Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИМЕРЕТИНСКАЯ ЕПАРХИЯ Имеретинская епархия [груз. ] (19 нояб. 1821 - 17 сент. 1917) Грузинского Экзархата РПЦ . Территория При образовании И. е. в ее состав вошли древние епархии (Кутаисская, Гаенатская (Гелатская), Хонская и Никорцминдская (Рачинская)), подчинявшиеся Абхазскому (Западногрузинскому) Католикосату (Грузинская Православная Церковь (ГПЦ)) и занимавшие территории западногруз. царства Имерети (с вхождением в состав Российской империи - Имеретинская обл.; с 1846 - Рачинский, Шорапанский, Кутаисский уезды Кутаисской губ.). В 1829 г., с присоединением к России Ахалцихского края, территории, до завоевания турками в XVII в. Юж. Грузии находившиеся в юрисдикции Ацкурской и Кумурдойской епархий ГПЦ, вошли в И. е. В составе И. е. находились также территории: Гурии, с 1833 по 1 апр. 1844 г. (затем вошли в возобновленную в 1844 Гурийскую, с 1885 - в Гурийско-Мингрельскую епархию); Абхазии, до 1851 г. (вошли в образованную в 1851 Абхазскую епархию) и с 30 мая 1869 по 12 июля 1885 г. (вошли в образованную в 1885 Сухумскую епархию); некоторые области Мегрелии (Мингрелии) - районы Сенакского и Зугдидского уездов Кутаисской губ., с 16 мая 1874 по 12 июля 1885 г. (вошли в Гурийско-Мингрельскую епархию). История В нач. XIX в. груз. территории постепенно утрачивали независимость. В 1811 г. была упразднена автокефалия Церкви Вост. Грузии - Мцхетского Католикосата, территории к-рого были включены в состав новообразованного (30 июня 1811) Грузинского Экзархата РПЦ. Встал вопрос об отмене автокефалии Церкви на территории Зап. Грузии - Абхазского (Западногрузинского) Католикосата. 30 авг. 1814 г., с образованием Грузино-Имеретинской синодальной конторы , в юрисдикцию РПЦ номинально вошли и епархии на присоединенных к России территориях Зап. Грузии. Экзарх Грузии митр. Варлаам (Эристави; 30 авг. 1814 - 14 мая 1817) должен был провести в Зап. Грузии те же адм. преобразования, к-рые были осуществлены в Вост. Грузии: открыть духовную дикастерию в Кутаисе, уменьшить число епархий и духовенства, произвести опись и секуляризацию церковного имущества, перевести церковных дворян, крестьян и их земельные владения в казенное ведомство и др. Однако из-за массовых выступлений населения и духовенства Имерети власти на данном этапе не смогли этого осуществить (АКавАК. 1874. Т. 6. С. 369). 17 окт. 1814 г. вместо дикастерии в Кутаисе была открыта епархиальная канцелярия Имерети (утверждена имп. Александром I 19 нояб. 1821) ( Вачридзе. 1999. С. 233). Изменения были произведены в составе Грузино-Имеретинской синодальной конторы: из 3 архимандритов Вост. Грузию представляли 2, Западную - 1 (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 780. Л. 1).

