Он вознамерился «от лица царя ассирийского», т. е. в угоду ему, ввести в Иудее ассирийскую культуру. Так, Ахаз увидел в Дамаске жертвенник художественной языческой работы, взял с него модель, и послал в Иерусалим, с приказанием – устроить в Иерусалимском храме жертвенник по этой модели. По возвращении в Иерусалим, на вновь устроенном жертвеннике он сам принес (может быть по ассирийскому обычаю) жертву и приказал поставить жертвенник Соломонов, впредь до особого распоряжения, на северной стороне храма. «От лица царя ассирийского» Ахаз сделал некоторые изменения в наружных пристроях и украшениях Иерусалимского храма 13 . Может быть, после этого, Ахаз заставил своих высших чиновников изучать государственный ассирийский – арамейский язык и ввел его в делопроизводство (как предполагает Гретц на основ. 4Цар. 18:26 ). В Иерусалиме Ахаз устроил солнечные часы, заимствованные от Халдеев Ассириянами ( 4Цар. 20:11 ). По ассирийскому жестокому обычаю (Movers. Phonicier, 63. 65. 324–325), Ахаз провел своих сыновей чрез огонь и принес в жертву Молоху. Он помогал и сочувствовал культу Молоха, которому приносились жертвы в Гинномской долине. Он, вероятно, ввел упоминаемый Исаией культ столбов солнца (17:8, 27:9), почитание Гада и Мени ( Ис. 65:11 ). – За царем-язычником последовали и подданные. Если царь обращался, для спасения от бед, к идолопоклонству, то и народ наполнил свою страну чародеями и вызывателями мертвых ( Ис. 9:21–22 ). Вельможи продолжали пользоваться и злоупотреблять своими жестокими и неправыми решениями ( Ис. 10:12 ). Вот сколько зла и несчастий причинили Иудее малодушие и человекоугодничество Ахаза! К счастию Иудеи, сын и преемник его, Езекия, держался совершенно иного направления (724–698 г.). Это была нежная, поэтически настроенная, богато одаренная душа. Езекия был идеалистом и в своем управлении старался осуществлять начертанные в Библии идеалы царского правления. Моисеев закон был его путеводною звездою, и с ним же Езекия старался сообразовать жизнь своих подданных.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Еще в конце царствования Иоафама «начал Господь посылать на Иудею Рецина, царя сирийского, и Факея, сына Ремалиина», царя израильского ( 4Цар.15:37 ). Во дни же нечестивого Ахаза Рецин и Факей составили замысел против самого царства Давидова, намереваясь поставить в Иудее царем «сына Тавеилова». Ахаз и «народ его» трепетали, забыв об обетовании Божием, по которому дом Давидов будет царствовать вечно ( 2Цар.7:16 ). Тогда для обличения неверия Ахаза ( Ис.7:9 и дал.) и для поддержания веры благочестивых в Израиле явился пред лицом Ахаза пр. Исаия. По откровению Божию он возвестил Ахазу, что цари, которых Ахаз боится, подобны «дымящимся головням», и замыслы их не сбудутся. Знамением же дому Давидову будет то, что «Дева родит Сына», Которому имя: Эммануил – «с нами Бог»: пока этот Отрок не родится в доме Давидовом, последний не может погибнуть (7 гл.). Но за неверие Ахаза и за нечестие народа (7:17, 10:5) Господь определил навести на землю иудину дни действительно страшные: тот самый царь ассирийский, которого Ахаз призвал на помощь, причинит стране разорение и величайшее опустошение ( Ис.7 гл. кон.). Действительно, Феглафелласар, на помощь которого Ахаз надеялся, был ему только «в тягость» ( 2Пар.28:20 ), так как наложил на него дань. – Между тем над царством израильским уже совершился суд Божий, также предвозвещенный пр. Исаией (7:8; 8:4; 9:8 и дал.; 17:1–11...) и другими пророками – Амосом, Осией и Михеем. Уже царь Менаим принужден был платить дань царю ассирийскому. В царствование же Факея царь Феглафелласар взял некоторые части царства израильского – Галилею, Галаад и др. ( 4Цар.15:29 ). А когда израильтяне, не слушая внушений пророков, вместо того, чтобы «прибегать к Биющему их» ( Ис.9:13 ) – Богу, с гордостью принялись восстановлять разрушенное (9:9), затем искали помощи у Египтян ( 4Цар.17:4 ), пришел царь Салманассар, и чрез 3 года, в шестой год Езекии, царя иудейского, Самария была взята (при царе Саргоне, преемнике Салманассара), жители же ее отведены в плен в Ассирию.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

