Господь Иисус Христос Сам неоднократно утверждал Свое Божественное достоинство 309 . На слова Симона Петра: «Ты Христос, Сын Бога Живого...» – Он ответил: «Блажен ты, Симон... потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на Небесах» ( Мф. 16, 16–17 ). В Евангелии от Иоанна Христос говорит: «Я и Отец – одно» ( Ин. 10, 30 ). На вопрос первосвященников: «Ты ли Христос, Сын Благословенного?» – Он сказал: «Я» ( Мк. 14, 61,62 ). 2. Равенство первых Двух Ипостасей подтверждается равенством и единством Их сил и действии в мире. Ибо кто познал ум Господень? ( Рим. 11, 34 ) Никто из твари. Сын же дерзновенно учит о Своем всеведении: «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца» ( Ин. 10, 15 ); «никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» ( Мф. 11, 27 ) 310 . Воля Сына едина с волей Отца, поэтому «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо что творит Он, то и Сын творит также» ( Ин. 5, 19 ). Эта единая всемогущая воля Божия привела в бытие мир. Мы веруем в «Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли», и в Сына, «Имже вся быша», ибо Сыном создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое... ( Кол. 1, 16 ) После сотворения мира Равнобожественные Ипостаси промышляют о нем. «Отец Мой доныне делает, и Я делаю», – учит Христос ( Ин. 5, 17 ). Единородный Сын неразлучно пребывает со Отцом и имеет единство жизни с Родителем: как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе ( Ин. 5, 26 ). Святой евангелист Иоанн пишет о Сыне: «Возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» ( 1Ин. 1, 2 ). Сын – такой же Источник Жизни, как и Отец, ибо как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет ( Ин. 5, 21 ). Сын равен Отцу. Он являет в Себе всего Отца, поэтому видевший Сына видел Отца ( Ин. 14, 9 ). Все должны чтить Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его ( Ин. 5, 23 ). 3. Наряду с изречениями, подтверждающими Божество Второй Ипостаси, в Писании встречаются тексты, говорящие о подчиненности Сына Отцу. Последние изречения издревле использовали еретики, особенно ариане, чтобы опровергнуть Божество Сына и Его равенство с Отцом. Для правильного понимания этих текстов Писания следует иметь в виду, во-первых, что Сын Божий после Воплощения есть не только Бог, но и Сын Человеческий и, во-вторых, что по Своей Божественной Природе Сын происходит от Отца, Отец является Ипостасным Началом Сына. В согласии с вышесказанным, «уничижительные» высказывания Писания о Сыне можно разделить на две группы. Первые из них говорят о человечестве Спасителя и по Домостроительству принятой Им на Себя миссии, например: Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса ( Деян. 2, 36 ); (Сын), Которого Отец освятил и послал в мир ( Ин. 10, 36 ); (Христос) смирил Себя, быв послушным даже до смерти ( Флп. 2, 8 );

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Ин.14:14. Аще что просите во имя Мое, то сотворю    Уже неприкровенно говорит, что, будучи Богом Истинным, Он весьма благосклонно будет принимать молитвы от Своих (последователей) и с полною готовностью давать то, чего они пожелают получить, очевидно дары духовные и достойные вышней (Божественной) щедрости. И не как служитель человеколюбия другого кого-либо или как помощник чужого милосердия говорит это, но как имеющий во власти все с Отцом и Сам будучи Тем, чрез Кого все как от нас к Богу, так и к нам от Него (1Кор.8:6). Поэтому и Павел всегда сопряженных между собою дарований благ молит достойным, говоря так: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» (Флп.1:2). И никто, имеющий ум, не должен думать опять, что особо Отец дает некую благодать и особо и как бы по частям со Своей стороны Сын, но она одна и та же есть и едина, хотя и называется (подаваемою) чрез Обоих (Отца и Сына). Все благое и разделение Божественных даров достойным (их людям) бывает от Отца чрез Сына, принятого не в качестве помощника, как мы сказали, но