 г. до Р. X). Гордый победитель велел явиться в Дамаск 23 вассальным Малоазийским царям, в числе коих был (они перечислены в оставшихся надписях) «Яухази царь Яуды», т. е. Ахаз, царь Иудейский. Вместе с Ахазом заявили покорность Ассирии цари: Тирский, Моавитский, Эдомский, Аравийский и других стран смежных с Иудеей. Из опустошенной Сирии Феглаффелласар хотел идти в Египет, но возмущение в южной Халдее заставило его вернуться назад. В возмутившейся стране он воздвиг, по свидетельству надписи, кучу трупов пред главными воротами (вероятно столицы), истребил и пожег города, покрыл развалинами страну. – Вот что грозило Самарии и Иерусалиму, если бы иудеи отказались платить дань Ассирии! В конце царствования Феглаффелласара, тирский царь, в союз с израильским (Факеем), отказались было от подчинения Ассирии, но при приближении ассирийских войск к Самарии, в последней вспыхнуло восстание. Царь Факей был убит, а преемник его Осия изъявил покорность Ассирии и спас Самарию. Феглаффелласар умер, передав престол своему сыну, Салманассару VI (729–725 г). Со смертию грозного завоевателя, у подданных его пробудились надежды на свободу. Снова тиряне и израильтяне свергли иго Ассирии, в надежде на помощь Египта.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Значение реформы Иосии можно вполне оценить лишь тогда, когда мы будем знать предысторию этого события. Перед тем как Иосия взошёл на престол, в Израильском царстве на протяжении более 50 лет царило ужасное идолопоклонство, которое ввели Ахав и Иезавель. При деде Иосии, Манассии (696–642), царе-вероотступнике, моральное и религиозное состояние Иудейского царства было хуже, чем у народов, уничтоженных или изгнанных в своё время из Ханаана. О нём сказано, что в мерзостях своих он превзошёл язычников и «пролил... весьма много крови, так что наполнил ею Иерусалим от края до края... он завлёк Иуду в грех – делать неугодное в очах Господних» ( 4Цар.21:16 ). Более того, Манассия, следуя ханаанскому обычаю, принёс в жертву собственного сына ( 4Цар.21:6 ). Он внёс истукан Астарты в Святое святых храма, в то самое место, где стоял Ковчег завета. Есть основания полагать, что именно при Манассии священники унесли Ковчег в безопасное место, а когда Иосия вынес Астарту из храма, сжёг её в долине Кедрона, истер её в прах и даже развеял его, Ковчега завета уже не было в храме. Вот почему он не упоминается в длинных перечнях принадлежностей и сокровищ храма, увезённых позже вавилонянами. Ковчег завета был изъят из храма во времена Манассии и с тех пор след его теряется. Правда, фалаши – эфиопские евреи – утверждают, что самая священная святыня времён Ветхого Завета, которая вот уже почти три тысячелетия считается утерянной, находится в городе Аксум, в Эфиопии. При ассирийских царях Асархаддоне (681–669) и Ашшурбанипале (669–627) Ассирия достигла вершины своего могущества. Как раз на этот период приходится и нечестивое царствование Манассии. Мы не знаем, в какой мере он находился под влиянием идолопоклоннической политики Ассирии, но, судя по его действиям можно предположить, что он являлся послушным вассалом и данником ассирийских царей. В одной из ассирийских надписей Манассия упоминается в связи с поставкой дани. Может быть, эта зависимость стала одной из причин того, что при Манассии, процарствовавшем полвека ( 2Пар.33:1 ), иноземные культы, в том числе ассирийские, получили широкое распространение в Иудее. Такое поведение было для царей Иуды, как и для других покорных ассирийскому царю правителей, одним из способов выразить своё почтение ему и тем самым обеспечить себе столь продолжительное политическое долголетие. В том, что это именно так, мы можем убедиться на примере предшественника Манассии, иудейского царя Ахаза, который приехал в Дамаск для встречи с ассирийским царём Тиглатпаласаром III (745–727) и увидел там языческий жертвенник, который ему понравился. «... И послал царь Ахаз к Урии священнику изображение жертвенника и чертёж всего устройства его. И построил священник Урия жертвенник по образцу, который прислал царь Ахаз из Дамаска» ( 4Цар.16:5–11 ). Вернувшись домой, Ахаз внёс некоторые изменения в ритуал жертвоприношения и всё это «ради царя Ассирийского» (ст.18).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

