Shirokogorov S. W. Psychomental Complex of the Tungus. Kegan Paul. L., 1935. Spencer B. et Gillen F. J. e Arunta (Londres, 1926), 1. Ксенофонтов Г.В. Легенды и рассказы о шаманах у якутов, бурятов и тунгусов, 2-е изд. М., 1930. Попов А. А. Тавгичи. Материалы по этнографии авамских и ведеевских тавгичев//Труды Института антропологии и этнографии. I, 5. М.; Л., 1936. Припузов Н.В. Сведения для изучения шаманства у якутов. Иркутск, 1885. Торчинов Е. А. Даосские практики//Путь золота и киновари в исследованиях и переводах Е.А. Торчинова. СПб.: Азбука-классикаПетербургское востоковедение, 2007. Торчинов Е. А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. СПб.: Азбука-классикаПетербургское востоковедение, 2007. Штернберг Л. Я. Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936. Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 1994. Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. М.: Гелиос, 2002. Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. Киев: София, 2000. 212 Шаман обладает сакральными познаниями о мире духовном и регулярно осуществляет с ним связь. Вместе с тем он не является единственным человеком, имеющим доступ к «священному». Помимо шаманов в исповедовавших шаманизм обществах имеются также жрецы, приносящие духам жертвы. Кроме того, в каждой семье есть свой домашний культ, глава которого – старший в семье. Но только шаману доступны экстатические состояния, только он обладает способностью входить в них и общаться с духами. 213 Используемые шаманизмом техники достижения состояния измененного сознания имеют весьма широкое распространение и выходят далеко за пределы самого явления. С деградацией шаманизма свойственное ему стремление к экстатическим переживаниям не утратило актуальности для человечества. Это привело к появлению религий с сильно выраженным психоделическим элементом (подробнее см.: Торчинов Е. А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. СПб.: Азбука-классикаПетербургское востоковедение, 2007). В них психотехника была доступна не только харизматическому лидеру, но и всякому адепту религиозной традиции и воспринималась как средство постижения истины, освобождения сознания, спасения души, повышения онтологического статуса человека или самореализации.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

12 . Торчинов Е.А. Даосизм: Опыт историко-религиоведческого описания. СПб.: Андреев и сыновья, 1993. 13 . Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. СПб.: Азбука-классика: Петербургское востоковедение, 2007. 14 . Уильямс Ч. Китайская культура: мифы, герои, символы/пер. с англ. С. Федорова. М.: Центрполиграф, 2011. 15 . Фэн-Ю-Лань. Краткая история китайской философии. СПб., 1998. 16 . Чжуан-цзы. Ле-цзы/пер. с кит., вступ. ст. и примеч. В.В. Малявина. М.: Мысль, 1995. 176 Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи): в 9 т. Т. VII/пер. с кит., предисл. Р.В. Вяткина, коммент. Р.В. Вяткина, А.Р. Вяткина. М.: Восточная литература (серия «Памятники письменности Востока», XXXII, 7), 1996. С. 38. 178 Подробнее см. Пути обретения бессмертия. Даосизм в исследованиях и переводах Е.А. Торчинова. СПб.: Азбука-классика: Петербургское востоковедение, 2007. 180 Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи): в 9 т. Т. VII/пер. с кит., предисл. Р.В. Вяткина, коммент. Р.В. Вяткина, А.Р. Вяткина. М.: Восточная литература (серия «Памятники письменности Востока», XXXII, 7), 1996. С. 39. 182 Ле-цзы//В сб.: Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1972. С. 217. 186 Подробнее см. Торчинов Е.А. Даосизм: Опыт историко-религиоведческого описания. СПб.: Андреев и сыновья, 1993. 187 Дао дэ цзин//В сб.: Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1972. 188 Ранее данный термин упоминался в гл. VI. Древнекитайские религиозные представления в контексте учения о ян ци и инь ци. 189 Подробнее см. Путь золота и киновари: даосские практики в исследованиях и переводах Е.А. Торчинова. СПб.: Азбука-классика: Петербургское востоковедение, 2007. С. 9–12. 191 Цит. по: Дао дэ цзин//В сб.: Религии Китая: хрестоматия/сост. Е.А. Торчинов. СПб.: Евразия, 2001. С. 24. 192 Торчинов Е.А. Даосизм: Опыт историко-религиоведческого описания. СПб.: Андреев и сыновья, 1993. С. 90. (Выдел. в приведённом отрывке прот. О.К.) 195 Цит. по: Дао дэ цзин//В сб.: Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1972. С. 121.