Такое толкование оправдывается и грамматически, по причине потребления определенного члена, и исторически: таково выражение у Даниила ( Дан.7:14 ), где Мессию он обозначает как Главу одного вечного всеобщего царства. Кроме того, оно тотчас объясняется само собою, как самое естественное и самое определеннейшее, в следующих, например, местах: «Сын Человеческий имеет власть па земле прощать огрехи» ( Мф.9:6 ; Мк.2:10 ); «Сын Человеческий есть господин и субботы» ( Мф.12:8 ; Мк.2:28 ); «Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин.6:53 ); Сын Человеческий придет в Славе Отца Своего; Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» ( Мф. 18:11 ; ср. Лк. 19:10 ); «Отец дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий ( Ин.5:27 ). Даже те места, на которые ссылаются как на благоприятствующие другим воззрениям, при нашем толковании заключают в себе величайшую силу и красоту по контрасту который снисшествие Христа на землю и Его уничижение представляет в яснейшем свете; так, например, когда Он говорит: «Лисицы имеют норы, и птицы небесные гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» ( Лк.9:58 ), или: «Кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; «так Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф.20:27–28 ). Таким образом, человечество Христа в своем возвышении над всем обыкновенным человечеством и в своем нисхождении на самую низшую его ступень ради возвышения и спасения его представляет собою как бы преддверие Его Божеству. С призванием Нафанаила у Господа стало шесть учеников. С этими учениками Он и пошел с берегов Иордана в Галилею, которую оставил еще тогда, когда пошел на Иордан креститься от Иоанна. Там, в Галилее, началось Его торжественное служение спасению мира, начались Его беседы к народу и чудеса. Как примиряется разность в повествованиях св. Иоанна и первых трех евангелистов о призвании Петра, Андрея и других учеников? Гречулевич.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Здесь блаженный Августин затрагивает проблему толкования имен Адам ( , адам) и Енос ( , энош). Верно то, что второе слово ( ) неприменимо к женскому роду и по значению соответствует русскому «муж» или украинскому «чeлobik». В древнееврейском языке оно близко к другому родственному ему слову (иш), «муж». Между прочим, множественное число от обоих слов одинаково – (анашим), «мужи». В отношении слова следует сказать, что оно в библейском тексте имеет два значения: во-первых, человек как существо, имеющее человеческую природу; и, во-вторых, Адам как личность. Конкретное значение в каждом случае следует выбирать по контексту и, разумеется, в согласии с церковной традицией. По всей вероятности, блаженный Августин был не вполне прав, когда из приведенных слов сделал вывод о том, что «жена была названа Евою как именем собственным, имя же Адам, о значающее «человек», было общим именем их обоих» [там же]. Правильнее было бы сказать, что слово (адам) в первом значении относится и к мужу, и к жене Еве, а во втором значении является именем собственным мужа. Для того чтобы лучше понять выражение «Сын Человеческий», следует уточнить его применение в Ветхом и Новом Заветах. Рассмотрим несколько библейских стихов в синодальном русском переводе (как более соответствующем еврейскому первоисточнику, чем текст церковнославянский). Бог не человек ( , иш), чтобы Ему лгать, и не сын человеческий ( , бэн-адам), чтобы Ему изменяться ( Числ.23:19 ). Что есть человек ( , энош), что Ты помнишь его, и сын человеческий ( ), что Ты посещаешь его ( Пс.8:5 )? Тем менее человек ( , энош), который есть червь, и сын человеческий ( ), который есть моль ( Иов 25:6 ). Блажен муж ( , энош), который делает это, и сын человеческий ( ), который крепко держится этого… ( Ис.56:2 ). Во всех приведенных случаях, как мы видим, в оригинале еврейской Библии используется выражение (бэн-адам), которое на русский язык переводится «сын человеческий» и имеет значение «человек», «имеющий природу человека», а не буквальное: «сын Адама». В параллель с указанными словами на первом месте поставлено синонимическое выражение мужчеловек, по-еврейски или . Это же выражение ( ), как обращение Бога к автору, используется несколько раз в Книге пророка Иеремии и многократно (десятки раз) – в Книге пророка Иезекииля.