Если все, написанное у Пророков, сказано Духом Святым, то явно, что и надписание времени сего пророчества не напрасно вставлено. Какая же польза узнать, что сие слово к иноплеменникам было в лето, «в неже умре Ахаз», царь Иудейский? Рассуждаем о сем так. В книге Исхода написано: «умре царь Египетский, и возстенаша сынове Израилевы от дел» их, «и взыде вопль, ...и услыша Бог стенание их» ( Исх. 2, 23–24 ). Хотя при жизни лукавого царя не могли не стенать к Богу, потому что царь неволил их «в делех жестоких» ( Исх. 1, 14 ), не давая времени обратить взоры к Богу, а когда не стало лукавого, тогда надлежало рукоплескать и радоваться падению врага, однако же, к удивлению, написано, что тогда начали «стенать», чем показывает слово, что, пока владел плотолюбивый ум, по бесчувствию не умели и оплакивать зло, причиняемое грехом; а как скоро получили свободу от страстей, обременяемые делами вещественными и телесными начинают свое уврачевание стенанием. Потому и услышал их человеколюбивый Бог. Подобное нечто сему повествованию открывается и в предыдущей части пророчества Исаии. " И бысть, – говорит он, – в лето, в неже умре Озиа царь, видех Господа седяща на престоле высоце и превознесенне» ( Ис. 6, 1 ). По сказанию истории, Озия был царь лукавый, потому что «вознесеся сердце его на пагубу, и обиде Господа Бога своего, и вниде в церковь Господню покадити над олтарем» ( 2Пар. 26, 16 ), и стал прокажен ( 2Пар. 26, 19 ). И тогда-то, по низложении лукавого князя, по очищении законного служения от нечистот, открываются Пророку тайны богословия. Посему и здесь пророческое слово надписывает, что умер Ахаз, государь недобрый, дабы известно было, что при удалении худшего бывает глагол к иноплеменникам от благодеющего Бога. Ибо в Четвертой книге Царств находим, что сей Ахаз «не сотвори правое пред очима Господа, ...и сына своего преведе сквозе огнь по мерзостем языческим, ...и жряше и кадяше на высоких» ( 4Цар. 16, 2–4 ). Он и из сокровищ дому Господня золото и серебро посылал царю ассирийскому, за что и осуждается немалое его нечестие в рассуждении священных имуществ. Итак, по падении лукавого владычества, бывает глагол на иноплеменников. Иноплеменниками же собственно называются филистеи, которых еллины именуют палестинами ( παλαιςινος).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

3.7. Пророчества о Рождестве Христовом и о Христе Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Не станем здесь перечислять все те грехи, в которых Господь обличает через пророка Исаию иудеев, хотя это весьма назидательно. Как говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский, удивительно, что пророки говорили как бы про наше время. Если посмотреть на все эти грехи, то окажется, что они нас тоже окружают: и ложная мера, и пьянство, и мздоимство, и прочее.Но все-таки нам гораздо будет полезнее и приятнее обратить внимание на разные утешительные пророчества, касающиеся новозаветных времен. После описания призвания пророка, с 7-й главы начинается ряд великих пророчеств. Первое из них, показывающее как начнется исполнение божественного Совета, – это пророчество о рождении Христа от Девы. Дается оно в связи с тем, что Израильский царь Факей и царь Сирийский Рецин идут на Иерусалим с тем, чтобы его разрушить. Из книги Царств известно, что они нанесли иудейским войскам достаточно значительное поражение при первой же встрече. И вот является пророк Исаия к Ахазу («И сказал Господь Исаии: выйди ты и сын твой Шеар-ясув навстречу Ахазу, к концу водопровода верхнего пруда, на дорогу к полю белильничьему» (Ис. 7:3). и говорит: «проси у Бога знамения», но Ахаз, который был неверующим, который был идолопоклонником, не желает даже этого, не желает даже никакого знамения от Бога получать, чтобы ненароком не пришлось ему отказаться от своего идолопоклонства. И тогда пророк Исаия говорит такие слова: «слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего?» (Ис. 7:13). Эти слова обычно вызывают некоторое недоумение. Что значит затруднять людей и затруднять Бога? Жители Иерусалима и Иудеи противятся и не дают пророкам возвещать волю Божию, не дают пророкам служить к исправлению народа. И вот теперь Ахаз пытается воспрепятствовать Самому Богу, Который готов дать знамение назидательное, пытается Самому Богу воспрепятствовать в исправлении самого себя, исправлении всего народа. И тогда пророк Исаия ему возвещает: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе; ибо прежде нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее» (Ис. 7:14-16)5.