http://pravenc.ru/text/389493.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ [Грузинский Экзархат Святейшего Синода Православной Российской Церкви] (30 июня 1811 - 10 июля 1917; до 21 февр. 1920 - Кавказский Экзархат РПЦ), правосл. Церковь на территории Грузии после ее вхождения в состав Российской империи и упразднения автокефалии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), а также на территории совр. Армении и Азербайджана. Территория В 1811 г. Г. Э. охватил территорию груз. исторических областей Картли и Кахети в Вост. Грузии (Грузинская губ.; с 1846 Тифлисская губ. без Джаро-Белоканского, позже Закатальского окр.), к-рые вошли в состав Мцхетско-Карталинской и Алавердско-Кахетинской епархий. В 1815 г. в состав Г. Э. была включена Церковь на территории Имерети в Зап. Грузии (Имеретинская обл.; с 1846 Рачинский, Шорапанский, Кутаисский уезды Кутаисской губ.; Имеретинская епархия); в 1828 г.- Гурии в Зап. Грузии (Озургетский у.; Гурийско-Мингрельская епархия). В 1829 г. с вхождением в состав Российской империи Юж. Грузии (Самцхе-Саатабаго) в Карталинско-Кахетинскую епархию Г. Э. вошли Ахалкалакский и Ахалцихский уезды. В 1830 г. был присоединен Саингило в Вост. Грузии (Джаро-Белоканская обл.; Карталинско-Кахетинская епархия); в 1857 г.- Сванети и Одиши в Зап. Грузии (Лечхумский, Зугдидский и Сенакский уезды; Гурийско-Мингрельская епархия). В 1851 г. была образована Абхазская епархия (с 1885 Сухумская; Сухумский и Черноморский округа). В 1878 г. в состав Г. Э. вошли территории Юго-Зап. Грузии (Аджария, Шавшети, Кларджети, Имерхеви, Кола, Артаани, Олтиси; Артвинский, Батумский и Ольтинский округа; Гурийско-Мингрельская епархия). В 1912 г. в Г. Э. помимо территории Грузии входили также территории Вост. и Зап. Армении (Карсская обл. и Эриванская губ.; Эриванское вик-ство Карталинско-Кахетинской епархии) и совр. Азербайджана (Бакинская и Елизаветпольская губернии; Бакинское вик-ство Карталинско-Кахетинской епархии). Состояние ГПЦ в нач. XIX в. и в первые годы после вхождения Вост. Грузии в состав Российской империи

http://pravenc.ru/text/168201.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРГВЕТСКО-УБИССКАЯ ЕПАРХИЯ [Груз. ] Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с кафедрой епископа в ц. в честь Успения Пресв. Богородицы в г. Зестафони и резиденцией в мон-ре Убиси . Расположена на территории исторической груз. пров. Аргвети в Земо-Имерети (В. Имерети, Зап. Грузия). Эти территории в древности относились к Кутаисской епархии ГПЦ и позже - к Маргветской. Юрисдикция М.-У. е. охватывает муниципалитеты Грузии Зестафони и Харагаули. С запада граничит с Ванско-Багдатийской епархией, с севера - с Терджольско-Ткибульской и Чиатурско-Сачхерской епархиями, с востока - с Сурамско-Хашурской. 8-17 сент. 1917 г. на 1-м Соборе ГПЦ были восстановлены нек-рые древние епархии. Территория исторической Маргветской епархии вошла в состав Гаенатской (см. в ст. Кутаисско-Гаенатская епархия ). По постановлению Католикосского совета ГПЦ от 22 янв. 1926 г., из нее была выделена Маргветская епархия, которая охватила территории совр. муниципалитета Шорапани в Земо-Имерети ( Анания (Джапаридзе). 2003. С. 340, 342). 26 янв. 1926 г. правящим епископом был назначен настоятель кафедрального собора во имя св. Марины в г. Озургети прот. Варлаам Махарадзе. Он принял постриг, и 7 марта того же года в патриаршем соборе Тбилисский Сиони в Тифлисе католикос-патриарх Грузии исп. Амвросий (Хелая) и митр. Ниноцминдский Каллистрат (Цинцадзе) (впосл. католикос-патриарх Грузии) хиротонисали его во архиерея. 8 апр. еп. Варлаам прибыл в епархию. В состав Маргветской епархии входили 8 благочиний: Сачхерское, Чиатурское, Сверское, Шорапанское, Аргветское, Чхарское, Амашукетское, Харагаульское; в епархии действовали 136 храмов, 36 приписных церквей, служили 124 священника, 1 диакон. 29 окт. 1928 г. еп. Варлаам был переведен на Сухумско-Абхазскую кафедру, Маргветской епархией до 1930 г. управлял Кутаисско-Гаенатский митр. Давид (Качахидзе). В 30-х гг. XX в. были подвергнуты репрессиям клирики Маргветской епархии: прот.

