Глас 4-й Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвещается, светлеется тройческим единством священнотайне. Глас 4-й Святым Духом боговедения богатство, зрения и премудрости: вся бо в сем отеческая веления слово открывает. Глас 5-й Святым Духом содержатся вся, видимая же с невидимыми: самодержавен бо сый, Троицы един есть неложно. Глас 6-й Святому Духу всякая всеспасительная вина, аще кому сей по достоянию дхнет, скоро вземлет от земных вослеряет, возвращает, устрояет горе. Глас 6-й Святым Духом обожение всем, благоволение, разум, мир и благословение: равнодетельный бо есть Отцу и Слову. Выше мы пояснили слова Христовы о том, что Утешитель обличит мир о грехе, о правде и о суде. Теперь прибавим, что это утешение исповедникам истины, это обличение мира, есть внутреннее торжество души, озаренной Духом Божьим, которой всё, происходящее в мире и все враги Божьи, и все страдания от них представляются полным ничтожеством пред той полнотой жизни, которую ощущает в себе озаренная Святым Духом душа, «ожидающая новаго неба и новой земли, в которых живет правда» ( 2Пет.3:13 ). Это же настроение выражает преподобный Иоанн Дамаскин в Антифоне воскресном. Итак, мы приостановились на перечислении плодов Духа у Апостола Павла. О каждом из них в отдельности можно толковать много; они прекрасны и сами в себе, и как средства для борьбы с искушениями и грехом. «Если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» ( Рим.8:13–14 ), и еще: «поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти» ( Гал.5:16 ). Мы не будем, однако, разъяснять дары Духа, перечисляемые Апостолом Павлом, все по одному, а укажем в заключение только некоторые, а пока приведем некоторые библейские и отеческие предостережения против неправильного пользования ими, в чём особенно повинны наши современники. Прежде всего, должно им посоветовать вникнуть в слова Апостола Иоанна: «Возлюбленные, не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Ее повелевается есть «на святом месте, на дворе скинии собрания». «Двор скинии собрания» есть тот, который окружен стеной веры, поддерживаемой столпами надежды, укрепленной полнотой милосердия. Где этого нет, там нельзя ни принять святую плоть, ни есть ее. 9 . Хорошо, что жертва тонкой пшеничной муки приносится полной «горстью» с елеем и ладаном «в приятное благоухание Господу» ( Лев.6:15,21 ). Апостол Павел кратко объяснил этот отрывок, когда написал филиппийцам: «Я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу» ( Фил.4:18 ). Этим он показывает, что милосердием к нищим на жертву Богу возливается елей, а священническое служение, совершаемое святыми, добавляет сладость ладана. Предписано, однако, приносить пшеничную муку полной горстью, ибо тот же Апостол говорит: «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» ( 2Кор.9:6 ). Наконец, есть в этой жертве, которую, как сказано, должно приносить Господу, нечто, названное «в память». Если бы я мог размышлять о законе Господа «день и ночь» (ср. Пс.1:2 ) и хранить в памяти все Писание, то принес бы жертву «в память пред Господом». Конечно, мы не можем помнить все, но доверим памяти по меньшей мере то, чему сейчас учат и что читают в церкви, чтобы, выйдя из храма и совершая дела милосердия и исполняя Божьи повеления, мы приносили в жертву с ладаном и елеем «в память пред Господом» (ср. Лев.6:15 ). Таким образом, вы научаетесь, что все услышанное в церкви – словно чистые животные; размышляя над ними, вы будете вызывать их в своей памяти и слагать сказанное в сердце своем. Но если что-то окажется выше и вне вашей памяти и за пределами вашего понимания, поступайте так, как предписывается вам следующим повелением: «А остальное из него [приношения хлебного] пусть едят Аарон и сыны его» ( Лев.6:16 ). Если что-то превосходит твое понимание или не подвластно твоей памяти, оставь это Аарону. Иными словами, отдай это священнику, передай это учителю, чтобы он мог съесть это, рассудить об этом, объяснить это.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

