242 Китагава Дж. М. Религия в истории Японии/пер. с англ. Н. М. Селиверстова. СПб.: Наука, 2005. С. 24. 243 Нихонги//Цит. по: Китагава Дж. М. Религия в истории Японии/Пер. с англ. Н. М. Селиверстова. СПб.: Наука, 2005. С. 27. 244 Подробнее см.: Симонова-Гудзенко Е.К. Ками и космогония//Синто – путь японских богов: в 2 т. Т. 1. СПб.: Гиперион, 2002. С. 70–87. 245 Первое рожденное существо было подобно пиявке: не имело ни рук, ни ног, и потому отец с матерью помещают его в лодку и пускают в море плыть по волнам. 246 См.: Накорчевский А. А. Синто. СПб.: Азбука-классикаПетербургское востоковедение, 2003. С. 61. 247 Китагава Дж. М. Религия в истории Японии/пер. с англ. Н. М. Селиверстова. СПб.: Наука, 2005. С. 24. 252 Храмовый комплекс Исэ расположен на востоке острова Кии и посвящен Аматэрасу и Тоёукэ (ками – покровителю водной стихии). 253 Сакэ – японский традиционный алкогольный напиток, приготовленный на основе продуктов брожения риса. 254 Молоднякова Э.В. Синтоистские праздники//Синто – путь японских богов: в 2 т. Т. 1. СПб.: Гиперион, 2002. С. 479. 256 Китагава Дж. М. Религия в истории Японии/пер. с англ. Н. М. Селиверстова. СПб.: Наука, 2005. С. 50. 257 Цит. по: Китагава Дж.М. Религия в истории Японии/пер. с англ. Н.М. Селиверстова. СПб.: Наука, 2005. С. 54. 258 О драматизме противостояния старых традиций новым веяниям рассказывает, в частности, фильм Эдварда Цвика «Последний самурай» (2003). 259 Впервые словом «камикадзе» (букв. «божественный ветер») были названы тайфуны, уничтожившие в 1274 и 1281 годах монгольский военный флот, направлявшийся к берегам Японии. Монголы, хорошо знакомые с тихоокеанским климатом, нарочно выбирали для своих экспедиций самые спокойные периоды года. Именно поэтому внезапные ураганы были расценены как божественное вмешательство, спасшее Японию. 260 Japan: Pro le of a Nation. Tokyo – New York – London, Kodansha International, 1994. Р. 203//Цит. по.: Переломов Л.С. Конфуций и конфуцианство с древности по настоящее время (V в. до н. э. – XXI в.). М.: Стилсервис, 2009. С. 457.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Ещё одним отличительным свойством архаических охотничьих сообществ является то, что в них особая религиозная роль отводится шаману, являющемуся посредником между людьми и миром духов. Подробнее данный вопрос будет рассмотрен в соответствующей главе, посвящённой шаманизму. Анимизм (от лат. anima – «душа») – вера в существование множества духов, населяющих окружающий мир. Иногда эту форму верований называют просто «поклонение природе и духам». Практически синонимичным этому понятию является термин гилозоизм (от греч. λη – «материя» и ζω – «жизнь»). Таким образом, вся совокупность имеющихся археологических, этнографических и лингво-культурологических данных свидетельствует о наличии религиозных представлений у доисторического человека, по крайней мере, с эпохи верхнего палеолита. При этом основные типы верований выражались в форме анимизма, тотемизма, почитании богини-матери и в вере в загробную жизнь и воскресение из мёртвых. Литература: 1 . Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. М.: Наука (Главная редакция восточной литературы), 1982. 2 . Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. СПб.: Азбука-классика: Петербургское востоковедение, 2007. 3 . Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. М.: АСТ, 1983. 4 . Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. Т. I. М.: Академический проект, 2009. 26 Например, известный современный российский антрополог С.В. Дробышевский в своём труде «Достающее звено» пишет: «Где же мы находим первые следы первых людей, почти неотличимых от нас? В нескольких африканских местонахождениях с датировками от 200 до 100 тысяч лет назад – Херто, Клазиес Ривер, Бордер Кэйв, Синга, Дар-эс-Салтан – обнаружены кости людей, не имевших сильно выступавшего затылка, большого надбровного валика и обладавших при этом очень большим мозгом и выступающим подбородком. Похожие находки были сделаны на Ближнем Востоке – в пещерах Схул и Кафзех. С момента около 40–45 тысяч лет назад люди совершенно современного облика, только несколько более массивные, чем мы, – неоантропы – известны практически со всей территории ойкумены – из Африки, Европы, Азии и Австралии. Только Америка была заселена позже – достоверно только 11–12 тысяч лет назад, хотя некоторые археологи отодвигают это событие даже до 30–40 тысяч лет назад». (См. URL: http://antropogenez.ru/zveno-single/67/.)

