Скачать epub pdf Союз Христа и Церкви Роспись церкви Воскресения Христова в Романове-Борисоглебске 1679–1680 годы В современной православной богословской литературе при рассмотрении вопросов о содержании Таинства Брака или истории его чинопоследования за основу часто принимается следующая схема, изложенная выдающимся богословом и патрологом XX века протоиереем Иоанном Мейендорфом 1 : 1 . До IX века отдельного чинопоследования церковного брака в Православной Церкви не было; Таинство Брака сводилось к особому благословению брачующихся, преподававшемуся за Божественной литургией 2 . 2 . Изменения в византийском законодательстве, сделанные по инициативе императора Льва VI Мудрого (конец IX – начало X века), сделали церковное благословение обязательным при вступлении свободных людей в брак. 3 . Однако многие (в том числе и сам император Лев) вступали в брак не в полном соответствии с требованиями христианской морали, а таковым преподавать Евхаристию нельзя. 4 . Именно потому во времена императора Льва в Церкви и образовалось особое чинопоследование венчания, которое могло уже не содержать Причащения Святых Таин. 5 . Выделившись из Литургии, это чинопоследование все же сохранило следы первоначальной связи с Евхаристией: возглас «Благословенно Царство...», чтение Апостола и Евангелия по литургийному чину, литургийный порядок ектений, пение «Отче наш» и общую чашу. Последняя, собственно, и заменила собой Евхаристию. На первый взгляд схема выглядит логичной. Однако, как будет показано ниже, утверждения 1, 4 и 5, к которым, собственно, и сводится предложенная А. Завьяловым, а вслед за ним и протоиереем Иоанном Мейендорфом версия истории православного чина венчания, в корне неверны. Что мы и постараемся показать, рассмотрев свидетельства источников и предприняв попытку реконструировать на основе источников действительную историю развития православного чинопоследования Таинства Брака. Самые ранние данные о христианском браке содержатся в Новом Завете. Особое внимание вопросам, связанным с браком, уделяет Апостол Павел. Он подчеркивает Божественное происхождение брака, причем, что особенно важно, не только между христианами, но и между язычниками ( 1Кор. 7, 10–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Приложение. Схемы чинопоследований Таинств Чинопоследования Таинств Крещения и Миропомазания Схема чинопоследования Примечания Чинопоследование оглашения Священник дует на оглашаемого, знаменует его и возлагает на него руку Четыре «запрещения» Два заклинания сатаны Два обращения к Богу     В конце четвертой молитвы священник дует на оглашаемого Чин отречения от сатаны и сочетания со Христом Отречение Троекратное отречение     Отрицаеши ли ся… Отрицаюся. Троекратное подтверждение отречения Отреклся ли еси… Отрекохся. Дуновение и плюновение    Сочетание Троекратное сочетание Сочетаваеши ли ся… Сочетаваюся. Сочетался ли еси… Сочетахся. Веруеши ли… Верую… Повторное троекратное подтверждение сочетания Сочетался ли еси… Сочетахся. Поклонение Богу И поклонися Ему. Поклоняюся… Молитва подготовительная ко Крещению Крещение и Миропомазание (Чинопоследование Просвещения) Приготовление Крещения Литургийный возглас     Благословенно Царство… Мирная ектенья с особыми прошениями Дополнительные прошения ектеньи: о воде и крещаемом Тайная молитва священника о себе Освящение воды     три молитвы Освящение елея     Помазание воды с пением Аллилуиа    Крещение Помазание «елеем радования» Троекратное погружение      Крещальная формула: Крещается раб Божий… Во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святого Духа, аминь. Псалом 31 [трижды] Облачение в «ризу правды» с пением тропаря Ризу мне подаждь светлу… Миропомазание Молитва  Благодарение о Крещении; прошение о последующих Таинствах Помазание св. миром     Формула: Печать дара Духа Святого. Аминь. Завершение Шествие вокруг купели с пением Елицы во Христа крестистеся… Трижды Прокимен. Апостол  Послание св. ап. Павла к Римлянам, зач. 91 Аллилуиа, Евангелие     Евангелие от Матфея, зач. 116 Сугубая ектенья    [Отпуст] Чины «восьмого дня» Омовение мира Две молитвы Молитва главопреклонения Окропление и омовение мира Пострижение волос Молитва  Молитва главопреклонения   Крестообразное пострижение Сугубая ектения Отпуст Чинопоследование Таинства Покаяния