http://pravenc.ru/text/2561966.html

Москва - Сухум - Тбилиси, 15 мая, Благовест-инфо. Вновь обострился конфликт внутри православного клира Абхазии. Как и год назад, молодые иеромонахи Андрей (Ампар) и Дорофей (Дбар) обвиняют священника Виссариона Аплиаа в узурпации власти в епархии.  «Год назад было подписано «Майкопское соглашение», по которому в Абхазской епархии должно быть два равнополномочных сопредседателя, однако отец Виссарион отказывается выполнять это условие и провозглашает себя единоличным главой епархии»,- цитирует агентство GHN оо. Андрея и Дорофея, последний из которых возглавляет Новоафонское духовное училище. Особое возмущение противников о. Виссариона вызывает тот факт, что он подписывает документы от имени Сухумско-Абхазской епархии. «Такое название епархия имела в пору вхождения Абхазии в состав Грузии, -- заявляют оо. Андрей и Дорофей. -- Сейчас же мы по решению епархиального совета называемся Абхазской епархией, и подписывать документы  от имени Сухумско-Абхазской епархии означает признавать статус абхазского  правительства, находящегося в изгнании в Тбилиси». Со своей стороны, о. Виссарион называет своих оппонентов «разрушителями абхазской Церкви». Кроме того, он инкриминирует им встречи с побывавшим в Абхазии папским нунцием архиепископом Клаудио Гуджеротти, обвиняя их в переходе в католичество. В интервью «Чегемской правде», которое цитирует ИА REGNUM , оба священнослужителя опровергают эти обвинения, подчеркивая, что до сих пор за помощью они обращались только к Московской патриархии. Однако сейчас, по их мнению, есть возможность решать свои проблемы в «границах других автокефальных Церквей». В мае прошлого года иеромонахи Андрей и Дорофей уже вступали в резкий конфликт с о. Виссарионом, и ситуация была урегулирована благодаря участию архиепископа Майкопского и Адыгейского Пантелеимона (Кутового), при посредничестве которого стороны заключили так называемое «Майкопское соглашение», в соответствии с которым оо. Виссарион и Андрей стали «сопредседателями» Абхазской епархии. В начале мая делегация Ново-Афонского монастыря во главе с иеромонахом Андреем посетила Тираспольско-Дубоссарскую епархию. Как сообщили «Новому Региону» в пресс-службе епархии, визит абхазских единоверцев был приурочен к пасхальным торжествам в республике и завершился церемонией возложения венков 9 мая на Мемориале славы в Тирасполе. По словам о. Андрея, «Приднестровье и Абхазию объединяют не только пережитые военные конфликты, но и вера». «Наш визит в Тираспольско-Дубоссарскую епархию – именно с этой целью», – сказал он.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДРАНДА Мон-рь Дранда. Фотография. 80-е гг. XIX в. (Архив Грузинской Патриархии) Мон-рь Дранда. Фотография. 80-е гг. XIX в. (Архив Грузинской Патриархии) [груз. ], в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь (9 мая 1883-1928) Сухумской епархии Грузинского Экзархата РПЦ (с 1917 Кавказского Экзархата РПЦ, с сент. 1919 Грузинской Православной Церкви), общежительный. Основан при древней, находившейся в запустении церкви в с. Дранда , к-рая в XIX в. привлекла внимание ученых. По свидетельству С. Саблина, «окрестные жители-абхазцы, не только христиане и магометане, но даже не исповедующие никакой религии (а в Абхазии весьма много таких), имеют особенное уважение к этому храму и во всех важных случаях прибегают к нему» ( Саблин. 1846. С. 4). В 1860 г. мон-рь обследовал груз. историк Д. Бакрадзе ( Бакрадзе. 1875. С. 65). 20 мая 1868 г. церковь осмотрел обозревавший Абхазскую епархию еп. Имеретинский св. Гавриил (Кикодзе) , поставивший перед Обществом восстановления православного христианства на Кавказе вопрос о возобновлении храма. Усилиями святителя восстановительные работы были завершены в 1871 г., 21 окт. еп. Гавриил освятил храм ( Гавриил (Кикодзе). 