«Если умершее тело Елисея воскресило мёртвого, тем не более ли Бог оживотворит мёртвые тела людей и приведёт их на суд?» 797 . –Будучи великим чудотворцем, Елисей был велик и по смирению, зная, что сила чудотворения подаётся человеку Богом и что «тщеславие препятствует чудотворению» 798 . Ахаз Царь Иудейскй. Ахаз был крайне нечестив, и за это Господь наказал его. На Иерусалим двинулись два царя: Рецин, царь Сирийский, и Факей, царь Израильский, – с целью низложить Ахаза и на престол Давидов возвести «сына Тавеилова» 799 . «Но смотри, нельзя ли будет и в толковании имён найти основание к яснейшему (иносказательному) уразумению сего места. Ибо «Ахаз» толкуется: одержание; «Иоафам» (отец Ахаза) – совершение Иао; «Озия» (отец Иоафама) – крепость Иао; «Арам» – выспренний; «Факей»– полуоткрытие; «Ромелий» (отец Факея) – выспренний из обрезания. Посему: совещаются разум выспренний и разум, обещающий быть уяснителем Божественного Писания. Сие означает Факей, по толкованию: полуоткрытие, как бы обещающий своё уяснение недоступных разумению свидетельств Писания. А что совещание против Иерусалима двух Царей: одного – высокодумающего о мирской мудрости, и другого – обещающегося объяснить сокровенное в Писании, состоит в учениях и противоречащих словах людей, которые надеются захватить в свою власть изучивших дела церковные, – сие видно из последующего. Ибо Арам (Рецин) и сын Ромелиев совещали лукавый совет, говоря: «взыдем во Иудею, и собеседовавше с ними, отвратим я к нам» (Иса. VII, 6). Пророческое слово ясно показывает, что надеются убедительностью речей отвлечь к себе дом Давидов. Обещаются же и сына Тавеилова поставить царём. А «Тавеил» толкуется: Благий Бог . Но покушающимся против Церкви свойственно обещать, что предадут учение о Сыне Божием, и такими «благими словесы прельщают» они простодушных. А что всё это – гадания, посредством истории показывающие настоящее состояние Церкви, – сие явно обнаруживает пророческое слово, поступая далее и говоря: «аще не уверите, ниже имате разумети»» 800 . Таким образом, нашествие на Иерусалим двух враждебных ему царей предуказывало появление в Церкви Христовой различных учений, не согласных с учением церковным. – Дабы напомнить испуганному осадой Ахазу, что «не оскудеет князь от Иуды» и царский дом Давидов не прекратится до тех пор, пока «приидет Чаяние языков» 801 , пророк Исайя изрекает ему пророчество о рождении от Девы Марии Еммануила 802 . «Ахаз... получил пророчество о будущем так же, как Лаван, Авимелех, Навуходоносор, Фараон и, наконец, Каиафа, – не по достоинству жизни, но потому, что сан его делал его достоверным свидетелем» 803 . Езекия

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