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сущность и значение иконостаса в эпоху Православного Возрождения XIV – первой половины XV вв. 28.01.2024 162 Время на чтение 33 минут Фото: Схема иконостаса Успенского собора г.Владимира, 1408 г. Появление высокого иконостаса на Руси связано с литургической реформой, проводимой Константинопольским патриархом Филофеем (1353 - 1355), который будучи игуменом Великой Лавры на Афоне, составил Диадаксис – новое литургическое чинопоследование для унификации богослужения в странах Византийского Содружества. Этими же вопросами богослужебной реформы занимался болгарский патриарх Евфимий Тырновский. Проводником реформы на Руси был митрополит Киприан, рукоположенный патриархом Филофеем 2 декабря 1375 г. в митрополита «киевского, русского и литовского», единомышленник патриаха, который ввел на Руси в конце XIV века новое чинопоследование, связанное с традициями исихазма для упорядочения богослужения Русской Церкви. Митрополит Киприан перевел Диадаксис патриарха Филофея на славянский язык, и творения Дионисия Ареопагита, начало переводам было положено, по мнению О.Г. Ульянова на Святой Горе Афон, где будущий митрополит находился вторично в 1385 году . В выдающемся иконном ансамбле конца XIV в. – деисусном чине, находящемся ныне в Благовещенском соборе Московского Кремля, но перенесенном туда в 1547 г. из другого, неизвестного храма после московского пожара, изображены не только семь центральных фигур, с апостолами Петром и Павлом, но также и два великих епископа – творцы литургий Василий Великий и Иоанн Златоуст, а вслед за ними – святые мученики Димитрий Солунский и Георгий. Спаситель, «Спас в Силах» изображен восседающим на престоле в многоцветном сиянии, в окружении небесных сил и четырех существ – Ангела, Орла, Льва и Тельца, т.е. в образе апокалипсического Пантократора. Происхождение иконографии «Спаса в Силах» связывается с появлением в русских служебниках XV века особого возгласа в чинопоследовании Великого входа с призыванием «Царя Славы», «Господа Сил», произносимыми перед Царскими вратами. Данное нововведение впервые появляется в новом уставе патриарха Филофея.

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/28/...

Глава IV. Богослужение присоединения к Православию Многих людей из «нехристиан» – иудеев, магометан и язычников, а также из христиан, не принадлежащих Православной Церкви и желающих в нее вступить, Святая Церковь приемлет по испытании искренности их веры и особого оглашения. 1. История принятия в Церковь иноверных С древних апостольских времен прилагались к Церкви люди разных вероисповедных направлений. Над ними всегда совершалось молитвенное последование по «Чину присоединения». В восьмой главе «Постановлений апостольских» (IV век) есть предписание епископам и пресвитерам: тщательно испытывать приступающих к Таинству Крещения и узнавать причины, побудившие их принять Слово Господне. При испытании исследовались жизнь и поведение обращающихся, уточнялось, есть ли на то согласие господ, если присоединяемые были рабами, и прочее (Кн. 8, 32).В VII веке Церковь , побуждаемая злоупотреблением евреев, притворно иногда принимавших христианскую веру, постановила вводить их в общение с верными в молитвах и Таинствах не прежде, как они покажут искреннюю веру и исповедуют ее от всего сердца, отвергая еврейские обычаи и дела, сближая и исправляя тем самым и других (8 прав. VII Всел. Соб.). «Искреннее желание и благое произволение» всегда являлись одними из важных условий для присоединения к Православию. В глубокой древности сложилось три способа, или «образа», присоединения к Православию иноверных – 1) через Таинство Крещения, 2) через Таинство Миропомазания и 3) через Таинство Покаяния. До Вселенских Соборов в древней церковной практике были некоторые расхождения в вопросе о том, по какому чину следует приобщать к Церкви тех или иных неправославных христиан, отступивших от истинной веры и пожелавших вернуться к ней. В одних поместных церквах присоединение новатиан, енкратитов, апотактитов и проч. совершалось через Крещение, в других – через Миропомазание, а в третьих – только через отречение от прежних заблуждений и отступничества в Таинстве Покаяния. Решениями 1-го (8-е и 19-е npab.) u II-ro (7-е прав.) Вселенских Соборов были установлены общие правила принятия в Церковь иноверных.