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Иез. 8 :4. И вот, там была слава Господа Бога Израилева, как в видении, которое я видел на поле 198 . Иез. 8 :5. И (Он) сказал мне: сын человеческий! посмотри глазами своими на север. И я посмотрел глазами своими на север, и вот на северной стороне восточных ворот жертвенника было 199 при входе изображение сей ревности 200 . Иез. 8 :6. И сказал мне: сын человеческий! видел ли ты, что они делают? Великия беззакония 201 совершает дом Израилев здесь, что бы удалиться 202 от святынь Моих. Но обратись 203 еще, и увидишь бóльшия беззакония. Иез. 8 :7. И привел меня к преддверию двора, и я увидел: и вот одна скважина в стене. Иез. 8 :8. И сказал мне: сын человеческий! прокопай стену. И я прокопал стену, и вот одна дверь. Иез. 8 :9. И сказал мне: войди, и посмотри на тяжкия беззакония, которыя совершают они здесь. Иез. 8 :10. И вошел я, и увидел: и вот подобие, всяких гадов и скотов, суетныя 204 мерзости и всякие идолы дома Израилева, написаны на стене всюду 205 кругом. Иез. 8 :11. И семьдесят мужей из старейшин дома Израилева, и Иезония, сын Сафана, между ними стоял пред лицем их, и каждый имел в руке своей кадильницу свою, и дым кадильницы восходил. Иез. 8 :12. И сказал мне: сын человеческий! видел ли ты, что совершают здесь старейшины дома Израилева, каждый из них в спальне, во внутренней комнате 206 своей? ибо говорят: не видит Господь, оставил Господь землю. Иез. 8 :13. И сказал мне: еще обратись 207 и увидишь беззакония бóльшия, нежели какия эти делают. Иез. 8 :14. И ввел меня в преддверие ворот дома Господня, обращенных к северу, и вот, там сидят женщины, плачущия о Фаммузе 208 . Иез. 8 :15. И сказал мне: сын человеческий! видел-ли 209 ? и еще увидишь мерзости 210 их большия сих. Иез. 8 :16. И ввел меня во внутренний двор дома Господня, и (вот) 211 в преддверии храма Господня, между притвором 212 и между жертвенником, около двадцати пяти мужей, спинами 213 своими обратившись ко храму Господню, а лицем своим прямо к востоку 214 , покланяются на восток солнцу. Иез. 8 :17. И сказал мне: видел-ли, сын человеческий? Ужели мало дому Иудину совершать беззакония, какия они совершали здесь? Наполнив землю беззаконием, они постарались 215 прогневлять Меня: и вот они протягивают ветви, как бы ругаясь надо Мною 216 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Итак, лишь засвидетельствовав, что говорит как Сын Человеческий, Он несколько раз упомянул Плоть и Кровь и добавил: Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, и идущий Меня живёт Мною ( Ин.6:57 ). Как, по мнению ариан, нужно это понимать? Здесь можно выделить два смысла. Или: Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем; или: Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и идущий Меня живёт Мною. 126. Si primam eligunt, hoc significat quia «sicut missus sum a patre et descendi a patre, ita uiuo propter patrem». Quasi quis autem missus est adque descendit nisi quasi filius hominis, sicut ipse supra dixit: Nemo ascendit in caelum, nisi qui de caelo descendit filius hominis? Ergo si quasi filius hominis missus est adque descendit, ita quasi filius hominis uiuit propter patrem. Denique et qui manducat quasi filium hominis, et ipse uiuit propter filium hominis. Actum ergo incamationis suae aduentum conparauit. Выбрав первое, принимают следующий смысл: «Как Я послан от Отца и сошёл от Отца, так Я живу Отцом». Кто послан и сходит, если не Сын Человеческий, как Он Сам раньше сказал: Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий ( Ин.3:13 ). Если как Сын Человеческий Он послан и сходит, то как Сын Человеческий Он и живёт Отцом. Кто вкушает Его как Сына Человеческого, тот живёт Сыном Человеческим. Итак, Своё воплощение Он сравнил с пришествием. 127. Quod si secunda conplacuit, nonne et aequalitatem fill cum patre et similitudinem eius cum homine manifesta distinctione colligimus? Nam quid est «sicut ipse uiuit propter patrem, et nos uiuimus propter ipsum», nisi quia sic uiuificat filius hominem, sicut pater in filio camem uiuificauit humanam? Sicut enim pater suscitat mortuos et uiuificat, sic et filius quos uult uiuificat, ut ipse dominus supra dixit. Согласившись со вторым высказыванием, разве мы очевидным образом не приходим к выводу о равенстве Сына с Отцом и Его уподоблении человеку? О чём речение «как Сам Он живёт Отцом, и мы живём Им», если не о том, что Сын животворит человека так же, как Отец в Сыне оживотворил человеческую плоть? Как Отец воскрешает мёртвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет ( Ин.5:21 ), по слову Самого Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