http://sedmitza.ru/lib/text/431420/

На восточной полосе Синайского полуострова, за пятнадцать веков до Рождества Христова, жили мадиамляне. У них был священник Иофор, чтитель Бога истинного. В его куще Моисей укрылся от гнева фараонова и в течение сорока лет пас стада его, водя их к горе Божией Хориву. У сей горы Бог явился ему в купине горящей и несгорающей, открыл свое бытийное имя, Сый, даровал чудодейственную силу и послал его освободить избранный народ свой от рабства египетского. Освобожденный Израиль получил от Бога закон на Синае и ушел в обетованную землю, не оставив по себе никаких следов пребывания своего на пустынном полуострове. Но законодательство и чудеса, совершившиеся там, всегда были памятны сему народу. Пророчица Деворра и богодухновенный царь Давид воспевали их. Когда этот самодержец завоевал Идумею, оттуда убежал малолетний царевич Адер в синайский город Фаран. Здесь он взял с собой несколько граждан и ушел с ними в Египет, надеясь на покровительство фараонов ( 3Цар. 11:14–19 ) Соломон приобщил Синай к своим владениям и на восточном заливе его в Асион-Гаверской пристани построил и содержал флот, который отправлялся в Офир (Индию), и через каждые три года привозил тамошние сокровища ( 3Цар. 10:11 ) Чудный пророк Илия укрывался от гонения Ахава и Иезавели на Хориве; и тут Бог явился ему в веянии тонкого и прохладного ветерка в ознаменование своего милосердия к грешникам ( 3Цар.19 ) Современник Илии благодержавный царь иудейский Иосафат, подражая Соломону, построил корабли в Асион-Гавере для торговли с Офиром; но, к несчастью, буря сокрушила их в этой же пристани ( 3Цар. 22:48 ) При сыне и преемнике его Иораме идумеяне поставили себе родного царя и, хотя были побеждены Иорамом, но удержали независимость свою ( 2Пар. 21:8–11 ) и свободно торговали на Чермном море до тех пор, когда воинственный царь иудейский Озия возвратил своему народу соседнюю с Асион-Гавером пристань Эланскую и, укрепив ее, собирал тут таможенные подати с аравитян и минеев ( 2Пар. 26:2, 7, 8 ) Внук его Ахаз был последний царь, который несколько времени владел Элой. Во дни его Раассон царь сирский завоевал сей город, изгнал из него иудеев и отдал его идумеям ( 4Цар. 16:6 ) С той поры Синай состоял под властью разноплеменных язычников, как то: набатеев, грекомакедонцев и римлян; и священное слово о нем прекратилось надолго. Синай христианский

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Книга четвертая Диктуем книги неравномерные; по различию видений и мыслей одна книга короче, другая обширнее. Итак, окончив третью книгу, переходим к четвертой, которая на треть меньше первой и вдвое меньше следующей за ней пятой книги, содержащей историческое толкование. Ибо желая и не разделять находящееся в связи, и обходить то, что объяснено нами в прежнее время, мы как бы между двумя Семплегадами 19 Черного моря направили кораблик свой, который вступает в море при веянии Духа Святого, при направлении курса его Господом Спасителем и при твоих, девственница Христова Евстохия, молитвенных словах: «от четырех ветров прииди, душе, и мертвые кости оживи» ( Иез. 37:9 ), чтобы лежащее в прахе земном было возбуждено дыханием Господа. Глава IX. Ст. 8–13. Слово послал Господь на Иакова, и оно пало на Израиля. И узнает его весь народ, Ефрем и жители Самарии, в гордости и надмении говорящие: «кирпичи пали, но мы построим из тесанных камней; сикоморы вырубили, но мы заменим их кедрами». И воздвигнет Господь врагов Расина против него, и врагов его взволнует: Сирию с востока, и Филистимлям с запада, и они будут пожирать Израиля полным ртом. При всем этом не отвратилась ярость Его, но