3. Потерпев со стороны израильтян такое поражение, царь Ахаз отправил к ассирийскому царю Феглафалассару посольство с просьбою оказать содействие в предпринимаемой им войне против израильтян, сирийцев и жителей Дамаска. За это Ахаз обещал ассирийскому царю значительную сумму денег, а пока послал ему блестящие подарки 601 . Ассирийский царь принял предложение прибывшего к нему посольства, вступил в союз с Ахазом и, предприняв поход против сирийцев, опустошил их страну, приступом взял город Дамаск, убил сирийского царя Араса и, переселив жителей Дамаска в верхнюю Мидию, перевел на место их в Дамаске колонию из нескольких ассирийских племен. Нанеся этим значительный урон также стране израильтян, он захватил там множество военнопленных. Отплатив таким образом сирийцам, царь Ахаз собрал все золото, которое находилось в царской сокровищнице, серебро, принадлежавшее храму Господнему, и наилучшие жертвенные приношения и с этим поехал в Дамаск. Там он передал все эти ценности ассирийскому царю сообразно уговору и, выразив ему за все свою сердечную признательность, вернулся потом в Иерусалим. Однако этот царь Ахаз был настолько безрассуден и настолько мало обращал внимание на собственную свою выгоду, что, несмотря на новую войну с сирийцами, он не только не оставил поклонения их богам, но продолжал почитать их, как будто бы они должны были когда-нибудь даровать ему победу. Но когда он подвергся со стороны сирийцев новому поражению, то стал поклоняться божествам ассирийским и стал гораздо усерднее почитать их, чем своего собственного истинного Бога, гнев которого на него и был причиною этого его поражения. Он дошел даже до такого пренебрежительного и наглого отношения [к Господу Богу], что распорядился наконец совершенно запереть храм, запретил приносить Предвечному установленные жертвы и присвоил себе все жертвенные приношения. Оскорбив таким образом Всевышнего, он умер, прожив тридцать шесть лет и процарствовав из них шестнадцать. Преемником себе он оставил сына своего Езекию (Ср. 4Цар 16.1–20 и 2Пар 28.1–27 ). Глава 13

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8 . Елисей и Азаил, царь сирийский (8,7–15) IV. Поздняя эпоха разделенного царства ( 4Цар. 8,16 –17,41 ) А. Иорам, царь иудейский (8,16–24) Б. Охозия, царь иудейский (8,25–29) В. Ииуй, царь израильский (9,1 –10,36) 1 . Елисей помазывает Ииуя на царство (9,1–13) 2 . Ииуй убивает Иорама и Охозию (9,14–37) 3 . Ииуй истребляет дом Ахава (10,1–17) 4 . Борьба Ииуя с поклонением Ваалу (10,18–36) Г. Месть Гофолии и убийство Иодая (11,1–20) Д. Иоас, царь иудейский (12,1–21) Е. Иоахаз, царь израильский (13,1–9) Ж. Иоас, царь израильский (13,10–25) З. Амасия, царь иудейский (14,1–22) И. Иеровоам II, царь израильский (14,23–29) К. Азария, царь иудейский (15,1–7) Л. Захария, царь израильский (15,8–12) М. Селлум, царь израильский (15,13–16) Н. Менаим, царь израильский (15,17–22) О. Факия, царь израильский (15,23–26) П. Факей, царь израильский (15,27–31) Р. Иоафам, царь иудейский (15,32–38) С. Ахаз, царь иудейский (16,1–20) Т. Осия, царь израильский (17,1–6) У. Падение Израиля (17,7–23) Ф. Переселение плененного народа в Ассирию (17,24–41) V. История Иудеи после падения Израиля (18,1 25,30) А. Езекия (18,1 20,21) 1 . Краткий обзор царствования Езекии (18,1–8) 2 . Ассирийское нашествие (18,9–37) 3 . Божественное избавление (19,1–37) 4 . Болезнь Езекии (20,1–11) 5 . Вавилонские послы (20,12–21) Б. Манассия (21,1–18) В. Аммон (21,19–26) Г. Иосия (22,1 23,30) 1 . Ремонт храма и обнаружение книги закона (22,1–20) 2 . Преобразования в Иерусалиме, Иудее и Самарии (23,1–20) 3 . Возобновление завета и празднование Пасхи (23,21–28) 4 . Гибель Иосии в битве от руки фараона Нехао (23,29,30) Д. Иоахаз (23,31–34) Е. Иоаким (23,35 24,7) Ж. Иехония (24,8–16) З. Седекия (24,17–20) И. Вавилонское пленение (25,1–21) К. Убийство Годолии (25,22–26) Л. Иехония в плену (25,27–30) Глава 1 1 Илии Фесвитянину. См. ком. к 3Цар. 17,1 . от царя Самарийского. См. ком. к 3Цар. 16,24 . 