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Глава X. Богослужение освящения храма 1. История формирования чина Святая Церковь с глубокой древности установила особые священнодейственные обряды на освящение новосозданного храма, в котором воздвигаются жертвенник и престол Бога Живого. Посвящение храма Богу и освящение его совершалось еще в ветхозаветный период. Патриарх Иаков после явления ему Господа дважды воздвигал во Имя Его каменные алтари и освящал их возлиянием на них елея ( Быт. 28, 18; 35, 14 ). Моисей, соорудив по воле Божией скинию при горе Синайской, торжественно посвятил ее Богу посредством таинственного освящения. И Бог явил в ней видимое знамение Своего присутствия и благоволения: «Покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию. И не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако» ( Исх. 40, 9, 16, 34, 35 ). Соломон с большим великолепием освятил храм Господа, построенный вместо скинии в Иерусалиме, и праздник освящения длился семь дней в присутствии всего народа ( 2Пар. 7, 8–9 ). После плена Вавилонского «сыны Израилевы, священники, левиты и прочие» совершили освящение «дома Божия с радостью» ( Ездр. 6:16 ). После очищения и освящения храма, оскверненного во время гонений Антиоха, было установлено ежегодное семидневное празднование обновления храма. В Ветхозаветной Церкви освящение скинии и храма совершалось через внесение в них Кивота Завета, пение священных песен, жертвоприношение, возлияние жертвенной крови на алтарь, помазание елеем, молитву и народное празднество ( Исх. 40 ; 3Цар. 8 ). Древний обычай освящать храмы Божии унаследован Новозаветной Церковью. Начало освящения собственно христианских храмов для Богослужения указано Самим Спасителем, по велению Которого ученики Его приготовили в Иерусалиме для совершения тайной вечери «горницу большую, устланную, готовую» ( Мк. 14:15 ), и в особой горнице «в молитве и молении» единодушно пребывали и получили обещанного им Святого Духа» ( Деян. 1, 13–14, 2, 1 ). Во времена гонений христиане строили церкви в удаленных местах, обычно над гробами мучеников, чем уже освящались храмы. Упоминания об обрядах освящения храмов встречаются у церковных писателей I-III веков. Из-за преследований гонителей и опасности разрушения храмов обряды освящения совершались не столь торжественно и открыто, как в последующие века.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

В Петербурге представили курс, призванный помочь детям понять Божественную литургию 2 октября, 2013. Новостная служба Программа дополнена двумя аудиодисками, включающими 27 уроков воскресной школы с подробным разбором книги и карты. На диски также записаны песнопения Божественной литургии в исполнении детско-юношеского хора Иоанновского монастыря. 2 октября. ПРАВМИР. Новую образовательную программу, призванную помочь подросткам понять и полюбить Божественную литургию, представили 30 сентября в петербургском книжном доме «Глагол», сообщает «Вода Живая» . Курс, включающий в себя книгу, карту и два аудиодиска, предназначен для детей 10-14 лет. Он разработан в воскресной школе храма святой Анастасии Узорешительницы на Васильевском острове под руководством и авторством Ольги Антиповой. В книге «Божественная литургия с иллюстрациями и пояснениями для детей» содержится чинопоследование главного богослужения Церкви с переводом малопонятных слов и выражений, а также краткими комментариями к ним. Издание красочно оформлено изображениями шедевров мирового христианского искусства, иллюстрирующими суть каждого момента богослужения. Карта Божественной литургии — это подробная образная схема службы, наглядно поясняющая многие ее моменты. По ней можно проследить ход службы, которая и есть путешествие в Небесный Иерусалим — Царствие Божие. Программа дополнена двумя аудиодисками, включающими 27 уроков воскресной школы с подробным разбором книги и карты. На диски также записаны песнопения Божественной литургии в исполнении детско-юношеского хора Иоанновского монастыря: изучающие курс будут слушать пение своих сверстников. Автор программы считает важным научить детей любить Божественную литургию и показать им, что корабль Церкви — это нечто радостное, настоящее, а не занудное и скучное. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/v-peterburge-predstavi...