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Наряду с использованием амулетов даосы активно практиковали астрологию , которая, впрочем, не относилась исключительно к их ведению, а была довольно широко распространена в Китае и именовалась искусством « небесных знаков » (тянь вэнь). Кроме того, чрезвычайно важное значение в даосских общинах имела геомантия ( фэн-шуй – букв. «ветер и вода») – искусство гармоничного, символического освоения пространства. Под этим термином традиционно понимался комплекс знаний о согласовании влияния небесных тел с энергиями земли. Китайское название данной эзотерической практики вошло без перевода во многие современные языки. Литература Васильев В. П. Религии Востока: Конфуцианство, буддизм и даосизм. М.: Либроком, 2013. Васильев Л.С. История религий Востока: учеб. пособие для вузов; 4-е изд. М.: Университет, 1999. Вернер Э. Мифы и легенды Китая/пер. с англ. С. Федорова. М.: Центрполиграф, 2007. Дао дэ цзин//Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1972. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. Т. 2. Мифология. Религия/ред. М. Л. Титаренко, Б. Л. Рифтина, А. И. Кобзева, А. Е. Лукьянова, Д. Г. Главева, С. М. Аникеева. М.: Восточная литература, 2007. Ежов В. В. Мифы древнего Китая. М.: Астрель: ACT, 2004. Дао-Дэ цзин/Лао Цзы; пер., коммент. В. В. Малявина. М.: Феория, 2013. Ле-цзы//Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1972. Пути обретения бессмертия. Даосизм в исследованиях и переводах Е. А. Торчинова. СПб.: Азбука-классикаПетербургское востоковедение, 2007. Путь золота и киновари: Даосские практики в исследованиях и переводах Е.А. Торчинова. СПб.: Азбука-классикаПетербургское востоковедение, 2007. Религии Китая. Хрестоматия/сост. Е. А. Торчинов. СПб.: Евразия, 2001. Торчинов Е.А. Даосизм: Опыт историко-религиоведческого описания. СПб.: Андреев и сыновья, 1993. Торчинов Е. А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. СПб.: Азбука-классика-Петербургское востоковедение, 2007. Уильямс Ч. Китайская культура: мифы, герои, символы/пер. с англ. С. Федорова. М.: Центрполиграф, 2011.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

201 Источником знаменитой фразы аль-Халладжа «Я – это Истина» могли быть древнеиндийские тексты. Как полагают ученые А. фон Кремер, М. Хортен, А. Шиммель, в Упанишадах встречается формула, выражающая единство подлинного «я» человека с Брахманом (tat tvam asi «ты еси то» или «ты – одно с тем»). Это, по сути, означает не что иное, как «я есмь Брахман» (см. гл. «Индуизм»). Вместе с тем некоторые исследователи (Адам Мец) усматривают в данной фразе, как, впрочем, и во всем суфизме, сильное христианское влияние (подробнее см.: Мец А. Мусульманский Ренессанс. М.: Наука, 1973. С. 234–284). Скандальной известности аль-Халладжу прибавило и его знаменитое суждение о том, что образцом демонстрации подлинного таухида является не кто-нибудь, а сам Иблис. Иблис – дьявол , изгнанный с Неба за то, что отказался поклониться Адаму как венцу творения Аллаха. По мнению аль-Халладжа, своим поступком Иблис засвидетельствовал, что поклонение подобает только Аллаху. Разработчиком и одним из наиболее ярких приверженцев этой концепции был выдающийся исламский мыслитель из Испании Мухйиддин ибн Араби, получивший прозвание «великий учитель». 202 Разработчиком и одним из наиболее ярких приверженцев этой концепции был выдающийся исламский мыслитель из Испании Мухйиддин ибн Араби, получивший прозвание «великий учитель». 203 Торчинов Е. А. Религии мира: опыт запредельного. СПб.: Азбука-классикаПетербургское востоковедение, 2007. С. 521. 204 Образ суфия, опьяненного Божественной любовью, – один из центральных в мистической поэзии. В стихах многих суфийских поэтов Божественная любовь нередко уподобляется прекрасному вину, которое хочется пить постоянно. 206 Торчинов Е. А. Религии мира: опыт запредельного. СПб.: Азбука-классикаПетербургское востоковедение, 2007. С. 508. 