рука Его еще простерта. Но народ не обратился к бьющему его, и Господа воинств они не взыскали. Мы читали выше, что во дни Ахаза сына Иоафама, сына Озии царя Иудейского, поднялся Расин царь Сирийский, и Факей сын Ромелии царь Израильский на Иерусалим, чтобы завоевать его ( 4Цар. 16 ), и что послан был Исаия пророк с Иасувом сыном своим на встречу Ахазу сказать ему, чтобы он не боялся и чтобы сердце его не страшилось хвостов двух головней дымящихся, так как ими имеет окончиться царство Сирийское и Израильское ( Исх. 7 ). И когда по причине величия этого дела и своего настоящего несчастия Ахаз не верил этому, то ему повелевается просить себе знамения; и так как он был идолослужитель и не хотел сделать и этого, то за это Господь не самому царю, а дому Давидову дает знамение, – знамение Сына Своего, имеющего родиться от Девы, по силе призывания Которого они будут избавлены от угрожающей опасности, и прочее что мы истолковали до настоящего места.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Книга пятая. Царство иудейское Глава 37. Ахаз и пророк Исаия В то время, как царство Израильское, окончательно отвергнувшее истинную религию и закон Божий, неминуемо стремилось к погибели и доживало свои последние дни, ускорявшееся все более усиливавшимся нечестием и идолопоклонством быстро сменявшихся в нем царей, в царстве Иудейском по временам еще просвечивала надежда на лучшее будущее. Там, с возведением на престол малолетнего Иоаса, единственного оставшегося в живых потомка рода Давидова, под благотворным влиянием первосвященника Иодая началось религиозно-нравственное возрождение народа. Молодой царь вполне следовал мудрым советам первосвященника, восстановил храм в его прежнем благолепии и для упорядочения его доходов сделал денежный ящик у ворот храма для приношений. Богослужение правильно совершалось в нем до самой смерти первосвященника Иодая, последовавшей в 23 год царствования Иоаса. Но со смертью первосвященника рушились и все добрые начинания. Владетельные князья иудейские, которые видимо с недовольством сносили влияние первосвященника на царя, теперь постарались уничтожить это благотворное влияние и открыто стали подавать народу пример пренебрежения к храму Иеговы и идолопоклонства, к чему склонили и самого царя. Против такого нечестия мужественно восстал пророк Захария, сын Иодая, но голос его был заглушен страшным преступлением, убийством, которое по приказании царя совершено было над ним на самом дворе храма, между жертвенником и храмом ( 2Пар. 24:21 ; Мф, 23:35), на том самом месте, где некогда отец пророка помазал на царство забывшегося теперь Иоаса. Умирая под градом камней, пророк вопил: «да видит Господь и да взыщет!» И Господь скоро взыскал за праведную кровь. Царство было наказано нашествием сириян, которые, истребив множество народа и князей Иудейских, принудили выдать себе сокровища храма, а Иоас, пораженный болезнью, убит был в постели своими приближенными и не удостоен даже погребения в общей царской усыпальнице, где вместо его погребен был первосвященник Иодай.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Марк Мангано (протестант) Книга пророка Осии. Гари Холл Исторический и культурный фон Осия был современником Амоса, Исайи и Михея. 951 Из всех пророков, именем которых названы книги Библии, только Осия и Амос проповедовали в Северном царстве, а Осия, еще и жил в этом царстве. При правлении Иеровоама, сына Иоаса (1:1) Израиль процветал и даже расширял свои границы ( 4Цар.14:2329 ). Ассирия приходила в упадок, Сирия потерпела крупное поражение, а с Южным царством Иудеи установился мир. Время служения Осии датировано правлением четырех иудейских царей и всего лишь одного израильского, что придает книге иудейскую направленность. Очевидно, что Осия захватил последние дни Иеровоама, который умер в 746 году до н.