4Цар. 16:32–35, 37, 38 ; 2Пар. 27 Во втором году Факея, царя Израильского, Иоафам занял упразднившийся престол отца своего Озии и владел Иудейским царством 16 лет. Он был одним из благочестивых царей Иудейских. Суд Божий, постигший отца его за усвоение себе права священнодействия, произвел на него сильное впечатление: сын Озии прокаженного никогда не покушался вступать во внутренность святилища. Он произвел некоторые постройки в храме; и отстроил города на горах Иудейских, укрепленные места и башни в лесах. Вел счастливую войну с Аммонитянами, которые, в продолжение трех лет, платили ему по сту талантов серебра 139 , по десяти тысяч коров 140 пшеницы и по стольку же ячменя. Этот успех был наградою за благочестие царя. Но в народе господствовало суеверие; на высотах возносились жертвы и курение; пороки не уменьшались. И потому Господь давал чувствовать народу гнев Свой: Рецин, царь Сирийский, и Факей, царь Израильский, стали тревожить пределы царства Иудейского. 11. Ахаз, сын Иоафама – цари Израильские:19. Факей и 20. Осия– предречение о рождении Еммануила от девы 4Цар.16:1–4 ; 2Пар. 28:1–16 К большему несчастию для Иудеи, по смерти Иоафама воцарился нечестивый сын его, Ахаз, в семнадцатый год царствования Факса. Ахаз подражал суеверию царей Израильских: он поделал литые изображения Ваала и начал приносить жертвы на долине сынов Еннома, где сожигал даже своих сыновей в честь Молоху. И Господь подверг Иудею тяжким наказаниям. Ренин, царь Сирийский, разбил Ахаза и увел в Дамаск множество пленных. Факей, царь Израильский, в один день избил 120,000 Иудеев. Кроме того, Израильтяне захватили у Иудеев 200,000 жен, сыновей и дочерей, с намерением обратить их в рабство, и повели их в Самарию. Но их встретил пророк Одид: он укорил Израильтян за безчеловечие к своим братиям, сынам Иудиным, и угрожал им гневом Божиим, если они не дадут свободы пленникам. Тогда четверо из начальников колена Ефремова решительно воспротивились воинам, возвращавшимся с добычею, и не дозволили им ввести пленников в Самарию; когда же пленникам объявлена была свобода, они одели и обули тех из них, у которых не было одежды или обуви; потом накормили нх, напоили, помазали елеем, немощных посадили на ослов и всех отправили в Иерихон к их братиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Властители новоассир. царства становятся непосредств. участниками библ. истории. При них А. достигает своего расцвета. Ашшурнацирапал II (884–858 гг. до Р.Х.) с неслыханной жестокостью воевал против арам. удельных князей (при нем с живых пленников сдирали кожу, сажали их на кол. и т.п.) и восстановил царство в тех размерах, какие оно имело при Тиглатпаласаре I. Он ввел четкую организацию системы гос. управления. Столица царства была воздвигнута в Кальху (библ. Калах, совр. Нимруд). Обнаруженная в 1951 г. надпись, относящаяся к 879 г. до Р.Х., гласит, что в городе насчитывалось свыше 60 тыс. жителей (ср. указание на 120 тыс. жителей прим. вдвое большей по площади Ниневии, содержащееся в Книге пр. Ионы (4:11). ⇒ Салманасар III (858–824 гг. до Р.Х.) продолжил политику отца. А. при нем стала простираться от Урарту (тер. совр. Армении) до Персидского залива и от Мидии до побережья Сирии и Киликии (Тарс). При Каркаре он дал сражение сир. коалиции (853 г. до Р.Х.), победил дамасского царя ⇒ Азаила и обложил данью израил. царя ⇒ Ииуя . После смерти Салманасара III А. управлял целый ряд слабых царей, которым приходилось вести борьбу, гл. обр., с укрепляющимся царством Урарту и подавлять восстания в собств. стране. Поэтому Иудейское и Израильское царства могли в период с 824 по 744 гг. до Р.