3. Видишь ли, какое здесь равенство открывается, с тем только различием, что один – Отец, а другой – Сын? Слово: " дал " одно только и выражает различие, а во всем прочем показывается равенство и единение. А отсюда ясно, что Он делает все с такою же властью и силою, с какою Отец, и ни от кого иного не заимствует Своей силы. Он так же имеет жизнь в Себе, как и Отец. Потому и далее тотчас присовокупляет такие слова, из которых можем уразуметь и предыдущие. Какие же именно? " И дал Ему власть производить и суд " (Ин.5:27). Но для чего Он так часто повторяет о воскресении и суде? " Как , - говорит, - Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет " . Опять: " Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну " . И еще: " как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе " . Также: " услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут " . И здесь опять: " и дал Ему власть производить и суд " . Для чего же Он так часто касается этих предметов, т.е., суда, жизни и воскресения? Потому, что это больше всего может подействовать и на самого несговорчивого слушателя. Кто убежден, что воскреснет и даст тогда отчет во грехах своих, тот, хотя бы и не видел никакого другого знамения, по одном этому убеждению скоро обратится и постарается умилостивить Судию своего, " потому что Он есть Сын Человеческий, не дивитесь сему " (Ин.5:27,28). Павел Самосатский не так читает это место, а – как? " Дал Ему власть производить суд, потому что Он есть Сын Человеческий " . Но такое чтение не имеет никакой последовательности. Он не потому получил суд, что Он человек; иначе, что препятствовало бы и всем людям быть судьями? Но потому Он есть судия, что Он – Сын неизреченного Существа. Поэтому и надобно читать так: " потому что Он есть Сын Человеческий, не дивитесь сему " . Так как слушателям могли казаться слова Его не совместными, потому что они почитали Его не более, как простым человеком, а между тем, слова Его были выше человека, даже выше ангела, и только одному Богу могли быть свойственны, то, разрешая такое недоумение, Он и присовокупляет: " не дивитесь, что Он есть Сын Человеческий: ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас " Его, " и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения " (Ин.5:28,29).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

«И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий». Почему так могуществен будет глас Сына Божия, что воздвигнет мертвых из гробов, Господь объясняет Своим единосущием с Отцом. Бог Отец имеет жизнь самобытную, ни от кого не заимствованную; и Сын имеет жизнь в Самом Себе и есть источник живота всего существующего: «Им же вся быша». С принятием человеческого естества не уменьшились в Нем божественные свойства; Он имеет такую же жизнь самобытную и в воплощении, ибо силой Своего Божества воскрес из мертвых и даровал вечную жизнь сущим во гробах. «И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий». Вместе со властью воскрешать мертвых Сын Божий получил власть производить суд над живыми и мертвыми и определять вечную участь праведников и грешников. Власть эту Он имеет нераздельно с Богом Отцом; но она Ему принадлежит и по праву воплощения и искупления, потому что Он есть Сын человеческий (сын человеческого естества) – есть Спаситель и Искупитель рода человеческого, даровавший все средства ко спасению человека. Таким образом, Ему в особенности прилично производить суд над людьми, как они приняли и усвоили в себе Его благодатные средства ко спасению. «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения». Еще с большей силой и решительностью Господь утверждает истину воскресения мертвых и всеобщего суда над людьми. Иудеи знали из писаний, что воскресит мертвых Бог Отец; но что это всемогущее дело совершит Он, Сын человеческий, – того не знали и понять не могли, почему и дивились словам Господа. «Не дивитесь сему», – замечает им Господь: это так должно быть по плану домостроительства Божия, как следствие Моего искупления рода человеческого. Наступает время искупительной жертвы Моей, время Моих страданий, смерти и воскресения, в силу которых все находящиеся в гробах услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро – уверовавшие в Мое божественное посланничество и оправдавшие веру добрыми делами – в воскресение жизни – вечной; а делавшие зло – не уверовавшие в Меня, как в Спасителя и Искупителя, упорные в своих заблуждениях и пороках – в воскресение осуждения, восстанут для того, чтобы выслушать приговор на вечные мучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Его центральный момент – голос с неба 5 – лишён своеобразного характера, поскольку повторяет сцену Крещения. Ср.: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение ( Мк.1:11 ) и Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте ( Мк.9:7 ). Евангелист Матфей воспроизводит пассаж Преображения ещё ближе к эпизоду Крещения, добавляя «на Коем Моё благоволение» (добавка встречается также в некоторых рукописях Евангелия от Марка). К кому обращены эти слова? Из контекста кажется, что голос обращён к ученикам, а не Моисею и Илие. И та, и другая версии как эхо отражают суть и опираются на два библейские высказывания, максимально насыщенные духом мессианизма: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя ( Пс.2:7 ) и: Вот Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него ( Ис.42:1 ) 6 . Вопреки своему внешнему сходству с эпифаний/теофанией Преображение глубинным образом связано с новозаветной темой Страстей Господних. Во всех трёх синоптических Евангелиях тема крестных страданий впервые появляется именно в контексте Преображения, а именно: • Мк.8:31 – Начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками и в третий день воскреснуть; • 9:1–8 – Преображение; • 9:9 – никому не рассказывать , пока Сын Человеческий не воскреснет из мёртвых; 9:31 – Сын Человеческий будет предан, и убьют его; • Мф.16:21 – С того времени начал Иисус объяснять ученикам Своим, что надлежит Ему идти в Иерусалим и многое претерпеть и быть убитым, и в третий день восстать; • 17:1–8 – Преображение; • 17:9 – Никому не говорите об этом видении. Доколе Сын Человеческий не восстанет из мёртвых; • Лк.9:22 – надлежит Сыну Человеческому много пострадать и быть отвергнутым старейшинами и первосвященниками, и книжниками, и быть убитым и в третий день восстать; • 9:28–36 – Преображение. Принимая во внимание эту особенность, Юлиус Велльгаузен, а за ним Вильгельм Буссет и Рудольф Бультманн соглашались, что Преображение является первичной формой Распятия, определяя, таким образом, одно неизвестное через другое (ignotum per ignotius) 7 . Но такое толкование появляется уже в раннюю эпоху, что видно из 2Петр.1:13–18 . Здесь автор связывает временность земной жизни, обозначаемую словом σκνωμα, «палатка, куща» ( 2Петр.1:13 ), c событием Преображения: Он принял от Бога Отца честь и славу, когда принесся к Нему от величественной славы такой голос: Это Сын Мой, Возлюбленный Мой, в Котором Моё благоволение ( 2Петр.1:17 ) 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Итак, старый Иерусалим разрушен. Теперь мы чаем созидания Нового, Небесного Иерусалима. В этом тоже заключен глубокий смысл. Несмотря на то, что, хотя город давнымдавно отстроился и сегодня вовсе не напоминает развалины, тем не менее, все побывавшие там знают, что посетили именно старый Иерусалим, по улицам которого ходил Господь, в котором Он был распят и воскрес. Все хотят знать, когда придет Христос Грядущий. Апостолы спрашивали: Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? ( Деян.1:6 ). Спаситель ответил им: Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти… ( Деян.1:7 ). Это – аксиома, догмат христианской Церкви о сроках Второго Пришествия. Всякий человек, который начинает определять «времена и сроки», занимается не своим делом. Это напрямую относится к значительной части нашего православного сообщества. Сколько статей, сколько брошюр, сколько наставлений посвящены тому, как и когда это произойдет… Воистину, не своим делом занимаемся! Спаситель призывает апостолов, а в их лице и всех нас: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари ( Мк.6:15 ). Вот наше дело – идти и благовествовать Царствие Божие. Когда Оно будет проповедано во всем мире, тогда и наступит конец. Христос сказал об этом так: О дне же том, или часе, никто не знает, ни ангелы небесные, ни Сын, но только Отец ( Мк.13:32 ). Выходит, человек, «знающий» о времени Второго Пришествия, «ведает» больше, чем Ангелы и даже Сам Господь. Только вот интересно, кто ему об этом сообщил? Если не Ангелы (они не знают!), значит, демоны, больше некому… Ну а что означает фраза:… ни Сын, но только Отец ? Получается, Христос Сам не знает, когда придет? Здесь мы соприкасаемся с тонкой областью христианского богословия. Во Христе – два естества: Он – Сын Божий и при этом – Сын Человеческий. Как Сын Божий, Он знает все, и все Ему по силам, а как Сын Человеческий, Он не может поднять больше определенного веса, не может бежать быстрее гепарда, учился в детстве ходить и разговаривать. Как Сын Человеческий, Он принимает нашу немощь, нашу болезнь, наше незнание, а как Сыну Божию,