И Он рек им: «Итак, воздавайте цезарево Цезарю, а Божье – Богу». И не могли они уличить слово Его пред народом, и, изумленные ответом Его, замолчали. Пришли также некоторые из саддукеев, отрицающие, что есть воскресение, и расспрашивали Его, говоря: «Учитель, Моисей написал нам: «Если чей-либо брат умрет, имея жену, и останется бездетным, пусть возьмет брат его жену его и восстановит семя брату своему». И вот, было семь братьев, и первый взял жену и умер, не оставив детей. И следующий взял её, и сам умер, не оставив ребенка. И третий взял её. Подобно и все семь, и не оставили семени, и умерли. Последней из всех умерла и женщина. Посему в воскресении кого из них будет она женою? Поскольку семерым женою была она». И рек им Иисус: «Чада века сего женятся и выходят замуж. Те же, кто достоин будет века того и воскресения из мертвых, не выходят замуж и не берут жен и не могут более умереть, ибо равны ангелам Божьим и суть сыны Божьи, будучи сынами воскресения. То же, что воскресают мертвые, и Моисей явил возле куста, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака, и Богом Иакова. Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо для Него все живы». Некоторые же из книжников, отвечая, сказали Ему: «Учитель, хорошо сказал Ты». И больше не дерзали спрашивать Его ни о чем. Он же сказал им: «Как говорят о Христе, что Он сын Давидов, а сам Давид сказал в книге Псалмов: «Сказал Господь Господу Моему: сиди одесную Меня, доколе не положу врагов Твоих в подножие ног Твоих»? Значит, Давид называет Его Господом. И каким же образом Он его сын?» И сказал Он ученикам Своим так, что слышал весь народ: остерегайтесь книжников, кои желают гулять в длинных платьях и любят приветствия на площади и первые сиденья в синагогах и первые места на пирах, кои пожирают дома вдов, изображая долгие молитвы. Сии примут еще большее осуждение. Глава 21 И, взглянув, увидел Он богатых людей, опускавших дары свои в сокровищницу. Увидел Он также и одну бедную вдову, опускавшую две мелких монеты, и сказал: «Истинно говорю вам, что вдова сия бедная больше всех прочих опустила.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Итак, из многочисленных мест св. Писания мы не только видим грубое заблуждение сектантов, отрицающих молитвенное почитание и призывание святых и Ангелов Божьих, но и крепко убеждаемся в том, что святые, как и Ангелы, живут на небе сознательной, разумной жизнью и, пребывая, вместе со святыми Ангелами, в Боге, как члены единой Церкви Христовой, как дети одной Божьей семьи, молятся о всех братьях, живущих на земле, хотящих наследовать спасение и прибегающих к их ходатайству; Господь же принимает молитвы «друзей» Своих и исполняет просьбы их, почему мы должны не только чтить и покланяться Ангелам и святым угодникам Божьим, но и обращаться к ним с молитвой о заступничестве во всех наших скорбях, болезнях, бедах и печалях, особенно прося их помощи в борьбе с нашими грехами. 2 Вопросы и ответы православного 1) Как после смерти живут на небе святые? 1) Они живут, как Ангелы, сознательной, разумной жизнью: окружают престол Божий, покланяются Богу, прославляют Его и поют Ему новую песнь, о чем читаем, напр., в книге Откровения: «И двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши полные фимиама, которые суть молитвы святых; и поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровью Своей искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа, и племени... И я видел и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев» (От. 5:8–14; 4:10–11). «И двадцать четыре старца, сидящие перед Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу» (От. 11:16–17). 2) Чем возвеличил Господь святых Своих? 2) Тем, что еще при жизни их на земле назвал их «друзьями» Своими: «веровал Авраам Богу, и сие вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божьим» ( Иак. 2:23 ; Исаии 41:8). И св. Апостолам Христос сказал: «Вы друзья мои» ( Иоан. 15:14 ). Святые при жизни на земле были «сослужителями» Ангелов Божьих (От. 19:10 и 20:9) и по смерти своей были уравнены Богом с Ангелами и наречены сынами Божьими: «они, говорит Христос о святых, равны Ангелам и суть сыны Божьи, будучи сынами воскресения» ( Лк. 20:36 ); им Господь дал власть судить при конце мира всю вселенную: «святые будут судить мир» ( 1Кор. 6:2 ; Мф. 19:28), потому что, как достигшие совершенства, святые суть «первенцы» Церкви, «написанные на небесах» «в книге жизни» ( Евр. 12:23 ; Фил. 4:3 ; От. 21:27).