Образовательная программа для подростков " Путешествие в Небесный град Иерусалим " представлена в Санкт-Петербурге сентября 2013 Она знакомит с Божественной литургией.  Помочь подросткам понять и полюбить Божественную литургию - цель образовательной программы, представленной 30 сентября в петербургском книжном доме " Глагол " . Курс для детей 10-14 лет разработан в воскресной школе  храма святой Анастасии Узорешительницы  на Васильевском острове под руководством и авторством Ольги Антиповой. Его можно изучить по книге, карте и двум аудиодискам.  В книге " Божественная литургия с иллюстрациями и пояснениями для детей "  содержится чинопоследование главного богослужения Церкви с переводом малопонятных слов и выражений, а также краткими комментариями к ним. Издание оформлено ярко и красочно, в нем изобилуют изображения шедевров мирового христианского искусства, помогающие вникнуть в суть каждого момента богослужения. Карта Божественной литургии - это подробная образная схема службы, наглядно поясняющая многие ее моменты. По ней можно проследить ход службы, которая и есть путешествие в Небесный Иерусалим - Царствие Божие. Программа дополнена двумя аудиодисками, включающими 27 уроков воскресной школы с подробным разбором книги и карты. На диски также записаны песнопения Божественной литургии в исполнении детско-юношеского хора Иоанновского монастыря: изучающие курс будут слушать пение своих сверстников. Автор программы считает важным научить детей любить Божественную литургию и показать им, что корабль Церкви - это нечто радостное, настоящее, а не занудное и скучное. " От того, какими мы будем в этом мире, если мы члены Церкви, зависит, как будут смотреть на Церковь другие люди и захотят ли они прийти в нее. Быть христианином - большая ответственность, которая лежит на каждом из нас. Мы должны, как по радуге, бежать в этот мир и нести с собой свет, который получили в Церкви " , - сказала Ольга Антипова. " Вода живая " , 30.09.13 Поделиться 29 марта 2024 28 марта 2024 27 марта 2024 21 марта 2024 16 апреля 2024 15 апреля 2024 11 апреля 2024 11 апреля 2024 12 апреля 2024 27 марта 2024 24 марта 2024 24 марта 2024 17 апреля 2024 17 апреля 2024 16 апреля 2024 15 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=377...

В XVI веке всякий еретик или язычник, прежде чем над ним совершалось Таинство Крещения, поступал в разряд оглашенных. Для этого в богослужебной практике назначалось особое время и определенные молитвы. Из «Устава како достоит творити оглашенника» узнаем, что временем, удобным для подобного совершения, признавался момент в чине Литургии после малого входа, когда совершалась «лития диакон-ская», пелось великое «Господи, помилуй» и читались 5 молитв, в которых испрашивалось Божие благословение «на рабы, оглашенныя, ихже призвал еси званием святым». Оглашение же язычника происходило таким образом. Оглашаемый, явившись в храм, преклонял колена. Священник трижды благословив его, читал молитву, после нее еще раз трижды благословлял и записывал имя его в списке оглашенных и, окончив вторую молитву, отпускал домой. Отпадшее из христианства в язычество дитя принималось в лоно Христовой Церкви после семи дней, в течение которых над ним ежедневно совершались очистительные молитвы. В восьмой день оно миропомазывалось на челе, лице, руках, коленах и персях и, по прочтении положенных молитв, причащалось Святых Таин. Юноша и старец предварительно постились «две четыредесятницы», упражнялись в молитве и коленопреклонении и произносили 100 раз «Господи, помилуй» на каждую огласительную молитву, которые читал священник. Отпадшие в язычество добровольно и обращающиеся снова в христианство постились в течение двух лет, воздерживаясь от мяса, сыра, яиц и вина, ежедневно совершали по сто поклонов и произносили 200 раз «Господи, помилуй». Во всех указанных случаях молитвы читались в таком порядке. Сначала произносилась одна «праведен еси, Господи», потом читались псалмы 50, 37 и 102. Затем следовали еще три молитвы, и священник миропомазывал новообращенного, произнося еще одну молитву, и после обычного окончания отпускал домой. По этому чину совершалось присоединение к Православной Церкви всякого еретика и евреев. 216 2. Чины присоединения к Православию через Таинство Крещения Схема чинопоследования Псалом 33: «Благословлю Господа на всякое время…» Вопрошения и поучения, вопрошение, преклонение колен.