э., и время правления нескольких последующих царей. Поскольку иудейский царь Езекия взошел на трон в 715 году (1:1), служение Осии можно датировать приблизительно 750–720 годами. 952 Этот период отмечен в Израиле политическим хаосом, который наступил вслед за миром и процветанием дней правления Иеровоама. Имя первого сына Осии, Изрссль (1:4), предвещало суд династии Ииуйя за зловещее низвержение семьи Ахава ( 4Цар.910 ). Сын Иеровоама, Захария, последний представитель династии Ииуйя, через шесть месяцев после восшествия на престол, был убит Ссллумом. Четверо из шести царей, правивших Израилем после Иеровоама, были также убиты, а трое из них царствовали менее трех месяцев. После 745 года, во время правления царя Феглаффелласара III, стремящегося к расширению границ Империи, Ассирия вновь переживает военный и экономический подъем. Но для западных стран, включая Израиль, это означает только беды и лишения. Селлум становится очередным царем Израиля, но проходит лишь месяц, и его убивают в результате заговора Менаима. Менаим вынужден платить огромную дань Ассирии ( 4Цар.15:1722 ). Факия, сменяет своего отца, Менаима, но и его вскоре убирают после заговора Факея (737 год), собравшего антиассирийскую коалицию. Факей и Сирия нападают на Ахаза и Иудею ( Ис.7 ; 4Цар.16:5 ), а Ахаз обращается к Ассирии за помощью. В 733 году Феглаффелласар вторгается в Израиль, опустошает землю, депортирует израильтян, и аннексирует большую часть земли, оставляя лишь Самарию и горную часть Ефрема. Осия убивает Факея и поначалу верно служит Ассирии. Но, в конце концов, и он восстает и утаивает подать от наследника Феглаффеласара, Салманассара V. В 724 году Салманассар вторгается в пределы Самарии и в 722 году завоевывает ее.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Глава 7. Пророчество о рождении Еммануила от Девы, как, знамение избавления Иудеи от царей Сирийского и Израильского, и суд Божий над домом Ахаза 1. И было во дни Ахаза, сына Иоафамова, сына Озии, царя Иудейского, Рецин, царь Сирийский, и факей, сын Ремалиин, царь Израильский, пошли против Иерусалима, чтобы завоевать его, но не могли завоевать. (И бысть во дни Ахаза сына Иоафамля, сына Озии, царя Иудина, взыде расин царь Арамль, и факей сын ромелиев, царь Израилев, на Иерусалим, воевати на него, и не возмогоша разорити его). В семнадцатый год Факея, сына Ремалиина, воцарился Ахаз, сын Иоафама, царя Иудейского (в 742 г. до Р.Х.). «Двадцати лет был Ахаз, когда воцарился и шестнадцать лет царствовал в Иерусалиме, и не делал угодного в очах Господа, Бога своего, как Давид, отец его; но ходил путем царей Израильских, и даже сына своего провел через огонь, подражая мерзостям народов (Ханаанских), которых прогнал Господь от лица сынов израилевых. И совершал жертвы и курения на высотах, и на холмах, и под всяким тенистым деревом» ( 4Цар.16:1–4 ). Этот законный царь, но недостойный наследник престола Давидова своим нечестием соблазнял народ Божий. Тогда Господь послал бедствия на страну. «В те дни начал Господь посылать на Иудею Расина, царя Сирийского, и Факея, сына Ремалиина ( 4Цар.15:37 ), Расин (по-еврейски Рецин) был последним царем Сирийцев; после него Сирия сделалась областью царства ассирийского. Факей (по еврейскому произношению – Цеках), сановник царя Израильского Факии, составил против него заговор, умертвил его и воцарился вместо него в Самарии ( 4Цар.15:25 ), столице царства израильского, находившейся прямо на севере от Иерусалима. Расин и Факей, неоднократно производили нападение на северные и северо-восточные пределы царства иудейского, наконец, согласились и условились вместе и одновременно вести войну с царем Ахазом и осадить Иерусалим. Успехом в этом предприятии они обеспечили бы защиту своих царств от нападений сильнейшего врага – царя Ассирийского. Но, как оказалось впоследствии, согласно с пророчеством Исаии, они не имели возможности не только завладеть Иерусалимом, но и вести против него войну.