1 человек тот весь в волосах. Возможный перевод: «человек в мохнатых одеждах». По-видимому, одеяние Илии было сделано из овечьей или верблюжьей шерсти (2,8.13; З Цар.19,19; Зах. 13,4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Вместе с упадком религии и нравственности в народе пошатнулось и политическое могущество иудейского царства. Враждебные действия царей сирийского и израильского, начавшиеся еще в конце царствования Иоафама (как замечено выше), при Ахазе обнаружились с особенною силою ( 4Цар. 16:5 ; Ис. 7:1–6 ). Вместо того, чтобы просить защиты против этих врагов у Бога истинного, Ахаз стал искать помощи у богов сирийских ( 2Пар. 28:22–23 ) и призвал на помощь Фелгаффелласара, царя ассирийского, купив эту помощь ценою сокровищ, принадлежавших храму ( 4Цар. 16:7 ). Но боги сирийские не принесли ему ожидаемой пользы. Ахаз говорил, взыщу богов дамасковых: биющих мя... сам убо пожру, и будут ми в помощь – но вместо того они послужили к падению его и всего Израиля ( 2Пар. 28:22–23 ). Не более пользы получил Ахаз и от Фелгаффелласара: освобожденный при помощи его от царей сирийского и израильского, Ахаз вместо того сделался данником самого Фелгаффелласара, так что Фелгаффелласар, по выражению Писания, не бысть на помощь ему, но токмо в печали его ( 2Пар. 28:21 ). Сын и преемник Ахаза Езекия не был похож на своего отца. Он, по свидетельству Писания, делал угодное в очах Господа и на Господа уповал ( 4Цар. 18:3–5 ) и поэтому первою заботою его было: искоренение идолослужения во всех его видах ( 4Цар. 18:4 ) и восстановление законного богослужения с прежним его благолепием ( 2Пар. 29:3–36 ). Но ни личный пример царя, ни меры, принимаемые им против идолопоклонства и нечестия, не оказывали однако же глубокого действия на его поданных или, по крайней мере, влияние их простиралось на сравнительно малую часть. Идолопоклонство и нечестие при нем по-видимому только притихло на время и менее бросалось в глаза; народ не забывал идолов и привязанность его к Истинному Богу не становилась сильнее, из боязни пред царем совершались жертвы и все другие установленные законом обряды, но делалось все это только наружно и лицемерно. Поэтому, когда по смерти Езекии вступил на престол нечестивый царь Манассия, то идолопоклонство и нечестие снова обнаружились с такою же силою, как и при Ахазе ( 4Цар. 21:2–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

15:25–31. Факей и ассирийские кампании. Факей упоминается в анналах ассирийского царя Тиглатпаласара III как Paqaha. Ассирийский царь утверждает, что когда израильтяне низложили Факея, он посадил на престол Осию, последнего царя Израиля (732 г. до н. э.). После этого ассирийцы взыскали с Израиля огромную дань. Имя Факея упоминается также на фрагменте кувшина из Асора. Текст просто гласит: «Вино принадлежит Факею». 16:1–20 Ахаз Иудейский Информацию о содержании ст. 1–9 см. в коммент. ко 2Пар. 28 . 16:10. Ахаз и Тиглатпаласар в Дамаске. Эта встреча имела место после падения Дамаска в 732 г. до н. э. Ахаз, как верный вассал, был обязан присутствовать на праздновании победы ассирийского царя и подтвердить свою покорность. 16:10. Дамасский жертвенник. Очевидно, жертвенник по дамасскому образцу был построен по той причине, что произвел на Ахаза большое впечатление, а не потому, что его принудили к этому ассирийцы. Исходя из того, что известно о политике ассирийцев этого периода, трудно предположить, что они заставляли своих вассалов присоединяться к почитанию их верховного бога, Ашшура. Таким образом, этот факт может рассматриваться как художественное нововведение, а не как проявление религиозного синкретизма. В настоящее время археологическая или письменная информация об особенностях этого жертвенника отсутствует. 16:14. Медный жертвенник. См. коммент. ко 2Пар. 4:1 . Это был главный жертвенник во внутреннем дворе святилища, использовавшийся для жертвоприношений животных. 