1872. С. 12-14). Известны имена первых священнослужителей в храме - это Иоанн (Гегенава), Иоанн (Кереселидзе), причетник Петр Пилия, миссионерствовавшие среди местных мусульман и язычников. Во время русско-тур. войны 1877-1878 гг. выступившие на стороне турок абхазы-мусульмане разорили церковь. В 1880 г. рус. насельники афонского мон-ря Ивирон иеромонахи Модест и Варлаам обратились к российскому правительству с просьбой об устройстве мон-ря на развалинах церкви. Просьбу поддержал главноуправляющий Кавказом кн. А. М. Дондуков-Корсаков, лично разработавший порядок устройства общежительного мон-ря. Руководствуясь Высочайшим повелением от 9 мая 1881 г., Святейший Синод определил учредить Д. с условием основания при нем учебного и благотворительного заведения. 9 мая 1883 г. доклад Синода получил Высочайшее утверждение ( Агафодор (Преображенский). 1894. С. 23-25). В том же году с Афона прибыли иеромонахи Модест и Варлаам и 10 чел. братии и приступили к восстановительным работам. Из Иверского мон-ря они привезли копию чудотворной Иверской иконы Божией Матери , часть Древа Животворящего Креста Господня, частицы мощей вмч. Пантелеимона, сщмч. Харалампия, мучениц Веры, Надежды, Любови, св. равноап. Марии Магдалины. Согласно местному монастырскому преданию, в 1885 г. при расчистке храма в земле был обретен список иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» , к-рую датируют 80-ми гг. XIX в. На иконе была изображена Богоматерь в окружении облаков, без Младенца и страждущих ( Боярский. 1894. С. 15). Восстановительные работы в Д. были завершены в 1886 г. При еп. Агафодоре в Москве был заказан и изготовлен иконостас.

http://pravenc.ru/text/180405.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЫХНЫ [Груз. , ], архитектурный комплекс Сухумо-Абхазской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (X в.) (с. Лыхны, муниципалитет Гудаута, Абхазия) и двором-резиденцией абхазских князей Шервашидзе; памятник культурного наследия Грузии. История Основные исторические сведения о Л. можно почерпнуть на основе анализа архитектуры и живописи церкви, которая была построена на месте древнеязыческого капища. Село Лыхны было летней резиденцией абх. князей Шервашидзе; в средневек. источниках это место называется Зуфу, в более поздних зафиксировано тур. название Соук-су (Холодный родник). Выстроенный вблизи церкви монументальный дворец Шервашидзе представляет собой образец светской архитектуры позднего средневековья (перестроен и расширен в XIX в.). Комплекс Лыхны Комплекс Лыхны Впервые Л. описал франц. картвелолог М. И. Броссе в 1848 г., ученый опубликовал несколько груз. надписей, в т. ч. ныне не сохранившуюся надпись о появлении кометы Галлея в 1066 г., в царствование Баграта IV ( Гиоргобиани. 1976. С. 25-29). В 1821 г. в Л. был похоронен последний владетельный абх. кн. Сафар Али-бей Чачба (Георгий Шервашидзе), его останки были перенесены сюда из Сухумской крепости. В сер. XIX в. по распоряжению имп. Николая I здесь был устроен мон-рь. В 1855 г. храм был освящен в честь Успения Пресв. Богородицы. В течение веков на Лыхненской поляне (абх. Лыхнашта) близ церкви устраивали народные сходы. 26 июля 1866 г. в Абхазии вспыхнуло антиправительственное восстание, начавшееся с 7-тысячного схода на Лыхнашта. Были убиты начальник Сухумского военного отдела полковник В. Коньяр и др. представители власти и военные. Восстание было подавлено, резиденция абх. князей разрушена кутаисским ген.-губернатором Д. И. Святополк-Мирским. Слева от церкви в память о Коньяре была воздвигнута часовня. 23 нояб. 1914 г. еп. Уфимский Андрей (Ухтомский) , в 1911-1913 гг. возглавлявший Сухумо-Абхазскую епархию Грузинского Экзархата РПЦ, пожертвовал Л. икону Пресв. Богородицы «Знамение», ставшую местной святыней. Образ в чеканном окладе с эмалью на золотом фоне представляет собой копию чудотворной Серафимо-Понетаевской иконы Божией Матери «Знамение» 1879 г. Это единственная икона, содержащая надпись на абх. языке, выполненную дореволюционным письмом.