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

Поэтому нет никаких препятствий для того, чтобы представить себе как реальную в контексте еврейской традиции возможность – позитивное или негативно-ироническое употребление формулы «Сын Божий» и его эквивалентов («Сын Бога Вышнего» Мк 5:7 , «Сын Благословенного» 14:61). Ср. также комментарий к Мк 1:1 и к только что названным местам текста. Сын Человеческий. Постоянное самообозначение Христа, характерное для Его речи и примечательным образом не воспринятое богословской лексикой раннего христианства. Его семантика многозначна. С одной стороны, арамейский оборот [бар энаш] мог означать просто «человек» (в соответствии с расширенной функцией лексемы «сын» в семитской семантике, ср. комм, к Мк 2:19 ), и в этом значении оказываться синонимичным местоимениям 3-го лица «он, некто», или, как в этом контексте, местоимению 1-го лица «я». С другой стороны, этот же оборот означал и «Человек», так сказать, с большой буквы; постольку он был пригоден для контекстов мистических и эсхатологических. Весьма важным было место Дан 7:13–14 : «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится». В таком употреблении словосочетание «Сын Человеческий» становилось мессианским именованием, и притом особо эмфатичным, предполагающим для Именуемого сверхземное, мистическое, едва ли не божественное достоинство. Именно в качестве такового оно многократно употребляется в апокрифической Книге Еноха, сохранившейся как целое в эфиопской версии (ее фрагменты на арамейском языке были найдены в Кумране); хотя она не вошла в канон, она пользовалась в святоотеческие времена определенным уважением, и бл. Августин допускал, что она «в значительной мере» является боговдохновенной (De Civ. Dei XV, 23; XVIII, 38). Там мы читаем, в частности: «И там я увидел Ветхого днями, и глава Его была бела как лен; и с Ним был еще Некто, чей лик имел человеческое обличие, и лик Его был исполнен благодати [...].

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна; престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь. Итак, картинка. Картинка, потому что апокалиптика всегда на картинках. Итак, стоит престол, на этом престоле сидит старик, ветхий днями: белая борода, белые волосы, белая сияющая одежда. Картинка понятная – понятная; человеческая-человеческая, все видели стариков с белыми бородами и белыми волосами. Далее, 13 стих. Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. Сын человеческий тоже можно представить – человек, идет по облакам, всё прекрасно. Что это такое, кого видит Даниил? Если бы Книгу Даниила считать пророчеством, а не апокалиптикой, то тогда ответ был бы такой. Ветхий днями – это Бог Отец, Сын Человеческий – это второе лицо Пресвятой Троицы. Но это апокалиптика, это символ. Кто это, кто Ветхий днями – это Бог Сын. А кто Сын Человеческий – это тоже Бог Сын. Как так? А очень просто. Бог вечен, то есть Он был всегда. Как это нарисовать? Бога надо изобразить в виде старика – древний. Вот поэтому и Ветхий днями. Как показать человечество Иисуса Христа – как человека Его изобразить, вот он Сын Человеческий – божество и человечество Иисуса Христа. Вот так картинками, символами это показать. Поэтому когда мы читаем Откровение или вообще апокалиптику, мы должны понимать, что это все символы. На самом деле это очень важно. Почему? Потому что мы с вами будем говорить о красном драконе, и будем говорить о печати, которую ставит зверь. Следующий момент в апокалиптике. Апокалиптика всегда боевая. Всегда в апокалиптике описывается какая-то война, какие-то бедствия, какие-то несчастья. Она не может быть другой. В той же Книге пророка Даниила изображается море, и из этого моря вылезают всякие чудовища. Море – это символ, чудовище – это символы. Что делают эти чудовища? Воюют, захватывают, уничтожают. То есть это всегда война.

http://azbyka.ru/audio/apokalipsis.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010