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 28 Ахаз, 12-й царь иудейский (Ср. 4Цар.16:1–20 ) 1–4. Продолжительность и нечестие царствования. 5–8. Поражение иудеев при Ахазе со стороны сирийцев н израильтян, с захватом множества пленных. 9–15. Отпущение пленных по слову пророка Одеда. 16–21. Поражение иудеев со стороны идумеев и филистимлян, тягостная помощь со стороны ассирийского царя. 22–27. Упорство Ахаза в идолопоклонстве и бесславная смерть его. 2Пар.28:1 .  Двадцати лет был Ахаз, когда воцарился, и шестнадцать лет царствовал в Иерусалиме; и он не делал угодного в очах Господних, как делал Давид, отец его: 2Пар.28:2 .  он шел путями царей Израильских, и даже сделал литые статуи Ваалов; 2Пар.28:3 .  и он совершал курения на долине сынов Еннома, и проводил сыновей своих через огонь, подражая мерзостям народов, которых изгнал Господь пред лицем сынов Израилевых; 2Пар.28:4 .  и приносил жертвы и курения на высотах и на холмах и под всяким ветвистым деревом. Ср. ( 4Цар.16:2–4 ), «Толковая Библия», т. II, с. 529. В данном разделе между 4 Царств и 2 Паралипоменон существует почти дословное сходство, за немногими, не меняющими существа дела, разностями. Так, в принятом тексте LXX ( 2Пар.28:1 ) лета Ахаза при вступлении на престол определены в 25 лет: ικοσι κα πντε τν (в кодексах II, 19, 52, 60, 64, 93, 108, 119, 158, 236, 243 у Гольмеса стоит: ικοσι τν). И в кодексе 539 Росси еврейско-масорецкого текста имеется 25. Ввиду того, что эта последняя цифра устраняет хронологическую несообразность при принятии даты 20 лет в соотношении с возрастом Езекии при воцарении его ( 4Цар.18:2 ; 2Пар.29:1 ), (см. «Толковую Библию» т. II, с. 529), она и должна считаться первоначальной. Под именем Ваалов (ст. 2) здесь, вероятно, разумеются языческие божества вообще, частнее же, судя по литым изваяниям, разумеется, может быть, служение Астарте (проф. Гуляев, «Исторические книги священного писания Ветхого Завета», с. 562; ср. «Толковая Библия», т. II, с. 418 и 436). О долине сыновей Еннома и о совершавшемся здесь огненном культе Молоха см. комментарии к ( 4Цар.16:3 ) и к ( 4Цар.23:10 ), «Толковая Библия», т. II, с. 529 и 570–571.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

А.С. Терновский Когда Раассон, царь Сирийский, и Факей, царь Израильский, согласились идти войною против Иерусалима, и когда, извещенные о сем нашествии, царь и народ Иудейский, в ужасе ожидали грозных врагов сих: тогда Бог повелел Пророку Исаии, взяв сына своего идти к безутешному Ахазу и возвезстить ему безопасность от сих неприятелей. Представ пред царя, Пророк сообщает ему утешительную весть, и, чтобы совершенно ободрить и успокоить его и народ, в подтверждение истины слов своих, предлагает Ахазу просить, какого ему угодно, знамения от Господа. Ахаз, не веря обещанной безопасности, и решившись уже искать помощи у царя Ассирийского ( 4Цар.16:7–9 ), отказывается просить знамения под тем предлогом, что не должно искушать Господа. Тогда Пророк, осудив неверие Ахазово, говорит: и так сам Господь даст вам знамение: се Дева зачнет, и родит Сына, и наречет имя Ему Иммануил. Предсказание сие обыкновенно принимают Учители