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Мы должны стать мучениками, потому что удел наш — не просто «испытать радость», наполнить ею прежнее «я», но бесконечно увеличивать вместилище, разрывая оболочку, сбрасывая кожу, превращаясь из гусеницы в бабочку. Мы не просто «подражаем Христу» — мы «облекаемся во Христа» ( Рим. 13:14 ), «кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» ( 2Кор. 5:17 ), «соделались причастниками Божеского естества» ( 2Пет. 1:4 ). Как бы ни разбавлять Новый Завет, это останется: мы должны стать богами, не теряя человеческой природы, но совершенствуя её. Этому невозможно поверить, это нельзя представить, это дико, даже кощунственно, но так сказал Бог, не мы, люди: «А тем, которые приняли Его (…) дал власть быть чадами Божьими» ( Ин. 1:12 ). «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божьего» ( Ин. 3:3 ) «Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» ( Ин 3:7 ). «Ибо все, водимые Духом Божьим, суть сыны Божьи; потому что вы не приняли духа рабства (…), но приняли Духа усыновления (…). Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божьи. А если дети, то и наследники…» ( Рим. 8:14–17 ). «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божьими»( 1Ин. 3:1 ). «…дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы чрез них соделались причастниками Божеского естества…» ( 2Пет. 1:4 ). Это намного удивительней, чем такая история: мятежный червяк получил возможность стать человеком, потому что один человек стал червем и умер червем (точней — его убили мятежные черви), чтобы червям не только простили их мятеж, но ещё и помогли стать людьми. Что ни говори, расстояние между червем и человеком конечно, между человеком и Богом — бесконечно. Однако цель наша и удел — перепрыгнуть через эту бездну. Для этого надо не «стать получше», но умереть и воскреснуть, преобразиться: «Нравственность необходима; но жизнь в Боге, к которой мы призываем, просто поглощает, вбирает её. Мы должны родиться заново. Все кроличье в нас должно исчезнуть — и то, что роднит нас с похотливым кроликом, и то, что роднит нас с кроликом ответственным, порядочным, приличным. Шерсть будет вылезать с кровью; и, изнемогши от крика, мы вдруг обнаружим то, что было под шкурой, — Человека, сына Божьего, сильного, мудрого, прекрасного и радостного». 134

http://azbyka.ru/nebesa-po-kotorym-my-ta...

Н. Гребнев. ПСАЛОМ 35 Н. Гребнев ПСАЛОМ 35 Нечестье тех, в ком нету страха Божья, Вливает в сердце мне по капле яд. Они себя обманывают ложью, В глазах своих они себе же льстят. Но дело их лукаво, ложно слово, Они на ложе в час ночной не спят И беззаконья замышляют снова. Но милость Божия до облаков, А Божьи судьбы — бездны, нет им края, Но всех — и человека, и скотов — Господь наш зрит, от бед оберегая. Лишь от Господня тука мы сильны, Мы сладостью даров Господних сыты, И под крылами Божией защиты Спокойны мы — Адамовы сыны. Так милость, Господи, Свою продли Ко ждущим милости от Божьей длани, Ибо источник жизни всей земли В Тебе; и свет наш лишь в Твоем сиянье. И пусть отныне и во все века Не ступит на меня стопа гордыни. Да не изгонит грешника рука Меня из дома Божья, где я ныне, Где, пав, не встали делавшие зло, Где имена их прахом замело. Н. Басовский. 36-Й ПСАЛОМ (ДАВИДА) Н. Басовский 36-Й ПСАЛОМ (ДАВИДА) А почему злодей злодействует и лжёт? Нет страха Божьего перед его глазами. Он усыпляет всех обманными словами, что ненавидит зло, но зло — его оплот. Проснувшись поутру, готовит он в душе очередной обман, ещё не вставши с ложа. Уста его полны лишь хитростью и ложью, и скверные пути им найдены уже. О Боже, правый суд вершишь Ты с высоты, и правда высока, как небо голубое, и милость выше гор дарована Тобою, хранимы лишь Тобой и люди, и скоты. Любой из нас Тобой накормлен и согрет, источник наших благ — извечно дом Господень. В тени Господних крыл убежище находим, и светит нам в пути всегда Господень свет. Прошу, пускай Твоя продлится благодать к тому, кто сердцем прям и ходит без порока. Пускай злодея путь окончится до срока, а грешники падут и вновь не смогут встать. ПСАЛОМ 36 Канонический русский перевод Псалом Давида. 