Х. жить в условиях мира. Истинным основателем Ассир. мировой империи был узурпатор Пулу (библ. Фул; 4Цар. 15:19 ; 1Пар. 5:26 ), который в 745 г. до Р.Х. взошел на ассир. престол как ⇒ Тиглатпаласар III (библ. Феглаффелласар) и правил по 727 г. до Р.Х. После успешной борьбы с Урарту он устремился на запад. Израил. царь ⇒ Менаим покорился ему добровольно ( 4Цар 15:19 и след.). Когда позднее Тиглатпаласар III вторгся в землю Филистимскую, иуд. царьАхаз призвал его на помощь в борьбе против Израиля и Дамаска (Арама). Тиглатпаласар истребил в сражении огромное число израильтян и сирийцев, а оставшихся в живых увел в плен (сирийско-ефремлянская война 733 г. до Р.Х.; 4Цар. 16:5–9 ; ⇒ Ахаз , 1). Вместо Факея царем над усеченным Израильским гос-вом был поставлен Осия, а Ахаз обложен данью. Завоевав и укрепив Газу на егип. границе, Тиглатпаласар под именем Пулу (Фул) в 729 г. до Р.Х. короновался как царь Вавилона. ⇒ Салманасар V (727–722 гг. до Р.Х.) в короткий период своего правления вынужден был, главным образом, подавлять волнения в Сирии и Палестине. В течение трех лет он подвергал осаде Самарию, поскольку ассир. вассал, царь Осия, отказывался платить ему ежегодную дань ( 4Цар. 17:4 ). По-видимому, город был взят еще при Салманасаре, но эту победу приписывают его преемнику ⇒ Саргону II (722–705 гг. до Р.Х.), прославившемуся также и пленением 27 270 израильтян (см. 4Цар. 17:1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Ис. 7:1–7, 9–14 ; 4Цар.16:5– 6 ; 2Пар. 28:17– 18 Между тем Рецин и Факей не удовольствовались поражением Иудеев: они сговорились отторгнуть от них земли, низложить Ахаза, и на престол Давидов возвести какого-то сына Тавеилова. Оба царя двинулись на Иерусалим. В дому Давидовом и в народе распространился ужас. В это время Бог послал к Ахазу пророка Исаию. Царь осматривал укрепление на северо-восточной стороне Иерусалима. Исаия пришел к нему и сказал: «не страшись Рецина и сына Ремалиина (Факея): это две дымящиеся головни, которые скоро потухнут, и их умысел против тебя не сбудется. А чтобы удостовериться в этом, проси себе знамения у Господа, дабы Он сделал для тебя что-нибудь чудесное на земле или в небесах». На это Ахаз с некоторою насмешливостию отозвался: «не стану я просить, и не хочу искушать Господа!» Тогда Исаия, чтобы изобличить неверие Ахаза, сказал: «но Господь Сам даст вам знамение: се, Дева зачнет и родит Сына, и наречет Ему имя: с нами Бог (Еммануил)». Это пророчество напоминало об обетовании, изреченном Давиду, и давало разуметь, что прежде рождения Мессии из потомства Давидова нельзя опасаться, чтобы кто-нибудь мог истребить царский дом Давидов. В самом деле, союзные цари не могли исполнить своего намерения и должны были отступить от Иерусалима. Чтобы вознаградить свою неудачу, Ренин устремился к Эланитскому заливу, отнял у Ахаза Элаф, восстановленный дедом его Озиею, нагнал оттуда Иудеев и заселил его Сириянами. Между тем у Иудеев явились и еще враги, это были: Идумеи, которые, делая набеги, уводили пленников из земли Иудейской, и Филистимляне, которые завладели некоторыми городами Иудейскими и утвердились в них. 4Цар.16:7–16, 15, 29 ; 2Пар. 28:16, 20–23 Ахаз, находясь в тесных обстоятельствах, не думал успокоиться на обетовании, которое было изречено пророком Исаиею, потому что не имел веры в Бога, а он послал послов к Тиглат-Фелассару, царю Ассирийскому, с униженною мольбою, избавить его от нападения царей Сирийского и Израильского; и с послами отправил к нему серебро и золото, какое нашлось в сокровищницах храма и дворца. Царь Ассирийский двинулся на Сирию, завоевал Дамаск, переселил жителей его в страну, омываемою рекою Кар (иначе Кур), и Рецина предал смерти. В Дамаск к победителю явился с покорностию Ахаз. Здесь пришло ему на мысль почтить жертвами богов Сирийских, которые, как ему казалось, давали успех оружию Сириян; и здесь же понравился ему жертвенник, с которого чертеж послал он в Иерусалим к первосвященнику Урия, чтобы тот сделал новый жертвенник по новому образцу и поставил его на место жертвенника Соломона. Урия исполнил во всей точности повеление царя. Между тем Тиглат-Фелассар, по завоевании Сирии, начал опустошать пределы царства Израильского: он завоевал несколько северных городов, Галаад и Галилею, и все колено Неффалимово, и переселил жителей в Ассирию.