207 Это отнюдь не означает, что иные исламские группы отрицают Сунну как пример Мухаммада, преподанный всем верующим, или не считают необходимым этому примеру следовать. В данном случае речь идет о самоназвании, используемом для того, чтобы подчеркнуть традиционализм исповедуемого учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Шаманские ритуалы подчинены задачам, определяемым перечисленными выше функциями. Главный ритуал, в котором происходит взаимодействие шамана с миром духов, – камлание. В техническом плане камлание представляет собой практическое осуществление архаической техники достижения экстаза. Для этого используются ритмические движения (танцы) на ограниченном пространстве, многократное повторение обрядовых формул, употребление изменяющих сознание веществ, в том числе галлюциногенов. Духовная практика, использующая экстаз как способ достижения единства с духовной реальностью, получила весьма широкое распространение. Её элементы с лёгкостью угадываются в таких сложных религиозных системах, как даосизм, индуизм, буддизм, иудаизм, ислам и даже в маргинальных формах христианства. Иначе говоря, базовые техники обретения духовного (мистического) опыта, ярко выраженные в шаманизме, возникшие во времена неолита, используются до сего дня во многих современных религиях. Литература: 1 . Lehtisalo T. Entwurf einer Mythologie der Jurak-Samojeden, Memoires de la Societe Finno-Ougrienne. Vol. 53. Helsinki, 1927. 2 . Shirokogorov S. W. Psychomental Complex of the Tungus. Kegan Paul. L., 1935. 3 . Spencer B. et Gillen F. J. The Arunta (Londres, 1926), 1. 4 . Ксенофонтов Г.В. Легенды и рассказы о шаманах у якутов, бурятов и тунгусов. М., 1930. 5 . Попов А.А. Тавгичи. Материалы по этнографии авамских и ведеевских тавгичев//Труды Института антропологии и этнографии. I, 5. М.; Л., 1936. 6 . Припузов Н.В. Сведения для изучения шаманства у якутов. Иркутск, 1885. 7 . Торчинов Е.А. Путь золота и киновари: даосские практики в исследованиях и переводах Е.А. Торчинова. СПб.: Азбука-классика: Петербургское востоковедение, 2007. 8 . Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. СПб.: Азбука-классика: Петербургское востоковедение, 2007. 9 . Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936.. 10 . Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 1994. 11 . Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. М.: Гелиос, 2002.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В области онтологии даосизм наследовал традиционные древнекитайские религиозные представления. Отсутствие дихотомии духа и материи в даосизме, наряду с поиском бессмертия как постулируемой целью бытия каждого конкретного человека привело к появлению представлений о различных видах бессмертных. Концентрация интересов на собственной личности породила уже в раннем даосизме два главных поведенческих принципа: «презирать вещи» и «ценить жизнь». Развитие данных идей привело к появлению концепций «недеяния» и «неречения», а также эгоистической «полезности бесполезного» (вплоть до полного равнодушия к другим людям). Заимствованные из шаманских практик технические приёмы личной религиозной практики развиты затем в даосизме до комплекса методов, позволяющих своим адептам переживать мистический опыт. Но в отличие от шаманизма эти техники универсальны и открыты для каждого человека. Литература: 1 . Васильев В.П. Религии Востока: Конфуцианство, буддизм и даосизм. М.: Либроком, 2013. 2 . Васильев Л.С. История религий Востока: учеб. пособие для вузов. 4-е изд. М.: Книжный дом «Университет», 1999. 3 . Вернер Э. Мифы и легенды Китая/пер. с англ. С. Федорова. М.: Центрполиграф, 2007. 4 . Дао дэ цзин//В сб.: Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1972. 5 . Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. Т. 2. Мифология. Религия/ред. М.Л. Титаренко, Б.Л. Рифтина, А.И. Кобзева, А.Е. Лукьянова, Д.Г. Главева, С.М. Аникеева. М.: Восточная литература, 2007. 6 . Ежов В.В. Мифы Древнего Китая. М.: Астрель: ACT, 2004. 7 . Лао-цзы. Дао дэ цзин/пер. В.В. Малявина. М.: ACT: Астрель, 2005. 8 . Ле-цзы//В сб.: Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1972. 9 . Пути обретения бессмертия. Даосизм в исследованиях и переводах Е.А. Торчинова. СПб.: Азбука-классика: Петербургское востоковедение, 2007. 10 . Путь золота и киновари: даосские практики в исследованиях и переводах Е.А. Торчинова. СПб.: Азбука-классика: Петербургское востоковедение, 2007. 11 . Религии Китая: хрестоматия/сост. Е.А. Торчинов. СПб.: Евразия, 2001.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Обучение проводится при поддержке Фонда президентских грантов в рамках проекта " Мастерская НКО: Точки роста " .  Первый вебинар базового модуля уже состоялся, его можно посмотреть по  ссылке .    