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Обычай полагать под престолом останки святых мучеников существует в христианской Церкви с глубокой древности. Он был восстановлен и навсегда утвержден Седьмым Вселенским собором после времен иконоборчества, когда святые мощи выбрасывались из храмов и сжигались. Амвросий Медиоланский в своем письме к Марцеллине, описывая обретение мощей святых мучеников Гервасия и Протасия, говорит следующее об этом обычае: «Сей (Иисус Христос) на алтаре, – Который за всех пострадал, а те (мученики) – под алтарем, которые искуплены Его Кровию». В эпоху гонений алтари, на которых совершалось священнодействие бескровной жертвы, ставились преимущественно на гробах мучеников. Когда гонения прекратились, христиане, не желая забывать о прежних бедствиях, стали строить храмы над гробами святых мучеников. Но поскольку не везде были гробницы мучеников, а по мере увеличения числа христиан росло и количество храмов, христиане стали из отдаленных мест приносить в свои храмы священные останки и полагать их под святым престолом. Перенесение останков святых мучеников и других угодников Божиих Святая Церковь с самых древних времен чтила крестными ходами. Первоначально святые мощи торжественно переносились в новые храмы из обычных мест их погребения. Со временем единственным хранилищем святых останков остались святые храмы, поэтому уже с VI века святые мощи переносились в новопостроенный храм из ближайших храмов. В 558 году при освящении храма святых Апостолов из другого храма был Крестный ход. Патриарх Мина ехал на императорской колеснице, держа три ковчега с мощами святых апостолов Андрея, Луки и Тимофея. Историческое свидетельство о кроплении святою водою стен и принадлежностей храма впервые встречается у святого Григория Двоеслова , хотя несомненно, что этот обряд установлен значительно раньше, потому что употребление святой воды было известно у христиан еще до времен святого Григория – с апостольского периода. Если освящение храмов ведет свое начало с момента возникновения самой Церкви, то так же давно употреблялись при освящении храмов и молитвы, поскольку они составляют непременный атрибут всякого христианского Богослужения. С IV века до нашего времени сохранилась молитва Амвросия Медиоланского на освящение храма, сходная с нынешней молитвой, произносимой при освящении храма после устроения престола. Относительно других молитв, произносимых в чине освящения храма, не сохранилось никаких исторических следов. 2. Схема чинопоследования освящения храма архиереем

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Молитва «Благословен еси, Господи, от всех языков…» Оглашение первое: псалом 8: «Господи Господь наш, яко чудно имя Твое…»; наставление; вопрошения; отрицания; сочетавание Богу. Оглашение второе: вопрошения, исповедание Православной веры; молитва «Боже Великий, первобытную тьму просветивый…»; молитва «Боже Великий и Дивный…» Святое Крещение по чину Православной Церкви. Происхождение и содержание чина С первых веков христианства Церковь присоединяла к себе язычников, иудеев и других иноверных через Таинство Крещения. В первый раз чин присоединения еретиков через Крещение, как отдельный от общего чинопоследования Крещения иноверных, встречается в «патриаршем Евхологионе», неизвестно когда составленном, но известном уже в начале XV века – чин, помещенный в «Евхологионе» Гоара. В том же Евхологионе Гоар помещает и другой древний чин присоединения через Крещение манихеев, отличающийся от общего чинопоследования Крещения в некоторых частностях, но по своему внутреннему характеру вполне согласный с этим последним. Присоединяемый по этому чину должен предварительно две недели поститься, при отрицании – произносить проклятие сначала на начальников ересей, а потом на их последователей, хулящих Ветхий и Новый Завет , пророков и Моисея, признающих два начала бытия – доброе и злое, поклоняющихся солнцу, звездам и т.д. В этом же чине помещается и известная молитва оглашения: «Боже великий, высокий и великой менитый… » 217 В рукописных славянских требниках и сборниках XV и XVI веков помещаются те же самые чины Крещения еретиков, что и в Евхологионе Гоара. Таковы чины – «о еже како достоит приимати, еже от ересей различных святей Божией апостольстей Церкви приходящих» и «како достоит приимати списанием ересь тех, иже от манихеи приходящих святей Божией соборной и апостольстей Церкви» – в рукописном требнике начала XV века и в требнике XVI века. В рукописных и печатных требниках XVII века чины Крещения неправославных и других иноверных излагаются уже гораздо полнее и подробнее. В них содержатся оглашения, молитвы, вопрошения о вере и отрицания от заблуждений.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010