Сын Человеческий у Даниила не убогий земной странник, а величественное явление с неба. Он с облаками небесными, о которых справедливо думать, что это ангельские воинства. В окружении облаков небесных Он шел – как величествен этот образ! Если в ужас были повержены ученики, когда увидели, как сын Человеческий шел по водам, то каково будет, когда Он будет идти по небу?! Как триумфатор, Он дошел до Ветхого днями, до восседающего на небесном престоле. А дальше? – похоже, что остановился, и уже тогда подведен был к Нему. Не небесные ли архистратиги подводили Его, Победителя?.. И тогда, у престола Всевышнего, Ему дана власть, и слава, и царство. С того момента все народы, племена и языки служили Ему, с того момента владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится. Таков Сын Человеческий в пророческих видениях Даниила. Сын Человеческий – это Тот, Которому надлежит прийти. Так думали еще иудеи, и свидетельства об этом рассыпаны по обширной раввинистической литературе. Так, рабби Саадия Гаон (882–942 гг. по Р.Х.) говорит о Сыне Человеческом: «Что касается прихода с облаками, это касается сонма ангелов Небесных; и в этом – величие, которым Создатель наделит Мессию» с. 168; «Микраот Гедолот» и «Сангедрин», 98а]. Раши прямо говорит о Сыне Человеческом – «это Мессия-царь». Святые отцы церкви и толкователи Писания все однозначно относили видение Сына Человеческого ко Христу Иисусу, тем более, что Он Сам многократно именовал Себя именно таким образом. Даниилово видение святые отцы чаще относили ко второму пришествию Христову, однако иногда находили в нем материал и для своих христологических богословских суждений. Явление во славе Сына Человеческого О явлении Сына Человеческого во славе говорил Сам Христос. Это будет явление на суд. Иисус говорит Нафанаилу: Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому ( Ин. 1:51 ). Ученикам Своим говорит Иисус: Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с ангелами Своими; и тогда воздаст каждому по делам его ( Мф. 16:27 ). Своим последователям ученикам, оставившим всё в этом мире, Иисус говорит: Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах, судить двенадцать колен Израилевых ( Мф. 19:28 ). И, наконец, на суде перед Каиафой Иисус говорит: Отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных ( Мф. 26:64 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Далее, к числу таких же мест относится рассказ об исцелении расслабленного – Мф.9:1–8 (ср. Мк.11:1–12 ). Когда иудеи обвиняли Иисуса Христа в богохульстве за то, что Он сказал расслабленному: «прощаются тебе грехи твои», Иисус сказал им: «что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын человеческий имеет власть на земле прощать грехи (тогда говорит расслабленному): встань, возьми постель твою и иди в дом твой». И действительно, расслабленный исцелел, а народ, видя это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам (ст. 8). Сопоставляя последнее выражение с употреблённым здесь же наименованием: «Сын человеческий», защитники разбираемого воззрения делают вывод, что в данном случае выражение «Сын человеческий» значит вполне то же, что и человек, совершенно забывая, что речь идёт вовсе не о том, как смотрели на Христа и за Кого почитали Его присутствовавшие при совершении чуда, а о том, какой смысл соединял Сам Он с употреблённым в настоящем случае наименованием. Чтобы обратить дело в свою пользу и с этой стороны, Шенкель даёт ему иную постановку. Принимая евангелие Марка за первое евангелие и обращая внимание на то, что здесь рассматриваемое изречение Христа по поводу исцеления расслабленного представляет первый случай употребления наименования «Сын человеческий», он утверждает, что Иисус, именуя Себя таким образом, не только не указывает этим на Своё служение или призвание, но прямо отрицает всякие претензии на что-либо высшее, объявляя Себя, в ответе на обвинения в богохульстве (в присвоении Себе божеского права прощать грехи), простым и обыкновенным человеком. В этом случае Он воспользовался тем низшим смыслом употреблённого Им выражения, с которым оно так часто встречается в Ветхом Завете 26 . Таким образом, уже по цели, с какой Христос применил к Себе в данном случае рассматриваемое наименование, выходит, что наименование это означает просто человека, и не более. Легко заметить, что вся эта