1 Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, 2 ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут. 3 Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину. 4 Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Нечестье тех, в ком нету страха Божья, Вливает в сердце мне по капле яд. Они себя обманывают ложью, В глазах своих они себе же льстят. Но дело их лукаво, ложно слово, Они на ложе в час ночной не спят И беззаконья замышляют снова. Но милость Божия до облаков, А Божьи судьбы — бездны, нет им края, Но всех — и человека, и скотов — Господь наш зрит, от бед оберегая. Лишь от Господня тука мы сильны, Мы сладостью даров Господних сыты, И под крылами Божией защиты Спокойны мы — Адамовы сыны. Так милость, Господи, Свою продли Ко ждущим милости от Божьей длани, Ибо источник жизни всей земли В Тебе; и свет наш лишь в Твоем сиянье. И пусть отныне и во все века Не ступит на меня стопа гордыни. Да не изгонит грешника рука Меня из дома Божья, где я ныне, Где, пав, не встали делавшие зло, Где имена их прахом замело. Н. Басовский - 36-й псалом (Давида) А почему злодей злодействует и лжёт? Нет страха Божьего перед его глазами. Он усыпляет всех обманными словами, что ненавидит зло, но зло — его оплот. Проснувшись поутру, готовит он в душе очередной обман, ещё не вставши с ложа. Уста его полны лишь хитростью и ложью, и скверные пути им найдены уже. О Боже, правый суд вершишь Ты с высоты, и правда высока, как небо голубое, и милость выше гор дарована Тобою, хранимы лишь Тобой и люди, и скоты. Любой из нас Тобой накормлен и согрет, источник наших благ — извечно дом Господень. В тени Господних крыл убежище находим, и светит нам в пути всегда Господень свет. Прошу, пускай Твоя продлится благодать к тому, кто сердцем прям и ходит без порока. Пускай злодея путь окончится до срока, а грешники падут и вновь не смогут встать. Псалом 36. Канонический русский перевод Псалом Давида. 1 Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, 2 ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут. 3 Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину. 4 Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего. 5 Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит, 6 и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень.

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

Но если рассмотреть внимательно этот перечень, то окажется, что он составлен на основании трех книг: Исхода, Левит и Чисел, и по местам, при упоминании о стане, содержит краткие указания на события, которые совершились в это время; без контекста эти указания были бы совершенно непонятны. Обратите внимание на стих 14-й: и отправились из Алуша и расположились станом в Рефидиме, и не было там воды, чтобы пить народу. Последнее замечание отсылает читателя к 17-й главе книги Исход, где описывается народный ропот, возбужденный недостатком воды, и чудесное изведение воды из скалы Хорива, и имеет целью напомнить эти всем известные факты. То же самое в стихе 40-м: Ханаанский царь Арада, который жил к югу земли Ханаанской, услышал тогда, что идут сыны Израилевы. В том, что Ханаанский царь услышал о приближении Израильского народа, не заключается еще событие, которое заслуживало бы внесения в памятную запись. Это отрывочное замечание опять отсылает назад, к 21-й главе Чисел, где находим повествование о жестоком поражении этого царя Израильтянами. Очевидно, что перечень, помещенный здесь, представляет нечто в роде общего итога ко всему предшествующему, и что Моисей, действительно, описал в хронологическом порядке, по станам, все, что случилось замечательного с Израильским народом, и все повеления Божьи и все законы Иеговы, данные в том или в другом случае, потому что эти законы, само собой разумеется, заслуживали более внимания, чем, напр., такие обстоятельства, как двенадцать источников воды и семьдесят пальм в Елиме ( Чис.33:9 ). Время составления перечня нельзя относить к эпохе после Моисея; нельзя думать, что какой-либо позднейший писатель прочитал книги Исход, Левит и Чисел, выбрал из них названия станов и составил настоящую таблицу, расположив их в последовательном хронологическом порядке. Большую часть станов, перечисленных в этой главе, мы не найдем нигде – ни в книгах Моисеевых, ни в других, – таковы: Дофка, Алушь, Риема и последующие числом до двадцати. А потому с полной вероятностью можно думать, что и перечень принадлежит самому Моисею, которому известны были все станы во время путешествия сынов Израилевых.