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Ахаз Ахаз («он захватил»; судя по форме имени в ассир. надписях, возможно, это сокращ. от Иоахаз, «Господь захватил»): 1) сын и наследник иуд. царя Иоафама, с 735 г. до Р.Х. – соправитель, в 732–715 гг. до Р.Х. – единовластный правитель Иудеи. Еще до того как А. вступил в права регентства, Сирия и Израиль заключили союз в борьбе против Иудейского царства и теперь наносили А. тяжелые поражения. Цар. сын и два высокопостав. чиновника были убиты, множество иудеев угнано в плен ( 2Пар. 28:5–8 ). На юге был потерян Елаф, филистимляне и идумеи совершали удачные вторжения в пределы Иудеи ( 4Цар. 16:6 ; 2Пар 28 и след.). В 733 г. до Р.Х. царь Дамаска Рецин вместе с израил. царем Факеем выступил в поход на Иерусалим, вынуждая Иудейское царство присоединиться к коалиции против Ассирии ( 4Цар. 16:5 ) и стремясь возвести на престол сына Тавеила, о котором больше ничего не известно ( Ис. 7:6 ). В самый напряж. момент Господь послал к А. пр. Исаию, чтобы тот объявил ему об уничтожении врагов. Для этого А. должен был просить себе знамения у Господа. Но он не решился на это, что свидетельствует о его недоверии к Богу. Тогда Исаия возвестил ему знамение (рождение ⇒ Еммануила ) и суд над неверием А. ( Ис 7 ). Несмотря на предостережение Исаии, А. решился на опасный полит. ход: в обмен на сокровища храма и цар. дворца купить помощь ассир. царя Тиглатпаласара III (библ. Феглаффелласар – 4Цар 16 и след.; 2Пар. 28:16.19–21 ). Тиглатпаласар занял Дамаск и убил Рецина ( 4Цар. 16:9 ), затем завоевал север Израиля и изгнал его население; Факей был убит Осией ( 4Цар 15 и след.). А. же заплатил за избавление от своих врагов утратой самостоятельности; как покоренный и облож. данью царь, он явился к ассирийцам в Дамаск ( 4Цар. 16:10 ). За этим последовало введение в Иерусалиме элементов ассир. религ. культа ( 4Цар. 16:18 ). А. приказал священнику Урии установить в Иерусалимском храме точную копию дамасского жертвенника, принес на нем жертву и отдал распоряжение, чтобы все жертвоприношения совершались на этом алтаре ( 4Цар 16 и след.). Он произвел изменения в храмовой утвари. Согл. 2Пар. 28:2–4 , А. приносил жертвы на высотах и на холмах в долине сынов Еннома, установил литые статуи Ваала и сжег (в Синод. пер. – «проводил через огонь») своих сыновей в жертву идолу. Когда А. умер, его не решились похоронить в гробницах царей, а погребли в городе ( 2Пар. 28:27 ); 2) правнук Ионафана, сына Саула ( 1Пар 8 и след.; 1Пар 9 и след.). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Царствовал же над Иудою Ахаз шестнадцать лет ( 4Цар. 16:2 ), и по смерти его, в седьмой год своего правления Осия был осажден, а в девятый был взят в плен, Самария разрушена, и весь народ был переселен к Мидянам, так что, если мы захотим сложить вместе шестнадцать лет Ахаза и семь Осии, то составится двадцать три, или, много, двадцать четыре года; где же возьмутся те шестьдесят пять лет, о которых говорится, что в течение их царство Израильское окончится? Посему Евреи так изъясняют это место, что Амос, начавший пророчествовать при Озии, когда и Исаия начал свое пророчествование, первый пророчествовал против Израиля, говоря: Исраиль же пленен отведется от земли своея ( Амос. 7:11, 17 ), и что надписание его пророчества есть против Самарии, и что он начал пророчествовать во дни Озии, царя Иудейского, за два года до землетрясения, которое, по их мнению, случилось в