мыслимого и действительно сущего как создателя и сораспределителя. Ведь природа Божества одна есть и так веруется. И хотя расширяется (πλατνεται) в Отца и Сына и Святаго Духа, но не имеет вообще и всецело расторжения (διασπασμν), разумею на каждого из обозначаемых (Отца, Сына и Духа). Правильно мысля, мы должны рассуждать так, что от Отца есть и в Отце природно Сын, и из Него и в Нем, и собственный как Его (Отца), так и Сына Дух, то есть Святой. Поэтому, так как Божество есть и мыслится единым по природе, то дары от Них (Отца, Сына и Духа) должны подаваться достойным чрез Сына от Отца в Духе, равно как и от нас (молитвы) к Богу должны относиться, очевидно, при посредстве Сына, «ибо никто не приходит к Отцу, как только чрез» Него (Ин.14:6), как, без сомнения, исповедал и Сам Он. Таким образом, Сын был и есть дверь и путь любви и вместе с тем предшествия к Богу и Отцу и содарователь и вместе раздаятель дара от Него (Бога Отца), как бы из одной и общей щедрости. Ведь одна природа Божества и в лице и в ипостаси (ν ποσπ τε α ποστσει) и Отца и Сына и Святаго Духа. А как у древних было необычно и еще неупотребительно это прихождение к Отцу чрез Сына, то благополезно научает и сему и, как бы некое основание этого дела в учениках Своих наперед полагая веру в это и научение, и нам самим указывает на молитву и надежду. Он обещает нам Сам исполнять наши молитвы, присоединяя и это ко всему прочему как доказательство Своего Божества по природе и присущей Ему царской власти.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3517...

Итак, если католики на основании слова Спасителя «Я пошлю» утверждают, будто Дух Святой исходит от Сына, то пусть тогда утверждают и другую ересь, будто Сын в свою очередь исходит от Духа, иначе будут противоречить сами себе. Третье место Писания, на которое ссылаются католики, доказывая, что Дух Святой исходит и от Сына следующее: «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющаго: Авва, Отче» ( Гал.4:6 ). В этих словах, – говорят католики,– Дух Святой прямо называется Духом Сына, значить Он и исходит от Сына. Но если бы католики внимательнее изучали Слово Божие, они увидели бы, что в вышеозначенном месте Св. Писания говорится совсем не о Духе Святом, а только о Его благодатных дарах, которые посланы людям после искупления их страданиями Сына Божия, и в частности о даре «сыноположения». Так объясняет это место сам апостол Павел в послании к Римлянам, когда говорит: «Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, которым взываем: Авва, Отче!» ( Рим.8:15 ). Наконец, укажем из Св. Писания еще одно место, из которого ясно открывается полная несостоятельность католического учения об исхождении Св. Духа от Сына. В третьей главе Евангелия Матфея повествуется: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,– и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» (ст. 16). Спрашивается, каким образом ниспускался бы Дух Святой на Сына Божия, если Он, согласно учению католиков, исходил и исходит от Сына? Очевидно, что при католическом понимании учения об исхождении Св. Духа мы никогда не истолкуем и не поймем вышеприведенного евангельского повествования. Таким образом, учение католиков об исхождении Св. Духа от Сына есть заблуждение, так как оно противоречит учению Слова Божия и толкованиям святых отцов. В виду же того, что это заблуждение католиков касается Божественной Ипостаси Святого Духа, о котором все христиане обязаны иметь правильное понятие, согласное с учением св. отцов Вселенских Соборов и Св. Писания, оно считается самою главною ересью Католической Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Мф.11:27 . Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. «Все мне предано»: «когда слышишь «предано», не предполагай тут ничего человеческого, ибо сие выражение не должно вести тебя к той мысли, будто два Бога перворожденных» (Злат.). Управление миром принадлежит Христу, как ходатаю, как посреднику в искуплении рода человеческого ( Еф.1:20–22 ), и Он все направляет ко благу святой своей церкви, доколе не предаст все преданное Ему царство опять Богу Отцу ( 1Кор.15:24 ). – «Никто не знает Сына»: природа Сына Божия, тайна единства в Нем божественного и человеческого естества, высота и чистота Его божественного характера таковы, что ни один человек не может их вполне понять и узнать; один Бог Отец знает Его совершенно. – «Кроме Отца»: «здесь не обвиняет Духа в неведении, но свидетельствует, что в Отце в первом есть ведение Его естества» (Вас. В. 7, 166). То же должно заметить и о дальнейшем изречении: «кроме Сына». – «И Отца не знает никто»: ни человек, ни ангел и никакое творение не может постигнуть и узнать вполне Бога во свете живущего неприступном. Только Сын, «сущий в лоне Отчи», знает Его вполне ( Ин.1:18 ). «Когда говорит: «и Отца не знает никто, кроме Сына», не то разумеет, что все Его не познали, но что никто об Отце не имеет такого знания, какое имеет о Нем Сын. То же можно сказать и о Сыне... ибо мы и Сына не знаем так, как должно знать» (Злат.). «Кому Сын хочет открыть»: Бог вполне открылся человеку в Сыне ( Ин.14:8,9 ) и чрез Сына ( Евр.1:1–2 ). Но чтобы познать Его в Сыне и чрез Сына, нужно также благоволение и благодать Сына, стяжаемая верою в Него и любовью ( Ин.14:21,23 ). Сын хочет всякому человеку открыть Отца, только бы человек сам способен и достоин был принять таковое откровение. Мф.11:28 . Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; «Все труждающиеся и обремененные»: разумеются первоначально обремененные игом закона, постановлений и преданий старцев иудеи, на которых как бы тяжестью какой лежали эти постановления, тем более что и точному исполнителю их они не давали отрадного и успокоительного чувства свободы от греха ( Деян.15:10, 13:39 ; Рим.7:7 и дал.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Тем не менее, благодаря принятию образа слуги и нашей должности, мы благодарим Отца через Сына, правильно и верно: потому что по истинной вере мы знаем истину природы обоих в Единородном. Посему, когда мы истинно исповедуем Его, как не только равного Отцу по истине вечного Божества, но и уступающего Отцу по благодати принятого человечества; благодарим Отца и Сына, потому что и Отец и Сын по природе есть единый Бог: и мы справедливо благодарим Отца через Сына, потому что Тот, Кто есть Единородный Сын Божий по природе Отца, стал тем же Сыном Человеческим по природе Матери. Посему мы благодарим Отца через Сына, поскольку Он смиряет Себя перед нами; мы благодарим Отца и Сына, поскольку Он отдает Себя нам. Благодарим Отца через Сына, что вечный и бессмертный Единородный Бог стал для нас временно смертным человеком: и благодарим Отца и Сына, что тот же Единородный Бог остается естественно совечным. с Богом Отцом. Мы благодарим Отца через Сына, потому что Он совершил дело нашего искупления; благодарим Отца и Сына за то, что они обещали нам дар будущего счастья. Ибо Он искупит нас смирением плоти и благословит нас возвышением Божества. Поэтому мы делаем и то, и другое, поскольку в святых беседах мы находим, что делается и то, и другое. Ибо мы знаем из апостольской речи, что должно благодарить Отца через Сына; и то, что мы должны благодарить Отца и Сына, мы находим его не только в апостольских изречениях, но и в ангельских хвалениях. Однако это то, что открыло нам апостольское послание, потому что Сам Бог показал это Своим апостолам для пользы нашего наставления. Ибо мы знаем, что блаженный Павел сказал, когда писал римлянам: Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас (Рим. 1:8). Он также сказал.: все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса, благодарив через Него Бога и Отца (Кол. 3:17); и таковое можно найти в апостольских посланиях. Но мы читаем и то, что тот же апостол сказал: Благодарю Укрепившего меня, Христа Иисуса, Господа нашего, за то, что Он считал меня верным, поставив меня на служение (1 Тим.

