Совершается Литургия только епископом или священником по особым богослужебным книгам, называемым Чиновник (для епископа) и Служебник (для священника), где изложены чинопоследования Литургии всех трех святителей. Все церковные каноны и постановления относительно совершения Литургии, хранения запасных Святых Даров и благоговейного обращения с ними изложены в «Учительном известии», помещенном в конце Служебника. Современные Литургии святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста как в греческих Церквах Православного Востока, так и в славянских Церквах Европы, в том числе и в Русской Православной Церкви, отличаются от древних литургий. Современная начинается «Чином Священныя и Божественныя литургии», в который входят три особых священнодействия: 1) входные молитвы священнослужителей, 2) облачение священнослужителей в священные одежды и 3) собственно проскомисание. «Чин Священныя и Божественныя литургии» завершается отпустом, чем подчеркивается его нарочитое значение. Все чинопоследование условно разделяется на три части: 1) входные молитвы, облачение и Проскомидия, 2) Литургия оглашенных и 3) Литургия верных. Совершению Проскомидии предшествуют, как было сказано, входные молитвы и последование облачения священнослужителей, одновременно обычно совершается служба 3-го, 6-го, 9-го часов. Собственно Литургия начинается возгласом «Благословенно Царство», Литургия оглашенных, которая у западных христиан называется «Литургией слова», начинается возгласом «Яко свят еси Боже наш» и завершается словами «Да и тии с нами славят». Затем следуют две молитвы и торжественный обряд Великого входа, приводящий к пению Символа веры и величайшему и важнейшему моменту чтения евхаристической молитвы (Евхаристического канона) и пресуществления принесенных на престол хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Схема Литургий по чину святых Иоанна Златоуста и Василия Великого : Входные молитвы. Последование облачения. I. Проскомидия: 1. Умовение рук ( Пс. 25 ). 2. Приготовление и прободение Агнца, вливание вина в чашу. 3. Вынимание частиц из остальных четырех просфор и просфор, поданных верующими с поминовением всех по чину. 4. Каждение покровцов, чаши и жертвенника.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

на освящение «колесницы» – чинопоследование молебна, совершаемого над автомобилями и другими колесными средствами передвижения. Чин освящения нового дома Перед освящением новопостроенного дома священник может совершить малое освящение воды, чтобы использовать ее в обряде. Если же малого водоосвящения не бывает, он приносит святую воду и сосуд с елеем с собой. Перед тем как начать обряд, на каждой из четырех стен дома священник изображает елеем крест. В доме заранее поставляется стол, покрытый чистой скатертью, на него помещают сосуд со святой водой, полагают Евангелие, крест, возжигают свечи. Краткий устав-схема чина благословения нового дома Возглас иерея: «Благословен Бог наш…». Молитва призывания Святого Духа: «Царю Небесный…». «Обычное начало»: Трисвятое по «Отче наш…». «Господи, помилуй» (12 раз). «Слава, и ныне». «Приидите, поклонимся…» (трижды). Псалом 90-й: «Живый в помощи Вышняго…». Тропарь: «Якоже Закхееву дому…». Молитва: «Господе Иисусе Христе Боже наш…». Тайная священническая молитва: «Владыко, Господи Боже наш…». Возглас иерея: «Твое бо есть, еже миловати и спасати ны…». Благословение елея с чтением над ним молитвы: «Господи, Боже наш, призри ныне милостиво…». Кропление водой всех стен дома. Помазание стен дома елеем со словами: «Благословляется дом сей помазанием святаго елея во Имя Отца и Сына и Святаго Духа». Зажигание свечей перед каждым крестом, изображенным на стенах дома. Стихира: «Благослови, Господи, дом сей…». Евангелие от Луки (19; 1–10). Псалом 100-й: «Милость и суд воспою Тебе…» и каждение дома. Ектенья: «Помилуй нас, Боже…». Возглас иерея: «Услыши ны, Боже, Спасителю наш…». Отпуст. Многолетие. Смысл и назначение молитвословий чина можно понять из его отдельных фрагментов. Так в тропаре на 8-й глас звучит следующее прошение: «Якоже Закхееву дому Твоим, Христе, входом спасение бысть, сице и ныне входом священных служителей Твоих, и с ними святых Твоих Ангел, мир Твой подаждь дому сему и милостиво благослови его, спасая и просвещая всех, жити хотящих в нем…».