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Об этом так говорил Сам Бог многострадальному Иову: «Когда Я полагал основания земли... при общем ликовании утренних звезд (ангелов – Г. Ф.), когда все сыны Божии восклицали от радости» ( Иов. 38:4,7 ). Разумные существа, просвещаемые Божеским светом, уподоблялись ликующим звездам. Не на это ли указывает и именование Люцифера до падения «сыном зари» ( Ис. 14:12 )? Тварь порождалась превечной Зарей и ею освещалась. Нуждались ли Божьи творения еще в ином свете? Думаем, что нет. Когда же «упал... с неба денница, сын зари! разбился о землю». Когда «ангел света» ( Ис. 14:12 ; 2Кор. 11:14 ) стал «уносящим свет», и имя его стало Люцифер, мир, потеряв Бога, погрузился в бесконечный абсолютный мрак. «Земля же была безвидна и пуста, тьма над бездною» ( Быт. 1:2 ). Люцифер, «уносящий свет», оставил тварь без света, и она погрузилась во тьму, во «тьму над бездною». Тьма – не-свет, тьма – пустота, там нет Бога, там бездна пустоты, пустота «без дна», нескончаемая... «Все являемое свет есть» ( Еф. 5:13 ). Исчез свет, исчезла истинная реальность, исчезло «являемое», земля – «безвидна», без вида, ибо видимое, являемое свет есть. Но вот наконец торжествующий клич: «Свет во тьме светит» ( Ин. 1:5 )! «Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак – народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою» ( Ис. 60:1–2 ). «Слово стало плотью» ( Ин. 1:14 ). Луч нетварного Света пробил бездну мрака и коснулся земли. «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума» (тропарь Рождеству). Новая звезда на небосводе востока ( Мф. 2:2 ) ознаменовала появление этого чудного Света на земле. По-прежнему тьма покрывает землю, но над Новым Иерусалимом – над Церковью Христовой воссиял Свет Присносущий. Нет нужды в солнце и луне, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец. «Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны – светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой – славою твоею.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Ответили Ему: «Мы семя Авраамово и никогда ни у кого не были в рабстве. Как же Ты говоришь, что будем свободными?» Ответил им Иисус: «Истинно, истинно говорю вам, что всякий, кто делает грех , есть раб греха. Раб же не остается в доме навеки. Навеки остается сын. Посему, если Сын освободит вас, воистину будете свободными. Знаю, что вы дети Авраама, но вы ищете убить Меня, ибо слово Мое не вмещается в вас. Я же говорю то, что видел у Отца Моего. И вы делаете то, что видели у отца вашего». Ответили они и сказали Ему: «Отец наш Авраам». Говорит им Иисус: «Если вы сыны Авраама, делайте дела Авраама. Ныне же ищете вы убить Меня, человека, сказавшего вам истину, кою услышал от Бога. Сего Авраам не соделал. А вы делаете дела отца вашего». Тогда сказали Ему: «Мы не от прелюбодеяния родились. Один у нас отец – Бог». Тогда сказал им Иисус: «Если бы Бог был отцом вашим, то вы, конечно, любили бы Меня, ибо Я от Бога вышел и пришел. И не от Самого Себя пришел Я, но Он послал Меня. Потому слов Моих вы не понимаете, что речей Моих слышать не можете. Вы от отца – диавола, и желаете исполнять желания отца вашего. Он был человекоубийцей от начала, и в истине не устоял, ибо истины нет в нем. Когда говорит он ложь, от своего говорит, ибо он лжец и отец лжи. Поскольку же Я говорю истину, вы не верите Мне. Кто из вас уличил Меня в грехе? Если Я говорю вам истину, почему вы не верите Мне? Кто от Бога, тот слушает слова Божьи. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога». Тогда отвечали иудеи и сказали Ему: «Разве не хорошо говорим мы, что Ты самарянин и одержим демоном?» Ответил Иисус: «Я демоном не одержим, но прославляю Отца Моего, а вы ославили Меня. Я же не ищу славы Своей. Есть Тот, Кто ищет и судит. Истинно, истинно говорю вам: если кто слово Мое соблюдет, тот смерти вовек не увидит». Сказали тогда иудеи: «Ныне познали мы, что Ты одержим демоном. Авраам умер и пророки. А Ты говоришь: «Если кто слово Мое соблюдет, тот не вкусит смерти вовек». Неужто Ты больше отца нашего Авраама, коий мертв? И пророки мертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010