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

6 . Древнеиндийская философия. Начальный период: переводы с санскрита. М.: Соцэкгиз, 1963. 7 . Маламуд Ш. Испечь мир: ритуал и мысль в Древней Индии. М., 2005. 8 . Мюллер Ф.М. Шесть систем индийской философии. М.: Академический проект; Алма Матер, 2009. 9 . Радхакришнан С. Индийская философия: в 2 т. T. I. М.: Миф, 1993. 10 . Семенцов В.С. Проблемы интерпретации брахманической прозы. Ритуальный символизм. М.: Наука, 1981. 11 . Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. СПб.: Азбука-классика: Петербургское востоковедение, 2007. 12 . Упанишады: в 3 кн./пер. с санскр., предисл. и коммент. А.Я. Сыркина. М.: Наука, 1992. 13 . Шохин В.К. Индийская философия. Шраманский период (середина I тыс. до н. э.). СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. 14 . Шохин В.К. Школы индийской философии: период формирования (IV в. до н. э. – II в. н. э.). М.: Восточная литература, 2004. 15 . Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. Т. 1. М.: Академический проект, 2008. 683 Термины «ведическая религия», «брахманизм» и «индуизм» обозначают разные явления в религиозной жизни Древней Индии. Однако эти явления не имеют отчётливых временных границ. Сегодня не существует однозначного ответа на вопрос, когда одно религиозное явление уступает место другому. Процитируем мнение по данному вопросу одного из современных авторитетных исследователей-индологов: «Эта терминология расплывчата. „Брахманизмом“ мы называем религию, которая опирается на Веду, рассматриваемую как „Откровение“, Шрути, и которая добавляет к ней тексты, образующие „Традицию“, Смрити. Индуизм второго периода, проявляющийся прежде всего в эпосе, не порывает с этими авторитетными источниками, но несколько о них забывает и, опираясь на другие тексты, в частности на пураны, даёт иное направление теологии и ритуалу. Тем не менее брахманизм продолжает оставаться ортодоксальным ядром индуизма». (Маламуд Ш. Испечь мир: ритуал и мысль в Древней Индии. М., 2005. С. 120.) 684 См., напр.: Hans Conrad Ernst Zacharias. Studies on Hinduism. Book II. Brahmanism. J. M. Press, St. Joseph’s Apostolic seminary, Alwaye, 1946. P. 17.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Бердяев Н. А. Философия свободного духа : Проблематика и апология христианства. С. 209. Бердяев Н. А. О назначении человека : Опыт парадоксальной этики. Париж : Современные записки, 1931. С. 181  Некоторые исследователи считают данную книгу наиболее систематической богословской работой Бердяева. См., например: Райхельт Ш. Николай Бердяев в Германии. 1920–1950. Исследование по истории влияния (Отрывки из книги). Санкт-Петербург : Алетейя, 2010. С. 408.  Излагая свои взгляды для берлинского словаря философов, Бердяев назвал данную книгу в числе главных для характеристики своего философского миросозерцания. См.: Полторацкий Н. П. Россия и революция : Русская религиозно-философская и национально-политическая мысль XX века : Сборник статей. Тенафлай : Эрмитаж, 1988. С. 146. Бердяев Н. А. О назначении человека : Опыт парадоксальной этики. Париж : Современные записки, 1931. С. 55. Бердяев Н. А. Русская идея (Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века). Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2008. С. 133.  Пунктуация в цитатах сохранена, даже когда она не соответствует современным нормам. Бердяев Н. А. Смысл творчества (Опыт оправдания человека). Москва : изд-е Г. А. Лемана и С. И. Сахарова, 1916. С. 73. Там же. С. 75.  Так же как вопрос о Боге нельзя ставить «отвлеченно от человека»: «Существование человека, взятого в глубине, а не в поверхности, есть единственное свидетельство существования Бога» (Бердяев Н. А. Царство духа и царство кесаря. Париж : YMCA-Press, 1951. С. 28). Бердяев Н. А. Смысл творчества (Опыт оправдания человека). Москва : изд-е Г. А. Лемана и С. И. Сахарова, 1916. С. 75 – 76.  Близкими интуициями пронизана антропология о. Сергия Булгакова: «Человек и сотворен как богочеловек в том смысле, что он в тварном своем душевно-телесном естестве вмещает божественного происхождения дух» (Булгаков С., прот. Агнец Божий. О Богочеловечестве. Часть 1. Париж : YMCA Press, 1933. С. 258.) Но, как замечает Катаржина Старк, в отличие от Соловьева, Булгакова, Евдокимова, Бердяев «осмысляет идею Богочеловечества…, видя в ней экзистенциальный опыт встречи Бога и человека, в совершенстве актуализированный в личности Иисуса Христа» (Stark K. The idea of God-Man in Nicolas Berdyaev’s existentialism. Ed. A.-T. Tymieniecka. Hannover, NH : Springer, 2009. P. 217.)