аргументация покоится на сомнительных предположениях и не имеет особенно доказательной силы. Чтобы правильно судить о смысле употреблённого здесь именования, нужно обратиться к самому составу события, в связи с которым оно здесь употреблено. При этом мы встречаем такие подробности, которые толкуют наименование Сына человеческого совсем иначе, чем как хочет Шенкель, – именно, во-1-х, что «Сын человеческий имеет власть на земле прощать грехи», (φιναι πι τς γς μαρταις), – что прямо указывает на Его право высшего суда над прочими людьми 27 , и во-2-х, – что тот же Сын человеческий имеет силу творить чудеса – исцелить расслабленного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

Иез. 2 :3. И сказал (Господь) 49 мне: сын человеческий! Я пошлю тебя к дому Израилеву, (людям) огорчающим Меня, которые огорчили Меня, сами и отцы их отступили от Меня до нынешнего дня. Иез. 2 :4. И сыновья с огрубелым лицом и жестоким сердцем; к ним Я пошлю тебя, и скажешь им: так говорит Господь 50 Бог. Иез. 2 :5. Может быть 51 послушают или убоятся, ибо они-дом огорчающий (Меня), но пусть узнают, что ты-пророк среди них. Иез. 2 :6. А ты, сын человеческий, не бойся их и не страшись лица их, ибо они с яростию востанут 52 и окружат тебя со всех сторон, ибо ты среди скорпионов живешь, слов их не бойся и лица их не страшись, потому что (они)-дом огорчающий. Иез. 2 :7. И говори им слова Мои, может быть послушают или убоятся, ибо (они) дом прогневляющий. Иез. 2 :8. И ты, сын человеческий, слушай Говорящого тебе, не будь упрям, как дом огорчающий, открой уста свои, и съешь, что Я даю тебе. Иез. 2 :9. И я увидел, и вот рука, простертая ко мне, и в ней свиток книжный. Иез. 2 :10. И Он развернул его предо мной, и в нем исписано было спереди и сзади 53 и вписано: „рыдание, и жалость, и горе“ 54 . Глава 3 Иез. 3 :1. И Он сказал мне: сын человеческий! съешь этот свиток, и иди и скажи сынам Израилевым. Иез. 3 :2. И я раскрыл 55 уста свои, и Он напитал меня свитком сим. Иез. 3 :3. И сказал мне: сын человеческий! уста твои съедят и чрево твое насытится свитком сим, данным тебе. И я съел его, и он был в устах моих сладок, как мед 56 . Иез. 3 :4. И сказал мне: сын человеческий! встань и иди 57 к дому Израилеву и говори им слова Мои. Иез. 3 :5. Ибо не к народу с речью невнятною и непонятным языком 58 ты посылаешься, а 59 к дому Израилеву. Иез. 3 :6. И не ко многим народам иноязычным и иноречивым и с языком невнятным 60 , коих слов ты не разумел-бы; но если-бы и к таковым Я послал тебя, то и они послушали-бы тебя. Иез. 3 :7. А дом Израилев не захочет слушать тебя, ибо он не хочет слушать Меня, ибо весь дом Израилев непокорен 61 и жестокосерд. Иез. 3 :8. И вот Я сделал лице твое крепким против лица их и сделаю тебя победоносным в споре с ними 62 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Так, Он был тем «рабом Божиим», о котором пророчествовал Исайя (52, 53). Вот какое значение для Его самосознания и для Его дела имело наследство Ветхого Завета. Необходимость страданий и уничижения была дана для Него вместе с Его самосознанием. На это исследователь евангельской истории должен обратить особенное внимание. Во Христе, Сыне Божием, становилась полною действительностью любовь Бога к человеку – любовь кроткая, уничижённая, страдающая: «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:16 ). Христос был носителем этой божественной любви: Он пребывал в любви Отца ( Ин. 15:10 ). Поэтому Его любовь, во имя которой Он положил душу Свою за друзей ( Ин. 15:13 ), не была только нравственною силою, но она имела религиозно-объективное значение, она была откровением любви Отца, откровением Его существа ( 1Ин. 4 ). Явить божественную жизнь, открыть существо Божие для Христа значило проявить ту любовь, больше которой никто не имеет, проявить её в уничижении, страданиях, в полном самоотречении. Наследование отношений Отца к Израилю, отношений царя, судии, врача, говорило Христу с полною определённостью о Его страданиях и уничижении. Спасая, Он отдаёт душу Свою (Мф. 20пар.); исцеляя, Он берёт на Себя наши немощи и болезни ( Мф. 8:17 ); как пастырь, Он полагает жизнь Свою за овец ( Ин. 10:11 ). Вот почему наследником ветхозаветных отношений Отца Он является в качестве Сына человеческого, уничижённого и страдающего, все божественные полномочия были дарованы Ему, Сыну Божию, именно как Сыну человеческому: Сын человеческий имеет власть на земле прощать грехи (Мф. 9пар.), Сын человеческий есть господин субботы (Мф. 12пар.), Сын человеческий есть сеющий доброе семя ( Мф. 13:37 ), Сын человеческий грядёт в царствии ( Мф. 16:28 ), Сын человеческий пришел спасти погибшее (Мф. 18пар.; 20пар.)