то время, когда Озия, вошедши в храм Божий, присвоил себе священство, и земля поколебалась, и пепел жертвенника разсыпался, и сам царь поражен был проказою ( 2Пар. 26:16–20 ). Думают же они, что, когда это случилось, был двадцать пятый год царствования Озии, остальных годов которого было двадцать семь, ибо Озия царствовал пятьдесят два года ( 2Пар. 26:3 ; 4Цар. 15:2 ); после него царствовал сын его Иоафам шестнадцать лет ( 4Цар. 15:33 ), и сын последнего Ахаз также шестнадцать лет ( 4Цар. 16:2 ); после Ахаза царствовал Езекия, в шестой год правления которого взята была Самария ( 4Цар. 18:10 ), и таким образом, по их мнению, составится в совокупности шестьдесят пять лет. Когда Господь предсказывал это чрез пророка, то и Ахаз и народ не поверили, что это будет. Посему присовокупляется: если не уверуете, то не пребудете, как Симмах перевел, то есть и вы не пребудете в своем царстве, но будете отведены в плен, терпя наказания от тех, неверию которых вы подражали. Или, по LXX: не уразумеете; и смысл такой: поскольку тому, что сказанное Господом сбудется, вы не верите, то не будете иметь разумения. В историческом смысле мы изъяснили это.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Это описание так называемой Сиро-Ефраимитской войны. В одной известной реконструкции событий того времени говорится, что государства сиро-палестинского региона (включая Израиль и Сирию) создали коалицию для борьбы с набиравшей силу Ассирией в царствование Тиглатпаласара III. Возглавил этот союз в 733 г. до н. э. сирийский царь из Дамаска Рецин. Годом ранее, Сирия и Израиль попытались принудить иудейского царя Ахаза присоединиться к этой коалиции против Ассирии. Правители этих двух государств стремились свергнуть Ахаза с престола (см.: Ис. 7:6 ). По просьбе Ахаза Ассирия совершила военный поход на запад в 733– 732 гг. до н. э. и произвела опустошения в этом регионе, что привело к краху Дамасского царства и возведению на престол марионеточного царя (Осии) в Израиле. Существует и другое мнение: агрессия коалиции Сирии и Израиля отражает только их честолюбивые притязания и не имеет ничего общего с коалицией, созданной для борьбы с Ассирией. Ассирийские анналы Тиглатпаласара 111 сохранились лишь фрагментарно, но они дают общее представление об этой кампании. 28:14,15. Обращение с пленными. В ассирийских анналах и на настенных рельефах запечатлены невероятно жестокие условия, в которых находились депортированные на чужбину люди. Мужчины обычно были нагими, часто с крюками, которыми им пронзали нос или губу, а некоторые из них были лишены конечностей. Другие несли с собой свои нехитрые пожитки. По-видимому, израильтяне обращались с пленными точно так же, за что и заслужили осуждение пророка Одеда. Поэтому забота и милосердие, проявленные по отношению к пленным, особенно примечательны. 28:16. Ахаз обращается за помощью к ассирийцам. В ответ на вторжение в Иудею других сиро-палестинских государств Ахаз обратился за помощью к Ассирии. Хотя в ассирийских анналах об этом ясно не говорится, Ахаз перечислен среди царей, плативших дань Тиглатпаласару III. 28:17,18. Военные конфликты. По-видимому, обращение Ахаза за помощью к Ассирии объясняется не только его озабоченностью сирийско-израильским вторжением, но и постоянными военными конфликтами с Эдомом и Филистией.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Он пришел в Дамаск. Когда же встретился с Азаилом, во время еще болезни сына Адерова: то «плакася», говорит Писание, «человек Божий. И рече Азаил: что яко господин мои плачет? И рече: вем, елика сотвориши сыном Израилевым зла: крепости их сожжеши огнем, и избранные их избиеши мечем, и младенцы их разбиеши и во чреве имеющыя их расторгнеши» (4 Цар.8:11,12). Поелику же Дамаск так поступил не только с Галаадом, но и со всею страною Иудейскою; то угрожает сожечь дом Азаила и Адера и «сокрушить вереи Дамасковы». Это и было приведено в исполнение