http://bogoslov.ru/article/6177644

Синтоизм не имеет чёткого морального кредо и в этом отношении он серьёзно уступает не только буддизму, но и конфуцианству, и даже даосизму с его попыткой сформулировать этические принципы применительно к социальной сфере жизни человека. Выросший из шаманских традиций синтоизм апеллирует к понятиям ритуальной чистоты или ритуальной скверны, а не к нравственным идеалам или нормам. Исправление ритуальной скверны имеет также очевидный ритуальный характер, чуждый покаяния как исправления зла, а лишь предполагающий перенос его со всеми атрибутами в соответствующее ему место – Страну мрака. Другим следствием шаманского происхождения синтоизма является повышенное внимание к харизматическим способностям императора и вообще лиц, способных к экстатическим прорицаниям. Тем не менее, в отличие от даосизма, также имеющего шаманские корни, синтоизм благодаря ограничивающему влиянию буддизма так и не смог преодолеть рубеж, отделяющий личные способности экстатического медиума от универсальной психопрактики, пригодной для использования широким кругом адептов. Литература: 1 . Japan: Profile of а Nation. Tokyo – New York – London, Kodansha International, 1994. 2 . Боги, святилища, обряды Японии: Энциклопедия синто/под ред. И. С. Смирнова . (Orientalia et Classica: Труды Института восточных культур и античности. Вып. 26.) М.: РГГУ, 2010. 3 . Дейл Сондерс Э. Японская мифология//В сб.: Мифология Древнего мира/пер. с англ. и предисл. И.М. Дьяконова. М.: Наука (Главная редакция восточной литературы), 1977. С. 405–431. 4 . Китагава Дж. М. Религия в истории Японии/пер. с англ. Н.М. Селиверстова. СПб.: Наука, 2005. 5 . Накорчевский А.А. Синто. СПб.: Азбука-классика: Петербургское востоковедение, 2003. 6 . Норито. Сэммё/пер. Л.М. Ермаковой. М.: Наука, 1991. 7 . Синто – путь японских богов. Очерки по истории синто: в 2 т. СПб.: Гиперион, 2002. 210 Подробнее о религии древних японцев см. Трубникова Н.Н., Бачурин А.С. История религий Японии IX–II вв. М.: Наталис, 2009. С. 20–44. Китагава Дж. М. Религия в истории Японии/пер. с англ. Н.М. Селиверстова. СПб.: Наука, 2005. С. 12–68.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Лекции по церковной истории ХХ века профессора Санкт-Петербургской Духовной академии протоиерея Георгия Митрофанова. Особое внимание лектор уделяет церковно-государственным отношениям в истории России, начиная с дореволюционных времен, в 1920-х годах при Святейшем Патриархе Тихоне и ставшем затем во главе церковного корабля Сергии (Страгородском). Юрий Лигун . « Азбука жизни ». « Подводная сказка ». Исполняют Илья Рыбаков , Наталия Минаева . – Мультимедийное издательство «Деоника». Формат: audio-CD. Рекомендует Всеволод Бучирин, генеральный директор издательства «Деоника»//Фома. - – март 2009. – С.91. – (рубрика « Путеводитель. 5 дисков марта »); На диске записаны две очень разные книжки современного детского «веселого» писателя Юрия Лигуна. Хороший язык, остроумная игра слов, увлекательность и насыщенность сюжетных линий, оригинальность писательского дарования – всё это, по мнению В. Бучирина, делает произведения Ю. Лигуна отрадным явлением сегодняшней детской словесности. Г. К. Честертон. Приключения отца Брауна. Читает Александр Веснер. - Студия «Град Петров». Формат: CD-ROM (mp-3)//Фома. - – март 2009. – С.91-92. – (рубрика « Путеводитель. 5 дисков марта). Классик английской литературы Гилберт Кийт Честертон в своей знаменитой серии рассказов об отце Брауне опровергает мнение, что детектив не самый подходящий жанр для христианской проповеди. Его герой – скромный священник Браун, один из самых обаятельных литературных персонажей, по воле обстоятельств то и дело оказываясь в роли детектива, и обнаруживает при этом удивительную проницательность, основанную на глубоком знании тайн человеческой души, которую могут дать только вера в человека и любовь к нему, завещанные нам Спасителем. 3 полезных адреса:   Религиозная жизнь блокадного Ленинграда. Православие» - автобусная экскурсия, приуроченная к 65-летию снятия блокады. Разработана сотрудниками Государственного музея истории религии. Длительность экскурсии 4 часа. Начало – в 11.30. Посадка в автобус у станции м. «Черная речка». Информация//Фома. - – март 2009. – С.92. – (рубрика « Путеводитель. 3 полезных адреса») ;

http://foma.ru/bibliografiya-foma-3-71-m...