Для того, чтобы получить ссылку на предстоящие вебинары, необходимо отправить  заявку  на участие по электронной почте:  vectornko@mail.ru . Подробнее Когда: 18 и 25 декабря (время уточнять дополнительно) Контакт: Татьяна Антошина, 8 (342) 299-99-82,8 (950) 447-59-54,  vectornko@mail.ru Источник:  АНО ДПО Региональный центр " Вектор " Конкурс безграничных возможностей " #Явсемогу " В декаду международного дня инвалидов (начало 3 декабря) Благотворительный фонд " Точка опоры " , поддерживающий паралимпийцев, объявляет конкурс " #Явсемогу " - конкурс о безграничных возможностях, в котором может принять участие каждый. Чтобы стать конкурсантом, нужно сделать фото или видео своих нереальных талантов, выложить их на страницу VKontakte с хэштегом #явсемогу и #бфточкаопоры, а также, подписаться на группу Фонда. Результаты будут объявлены 25 декабря. Приз для победителей - морской круиз по Скандинавии с Viking Line. Подробнее Контакт: Ирина Юхно, 8 (812) 983-72-21,  info@fondopora.ru Источник:  БФ " Точка опоры "    Проект для детей с инвалидностью " Классика без границ " Центр социальных программ " Азбука Добра " открывает прием заявок на участие в проекте " Классика без границ " , посвященном доступности музыкального образования для детей с инвалидностью в Санкт-Петербурге. Дети получат возможность заниматься музыкой с профессиональными педагогами с целью подготовки к поступлению в музыкальные школы города.   Подробнее Заявки  принимаются до 8 января. Участие в проекте - бесплатное. Контакт:  s.zagidulina@azbukadobra.ru Источник:  ЧНУ " Центр социальных программ " Азбука Добра " Январские мероприятия Информационно-консультативного центра по проблемам зависимого поведения Информационно-консультативный центр по проблемам насилия и зависимого поведения приглашает на январские индивидуальные консультации, лекции в циклах " Зависимость-созависимость " , " Насилие " , индивидуальные супервизии. 

http://mitropolia.spb.ru/docs/novostnaya...

12 . Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. К.: София, 2000. 50 Шаман обладает сакральными познаниями о мире духовном и регулярно осуществляет с ним связь. Вместе с тем он не является единственным человеком, имеющим доступ к «священному». Помимо шаманов в исповедовавших шаманизм обществах имеются также жрецы, приносящие духам жертвы. Кроме того, в каждой семье есть свой домашний культ, глава которого – старший в семье. Но только шаману доступны экстатические состояния, только он обладает способностью входить в них и общаться с духами. 51 Торчинов Е.А. Путь золота и киновари: даосские практики в исследованиях и переводах Е.А. Торчинова. СПб.: Азбука-классика: Петербургское востоковедение, 2007. 52 См. подробнее: Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. СПб.: Азбука-классика: Петербургское востоковедение, 2007. 54 Ульгень – творец Вселенной. Обитает на девятом (по другим данным, на пятнадцатом или шестнадцатом) небе на востоке за месяцем и солнцем, где возвышается Золотая Гора (Алтын-туу). Создателем всего сущего Ульгень стал при помощи Священной Белой Матери. Творение продолжалось шесть дней, за которые Ульгень создал первого человека, сотворил собаку и велел ей сторожить первого человека. Перед потопом он приказал Наме построить плот и посадить туда всех зверей и птиц. Ульгень сотворил камов (шаманов); он же награждает людей даром шаманства; определяет, быть человеку шаманом или нет; и назначает будущему шаману духов-помощников; указывает, каким должен быть шаманский бубен. 55 Об Эрлике известно, что он также участвовал в творении земли. Он создал на земле неровности: горы, сопки и болота – и испортил идеально гладкую поверхность земли. Эрлик соблазнил едой собаку, сторожившую человека, проник к нему и вдохнул в него душу – и человек оброс шерстью, в результате чего Ульгеню пришлось чистить и даже брить его. За это Ульгень свергнул Эрлика с небес на землю. Эрлик воткнул свой посох в землю, откуда тотчас же выползли всякие гады, враждебные человеку, а также заразные болезни. Эрлик создал зверей: медведя, барсука, крота, верблюда, свинью, корову. Он подстрекал первых людей к нарушению запрета Ульгеня есть плоды с дерева. Тогда Ульгень сверг его под землю, а вместе с ним и его слуг, которые стали духами, причиняющими несчастья человеку на земле. Постоянными слугами Эрлика являются души умерших людей и шаманов. В шаманских камланиях к Эрлику часто обращаются как к отцу – «адам Эрлик». Подобно Ульгеню, Эрлик дарует людям возможность проникновения в другие миры. Есть сказание о том, что первый шаман принял в дар бубен от Эрлика.