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Освящение боевого корабля Чинопоследование общего молебна может быть образцом структуры любого молебного пения. В молебнах на различные потребы этот порядок молитв изменяется незначительно: туда включаются или не включаются чтения канона и Евангелия; добавляются прошения в ектеньи (в зависимости от предмета моления); изменяется заключительная молитва . Таким образом, зная последование общего молебна, можно ориентироваться в порядке совершения любого молебного пения. Далее будут даны особенности некоторых наиболее часто совершаемых молебнов. Краткий устав-схема общего молебна I часть I часть Возглас иерея: «Благословен Бог наш…». «Царю Небесный…». «Обычное начало»: Трисвятое по «Отче наш…». Псалом 142-й: «Господи, услыши молитву мою…». «Бог Господь…» со стихами. Тропари: «К Богородице прилежно ныне притецем…». Псалом 50-й. II часть Канон Пресвятой Богородице (ирмос «Воду прошед…»). После 3-й песни: «Спаси от бед рабы твоя, Богородице…». Ектенья сугубая: «Помилуй нас, Боже…». Тропарь: «Моление теплое и стена необоримая…». После 6-й песни: «Спаси от бед рабы твоя, Богородице…». Ектенья малая. Возглас иерея: «Ты бо еси Царь мира…». Кондак: «Предстательство христиан непостыдное…». Прокимен: «Помяну имя Твое во всяком роде и роде» со стихом. Евангелие от Луки (1; 39–56). «Слава» – «Молитвами Богородицы…». «И ныне» – «Помилуй мя, Боже…». Кондак: «Не ввери мя человеческому предстательству…». Ектенья: «Спаси, Боже, люди Твоя…». По 9-й песни: «Достойно есть…». Стихиры: «Высшую Небес…». III часть Трисвятое по «Отче наш…». Возглас: «Яко Твое есть Царство…». Тропари: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас…». Ектенья сугубая: «Помилуй нас, Боже…». Молитва к Пресвятой Богородице. Отпуст. Молебен на Новый год Церковь освящает все, что сопутствует христианину в его повседневной жизни. Одним вещам и явлениям повседневности уделяется большее внимание, другим – меньшее, но все, что окружает человека, должно быть благословлено Богом. Молебное пение на Новый год имеет своей целью прошение о благословении Божием на период жизни человека, охватываемый годовым богослужебным кругом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Иные в сравнении с чином отпевания взрослых мирских читаются Апостол и Евангелие: Апостол – о состоянии тел по воскресении ( 1Кор. 15, 39–46 ), а Евангелие – о воскресении мертвых силою Воскресшего Господа ( Ин. 6, 35–39 ). Вместо разрешительной молитвы читается прощальная молитва «Храняй младенцы…», в которой священник просит, чтобы Господь, уготовивший святым Своим ангельские светозарные места, принял душу младенца. Чин отпевания монахов 1. История чина Современный чин иноческого погребения печатается с Требников 1658 года. Он всецело взят из печатных греческих венецианских Евхоло-гиев начала XVII века. В XVI веке чин иноческото погребения мало чем отличался от отпевания мирских человек. Главною чертою монашеского погребения, как и мирского, служило отсутствие канона и замена его утренними воскресными антифонами восьми гласов с присоединением к каждому антифону четырех стихир «творения Феофана». В самом начале отпевания вместо обычного 90 псалма иногда читался 50 псалом, после которого следовала великая заупокойная ектения, аллилуиа и тропари: «Глубиною мудрости» с Богородичным. Семнадцатая кафизма делилась на две статии, на каждой статии полагалось каждение алтаря и всей Церкви. Остальное последование совпадало с современным. По отпусте священник читал, кроме положенных, еще новую, сравнительно с чином погребения мирских человек, молитву – «отрешению»: «Отреши, Господи, душу раба Твоего, имя рек, от всех злых прегрешений его». 2 Схема современного чинопоследования I часть «Благословен Бог наш…» Псалом 90 Аллилуиа, тропари: «Глубиною мудрости…» Псалом 118 (2 статии), после первой ектения «Паки и паки…» После второй статьи тропари по Непорочных, ектения Тропари «Покой Спасе наш…», «От Девы возсиявый… " Псалом 50 II часть Антифоны степенны воскресные со стихирами восьми гласов Кондак: «Со святыми упокой…» и икос: «Сам Един…» Блаженны с тропарями Прокимен, Апостол, Евангелие Разрешительная молитва Стихиры на последнее целование III часть Лития, отпуст, «Вечная память…»