... Имя Сын человеческий Христос чаще всего прилагал к Себе, с ним Он связывал все Свои страдания, с ним Он соединял откровение божественной славы в Своем уничижении.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Характерное для Евангелия от Иоанна выражение «Сын Человеческий» использовано в тех местах, где речь идет о предвечном существовании Иисуса Христа. Христос говорит Никодиму: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин 3. 13); при этом ясно, что под Сыном Человеческим Он имеет в виду Себя. отвечая на недоумение учеников, Христос говорит: «...это ли соблазняет вас? Что ж, если увидите Сына Человеческого, восходящего [туда], где был прежде?» (Ин 6. 61-62). Хотя «восхождение» (τν υν το νθρπου ναβανοντα) здесь можно понять как указание на Распятие (ср.: Ин 3. 14; 8. 28; 12. 23, 34; 13. 31-32), однако в конце фразы, «где был прежде», Он скорее также говорит о предвечном существовании, а само представление о «восхождении» обнаруживает близость с образом из Дан 7. 13, где Сын Человеческий дошел до Ветхого днями ( Yarbro Collins. 1993. P. 100). В Ин 5. 22 Христос говорит иудеям о Сыне Человеческом как об эсхатологическом Судии: «Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну». Немного далее (Ин 5. 27) Он раскрывает сущность власти Сына, отождествляя при этом (подобно Мк 14. 61-62) Себя как Сына Божия из предыдущей фразы с Сыном Человеческим: «И [Отец] дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий»; здесь сочетание выражений ξουσαν δωκεν ατ (дал Ему власть) и υς νθρπου (Сын Человеческий) почти буквально совпадает с Дан 7. 13-14 в переводе LXX (в переводе Феодотиона вместо ξουσα стоит ρχ). Та же роль Судии выражена и в др. контекстах: Ин 8. 15-16, 26; 9. 39. В кн. Откровение Иоанна Богослова содержится неск. аллюзий на Дан 7. 13. Видение Откр 1. 7 - «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь» - является аллюзией одновременно на Дан 7. 13 и Зах 12. 10-14. Этот текст отличается от Дан 7. 13 тем, что выражение «Сын Человеческий» здесь отсутствует. Вербальное сходство с Мф 24. 30 наводит на мысль о том, что такое объединение 2 пророческих текстов могло быть известно обоим авторам.

http://pravenc.ru/text/171183.html

гл. 17). Нужно также знать, что иное пасть на лицо, и иное навзничь. Авраам, услышав о рождении Исаака, пал на лицо и засмеялся. Илий же, который согрешил, упал навзничь (1 Цар. 4:18). И о Дане в Бытии написано: да будет Дан змии на пути, угрызая пяту конску; и падет конник вспять, спасения ждый Господня (Быт. 49:17-18). Так как от укушения змия он упал с коня, поэтому и ожидает пришествия Спасителя. И по Евангелию Иоанна, пришедшие взять Господа, после того, как Он сказал им: Аз есмь: идоша вспять и надоша на земли (18, 6), не будучи в состоянии выдержать слово Того, Кто сказал Моисею: иди, скажи сыном Исраилевым: Сын посла мя к вам (Исх. 3:14).     И сказал мне: сын человеческий! стань на ноги твои, и Я буду говорить тебе (вульг. с тобою).    Лежащий не может слушать слово Божие, но слышит с Моисеем: „ты же стань здесь со Мною“ (Исх. гл. 34). Об этом и Даниил говорит, как о случившемся с ним (гл. 10).    Ст. 2. И вошел в меня дух после того, как Он говорил мне, и поставил меня на ноги мои. И я услышал говорящего мне словами: сын человеческий! LXX: И пришел ко мне дух, и взял меня, и поднял, и поставил меня на ноги мои. И я услышал Его, говорящего ко мне, и сказал Он мне: сын человеческий!    Божественное слово заповедало пророку и повелело: стань на ноги твои; но без помощи Божией и сошествия Духа Святого он не мог стоять; поэтому Он входит в него или берет и воздвигает, чтобы он твердо ступал и мог сказать: постави на камени нозе мои (Псал. 39:3). И ни о каком грешнике мы не читаем, как о стоящем, но святым говорится: станите убо препоясани чресла ваша (Ефес. 6:14). Грешник же достоин слышать оное из Второзакония (28, 63): ниже будет стояния стопе ноги твоея. Часто Иезекиилю говорится: сын человеческий и иногда Даниилу: оба они в лице Того, Кто сказал: Сын же человеческий не имать, где главы подклонити (Матф. 8:20), утешают плененный народ и приводят к покаянию.    