16:14. Перемещение жертвенника. Медный жертвенник располагался строго к востоку от храма, т. е. перед входом. Первоначально новый жертвенник Ахаза был поставлен между входом во внутренний двор и медным жертвенником, но, после того как медный жертвенник был смещен по оси восток-запад и поставлен с северной стороны нового жертвенника, последний занял во дворе центральное положение. Таким образом, новый жертвенник фактически заменил бронзовый жертвенник. 16:15. Распределение функций. Ритуалы, совершавшиеся на новом жертвеннике, были типично израильскими. Никаких культовых нововведений или внедрения иноземных ритуалов в систему израильского богослужения не произошло. В новом жертвеннике соединились все предписанные законом функции системы жертвоприношений. Единственная функция, отведенная медному жертвеннику, не описана в израильской ритуальной литературе. Использованное здесь выражение ( в русском переводе – «до моего усмотрения») означает «исследовать», «проверять», и, возможно, указывает на жертвоприношения, при которых внутренности жертвенных животных исследовались с целью получения предзнаменований. Неясно, почему Ахаз отвел эту функцию традиционному жертвеннику.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Тиглатпаласар Тиглатпаласар (в Синод. пер. – Феглаффелласар) [аккад. Тукульти-апал-Эшарра, «моя защита – сын Эшарры (т.е. бог Нинурта)» ], имя нескольких ассир. царей. T.I (1117–1077 гг. до Р.Х. ⇒ Ассирия ) и T.II (965–933 гг. до Р.Х.) в Библии не упоминаются. T.III был царем Ассирии в 745–727 гг. до Р.Х. О его происхождении ничего не известно. Его первонач. имя, по-видимому, было Пул (⇒ Фул). Под этим именем он был известен и как царь Вавилона. Новое имя он, вероятно, принял при восхождении на престол – в честь своего знаменитого предшественника T.I. T.III был великим завоевателем, присоединившим Вавилон к Ассирийскому царству. Чтобы предотвратить восстания побежденных, он в больших масштабах применял метод планомерного переселения покор. народов. Вероятно, к 743 г. до Р.Х. T.III, который после своих побед в Сирии покорил и царства израильтян, внес в списки своих данников дамасского царя ⇒ Рецина, израил. царя ⇒ Менаима и иуд. царя Озию (Азарию). Его след. поход в Палестину в 734 г. был направлен против филистимлян. Между тем к власти в Иудейском царстве пришел ⇒ Ахаз, которого притесняли израил. царь Факей и Рецин за то, что Ахаз не выступил на их стороне в борьбе против Ассирии. Тогда Ахаз купил помощь T.III, расплатившись с ним храмовыми сокровищами ( 4Цар. 16:7.8 ). Ассир. источники упоминают два похода T.III против Дамаска – в 733 и 732 гг. до Р.Х. При этом T.III убил Рецина ( 4Цар. 16:9 ) и утвердил израил. царем ⇒ Осию, убившего Факея ( 4Цар. 15:30 ). После покорения Сев. Израиля и вост. берега Иордана он отправил в изгнание колено Неффалима, полуколено Манассии, колена Гада и Рувима ( 4Цар. 15:29 ; 1Пар. 5:26 ). Ахаз тоже был покорен, обложен данью и вынужден был явиться к Тиглатпаласару в Дамаск ( 4Цар. 16:10 ). Т.о., вся Палестина была завоевана Ассирией. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

В продолжение 60-летнего пророческого служения Исайи в иудейском царстве и у язычников произошло много важных переворотов, в которых пророк принимал деятельное участие. Это было время возникновения великих монархов, время падения царства Израильского и последнего цветущего состояния царства иудейского. При Иоафаме, при котором, собственно, началось служение Исайи, политическое состояние царства иудейского было хорошо: царь был благочестив и всячески ревновал о правоверии, потому народ благоденствовал. Преемник его Ахаз был, напротив, нечестив и отступник от веры истинной. При нем было нашествие сирийцев и израильтян на