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Вот схема Вечерни и Утрени: а) восемь молитв и восемь антифонов (два постоянных, шесть, которые менялись). аа) три молитвы [IX] [ Χ] [XI] и три постоянных антифона ( Пс. 114, 115, 116 ) в Вечерне 300 ; две молитвы и три постоянные антифона ( Пс. 50 . Пс. 148–149–150 и Слава в вышних Богу) в Утрене; б) одна молитва оглашенных [XII] и две молитвы верных [XIII] и [XIV] . бб) Просительная ектения и молитва отпуста в Вечерне, в Утрене); в) одна молитва благословения в Вечерне, в Утрене). Примеч.: между аа) и б) могли иметь место чтения; в воскресенье это было Евангелие Воскресения. Слабый пункт нашей гипотезы заключается в том, что три постоянных антифона Утрени имеют только две молитвы, а также то, что второй антифон (Благословен Господь, о котором говорит Симеон), по-видимому, был прибавлен впоследствии; Слава в вышних не могло ли в этом случае рассматриваться как антифон? Этот гимн находится в приложениях Псалтирей, начиная с Александрийского кодекса, следовательно, с V века; но мы предпочитаем оставить этот вопрос открытым. Одно более важное замечание по нашим заключениям вообще может быть вызвано тем, что Часы не появляются нигде в Типиконе Великой Церкви X века 301 . Аргумент ex silentio, несомненно, имеет свою важность, но мы знаем также, что Типикон дает только специальные рубрики, будучи путеводителем для трудных случаев, а не детальным описанием привычных служб. 4 . Час Первый вошел в повседневное чинопоследование позднее, в эпоху, когда основная традиция других шести Часов была уже установлена и когда связи между различными богослужебными географическими пунктами империи больше не существовало; этот новый Час, следовательно, свободно составлялся в каждом центре, посредством материалов, существовавших раньше, более или менее общих; откуда разнообразие и аналогия различных «Первых Часов». 5 . К повседневному чинопоследованию прибавлялись две особые службы «Паннухис» и «Тритоекти». Первая была ночным бдением в дни праздника или поста; она приходилась между Вечерней и службой Полуночи, может быть упраздняя последнюю.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Кроме приведенных трех ключевых моментов существуют и иные описания крещения в книге Деяний и в других Новозаветных книгах. Однако ни в одном из этих описаний не приводится подробного разбора чинопоследования крещения, того, как оно совершалось. В разных общинах существовали разные традиции, поэтому литургическое богослужебное многообразие на протяжении всей истории христианской Церкви развивалось. Наиболее интересным отрывком истории для рассмотрения развития христианского богослужения является Доникейский период (период до четвертого века, когда Христианская Церковь еще не стала разрешенной, и гонения на нее не были прекращены). Это очень творческий период в богослужебном плане, и мы имеем множество памятников того времени, которые формируют и уточняют процесс оглашения и самого чина крещения. Самым интересным памятником Доникейской эпохи является документ, который получил название «Апостольское Предание». Изначально предполагалось, что документ был создан в Риме в третьем веке, и авторство приписывалось Ипполиту Римскому. Сейчас ученые более осторожно относятся к датировке этого текста и авторству. Важность этого документа в том числе подтверждается тем, что на его основе была проведена реформа Ватиканского собора, реформа крещения, реформа миропомазания, реформа Евхаристии. Поэтому рассматривая именно этот памятник, который полностью описывает процесс вхождения человека в церковь в Донекийский период, можно увидеть, как новозаветные схемы и идеи выразились и ритуализировались, приобрели конкретные богослужебные формы четкого чинопоследования. Прежде всего следует сказать, что та схема, которая уже была рассмотрена выше, постепенно расширялась, и каждая ее часть проделывала определенный путь развития. Начнем изучение с первой ступени процесса входа человека в церковь – с катехизации (проповеди). В Доникейскую эпоху возникает катехуменат, как особый период подготовки ко крещению, которой до этого не было. Ранее апостол проповедовал Христа, его слово принималось и сразу же следовало крещение. Такой порядок был естественен для той эпохи, поскольку апостолы путешествовали, и у них не было возможности оставаться долго на одном месте. Кроме того, это объяснялось тем, что люди ожидали скорого пришествия Христа, поэтому они не видели необходимости и не имели времени создавать сложные и долговременные церковные структуры.