Ст. 3. Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к народам отступническим, которые отступили от Меня. Они и отцы их противились завету Моему до сего дня.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Говорит это об мертвых, которых Он имел воскресить, как-то: о сыне вдовы, о дочери начальника синагоги и о Лазаре. Потом присовокупляет и умственное доказательство своих слов. " Как, - говорит, - Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе " , чтобы Он слушающих Его голоса оживлял. И дал Ему власть не только оживлять, но и суд производить, то есть наказывать и предавать мукам. - Часто вставляет речь о суде для того, чтобы слушателей привлечь к Себе. Ибо кто убежден, что он воскреснет и должен будет дать Ему отчет в преступлениях, тот, без сомнения, поспешит к Нему, чтобы умилостивить Его, как будущего своего Судью. - " Не удивляйтесь, что Он Сын Человеческий " . Хотя Он - Сын Человеческий, но вместе и Бог. Посему справедливо имеет власть суда как Сын Божий. Хотя Он, по-видимому, и человек, но вы не удивляйтесь. - Нужно знать, что Павел Самосатский, выдавая Господа за простого человека, читал сие место так: " и дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть сын человеческий " . Здесь ставя знак, он читал с иного начала: " не дивитеся сему " . Такое чтение совершенно неразумно. Ибо Отец дал суд Сыну не потому, что Он есть Сын Человеческий, но потому, что Он - Бог. А он, не терпя называть Христа Богом, но, называя Сыном Человеческим, понимал так, что Он судья не как Бог, но как сын человеческий. Мы же понимаем так, как сказано. Сказав о частном воскресении, то есть Лазаря и других, которые прежде умерли, теперь говорит о всеобщем воскресении: " наступает время, когда находящиеся во гробах услышат глас " Бога. Здесь говорит о всеобщем воскресении. Поелику выше сказал, что верующий не приходит на суд, то, дабы мы не подумали, что одной только веры достаточно для спасения, говорит, что " делавшие зло восстанут в воскресение осуждения, а творившие добро - в воскресение жизни " . Значит, оправдывает не одна вера без дел, но нужно иметь и дела; ибо тогда только и вера бывает истинна. - Смотри, как учение растворено страхом и милостью. Ибо мысль, что делавшие зло будут осуждены, устрашает, а что творившие добро воскреснут в жизнь, побуждает милостью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1077...

Даже выражение Сын Божий в тогдашней иудейской среде не было столь притязательным. Но Сын Человеческий – это Мессия, имеющий небесное происхождение, Тот, Кто пришел исполнить все пророческие обетования о Нем. И потому, когда Христос говорит Себе: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих ( Мф. 20:28 ), Он соединяет Свое служение и Себя Самого с образом Раба Господня у пророка Исаии, то есть сливает воедино самый превознесенный и самый скорбный образ пророческой традиции. И это соединение для слушателей Иисуса Христа, как и для нас сегодня, есть подлинное откровение Его личности. Это откровение уже включает в себя необходимость отвержения, страданий и смерти Сына Человеческого ради того, чтобы Он, наконец, вернулся во всей Своей славе, в окружении ангелов, на облаках небесных. Таким путем учение Иисуса Христа, Его смерть и Воскресение и благовествование о пришествии ожидаемого Царства, то есть Евангелие, становятся исполнением пророчеств, осуществлением надежды Израиля. Глубокая верность Иисуса Христа всему тому, что вело к Нему с разных сторон, не менее чудесна, чем небывалая новизна Его Божественной личности. Следует помнить, однако, что Благовестие о Христе, обращенное к Израилю и звучавшее из Его собственных уст, и Благовестие о Иисусе Христе, обращенное к язычникам, могло звучать по-разному. Это важно для понимания и толкования Посланий апостольских. Так, у апостола Павла (как и у других апостолов) нет выражения Сын Человеческий. При этом великий «апостол языков» полностью сохраняет все содержание понятия Сын Человеческий и строит на нем собственное учение о Иисусе Христе. По мысли апостола, Сын Человеческий, грядущий на облаках небесных, – не только Царь будущего века, и даже не только его Творец: Он Сам по Себе составляет его принцип. Для человечества умирающего и воскресающего