Церковь была закрыта в 1938 году. Здания храма и часовни были разрушены до основания в годы Великой Отечественной войны во время контрнаступления советских войск. К началу 2011 года сохранились лишь фундаменты храма и находившегося рядом одноэтажного каменного причтового дома. При работах по восстановлению в подвале храма были найдены остовы кроватей и дымоход для «буржуйки». Остатки храма, вероятно, будут законсервированы. Вид на храм с северо-запада. Фото 1910-х годов Восстановление храма Летом 2009 года на фундаменте храма был установлен деревянный восьмиконечный поклонный крест. Тогда же, в связи с планами создания в этой местности конгрессно-выставочного центра «ЭкспоФорум», появился проект восстановления храма. 10 августа 2011 года на месте храма впервые был отслужен молебен. 14 сентября 2011 года в стороне от старого фундамента в основание храма был заложен первый камень. Закладку совершил епископ Петергофский Маркелл (Ветров) в сослужении протоиереев Виктора Московского и Геннадия Зверева и иерея Даниила Василевского. Новый храм является репликой первоначального здания и располагается на более высокой точке, чем изначально. Теперь он располагается на территории конгрессно-выставочного комплекса «ЭкспоФорум». По словам архитектора Рафаэля Даянова, старая церковь главенствовала над территорией, и здание в связи с изменением градостроительной ситуацией пришлось переместить, чтобы оно не оказалось в ложбине. Проект строительства был разработан архитектурным бюро «Литейная часть-91». Строительство выполнила компания ООО «СМУ-837». 4 июля 2014 года были установлены и освящены кресты. По состоянию на май 2016 года, завершено внутреннее убранство храма, выполнены работы по благоустройству территории. Архитектура [ править править код ] Храм был построен в стиле классицизма. Его непривычный для русской церковной архитектуры внешний вид полностью соответствует увлечению императрицы Екатерины II «оживлением античности». Кваренги воплотил образ небольшого храма, ориентированного на раннехристианскую древность в представлении эпохи классицизма. По композиции, организации внутреннего пространства и декору фасадов храм очень близок построенным архитектором в то же время церквям: Вознесенской в Фёдоровском посаде и Преображенской в Московской Славянке. Сходство проектов такое, что исследователи не всегда были уверены в верности их атрибуции.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Смоленско...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 11, 2009 год СЕТЕВОЙ НАВИГАТОР Человек, впервые попавший в интернет, нередко чувствует себя растерянным: в сети можно найти множество информации, которая не всегда классифицирована. Сегодня мы приводим список некоторых интересных ресурсов, которые помогут начать знакомство с православным сегментом интернета. Информационные ресурсы: Официальный сайт Санкт-Пе тербургской митрополии: mitropolia-spb .ru Здесь отражается жизнь епархии: новости, официальная информация, информация по епархиальным отделам и многое другое. Радио «Град Петров»: grad-petrov.ru Официальную радиостанцию Санкт-Петербургской митрополии нередко критикуют за низкое качество радиосигнала. Однако теперь эта проблема решена: теперь «Град Петров» можно слушать через интернет в любой точке мира. Кроме того, выпуски новостей и другие передачи радиостанции выкладываются в текстовом режиме. Миссионерские проекты: Азбука Веры: azbyka.ru Этот огромный проект состоит из нескольких направлений, среди которых — православный календарь, энциклопедия «Азбука Веры», а также персональные сайты архимандрита Ианнуария (Ивлиева) и священников Константина Пархоменко и Глеба Грозовского. Портал «Предание»: predanie.ru Православие, Библия, Христианство, Благотворительность — основные темы «Предания». На сайте собрана уникальная коллекция разнообразных аудио и видеофайлов о православии. Все они доступны для скачивания совершенно бесплатно. Сайты приходов: Храм Феодоровской иконы Божией Матери: www.feosobor.ru Сайт одного из самых больших приходов города отражает историю храма-памятника и его реставрации, активную жизнь прихода и просветительского центра. На сайте, зарегистрировавшись, можно воспользоваться обширной медиатекой. Храм во имя иконы Божией Матери Державная«: www.derzhavnaya.spb.ru Кроме обычных для приходских сайтов разделов (информация о храме, расписание богослужений, фотоальбом), здесь есть постоянно действующий раздел «Разговор со священником», где можно задать вопрос и получить ответ настоятеля храма иерея Димитрия Кулигина. Интересен также раздел «Нотный стан».

http://old.aquaviva.ru/archive/2009/11/6...