Христианской Церкви за прямое пророчество о Христе Иисусе. Но с таким объяснением не соглашаются, вслед за Иудеями новыми, некоторые и из Христианских толковников 1 . Не странно ли, говорят они, что Ахазу, который так мало расположен был верить очевидным чудесам, Пророк предлагает такое знамение, которое имело явиться чрез несколько столетий после Ахаза? Каким образом рождение Мессии, столь далекое от времени Ахаза, могло служить для него знамением безопасности от врагов, совсем готовых напасть на него? По обыкновенному понятию знамение должно явиться прежде события им означаемого: а тут должно случиться наоборот: новая странность! Замечая наконец в повествовании, содержащемся в 1 главе Исаии, сходство с повествованием, какое читается в 8 главе и не находя приличными временам Мессии бедствий, изображенных в самом пророчестве об Иммануиле ( Ис. 7:17 ), – заключают, что пророчество об Иммануиле относилось не к Мессии, а к лицу, имевшему родиться во время Ахаза. Сказанного нами достаточно для того, чтобы в каждом Христианине, который не хочет быть равнодушным к своей вере, возбудить желание разрешить сомнения, колеблющие одну из подпор веры нашей во Христа Иисуса. Посему мы посчитаем нужным доказать: что а) пророчества об Иммануиле не следует относить ни к кому из тех лиц, к коим относят его Иудействующие толковники; б) что оно весьма справедливо изъясняется о Христе Иисусе, и в) что показанные трудности не мешают сему последнему изъяснению.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rassuzh...

Глава 17. Разрушение Дамаска, опустошение Сирийского царства и поражение Ассирийцев Слово, на Дамаск. Один из древнейших городов Юго-Западной или Передней Азии, Дамаск расположен в широкой, плодоносной равнине, близ юго-восточного склона Антиливанских гор на берегах реки Барады. Эта река с её несколькими небольшими притоками орошает окрестности Дамаска и делает их чрезвычайно приятными для местных жителей и путешественников. По известию, записанному иудейским историком Иосифом Флавием, Дамаск основан Уцем, старшим сыном Арама, который был пятым сыном патриарха Сима и внуком Ноя ( Быт.10:22–23 ). Получивший так рано свое начало, Дамаск был известным городом во времена Авраама. По своей древности и благодаря значительной торговле, Дамаск стал главным городом Арама или (по наименованию греков) Сирии. Впоследствии, знаменитый царь еврейский Давид, завоевав большую часть Сирии, овладел и Дамаском; но при Соломоне Дамаск снова сделался независимым и имел своих царей ( 2Цар.8:6 ; 3Цар.11:24 ). По разделении еврейского царства, цари Сирийские, находясь в непосредственном соседстве с Израильскими царями, постоянно были взаимно враждебны и нередко вели войны, до того времени, когда Иудейский царь Озия (или Азария) нанес сильное поражение сирийцам. Тогда Сирийский царь Раассон не только прекратил, вражду, но даже заключил союз с Израильским царем Факеем против Иудейского царства и царствующей династии Давида, представителем которой был Ахаз, внук Озии (гл.7:1). Злой замысел коварных союзников возбудил гнев Иеговы-Бога и верховного Царя, покровительствующего потомству Давида: и пророк Божий изрекает теперь сильное слово о решительной злосчастной судьбе как Дамаска, так и союзницы его – Самарии. 1–2. Пророчество о Дамаске. – Вот, Дамаск исключается из числа городов и будет грудою развалин. Города Ароерские будут покинуты, – останутся для стад, которые будут отдыхать там, и некому будет пугать их. (Се, Дамаск возмется от градов будет в падение. Оставлен в век, в ложе стадам и в покой, и не будет отгоняяй.) 30

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010