http://pravenc.ru/text/2110946.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Еп. Геннадий (Павлинский). Фотография. 80-е гг. XIX в. (РГИА) (Павлинский Гавриил; 1833, Тульская губ.- 31.03.1889, Новоафонский мон-рь), еп. Сухумский Грузинского Экзархата. Род. в семье причетника, в 1858 г. окончил Тульскую ДС, 12 авг. 1858 г. поступил в братство Троице-Сергиевой лавры , 3 авг. 1861 г. пострижен в монашество, 19 нояб. 1865 г. рукоположен во диакона, 2 февр. 1869 г. во иерея. 5 июня 1881 г. назначен помощником казначея лавры, заведовал свечной лавкой. В июне 1886 г. возведен в сан архимандрита. 29 нояб. 1886 г. Г. был назначен епископом новооткрытой в 1885 г. Сухумской епархии в составе Грузинского Экзархата. 28 дек. 1886 г. состоялась хиротония Г., к-рую возглавил Московский митр. Иоанникий (Руднев) . Г. проживал в Новоафонском во имя св. ап. Симона Кананита муж. мон-ре . Восстанавливал абх. храмы, сильно пострадавшие во время русско-тур. войны 1877-1878 гг., устроил неск. молитвенных домов. По инициативе Г. на средства Святейшего Синода и Общества восстановления православного христианства на Кавказе были построены храмы в Даховском посаде (с 1896 Сочи) и в Адлере. Главным препятствием в деле религ. просвещения абхазцев Г. называл замещение священнических мест представителями др. народов. Заботился об организации сети церковноприходских школ в Абхазии, настаивал на открытии Абхазского ДУ, в 1888 г. представил экзарху Грузии Карталинскому и Кахетинскому архиеп. Палладию (Раеву) свои соображения, предлагая устроить уч-ще при Новоафонском мон-ре по образцу Ардонского ДУ. В то же время видел основу благосостояния абхазцев в приобщении к рус. культуре. По ходатайству Г. 8 абх. мальчиков были направлены в Варваринскую сельскохозяйственную школу Черноморского окр. Несмотря на слабое здоровье, Г. лично объезжал верхом на лошади всю епархию, крестил ок. 2 тыс. абхазцев. Почти половину своих средств отдавал вдовам и сиротам из духовенства. Погребен в ц. св. ап. Симона Кананита в Новоафонском мон-ре. Лит.: Отчет Об-ва восстановления правосл. христианства на Кавказе за 1888 г. Тифлис, 1889; Нужды Сухумской епархии//ЦВед. 1888. 8. С. 214-216; Обращение абхазцев-магометан в Православие//Там же. 1889. 1. С. 16-17; Преосв. Геннадий, еп. Сухумский//Там же. 17. С. 467; Доп. к некрологу преосв. Геннадия//Там же. 22. С. 627-628; Памяти преосв. Геннадия, еп. Сухумского//Там же. 31. С. 920-923. Т. А. Богданова Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/162094.html

Цари Имерети Александр V (1720-1752, с перерывами), Соломон I (1752-1784, с перерывами), Давид II (1784-1789), царь св. Соломон II (1789-1810) жертвовали И. крепостных и поместья ( Какабадзе. 1925. С. 160-173). В 1748 г. серебряная икона вмч. Георгия была отреставрирована царевичем Мамукой, братом Александра V, и его супругой Дареджан Дадиани. Вероятно, была отремонтирована церковь ( Кация. 1963. С. 26). И. был одним из богатейших храмов в Зап. Грузии, владел землями, лесами, пастбищами, крестьянами в Мегрелии, Абхазии, Имерети. В XVIII - нач. XIX в. в оккупированных турками Одиши и Абхазии только в И. не прекращались богослужения, как об этом сообщает в письме главноуправляющему Грузией ген. А. П. Тормасову 23 дек. 1809 г. прот. Иоанн Иоселиани, духовник мегрельских владетельных князей Дадиани (АКавАК. 