чрез Озию и Иеровоама постепенно и в разные времена; ибо и они взяли Сирию и одержали сильную победу: а по прошествии некоторого времени — и чрез царя Ассирийского. Потом говорит: «и потреблю живущыя с поля Онова». Оном пророки называют Вефиль, в котором проклятый Иеровоам поставил золотую телицу, но вследствие этого они (пророки) обыкновенно так называли и всю страну, преданную идолопоклонству. Посему, говорит, живущих в земле и на поле Он или суетных (ματαιων), то есть идолов (так толковали это слово все другие), уничтожу и истреблю, а также «посеку и племя от мужей Харраних». Харран есть городок, лежащий почти у Дамаска и имеющий весьма воинственных жителей. «И пленятся», говорит, «людие Сирстии нарочитии», называя нарочитыми (πκλητον) или весьма славных или же наемных и собранных к ним на помощь; ибо делая военные нападения на страны иудейские, они нанимали соседних иноплеменников. По сему нарочитый может означать: отвне призванный, чужеземец. Надобно заметить, что в издании еврейском вместо: людие Сирстии читается: людие Киренстии; ибо Сирийцы были поселенцами Киренейцев. Вспомним, что (как опять написано в четвертой книге Царств) во Иерусалиме царствовал Ахаз. Факей же (царь израильский) и Раассон, цари Сирии и Дамаска, пошли на Иерусалим, опустошая подвластные им города иудейские. Поелику же Ахаз, царь иудейский, находился в величайшем страхе; то он нанял за деньги Феглафаласара Ассирианина, и «послуша его», говорится, «Царь Ассирийский, и взыде в Дамаск, и взя его, и пресели его, и Раассона уби» (4 Цар.16:9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3518...

А что некоторые из жителей Дамаска, жестоко и злобно обращались с Израильтянами, в этом ты без труда убедишься, выслушавши слово Пророка Елисея. Он пришел в Дамаск. Когда же встретился с Азаилом, во время еще болезни сына Адерова: то «плакася», говорит Писание, «человек Божий. И рече Азаил: что яко господин мои плачет? И рече: вем, елика сотвориши сыном Израилевым зла: крепости их сожжеши огнем, и избранные их избиеши мечем, и младенцы их разбиеши и во чреве имеющыя их расторгнеши» ( 4Цар.8:11,12 ). Поскольку же Дамаск так поступил не только с Галаадом, но и со всею страною Иудейскою; то угрожает сожечь дом Азаила и Адера и сокрушит вереи Дамасковы. Это и было приведено в исполнение чрез Озию и Иеровоама постепенно и в разные времена; ибо и они взяли Сирию и одержали сильную победу: а по прошествии некоторого времени – и чрез царя Ассирийского. Потом говорит: и потреблю живущыя с поля Онова. Оном пророки называют Вефиль, в котором проклятый Иеровоам поставил золотую телицу, но вследствие этого они (пророки) обыкновенно так называли и всю страну, преданную идолопоклонству. Посему, говорит, живущих в земле и на поле Он или суетных ( ματιων), то есть идолов (так толковали это слово все другие), уничтожу и истреблю, а также посеку и племя от мужей Харраних. Харран есть городок, лежащий почти у Дамаска и имеющий весьма воинственных жителей. И пленятся, говорит, людие Сирстии нарочитии, называя нарочитыми ( πκλητον) или весьма славных или же наемных и собранных к ним на помощь; ибо делая военные нападения на страны иудейские, они нанимали соседних иноплеменников. По сему нарочитый может означать: отвне призванный, чужеземец. Надобно заметить, что в издании еврейском вместо: людие Сирстии читается: людие Киренстии; ибо Сирийцы были поселенцами Киренейцев. Вспомним, что (как опять написано в четвертой книге Царств) во Иерусалиме царствовал Ахаз. Факей же (царь израильский) и Раассон, цари Сирии и Дамаска, пошли на Иерусалим, опустошая подвластные им города иудейские. Поскольку же Ахаз, царь иудейский, находился в величайшем страхе; то он нанял за деньги Феглафаласара Ассирианина, и послуша его, говорится, «Царь Ассирийский, и взыде в Дамаск, и взя его, и пресели его, и Раассона уби» ( 4Цар.16:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010