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

1, 12). Поэтому апостол благодарит через Христа, он благодарит Христа. Он благодарит через Христа, по тому, что есть Христос от Отца по плоти; и он благодарит Христа, потому что Сам Христос превыше всякого Бога, благословен во веки веков (Рим. 9:5). И когда мы благодарим Отца и Сына, то блаженный апостол яснее показывает то же, когда благодать Божия подается нам не только от Бога Отца, но и от Христа Иисуса, Господа нашего, и молится и поминает это. О том, что благодать дана нам от Бога через Христа, он говорит: По духу освящения, по воскресению из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего. Через Которого мы получили благодать и апостольство, для послушания веры во всех народах во имя Его (Рим. 1, 4- 5). И снова сказал: я несчастный человек, кто избавит меня от тела этой смерти? Благодать Божия через Иисуса Христа, Господа нашего (Рим. 7, 24- 25). Но тот же Апостол во всех предисловиях своих посланий не перестает просить для нас благодати от Бога Отца и Господа Иисуса Христа. Ибо если ты пожелаешь просмотреть начала Апостольских посланий, то почти во всех из них найдешь это, в которых содержится только имя самого Апостола: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. (Рим. 1:7). Поэтому нам необходимо благодарить, так же как мы уверены, что получили благодарность. Ибо, так как мы получили благодать от Бога через Иисуса Христа, Господа нашего, то по этому правилу истины благодарим Отца через Сына, потому что мы получили благодать и мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего, и по этому правилу истины еще раз благодарим Отца вместе с Сыном. Ибо как мы получили благодать не только от Отца через Сына, но и от Отца и Сына, так и мы должны воздавать должное не только Отцу через Сына, но и Отцу и Сыну со смирением служения. Ибо то, что мы благодарим Отца через Сына, принадлежит к таинству воплощения; и в том, что мы благодарим Отца и Сына, сияет признание божественности Единого. Ибо как Сын принял нашу плоть так, чтобы она не утратила природной истины единства с Отцом, так Он и дал нам и то, и другое, чтобы мы через Сына благодарили Отца и благодарили Сына.

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

2 . Итак, поскольку в предыдущих книгах мы показали, используя свидетельства не только пророков и апостолов, но также свидетельства евангельские и ангельские, что Господь Иисус Христос, пребывая во плоти на земле, был Богом, то теперь мы докажем, что Он, рожденный по плоти, всегда пребывал Богом и до ее восприятия, чтобы, основываясь на единодушных и перекликающихся между собой свидетельствах Божественных книг, ты знал и верил, что Тот, кто до рождества по плоти был всецело Богом, и в рождестве Своем пребывал и человеком, и Богом и что Тот, кто был Богом после восприятия плоти от Девы, и до рождества от Девы пребывал Богом. 3 . Итак, научись этому прежде всего от апостола, учителя всего мира, что Сын Божий, будучи безначальным Богом, в конце мира, то есть когда пришла полнота времени, стал Сыном Человеческим. И так говорит он: но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, [Col. 77] подчинился закону ( Гал.4:4 ). Итак, скажи мне теперь: до того, как Господь Иисус Христос родился от Матери Своей Марии, (287) был у Бога Сын или не было Его? Ты не сможешь отрицать, что был, ибо не бывает сына без отца или отца без сына, ибо подобно тому, как сын именуется так, потому что у него есть отец, так и отец носит это имя, потому что имеет сына. Глава 2. В которой на основании сказанного говорится, что Дева Мария родила Сына, Который был и древнее и выше Ее 1 . Итак, ты видишь, что Бог послал Своего Сына, именно Своего, согласно слову самого апостола: Бог послал Сына Своего ( Гал.4:4 ). Итак, Он не послал какого-либо чужого сына, ибо сказано, что послал Своего. Если у Него не было бы, кого послать, Он и не послал бы вовсе. Но апостол говорит: послал Сына Своего, Который родился от жены. Итак, если Он Его послал, то существовал и Тот, Которого Бог послал, и если послал Своего, то не чужого, но именно Своего. 