1870. Т. 4. С. 415-416). После временного упразднения Бедийской епархии И. перешла в юрисдикцию Цаишской епархии. Еп. Цаишский Григорий (Чиковани) (1777-1823) проявлял заботу об украшении И., при нем была вновь реставрирована икона вмч. Георгия ( Амвросий (Хелая). 1918; Brosset. 1849. P. 96). Церковь неоднократно упоминается в документации главноуправляющего Грузией ген. П. Д. Цицианова : в 1805 г. решался вопрос о размещении рус. военных частей в И. как в «удобнейшем месте» - И. на тот момент находилась в приграничной зоне контролируемых Российской империей территорий (АКавАК. 1868. Т. 2. С. 520, 527, 528, 531, 538). После упразднения в 1823 г. Цаишской епархии И. находилась в юрисдикции Чкондидской (до 1829), затем эти территории вошли сначала в Мингрельскую епархию в составе Грузинского Экзархата РПЦ (до 1851), затем в образованную Абхазскую (1851-1869), позже в Имеретинскую (1869-1885) и, наконец, в образованную Сухумскую (1885-1917) епархию. В 30-60-х гг. И., расположенная на принадлежащем Мегрелии берегу р. Галидзга, стала предметом притязаний абх. владетельного кн. Михаила Шервашидзе. Между абх. племенами происходили частые столкновения, был сожжен дом князя и совершено нападение на И. (Очерки истории Абхазской АССР. 1960. С. 177).

http://pravenc.ru/text/389441.html

архиеп. Алавердский и Телавский Гервасий (Мачавариани) епископ, бывший (с 30.06.1811) еп. Цылканский с 30.08.1814 † 5.02.1817 Стефан (кн. Джорджадзе) архиепископ, бывший архиеп. Руставский с 28.12.1818 † 18.11.1839 Никифор (кн. Джорджадзе) епископ, рукоположен с 5.04.1842 † 3.12.1851 Иоанн (Авалиани) епископ, рукоположен с 13.04.1852 † 6.04.1858 Гавриил (Кикодзе) епископ, рукоположен с 6.12.1858 по 2.06.1860 еп. Имеретинский; † 26.04.1896 Геронтий (Папиташвили) епископ, бывший еп. Мингрельский с 19.05.1862 по 30.05.1869 на покое; † 1.07.1871 Александр (Окропиридзе) епископ, бывший еп. Абхазский с 30.05.1869 по 20.03.1898 еп. Гурийско-Мингрельский; † 9.11.1907 Алавердский епископ С 1 марта 1886 года Виссарион (Дадиани) епископ, бывший еп. Мингрельский, викарий Имеретинской епархии с 1.03.1886 по 6.06.1898 еп. Имеретинский; † 4.08.1900 Владикавказский епископ С 3 апреля 1875 года Кафедра во Владикавказе Иосиф (Чепиговский) епископ, рукоположен с 13.11.1875 по 29.06.1885 еп. Владикавказский и Моздокский С 23 апреля 1885 года преобразована в самостоятельную епархию с присоединением Моздокской епископии. Кафедра во Владикавказе, в составе Грузинского экзархата. Сухумская 87 Возобновлена 12 июня 1885 года Кафедра в Сухуми Геннадий (Павлинский) епископ, рукоположен с 28.12.1886 † 31.03.1889 Александр (Хованский) епископ, рукоположен с 29.05.1889 † 12.02.1891 Агафодор (Преображенский) епископ, бывший еп. Балахнинский, викарий Нижегородской епархии со 2.03.1891 по 17.07.1893 еп. Ставропольский и Екатеринодарский; † после 1919 80 При формировании Грузинского экзархата в 1811 году имелось 11 епархий и 4 викариатства (епархии Мцхетско-Иверского патриархата), число которых со временем уменьшилось. В 1814 году в состав Грузинского экзархата вошли и епархии Имеретинско-Абхазского католикосата. 