иудейское царство, нашествие, между прочим, с целью уничтожить царственный дом Давидов. Ахаз из опасений, чтобы это намерение не исполнилось, заключил союз с ассирийцами, не поверив уверениям Исайи, что дом Давидов не погибнет, ибо из него произойдет Мессия, имеющий родиться от Девы. Исайя говорил, что союзные враги не только не погубят дома Давидова, но и сами погибнут. Когда же пророк увидел, что Ахаз заключил союз с ассирийцами, он обличил его за неверие и предсказал, что в наказание ассирийцы в скором времени сами опустошат его царство, но что от этого бедствия освободит его Сам Иегова. Несмотря на то, что многие предсказания исполнились при Ахазе же, царь не слушал пророка. Сын Ахаза Езекий, несмотря на свое благочестие, обнаружив недостаток веры в Бога, заключил союз с язычниками против врагов своих, за что Исайя обличил его в маловерии; так, когда при Езекии произошло нашествие на Иерусалим ассирийского царя Сеннахерима, Езекий обратился за помощью к египтянам, за что Исайя, обличая, предсказал, что союзники будут побеждены и, следовательно, союз с Египтом не принесет пользы. Впоследствии Исайя руководил Езекия в его делах, обличал за союз с вавилонским царем Мерадахом, предсказал о Вавилонском пленении и освобождении от него. О религиозно-нравственном состоянии при Исайе Религиозно-нравственное состояние евреев при Исайе было следующее. Дух истинной веры ослабел, особенно при Ахазе, когда даже храм был заперт, огонь на жертвеннике погашен, когда народ вместе с царем поклонялся идолам (Молоху).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Но эти же слова можно, отделив их от предыдущих знаком препинания (как делает Тишендорф), соединить с последними словами стиха, и в таком случае слав.-греч. перевод выражал бы мысль сходную со значением соответствующего евр. чтения. Якоже теревинф и яко желудь, егда испадет из плюски своея, (тако) семя свято стояние его»: такое сочетание слов значило бы, что «святое семя» народа, т. е. вразумившиеся бедствиями остатки его, послужат к продолжению существования народа, как плод древесный, падая на землю, служит к возрождению того же древесного рода. Главы V II –IX, 7 Время, когда израильтяне и сирияне напали на Иудею, определяется на основании следующих данных. Царь израильский, принимавший участие в нападении, Факей, умер, после 20-летнего царствования, в 730 г. до Р. Хр., за 9 лет до падения Самарии, а Ахаз иудейский, при котором Иудея подверглась нападению, вступил на престол по 4Цар.16:1 в 17-й год Факея, т. е. в 733 г. до Р. Хр. Правда, это был, вероятно, первый год только единоличного царствования Ахаза, так как через 12 после того лет последовавшее падение Самарии имело (по 4Цар.18:10 ) место в 6-й год Езекии, так что 17-й год Факея соответствовать должен 6-у от конца жизни Ахаза году. Так как, между тем, Ахаз царствовал 16 лет ( 4Цар.16:2 ), то совместное с Иоафамом царствование его продолжалось бы не менее 10 лет. Но так как по 4Цар.17:1 Осия, израильский царь, воцарился в 12-м году Ахаза и, следовательно, от этого последнего года до 6-го года Езекии (=года падения Самарии и 9-го года царствования Осии) прошло всего 9 лет: то надо думать, что Ахаз последние два года своей жизни царствовал вместе с Езекией, и что вследствие того 17-й год Факея соответствовал не 6-у, а 8-у от конца жизни Ахаза году. И если так, то совместное с Иоафамом царствование Ахаза продолжалось 8 лет. По 4Цар.15:37 . Господь начал посылать на Иудею Рецина сирийского и Факея израильского ещё при жизни Иоафама; а до Иерусалима союзники дошли, по 4Цар.16:5 , уже в царствование Ахаза, который против них и искал помощи ассирийского царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010