На богослужение собирались пациенты и их родственники. В помещении поликлиники становилось все теснее. Тогда, в 2009 году, по инициативе главного врача больницы А.А.Шаклунова, администрацией Чеховского района был выделен участок земли и началось строительство временного деревянного храма силами Анно-Зачатьевского прихода города Чехова. Об имени для нового храма долго раздумывать не пришлось. Решили ходатайствовать перед управляющим Московской епархией Митрополитом Ювеналием освятить этот храм в честь святителя Луки Симферопольского и Крымского. Адрес: Россия, Московская область, Чеховский район, город Чехов, улица Гагарина, дом 37 Телефон: +7 (916) 338-42-07 Электронная почта: luka-chekhov@yandex.ru Сайт: http://luka-chekhov.cerkov.ru/ Подробнее... Храм Иоанна Предтечи (Чехов) [ править править код ] Старинный усадебный комплекс Садки в городе Чехове – один из самых красивых и поэтичных уголков древней лопасненской земли, место, неразрывно связанное с уникальными событиями и замечательными людьми, оставившими незабываемый след в Российской истории. Именно здесь в 1689 году родился наш выдающийся соотечественник Пётр Еропкин – сподвижник Петра первого, главный архитектор Петербурга. В страшное время бироновщины вместе с другими единомышленниками Еропкин выступил против засилья иноземцев в российском правительстве и летом 1740 года после мучительных пыток был обезглавлен на лобном месте в Петербурге. В память о славном патриоте в 1771 году в Садках " тщанием госпожи Еропкиной " и была возведена церковь, освещённая во имя Крестителя Господня Иоанна, ныне называемая храмом Иоанна Предтечи. Храм, выполненный в стиле раннего классицизма с чертами барокко, украшенный филёнками и пилястрами, первоначально состоял из собственно храма и колокольни, соединённых с трапезной. Основной объём здания состоял из четверика, несущую купольную ротонду, удлинённого световым барабаном с крупным яблоком, над которым возвышалась луковичная главка. В 19 веке трапезную расширили за счёт пристроенных приделов: в честь Рождества Иоанна Предтечи и во имя Архистратига Михаила. Тогда же надстроили третий ярус колокольни.

http://azbyka.ru/palomnik/Чехов

8 . Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: АСТ, 2011. 9 . Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М.: Мысль, 2001. 10 . Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. 11 . Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. М.: Советская энциклопедия, 1980. 12 . Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2002. 13 . Основы религиоведения: учеб./под ред. И.Н. Яблокова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 2001. 14 . Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. СПб.: Азбука-классика: Петербургское востоковедение, 2007. 15. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. М.: АСТ, 2010. 16 . Франк С.Л. Философия и религия//На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. М.: Изд-во политической литературы, 1990. 17 . Цицерон М.Т. Философские трактаты. М., 1985. 18 . Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995. 19 . Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. М.: Академический проект, 2009. 20 . Элиаде М. Трактат по истории религий: в 2 т. СПб.: Алетейя, 1999–2000. 21 . Яблоков И.Н. Религиоведение: учеб. пособие и учеб. словарь-минимум по религиоведению. М.: Гардарики, 2000. 3 См. Цицерон М.Т. О природе богов (II, 72)//Марк Туллий Цицерон. Философские трактаты. М., 1985. 5 «Ведь мы рождены с тем замыслом, чтобы воздавать надлежащее и заслуженное послушание Богу, нас сотворившему, одного Его знать и Ему одному следовать. Мы соединены и связаны [religati sumus] этими узами благочестия с Богом, отчего и сама религия получила своё имя, а не от слова „перечитывая“ [relegendo], как объяснял Цицерон ». (См. Лактанций. Божественные установления/пер. с лат., вступ. ст. и примеч. В.М. Тюленева (серия «Библиотека христианской мысли. Источники»). СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2007. С. 296.). 9 Франк С.Л. Философия и религия//На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. М.: Изд-во политической литературы, 1990. С. 324. 12 Подобные дискуссии ведутся, в частности, вокруг таких религиозных явлений, как буддизм и конфуцианство (см. гл. VII. Конфуцианство и гл. XXII. Буддизм).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010