81 Католикос Абхазии (или Западной Грузии) именовался наместником святого Андрея Первозванного или «сидящим на троне святого Андрея». Упразднен в 1795 году, после чего вся Грузия перешла в ведение католикоса Карталинского, имевшего пребывание в Мцхете. В 1814 году Церковь Западной Грузии перешла в ведение Грузино-Имеретинской синодальной конторы и вошла в состав Грузинского экзархата РПЦ.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Именным указом имп. Александра III Александровича от 16 июля 1882 г. П. был назначен архиепископом Карталинским и Кахетинским, экзархом Грузии, постоянным членом Синода. 10 авг. П. выехал в Одессу, чтобы попрощаться с другом - архиеп. Херсонским Димитрием (Муретовым), 12 авг. посетил Новонямецкий в честь Вознесения Господня мужской монастырь . При прощании с паствой П. отметил, что, возможно, в его «деятельности обрелось нечто погрешительное, одностороннее, несовершенное», поэтому «Господь призывает сюда иного деятеля для исправления погрешительно мною сделанного» (Слово. 1882. С. 847). Его преемником на Кишинёвской кафедре стал архиеп. Сергий (Ляпидевский) . Одним из последних деяний П. на Кишинёвской кафедре стало освящение 16 авг. нового здания жен. гимназии. 18 авг. 1882 г. он выехал из Кишинёва. Д. Б. К. 2 окт. 1882 г. П. прибыл в Тифлис, духовенство города встретило его в церкви Квашвети. В кафедральном соборе Сиони (см. Тбилисский Сиони ) был отслужен молебен, П. произнес приветственное слово, в к-ром «выразил готовность полюбить и защитить новую паству» (Дроеба (Времена): Газ. Тифлис. 1882. 208. С. 1). При П. изменилась структура Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви : из его состава было выведено Владикавказское викариатство , преобразованное в 1885 г. во Владикавказскую и Моздокскую епархию ; в Зап. Грузии учреждены 2 епархии - Сухумская (см.: Сухумо-Абхазская епархия ), территория которой была выделена из состава Имеретинской епархии (1885), и Гурийско-Мингрельская епархия (путем слияния Мингрельской и Гурийской епархий, 1886); в составе Карталино-Кахетинской (Грузинской) епархии образовано Алавердское викариатство (1886). Также был изменен устав Общества восстановления православного христианства на Кавказе , председателем к-рого стал экзарх (1885). В 1883 г. под редакцией прот. Д. Гамбашидзе стал выходить правосл. ж. «Мцкемси» (Пастырь). По инициативе П. были куплены здание для Тифлисского жен. епархиального училища имени равноап. Нины (за 40 тыс. р.), дом с землей для Озургетского ДУ (за 30 тыс. р.), земля для Горийского ДУ, а также возобновлено Телавское ДУ, для которого построены здания. В с. Ардон (ныне город, Сев. Осетия) открыто Александровское ДУ, готовившее священнослужителей для осет. приходов (в 1895 преобразовано в семинарию). Архиерей учредил братство Пресв. Богородицы, «имеющее целью утверждение православной веры в народе» ( Невзоров. 1892. С. 696). Считается, что при П. из Успенского храма Метехи исчезла чтимая икона Божией Матери, из Сиони - чудотворная икона равноап. Нины.

http://pravenc.ru/text/2578489.html

  001     002    003    004