http://texts.aquaviva.ru/hulap/

Пшеница, употребляемая в Таинстве, имеет свою символику: обновление жизни физической и духовной и надежда на будущее воскресение. Чинопоследование Таинства Елеосвящения «Последование святаго елеа, певаемое от седми священников, собравшихся в церкви или в дому». Схема чинопоследования Елеосвящения «Последование святаго елеа» условно делится на три части. 1. Молебное пение Начальный возглас: «Благословен Бог наш…». Хор: Аминь. «Обычное начало»: Трисвятое по «Отче наш. " 80 . Псалом 142-й. Малая ектенья. Аллилуиа. Покаянные тропари. Псалом 50-й. Канон с ирмосами: «Моря чермную пучину…». Стихиры. Трисвятое по «Отче наш…». Тропарь: «Скорый в заступлении…». 2. Освящение елея Мирная (великая) ектенья. Молитва на освящение елея. Тропари Господу, Богоматери, святым. 3. Помазание болящего елеем Прокимен, Апостол, Евангелие. Сугубая ектенья. Молитва одного из семи священников. Помазание болящего при чтении молитвы «Отче Святый…». Возложение Евангелия на главу болящего при чтении молитвы «Царю Святый…». Сугубая ектенья. Стихиры. Отпуст. Испрашивание болящим прощения у священников. Молебное пение Молебное пение – первая часть чинопоследования – есть сокращение утрени, совершаемой во дни поста. Совершающие Таинство священники (или священник) становятся перед столом лицом к иконам, держа в руках незажженные свечи. Один из священнослужителей совершает каждение икон, стола, на котором лежат Святое Евангелие и всех принадлежностей, а также больного. Начинается служба возгласом священника: «Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков». Хор: " Аминь». Затем читается «обычное начало»: Трисвятое по «Отче наш», состав молитв в котором описан выше. Далее следуют молитвы: «Господи, помилуй» – 12 раз; «Слава, и ныне»; «Приидите, поклоним ся…» (трижды). Псалом 142-й: " Господи, услыши молитву мою…» помогает человеку осознать свое нынешнее положение и то состояние, в котором он прибегает к этому спасительному Таинству: «Господи! Услышь молитву мою. Враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою, принудил меня жить во тьме, как давно умерших, и уныл во мне дух мой, онемело во мне сердце мое».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

«Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель....» Вот вам и будущая Трисвятая песнь или как говорят католики Sanctus. Около 120 г. шестой папа римский Сикст I введёт эту песнь в состав Евхаристической молитвы. И ныне она существует во всех чинах литургии, отделяя т.н. Префацию (благодарение) отАнамнесиса (Воспоминания). Таким образом к концу I века уже начинает складываться т.н. Евхаристический канон. 7. Последовательность Литургических элементов И в заключение нашей лекции мы уже можем попытаться реконструировать чинопоследование апостольской литургии конца I века: 1 . Пение псалмов, а возможно и гимнов. – 1Кор.14:26  2. Чтение Свящ. Писания – 1Кор.14:26  3. Поучения (или Проповедь) пресвитеров – 1Кор.14:26  3 а. Высказывания пророков и рассуждения – 1Кор.14:29 . 4 . Молитвы о себе и всём мире – 1Тим.2:1–2 . 5 . Благодарение Бога и хлебопреломление. 6 . Преподание Св. Даров под обоими видами. Мы не утверждаем, что эта последовательность элементов соблюдалась каждый раз неукоснительно. 1-й, 3 а и 4-й пункты могли блуждать практически по всей литургии. Но в целом схема тяготела именно к этим опорным точкам, подтверждение чего мы увидим в следующих лекциях. Богослужение 2-го века Здесь будем говорить о богослужении 2 века, т.е. о том, что нам известно из весьма немногих и разнородных источников. Нам придётся рассмотреть эти источники по порядку на фоне основных событий 2 века. А он, как известно, открывается гонением имп. Траяна (98–117 гг.) 1. Епископское Богослужение В это гонение погибли сщмуч. Климент – папа († 101), Симеон еп. Иерусалимский (63–107) и  Игнатий Богоносец – еп. Антиохийский († 110). Обратим внимание, что все трое – епископы. Т.е. с самого начала II века мы уже видим т.н. «Монархический епископат». Св. Климент уже вполне типичный Римский папа, который ощущает свою кафедру первенствующей и на этом основании вмешивается в очередной раскол Коринфской Церкви. Он даже пишет собственное увещательное «Послание к Коринфянам» и по жанру это уже типичная папская энциклика, занудная и поучительная. Но для историков она очень важна, ибо освещает (правда очень тусклым светом) момент перехода власти от пресвитеров к епископам. Этот переход совершался отнюдь не безболезненно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Там же. Там же. Карабинов И.