под дуновением Божественного Духа, согласно видению пророка Иезекииля, Он – то самое, чем был Адам для первоначального человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И в Новом Завете выражение «сын Божий» часто относится не к Единородному от Отца, а к людям, усыновленным Богу по благодати. Например: Блаженны миротворцы, ибо будут наречены сынами Божиими ( Мф. 5:9 ), или у Луки о сподобившихся воскресения из мертвых: ибо они равны ангелам и суть сыны Божии ( Лк. 20:36 ). Подлинно возвышенным, небесным, эсхатологическим смыслом было наполнено другое семитское выражение: (Бар Энаш) – Сын Человеческий. Как ни парадоксально для нас сейчас, но арамейское Бар Энаш или Сын Человеческий, – это гораздо выше и больше, чем Сын Божий. Сын Человеческий – это образ Мессии, грядущего совершить суд над народами и всем миром. При этом речь не идет о человеческой или Божественной природе Мессии. В этом плане вопрос у пророков вообще не ставится. Нельзя, конечно, отрицать, что выражение Сын Человеческий (Бар Энаш) позволяет думать о том, что он будет человеком. Но подчеркивается пророками как раз не то, что он будет человеком (об этом и речи не было, это было очевидно), а то, что он некий высший, неземной, даже небесный человек. Такое представление пророков о Сыне Человеческом не противоречит ни христианскому учению о Мессии-Христе, как об истинном человеке, ни учению о Его Божественной природе. Образ Сына Человеческого раскрыт в ветхозаветных апокалипсисах Даниила, Ездры и Еноха. 9.1. Пророчество Даниила о Сыне Человеческом В первый год Валтасара, царя Вавилонского, пророку Даниилу в пророческих видениях были явлены грядущие судьбы мира. Пророк видит последовательную смену четырех царств в виде четырех зверей: льва, медведя, барса и четвертого зверя страшного и ужасного: Видел я (Даниил) в ночном видении моем, и вот, четыре ветра небесных боролись на великом море, и четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого. Первый – как лев, но у него крылья орлиные; я смотрел доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли, и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему. И вот еще зверь, второй, похожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его; ему сказано так: «стань, ешь мяса много!»

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Недостатки этих мнений приводят к признанию за наиболее правильное понимание этого наименования в мессианском смысле, в каковом оно употреблено в словах пророка Даниила: видел я в ночных видениях: вот с облаками небесными шел как бы Сын человеческий (ke-bar enosch), дошел до Ветхаго днями и приведен был к Нему, и Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится. ( Дан. 7:13–14 ). Под явившимся в образе Сына человеческого несомненно здесь разумеется существо выше-человеческого достоинства, сам Мессия. К Мессии, по свидетельству Талмуда (Schoetgen Horae hebr. 11), относили это пророчество еврейские книжники, и, следовательно, таковым было и древнейшее иудейское понимание видения Даниила. Пред временем явления Мессии пророчественное видение Даниила, без сомнения, было общеизвестным среди иудеев. Отсюда, – выражение «Сын человеческий» могло получить значение мессианского наименования. В апокрифической кн. Эноха, написанной приблизительно за полтора столетия до Р. X., Мессии действительно и усвояется часто наименование «Сын человеческий» (здесь же , впрочем, усвояется Мессии и другое наименование – «Избранный», находящееся и у Лук. 23:35 ) 26 ) Есть основания предполагать, что книга псевдо-Еноха была широко распространенною среди иудеев около времени рождества Христова, а, следовательно, и в народном словоупотреблении наименование «Сын человеческий» могло получить мессианское значение. Можно в самых евангелиях находить подтверждение, что иудейский народ во времена Спасителя принимал выражение «Христос» и «Сын человеческий», как однозначащие ( Иоан. 12:31–34 ). И учение Самого И. Христа, особенно о явлении Сына человеческого во славе Своей или во славе Отца Своего, о шествии Его на облаках небесных, одесную силы, о Его суде над миром, стоит в несомненной связи с видением пр. Даниила. Особенно очевидна эта связь в ответе Иисуса Христа на вопрос первосвященника: Ты ли Христос, Сын Божий? ( Мф. 26:64 : ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010