2 . Итак, где же теперь твой довод от земного лукавства: «Никто не рождает предшествующего себе»? Разве Господь не предшествует [во времени] Марии? И Сын Божий не предшествует дочери человеческой? И не предшествует самому человеку Бог ? Ведь нет ни одного человека, не сотворенного Богом. Итак, как ты видишь, Мария родила не только предшествующего Себе, и родившая Творца Своего стала Матерью Своего Родителя. Ибо насколько легко Богу даровать человеку рождение, столь же легко даровать рождение и Себе; сколь легко Ему сотворить человека в рождении, столь легко и Самому родиться от человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

4.  Но раз я не откуда–то извне, а из самой сущности Отца   произвожу Сына, Который ничего не делает без воли Отца и получает от Отца всякую власть, то как же я могу разрушить веру в монархию, которую сохраняю в Сыне как переданную Сыну от Отца? Здесь мне следует сказать и о Третьей степени [Божества], ибо я считаю, что Святой Дух происходит не от кого–нибудь другого, а от Отца через Сына. Итак, посмотри, не ты ли скорее всего разрушаешь монархию, упраздняя ее расположение и распределение, установленное в стольких именах, в скольких захотел Бог? И пока [монархия] сохраняет свой статус, подобает быть и Троице, чтобы монархия была возвращена Сыном Отцу, как пишет Апостол о конце всего, когда Сын передаст власть Богу и Отцу: Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои (1 Кор. 15:25), — то есть согласно Псалму: Седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс. 109:1), — Когда же   Ему все покорено   кроме Того, Который покорил Ему все   тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем (1 Кор. 15:27–28). Итак, мы видим, что Сын не препятствует монархии, даже если ныне она пребывает у Сына. Ибо она пребывает у Сына, сохраняя свой статус, и вместе с этим статусом будет возвращена Сыном Отцу. Таким образом, никто не разрушит ее, то есть монархию, этим именем [Сына], допустит Сына, Которому, как известно, она передана от Отца, и от Которого она и свое время должна будет возвратиться Отцу. Мы могли бы и с помощью одной этой главы апостольского послания показать, что Отец и Сын суть Двое. Но кроме того, [об этом говорят] сами имена Отца и Сына, и то самое, что Один есть Тот, Кто передал царство, а Другой — Тот, Кому Он передал, а также Один — Тот, Кто покорил, а Другой — Тот, Кому Он покорил. Глава 4.  Рождение Сына от Отца. Разум и Слово как два момента бытия Сына 5.  Но так как еретики хотят, чтобы Двое были Одним, и чтобы Одним и Тем же считались Отец и Сын, следует полностью изучить все о Сыне: есть ли Он, Кто Он есть, каким образом есть, и, таким образом, само дело обнаружит свою суть с помощью Священных Писаний и толкований, которые их защищают.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

4. Но раз я не откуда-то извне, а из самой сущности Отца 15 произвожу Сына, Который ничего не делает без воли Отца и получает от Отца всякую власть, то как же я могу разрушить веру в монархию, которую сохраняю в Сыне как переданную Сыну от Отца? Здесь мне следует сказать и о Третьей степени [Божества], ибо я считаю, что Святой Дух происходит не от кого-нибудь другого, а от Отца через Сына. Итак, посмотри, не ты ли скорее всего разрушаешь монархию, упраздняя её расположение и распределение, установленное в стольких именах, в скольких захотел Бог ? И пока [монархия] сохраняет свой статус, подобает быть и Троице, чтобы монархия была возвращена Сыном Отцу, как пишет Апостол о конце всего, когда Сын передаст власть Богу и Отцу: Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои ( 1Кор.15:25 ), – то есть согласно Псалму: Седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих ( Пс.109:1 ), – Когда же (...) Ему всё покорено (...) кроме Того, Который покорил Ему всё (...) тогда и Сам Сын покорится Покорившему всё Ему, да будет Бог всё во всём ( 1Кор.15:27–28 ). Итак, мы видим, что Сын не препятствует монархии, даже если ныне она пребывает у Сына. Ибо она пребывает у Сына, сохраняя свой статус, и вместе с этим статусом будет возвращена Сыном Отцу. Таким образом, никто не разрушит её, то есть монархию, этим именем [Сына], (если) допустит Сына, Которому, как известно, она передана от Отца, и от Которого она в своё время должна будет возвратиться Отцу. Мы могли бы и с помощью одной этой главы апостольского послания показать, что Отец и Сын суть Двое. Но кроме того, [об этом говорят] сами имена Отца и Сына, и то самое, что Один есть Тот, Кто передал царство, а Другой – Тот, Кому Он передал, а также Один – Тот, Кто покорил, а Другой – Тот, Кому Он покорил. Глава 4. Рождение Сына от Отца. Разум и Слово как два момента бытия Сына (§5–8) 5. Но так как еретики хотят, чтобы Двое были Одним, и чтобы Одним и Тем же считались Отец и Сын, следует полностью изучить всё о Сыне: есть ли Он, Кто Он есть, каким образом есть, и, таким образом, само дело обнаружит свою суть с помощью Священных Писаний и толкований, которые их защищают.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

4 . Поэтому признай Бога всяческих, признай Бога вселенной, признай в судилище Христа судилище Бога. Возлюби жизнь, возлюби свое спасение, возлюби Того, Кем ты сотворен, убойся Того, чьему суду ты подлежишь. Хочешь не хочешь, сначала ты должен явиться на суд Христов, и, отложив нечестивые хулы и песни неверных слов, если думаешь, что суд Бога иной, нежели суд Христов, прежде придешь на суд Христов и обнаружишь непременно неизъяснимым свидетельством, что суд Бога – тот же самый, что и суд Христов, и что во Христе, Сыне Божием, – и все величие Бога Сына, [Col. 60] и вся власть Бога Отца. 5 . Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. ( Ин.5:22–23 ). Ведь кто отрицает Отца, тот и Сына отрицает: всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца ( 1Ин.2:23 ). Итак, научись, что честь Отца и Сына неразделима, достоинство неразделимо, и нельзя почитать Сына без Отца и Отца без Сына. Почитать же Бога и Сына Божиего не во Христе, Единородном Сыне Божием, ничего не значит, поэтому, несомненно, (271) тот же дух почитания Бога больше нигде не может быть, кроме как в Духе Христовом, как говорит апостол: Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его ( Рим.8:9 ). И снова: Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес ( Рим.8:33–34 ). Теперь видишь (даже если не желаешь), что нет вовсе никакого расстояния как между Духом Божиим и Духом Христовым, так и между судом Божьим и судом Христовым. Ты выбери, что из двух ты предпочитаешь, ведь необходимо, чтобы ты либо познал верой, что Христос есть Бог, либо признал Христа Богом, удостоившись вечного осуждения 36 . Глава 8. В исповедании божества Христа исповедание Креста не должно быть принижено молчанием 1 . Но давайте же увидим все остальное, что следует далее. Тот же, о ком мы говорили выше, учитель всех церквей Павел, когда писал к церкви коринфян, так сказал: Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость ( 1Кор.1:22–23 ). [Col. 61] О сильнейший учитель веры! Ему, наставляющему церкви, в этом месте мало показалось сказать, что Христос есть Бог, но, добавив при этом про распятого (272) для яснейшего и крепчайшего наставления в вере, он Того же, Кого назвал распятым, проповедовал и как Премудрость Божию. И поэтому он не воспользовался какой-либо тонкостью или плетением словес и не постыдился в проповедании Евангелия Господня имени Креста Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010