А. Св. Чаша на литургии Преждеосвященных Даров//Христианское чтение. Петроград, 1915. 6. С. 751. Там же. С. 752. Alexopoulos S. The Presanctified Liturgy in the Byzantine Rite: A Comparative Analysis of its Origins, Evolution, and Structural Components. Leuven, 2009. Р. 264-265. Ibid. P. 314. Сравнительно недавно стали появляться греческие чины ЛПД, где буквально воспроизводится способ причащения из литургии св. Иоанна с произнесением соответствующих слов (например, ερατικν Γ, περιχον πασαν τν το ερεως διταξιν ες τν σπερινν κα τν ρθρον κα τν ΘΕΙΑΝ ΛΕΙΤΟΥΡΓΙΑΝ ΤΩΝ ΠΡΟΗΓΙΑΣΜΕΝΟΝ. ΕΚΔΟΣΙΣ ΙΕΡΑΣ ΜΟΝΗΣ ΣΙΜΩΝΟΣ ΠΕΤΡΑΣ. ΑΓΙΟΝ ΟΡΟΣ. 2004. Σελ. 95-96). Однако в этих Служебниках никак не комментируется возникающая литургическая и богословская коллизия: если священник держит в своих руках Тело и Кровь Христову, а говорит: «Честнаго и Пресвятаго и Пречистаго Тела Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа причащаюся аз недостойный ... », то его слова не соответствуют действительности и являются неподобающим игнорированием Крови Христовой; если же для соответствия слов реальности будет приготавливаться Преждеосвященный Агнец ненапоенный Кровью, то такой священнослужитель подпадет под осуждение греческой «Кормчей». Например, в киевском Служебнике 1653 г. (Л. 331-336) в чинопоследовании ЛПД воспроизводится почти буквально схема причащения из литургии св. Иоанна, со всеми соответствующими фразами, что явно противоречило действительности. В середине XVII века Преждеосвященный Агнец всегда был напоен Кровью, а священник и диакон, строго следуя чину причащения в указанном Служебнике, должны были произносить слова только о Теле Христовом: «Честнаго и Пресвятаго и Пречистаго Тела Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа причащаюся аз недостойный ... » (Л. 334 об.). Священнослужитель держал Тело и Кровь Спасителя, а утверждал, что причащается только Тела. Очевидно, что эту несуразность нужно было исправить, и она была исправлена. То же самое касается и Чаши. Священнослужители воспроизводили фразу о причащении Крови Спасителя, а в реальности над Чашей никаких тайносовершительных молитв не читалось. Эта литургическая несуразность возникла из-за прямолинейного благоговейно-боязливого копирования чина причащения из полной Иоанновой литургии в Преждеосвященную.

http://ruskline.ru/opp/2018/mart/21/sode...

Краткий устав-схема чинопоследования отпевания мирян I часть Возглас иерея: «Благословен Бог наш…». «Обычное начало». Псалом 90-й. Чтение кафизмы 17-й: первая статия, по окончании – ектенья; вторая статия, по окончании – ектенья; третья статия, по окончании – тропари «по Непорочных». Ектенья малая. Тропари: «Покой, Спасе наш…» и «От Девы возсиявый…». Псалом 50-й. II часть Канон «Яко по суху…», глас 6-й. Стихиры самогласны: «Кая житейская сладость…». «Блажены» с тропарями. Заупокойные Прокимен, Апостол и Евангелие. Разрешительная молитва. Стихиры при последнем целовании. III часть Лития. Вынос тела из храма. Лития и опускание тела в могилу. Последование погребения мирских человек составлено по образцу торжественной, лишь изредка, в исключительных случаях, совершаемой утрени, что свидетельствует о важности этой службы. Чинопоследование отпевания Отпевание начинается обычным возгласом: «Благословен Бог наш всегда, ныне, и присно, и во веки веков». I часть По возгласе читается «обычное начало» и 90-й псалом. При чтении 90-го псалма в символических образах аспидов и львов изображаются ужасы мытарств, с которыми встретится душа усопшего. Но верную Своему Творцу душу сохранит Господь. Погребение «мирских человек» продолжается кафизмой 17-й (118-й псалом, называемый «Непорочны» от начального его слова), разделенной во имя Святой Троицы на три статии (части), из которых в первой и последней каждый стих сопровождается припевом: «Аллилуиа», а каждый стих второй статии – пением «Помилуй раба Твоего». После первых двух статий звучат малые ектеньи, после третьей – тропари «по Непорочных» Ектенья между статиями содержит следующие прошения. Диакон: «Паки и паки миром Господу помолимся». Хор: «Господи, помилуй» – на каждое прошение. Диакон: «Еще молимся о упокоении души усопшего раба Твоего (душ усопших раб Твоих, имярек), и о еже проститися ему (им) всякому согрешению, вольному же и невольному»; «Яко да Господь Бог наш учинит душу его, идеже праведнии упокояются». «Милости Божия, Царства Небеснаго, и оставления грехов его у Христа Безсмертнаго Царя и Бога нашего, просим».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010