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Разделы портала «Азбука веры» 28 Фев 2022 В Санкт-Петербурге представлен проект параллельного корпуса богослужебных текстов «Богослужебный интерлинеар» В Избранное Проект «Богослужебный интерлинеар. Создание параллельного корпуса богослужебных текстов (греческий-церковнославянский-русский)» представлен 11 февраля 2022 года в онлайн-формате на платформе Zoom с параллельной трансляцией на YouTube. Проект — победитель в международном открытом грантовом конкурсе «Православная инициатива-2021» по направлению «Образование» — был реализован на базе СПбДА. Презентацию провел руководитель проекта — клирик Феодоровского собора иерей Алексий Волчков, сообщает ИА «Вода живая» . Создатели представили сайт dhonorare.ru, где размещены размеченные чины славянского Требника и греческого Евхология, а также произведена оцифровка классического словаря протоиерея Григория Дьяченко . Удобный интерфейс способствует изучению богослужебного языка и текстов Православной Церкви. В состав «Малого Требника» входит 40 чинов, связанных с наиболее важными этапами жизни христианина. Каждое слово чина размечено лексически и морфологически, ему найдено соответствие в различных переводах. Благодаря функционалу сайта можно найти, в каких местах богослужения встречается конкретное слово, в каких сочетаниях (коллокациях), как оно переводится. Иерей Алексий Волчков отметил, что подобного ресурса — проекта по оцифровке и разметке корпуса богослужебных текстов — не хватало, и перспективы у этого начинания очень большие. Идея проекта зародилась у отца Алексия 3–4 года назад при обучении в магистратуре СПбГУ по программе «линвгистика» и состояла в том, чтобы соединить цифровое и гуманитарное начала, сочетать идеи, свойственные точным наукам — математике, программированию, статистике, — и гуманитарные исследования в областях филологии, истории, литературоведения.  «Чтобы рассуждать правильно, надо основываться на логике и статистике, анализе того, что дано как источник в нашей работе. «Интерлинеар» означает подстрочник, это слово фигурирует в средневековой латыни с XV века, раньше интерлинеары были очень популярны. Они полезны тем, кто занимается изучением основ библейской науки. Библейский текст — почитаемый и почтенный, и каждому слову этого текста нужно уделить должное внимание. Священники работают со Служебником, Требником и другими книгами, составляющими текстовой корпус нашего богослужения, ежедневно, это авторитетные боговдохновенные тексты, и они нуждаются в сугубом внимании к каждому слову и букве», — отметил отец Алексий.

http://azbyka.ru/news/v-sankt-peterburge...

Некрополь Мастеров искусств Александро-Невской ЛаврыВо время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда музей обеспечил охрану и укрытие памятников. От прямого попадания авиабомбы пострадало только одно надгробие - актрисы В.Н. Асенковой. Перезахоронения продолжались до середины 1950-х гг. В это же время в Некрополе мастеров искусств, получившем статус своеобразного городского Пантеона, нашли упокоение некоторые выдающиеся современники: ученые С.В. Лебедев, В.Г. Хлопин, художник М.И. Авилов, актеры Ю.М. Юрьев, П.З. Андреев, Н.К. Черкасов и др. Проект реконструкции кладбища предполагал сосредоточение представителей каждого вида искусств в одном месте. Так, композиторы и музыкальные деятели были перезахоронены в основном на Композиторской дорожке у северной ограды некрополя. Туда же перенесли памятники, находившиеся в других частях старого Тихвинского кладбища: М.И. Глинки, А.С. Аренского, М.А. Балакирева. Артистов перезахоронили в центральной части некрополя, художников и скульпторов в западной части, где почти не сохранилось старых памятников. Перезахоронения, связанные с памятью А.С. Пушкина, осуществлялись в восточной части, у входа в некрополь, где большинство составляют сохранённые памятники начала XIX в., то есть памятники современникам поэта. Среди них выделяется своим обликом величественный мраморный портик надгробия откупщика А.И. Косиковского, сооруженный в 1840 г. Несколько старых памятников Тихвинского кладбища были использованы как декоративные украшения, создающие «колорит» старого петербургского кладбища эпохи классицизма: колонны и пилоны на площадках у пересечения аллей. Перечень утраченных памятников Тихвинского кладбища огромен. Утрата богатого аристократического петербургского некрополя, имевшего свой неповторимый художественный облик, безусловно заслуживает сожаления. Однако, помня о трагических обстоятельствах нашей истории, когда многое было утрачено навсегда, надо признать, что созданием Некрополя мастеров искусств удалось сохранить уникальный мемориал отечественной культуры.

http://azbyka.ru/palomnik/Тихвинское_кла...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010